Итоги 1990-2000-х годов: возвращение России в число мировых экономических держав
КОНЦЕПЦИЯ
ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р
<О КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА> (вместе с "КОНЦЕПЦИЕЙ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА")
Москва
Ноябрь, 2008 г.
О Г Л А В Л Е Н И Е
1. Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития.................. 5
1.1. Итоги 1990-2000-х годов: возвращение России в число мировых экономических держав...... 5
1.2. Вызовы предстоящего долгосрочного периода..................................................................... 7
1.3. Целевые ориентиры............................................................................................................. 11
1.4. Направления перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития..... 16
1.5. Взаимодействие государства, частного бизнеса и общества: субъекты инновационного развития 21
2. Этапы инновационного развития............................................................................................. 23
3. Развитие человеческого потенциала........................................................................................ 35
3.1. Демографическая политика и политика народосбережения................................................. 35
3.2. Развитие здравоохранения................................................................................................... 39
3.3. Развитие физической культуры и спорта.............................................................................. 49
3.4. Развитие образования.......................................................................................................... 51
3.5. Развитие культуры и средств массовой информации........................................................... 59
3.6. Развитие рынка труда........................................................................................................... 65
3.7. Повышение доступности жилья............................................................................................ 71
3.8. Развитие социальных институтов и социальная политика..................................................... 78
3.9. Молодежная политика.......................................................................................................... 84
3.10. Развитие пенсионной системы............................................................................................ 87
3.11. Экологизация экономики и экология человека.................................................................... 90
4. Развитие экономических институтов и поддержание макроэкономической стабильности... 94
4.1. Формирование институциональной среды инновационного развития................................... 95
4.2. Долгосрочные приоритеты денежно-кредитной и бюджетной политики.............................. 102
4.3. Долгосрочные приоритеты развития финансовых рынков и банковского сектора.............. 110
5. Развитие национальной конкурентоспособности.................................................................. 116
5.1. Развитие науки, национальной инновационной системы и технологий................................ 118
5.2. Развитие высокотехнологичных отраслей.......................................................................... 129
5.3. Развитие базовых отраслей промышленности.................................................................... 140
5.4. Долгосрочные приоритеты реформирования естественных монополий............................. 142
5.5. Развитие конкурентных преимуществ в транспортной инфраструктуре............................. 143
5.6. Развитие энергетической инфраструктуры и повышение энергоэффективности экономики 148
5.7. Развитие конкурентных преимуществ в сфере природопользования................................ 157
5.8. Развитие аграрного и рыбохозяйственного комплексов..................................................... 161
6. Внешнеэкономическая политика............................................................................................ 165
6.1. Цель и принципы внешнеэкономической политики.............................................................. 166
6.2. Приоритетные направления внешнеэкономической политики............................................. 168
6.3. Географическая диверсификация внешнеэкономических связей России............................ 174
7. Региональное развитие........................................................................................................... 181
7.1. Основные принципы государственной политики регионального развития........................... 182
7.2. Инновационная и социальная ориентация регионального развития.................................... 183
7.3. Полюса регионального развития........................................................................................ 186
7.4. Совершенствование системы государственного регионального управления...................... 194
8. Основные макроэкономические параметры инновационного развития на период до 2020 года 196
8.1. Прогноз мировой экономики.............................................................................................. 200
8.2. Основные макроэкономические параметры инновационного развития.............................. 201
8.3. Диверсификация экономики, повышение конкурентоспособности отраслей промышленности, сельского хозяйства.................................................................................................................................. 205
8.4. Динамика доходов населения............................................................................................. 208
8.5. Энергосбережение и динамика цен и тарифов на продукцию и услуги компаний в инфраструктурных секторах экономики................................................................................................................................. 210
КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО
СОЦИАЛЬНО‑ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее – Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 21 июля 2006 года[1].
Цель разработки Концепции – определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008-2020 годах), укрепления позиций России в мировом сообществе.
– В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы:
– характеристика целей долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом основных вызовов предстоящего периода;
– стратегия – способы, направления и этапы – достижения поставленных целей, а также формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества в достижении целей Концепции;
– цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной политики в развитии социальной сферы, науки и технологий, структурных преобразований в экономике;
– цели и приоритеты внешнеэкономической политики;
– параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития в долгосрочной перспективе.
1. Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития
Итоги 1990-2000-х годов: возвращение России в число мировых экономических держав
В середине текущего десятилетия в России в основном завершен переход к рыночной экономической системе.
Создана система базовых правовых норм и других институтов, обеспечивающих функционирование рыночных отношений. Заработали конкурентные рынки товаров и услуг, капитала и трудовых ресурсов. Актуальной становится уже отладка этих институтов, обеспечение их эффективного действия, высокой международной конкурентоспособности.
Достигнута высокая степень открытости российской экономики. Внешнеторговый оборот составил 45% ВВП (2007 год), что является одним из наиболее высоких показателей для стран с развитой экономикой.
В целом обеспечена макроэкономическая стабильность. Российская экономика защищена от воздействия внешних шоков международными резервными активами Российской Федерации.
Сформировался мощный слой развивающихся компаний, успешно конкурирующих на внутренних и внешних рынках и активно привлекающих капитал для своего развития. Российский фондовый рынок превратился в важный фактор привлечения инвестиций и обеспечения экономического роста страны. Среди населения начал складываться широкий социальный слой инвесторов и акционеров. В условиях разворачивающегося мирового финансового кризиса российская финансовая система, при активной поддержке государства, продемонстрировала свою устойчивость.
Преодолены тенденции социальной конфронтации в обществе, наблюдавшиеся в девяностые годы. Развиваются институты гражданского общества. Снизились политические и экономические риски ведения предпринимательской деятельности. О международном признании успехов России свидетельствует получение ею статуса страны с рыночной экономикой и инвестиционного кредитного рейтинга.
Формируется новая система государственного управления, опирающаяся на нормативно закрепленное разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В процесс государственного управления внедряются современные методы и механизмы стратегического планирования и управления по результатам, идет их увязка с механизмами принятия бюджетных решений, в первую очередь, в рамках программно-целевого подхода.
Значительный вклад в эти преобразования внесла реализация Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на перспективу до 2010 года, разработанной в 2000 году. В соответствии с ней были проведены реформы налоговой и бюджетной системы, принят пакет законов о земельной и судебной реформе, реализованы меры по снижению административной нагрузки на малый бизнес, проведена реформа электроэнергетики. Реализация национальных проектов в образовании, здравоохранении, жилищном строительстве и сельском хозяйстве позволила значительно модернизировать эти сферы, устранить или смягчить часть накопившихся диспропорций.
Главные цели стратегии 2000 года и национальных проектов в основном выполнены: заложены основы макроэкономической стабильности, экономический рост приобрел динамичный характер, заложены основы масштабных структурных и институциональных изменений. Перед российской экономической политикой стоят сегодня новые вызовы и задачи, и их решение требует новых программных подходов не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу.
Результат системных преобразований в экономике интегрально выражен в параметрах социально-экономического развития страны. Последние годы российская экономика демонстрирует устойчиво высокие темпы экономического роста (около 7 процентов в год), значительно опережающие динамику мировой экономики (4,6 процента в год за последние пять лет).
Преодолен спад производства и потребления девяностых годов. В 2007 году объем ВВП составил к уровню 1991 года 110%. При этом коренным образом изменилась структура экономики в пользу отраслей, ориентированных на рыночный спрос.
Объем ВВП (по паритету покупательной способности) в 2008 году превысил 2 трлн. долларов США, и по этому показателю Россия вышла на шестое место в мире. В 2009 году объем ВВП в 2 раза превысит уровень 1999 года (удвоится за 10 лет).
Таким образом, за последние годы Россия восстановила статус мощной экономической державы, подтверждая свое право находиться в группе крупнейших стран – мировых лидеров, как по динамике развития, так и по масштабам экономики. При этом завоевание позиций одного из лидеров мирового экономического роста опиралось на рыночные экономические институты и устойчивое повышение уровня жизни населения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|