Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1. Информатика и информационные процессы





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  Утверждаю _________________________ Проректор по академической политике и инновационному развитию профессор Ю.Ю. Гранкин «__»_________2011 г.
    _________________________ Начальник учебно-методического управления доцент Ю.П. Дмитриева «__»_________2011 г.

Кафедра информационных технологий, математики и средств дистанционного обучения

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Информатика и базы данных»

 

Для направления

031900.62 – «Международные отношения»

Профиль – «Международная безопасность»

 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры

« 17 » мая 2011 г.

 

Пятигорск 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.. 1

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.. 1

2.1. Тематический план дисциплины «Информатика и базы данных» 1

2.2. Содержание программы курса по дисциплине. 2

2.2.1. Содержание теоретического курса. 2

2.2.2. Содержание семинарских (практических) занятий. 2



2.2.2.а для очной формы обучения; 2

2.2.2.б для очно-заочной (вечерней) формы обучения; 2

2.2.2.в для заочной формы обучения. 2

2.3. Содержание частей дисциплины (разделов, групп занятий, отдельных занятий) имеющих непосредственно практико-ориентированную, инновационно-технологическую и/или инновационно-предпринимательскую направленность. 2

III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «Информатика и базы данных». 4

3.1. Карта методической обеспеченности учебной дисциплины 4

3.2. Формы (зачет, экзамен) и методы (устный опрос, тестирование, другое) контроля усвоения материала в соответствии с целями и задачами учебной дисциплины, семестр 4

3.3. Банк контрольных заданий. 4

3.3.1. Банк контрольных заданий и вопросов по каждой теме учебной дисциплины 5

3.4. Методические рекомендации по руководству самостоятельной работой студентов 5

3.4.1. Очная форма обучения. 5

3.4.2. Очно-заочная (вечерняя) форма обучения. 5

3.4.3. Заочная форма обучения. 5


I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1. Назначение и трудоёмкость дисциплины Настоящий учебно-методический комплекс предназначен для студентов Института международных отношений очной формы обучения, обучающихся по направлению «Международные отношения» (профиль «Международная безопасность») и изучающих дисциплину «Информатика и базы данных» на I курсе (II семестр). Для студентов очной формы обучения курс предусматривает 8 часов лекционных занятий и 40 часов практических занятий. Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа. Количество часов, отводимых на самостоятельную работу студентов – 24 часа.
1.2. Основные дидактические единицы Информатика. Связь информатики с другими областями науки и техники. Понятие информации. Виды информации и способы её обработки. Информационные процессы. Информационная деятельность человека. Язык программирования. Кодирование информации. Представление в компьютере текстовой информации. Автоматизированная обработка информации: основные понятия, технология. Общий состав персональных ЭВМ и вычислительных систем. Программное обеспечение вычислительной техники, операционные системы и оболочки, прикладное программное обеспечение. Защита информации от несанкционированного доступа; антивирусные средства защиты информации. Локальные и глобальные компьютерные сети, сетевые технологии обработки информации. Прикладные программные средства: текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы, информационно-поисковые системы. Автоматизированные системы: понятие, состав, виды. Предметная область, база данных, банк данных, СУБД, Access. Типы данных. Конструктор таблиц. Ключевые поля. Связи, типы связей. Запросы. Формы. Отчеты.
1.3. Цель дисциплины: сформировать научные представления, практические навыки и умения в области использования компьютера как основного инструмента работы с информацией и работы с базами данных в предметной области.
1.4. Задачи дисциплины: - сформировать понимание тенденций развития современных информационных технологий, их преимуществ и недостатков, особенности работы в условиях конкретных технологий в профессиональной деятельности; - дать фундаментальные понятия об информации, методах её представления, хранения, обработки и передачи; - сформировать навыки грамотного использования наиболее востребованных офисных приложений: MS Word и MS Excel; - сориентировать во множестве современных СУБД и связанных с ними технологий; - показать возможности использования СУБД в профессиональной деятельности.
1.5. Цикл, к которому относится дисциплина   Математический и естественнонаучный цикл, базовая часть.
1.6. Требования к результатам освоения дисциплины 1.6.1. Компетенции, формируемые в процессе изучения дисциплины 1.6.2. База формирования компетенции
Требования к результатам освоения дисциплины Активные, интерактивные и иные инновационные методы (технологии), используемые для формирования Средства оценивания
ОК-12. Способность понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны. Знать: - фундаментальные основы информатики; - понятия «информация», «информационная угроза», «информационная безопасность»   Уметь: использовать ресурсы сети Интернет для поиска нужной информации в профессиональной деятельности Владеть: навыками использования программных средств защиты информации. - лекция-беседа, или диалог с аудиторией; - мини-проекты по анализу угроз и подбору адекватных методов и средств защиты информации   -традиционный опрос; - защита мини-проектов.
  ОК- 13. Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией. Знать: фундаментальные основы информатики   Уметь: использовать ресурсы сети Интернет для решения профессиональных задач Владеть: навыками работы с компьютером как средством управления информацией.   - учебные дискуссии; - поисковые практические работы.   -традиционный опрос; - отчеты по практическим работам.
  ОК-14. способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях. Знать: фундаментальные основы информатики   Уметь: использовать ресурсы сети Интернет, применять знания и навыки в этой области для решения профессиональных задач Владеть: навыками работы в глобальных компьютерных сетях.   - лекция с применением техники обратной связи; - мини-проекты по подготовке обзоров электронных информационных ресурсов по заданным темам.   -традиционный опрос; - отчеты по мини-проектам.
  ПК-2. Умение применять компьютерные технологии на уровне пользователя для решения профессиональных задач Знать: фундаментальные основы информатики   Уметь: создавать базы данных и использовать ресурсы сети Интернет, применять знания и навыки в этой области для решения профессиональных задач Владеть: навыками использования программных средств и навыками работы в компьютерных сетях.   - мини-проекты по разработке презентаций в Microsoft Office. -традиционный опрос; - отчеты по мини-проектам.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА





2.1. Тематический план дисциплины «Базы данных»

Тематика лекций и семинарских занятий Общая трудоемкость (час.) Аудиторные занятия (час.) Самостоятельная работа (час.) Основные баллы Дополнительные баллы
Лекции Практические
Традиционные Практикоориент. и интерактивные* (_______________) Лекции Семинары
Тема 1. Информатика и информационные процессы
1. Информация и информационные процессы. Количество информации.  
 
Тема 2. Общие принципы работы ЭВМ. Аппаратное обеспечение
2. Функциональная схема и аппаратное обеспечение ПК.  
 
Тема 3. Программное обеспечение ПК
3. Системное и прикладное программное обеспечение ПК.  
 
Тема 4. Базы данных
6. Реляционные базы данных. СУБД Access.  
 
 
 
Итого часов:
Итого зачетных единиц:
Контрольные точки: 1 к.т. – 8 неделя семестра – 20 баллов; 2 к. т. – 12 неделя семестра – 30 баллов; 3 к.т. – зачет (50 баллов).
                           

 

 


2.2. Содержание программы курса по дисциплине

2.2.1. Содержание теоретического курса.

 

 

Тема 1. Информатика и информационные процессы

Информатика. Связь информатики с другими областями науки и техники. Понятие информации. Виды информации и способы её обработки. Информационные процессы.

Принципы кодирования, хранения и пересылки информации. Двоичное кодирование. Единицы количества информации.

Схема алгоритма как способ описания математической модели. Алгоритм и программа. Понятие формального языка. Языки программирования высокого уровня.

 

Тема 2. Общие принципы работы ЭВМ. Аппаратное обеспечение

Логическая структура ЭВМ. Общая характеристика основных компонентов ЭВМ. Общие принципы работы ЭВМ. Архитектура ЭВМ.

Процессор. Главные характеристики процессора (разрядность, тактовая частота и др.).

Запоминающие устройства (ЗУ). Объем памяти. Типы ЗУ и их характеристи­ки.

Устройства ввода-вывода: назначение, общая характеристика и основные типы.

Структурная организация ПК. Понятие конфигурации ПК. Основные блоки ПК, их назна­чение и важнейшие характеристики. Стандартная комплектация ПК и периферийные устройства.

Техника безопасности при работе с персональным компьютером.

 

Тема 3. Программное обеспечение ПК

Понятие, назначение и классификация программных средств. Общесистемные программные средства. Операционные системы (ОС) как главный компо­нент базового программного обеспечения. Основные функции ОС.

Операционные системы семейства Windows: особенности и пути развития. Разновидности Windows, их отличия и назначение.

Понятие и особенности прикладных программных средств. Прикладные программные средства общего назначения, функциональные и проблемно-ориентированные.

Понятие и структура пакета прикладных программ. Классификация и особенности прикладных программ для ПК. Классификация и назначение наиболее распространенных программных пакетов общего назначе­ния. Интегрированный пакет прикладных программ Microsoft Office. Общие сведения о пакете Microsoft Office. Назначение и содержание пакета. Программа редактирования текстов, табличный процессор, программа подготовки презентаций, система управления базами данных. Обмен информацией между программами через Clipboard. Основные сферы применения и приемы работы с пакетом.

 

Тема 4. Базы данных

Понятие базы данных. Системы управления базами данных (СУБД). Функции СУБД. Основные модели данных. СУБД Access.

Основные коммерческие СУБД. Принципы выбора СУБД для ПК. Характеристика и возможности СУБД Access. Формирование структуры таблиц. Работа в режиме «Мастер таблиц» и «Конструктор». Типы данных в Access. Ввод и редактирование данных. Работа с блоками данных: копирование, пе­ремещение, вставка, удаление. Подготовка к печати и печать результатов.

Раз­работка однотабличных пользовательских форм. Поиск, фильтрация и сортировка данных. Вы­вод на печать таблиц и форм.

Создание многотабличной базы данных. Установление связей ме­жду таблицами. Создание запросов и их структура. Формирование запросов для многотабличной базы данных. Обмен данными.

Работа с формами. Связи между таблицами базы данных. Формирование отчетов.

 

 

2.2.2. Содержание семинарских (практических) занятий.

 

2.2.2.а для очной формы обучения

 

Тема 1. ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

(4/2 часов)

Вопросы к занятиям:

1. Информация и данные.

2. Виды информации

3. Информационные процессы.

4. Кодирование информации.

5. Двоичное кодирование.

6. Единицы количества информации.

7. Системы счисления.

8. Алгоритм и алгоритмические языки.

9. Виды алгоритмов.

10. Блок-схема алгоритма.

11. Алгоритм и программа.

12. Формальные языки.

13. Языки программирования высокого и низкого уровня.

14. Процедурные и объектно-ориентированные языки.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что информация, каковы ее виды и свойства?

2. Как определить количество информации, содержащейся в текстовом файле?

3. Каковы основные единицы измерения количества информации?

4. Какие системы счисления используются для представления информации в компьютерной технике, и почему?

5. Как перевести число из восьмеричной системы счисления в двоичную?

6. Что собой представляет таблица кодов ASCII?

Список тем для самостоятельного изучения

1. Информатика в профессиональной и повседневной деятельности человека.

2. Информационные технологии в науке.

3. Линейные, разветвленные, циклические алгоритмы.

4. Языки программирования и их специализация.

5. Визуальные языки программирования.

 

 

Тема 2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ЭВМ. АППАРАТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

(4/2 часа)

Вопросы к занятиям:

1. Архитектура фон Неймана. Функциональная схема ЭВМ.

2. Принципы работы ЭВМ.

3. Базовая комплектация ПК и периферийные устройства.

4. Характеристики процессора.

5. Системный интерфейс ПК.

6. Виды памяти ПК.

7. Оперативная память ПК.

8. Типы запоминающих устройств и их характеристики.

9. Техника безопасности при работе с персональным компьютером

 

Вопросы для самоконтроля

  1. Какие устройства персонального компьютера соответствуют базовым функциональным элементам схемы фон Неймана?
  2. К каким устройствам памяти ПК пользователь имеет непосредственный доступ?
  3. От чего зависит скорость работы персонального компьютера?
  4. Какие устройства можно использовать для ввода в память ПК графической информации?
  5. Какие виды памяти ПК являются устройствами прямого доступа, и какие – последовательного?

 

Список тем для самостоятельного изучения

1. Принцип открытой архитектуры.

2. Виды ПК, их характеристики и особенности.

3. Оперативная память ПК.

4. Устройства ввода-вывода.

 

 

Тема 3. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПК

(20/10 часов)

Вопросы к занятиям:

1. Классификация программного обеспечения.

2. Системное ПО.

3. ОС семейства Windows.

4. Настройка элементов в панели управления Windows.

5. Прикладное программное обеспечение.

6. Пакеты прикладных программ общего назначения, функциональные и проблемно-ориентированные.

7. Интегрированный пакет прикладных программ Microsoft Office.

8. Текстовый процессор Microsoft Word. Параметры страницы.

9. Microsoft Word. Форматирование шрифта, абзаца, текста.

10. Microsoft Word. Работа с таблицами.

11. Microsoft Word. Нумерация страниц, колонтитулы.

12. Microsoft Word. Вставка символа, объекта, рисунка.

13. Microsoft Word. Автосодержание.

14. Microsoft Excel. Автозаполнение ячеек.

15. Microsoft Excel. Расчеты по формулам. Абсолютная и относительная адресация.

16. Microsoft Excel. Встроенные функции.

17. Программа создания и просмотра презентаций Microsoft Power Point.

18. Power Point. Создание и редактирование слайда.

19. Power Point. Настройка анимации.

20. Power Point. Вставка звука и видео.

21. Обмен информацией между программами через Clipboard.

 

Вопросы для самоконтроля

1. К какому классу программного обеспечения относится ОС Windows?

2. Какие операционные системы Вы знаете?

3. Что такое драйвер?

4. Для чего служит прикладное программное обеспечение?

5. В какой программе интегрированного пакета Microsoft Office можно построить диаграмму или график?

  1. Как настраивается переход слайдов в Microsoft Power Point?

 

Список тем для самостоятельного изучения

1. Пользовательский интерфейс Windows, настройки главного меню.

2. Основные операции с папками и файлами в Windows: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление.

3. Классификация прикладных программ для ПК.

4. Табличный процессор Microsoft Excel. Заполнение ячеек.

5. Power Point. Настройка показа презентации.

 

 

Тема 4. БАЗЫ ДАННЫХ

(12/6 часов)

 

Вопросы к занятиям:

1. Базы и банки данных.

2. Системы управления базами данных (СУБД).

3. Функции СУБД.

4. СУБД Access.

5. Структура таблиц в Access.

6. Типы данных.

7. Создание таблиц в режиме «Конструктор».

8. Работа с блоками данных.

9. Многотабличные базы данных.

10. Связи между таблицами.

11. Ключевые поля.

12. Структура запроса.

13. Формирование отчетов.

14. Макросы в Access.

 

Вопросы для самоконтроля

  1. Что собой представляет структура таблицы?
  2. Перечислите типы данных, поддерживаемые СУБД Access.
  3. Охарактеризуйте особенности свойств числового поля, поля MEMO, логического поля.
  4. Что понимается под дублированием данных?
  5. От чего зависит количество записей в таблицах реляционной модели базы данных?
  6. Типы связей между информационными объектами?
  7. Какие требования к связываемым полям?

Список тем для самостоятельного изучения

1. Иерархическая, сетевая, реляционная модели данных.

2. Создание таблиц с помощью «Мастера создания таблиц».

3. Контекстное меню в Access.

4. Поиск, фильтрация и сортировка данных.

5. Работа с формами в Access.

 


Глоссарий (список терминов)

 

ASCII (American Standard Code for Information Interchange)— универсальный стандарт, определяющий кодировку символов двоичным кодом.

BIOS (Basic Input-Output System)— см. Базовая система ввода/вывода.

DNS (Domain Name System) — механизм перевода легко запоминаемых доменных имен компьютеров (например, www.ip.com) в IP-адреса. Такое преобразование производится автоматически специальными серверами DNS.

dpi (dots per inch) —единица измерения разрешения принтера и разрешения изображения. Выражает количество точек, присутствующих в единице длины, в данном случае в одном дюйме.

FAT 16 — формат таблицы размещения файлов, принятый в операционной системе MS-DOS и ранних версиях системы Windows. Поддерживает жесткие диски объемом до 2 Гбайт.

FAT 32 — новый формат таблицы размещения файлов, появившийся в редакции Windows 95 и последующих версиях. Может использоваться на жестких дисках объемом от 512 Мбайт до 4 Тбайт. Позволяет использовать дисковое пространство более экономно и эффективно, чем формат FAT 16.

High Color - режим цветового разрешения, при котором каждый пиксел на экране может иметь один из 65536 различных цветов. На задание цвета пиксела отводится 2 байта (16 бит), поэтому о режиме High Color также говорят как о 16-разрядном представлении цвета.

HTML (Hyper Text Markup Language) — язык разметки гипертекста, используемый при подготовке Web-страниц. Служит для описания структуры документа и позволяет управлять форматированием текста, размещением в документе графических и мультгшедийных иллюстраций, заданием гипертекстовых ссылок.

HTTP (Hyper Text Transfer Protocol) — протокол Интернета, система правил, используемых в сети Интернет при передаче гипертекстовых документов (Web-страниц).

IP-адрес — уникальный числовой адрес отдельного компьютера в Интернете. Обычно записывается в виде четырех десятичных чисел от 0 до 255, разделенных точками, например 123.45.67.89.

OLE (Object Linking and Embedding) — технология связывания и внедрения объектов, стандарт компании Microsoft для создания динамических автоматически обновляемых связей между документами или внедрения объекта, созданного в одном приложении, в документ, с которым работает другое приложение.

Plug and Play — стандарт, в соответствии с которым элемент оборудования должен содержать сведения о модели и компании-изготовителе и допускать настройку программными средствами. В результате операционная система компьютера способна распознать такое оборудование, загрузить необходимые драйверы и произвести бесконфликтную настройку.

TCP/IP (Transfer Control Protocol/Internet Protocol) — группа стандартных протоколов для обмена данными между компьютерами в Интернете.

True Color — цветовое разрешение, при котором каждый пиксел на экране может иметь один из 16 777 216 различных цветов. На задание цвета пиксела отводится 3 байта (24 бита), поэтому о режиме True Color также говорят как о 24-разрядном цвете. Объем цветовой информации при 24-разрядном представлении цвета лишь немного уступает возможностям человеческого глаза.

URL-адрес (Uniform Resource Locator) — унифицированная форма записи адресов документов в сети Интернет. Правила записи адреса в этой форме таковы, что позволяют однозначно определить местонахождение любого документа. Адрес URL может состоять из четырех полей: имени протокола, имени компьютера, пути поиска документа на этом компьютере и ссылки на определенное место внутри документа.

Wave-файл — звуковой файл в формате, принятом в операционной системе Windows. Один из наиболее популярных звуковых форматов. Wave-файлы обычно имеют расширение .WAV.

Web-страница — отдельный документ в World Wide Web. Как правило, он бывает написан на языке HTML. Web-страница может содержать текст, графику, звуковое сопровождение, анимацию и другие мультимедийные объекты, а также гипертекстовые ссылки. Адрес Web-страницы определяется адресом URL.

Web-узел — группа тематически связанных Web-страниц и сопроводительных файлов, располагающаяся на одном компьютере. Страницы Web-узла обычно связаны между собой с помощью гиперссылок.

World Wide Web — абстрактное информационное пространство. Является средой для обмена информацией (как правило, речь идет о Web-страницах) между людьми всего мира. Основой World Wide Web является протокол передачи гипертекстовых данных (HTTP). World Wide Web также нередко используется как синоним термина Интернет.

WYSIWYG (What You See Is What You Get) - принцип соответствия экранного и печатного представления документа. Приложения, соблюдающие этот принцип, позволяют наблюдать документ на экране в таком виде, в каком он будет получен при печати на принтере.

Адресная шина — группа проводников процессора, предназначенная для подключения к адресу в оперативной памяти.

Активный компонент Рабочего стола — динамически обновляемая Web-страница. Располагается на Рабочем столе. Рассматривается как особое окно, содержащее переменную информацию, обновление которой происходит по каналам связи с Интернетом или локальной сетью.

Аналого-цифровое преобразование (АЦП) — преобразование информации из аналоговой формы в цифровую.

Анимация — изменение вида, формы, размеров или взаимного расположения объектов на экране, создающее эффект мультипликации.

Аппаратное обеспечение — совокупность технических устройств и приборов. Необходимый элемент компьютерной системы.

Архивация — создание на внешнем съемном носителе резервной копии данных с жесткого диска. Регулярное проведение архивации необходимо для защиты информации в случае выхода жесткого диска из строя или повреждения данных.

Атрибуты файла — записываемые на диск дополнительные свойства файла. В число атрибутов входят дата и время последнего изменения файла, пометка о том, является ли файл скрытым, и некоторые другие параметры.

Базовая система ввода/вывода (Basic Input-Output System, BIOS) — группа программ, обычно записанных в постоянную память компьютера (ПЗУ). Программы BIOS предназначены для управления начальной загрузкой компьютера и взаимодействием с некоторыми стандартными устройствами.

Байт — 8 битов. Рассматривается также как минимальная единица измерения электронной памяти.

Бит — наименьшая единица информации, выражающая логическое значение «Да» или «Нет» и обозначаемая двоичным числом 1 или 0.

Блок-схема —способ графического представления алгоритма.

Брандмауэр - компьютер (или программа), ограничивающий доступ к компьютерной сети извне и служащий для защиты конфиденциальной информации, имеющейся внутри сети.

Браузер — средство для просмотра Web-страниц. Позволяет переходить от просмотра одних страниц к другим с помощью гиперссылок.

Буфер обмена — область оперативной памяти, резервируемая системой Windows для организации обмена данными между приложениями.

Вектор прерываний — область оперативной памяти компьютера, отведенная для хранения адресов программ, вызываемых при возникновении прерываний.

Видеоадаптер — устройство, осуществляющее подготовку информации для ее отображения на экране монитора. Иногда вместо термина «видеоадаптер» используют упрощенный вариант — видеокарта.

Видеоподсистема —групповой термин, описывающий сочетание видеоадаптера и монитора.

Вирус — специальная компьютерная программа, способная «размножаться» и «заражать» другие программы. Она может попасть на компьютер без ведома пользователя через «зараженную» дискету или вместе с «зараженным» файлом. Многие вирусы способны нанести серьезный вред: замедлить работу программ, уничтожить данные или вывести из строя операционную систему.

Вкладка —элемент управления диалогового окна или окна приложения, представляющий отдельную страницу. Содержит другие элементы управления.

Вложенный файл — дополнительный файл, приложенный к текстовому сообщению электронной почты и доставляемый вместе с ним. Механизм вложения используют для доставки по электронной почте файлов, отличных от текстовых.

Внутреннее умножение частоты — свойство процессора, основанное на особенности его конструкции, позволяющее выполнять внутренние операции с более высокой скоростью, чем внешние.

Гибкий диск — внешний носитель информации в виде диска с магнитной поверхностью, заключенного в специальную оболочку. Позволяет хранить небольшие объемы данных, но удобен для их переноса с одного компьютера на другой.

Гиперссылка, гипертекстовая ссылка — элемент Web-страницы, обычно выделяемый цветом и подчеркиванием. Используется для быстрого перехода к другому документу World Wide Web.

Двойной щелчок — два щелчка мышью в быстрой последовательности. Один из основных приемов работы в системе Windows.

Дерево данных — см. Иерархическая структура данных.

Дефрагментация — процесс обновления и оптимизации логической структуры диска с целью обеспечить хранение файлов в непрерывных блоках дискового пространства. После дефрагментации ускоряется чтение файлов и запуск программ.

Диалоговое окно — специальное окно, используемое для настройки параметров операционной системы или приложения. Отличается от окна приложения отсутствием строки меню. Содержит набор элементов управления, которые могут быть размещены на нескольких вкладках.

Дисковод CD-ROM — устройство для чтения музыкальных и программных компакт-дисков.

Дистрибутивный комплект — исходный программный пакет, поставляемый в виде набора компакт-дисков или гибких дисков и предназначенный для установки приложения на компьютере.

Длинное имя — имя файла, выходящее за пределы стандарта, принятого в системе MS-DOS. Длинными считаются имена: имеющие свыше 8 символов в самом имени или свыше 3 символов в расширении имени;

содержащие в имени или в расширении пробелы и допустимые специальные символы; комбинирующие заглавные и строчные буквы. Длинные имена обрабатываются операционной системой Windows особым образом.

Домен — общая часть имени у группы компьютеров в Интернете. Эта часть обычно определяет местонахождение компьютера и категорию организации-владельца.

Драйвер — вспомогательная программа, управляющая взаимодействием программ и приложений с оборудованием, например с контроллером жесткого диска или картой видеоадаптера.

Жесткий диск — внутреннее устройство компьютера для долговременного хранения данных. Состоит из блока магнитных дисков в герметичном кожухе и блока головок для чтения и записи информации. Обеспечивает возможность хранения больших объемов информации (несколько гигабайт) и высокую скорость ее чтения и записи.

Значок — наглядное представление объекта в операционных системах Windows.

Идентификатор —обозначение (имя) программной переменной, принятое для обращения к ней в программе, написанной на языке программирования высокого уровня.

Иерархическая структура данных — структура данных, в которой каждый элемент определяется путем, ведущим к этому элементу от элемента самого высокого уровня («корня» или «вершины»). Иерархическая структура данных удобна в тех случаях, когда данные трудно представить в линейной или табличной последовательности. Например, иерархическая структура используется для представления папок (каталогов) на диске.

Интернет — всемирная сеть, обеспечивающая связь между компьютерами. Содержит множество служб, которые позволяют использовать Интернет в разнообразных целях. Наиболее важной частью Интернета в настоящее время является World Wide Web.

Интерпретатор —служебная программа (транслятор), выполняющая перевод исходного кода программы, записанного на языке программирования высокого уровня в машинный код, понятный процессору. Процесс интерпретации происходит непосредственно во время исполнения программы. Ср. Компилятор.

Интерпретация —процесс преобразования исходного кода программы в машинный код процессора. Процесс интерпретации происходит непосредственно во время исполнения программы под управлением интерпретатора. Ср. Компиляция.

Интерфейс — взаимосвязь между компонентами и участниками компьютерной системы.

Интерфейс пользователя — способ взаимодействия человека с программой и программы с человеком.

Информатика — техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, обработки и передачи информации средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.

Каталог — раздел файловой системы, который может содержать файлы и дополнительные вложенные каталоги. В операционных системах Windows вместо термина «каталог» обычно употребляется более широкий термин папка.

Клавиатура — стандартное устройство для ввода алфавитно-цифровых данных и команд управления в компьютер.

Кластер — минимальная адресуемая единица дискового пространства. Обычно содержит несколько физических секторов диска, запись в которые производится в рамках единой операции. Размер кластера определяется используемой файловой системой и параметрами диска. В файловой системе FA Т 16 для больших дисков размер кластера может достигать 32 Кбайт.

Командная кнопка — элемент управления диалогового окна. Командные кнопки используются для закрытия диалоговых окон, открытия новых диалоговых окон с дополнительными параметрами, выполнения подготовленных операций. Командные кнопки представляют собой один из наиболее интуитивно понятных элементов управления и, как таковые, могут использоваться не только в диалоговых окнах.

Командная строка — строка, служащая для ввода команд операционной системы, не имеющей графического интерфейса пользователя, например системы MS-DOS. Часто используется также термин «приглашение». Командная строка удобна, если требуется ввести не только команду, но и дополнительные параметры. Графические операционные системы обычно предоставляют специальное диалоговое окно или дополнительную панель, выполняющую функции командной строки.

Компакт-диск — один из видов оптических дисков, предназначенный для считывания данных лазерным лучом и содержащий данные или музыку. Компакт-диски, хранящие данные, называют также дисками CD-ROM. Чтение компакт-диска на компьютере производится с помощью дисковода CD-ROM.

Компилятор —служебная программа (транслятор), выполняющая перевод исходного кода программы, записанного на языке программирования высокого уровня в машинный код процессора. Ср. Интерпретатор.

Компиляция —процесс преобразования исходного кода программы, записанного на языке программирования высокого уровня в машинный код процессора. Процесс компиляции не связан с исполнением программы. Он происходит отдельно и независимо. В результате компиляции получается объектный код, который превращается в исполняемый код только после подключения из библиотек необходимых стандартных процедур, использованных программистом. Это подключение выполняет другая служебная программа — редактор связей. Ср. Интерпретация.

Компьютерная система —совокупность аппаратного и программного обеспечения, действующих совместно.

Контекстная чувствительность — свойство указателя мыши, позволяющее ему изменять форму в зависимости от того, на какой объект он наведен.

Контекстное меню — специальное меню, содержащее набор команд, связанных с текущим объектом. В операционной системе Windows контекстное меню всегда открывается щелчком правой кнопкой мыши на объекте.

Контроллер — программируемое устройство-посредник, служащее для управления устройствами (обычно периферийными), подключенными к компьютеру.

Копирование —операция размножения объекта. Ср. Перемещение.

Корзина — специальная папка системы Windows, предназначенная для удаления ненужных объектов.

Корневой каталог — каталог самого высокого уровня на текущем диске. Все прочие каталоги считаются вложенными в него в виде многоуровневой иерархической структуры. Место для корневого каталога обычно отводится в строго определенной области диска, поэтому число файлов и папок в корневом каталоге, как правило, ограничено. Вложенные каталоги таких ограничений не имеют.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.