Сделай Сам Свою Работу на 5

Задачи воспитания гармонично развитой личности. Не





меньшее значение имеет и другая сторона логопедической работы — устранение у заикающихся детей возможных пси­хологических уклонений, воспитание правильного отноше­ния к своему дефекту, к себе, к своему месту в коллективе, к окружающим, выработка правильного поведения в коллек­тиве, а также развитие их интеллектуальных способностей, этических и нравственных представлений.

С этой целью логопед широко использует в своей работе методы разъяснения, убеждения, внушения и обучения. В доступной форме разъясняет детям, почему у них затруд­нена речь (спешит в разговоре, неправильно дышит, излиш­не обращает внимание на свою речь, стесняется окружаю­щих и т. д.). Детям школьного возраста разъясняются в дос­тупной форме механизм заикания, приемы его преодоления и т. д. Логопеду необходимо убедить ребенка в том, что в его неправильной речи ничего постыдного или страшного нет. Чтобы успешнее избавиться от неправильной речи, нужно следить за собой: не спешить, говорить громко, спокойно, уверенно, яснее произносить гласные звуки и т. д.

Логопед должен постоянно убеждать заикающегося ребен­ка в том, что он может говорить хорошо, свободно, внушать ему, что с каждым днем он говорит все лучше и лучше. Для этого используя облегченные формы речи, логопед демонст­рирует ребенку его же свободную речь: «Вот видишь, ты сей­час сказал хорошо, правильно. Ты умеешь говорить хорошо и свободно. Надо только не торопиться в разговоре (или: го­ворить громко, смело, выразительно и т. д.). Ты теперь все­гда сможешь говорить хорошо, если будешь стараться».



Логопед обязан быть внимательным к состоянию речи ребенка и отмечать на каждом занятии ее положительные стороны. Каждое речевое занятие должно приносить ребен­ку чувство удовлетворения от своей правильной речи, от ус­пехов, которые он делает.

Постоянная фиксация на успехах не только стимули­рует ребенка для дальнейших занятий, но и постепенно вы­тесняет у него мысли о своей неполноценности, способству­ет появлению уверенности в своих силах, в положитель­ном исходе занятий. Таким образом, происходит постепен­ная перестройка отношения его к своему дефекту, к себе, к окружающим, меняются в лучшую сторону его характе­рологические черты.



 

Итак, воспитание навыков свободной, правильной речи и гармонично развитой личности — это две главные задачи логопедической работы с заикающимися.

 

Формы логопедической работы.К обязательным форма^ работы с заикающимися детьми относятся следующие: пси­холого-педагогическое изучение ребенка, логопедические за­нятия, организация самостоятельной работы, использование в логопедической работе помощи разных специалистов, кон­сультативно-методическая работа с родителями и педагога­ми ребенка, самообразование и повышение квалификации логопеда.

 

Совокупность названных форм работы логопеда в прак­тическом учреждении составляет целостную и необходи­мую систему организации логопедической работы с заика­ющимися.

 

Психолого-педагогическое изучение заикающегося ре­бенка.С этого фактически начинается логопедическая ра­бота, оно по существу определяет выбор средств и приемов до начала и в процессе этой работы, позволяет оценить ее ре­зультативность и дать рекомендации после окончания.

 

Психолого-педагогическое изучение заикающегося ребен­ка состоит из первичного логопедического обследования, ди­намического наблюдения в процессе логопедической рабо­ты с ним и заключительного обследования (эпикриза) перед выпуском.

 

В конкретные задачи изучения ребенка логопедом входят: 1) сбор анамнестических сведений, позволяющий судить об особенностях его раннего развития, о причинах заикания и разворачивающейся картине его проявления; 2) определе­ние места и форм речевых судорог, частоты их проявления и сохранных речевых возможностей (уровень здоровой речи); 3) обследование состояния устной и письменной речи (им-прессивной и экспрессивной); 4) выявление сопутствующих речевых и двигательных нарушений и психологических осо­бенностей (отношение к своему речевому дефекту, к себе, к окружающим, поведение в коллективе).



 

Результаты изучения заикающегося ребенка должны фиксироваться логопедом в соответствующей документации: и речевой карте (амбулаторной карточке, истории болезни), и логопедическом дневнике.

Логопедические занятия.Они являются основной формой логопедической работы, так как наиболее полно выражают I гепосредственное коррекционно-воспитательное воздействие логопеда на заикающегося (прямое логопедическое воздей­ствие). Все другие формы работы логопеда (см. выше) состав­ляют систему косвенного логопедического воздействия, так как, по сути, они способствуют, дополняют или закрепляют результаты прямого логопедического воздействия.

Логопедические занятия проводятся как с группой заика­ющихся детей, так и индивидуально. Преимущественной формой являются групповые занятия, на которых использу­ется коллектив сверстников для тренировки речевого обще­ния и воспитания правильных навыков поведения ребенка в коллективе. Индивидуальные занятия проводятся в виде до­полнительных упражнений по воспитанию навыков правиль­ной речи и поведения (коррекция неправильного произноше­ния, беседы психотерапевтического характера и т. д.).

Иногда под логопедической работой с заикающимися под­разумеваются только речевые занятия. Причем эти речевые занятия представляются как жестко-определенная и обяза­тельная система речевых упражнений для всех заикающих­ся. В связи с этим высчитывается количество часов на те или иные речевые упражнения, описывается их обязательная последовательность вне зависимости от тяжести заикания и индивидуальных особенностей заикающихся.

Такая механическая речевая тренировка оторвана не толь­ко от гибкого использования приемов логопедического воз­действия на заикающихся и противоречит дидактическим принципам, но и оторвана от жизни и интересов ребенка.

Речевые занятия, являясь основной формой логопедичес­кой работы с заикающимися, тем не менее не могут быть исчерпывающими. Воспитание навыков правильной речи и поведения требует длительных и постоянных тренировок, не ограниченных рамками логопедических занятий, а имею­щих место в процессе ежедневного речевого общения ребен­ка с окружающими. Логопедические занятия должны про­водиться на фоне правильного отношения окружающих к заикающемуся ребенку и системы его воспитания. И все это должно сочетаться с необходимыми оздоровительными и
лечебными мероприятиями. :

На основании сказанного можно сформулировать основ­
ные требования к логопедическим занятиям с заикающими­
ся ДеТЬМИ. ;;

1) Логопедические занятия должны прежде всего отражать
основные задачи коррекционно-воспитательного воздействия
на речь и личность заикающегося ребенка (см. выше).

2) Логопедические занятия должны быть построены с уче­
том основных дидактических принципов: быть регулярны­
ми, систематическими и последовательными; проводиться
в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ре­
бенка; опираться на сознательность и активность детей; обо­
рудованы необходимыми пособиями, наглядными и техни­
ческими средствами обучения; содействовать прочности вос­
питываемых навыков правильной речи и поведения.

3) Логопедические занятия должны быть согласованы с
требованиями программ воспитания и обучения детей до­
школьного или школьного возраста.

Для дошкольников логопедические занятия должны быть согласованы с «Программой воспитания и обучения в дет­ском саду», т. е. с обучением детей родному языку и с их наблюдениями за окружающим, с обучением счету, труду, с эстетическим воспитанием и, конечно, с многообразными детскими играми. Следовательно, для речевых занятий с дошкольниками должен подбираться материал, который рекомендуется в разных разделах программы. Необходимо, чтобы эти занятия сохраняли и форму их проведения, при­нятую в детских садах.

Речевые занятия, совмещающие цели общеобразователь­ные и коррекционно-воспитательные, оказываются полез­ными ребенку еще и тем, что подготавливают его к тому, как нужно правильно держать себя и говорить на разных заня­тиях в детском саду.

При организации речевых занятий важно учитывать так­же интересы ребенка. Новая игрушка вызывает интерес, значит, она должна быть включена в занятие в качестве на­глядного пособия. Ребенок любит помогать по хозяйству, значит, нужно предусмотреть речевые упражнения в процесс трудовой деятельности. Девочка любить рисовать, играть в куклы, и это следует включать в занятия и сопровождать речью. В семье часто бывают гости, значит, нужно обыграть (и не один раз!) мотив «гости и хозяева» и т. д.

Таким образом, связь речевых упражнений с общеобра­зовательными занятиями, с интересами и особенностями повседневной деятельности ребенка подготовит его к тому, как надо правильно говорить в разных условиях, облегчит ему возможность постепенного переноса новых речевых на­выков в свою деятельность.

4) В логопедических занятиях должна быть предусмотре­
на необходимость тренировки правильной речи и поведения
у заикающихся детей в разнообразных условиях: в логопе­
дическом кабинете и вне его, в разных жизненных ситуаци­
ях, в присутствии знакомых и незнакомых людей и т. д.

Фактически с этой же целью используется все разнообра­зие логопедических занятий: многочисленные формы рабо­ты по развитию речи, дидактические, подвижные, сюжет-но-ролевые и творческие игры, экскурсии, подготовка и уча­стие в утренниках, детских концертах, выступления перед микрофоном и др.

5) На логопедических занятиях (прежде всего) ребенок
должен научиться всегда говорить без заикания.

Речевые занятия могут оказаться бесполезными и даже вредными в тех случаях, когда ребенок на них продолжает заикаться. Ведь задача речевых упражнений — тренировка правильной, незаикливой речи. На речевых занятиях ребе­нок должен постоянно убеждаться в том, что может говорить хорошо, он должен слышать свою свободную, правильную речь. При наличии же речевых судорог практически трудно убедить ребенка в том, что их у него нет. Значит, нужно так подбирать для него речевые упражнения, чтобы они были доступны для свободного проговаривания и в то же время каждый раз были чем-то новым, более сложным по сравне­нию с предыдущим. Следовательно, логопеду нужно очень хорошо знать речевые возможности ребенка и в целом систему последовательного, постепенного усложнения занятий.

Если ребенок на речевых занятиях ни разу не заикнулся, значит, занятие было скрупулезно продумано, значит, ру­ководитель был максимально внимателен к ребенку. К это­му следует стремиться.

Ну а если все-таки запинки были, означает ли это, что за­нятие проведено впустую?

Здесь следует отметить, что если ребенок запнулся и сам исправился — отлично, если руководитель помог исправить неправильность — тоже хорошо, речь осталась неисправлен­ной — плохо. Отговорки, что лучше не обращать внимания на речевые спазмы, чтобы не фиксировать на них внимание ребенка, нам кажутся несостоятельными. Ребенок обычно хорошо знает, когда он сказал свободно, правильно, а когда —\ нет. Оставленная же без внимания неправильная речь сви­детельствует о нашей невнимательности или неискреннос­ти. И то и другое подрывает авторитет логопеда в глазах ре­бенка, лишает его веры в помощь логопеда, и, кроме того, тем самым нарушается необходимая система постоянных тренировок его правильной речи.

О том, как предупредить возможную речевую судорогу, мы говорим в следующих главах, где описываем последова­тельное нарастание сложности речевых занятий. Но как помочь ребенку в том случае, когда он все-таки не сумел ска­зать свободно? Как устранить его запинку?

Чтобы определенно ответить на этот вопрос, нужно знать речевые возможности ребенка. На разных этапах занятий и у разных детей эти возможности будут неодинаковы. Поэто­му одному достаточно напомнить, что он должен сказать не спеша, другого попросить просто повторить фразу, с треть­им только начать ее, четвертому предложить повторить фра­зу вслед за логопедом. Логопеды в подобных случаях свою помощь облекают в разного рода замечания: «Ты сейчас пра­вильно сказал? (Это если уверены, что он может сам испра­виться.) Скажи правильно! Встань спокойнее, не напрягай­ся, скажи громче. Повтори снова фразу. Скажи неторопли­во. Скажи яснее звук а (или о, у, и к т. д., это в тех случаях, когда добиваются опоры на гласные звуки). Скажи вырази­тельнее. Повтори за мной снова. Давай скажем вместе. Ну а теперь ты сам».

Это далеко не полный перечень указаний, которые могут делать логопеды с целью исправить у ребенка замеченную неправильность речи. Для каждого ребенка эти замечания будут разными. Одинаковым в них будет только стремление в случае ошибки, речевой запинки у ребенка отойти времен но назад, использовать форму речи, которая не будет пред­ставлять для него трудностей (повторить фразу, совместно произнести ее и пр., с тем чтобы тут же добиться свободного <>е произнесения). А когда это будет достигнуто, обратить внимание ребенка на то, что он сумел сказать хорошо, умеет говорить правильно.

Таким образом в борьбе с речевыми запинками на заня­тиях логопед гибко использует тактику временных отступ­лений, с тем чтобы, оттолкнувшись от них, с уверенностью штурмовать новые «высоты». А освоение такой новой «вы­соты» — это уже маленькая победа, из которой в дальней­шем складывается успех всей работы с заиканием.

6) На логопедических занятиях с заикающимися посто­янно должны присутствовать образцы правильной речи: са­мого логопеда, успешно занимающихся детей, магнитофон­ные записи и пластинки с выступлениями мастеров художе­ственного слова, демонстрационные выступления ранее окончивших курс логопедических занятий и пр.

Следует указать (как имеющих особую значимость в заня­тиях) на правильный тон и манеру поведения руководителя занятий, на недопустимость окриков, передразниваний, раз­драженного тона, суетливого, резкого поведения логопеда. Как бы ни казались утомительными и однообразными заме­чания, которые приходится делать, как бы ни было перед этим омрачено настроение, тон руководителя занятий всегда дол­жен быть ровным, ободряющим, ласково-доброжелательным и в то же время требовательным. Речь и манера поведения руководителя занятий должны быть эталоном и образцом в коррекционно-воспитательном процессе с детьми.

Логопедические занятия должны быть обязательно оформ­лены в соответствующей документации. Система планирова­ния, учета и отчетности, отражающиеся в логопедической документации, способствует изучению заикающихся и ре­зультатов работы с ними, помогает продумывать последова­тельность и содержание логопедических занятий, уплотнять рабочее время. Все это имеет значение для повышения эф­фективности логопедического воздействия.

Логопед должен правильно и регулярно составлять перс­пективный (календарный) и текущие планы занятий с деть­ми, фиксировать результаты их выполнения.

Организация самостоятельной работы ребенка.Система тренировок правильной речи и поведения у заикающихся, необходимая для образования у них устойчивых, прочных навыков, предполагает обязательную закрепительную рабо­ту ребенка вне логопедических занятий. Эта работа должна быть направлена на выполнение заданий логопеда в семей-но-бытовых, учебно-воспитательных условиях и в коллек­тиве сверстников.

Задания логопеда для самостоятельной работы строятся с учетом успехов ребенка на каждом занятии и необходимых условий для их упрочения. Важно предусмотреть в этих за­даниях посильность выполнения, регулярность проведения, связь с семейно-бытовыми и учебно-воспитательными усло­виями, в которых находится ребенок, и с его отношениями в коллективе. Формы таких заданий могут быть многообраз­ны: проводить домашнее занятие в определенное время, за­учить требования правильной речи, составить рассказ по картинкам, отработать неторопливый темп речи в рассказе, выразительно рассказать стихотворение, отрепетировать роль в инсценируемой сказке, выступить на занятии в дет­ском саду (на уроке в школе) по заданной теме, разговари­вать с родителями неторопливо и многое другое.

Безусловно, положительную роль в организации самосто­ятельной работы ребенка играют его родители и педагоги в случаях, когда они активно и правильно включаются в этот процесс. Напомнить ребенку о необходимости выполнения заданий логопеда, прийти на помощь в момент его трудной речи, подсказать логопедический прием, создать необходи­мые условия для нормализации окружающей среды и пра­вильного отношения к ребенку, умело использовать меры поощрения и наказания для стимуляции к самостоятельной работе — все это и многое другое помогает создать необходи­мую систематическую работу ребенка над собой и своей ре­чью, способствует развитию сознательного, активного и, сле­довательно, эффективного упрочения навыков правильной речи и поведения.

Для стимуляции ребенка в его самостоятельной работе и для контроля за ее выполнением логопед обязывает родите­лей вести специальный дневник, в который записывает за­дания логопед и ведется учет за их выполнением дома, в дет ском саду или школе. Записи в дневнике делают родители, педагоги и сам ребенок, если он владеет письмом. Логопед должен оценивать результаты проделанной работы.

Использование в логопедической работе помощи разных специалистов.Непосредственно в комплексном лечебно-пе­дагогическом преодолении заикания помимо логопедов при­нимают участие разные специалисты.

В зависимости от условий работы логопедического учреж­дения или в каждом конкретном случае проявления заика­ния логопед может использовать помощь невропатолога, психиатра, психотерапевта, терапевта, отоларинголога, ин­структора по ЛФК, физиотерапевта, ритмиста, музыкально­го работника, педагога-воспитателя. Работа специалистов направлена на всестороннее изучение картины проявления заикания, причин его возникновения, психофизического состояния заикающегося, его личностных особенностей. Совокупность разносторонних сведений о заикании и заика­ющемся, полученных специалистами с.использованием раз­ных методов исследования и затем взаимно уточненных и дополненных, определяет в каждом конкретном случае осо­бенности необходимого комплексного лечебно-педагогичес­кого воздействия.

Используя свои средства и приемы, специалисты осуще­ствляют разностороннее воздействие на заикающегося, в процессе которого важно динамическое наблюдение за состо­янием и поведением заикающегося под влиянием применя­емых к нему средств, постоянное обсуждение специалиста­ми результатов своей работы и гибкое ее изменение и дополне­ние в зависимости от результатов работы своих коллег.

Результаты лечебно-педагогической работы в целом дают возможность определить характер необходимых рекоменда­ций по дальнейшей профилактике заикания после проведен­ного курса.

В процессе названной работы чрезвычайно велика роль логопеда как ведущего специалиста. Ведь именно логопеди­ческое воздействие (направленное непосредственно на речь и личность заикающегося) является всегда обязательным и определяющим в комплексе лечебно-педагогической рабо­ты с заикающимися. Роль других специалистов заключает­ся в том, чтобы своими средствами и приемами уточнить и дополнить представления об особенностях заикания и заи­
кающегося, способствовать эффективности логопедическо­
го воздействия. ,

В этом отношении обязанности логопеда разнообразны, С одной стороны, они отражают необходимость организации содружественной работы разных специалистов в комплексе лечебно-педагогического воздействия на заикающихся (в изучении, преодолении и профилактике заикания). В амбу­латорных условиях это могут быть различные консультации, обследование и лечение заикающихся соответствующими специалистами, обсуждение совместных наблюдений в про­цессе лечебно-педагогической работы с ними. В стационар­ных условиях — организация четкой и согласованной рабо­ты всего медико-педагогического персонала. Это достигается прежде всего структурой построения лечебно-педагогичес­кого процесса, медико-педагогическими обсуждениями де­тей и выбранными приемами лечебно-педагогического воз­действия на них.

С другой стороны, комплексный подход к преодолению заиканий требует от логопеда использования в своей работе сведений и достижений в этом направлении других специа­листов.

Для изучения структуры дефекта, причин его возникнове­ния логопеду многое дают соответствующие заключения, в ча­стности, невропатолога, психиатра; эти же врачи определяют природу заикания (органическую или функциональную), фи­зический, неврологический и психический статус, способству­ют уточнению личностных особенностей заикающегося.

Невропатолог, физиотерапевт, ритмист, инструктор ЛФК своим изучением заикающегося помогают выявить возмож­ные нарушения и отклонения в двигательной сфере, особен­ности общей и речевой моторики. Музыкальный работник — особенности музыкального слуха, восприятия темпа, ритма музыкальных произведений, особенности голоса заикающе­гося и т. д. Педагог-воспитатель помогает дополнить заклю­чение о состоянии общеобразовательных знаний, умений, навыков заикающегося, о его интересах, эстетических и нравственных представлениях и т. д.

При помощи медикаментозных средств, физиотерапии врач может воздействовать на оздоровление и укрепление нервной системы ребенка, на ослабление его речевых судо­рог, снятие напряженности или расторможенности — все это помогает выработке упорядоченного темпа речи и поведения ребенка, облегчает работу с ним на логопедических заняти­ях, способствует эффективному и прочному воспитанию не­обходимых навыков.

Взаимодействие логопеда с психотерапевтом помогает активнее воздействовать на личность заикающегося, изме­нять его отношение к себе и к своему дефекту, к окружаю­щим, к проводимым занятиям влиять на его поведение, вос­питывать собранность, целенаправленность, активность, наступательность, бодрость, уверенность и т. д. Суггестив­ные методы психотерапии позволяют ослабить или снять вы­раженные степени болезненной фиксированности на своем дефекте, логофобии, навязчивые состояния и т. д. Содруже­ственная работа с психотерапевтом позволяет логопеду бо­лее активно использовать в своей работе средства коррекци-онно-воспитательного воздействия на личность заикающе­гося.

ЛФК и музыкально-ритмические занятия с заикающими­ся детьми способствуют нормализации у них общей и рече­вой моторики, воспитывают правильные двигательные ре­акции, укрепляют силу и подвижность речевых движений и поведения ребенка в коллективе. Музыкальные занятия прямо соприкасаются с логопедическими упражнениями, развивают силу и тембровую окраску голоса, артикулиро-ванность звуков, речевое дыхание.

Следует указать на чрезвычайно тесную связь, которая существует между логопедической, общеобразовательной и воспитательной работой с заикающимися детьми, т. е. в ра­боте педагога-логопеда и педагога-воспитателя. Во многом формы и задачи их работы, естественно, совпадают.

В детских логопедических учреждениях у молодых спе­циалистов нередко бывают затруднения в определении раз­личий и особенностей работы логопеда и педагога-воспита­теля. Поэтому необходимо обратить внимание на соотноше­ние основных задач работы логопеда и педагога-воспитате­ля с заикающимися детьми.

Основной задачей логопеда является прежде всего исправ­ление речевых недостатков и связанных с ними личностных особенностей и поведения заикающихся детей. При реали­зации этой задачи логопед, ориентируясь на общеобразова­тельную программу обучения и воспитания детей определен­ного возраста, на своих коррекционных занятиях должен также расширять, углублять и совершенствовать знания, навыки и умения детей, предусмотренные программой. По­этому там, где условия допускают одновременную работу логопедов и педагогов-воспитателей с заикающимися деть­ми, очевидна целесообразность некоторого опережения про­граммного разностороннего обучения детей педагогами.

Основной задачей педагога-воспитателя является необхо­димость дать детям прежде всего знания и навыки, предус­мотренные соответствующими программами их воспитания и обучения. При реализации этой задачи педагоги и воспи­татели, ориентируясь на речевые возможности каждого ре­бенка, постоянно на своих занятиях и уроках, во все режим­ные моменты должны также закреплять речевые успехи, которые он делает в процессе логопедических занятий.

Другими словами, на обучающих занятиях по умственно­му, эстетическому, физическому и трудовому воспитанию заикающихся дошкольников воспитатель при реализации своих педагогических задач должен учитывать речевые воз­можности каждого ребенка и ориентироваться на содержа­ние и результативность последовательных этапов логопеди­ческой работы[32].

В воспитательных мероприятиях, направленных на фор­мирование гармонично развитой личности ребенка, воспи­татель, учитывая психологические особенности заикающих­ся детей, должен формировать у ребенка определенные мо­ральные представления и понятия, черты характера, уме­ния, навыки, привычки, связанные прежде всего с отноше­нием человека к труду и коллективу.

Важно создать у ребенка представление о труде как осно­ве жизни людей. Развивать стремление все делать самому, умение работать сосредоточенно, не отвлекаясь, выполнять дело тщательно и аккуратно, доводить начатое до конца,

умение критически оценивать сделанное, не падать духом от неудач, учиться на неудачах и ошибках.

При воспитании черт коллективизма целесообразно дать понять ребенку, что человек живет в коллективе, в коллек­тиве определяется его отношение к людям, польза, которую он приносит. Поэтому чем больше человек знает, умеет и делает для людей, тем выше его достоинство и авторитет. Необходимо развивать понимание товарищества и дружбы, умение поддержать друга в беде, помочь ему, сделать прият­ное окружающим, быть дисциплинированным.

Итак, медикаментозное лечение, психотерапия, лечебная физкультура, ритмика, физиотерапия, музыкальные и учеб­но-воспитательные занятия — все это дополняет и укрепля­ет средства логопедического воздействия на заикающегося. А совокупность разных лечебно-педагогических средств со­ставляет, как указывалось выше, основу комплексного под­хода к преодолению заикания.

Совместная работа логопеда с разными специалистами должна отражаться в соответствующей документации (ис­тории болезни, амбулаторной карте, речевой карте, личном деле) в виде записей результатов обследования и заключе­ния специалистов, рекомендованного лечения или средств педагогического воздействия, записей наблюдений за состо­янием заикающегося ребенка в процессе лечебно-педагоги­ческой работы с ним, заключения о результатах работы и дальнейших рекомендаций.

Консультативно-методическая работа с родителями и педагогами ребенка. Обязательность названной формы ло­гопедической работы объясняется необходимостью воздей­ствия на окружающую микросреду заикающегося ребенка.

Целью этой работы является обеспечение благоприятных условий для лечебно-педагогического воздействия на заикаю­щегося ребенка, создание правильного отношения к нему дома и в детском учреждении, в коллективе сверстников и в обще­нии со взрослыми, организация необходимой самостоятельной работы ребенка вне логопедических занятий, добросовестное и обязательное выполнение заданий и указаний логопеда.

Ближайшими помощниками логопеда в создании необходи­мых условий для ребенка являются его родители (прежде всего) и педагоги детского сада и школы. Для того чтобы сделать своих помощников достаточно грамотными и активными в ле­чебно-педагогической работе, логопед должен предусмотреть и проводить с ними консультативно-методическую работу.

В процессе занятий с ребенком логопед должен дать его родителям необходимый минимум знаний о заикании. Это лучше сделать в виде цикла бесед о сущности и причинах заикания, об особенностях его проявления, методах устра­нения, о значении и направленности речевых занятий, о роли родителей в лечебно-педагогическом процессе, об особенно­стях домашнего режима, отношения окружающих к заика­ющимся.

Организация цикла общих бесед для родителей, дети ко­торых посещают логопедические занятия, не исключает ин­дивидуальных консультаций логопеда для родителей о каж­дом ребенке в отдельности.

Помимо бесед необходимо предусмотреть присутствие родителей на логопедических занятиях, чтобы практичес­ки ознакомить их с принципами подхода к преодолению за­икания, с замечаниями логопеда детям, приемами по пре­дупреждению и устранению у детей речевых судорог.

Присутствие родителей на логопедических занятиях мо­жет быть пассивным (вначале) и активным (впоследствии), когда они от пассивного участия переходят к частичному участию в этой работе: под контролем логопеда задают воп­росы детям, дают отдельные задания, делают замечания и исправляют речь детей на занятии.

Такая консультативно-методическая подготовка родите­лей создает возможность активного и правильного участия их в закреплении навыков правильной речи и поведения де­тей в их повседневных бытовых и учебных условиях.

Весьма значительными в этом отношении оказываются посещения логопедом ребенка на дому, в школе и детском саду. Непосредственное знакомство с условиями, в которых он живет, позволяет глубже судить об особенностях его речи и поведения, возможностях жизненно-бытовых условий и действеннее преобразовывать эти условия в соответствии с необходимыми.

Консультативно-методическая работа с родителями и пе­дагогами ребенка является частью той большой и обязательной работы логопеда, которая называется пропагандой ло-гопедичес^их знаний.

Формы этой пропаганды общеизвестны: лекции, беседы выступления логопеда на родительских собраниях и педсо­ветах в школах и детских садах, в «университетах здоровья», в обществе «Знание», в «родительских университетах», по радио, телевидению, на страницах газет и журналов, в спе­циальных бюллетенях Домов санитарного просвещения, в стенной печати и т. д.

Консультативно-методическая работа, как и логопедичес­кая пропаганда, должна планироваться и учитываться ло­гопедом в специальной тетради, в которой отмечаются, где, когда, для кого и на какую тему намечена (была проведена) логопедом лекция или беседа.

Селиверстов В.И. Заикание у детей. Психокоррекци-онные и дидактические основы логопедических заня­тий. Изд. 3. — М., 1994. — С. 57—84.


 

В.М. Шкловский

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.