Сделай Сам Свою Работу на 5

Ускоренная речь. Замедленная речь





Ускоренная речь

Этот недостаток особенно часто наблюдается у нервных детей. Чем моложе организм, тем тормозные механизмы, как об этом уже говорилось, слабее. Речевые же навыки, как продукты крайне тонкой, точной работы головного мозга, требуют дифференцированных процессов торможения, ко­торые развиваются лишь постепенно, достигая своего совер­шенства уже в зрелом возрасте. Обычно ускоренная речь де­тей переходит в патологическую форму лишь у детей-невро­патов. Различают две формы такой речи.

1. В первом случае ускоренная речь (баттаризм) обнаружи­вается особенно ярко: звуки и слова произносятся очень быст­ро, перепутываются и перемешиваются, проглатываются и не договариваются, сплошь и рядом не успевая выявлять своей типизированности. Целый каскад звуков и слов произносит­ся без передышки, с захлебыванием до полного истощения выдоха; быстрота речи доходит до того, что некогда прогло­тить слюны, и она разбрызгивается наружу. Речь сопровож­дается быстрыми, часто беспорядочными движениями лица (гримасами), рук и всего тела. Искажается синтаксис (аграм-матизмы) и содержание речи. Часто полнейшая социальная непригодность и неэстетичность — характерные свойства такой ускоренной речи.



Болезненная подвижность, суматошливость и торопли­вость во всем поведении, значительное расстройство внима­ния и слабость тормозного аппарата — характерные черты такого ребенка. Не успеет он высказать данную мысль, как его внимание уже перескакивает на последующую. Такие дети обычно не умеют слушать речи других (у них плохое слуховое внимание), и поэтому они плохо улавливают и за­поминают, как говорят окружающие их.

Мышление у таких детей страдает разбросанностью, не­достаточной логичностью.

Основной причиной убыстренной речи является врожден­ная речедвигательная недостаточность (ослабленность тор­мозных процессов) речевого аппарата. Отмечается отстава­ние и в музыкальных способностях, а следовательно, и на­рушение чувства ритма. Неряшливая, нервная речь среды, отсутствие своевременной борьбы в семье с быстрой речью ребенка — ближайшие причины этого недостатка.

2. Менее тяжелая форма (тахилалия): несмотря на ненор­мально быстрый темп речи, в ней нет резких искажений ни фонетики, ни синтаксиса. Вместо 10—12 звуков в секунду произносится 20—30. За такой речью трудно следить, труд­но понимать ее. Причины те же, но выражены в более сла­бой степени.



Очевидно, что баттаризм является своеобразным рече­вым неврозом, во многом сходным как по своей этиологии, так и по некоторым проявлениям с заиканием (вспомним «торопливость» заикающихся как в стадии заикания, так и в стадии, предшествующей заиканию, когда эта тороп­ливость является предвестником грядущего заикания). Коренное отличие от заикания: нет судорог, нет страха пуб­личной речи и «трудных» звуков, нет ярко выраженной периодичности в протекании недостатка (улучшение или ухудшение), лучше говорит с незнакомыми людьми — боль­ше следит за содержанием речи, хуже с знакомыми (заикаю­щийся — наоборот).

Из самого описания дефекта становится очевидной мето­дика его устранения. Все то, что укрепляет и оздоровляет нервную систему и вырабатывает прочные тормозные механизмы, фиксирует внимание баттарика на произносимом им самим и другими, — все это содействует ликвидации уско­ренной речи.

Поэтому при нервной ускоренной речи в общем пользу­ются приемами искоренения заик л ивой речи: 1) выработкой медленного, спокойного, плавного, строго ритмичного ды­хания и голосообразования; 2) выработкой медленного рит­мического чтения; 3) выработкой медленной, спокойной, ритмически упорядоченной речи в условиях коллектива; 4) выработкой здоровой установки на коллектив в процессе речевого и общего поведения; 5) развитием общего и слухо­вого внимания к речи. Важной работой являются упражне­ния, связанные с четким, ритмическим чтением, рецитиро-ванием и самостоятельной речью, когда каждый слог произносится под такт, отмечаемый ударом руки, или для замедления ученик читает вслед за движением по буквам пальца или указки логопеда, или через прорезь в полоске картона, который медленно передвигается по строке, откры­вая сначала только одно слово, затем синтагму, наконец, целую фразу. Полезно письмо под медленную диктовку, обя­зательно под неторопливое «проговаривание».



Полезны пение, физкультура как воспитывающие упоря­доченность в движениях.

При первой форме недостатка все указанное проводится более усиленно и со значительно большим замедлением тем­па речи. Полезно на заданный вопрос сначала ответить про себя (тихим шепотом или шевеля только губами), а затем медленно и плавно произнести уже вслух.

Воспитание логического мышления у баттариков дости­гается путем наблюдений, чтобы каждое предложение, не­многословное и простое, четко выражало свое содержание, каждая последующая мысль увязывалась с предыдущей. В этом случае особенно полезны частые вопросы «почему» и упражнения в договаривании начатых фраз, развивающих одну тему. Практикуется словесная передача разыгрывае­мых инсценировок, рассказы по картинке, речевые игры.

Для развития слухового внимания надо чаще упражнять в повторении сказанного логопедом. В обоих случаях полез­но говорить перед зеркалом, наблюдая за своей артикуля­цией.

Вся указанная работа, при наличии хотя бы небольшой группы баттариков, проводится коллективным методом, аналогично работе с заикающимися. Здесь «коллектив ис­пользуется как начало, сдерживающее, дисциплинирующее и снижающее повышенную психомоторную возбудимость» (Ю.А. Флоренская).

Одновременно, если есть показания к этому, врачом ве­дется лечение нервной системы лекарственными и физиоте­рапевтическими средствами.

Этот недостаток обычно держится упорно, и требуется не менее полугода работы, чтобы добиться положительных ре­зультатов. В то же время он очень подвержен рецидивам, поэтому необходимо внимательное наблюдение над учени­ком в течение многих месяцев (до года) уже после занятий. В общем же недочет вполне устраним и не требует особенно сложной методики: все сводится к длительности и система­тичности применения избранных руководителем основных методических приемов.

Замедленная речь

Болезненно замедленная речь (брадифразия) также встре­чается среди детей, чаще у олигофренов. Страдающий этим недостатком говорит медленно, вяло, растягивая слоги на гласных звуках и смазывая артикуляцию. Такая речь неэс­тетична, не приспособлена к целям социального общения (брадифразика не выслушивают до конца, избегают с ним говорить, трунят над ним и т. п.). Это патологическое явле­ние речи связано с типичными вообще для данного ребенка заторможенным мышлением, вялыми и медленными движе­ниями.

Перевоспитание замедленной речи проводят:

1) Лечением соответствующими медикаментами и физи­отерапией нервной системы.

2) Логопедическими приемами, вырабатывающими быст­рые и четкие речевые движения. И здесь вся работа основы­вается на ритме. Главные упражнения — четкое ритмичес­кое чтение по слогам под отбиваемый рукой такт с постепен­ным ускорением темпа чтения. Произносятся стишки и самостоятельная речь; скороговорка — наиболее благодатный в данном случае материал. Очень полезно с такими детьми систематически проделывать ритмическую гимнастику с быстрыми и четкими движениями: маршировка, бег и дру­гие телодвижения под музыку и т. п., а также всякого рода игры, спорт, состоящие из быстрых (под наблюдением вра­ча) движений. Более тесное вовлечение в активную жизнь коллектива сверстников — полезное условие воспитания нормального темпа речи.

В результате 6—12-месячной работы речь становится зна­чительно четче и быстрее. В этом случае необходимо срав­нительно долгое наблюдение над брадифразиком и после обу­чения.

Что касается целого ряда других речевых недостатков, как-то: беспорядочной болтовни, когда ученик безудержно говорит, не наполняя своей речи достаточным содержани­ем, часто повторяет одно и то же; вставки лишних, не имею­щих социальной значимости звуков, словечек и словосоче­таний и т. п., то такие недостатки исчезают в результате об­щего воздействия школы путем развития сознания и опре­деленного обучения (тренировка в синтаксисе) или же пу­тем постоянных поправок, указаний, советов и тому подоб­ных педагогических воздействий, упражнений в правильной литературной речи через чтение и беседы, а главное — пу­тем повседневной речевой практики в общественной жизни при условии здоровых социальных взаимоотношений с кол­лективом.

В основе последней группы речевых недочетов лежит или неправильное речевое окружение и воспитание, или же рас­стройства в соотношении основных мозговых процессов — возбуждения и торможения на почве перенесенных болезней или нейропатической отягченности.

Всякого рода расстройства речи на почве психических заболеваний (шизофрения и т. п.), как-то: логоррея (бессмыс­ленный речевой поток), безудержная быстрота речи, манер­ность речи и т. п., ликвидируются путем специального пси­хиатрического лечения: с выздоровлением психики исчеза­ют и указанные извращения речи.

М., 1959. — С. 242—

Хватцев М.Е. Логопедия. 253, 308—310.


М. Зееман

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.