Примерная структура выпускных квалификационных работ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРОВ
Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой самостоятельную, творческую, логически завершенную учебно-исследовательскую работу, выполненную под руководством опытного преподавателя, в которой решается конкретная задача в избранной выпускником области менеджмента. Бакалаврская работа выполняется на основе теоретических знаний и практических умений и навыков, полученных студентом в период обучения.
Исходные данные для выполнения выпускной квалификационной работы бакалавра составляют материалы полученные на предприятии при прохождении практики, учебные пособия и научные труды, содержащие информацию по тематике и проблемам работы.
Выполнение бакалаврской работы является заключительным этапом обучения студента на соответствующей ступени образования и имеет целью:
· расширение, закрепление и систематизацию теоретических знаний;
· приобретение навыков практического применения теоретических знаний при решении организационно-управленческих задач;
· формирование навыков ведения самостоятельных теоретических и опытно-экспериментальных исследований;
· приобретение опыта обработки, анализа и систематизации результатов исследований, оценки их практической значимости с использованием экономико-математических, информационных и других современных методов решения экономических задач;
· приобретение опыта представления и публичной защиты результатов исследовательской деятельности;
· определить и продемонстрировать возможность и необходимость использования современных методов экономической оценки наукоемких проектов и программ, а также современных информационных технологий;
· доказать экономическую эффективность предлагаемых теоретических и практических результатов выпускной квалификационной работы.
В соответствии с поставленными целями студент в процессе выполнения бакалаврской работы должен решить следующие задачи:
1) обосновать актуальность выбранной темы, ее ценность и значение для сфер управления предприятием (организацией, фирмой);
2) изучить теоретические положения, нормативно-техническую документацию, статистические материалы, справочную и научную литературу по избранной теме;
3) изучить материально-технические и социально-экономические условия производства и характер их влияния на изменения технико-экономических показателей работы и управленческой ситуации конкретного предприятия;
4) изучить тактико-технические и экономические параметры наукоемкого проекта или программы;
5) собрать необходимый статистический материал для проведения конкретного анализа;
6) изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме;
7) провести анализ собранных данных, используя современные методы обработки и анализа информации;
8) сделать выводы и разработать рекомендации на основе проведенного анализа по повышению эффективности работы предприятия;
9) сделать выводы об эффективном использовании наукоемкого проекта или программы;
10) выполнить расчет экономической эффективности от внедрения предлагаемых мероприятий;
10) оформить бакалаврскую работу в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к подобного рода работам.
Защита выпускной квалификационной работы бакалавра менеджмента выявляет уровень теоретической и практической подготовленности выпускника к реализации следующих видов профессиональной деятельности:
■ профессионально-предпринимательской;
■ организационно-управленческой;
■ планово-экономической;
■ научно-исследовательской;
■ консультационной.
Успешно выполненная выпускная квалификационная работа бакалавра свидетельствует о том, что выпускник готов к продолжению образования по программам подготовки магистра, а также к ведению профессиональной деятельности в области менеджмента.
ВЫБОР ТЕМЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРОВ
Темы выпускных квалификационных работ определяются высшим учебным заведением. Студенту может предоставляться право выбора темы выпускной квалификационной работы в порядке, установленном высшим учебным заведением, вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Для подготовки выпускной квалификационной работы студенту назначается руководитель и (при необходимости) консультанты.
Выбор темы определяется интересами и склонностями студента к той или иной проблеме, потребностью развития и совершенствования самого производства, научной специализацией кафедры и ее преподавателей.
При выборе темы выпускной квалификационной работы следует руководствоваться актуальностью проблемы, возможностью получения конкретных статистических данных, наличием специальной научной литературы, практической значимостью темы для конкретного предприятия.
Студенту, занимающемуся научно-исследовательской работой, целесообразно подготовить работу по теме, над которой он работал несколько лет. Выпускная квалификационная работа является продолжением и логическим завершением исследований, начатых в курсовых работах и в период производственных практик, нашедших отражение в отчетах по практикам. Студент может руководствоваться примерным перечнем тем квалификационных работ, имеющимся на выпускающей кафедре, предварительно проконсультировавшись со своим научным руководителем.
Студент, желающий выполнить работу на тему, не предусмотренную примерной тематикой, должен обосновать свой выбор и получить разрешение заведующего кафедрой. Если одна и та же тема выбрана многими студентами, то кафедра оставляет ее только за теми студентами, которые наиболее аргументировано обосновали свой выбор; остальным студентам предлагается выбрать другую тему. После выбора темы и формулировки её точного названия необходимо получить на кафедре задание на выпускную квалификационную работу (Приложение).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРОВ
Выпускная квалификационная работа бакалавра должна содержать следующие структурные составляющие:
1. Титульный лист.
2. Задание на выполнение выпускной квалификационной работы, утвержденное заведующим выпускающей кафедры.
3. Содержание.
4. Введение (2—3 стр.).
5. Раздел 1. Анализ состояния, содержания и целей по выбранной теме. Постановка и обоснование поставленных в работе задач — три параграфа (10—15 стр.).
6. Раздел 2. Разработка методического (научно-методического) обеспечения решения задач, поставленных в выпускной квалификационной работе — три параграфа (15—20 стр.).
7. Раздел 3. Управленческие решения и их обоснование в рамках изучаемой проблемы с обязательным включением параграфа по расчету экономической эффективности от предлагаемых мероприятий — три параграфа (20—25 стр.).
8. Заключение (основные выводы и рекомендации) (2—3 стр.).
9. Библиографический список (не менее 50 проработанных источников).
10. Приложения (формы сбора, способы обработки информации и др.).
Рассмотрим подробнее основные части бакалаврской работы.
Содержание (оглавление) включает в себя названия разделов, подразделов, пунктов и подпунктов (при необходимости) выпускной квалификационной работы. Обязательное требование — дословное повторение в заголовках содержания названий разделов, представленных в тексте, в той же последовательности и соподчиненности.
Во введении кратко характеризуется проблема, решению которой посвящена бакалаврская работа. При этом обосновывается актуальность выбранной темы со ссылками на специальную литературу, определяется цель работы и совокупность задач, которые решены для раскрытия выбранной темы; указываются объект и предмет исследования, а также научная и практическая значимость работы.
Основная часть бакалаврской работы состоит из трех разделов, каждый из которых делится на три параграфа.
Раздел 1. Анализ состояния, содержания и целей по выбранной теме. Постановка и обоснование поставленных в работе задач.
На основе изучения публикаций отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы. По первому разделу судят о глубине теоретической базы бакалаврской работы. Приветствуется использование источников монографического характера и публикаций в ведущих российских и зарубежных специализированных журналах.
В процессе изучения литературных источников очень важно найти сходство и различия точек зрения разных авторов, дать их анализ и обосновать свою позицию по данному вопросу.
Разработка методического раздела выпускной квалификационной работы предполагает обзор теоретических подходов к методике исследования, разработку собственной программы исследования, включая обоснование выборочной совокупности, подготовку форм сбора первичной информации (анкеты, аналитические таблицы, бланки фиксации результатов и т.п.), а также методику ее обработки и анализа полученных данных.
Одно из главных требований данного раздела — наличие конкретных ссылок на библиографические источники (не менее 45— 50 ссылок).
Раздел 2. Разработка методического (научно-методического) обеспечения решения задач, поставленных в выпускной квалификационной работе.
В этом разделе дается характеристика объекта исследования, анализируется состояние объекта и определяются пути его совершенствования. Проводится структуризация объекта исследования, при которой рассматриваются взаимосвязи объекта исследования и его составляющих с системами более высокого уровня, выделяются системообразующие задачи. Определяется круг показателей, позволяющих охарактеризовать состояние объекта исследования в текущий момент времени. Определяются направления совершенствования системы управления.
Материалами для анализа могут быть планы работы организаций, годовые отчеты, статистическая отчетность и другая служебная документация, изученная студентом.
Материалы, служащие базой для обоснования и анализа, должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы можно было проанализировать положение дел, вскрыть резервы и наметить пути их использования, а также устранить имеющиеся недостатки в работе.
Анализ и обработку цифровой информации необходимо проводить с помощью современных методов экономического, социологического и психологического анализа.
Раздел 3.Управленческие решения и их обоснование в рамках изучаемой проблемы.
Результаты анализа служат базой для разработки и обоснования в выпускной квалификационной работе конкретных управленческих решений для улучшения экономического состояния объекта исследования и совершенствования системы менеджмента.
В частности, намечаются пути использования вскрытых резервов, устранения выявленных недостатков в работе, обосновываются решения, обеспечивающие реализацию цели и задач работы.
При подготовке этого раздела студенты должны учесть основные принципы: системный подход, т.е. учет всех или большинства взаимообусловливающих задач управления объектом; комплексный подход спозиций оперативного и стратегического управления; динамичность, предполагающая регулярную корректировку подготовленных документов в связи с изменившимися условиями.
Этот раздел посвящается постановке, формализации и обоснованию принципов и методов решения поставленной задачи. В нем должны быть отражены следующие вопросы:
• организационно-экономическая постановка задачи, т.е. область существования задачи, периодичность решаемой задачи, критерии и ограничения (дается их формализованное представление — статистическое, динамическое, графическое, вербальное, математическое и др.);
• методическое обеспечение задачи: в соответствии с экономической постановкой и формализованным представлением задачи проводится анализ методических разработок (методик, стандартов, руководств) и обосновываются методические принципы решения задачи;
• информационное обеспечение задачи: формулируются и разрабатываются перечень и структура, содержание входных и выходных информационных массивов;
• математическое обеспечение: дается анализ и выбор математических методов решения задачи, разрабатываются алгоритм, метод и процедура решения задачи;
• программное обеспечение: обосновывается использование стандартной программы или разрабатывается новая (новый фрагмент), описывается контрольный пример.
Разработка рекомендаций предполагает, что на основании анализа, выявления недостатков и возможностей разрешения проблемы студент приводит достаточно полные и аргументированные предложения ирекомендации.
Например, в соответствии с предложениями по совершенствованию системы управления целесообразно внести изменения в действующую систему управления организации — структурную и функциональную схемы, процедуры выполнения управленческих работ, положения об организации и ее структурных подразделениях, планы работ и т.д.
В этом же разделе даются методические подходы и выполняются расчеты экономической эффективности от предлагаемых мероприятий; обосновываются экономическая, социальная и другие ценности полученных результатов.
В заключении (основные выводы и рекомендации)последовательно излагаются основные теоретические и практические выводы и предложения, полученные в ходе проведенного исследования. Выводы и предложения, которые следует формулировать четко, снумерацией отдельных пунктов, должны быть краткими, давать представление о содержании, значимости, новизне, обоснованности и эффективности результатов выпускной квалификационной работы бакалавра.
Библиографический списокдолжен содержать сведения об источниках, использованных при написании бакалаврских работы (законодательные и нормативные материалы, учебники, учебные и методические пособия, монографии, другие научные труды, статьи из журналов и иных периодических изданий и информационных материалов). Особое внимание следует уделить трудам преподавателей выпускающей и родственных кафедр. В библиографическом списке следует привести не менее 50 проработанных источников, на которые содержатся ссылки в работе.
В приложенияможно вынести вспомогательные материалы: выдержки из официальных и справочных документов, инструкции, описания общепринятых методик, вспомогательные расчеты, формы отчетности, распечатки ЭВМ, справки о внедрении, сведения об опубликованных работах по результатам выпускной квалификационной работы. С одной стороны, они призваны дополнять и иллюстрировать основной текст, а с другой — разгружать его от второстепенной информации. Все материалы, помещаемые в приложениях, должны быть связаны с основным текстом, в котором обязательно делаются ссылки на соответствующие приложения.
Выпускная квалификационная работа бакалавра может быть основой для последующей разработки магистерской диссертации. В табл. 1 приведена примерная структура выпускных квалификационных работ бакалавра, специалиста, магистра.
Таблица 1.
Примерная структура выпускных квалификационных работ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|