Сделай Сам Свою Работу на 5

Наука и духовная культура. Функции науки в жизни общества





Философия науки; ее предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки

Философия науки — это область, лежащая на границе философии и конкретного научного (математического, естественнонаучного, гуманитарного, социального, технического) знания. Предметом философии на­укиявляются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их раз­витии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

Науку как сложное системное явление необходимо рассматривать с нескольких позиций. 1) как совокупность знаний определенного рода и процессов их получения, т. е. процессов познания. 2) как социальный институт, ни один ученый не работает в «научном вакууме»: на самом деле все исследователи пребывают в пространстве социального института науки. 3) как особая область культуры, взаимодействуя с философией, искусством, мифологией, религией, политикой, средствами массовой информации.

Проблемы. В историческом плане, если выявить стержневую проблематику философия науки первой трети 20 в, то она была занята: 1) построением целостной научной картины мира; 2) исследованием отношений детерминизма и причинности - объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира 3) изучение динамических и статических закономерностей. Вторая треть XX в. проблема эмпирического обоснования науки - можно ли свести все теоретические термины к эмпирическим, как соотносятся их онтологический и инструментальный смысл и в чем сложности проблемы теоретической загруженности опыта. Последняя треть XX обсуждается новое, расширенное понятие научной рациональности, обостряется конкуренция различных моделей развития научного знания. Новое содержание приобретают критерии научности, методологические нормы и понятийный аппарат последней постнеклассической стадии развития н. возникает стремление к историзации науки, выдвигается требование соотношения фил науки с ее историей, остро встает проблема универсальности методов и процедур, применяемых в рамках философии науки.



Взаимосвязь истории науки и философии науки



Имея один и тот же объект — науку, причем взятую в совокупности всех ее компонентов, история науки и философия науки различаются предметами, т. е. тем, под каким углом зрения в каждой из них изучается наука. К вопросам истории науки относятся вопросы о том 1) кто именно, что именно, когда и где открыл 2) как возник и был реализован замысел какого-то конкретного открытия 3) какое значение и последствия внутри самого научного познания имели те или иные открытия. 4) каков «динамический образ» состояний науки в последовательные исторические периоды. Вопросы философии науки 1) осмысление общих характеристик системы научного знания, общих характеристик процесса получения этих знаний 2) осмысление форм и структур организации процесса научных исследований, общих особенностей науки как формы духовной культуры.

История науки и философия науки органически взаимосвязаны: а) великие научные революции всегда определялись катастрофой или изменением философских концепций;

б) научная мысль развивалась не в вакууме; это развитие всегда происходило в рамках определенных идей, которые принадлежали собственно философии».



Основные стороны бытия науки. Характерные черты научного знания.

Человек обладает разнообразными знаниями, и далеко не все они являются научными. Например, огромное множество житейских знаний, без которых немыслимо наше повседневное бытие не относится к сфере научного знания. Чем же отличается научное знание от других видов знания?

Его важнейшие отличительные черты таковы:1. Рациональность всех содержащихся в научном знании положений и выводов. Наука – детище человеческого разума, и в научном знании не может быть ничего недоступного человеческому пониманию, ничего магического, необъяснимого, необоснованного, опирающегося только на веру, эмоции, инстинкты и т.п. 2. Объективность, общезначимость, безличность: в научном знании должна выражаться объективная истина в максимально очищенном от личных симпатий и антипатий, убеждений и предубеждений виде. 3. Воспроизводимость и проверяемость: любой исследователь, воссоздав условия, в которых получен какой-либо научный результат, должен быть в состоянии убедиться в его истинности или, если он не подтверждается, отвергнуть его. 4. Логическая строгость, точность и однозначность, что обеспечивается фиксацией условий получения знания; установлением точных (в пределах интервала допустимой погрешности) количественных значений изучаемых параметров; использованием специального языка, в котором содержатся четко определенные термины, символы и правила их употребления и исключается нередко возникающая в естественных языках смысловая многозначность и неопределенность слов и выражений. 5. Логическая взаимосвязь различных элементов научного знания, в силу которой оно представляет собой не сумму разрозненных сведений, а логически упорядоченную систему. Взаимосвязь и единство существуют не только в рамках отдельных наук, но и между ними. Указанные особенности научного знания придают ему большую достоверность. Оно является более надежным, чем любое другое знание



Следует отметить: 1) в действительности добываемое наукой знание не всегда в достаточной мере обладает всеми указанными признаками. В науке могут быть ошибки и заблуждения, но ученые стремятся исправлять их, ориентируясь на эти идеалы. 2) не всякое истинное знание является научным. Если оно не обладает указанными признаками, то даже в случае его истинности оно не может считаться научным..

Периодизация развития науки и выводы. Мы привыкли рассматривать науку как нечто заданное, но наука постоянно развивается и проходит ступени. 1Классическая наука Ньютон 16-17 вв. Наука объясняла все многообразие мира. В сер 20в обнаружили, что это не так, т.к. есть то, что не вкладывалось в эти представления ( атомы и микрочастицы). Классическая наука была ориентирована полностью на рациональный метод. 2. Неклассическая наука- квантовая механика. В классич науке все, что не укладывалось в ее рамки- отбрасывалось. В неклассической: духовное должно включаться в контекст науки. Сейчас развитие науки пришло к тому, что она стала угрожать реальной опасностью. Возникает необходимость выйти из этого положения. 3. Постнеклассическая наука- она всегда ориентируется на человека, на общество. На ее основе было построено общество потребления. В такой ситуации бытие науки принимает новые формы. Постепенно наука лучше вписывается в контекст культуры. И совмещает иррац компоненты (религия, этика) и рац компоненты. Если наука будет развиваться сама по себе, она неизбежно будет разрушительна.



Наука и духовная культура. Функции науки в жизни общества

1.Сег. наука стала неотъемлемой частью общ-ной жизни. Наука воздействует на жизнь общ-ва 2-ко: 1) посредством измен-я его мат-ой базы и 2) влияния на различ. компоненты его дух-ой культуры. Под дух. культурой обычно понимают сов-сть всех многообразных идеальных общ-ых феноменов — метафизических, худож-ых, науч., религ., паранауч., этических, правовых. Дух-ая жизнь общ-ва внутренне противоречива, в ней сложным образом переплетаются новации и традиции, революционные и реакционные идеи, прогрессивные и консервативные конц-ции. Их борьба находит отражение как внутри каждой из форм духовной культуры, так и в сопредельных областях.

В современную эпоху вследствие чрезвычайно возросшей роли науки в жизни общ-ва. Об этом свидетельствует факт возникновения все новых и новых дисциплин, делающих предметом своего пристального изуч-я феномен науки: история и философии науки, социология науки, психология науки, политология науки и эк-ка науки.

Отсюда 4 основополагающие хар-ки, присущие науке как общ-ому феномену:

1) наука есть соц-ый институт, организованный по специфическим правилам;

2) наука есть сообщ-во ученых, объединенных на основе вполне опред. внутренних установок; В среде ученых все активнее обсужд-ся ?-ы этического хар-ра, нравственного компонента проводимых ими теор-их исследований

3) наука влияет на экономич. модель соврем. общ-ва. Исследования, проводимые учеными, регулируются экономич. целесообразностью и будущим применением на практике.

4) план.наука играет сегодня весомую политич. роль; Исследования последних 10-летий, проводимые учеными, вскрывают негативное влияние парникового эффекта на жизнь всей нашей планеты. Лидеры стран Евросоюза, прислушиваясь к мнению ученых и вопреки эк-ой целесообразности и гос-ым интересам, принимают полит. решение о сокращении выбросов углекислого газа в атмосферу.

В последнее столетие заметно усиливается та роль, кот-ую наука играет в общ-ве. Функции современной науки.

1) познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение кот-ой - как раз познание природы, общ-ва и чел-а, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и зак-стей, объяснение самых различ. явлений и пр-ссов, осуществление прогностической деят-ти, т. е. произв-во нов. науч. знания;

2) мировоззренческая функция, тесно связана с 1ой, главная цель ее - разработка науч. мировоззрения и науч. картины мира, исслед-е рационалистических аспектов отношения чел-а к миру, обоснование науч. миропонимания:

3) производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, нов. технологий, форм организации и др.

4) наука как социальная сила. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисл. в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки исп-ся для разработки масштабных планов и программ соц-ого эк-ого развития.

5) культурная, образовательная функция заключ. в том, что наука явл. феноменом культуры, заметным фактором культур. развития людей и образования. Дан. ф-ция науки осуществляется ч\з культурную деят-ть и пол-ку, систему образования и СМИ, просветит-ую деят-ть ученых и др.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.