Тема 1. Введение. Культура как предмет изучения
Правительство Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
Философский факультет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История мировой культуры
History of World Culture
Язык обучения русский
Трудоёмкость 7 зачётных единиц
Регистрационный номер рабочей программы:
код года утверждения
|
| код факультета или иного
структурного подраздел.
|
| Порядковый
номер или шифр
|
| /
|
| /
|
|
Санкт-Петербург – 2012
Раздел 1. Характеристики, структура и содержание
Учебных занятий
1.1. Цели и результаты изучения дисциплины.
Подготовка по данной рабочей программе учебной дисциплины является составной частью основной образовательной программы (ООП) по направлению 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» с присвоением квалификации (степени) бакалавра. Данная рабочая программа реализуется на основе требований компетентностно-ориентированного учебного плана и ориентирована на приобретение студентами ряда общекультурных и профессиональных компетенций в той мере, в таком ракурсе и объеме, который задается характером проблематики, теоретико-методологическими основаниями и практико-прикладными аспектами современной музеологии.
В данной программе сформулированы следующие цели:
- формирование у студентов представления о различных интерпретациях понятия культуры;
- овладение базовыми терминами, понятиями, относящимися к предмету истории мировой культуры;
- формирования знаний об основных этапах истории мировой культуры;
- формирование у студентов самостоятельной способности к суждениям по проблемам истории мировой культуры с помощью методов, используемых современными науками о культуре.
Результаты изучения дисциплины:
- выработаны знания определений, этапов и закономерностей развития культуры;
- пройден и закреплен категориальный аппарат;
- сформированы представления о важнейших особенностях различных эпох истории мировой культуры, о современных проблемах и тенденциях развития культуры.
- сформированы, развиты и закреплены практические навыки анализа явлений культуры.
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты).
Студенты должны обладать компетенциями, сформированными в средней школе, а также знаниями по истории в объеме средней школы.
Перечень формируемых компетенций (результаты обучения).
Студент должен:
ОБК 4 - Способен понимать значение культуры, как формы человеческого бытия и руководствоваться в своей деятельности принципами толерантности, диалога и сотрудничества, готов к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям.
Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся.
Студент должен:
- знать варианты определения понятия культуры, основные подходы к изучению культуры;
- овладеть категориальным аппаратом предмета и иметь практические навыки его применения;
- уметь анализировать и выявлять смысл культурно-исторических явлений в их связи друг с другом;
- мотивированно оценивать явления современной культуры и грамотно аргументировать собственную позицию по отношению к ним.
Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий.
Компетентностно-ориентированным учебным планом при изучении данной дисциплины предусмотрено проведение коллоквиумов и семинаров
В рамках данного курса используются такие активные формы работы, как:
Активные формы обучения:
1. Дискуссия по вопросам истории мировой культуры, ее важнейших этапов и духовно-эстетических смыслов.
2. Краткий анализ памятников, находящихся в музейных экспозициях (ГЭ, ГМИР, ГРМ) по темам истории мировой культуры: язычество, античность христианство, Новое время, современность, русская культура.
3. На основании пройденного материала осмыслить методику и принципы анализа памятников материальной культуры
При подготовке индивидуального задания студент может при необходимости обратиться к преподавателю за консультацией.
Интерактивные формы обучения:
1. дискуссия по теме «Язычество, Христианство: сравнительный анализ путей развития европейской и отечественной культуры»,
2. коллоквиум по теме «Этруски и древнеримская культура»,
3. представление и обсуждение творческих заданий,
4. семинары по темам курса.
При изложении части тем применяется мультимедиа-проектор для проведения презентаций и демонстрации видеоматериалов занятий.
Организация учебных занятий.
Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся
Код раздела в составе дисциплины
| Аудиторная учебная работа обучающихся
| Самостоятельная работа
| объём активных и интерактивных форм учебных занятий
| трудоёмкость
| лекции
| семинары
| консультации
| практические занятия
| лабораторные работы
| контрольные работы
| коллоквиумы
| текущий контроль
| промежуточная аттестация
| под руководством преподавателя
| в присутствии преподавателя
| в т.ч. с использованием метод. материалов
| текущий контроль
| промежуточная аттестация
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 — 5
| 28
| 30
| 6
|
|
| 2
| 4
|
| 1
|
|
| 17
|
| 27
| 34
| 4
| 10-25
| 10-25
| 10-25
|
|
| 10-25
| 10-25
|
| 10-25
|
|
| 10-25
|
| 10-25
| 5 — 10
| 30
| 32
| 6
|
|
| 2
| 4
|
| 1
|
|
| 16
|
| 27
| 32
| 3
| 10-25
| 10-25
| 10-25
|
|
| 10-25
| 10-25
|
| 10-25
|
|
| 10-25
|
| 10-25
| Итого:
| 58
| 62
| 12
|
|
| 4
| 8
|
| 2
|
|
| 33
|
| 54
| 66
| 7
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Код модуля в составе дисциплины
| Промежуточная аттестация
| Текущий контроль
| Виды
| Сроки
| Формы
| Сроки
| очная форма обучения
|
Разделы 1-5
| экзамен
| В конце 2 семестра
(в период сессии)
| Контроль посещаемости
Контроль работы на семинаре
| Ежен.
Ежен.
|
|
| Защита творческих заданий
| По мере выполнения
|
Разделы 5-10
| экзамен
| В конце 3 семестра
(в период сессии)
| Контроль посещаемости
Контроль работы на семинаре
| Ежен.
Ежен.
|
|
| Защита творческих заданий
| По мере выполнения
|
1.7. Структура и содержание учебных занятий
Цель курса: Углубленное осмысление студентами духовно-нравственного и духовно-эстетического бытия культуры, формирование целостного миросозерцания, изучение историко-культурного и художественного процесса, генезис культурных смыслов. Одной из главных задач является раскрытие духовно-эстетических основ культуры как образа бытия, освоение общемировых, национальных и региональных особенностей развития. Изучение мировой и отечественной культуры проводится на фоне широких исторических и временных рамок – от язычества до XXI в, выявляющее междисциплинарные взаимодействия в социогуманитарной сфере, связи культуры с религией, богословием, философией, литературой, театром, музыкой. Исследование традиционных, канонических и креативных форм мышления, изучение национальной и общечеловеческой модели духовного развития предполагает свободную вариативность структуры лекций: Логос – Космос – Мир – Текст – Образ – Знак. В каждом фрагменте исторической эпохи связываются религиозно – философские, социально-исторические, психологические, историко-художественные, искусствоведческие и филологические подходы. Данное рассмотрение позволяет представить историю культуры как глобальную историю духовной и материальной жизни человечества.
Методология курса основана на ценностно-онтологическом подходе к истории мировой культуры, выявляющего в историко-политической реальности соотношение духовно-нравственных и культурно-эстетических принципов развития общества, глубинных междисциплинарных связей богословия, философии, антропологии, социологии, психологии, литературы и искусства.
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ ЯЗЫЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
Тема 1. Введение. Культура как предмет изучения
Структура культуры. Культура и цивилизация. Типологические характеристики культуры. Культура и цивилизация. Онтология культуры. Типология культуры и основные направления в культурологии. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А. Сорокин). Психоаналитическая школа. Типологические характеристики культур (субкультура и контркультура, массовая и элитарная, традиционная и инновационная; национальная и региональная).Культура в контексте национального сознания и самопознания. Значение исторического знания. Историко-культурный процесс. Историко-культурная преемственность. Культурные ареалы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|