Сделай Сам Свою Работу на 5

Наиболее важные различия при спотыкании и заикании по данным Weiss, Landova и Moravec





Фактор Спотыкание Заикание
Сознание дефекта Отсутствие Имеется
Речь при напряже­нии Лучше Хуже
Привлечение внима­ния к речи Улучшает речь Ухудшает
Иностранный язык Лучше Хуже
Чтение хорошо зна­комого текста Хуже Лучше
Чтение неизвестного текста Лучше Хуже
Письмо Торопливое, повторя­ющееся, с неясным по­черком Сжатое, напряженное, заторможенное
Отношение к собст­венной речи Безразличное, небреж­ное Боязливое
Психологические пе­реживания Опережающее Отставленные
Академические спо­собности Не достигают возмож­ного уровня, хотя хо­рошие и высокие Хорошие и высокие (многое зависит от от­ношения к преподава­телям)
Электроэнцефало­грамма Дизритмия Ухудшение речи Чаще норма Улучшение
Эффект Ли Улучшение Ухудшение
Аминазия Ухудшение Улучшение
Цель терапии Очень небольшое или отсутствует Большое
Желание лечиться Направить внимание на детали речи Отвлечь внимание от деталей

Изучение критериев сходства и различия между спотыка­нием и заиканием с помощью объективных методов играет ог­ромную роль в диагностике и выборе лечебных мероприятий.



Первоначальным приемом работы со спотыкающимися будет изменение установки их на свою речь. Известно, что у спотыкающихся, как правило, страдает оценка собственно­го расстройства речи. Им кажется, что они должны говорить быстрее, так как слушатели не смогут от нетерпения усле­дить за их мыслью. Нормальная по темпу речь воспринима­ется спотыкающимися как флегматичная. Спотыкающиеся не осознают своей плохой речи, и только серьезные неудачи или другие веские причины могут заставить их лечиться.

Изменение установки больного на правильный темп речи является трудной задачей, требующей тщательного, терпе­ливого и твердого объяснения сущности речевого недостат­ка. Последовательная переделка самооценки собственной речи должна основываться на объективном сравнительном показе качества нормальной и спотыкающейся речи путем записей речи спотыкающихся и нормально говорящих на магнитофонную пленку.



Важно иметь в виду, что спотыкание является не одним симптомом, а нарушением перцепции, внимания, темпа, ритма, мелодии и неправильного отношения пациентов к ре­чевой коммуникации в целом. Поэтому коррекции должна подвергаться вся речевая деятельность и личность пациен­та. Успех терапии основывается на желании пациента ле­читься и умении специалиста поддерживать у него неосла­бевающий интерес к этому лечению. С самого начала важна отработка речевого внимания и способности к длительной концентрации его. Не менее важным является развитие артикуляторного и мышечного контроля в процессе устной речи, чтения вслух, письма.

Работа по замедлению темпа речи вначале строится пу­тем применения сопряженных и отраженных форм речи и чтения. Чтение должно осуществляться по заранее прорабо­танному тексту с расстановкой смысловых пауз.

Благоприятное действие на нормализацию темпа речи производит усиленная артикуляция по Крайницу.

В процессе библиотерапии необходимо предотвращать бы­строе пробегание последующего текста глазами, для чего ре­комендуется прикрывание нижележащих строчек линейкой.

Выработке нормального темпа речи способствуют обрат­ный счет и фонетическое письмо с проговариванием слов в момент их написания.

В настоящее время большинство авторов рекомендуют обучение естественным навыкам речи, чтения, письма без применения механических приемов. Затем проводится диф­ференцированная работа над слуховым вниманием ритмом мелодии, интонацией, акцентуацией речи спотыкающихся. Пациенты приучаются к внимательному прослушиванию текста, музыки, повторению музыкальных фраз, ритма и т. д. Далее речь усложняется за счет обучения коротким переска­зам, рассказам по картинкам и, наконец, происходит пере­ход к сообщениям, докладам, изложению свободных мыс­лей. Большую пользу приносят удлинение слогов, привитие навыков пользоваться правильными ударениями речи, ак­центуация речи голосом. У многих спотыкающихся, несмот­ря на многоречивость, имеется недостаточный запас слов, поэтому при устранении спотыкания важным моментом является расширение словарного запаса. Достигается это чте­нием вслух, приучением к пересказу, заучиванием наизусть стихов, использованием словаря при затруднениях в акцен­туации и подборе слов.



Следующим важным звеном устранения спотыкания яв­ляется развитие внимания к состоянию внутренней речи: продумывание содержания и вербального оформления каж­дой фразы, смысловая редакция фраз с выделением основ­ного содержания. Как правило, спотыкающиеся не умеют выделять главные и второстепенные смысловые категории. При пересказе они могут дать четкую цитату и затем сбив­чивый набор фраз с некоторой пустотой смысла, поэтому необходимо научить спотыкающихся организовать пересказ, выделяя основное содержание текста. Должен поощряться пересказ своими словами (содержание книги, статьи, кино­фильма, телевизионных передач, посещение музеев, выста­вок и т. д.).

Предлагается чаще повторять больным: «Думай о том, что говоришь», «Говори для других». Перцепция (ощущение, восприятие) и внимание воспитываются одновременно с тем­пом речи. Все это служит предпосылкой для перехода к сво­бодной речи. Обучение свободной речи начинается с простейших ответов на вопросы в необходимом темпе речи, с уси­ленным артикулированием звуков. При сочетании спотыка­ния с дислалией рекомендуется начинать лечение спотыка­ния с устранения дислалии. Одновременное привлечение внимания к технике артикулирования, проговаривания, оформления фраз облегчает последующую работу по борьбе со спотыканием. При сочетании спотыкания с заиканием принцип логопедической работы зависит от преобладания того или другого нарушения речи (при преобладании споты­кания основной принцип — привлечение внимания пациен­та к его плохой речи, при преобладании заикания — отвле­чение внимания от дефектной речи и т. д.).

Расстройства фонации должны корригироваться после окончания лечения спотыкания. Снижение регистра голоса (особенно в период мутации) рекомендуется проводить в физиологических его границах.

Комплекс терапии спотыкания включает занятия по фи­зическому и музыкально-ритмическому воспитанию (лечеб­ная гимнастика, ритмика с элементами сдерживающего на­чала или тонизирования в зависимости от фонового темпа речи и моторики). При лечении спотыкания рекомендуется медикаментозная терапия, способствующая нормализации ритма и темпа речи, устранению расстройств функции веге­тативной нервной системы, нарушений дыхания и т. д. Это достигается назначением миорелаксантов, центральных хо-линолитических и нейроплегических препаратов (В.С. Кочер­гина). Специалист должен все время внимательно следить за изменением клинической картины спотыкания в процессе лечения и определять, какой элемент речи в данный момент должен подвергаться основной терапии. Устранение споты­кания требует раннего начала лечения, систематической дли­тельной терапии, а также периодического контроля вслед­ствие склонности этого расстройства речи к рецидивам. Weiss Seeman Kurka и др. указывают на трудности излечения спо­тыкания у лиц с недисциплинированным и расторможенным поведением. В процессе терапии спотыкания немалую роль играет рациональная, а иногда авторитарная психотерапия, которая должна проходить через всю работу логопеда и вра­ча. Надо постоянно учитывать, что лечение спотыкания во многих случаях является профилактикой заикания.

 

Теоретические и практические вопросы, связанные с нару­шениями ритма и темпа речи несудорожного происхождения, естественно, интересуют широкие массы специалистов по патологии речи. Наличие специфики тахилалии, брадила-лии и спотыкания теперь уже ни у кого не вызывает сомне­ния. Многие связанные с этим проблемы решены в настоя­щее время с достаточной четкостью. Однако остается еще большое количество «белых пятен», требующих дальнейше­го глубокого исследования.

Брадилалия, тахилалия и спотыкание относятся к нару­шениям развития внешней и внутренней речи с расстрой­ством ее ритма и темпа. Они делают речь человека малопо­нятной, что ограничивает духовные возможности страдаю­щих этими нарушениями лиц даже при хорошем, а иногда и высоком интеллекте.

Отсутствие должного внимания к вопросам патогенеза, клиники, дифференциальной диагностики сходных речевых расстройств, включающих нарушение темпа и ритма речи, нередко влечет за собой ошибки в определении целенаправ­ленного лечебного воздействия, что в ряде случаев не толь­ко не помогает больному, но может даже ухудшить состоя­ние его речи.

Своевременная борьба с тахилалией, брадилалией и спо­тыканием в раннем детском возрасте исключает наличие этих нарушений речи в дальнейшем, а также обеспечивает профилактику заикания. В этой связи тщательное изучение этиологии, патогенеза, клиники и терапии указанных рас­стройств речи и смешанных их форм имеет огромное прак­тическое значение.

Кочергина В.С, Брадилалия, тахилалия, спотыкание. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. — М., 1969. — С. 213—218; 221—226.


С.М. Любинская

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.