Сделай Сам Свою Работу на 5

Теория человеческих отношений как результат Хоторонского эксперимента.





Особую роль в развитии и практике "человеческих отношений" сыграл Элтон Мэйо (1880-1949), положивший начало социологии труда. Он воспринял современное ему индустриальное общество, в котором имели место разрушительные процессы разобщения и дезинтеграции людей. Изучая влияние различных факторов на повышение производства: условия и организацию труда, заработную плату, межличностные отношения и стиль руководства и т.п., Э. Мэйо показал роль человеческого фактора. С 1927 по 1932г. он руководил обследованиями в фирме "Уэстерн Электрик" на заводе электрокабелей в Хоторне, близ Чикаго, которые получили название Хоторнские эксперименты, охватившие 20 тыс. человек и ставшие классическими в эмпирической социологии.

Данные эксперимента начались с определения степени влияния благоприятных условий труда на уровень его производительности: освещение, режим работы, паузы для отдыха, система оплаты и другие параметры. При этом были получены интересные результаты. Так обнаружилось:

1) нет механической зависимости между одной переменной в условиях труда и производительностью;

2) на рост производительности труда оказывают влияние факторы, независимо от других условий труда: "групповой дух", межличностное общение, субъективное отношение работников к работе и руководству.



 

 

Теория зеркального «Я» Ч.Кули и статусная концепция личности Линтона.

Достигнутый статус

Образование, профессия, доход

Главный статус – оказывающее влияние на выполнение всех специальных ролей связано с профессиональной деятельностью человека.

Теория зеркальная Чарльза Кулий

Суть теорий эффект зеркального отражения у людей представляющих о том как их оценивают другие сравнивая sebya с другими у человека формируется свое собственное. Мнение из оценок других людей.

Личностное формирование на основе взаимодействия людей с окружающим миром

В процессе этих итераций люди создают свое zerkal’noe YA

Zerkal’noe YA состоит их трех элементов:

1) Мы анализируем как к нам относятся другие

2) Мы анализируем как мы относимся к этой оценке

3) Мы анализируем как реагирует на эту оценку

Человек, будучи социальным существом, взаимодействует с различными социальными группами, участвует в кооперированных, совместных действиях. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положения, которое он занимает в каждой из них, и его функциональных возможностей по отношению к каждой группе используются понятия социального статуса и социальной роли.



 

Классическое определение теории ролей (социальной роли) дано в 1936 г. Робертом Линтоном. В функционалистском понимании Р. Линтона понятие роли относится к таким ситуациям социального взаимодействия, когда регулярно, на протяжении длительного времени воспроизводятся определенные стереотипы поведения. Он дал социологическую интерпретацию понятия роли, выделив в структуре социальных отношений статусы, т.е. определенные позиции, и связанные с ними совокупности прав и обязанностей. В ролевой теории Толкотта Парсона роль определяется как поведение, нормативно регулируемое общепринятыми ценностями.

 

Рассмотрим подробнеестатусно-ролевую теорию личности. Социальный статус обычно определяется как ранг или позиция индивида в группе или группы во взаимоотношениях с другими группами (некоторые социологи используют термин "социальная позиция" как синоним социального статуса). Социальная роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Женщины имеют статус, отличный от статуса мужчин, и потому от них ожидается поведение иное, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. В этом смысле статус и роль это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль – предполагаемым действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.



 

Обучение ролям предполагает усвоение определенных норм культуры. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид становится действительно частью общества.

 

Каждый индивид в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, инженера, организатора на производстве, офицера, члена определенного социального слоя и т.д. Ролевое обучение имеет, по крайней мере, два аспекта: 1) необходимо научиться выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с играемой ролью; 2) не менее существенно приобрести установки, чувствования и ожидания, соответствующие данной роли. Второй аспект представляется наиболее важным. Почти все современные молодые женщины могут довольно быстро, механически научиться вести домашнее хозяйство, но они не могут столь же быстро обучиться установкам и ожиданиям, которые делают ведение домашнего хозяйства удовлетворяющим и вознаграждающим действием. Известно, как ценится домашняя хозяйка, ведущая хозяйство с любовью и вкусом.

 

 

Методы сбора первичной социологической информации.

Методы сбора первичной социальной информации

1) Наблюдение

2) Эксперимент

3)Опрос

4)Изучение документов

5)Социометрия

Наблюдение может, быть:

1) Стандартизированным, т.е. есть определенная программа, задачи, гипотезы, наблюдение осуществляются по определенной системе индикаторов и фиксируется. (Например, наблюдение в студенческой группе, формирование микрогрупп, лидера и т.п.).

2) Большую известность получило т.н. включенное, нестандартизированное наблюдение (социолог живет, работает среди тех, чьи культуру, нравы изучает). Исследователь «тонко» чувствует среду, появляются симпатии, антипатии, при этом есть возможность уточнять вопросы.

Эксперимент - это метод сбора и анализа эмпирических данных, направленный на проверку гипотез относительно причинных связей между явлениями. Обычно эта проверка производится путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий. Социальный эксперимент выполняет две основные функции: - достижение эффекта в практически-преобразовательной деятельности и

- проверка научной гипотезы.

Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос. Опрос предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей-респондентов с вопросами.

Опрос проводится в двух основных видах: интервью и анкетный опрос.

Документом в социологии является не только официальный текст, но и все сказанное. записанное все то что стало средством коммуникации.

Изучение документов - направлен на выработку количества описания смыслового и символического содержания. С помощью изучения документов изучается газетные и журнальные статьи, книги, лозунги, песни, плакаты.

Социометрия - это анализ малых групп методом сбора первичной информации а не формальных и межличностных отношений в малых группах. Этот метод позволяет:

1) Комплектовать группу

2) Совершенствовать структуру группы

3) Усовершенствовать психологическую атмосферу

4) Смягчать конфликты

5) Способность к выработке коллективных решений, что в конечном итоге повышает производительность и эффективность работы группы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.