Сделай Сам Свою Работу на 5

Гипотеко-дедуктивная схема развития научного познания





1. Существует несколько методов теоретического познания. В том числе .Аксиоматический метод (за исходные положения теории принимаются не подлежащие доказательству аксиомы; все остальные положения теории логически выводятся из аксиом по правилам дедуктивного вывода и Гипотетико-дедуктивный метод (отличается от аксиоматического тем, что исходные положения теории формулируются не как аксиомы, а как гипотезы.

2. Для наук, основанных на опыте, более подходит гипотетико-дедуктивный метод построения теорий. Генерация нового теоретического знания осуще­ствляется здесь в результате познавательного цикла, который заключается в движении исследовательской мысли от оснований науки, к гипотетическим вариантам теоретических схем. Эти схемы затем адаптируются к тому эмпирическому материалу, на объяснение кото­рого они претендуют. Теоретические схемы в процессе такой адапта­ции перестраиваются, насыщаются новым содержанием и затем вновь сопоставляются с картиной мира, оказывая на нее активное обратное воздействие.

3.Научные гипотезы и теории должны удовлетворять ряду методологических требований, соблюдение которых хотя и не обеспечивает их истинность, но, по крайней мере, дает им право на существование в науке:1. Логическая непротиворечивость. 2. Принципиальная проверяемость. Из гипотезы (теории) должны вытекать следствия, доступные опытной проверке. В противном случае она является принципиально непроверяемой, т.е. ее нельзя ни подтвердить («верифицировать»), ни опровергнуть («фальсифицировать»). 3. Фальсифицируемость, т.е. принципиальная возможность опровержения. Если любые опытные данные способны только подтверждать гипотезу и не может быть вообще никаких способов ее опровергнуть, то она неинформативна. 4. Предсказательная сила. Гипотеза (теория) должна не только объяснять факты, для объяснения которых она создана, но и предсказывать новые. .5. Максимальная простота. Под простотой гипотезы или теории понимается ее способность объяснять наивозможно широкий круг явлений, исходя из сравнительно немногих оснований Оценка гипотез и теорий по этому критерию имеет сравнительный характер: из нескольких равных по прочим критериям гипотез (теорий) предпочтительной является более простая.6. Преемственность. Новые идеи, гипотезы, теории должны вырастать из предшествующего научного знания, быть его дальнейшим развитием и продолжением.





4. Так как всякая математическая теория (геометрия, арифметика и др.) сама является дедуктивно построенной логической системой, то она представляет собой готовое средство для получения дедуктивных выводов. Но чтобы успешно применять это средство в науках о природе и обществе, необходимо устанавливать в каждом конкретном случае соответствие между понятиями математической теории и объектами, изучаемыми в этих науках. Описание этих объектов должно быть переведено на математический язык. Если это удается сделать, то математическая теория превращается в мощный и эффективный метод теоретического исследования природных и общественных явлений.


 


16. Основания науки. Роль философских идей и принципов в развитии научного знания Наука, выступая как целостная, развивающаяся система, имеет собственные основания, обладает идеалами и нормами исследования.

1.Существует 3 главных компонента основа­ний научной деятельности: идеалы и нормы исследования, научная картина мира и философские основания науки.

1. Идеалы и нормы: а) познава­тельные установки, которые регулируют процесс воспроизведения объекта в различных формах научного знания; б) социальные норма­тивы, которые фиксируют роль науки и ее ценность для обществен­ной жизни на определенном этапе исторического развития, Эти два аспекта идеалов и норм науки соответствуют двум аспек­там ее функционирования: как познавательной деятельности и как социального института.



Познавательные идеалы и нормы науки: 1) объяснения и описания, 2) доказательности и обосно­ванности знания, 3) построения и организации знаний. В совокупно­сти они образуют своеобразную схему метода исследовательской дея­тельности, обеспечивающую освоение объектов определенного типа. В содержании любой из форм идеалов и норм науки (объяснения и описа­ния, доказательности, обоснования и организации знаний) можно за­фиксировать по меньшей мере три взаимосвязанных уровня. Первый уровень представлен признаками, которые отличают на­уку от других форм познания (обыденного, стихийно-эмпирического познания, искусства, религиозно-мифологического освоения мира и т.п.). Наука не может ограничиваться непосредственными констатациями явлений, а дол­жна раскрыть их сущность. Второй уровень содержания идеалов и норм исследования пред­ставлен исторически изменчивыми установками. Третий уровень, в котором установки второго уровня конкретизируются применительно к специфике предметной области каждой науки (математики, физики, биологии, социальных наук и т.п.).

Социальные идеалы и нормы фор­мируется в науке под влиянием социальных потребностей, испытывая воздействие мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры той или иной исторической эпохи.

2..Научная картина мираВ развитии современных научных дисциплин особую роль играют обобщенные схемы —образы предмета исследования, посредством которых фиксируются основные системные характеристики изуча­емой реальности. Эти образы часто именуют специальными картина­ми мира. Научная картина мира1) обеспечиваетсистематизацию знаний в рам­ках соответствующей науки. 2) целенаправляет постановку задач как эмпирического, так и теоретического поиска и выбор средств их решения.. Вне картины мира теория не может быть построена в завершенной форме. Она интегрирует наиболее важные достижения естественных, гуманитарных и технических наук — это достижения типа представлений о нестационарной Вселенной и Большом взрыве, о генах, экосистемах и био­сфере, об обществе как целостной системе, о формациях и цивилиза­циях и т.д Вхождение новых представлений о мире, выработанных в той или иной отрасли знания, в общенаучную картину мира не исключает, а предполагает конкуренцию различных представлений об исследуемой реальности.

3. Философские основания наукиВключение научно­го знания в культуру предполагает его философское обоснование. Научные картины мира (схема объекта), а так­же идеалы и нормативные структуры науки (схема метода) не только в период их формирования, но и в последующие периоды перестройки нуждаются в своеобразной стыковке с господствующим мировоззре­нием той или иной исторической эпохи, с категориями ее культуры. Эта стыковка осуществляется посредствомфилософских оснований науки. В их состав входят, наряду с обосновывающими постулатами, также идеи и принципы, которые обеспечивают эвристику поиска (Эвристика— наука, изучающая творческую деятельность, методы, используемые при открытии новых концептов, идей и взаимосвязей между объектами и совокупностями объектов). Эти принципы обычно целенаправляют перестройку нормативных струк­тур науки и картин реальности, а затем применяются для обоснования полученных результатов — новых онтологии и новых представлений о методе.

 


 


17. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру

Любое нововведение, затрагивающее чьи‑либо социальные интересы, проходит несколько этапов коллективной цензуры, гласной и негласной, сознательной и бессознательной. Успешное прохождение этой цензуры обеспечивает образование, одной из важнейших функций которого становится производство социально востребованного типа личности.

Процесс включения новых теоретических представлений в культуру очень важный, связан с обеспечением преемственности в развитии научной мысли и всего интеллектуального потенциала человечестваПроцесс включения новых теоретических представлений в культуру затрагивает две плоскости: 1. материальное воплощение и внедрение научных открытий непосредственно в сферу производственного процесса; 2. включение в образовательные технологии, в практику воспитания, обучения и образования. В принципе данный процесс означает объединение науки и культуры и зависит как от уровня культуры, так и от сложности тех новых представлений, которые должны быть внедрены.

Тенденция сближения научных ориентиров и культуры заключается в 1) их общей направленности на созидание и развитие. В первоначальном этимологическом значении термина культура представляла собой агрокультуру и толковалась как целесообразное воздействие на природу, ее обрабатывание. Т. о. культивирование содержит в себе программу видоизменения объекта или субъекта т. е. опирается на открытые наукой теоретические представления. Кроме того в греческом понятии «техне» указывается на мастерство и умение как технологию изготовления, с одной стороны, и высокий статус мастера, с другой. Ориентация на «техне» подчеркивает ремесленнический аспект жизнедеятельности, ее принципиальную технологичность, быструю внедряемость новых изобретений в жизнь.

2) принципиальной ориентированности их на производство нового.Современная культура вынуждена считаться с продуктами этого производства и адаптировать не только технологические результаты такой деятельности, но и ее теоретические предпосылки, которые постоянно изменяют ее собственную структуру, систему ее ценностей и норм. Для традиционной культуры такие задачи, как правило, чужды. Механизм контроля работает в жестком режиме, все новое рассматривается негативно. Но такая культура (как раз в силу жесткости этого механизма) является одновременно и довольно хрупкой и неустойчивой. По уровню организации процесса включения новых теоретических знаний характеризуется культура страны, как передовая, отстающая или догоняющая.

3) общих ценностях ввиду их социальной обусловленности.Сфера культуры предполагает культивирование в человеке таких качеств, как доброжелательность, вежливость, толерантность, деликатность, что не может не сказаться на моральном облике ученого. Толерантность сочетает взаимодействие эмоциональных механизмов и профессиональных творческих способностей, которые помогают адаптировать ситуацию. Опора на толерантность особо значима, если принять во внимание многообразие раздражающих факторов, сопровождающих включение новаций. По мнению Э. Роджерса, к ним относятся 5 факторов: 1. новизны и нестандартности, 2. экстремальности действий, 3. целостности профессионального труда, 4. постоянной включенности в управленческие связи, 5.неопределенности.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.