Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 28 Русская культура второй половины XIX вв.





"Эстетическое отношение искусства к действительности". Культура пореформенной России. Принципы идейного реализма. "Красота" или "общественный смысл". Влияние литературы, журналистики, театра на русскую культуру. "Бунт 14". Педагогическая система. Понятие "типического характера и типических обстоятельств". Выставочная деятельность. Русские меценаты. Система культурологических и духовно-нравственных взаимодействий. Антиномии русского характера. Психологический портрет – форма глубинного постижения действительности. Принципы глубокой натуры (педагогическая система П.П. Чистякова) и христианская антропология. Образы русской интеллигенции. Ф.М. Достоевский о "внутреннем человеке". Христианская тема в творчестве ведущих мастеров.Религиозно-нравственная интерпретация Человека, Истории Природы. Типы пейзажного видения: героический, эпический, камерно-психологический, панорамно-монументальный в произведения. Пейзажная картина мира в творчестве Шишкина – Левитана. Философия картины Природы в языческом и христианском понимании. Творчество Ге, Нестерова, Поленова, Васнецова и Рериха. Философия истории и человека.Романная драматургия Л.Н.Толстого и принципы "хоровой картины" Репина и Сурикова. Россия от Пушкина до Чехова. Система символов и иносказаний. Эволюция жанров. Типология сюжетов. Взаимодействие религиозно-нравственных и богоборческих тенденций в исторической живописи. Образы Святой Руси. "Русский стиль" в архитектуре и скульптуре Абрамцевский кружок



Тема 29 "Серебряный век"

"Духовный Ренессанс" Серебряного века. Философско-религиозные течения. Роль В.С. Соловьева. Поэзия русского символизма. Субъективный идеализм и основные художественно-эстетические направления. Духовно-нравственные исследования бытия в образах искусства. Пророчества Врубеля. Образы инобытия. Культ Красоты и философия смерти. Стиль модерн.Основные художественно-эстетические течения: передвижничество и Академия художеств, "Мир искусства", "Голубая роза", "Бубновый валет", "Ослиный хвост", "Союз молодежи"... Проблемы взаимоотношения России и Запада. Дягилевские сезоны. Артификация и мистификация. "Привал комедиантов" и "Бродячая собака"



 

Семинарское занятии к темам 27-29: "Культура России XIX века в контексте религиозно-нравственной и эстетической проблематики"

1. Основные религиозно-нравственные и философско-эстетические течения: от романтизма до символизма.

2. Смысл жизни и "поиски истины" на примере русской литературы XIX века.

3. Историко-политическая реальность в образах культуры

4. Духовные лидеры эпохи

5. Образы национального самопознания и портреты творческой интеллигенции.

6. Философия личности и истории на примерах портретного и исторического жанра

7. Запад и Восток в русской культуре.

Рекомендуемая литература для подготовки к семинару:

1. Дунаев М.М. Православие и русская литература В 6т. М.,1996-2000.Т.1-4.

2. Рапацкая Л.А. История художественной культуры России от древних времен до конца XX века. М., 2008.

3. Сапронов П.А. Русская культура IX-XX вв. СПб.,2005.

4. Цветаева М.Н Христианский взгляд на русское искусство: от иконы до авангарда. СПб., 2012.

РАЗДЕЛ 10. КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ И РОССИИ В XX-XXI ВЕКАХ. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И МОДЕЛИ.

Тема 30. Общая характеристика культуры XX века

Идея современности. Идеология и критика идеологии. Культура потребления: истоки и следствия. Массовая культура. Тотальность политики. Глобализация культуры. Культура медиа. Кризис Просвещения.

 

Семинарское занятие «Некоторые явления в культуре XX века»

1. Теория и практика «современного искусства».

2. Музей как инструмент герменевтики культуры.

3. Концепция культурного наследия.



4. Культура в цифровом формате.

Рекомендуемая литература для подготовки к семинару:

1. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1999.

2. Гадамер Г.-Г.. Актуальность прекрасного. М. 1991.

3. Дриккер А.С. Физические аспекты метафизической трансформации. СПб., 2012.

4. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2007.

5. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2003.

Тема 31. Русская культура начала XX века. Онтологические прогнозы и образы пророчества. Философия авангарда

Образ антииконного жития. Поэзия, литература, театр. Основные течения: примитивизм, кубизм, футуризм, кубофутуризм, лучизм, супрематизм, абстракционизм. Взаимодействие живописи с приемами фотографии, кино, дизайна, архитектуры… Жанровый кризис и пути его разрешения. Русский авангард в творчестве Малевича, Кандинского, Филонова и Хлебникова. Мистерии и пророчества. "Сошествие во ад…" 5-ое измерение. Материализм, утилитаризм, функционализм в жизни и культуре. Соотношение "мертвой" и "живой" натуры как основы творческой драматургии. Теория "развоплощения".Общий обзор истории культуры в трудах религиозных мыслителей – Бердяева, Булгакова, Карсавина, Трубецкого, Флоренского, Успенского. Религия любви и концепция веры в русской культуре Духовно-нравственная и психологическая проблематика культуры. "Малые" и "большие" течения. Трансавангард и духовный реализм. Поиски идеала, гармонии и целостности на основе православного мировоззрения

Тема 32. Культура России в советскую и постсоветскую эпоху XX века.

Историко-политический контекст. Эстетика соцреализма. Послевоенная культура: тенденции и проекты Пробуждение национального сознания и метаморфозы культуры от "оттепели" до "перестройки": осмысление прерванных путей в отечественной и западноевропейской культуре (поэзия, кино, музыка, театр...). "Бульдозерные" выставки. Диссиденство и русское зарубежье. Духовные авторитеты, лидеры и кумиры. Конвенциональная эстетика и философия бунта. Русский "текст" модернизма и постмодернизма. Логос и антилогос в пространстве русской культуры. Паракатегории нонклассики. Соотношение классических и авангардных форм познания в национальном бытии. Постмодернизм в контексте христианского миросозерцания: "исповедь" современного общества

 

Семинарское занятия к темам 31-32:"Культура России XX века"

1. Образы богоборчества и богопознания в культуре авангарда

2. Стилистические течения как история национальной духовной жизни.

3. Религиозно-мистические культы и научные открытия

4. Культура в контексте религии, науки и психологии

5. Символизм в поэзии, литературе и живописи

6. Взаимодействие театра, музыка и живописи.

7. Футуризм и супрематизм.

8. Творческие персоналии (по выбору)

Рекомендуемая литература для подготовки к семинару:

1. Белый Андрей. Критика. Эстетика. Теория символизма.В 2т. М., 1994.

2. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica: В 2т. СПб., 1999.

3. Герман М.А Модернизм. СПб., 2008.

4. Каган М.С.Морфология искусства. Л., 1972.

5. Кандинский В.В.Избранные труды по теории искусства. М., 2001. Т.1-2.

6. Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы. М., 2003.

7. Лексикон современного искусства. СПб., 2010.

8. Лихачева В.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие Древней Руси и современность. Л., 1971.

9. Сарабьянов Д.В. Русская живопись конца 1900-х – начала 1910годов. М.. 1971.

10. Стернин Г.Д. Художественная жизнь России начала XX века. М.. 1976.

11. Флоренский П.А. Избранные труды по исксству. М., 1995.

12. Энциклопедия русского авангарда. Минск, 2003.

13. Эстетика на переломе культурных традиций. М.. 2002.

14. Якобсон Р. Работы по поэтике. М.. 1987.

Раздел 2. Обеспечение учебной дисциплины

Методическое обеспечение

2.1.1. Методическое обеспечение аудиторной работы

Лекционные и семинарские занятия в рамках данной дисциплины проводятся на основе информации, содержащейся в следующих основных типах источников:

1. Статьи в научных и научно-публицистических изданиях по проблемам истории и теории культуры.

2. Отдельные главы и параграфы учебников и учебных пособий по теории и философии культуры и искусства.

3. Статьи в научных и научно-публицистических изданиях по проблемам сохранения объектов культурного наследия: «Вопросы культурологии», «Вопросы истории», «Вопросы философии», «Записки Александрийского семинара» и т.д.

4. Отдельные главы и параграфы учебников и учебных пособий по культурологии, истории мировой культуры, (в т.ч., работ преподавателей философского и исторического и иных факультетов Санкт-Петербургского государственного университета).

 

Кроме того, по усмотрению лектора при изложении части тем используется мультимедийная аппаратура.

Учебные материалы могут быть представлены как в печатном виде, так и в сети Интернет.

2.1.2. Методическое обеспечение самостоятельной работы

Во время каждого из модулей курса студентам предоставляется возможность выполнить по одному из творческих заданий. Результатом выполнения задания является доклад с презентацией длительностью около 25 минут, зачитываемый перед аудиторией и обсуждаемый во время коллоквиума или семинара. При подготовке творческих заданий рекомендуется использовать литературу из списка в п. 2.4.2, а также иллюстративный материал.

 

2.1.3. Методика проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и критерии оценивания

Форма итогового контроля: для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен. Экзамен принимается в устной форме, в виде ответа на вопросы, указанные в билете. Билеты содержат по два вопроса из приводимого в программе списка.

Основными документами, регламентирующими порядок организации и проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации студентов, обучающихся на философском факультете, являются: Устав СПбГУ, Правила обучения по основной образовательной программе на философском факультете СПбГУ.

На первом занятии преподаватель доводит до сведения студентов график (сроки) текущего контроля их самостоятельной работы и критерии оценки знаний при текущем контроле успеваемости, а также сроки и условия заключительной (промежуточной) аттестации.

Реализацию непрерывного контроля знаний согласно графику, преподаватель осуществляет за счет часов, предусмотренных нормами времени на проверку различного рода письменных работ, проведение консультаций и пр.

Показателями, характеризующими текущую учебную работу слушателей, являются:

1. активность посещения занятий и работы на занятиях;

2. выступление с докладами, проектом;

3. оценка письменных заданий (эссе, письменные работы, контрольных работ).

Критерии оценивания формируются исходя из данных показателей работы слушателей, и методов измерения знаний, которые используются при контроле освоения учебного материала дисциплины слушателями, с учётом весовых коэффициентов важности показателей (в процентах). Для дисциплины «История мировой культуры» выбрана комбинация следующих критериев:

1.результаты текущей работы на семинарских занятиях - 20%;

2.оценка итоговых тестовых заданий по каждому модулю - 60%;

3.оценка заданий для самостоятельной работы (творческих заданий) - 20%.

Максимальное количество баллов, которое может получить студент за изученный курс, составляет 100 баллов (100%-ный успех). Приведённые выше проценты указывают максимальный процент (долю), который может получить слушатель по той или иной форме работы, принятых по данной дисциплине.

Обязательным требованием для объективной оценки уровня знаний и участия студента в учебных мероприятиях, которые предусмотрены рабочей программой данной дисциплины, является посещаемость учебных занятий в объеме 75% от общего числа занятий.

Контрольные мероприятия по текущему контролю знаний (успеваемости) студентов проводятся в часы, отведенные для изучения дисциплины.

Сроки промежуточной аттестации определяются графиком учебного процесса учебного плана и утверждаются приказом Ректора или уполномоченного им лица. По дисциплине «История мировой культуры» предусмотрено два экзамена: экзаменом завершается каждый из двух семестров обучения.

Экзамен проводится в форме устного ответа на 2 вопроса из приведенного ниже в 2.1.4 списка.

Студенты, систематически посещавшие в течение всего семестра лекционные занятия, успешно справившиеся со всеми письменными работами, имеют право выбора на экзамене одного из двух предложенных в билете вопроса. Студенты, не выполнявшие текущие задания, нерегулярно посещавшие лекции и семинары, на экзамене получают дополнительный вопрос.

Время подготовки к экзаменационному ответу – 30 мин.

 

При оценивании результатов контрольных заданий, письменных работ и промежуточной (заключительной) аттестации по дисциплине преподавателю рекомендуется использовать следующие условия выставления оценок:

Оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала дисциплины «История мировой культуры», умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

Оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется учащимся, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится слушателям, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

 

2.1.4.Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы)

Перечень заданий для самостоятельной работы:

К разделу 1: "Культура первобытного общества"

1. Краткий анализ материала по музейным экспозициям: "Первобытная культура".

2. Подготовка к дискуссии "Образы язычества и неоязычества"

3. Анализ конкретного памятника (по выбору) по структурным элементам модели: "дух-душа-тело"

К разделу 2: "Культура Древнего Востока. Египет. Передняя Азия. Иран".

1. Анализ музейных экспозиций, посвященных "Культуре Древнего Востока"

2. Обзор библиографии по культуре Египта

3. Дискуссия на тему "Символизм мышления человека ДревнегоЕгипта и Передней Азии: сравнительный анализ"

4. Доклад (по выбору): Памятники искусства и архитектуры Древнего Ирана

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.