Сделай Сам Свою Работу на 5

Современная советская комплексная система





В настоящее время признано, что заикающиеся нуждают­ся в специальных приемах воспитания нормальной речи, в которых упражнения считаются необходимыми, что только общим лечением нельзя достигнуть положительных резуль­татов. Один из специалистов называет такое лечение «безот­ветственным и легкомысленным»).

Но речевые упражнения, практика в речи как педагоги­ческий процесс должны комплексно сочетаться с другими мероприятиями и методами воздействия на заикающегося. Сюда относятся: воспитательная работа, специфическое воз­действие на некоторые своеобразия психики заикающегося (психотерапия), лечебные процедуры и оздоровительные средства.

Весь такой комплекс применяется или одновременно, или в известной последовательности в зависимости от психичес­кого и физического состояния заикающегося и механизма самого дефекта.

Излагаемые упражнения в речи ни в коем случае не долж­ны превращаться в занятия, оторванные от личности ребен­ка, от его деятельности и отношений к окружающим, в ме­ханическую тренировку по данным тем или иным автором схемам. Такие упражнения бесплодны и даже вредны. Вид­ные специалисты стоят на этой точке зрения.



«Пытаться лечить заикание, просто уча заикающегося го­ворить, — это все равно, что лечить корь или оспу смазыва­нием прыщей слюной», — говорят некоторые из них. Упраж­нения имеют своей конечной целью не воспитание работы отдельных аппаратов речи (дыхания, голоса и т. д.), а вос­питание нарушенных связей, координации этих движений в головном мозгу (Сикорский и др.)-

Борьба с заиканием должна вестись обязательно в усло­виях коллектива, потому что речь — явление социальное, а также и потому, что заикание в значительной мере вто­рично, социально обусловлено. Существенным фактором заикания является эмоциональная напряженность и неус­тойчивость заикающегося. Эмоции же формируются и про­являются в коллективе, являются результатом традиций и воспитания, зависят от общественной трудовой жизни че­ловека, его потребностей, взаимоотношений с окружаю­щим, внешним миром.

Наконец, свойственное многим заикающимся сосредото­чение на своих внутренних переживаниях (эгоизм) изжива­ется через активное включение опять-таки в коллектив.



Самым важным и в то же время трудным в этой работе является выработка здоровых установок заикающегося на среду, на свой дефект и на свою роль в борьбе с ним.

Необходимо прежде всего успокоить его, отвлечь от тя­желых переживаний, разоблачить преувеличенные и непра­вильные представления о пагубности и непреодолимости дефекта.

Чрезвычайно важно возможно скорее установить и разъяснить заикающемуся причины заикания, указать на возможность и необходимость устранения факторов, питаю­щих дефект, снять давящую его психическую напряженность. Основным при этом является внедрение в его сознание убеждения, что освобождение от заикания прежде всего яв­ляется делом его личной и упорной работы над собой и зави­сит от его твердой решимости победить свой дефект, что по­может ему преодолеть все трудности и достигнуть полного успеха. Укрепление воли заикающегося к свободному про­явлению личности в социальной среде, к здоровой речи яв­ляется постоянной заботой логопеда.

Нужны педагогический такт, сноровка и глубокое знание дела, чтобы правильно подойти к разрешению этих вопро­сов, учитывая и возраст, и своеобразное развитие, и индиви­дуальные особенности личности заикающегося, и характер самого дефекта, и наконец, условия домашней жизни.

Такую воспитательную работу надо систематически в те­чение всего курса вклинивать во все виды проводимых за­нятий, вместе с заикающимся анализировать путем бесед проявляющиеся у него болезненные навыки, отмечать здо­ровые проявления и полную возможность ими пользоваться во всех случаях жизни. Анализ внутренних его пережива­ний и поведения, систематическое (на основе такого анали­за) воздействие на него в форме убеждения — основной ме­тод работы.



Речь заикающихся воспитывается по возможности в ес­тественных условиях речевой практики, усваиваются пра­вильные речевые навыки, и предотвращаются их срывы. Следует при этом увязывать, с одно стороны, жест, мимику и звук, с другой — дыхание, голос и артикуляцию. То и дру­гое проявляется в семантическом единстве. Выработка (в случае нужды) изолированных движений, элементов речи должна немедленно связываться с их синтезированием в форме осмысленной речи.

Нормальные процессы в организме, особенно в речи, рит­мичны, поэтому все воспитываемые движения (речевые и неречевые) у заикающихся должны быть подчеркнуто рит­мичны. Для него полезно все, что связано с четким ритмом, как-то: музыка, гимнастика, особенно ритмическая, неко­торые виды спорта (плавание, гребля).

Итак, в основе логопедической работы с заикающимися лежит: 1) организация сознательного, правильного отноше­ния коллектива (семья, школа и т. п.) к заикающемуся; 2) воспитание у него здоровой психики и правильного отно­шения к окружающим и к своему недостатку, изживание яв­лений невротических, болезненных; 3) воспитание гармони­ческого, плавного, ритмичного функционирования всех эле­ментов звукопроизносительного аппарата и всей речи в це­лом; 4) целостное воздействие на личность ребенка.

Одновременно с воспитательной работой во многих случаях проводится лекарственное и физическое лечение, укрепляю­щее нервную систему заикающихся, воздействующее на дру­гие нервно-психические заболевания, нередко имеющие общую этиологию (психастению и т. п.). Логопедические занятия необходимо вести в тесном контакте с врачом-невропатоло­гом. Он не только лечит заикающегося, но и консультирует логопеда в вопросах воспитания здоровой речи (дозировка продолжательности занятий и т. п.).

Задача занятий — перевоспитание психофизиологически травмированной личности заикающегося с одновременным устранением неврологических нарушений в области звуко-произносительной функции. Полная ликвидация судорог в речи — существенная, но не самодовлеющая задача, так как наличие слабо выраженных симптомов его не ограничивает нормального проявления общественной личности «перевоспи­танного» и «оздоровленного» заикающегося. Первоочередной задачей является оздоровление психики (переживаний, отно­шений) заикающегося и социального окружения с одновремен­ным (в случае надобности) лечением и укреплением нервной системы и сомы — патологического синдрома в целом.

Для детей пред- и дошкольного, а также младшего и сред­него школьного возраста ставится задача полной ликвида­ции заикания. Для старших же возрастов заикающихся в известной мере приходится удовлетворяться смягчением дефекта при одновременном оздоровлении личности заика­ющегося.

В предлагаемой системе учитываются компоненты как физиологические, так и психические, обусловливающие за­икание и выступающие в единстве, с превалированием од­ного из них в известных случаях, стадиях и условиях разви­тия заикания. Все это устанавливается тщательным всесто­ронним изучением заикающихся.

Так как в основе судорожных явлений при заикании ле­жит нарушение координации речевых механизмов, что при­знается даже авторами, отрицающими всякое упражнение физиологических компонентов речи (дыхания, голоса, ар­тикуляция), то ясна необходимость укрепления и выравни­вания этих координации путем систематических упражне­ний. На базе их, как на конкретных речевых объектах заня­тий, строится вторая, наиболее ответственная, сложная и трудная работа — перевоспитание психики заикающегося (его сознания, в особенности воли и эмоций).

Одновременно ведется лечение и укрепление нервной си­стемы и общего здоровья.

Одни отвлеченные разговоры (убеждения, разъяснения, внушения) без непосредственной практики в правильной речи, притом в жизненных ситуациях, являются бесплод­ными. Заикающийся должен с первого же занятия почув­ствовать, что он действительно может говорить без заикания. Это достигается сначала путем овладения им отдельными компонентами и облегченными формами речи. Используют­ся в первую очередь моменты физиологические в сочетании с воздействием на психику ребенка: непрерывное подкреп­ление речевыми раздражителями его актов произношения (сопряженное дыхание, произнесение гласных, слов, фраз) с одновременным подбадриванием, уверением в успехе и т. п.

Так, на базе первых физиологических удач — а они обязательно должны быть — строится уже ипсихологи-ч е с к а я работа. Физиологические моменты в форме дидак­тических упражнений используются как средство воздей­ствия на психику заикающегося, в свою очередь благотвор­но влияющую на физиологические процессы речи в плане единства физиологического и психического.

В случаях возможности получения плавной речи, абсо­лютно без судорог, сразу же без упражнения в ее компонен­тах, указанные ниже упражнения не применяются, и вся работа сводится к обучению медленной, плавной (слитной) ритмизированной речи в ее разных формах и ситуациях (речь сопряженная, отраженная, в присутствии посторонних и т. п.). При этом (особенно в случае групповых занятий) все же сле­дует в плане установки проделывать каждый раз от двух до пяти минут упражнения в дыхании, голосе и речи, вводя­щие речь заикающихся в известный ритм и темп, создаю­щие у него покой и уверенность. Ученица, у которой заика­ние было ликвидировано на 7-м году, до 10 класса по утрам просит мать проделать с ней речевую гимнастику, заявляя: «Тогда я чувствую себя весь день спокойной и уверенной».

Занятия с заикающимися дошкольниками строятся ина­че, чем со школьниками, а с подростками по-иному, чем со взрослыми. К воспитанию самой речи приступают лишь пос­ле тщательного исследования заикающегося логопедом и невропатологом, в соответствии с чем устанавливается ме­тод логопедической работы и лечения<...> .

Дополнительно к вопросам схемы выявляется ряд других, не предусмотренных схемой, но связанных с заиканием мо­ментов. Так, например, при появлении заикания вследствие подражания выясняется, что побудило имитировать заика­ние. Когда заикание периодически то усиливается, то осла­бевает, тщательно изучается причина этого. Если улучше­ние происходит, например, летом, когда ребенок живет без отца или матери, то следует причину заикания искать в се­мейных взаимоотношениях и т. д.

Особенно важно выявить скрытые механизмы заикания как внутренние конфликты, возникшие в результате подав­ления, ущемления детской личности. Задача логопеда — разрешить эти конфликты, успокоить ребенка, а задача эта сложная и тонкая. Одного похлопывания по плечу и подбад­ривания в этом случае мало. Образование новых доминант, тормозящих старые, больные, — основа метода.

Первые встречи логопеда с заикающимся должны быть серьезно продуманы. Путем живой искренней беседы уста­навливаются интимные, доверчивые отношения с заикаю­щимися; без излишнего подчеркивания дефекта, тем более без слезливого сочувствия проявляется серьезное участие в его беде, авторитетно внушается заикающемуся уверенность в полном успехе, если только он захочет этого и употребит нужные усилия; указывается, что заикание не есть что-то непреодолимое.

В разговоре с детьми старшего возраста полезно как бы мимоходом отметить, что заикание не является чем-то по­зорным, что и заикаясь, можно прекрасно учиться и счаст­ливо жить, привести пару примеров из жизни выдающихся людей, страдавших заиканием. Беседа заканчивается выра­жением твердой уверенности, что улучшение речи пойдет быстро. Конечно, разговор должен вестись на уровне умст­венного развития и интересов заикающегося.

Первые встречи и последующие занятия надо проводить в такой обстановке и моральной атмосфере, в которой дети могли бы чувствовать себя спокойно и непринужденно. Обязательное условие: на занятиях ученик не заикается. Этим у него создается уверенность в успехе и в своих воз­можностях.

Переходя к непосредственному изложению методики пе­ревоспитания речи у заикающихся, следует отметить кар­динальную сторону ее — дифференцированность в отноше­ниях различных категорий заикающихся.

Прежде всего приемы работы должны соответствовать возрасту заикающихся — дошкольному, школьному и зре­лому. В этом отношении дифференциация не представляет затруднений, и обобщение отечественного опыта за период Советской власти дает нам возможность представить такие методики. Разработаны и методики для более трудных и для сравнительно легких случаев заикания.

Излагая методику занятий с пред дошкольниками, до­школьниками, школьниками и взрослыми при легких и тя­желых формах заикания, мы в целях полноты, стройности системы включили в нее и ряд приемов работы, разработан­ных другими авторами.

Наилучшей формой организации занятий с заикающими­ся являются коллективные занятия. Индивидуальные заня­тия допускаются только в исключительных случаях: подго­товка к коллективу маленьких детей или вообще запоздавших с поступлением в группу, резко отстающих, пропустивших много занятий, при отсутствии соответствующей группы и т. п. В такой подготовке особенно нуждаются психопаты, невро­тики (Смирнова). Подготовительный срок зависит от инди­видуальных особенностей и психических наслоений у детей. Вообще же он измеряется несколькими занятиями, самое большее — неделями.

Групповые занятия помимо указанных уже соображе­ний особо полезны для заикающихся по следующим при­чинам.

Находясь в кругу товарищей по несчастью, они не стесня­ются своего дефекта, меньше волнуются в процессе речево­го общения или выполнения речевых заданий, откровеннее вскрывают свои недочеты и переживания, а также интим­ные моменты личного и семейного характера, поддержива­ющие дефект. В коллективе они спокойнее выслушивают критику своего речевого поведения, доверчивее относятся к ней, анализируя речь и общее поведение других, лучше уяс­няют свои недочеты и те положительные моменты, к кото­рым сами должны стремиться; становясь в речевом отноше­нии более уверенными и смелыми в логопедической группе, они смелее выступают и в школе. В коллективе они не только практикуются в обычном разговоре друг с другом, но временами выполняют роль руководителя группы и таким образом приобретают опыт публичной речи, уверен­ность в своих речевых возможностях и более сложных и труд­ных ситуациях.

В группе имеется большой простор для применения всех форм речи: сопряженной (хоровая речь), отраженной (игры в эхо, в телефон, игра под суфлера, диалог, монолог). Очень важным является и общий приподнятый тонус психики за­икающихся — уверенность в успехе, поддерживаемая кон­кретными удачами тех или иных товарищей. Занимающие­ся в группе испытывают радостное чувство освобождения от сознания своего одиночества, неполноценности, чувствуют наличие твердой опоры в лице всего коллектива в случае тех или иных затруднений.

Дисциплинирующая сила коллектива (что так важно для заикающихся) намного шире и глубже, чем влияние семьи или одного руководителя<...>. В соответствии с изложен­ным общие установки в организации логопедических заня­тий с заикающимися сводятся к следующему.

1. Занятия коллективные.

2. Группировка на основе возраста и по возможности типа заикания.

3. Сугубо индивидуальный подход с учетом типа заика­ния, стадии психофизического развития и индивидуальных характерологических и прочих особенностей.

4. Целевая установка — естественная (нормальная) речь в практической деятельности в любых ситуациях.

5. Увязка занятий по логопедии с работой над речью се­мьи, школы.

6. Логопедическое учреждение — очаг здоровой речи. Поэтому занятия организуют так, что заикающийся от на­чала и до конца урока говорит нормальной речью — не заи­кается. На основе укрепляющейся уверенности в своих воз­можностях он, при содействии логопеда, уходит домой с твердой установкой на хорошую речь. Обеспечение этого требования — необходимый и решающий фактор успеха.

7. Речевой материал и форма проработки его должны стро­го соответствовать возможностям и интересам заикающих­ся, увязываться с учебным материалом детского сада или школы. Содержание этого материала должно быть идеоло­гически выдержанным.

В излагаемой системе соблюдается известная последова­тельность и одновременность проводимых видов работ: ди­дактических, психотерапевтических, медикаментозного лечения, физиотерапии, физкультуры.

Особенности занятий с маленькими детьми

Логопедическую работу с заикающимися детьми следует начинать с самого раннего возраста, так как в этом возрасте заикание легче и быстрее преодолевается и не препятствует дальнейшему нормальному развитию ребенка. Это работа проводится в четырех планах: в семье через родителей, в массовых детских учреждениях через воспитателей, нянь и, наконец, в специальных учреждениях амбулаторного и ста­ционарного типа. В первых двух случаях логопед является консультантом, в последних — непосредственным учителем. Предпочтительным является стационарный тип учрежде­ний, устраняющий разнообразные вредные влияния на за­нимающегося домашних условий воспитания.

Система, методы работы в этих учреждениях с соответ­ствующими изменениями используются и в остальных слу­чаях преодоления заикания.

Общие методические указания.

При устранении заикания могут представиться два слу­чая:

1) свежий случай, когда с момента обнаружения первых симптомов заикания прошло немного времени — от несколь­ких дней до 2—3 недель, самое большое 1—2 месяца; это пер­вичное заикание (вторичные явления отсутствуют);

2) застарелый случай, когда заикание продолжается свы­ше 1—2 месяцев (вторичное заикание: возникают вторичные явления).

Устранение заикания в первом случае. Если заикание наступило внезапно, надо прекратить контакт ре­бенка с окружающими и отвлечь его внимание от речи, ус­покоить нервную систему, установить психическое равнове­сие. Нужно немедленно поместить ребенка в наиболее благоприятные условия в смысле покоя, внимательного от­ношения к нему окружающих, без малейших намеков со сто­роны последних на характер его недуга, чтобы он не осознал своего речевого недостатка, проводить постельный режим (уложить в постель как больного). В течение первых дней соблюдать полное молчание, затем разговор шепотом и в воз­можно ограниченных рамках. Лечение — успокоительные, а также снотворные средства, чтобы заикающийся крепко спал ночью и пребывал в дремотном состоянии днем. Окру­жающие сами говорят тоже тихо, медленно, спокойно. Че­рез неделю-другую такого режима заикание исчезает, и ре­бенок снова включается в обычную жизнь. Однако с этого момента до полной возмужалости должны систематически применяться, как это будет изложено ниже, профилактичес­кие меры.

Полное прекращение речи применимо у детей только тог­да, когда удается при содействии врача убедить их в том, что молчание нужно для выздоравливания от какой-то другой болезни, но отнюдь не от заикания. Если ребенок непрерыв­но нарушает его (встает с постели, вступает в разговоры, кап­ризничает), тогда надо, прекратив постельный режим, по возможности изолировать его от товарищей и посторонних посетителей и предоставить больше покоя и отдыха. Если в домашних условиях все это невозможно осуществить, то не­обходимо поместить ребенка в специальный санаторий, но при условии, чтобы разлука с родными не возбудила тяже­лых эмоциональных переживаний.

В случае «подражательного» заикания у нервно здорово­го ребенка оно быстро проходит под воздействием успокаи­вающего, умелого уговаривания, внушения.

Устранение затянувшегося заикания у маленьких детей. Когда заикание перешло в стойкую форму, то приходится проделать частично или полностью систематический курс логопедии, закрепляя восстановлен­ную здоровую речь последующей профилактикой. Режим молчания и уединения в таких условиях иногда даже вре­ден; заикающийся больше сосредоточивается на своем заи­кании, и его угнетенное состояние еще больше усиливается, а вместе с этим ухудшается и состояние речи. При невропа­тической отягощенности заикающихся метод изоляции не дает заметного эффекта.

Вместо молчания вводится максимальное ограничение речи ребенка: по возможности меньше разговаривают с ним, создавая обстановку занятости ребенка игрушками, рисова­нием и т. п.

В деле перевоспитания заикливой речи у дошкольника основным условием успеха является правильное окружение ребенка в смысле качества речи, общего поведения и отно­шения к ребенку.

Ведущим приемом здесь является замедленная и слит­ная (слово сливается со словом) выразительная, с живыми интонациями речь в унисон. Ребенок в одно и то же время: 1) слышит речь руководителя (матери, воспитателя); 2) сам говорит и 3) слышит собственную речь. Таким образом, здесь происходит двойной беспрерывный ряд раздражите­лей (своего рода «подкармливание» для усиления рефлек­сов), которые обусловливают правильное течение речи у за­икающегося.

Медленная речь при преодолении заикания ввиду ослаб­ленного торможения мотивируется необходимостью: 1) дать время говорящему для осуществления возможно полного и четкого звукопроизноситёльного комплекса (обеспечивает правильный ритм и координацию дыхания, голоса, артику­ляции); 2) затормозить этот комплекс с целью подготовить наилучшие условия для последующего произношения; 3) дать время для формулировки мысли.

Кроме того, такая речь не связана с «патологическим пунктом», а поэтому протекает нормально.

Медленная речь не только создает оптимальные условия для правильной координации речевых движений, но благо­приятно отражается на психике заикающегося — успокаи­вает его и, следовательно, снижает заикание.

Слитная же речь наилучшим образом обеспечивает ритм и цепной рефлекс: каждое последующее произношение яв­ляется непосредственным продолжением предыдущего, со­ставляя с ним единое целое. .

Например, мать (воспитатель, логопед) предлагает ребен­ку вместе рассказать сказку: «Коля! давай расскажем инте­ресную сказочку «Мальчик-с-пальчик». Сначала я скажу, а потом повторим это вместе. Начинаем». Медленно, сливая слова, тщательно их выговаривая, несколько певуче произ­носит: «Жил Мальчик-с-пальчик. Ну а теперь скажем вмес­те» (повторяют). Фразы должны быть возможно короче.

Если ребенок по тем или иным причинам (стеснение, страх, негативизм) упорно молчит, то руководитель показы­вает ему яркую интересную картинку и медленно, с доста­точной эмоциональностью, сам рассказывает по ней. Ребе­нок через некоторое время включается в это рассказывание, и остается лишь умело использовать этот контакт. Когда ре­бенок включится в речь, то время от времени руководитель умолкает, предоставляя ему говорить самостоятельно, под­хватывая в случае затруднения его речь и продолжая неко­торое время говорить совместно.

Дыхание во время речи у малышей регулируется путем рефлекторного подражания руководителю, который после каждой короткой фразы делает паузу, а затем несколько подчеркнуто делает небольшой вдох через раскрытый рот. Специальных дыхательных и голосовых упражнений с ма­ленькими детьми не делают. Навык спокойного вдоха со­действует спокойному произношению.

Когда этот вид речи наладится, то предлагают ребенку лишь повторять сказанное (по предложениям). Но как толь­ко замечают у него затруднение в произношении того или иного слова или фразы, то тотчас же произносят их в уни­сон. Так прорабатываются стишки, рассказы. Если ребенок уже бегло читает, то так же проводится и чтение (сопряжен­но, отраженно).

Для детей, не умеющих или только начинающих читать, чтением как материалом для упражнений нельзя пользовать­ся. Но самое обучение чтению надо вести в согласии с общей системой устранения заикания: соблюдать правильное дыха­ние, медленную плавность произношения, ритм и т. п.

Заметив, что заикающийся хорошо повторяет речь, пере­ходят к вопросо-ответам, причем вопросы следует так фор­мулировать, чтобы возможен был только один определенный ответ, во избежание всяких колебаний, нерешительности и перестроек фраз на ходу. Далее предлагают ребенку произ­носить самостоятельно маленькие стишки, читать, расска­зывать, все время внимательно следя за его речью и вовремя помогая ему одновременным произнесением слов и фраз.

Речь логопеда (воспитателя) в разговоре с детьми должна быть замедленной, особенно на первых порах. Речь — это обозначающее отражение действительности, средство реального общения и воздействия на окружающих. Поэтому она жизненно необходима ребенку только тогда, когда связана с его непосредственными интересами и деятельностью. Вот почему при воспитании у него речи надо ее обязательно свя­зывать с какой-либо деятельностью. Тогда он проявит боль­шую речевую активность.

Такие занятия проводятся по нескольку раз в день (2—3 раза, во избежание утомления по 10—15 минут) под видом игры и развлечения, но отнюдь не в форме «лечения». На этих занятиях, равно как и в разговоре при ребенке, — ни слова о заикании.

При одновременном лечении (если есть показания на то) и при хороших бытовых условиях (покой в семье, ласковое и внимательное отношение к ребенку и т. п.) положитель­ные результаты от изложенных занятий сказываются уже в первые дни и недели.

Особенно эффективным у дошкольников оказывается кол­лективный метод.

Вся работа ведется через семью, воспитателей или нянь. Логопед дает им нужные советы, показывает на примере, как надо говорить с ребенком и к какой речи его надо приучать, в какие игры играть, дает указания о характере здоровых взаимоотношений ребенка с окружающими, о режимных моментах и т. п. Логопед привлекает к этому делу и детско­го врача. Систематически логопед проверяет выполнение сделанных указаний.

Прежде всего надо провести общеоздоровительную рабо­ту (если это необходимо), в особенности укрепление нервной системы, и поставить заикающегося в условия покоя, тиши­ны, дружбы с уравновешенными детьми, лучше с одним (лю­бимым) товарищем, изолировать от драчливых, шумных детей, а нередко и от нервных родных, воздействовать соот­ветствующим образом на весь детский коллектив. Идеаль­ная обстановка для заикающегося: летом — тихий уголок к деревне, жизнь со спокойной старушкой-няней, действую­щей согласно наказу логопеда. Часто бывает, что дитя при таких условиях в течение лета перестает заикаться.

Очень важно не фиксировать внимание ребенка на его дефекте. Он не должен даже слышать слов заикание, заи­ка, в нужном случае они заменяются словом запинание.

Надо по возможности предупреждать заикание своевремен­ной помощью — подсказом (как будто невзначай) трудного слова. Поощряя и ободряя ребенка, надо вселять в него уве­ренность в своих речевых возможностях.

Отношение к маленькому заикающемуся должно быть всегда спокойное, сочувственное, но без поблажек капризам, без чрезмерной ласковости. Залогом успеха является умение воспитателя установить с ребенком близкие, искренние от­ношения: тогда он охотно будет проводить предназначенную программу, не подозревая о ней. С первых же дней выполне­ния этой программы уделяется большое внимание воспита­нию спокойного поведения ребенка, размеренных, несует­ливых, точных выполнений решаемых им жизненных задач как в быту, так и в игре. Вводятся подвижные и другие игры и занятия (лепка, рисование, самообслуживание т. п.), вос­питывается чувство дисциплины.

Все элементы речи воспитываются на основе подражания воспитателю (или логопеду) в процессе специальных игр (на развитие дыхания, голоса, речи).

Воспитатель (мать, логопед) сдувает одуванчики, надува­ет мыльные пузыри или распевает с ребенком песенки или рассказывает ему сказочки, прибаутки, потешки, ведет рас­сказ по картинкам всегда спокойно, плавно, сливая слово со словом, в медленном темпе — с «детскими» интонациями. Ребенок вначале слушает, а потом сам включается в эту речь и тем самым усваивает ее стиль.

Виды речи — сопряженная и самостоятельная — после­довательно сменяют друг друга в зависимости от характера заикания, ситуации и настроения ребенка. Возможно чаще надо связывать речь с деятельностью ребенка, как это обыч­но делает мать, няня: «Вот мы надеваем курточку, пугович­ку застегиваем» и т. п. Следует поощрять его разговоры с игрушками, включаясь в них, и т. п.

Полезны всякие игры с движениями, которые сопровож­даются речью (считалочки, стишки под маршировку, хлоп­ки, езда в поезде под песенку и т. п.). М.Ф. Брунс рекомен­дует для 4—5-леток занятия с оречевлением проделываемых ребенком движений. Например: «Мы идем, идем в лес. При­шли. Сели. Пошли. Смотрим, что в лесу. Бабочка! Хлоп! Поймали?»

Большое место уделяется растормаживанию мускулату­ры посредством игр и логопедической ритмики.

Хорошее знание воспитателем (логопедом) природы ребен­ка, тонкая наблюдательность, изобретательность, способ­ность «перевоплощения» в ребенка обеспечат успех.

В заключение укажем на применяемую М.Ф. Брунс фор­му учета деятельности заикающегося малыша. Дневник представляет собой картинку: дом, улица, комната, в кото­рой папа, мама и сам ребенок. Ежедневно вечером сам заи­кающийся в процессе беседы с мамой, няней оценивает свое поведение в отношении папы, мамы и т. д. Красный крест возле папы — хорошо вел себя, черный кружок на улице — плохо и т. п.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.