Сделай Сам Свою Работу на 5

Демографическая политика и политика народосбережения





Снижение численности населения в 1990-х – начале 2000 годов является одним из основных вызовов для долгосрочного развития России. При сохранении негативных тенденций численность населения может снизиться
со 142,1 млн. человек в 2007 году до 140 млн. человек к 2020 году,
до 133- 137 млн. человек к 2030 году.

Целью государственной демографической политики является снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Необходимо обеспечить стабилизацию численности населения на уровне не ниже 142-143 млн. человек к 2015 году и создание условий для повышения к 2025 году численности населения
до 145 млн. человек и средней продолжительности жизни до 75 лет.

Приоритетными направлениями государственной демографической политики Российской Федерации являются следующие.

Первое - снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности (мужчин) в трудоспособном возрасте от внешних причин:

снижение смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий (за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим) и других внешних причин;



профилактика, своевременное выявление на ранних стадиях и лечение сердечно-сосудистых и других заболеваний, которые дают высокий процент смертности среди населения;

снижение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, профилактика и своевременное выявление профессиональных заболеваний, разработка и реализация совместно с работодателями и объединениями профсоюзов мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

создание развитой инфраструктуры жизнеобеспечения и реабилитации лиц, работающих в экстремальных условиях;

снижение материнской и младенческой смертности.

Второе – сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни.

Формирование здорового образа жизни должно стать важнейшим направлением политики в области охраны здоровья. При этом основой пропаганды здорового образа жизни должно стать наряду с информированием о вреде низкой физической активности, нерационального и несбалансированного питания, потребления алкоголя, табака, наркотических и токсических веществ также обучение навыкам по соблюдению правил гигиены труда и режима труда, учебы, режима и структуры питания.



Усиление профилактики заболеваний и охрана общественного здоровья требует:

- развития условий для ведения здорового образа жизни, включая обеспечение мониторинга и современного уровня контроля (надзора) за соответствием продукции, предназначенной для человека, а также факторов среды обитания человека требованиям действующего законодательства;

- проведения прикладных научных и эпидемиологических исследований по обоснованию совершенствования законодательства и методической базы;

- организации и развития медико-профилактической помощи путем внедрения современных медико-профилактических технологий;

- разработки и внедрения механизмов стимулирования у граждан Российской Федерации ответственного отношения к своему здоровью.

Важный вклад в формирование здорового образа жизни должно внести создание условий для развития туризма, занятий физической культурой и спортом различных групп населения, что предусматривает.

 

 

Третье - повышение уровня рождаемости, в том числе за счет рождения в семьях второго и последующих детей:

o укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания;



o развитие системы поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей, обеспечение государственной материальной поддержки семей, имеющих детей;

o предоставление возможности применения по налогу на доходы физических лиц социального вычета по лечению детей, находящихся на попечении родителей до 24 лет, возможность применения вычета опекунами, возможность применения вычета по дошкольному образованию;

o поддержка семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей; профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, обеспечение защиты прав и законных интересов детей;

o повышение качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, включая развитие перинатальных технологий;

o укрепление репродуктивного здоровья населения, государственная поддержка лечения бесплодия, проведение комплекса мероприятий, направленных на профилактику и снижение числа абортов;

o повышение качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, включая развитие перинатальных технологий;

o профилактика, раннее выявление нарушений в состоянии здоровья детей и подростков, развитие и внедрение высокоэффективных методов лечения в педиатрии;

o поэтапная ликвидация рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда;

o реализация программ по предоставлению доступного семейного жилья;

o развитие различных механизмов, позволяющих сочетать родителям работу и выполнение семейных обязанностей;

o совершенствование инфраструктуры дошкольного образования.

Четвертое - управление миграционными процессами в целях снижения дефицита трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики. Проведение активной региональной социально-экономической политики, направленной на сохранение численности населения на Дальнем Востоке и в Сибири. Содействие переезду в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших учебных заведений, молодежи из иностранных государств для обучения и стажировки в Российской Федерации. Оптимизация миграционных процессов в связи с формированием общего рынка труда в рамках интеграционных процессов на евразийском пространстве, создание цивилизованных условий для труда и жизни мигрантов в России, защита их гражданских прав.

Пятое – обеспечение защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Должна произойти смена приоритетов в государственной политике по обеспечению безопасности населения и территорий от опасностей и угроз различного характера – вместо «культуры реагирования» на чрезвычайные ситуации на первое место должна встать «культура предупреждения».

Для этого необходимо:

совершенствование системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, разработка и внедрение новых форм и методов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;

разработка и реализация практических мер по повышению безопасности населения и защищенности критически важных объектов;

создание региональных и субъектовых центров управления в кризисных ситуациях;

развитие и совершенствование технических средств и технологий повышения защиты населения и территорий от опасностей, обусловленных возникновением чрезвычайных ситуаций, а также средств и технологий ликвидации чрезвычайных ситуаций;

развитие инфраструктуры информационного обеспечения и ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций;

создание инфраструктуры комплексной безопасности федеральных автомобильных дорог с использованием авиационных технологий;

создание системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации – аудита безопасности.

Результатом данных мер должно стать сокращение к 2020 году количества погибших в результате чрезвычайных ситуаций различного характера по отношению к 2006 г. на 20-22%; пострадавших - на 18-20 процентов.

Развитие здравоохранения

Задачи превращения России в глобального лидера мировой экономики, выхода на уровень развитых стран по показателям социального благосостояния диктуют новые требования к системе здравоохранения. С одной стороны, растет ценность здоровья в системе приоритетов общества, возникают новые медицинские и социальные технологии, связанные с изменениями в демографической структуре населения. С другой – благодаря развитию медицинских технологий существенно повышаются возможности медицинских служб реально влиять на показатели здоровья населения, о чем свидетельствуют значительные успехи в борьбе с наиболее опасными для жизни заболеваниями, достигнутые в развитых странах.

Российская система здравоохранения пока еще не обеспечивает снижения заболеваемости и инвалидизации населения, достаточность государственных гарантий медицинской помощи, доступность и высокое качество медицинских услуг.

В последние годы государством были сделаны крупные инвестиции в здравоохранение. Однако они не позволили существенно улучшить ситуацию, поскольку не сопровождались масштабными и высокоэффективными финансово-экономическими, технологическими и организационными мероприятиями. Отставание здравоохранения от развитых стран значительно сильней, чем во многих других ключевых отраслях экономики.

Чтобы коренным образом улучшить ситуацию с состоянием здоровья граждан, необходимообеспечитькачественный прорыв в системе здравоохранения. Отрасли нужны новейшие инновационные разработки в области диагностики, лечения и профилактики заболеваний, эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, современные высокотехнологичные информационные системы. Для этого требуется заметное повышение места здравоохранения в системе бюджетных приоритетов на всех уровнях.

Основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2020 года является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

Отдельной задачей является активное развитие национальной фармацевтической промышленности и создание условий для ее перехода на инновационную модель развития, что должно привести к росту обеспеченности населения, учреждений здравоохранения лекарственными средствами отечественного производства, при общем увеличении обеспеченности нуждающихся лекарствами до среднеевропейского уровня как по количественным, так и по качественным показателям.

Реализация целей по развитию здравоохранения предполагает решение следующих приоритетных задач:

Первая – обеспечение государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в полном объеме:

конкретизация и законодательное закрепление государственных гарантий в отношении видов, объемов, порядка и условий оказания бесплатной медицинской помощи;

совершенствование системы стандартов медицинской помощи с целью внедрения современных медицинских технологий при лечении наиболее распространенных заболеваний и заболеваний, наносящих наибольший ущерб здоровью населения и социальному благополучию страны;

планирование средств, необходимых для реализации государственных гарантий, на основе финансовых нормативов, рассчитанных с учетом стандартов медицинской помощи, включающих медицинские услуги, методы и технологии лечения, медицинские изделия и лекарственные средства.

Вторая – создание эффективной модели формирования финансовых ресурсов программы государственных гарантий:

осуществление перехода на одноканальное финансирование медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования, включая законодательное закрепление доходных источников и расходных обязательств;

введение страховых взносов на обязательное медицинское страхование по единому для всех организаций и работодателей тарифу, независимо от отраслевой принадлежности;

введение предельного размера годового заработка, на который начисляются страховые взносы;

установление федеральных требований к размеру взносов субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

закрепление доходных источников за территориальными фондами обязательного медицинского страхования;

создание эффективной системы выравнивания финансовых условий территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на основе минимального подушевого норматива территориальной программы государственных гарантий.

Третья – модернизация системы обязательного медицинского страхования и развитие системы добровольного медицинского страхования:

повышение ответственности страховых медицинских организаций, которые при введении одноканальной модели финансирования программы обязательного медицинского страхования становятся покупателями медицинских услуг, предоставляемых медицинскими организациями различной организационно-правовой формы и формы собственности, а также несут соответствующие финансовые риски;

поэтапный переход к оплате медицинской помощи на основе обоснованных тарифов, рассчитанных с учетом стандартов медицинской помощи;

создание системы управления качеством оказываемой медицинской помощи;

формирование конкурентной модели обязательного медицинского страхования с акцентом на создание условий для выбора страховщика и медицинской организации самим застрахованным, а также обеспечение доступности информации о деятельности страховщиков и медицинских организаций для облегчения выбора застрахованных лиц;

совершенствование нормативного правового регулирования деятельности частных медицинских организаций, расширение их участия в системе ОМС на основе единых государственных тарифов, затрат на оказание медицинской помощи.

Четвертая – повышение эффективности системы организации медицинской помощи:

обеспечение доступности населению эффективных технологий профилактики и лечения заболеваний и реабилитации их последствий на всех эта-пах оказания медицинской помощи;

развитие первичной медицинской помощи, с повышением роли профилактической составляющей, на основе периодической диспансеризации, модификации образа жизни и проведения превентивного лечения наблюдаемого населения из групп риска по социально-значимым заболеваниям;

совершенствование работы скорой медицинской помощи с оптимизацией временных показателей доставки больных и внедрением эффективных методов экстренного лечения на догоспитальном этапе;

оптимизация системы стационарной помощи населению с интенсификацией работы каждой койки и дифференциацией коечного фонда по профилю и степени интенсивности лечения;

развитие системы преемственного поэтапного долечивания больных с применением реабилитационных методов и санаторно-курортного лечения

развитие высокоэффективной системы охраны здоровья матерей и детей на всех этапах оказания медицинской помощи;

оплата медицинской помощи на основе стандартов медицинской помощи с корректировкой в зависимости от качества ее оказания, согласно индикаторам качества;

расширение инновационной деятельности медицинских и научных организаций для разработки и внедрения эффективных медицинских технологий;

обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью. При этом планируется осуществлять финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в рамках государственного задания, по всем статьям расходов (полному тарифу) за оказанную медицинскую помощь, включив в полный тариф расходы на обеспечение выполнения функций медицинскими учреждениями, финансовое обеспечение которых в настоящее время осуществляется за счет сметного финансирования;

увеличение государственных инвестиций в материально-техническую базу медицинских учреждений для оснащения их современным медицинским оборудованием в соответствии со стандартами оснащения, обеспечивающими исполнение стандартов медицинской помощи;

формирование правовой базы, обеспечивающей защиту прав пациентов и страхование профессиональной ответственности врачей при оказании медицинской помощи;

расширение хозяйственной самостоятельности медицинских учреждений;

постепенная интеграция «ведомственной» медицины, включая военно-медицинские учреждения, а также учреждения, подведомственные иным федеральным органам исполнительной власти, в государственную и муниципальную систему оказания медицинской помощи при сохранении необходимой специфики. Совершенствование механизмов участия этих учреждений в реализации программы государственных гарантий через систему ОМС. Учет возможностей и потребностей «ведомственной» медицины при формировании и реализации государственной политики в сфере здравоохранения;

использование проектных подходов для совершенствования организации медицинской помощи (реализация пилотных проектов в регионах), тиражирование накопленного опыта эффективных преобразований в указанной сфере;

оптимизация соотношения врачебного и среднего медицинского персонала.

Пятая - улучшение лекарственного обеспечения граждан:

повышение доступности для граждан лекарственных средств при амбулаторном лечении на основе сочетания государственных программ лекарственного обеспечения и медицинского страхования граждан;

обеспечение полного цикла производства стратегически необходимых лекарственных средств на территории Российской Федерации;

определение перечня лекарственных средств, предоставляемых бесплатно или с частичной оплатой за счет средств обязательного медицинского страхования;

создание системы государственного регулирования цен на лекарственные средства, предоставляемые гражданам в системе здравоохранения.

Шестая – информатизация здравоохранения:

создание государственной информационной системы персонифицированного учета оказания медицинской помощи;

создание защищенной сети передачи данных в системе здравоохранения и подключение к ней всех лечебно-профилактических и аптечных учреждений, страховых медицинских организаций;

создание единой национальной системы электронных медицинских карт, системы федеральных регистров медицинского персонала, реестров лечебно-профилактических учреждений, территориально-популяционных регистров по социально-значимым заболеваниям и регистров стационарных больных, содержащих индикаторы качества медицинской помощи;

создание медицинского информационного и образовательного ресурса.

Седьмая - развитие медицинской науки и инноваций в здравоохранении, повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации к качественному труду:

определение приоритетных направлений научных исследований в области охраны здоровья;

формирование целевых научных программ по разработке и внедрению новых эффективных технологий ранней диагностики, профилактики и лечения заболеваний, реабилитации больных; поддержанию здоровья населения и формированию здорового образа жизни;

стимулирование отечественных и иностранных фармацевтических компаний к созданию научно-исследовательских центров по разработке новых лекарственных средств на территории Российской Федерации;

разработка и внедрение комплекса мероприятий по обеспечению подготовки медицинских кадров согласно государственным приоритетам;

разработка и внедрение единого регистра медицинских кадров;

разработка стандартов подготовки управленческих кадров в здравоохранении и реализация образовательных программ для работы в новых условиях;

внедрение системы непрерывного образования и повышения профессионального уровня медицинских кадров с акцентом на освоение передовых медицинских технологий.

Восьмая –создание системы охраны здоровья населения:

формирование здорового образа жизни и повышение ответственности населения за собственное здоровье;

создание условий для ведения здорового образа жизни;

разработка и реализация национальных программ по профилактике алкоголизма и табакокурения;

совершенствование деятельности службы родовспоможения, укрепление репродуктивного здоровья населения,

дальнейшее развитие педиатрической службы, совершенствование профилактических мероприятий в части охраны здоровья детей и подростков, развитие «школьной» медицины, обеспечение контроля за качеством питания учащихся и соблюдением санитарных норм школьных помещений, в том числе при проведении учебного процесса;

развитие в сельской местности сети кабинетов врачей общей практики и семейных врачей;

разработка и реализация мер по сокращению потерь трудоспособного населения путем снижения смертности от управляемых причин;

развитие сети учреждений медико-социальной помощи и помощи на дому пожилому населению, гериатрических центров, координация взаимодействия здравоохранения с системой социальной защиты, повышение роли и расширение функций среднего персонала при оказании медицинской помощи лицам старшего возраста.

обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Девятая – реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» (2009-2012 годы), основными направлениями которой являются:

профилактическая помощь населению;

совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями;

совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

совершенствование организации онкологической помощи населению;

повышение доступности и качества оказываемой населению Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи;

совершенствование службы крови;

совершенствование медицинской помощи матерям и детям. Решение перечисленных задач позволит добиться существенного улучшения демографических показателей и показателей состояния здоровья населения. Предполагается обеспечить снижение уровня смертности от болезней системы кровообращения не менее чем в 1,4 раза, от несчастных случаев, отравлений и травм – примерно в 2 раза, снизить показатели младенческой и материнской смертности до уровня, достигнутого развитыми странами, уменьшить в 1,5 раза заболеваемость социально значимыми болезнями.

Планируется примерно в 1,3 раза увеличить объем амбулаторно-поликлинической, в первую очередь профилактической, помощи, позволяющей выявить болезни на ранней стадии, значительно повысить эффективность использования коечного фонда (увеличить оборот и работу койки, снизить среднюю длительность пребывания в стационаре и т.д.), обеспечить в полном объеме удовлетворение потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи.

Улучшение показателей здоровья населения и работы учреждений здравоохранения будет обеспечиваться на основе постоянной модернизации технологической базы отрасли, развития медицинской науки и образования, улучшения кадрового состава здравоохранения.

Для достижения запланированных показателей предусматривается увеличить долю государственных расходов на здравоохранение в ВВП с 3,6% в 2008 г. до не менее 5,2-5,5% в 2020 году (с учетом различий в паритете покупательной способности рубля и валют других стран доля государственных расходов на здравоохранение в ВВП составит около 10-11%, что сопоставимо с показателями передовых зарубежных стран).

Целевые ориентиры модернизации и развития здравоохранения.

К 2012 году:

реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» (2009-2012 годы);

конкретизация и законодательное закрепление государственных гарантий в отношении видов, объемов, порядка и условий оказания бесплатной медицинской помощи;

подготовка нормативно-правовой базы для перехода на одноканальное финансирование на основе обязательного медицинского страхования, построенной на основе конкурентной модели;

проектирование и начало разработки единой информационной системы здравоохранения;

подготовка нормативно-правовой базы для перехода на лекарственное обеспечение граждан в системе обязательного медицинского страхования;

разработка и реализация системы перспективного кадрового планирования и комплекса мероприятий по повышению эффективности программ подготовки и повышения квалификации медицинских работников;

определение приоритетных направлений научных исследований в области охраны здоровья и формирование целевых научных программ;

создание эффективных механизмов частно-государственного партнерства и повышение инновационной составляющей деятельности медицинских организаций;

обеспечение инновационного развития фармацевтической промышленности Российской Федерации;

обеспечение роста количества детско-юношеских спортивных клубов и спортивных команд, создаваемых на базе образовательных учреждений и по месту жительства.

К 2020 году:

переход на одноканальную модель финансирования медицинской помощи, основанную на страховых принципах, включающую в себя лекарственное обеспечение;

обеспечение приоритетного развития первичного звена здравоохранения, существенное повышение роли профилактической направленности в деятельности учреждений первичной медицинской помощи, апробация новой организационной модели оказания медицинской помощи;

совершенствование и внедрение медико-экономических стандартов
(до 2015 года);

реализация национальных программ по профилактике алкоголизма и табакокурения;

создание системы управления качеством оказываемой медицинской помощи на базе внедрения новейших инновационных разработок и информационных технологий в деятельность лечебно-профилактических учреждений;

внедрение системы непрерывного образования медицинских работников;

формирование здорового образа жизни и повышение ответственности населения за собственное здоровье;

обеспечение увеличения доли детей, подростков и молодежи, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, до уровня не менее чем 35%;

создание реальных условий для потребительского выбора гражданами страховщиков и медицинских организаций, в том числе на основе реализации конкурентной модели ОМС.

выход на стандарты обеспечения услугами, характерные для европейских стран, на основе эффективных стандартов медицинской помощи, комплексной информатизации государственной системы оказания медицинской помощи, широкого внедрения новейших научных исследований и разработок, широкого внедрения новейших научных исследований и разработок.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.