Сделай Сам Свою Работу на 5

Финансово-промышленные группы





Стремление финансовых и промышленных структур к рациональному взаимодействию объясняется необходимостью гарантированной финансовой стабилизации. Такое взаимодействие может успешно осуществиться, например, в рамках финансово-промышленных групп, структурно объединяющих организации и предприятия и обеспечивающих возможность замкнуть финансовые потоки, превратить избыточные и свободные средства в эффективные инвестиции.

Федеральным Законом от 30.11.1995г. №190-ФЗ “О финансово-промышленных группах” отечественные финансово-промышленные группы определяются как совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочернее общества либо полностью, либо частично объединивших свои материальные активы на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

В состав группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, при этом законодательством РФ предусматривается, что среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков и иных кредитных организаций.



Финансово-промышленные группы в условиях перехода к рыночной экономике оказались наиболее приближенными к организационным формам финансово-промышленного капитала, так как они основаны на интеграции субъектов производства различной величины и форм собственности с банковскими, финансовыми, страховыми, риэлторскими и т.п. структурами.

По своей сути, ФПГ являются результатом развития таких процессов, как:

продолжающаяся концентрация капитала в производственной и непроизводственной видах деятельности;

стремление преодолеть риски, застраховать их, обезопасить себя;

необходимость восстановить потерянное взаимодействие между производственными и научными структурами, подключение сюда финансовых и инвестиционных институтов.

Создание и функционирование российских ФПГ связаны с развитием рыночных отношений, масштабной приватизацией, демонополизацией и структурной перестройкой промышленности и осуществляются с учетом двух экономических факторов: содействие росту эффективности производства и повышение уровня конкуренции на национальном и региональном рынках.



Создание ФПГ в отраслях российской промышленности, прежде всего наиболее конкурентоспособных на внешнем рынке, дает ряд преимуществ в мировом интеграционном процессе /3,4,31/:

1. Снижение рисков, т.е. опасности банкротства. Повышение устойчивости предприятий, финансово-кредитных и других учреждений к воздействиям экономического и политического характера обусловлено объединением капитала в этих отраслях. При этом появляется реальная возможность создания мощной материально-финансовой базы, достаточной не только для выживания предприятий, организаций и финансовых институтов в условиях кризиса, но и выхода из него.

2. Более эффективное перераспределение управленческих функций за счет передачи части полномочий министерств и ведомств руководящим органам ФПГ повышает возможность противодействовать неуправляемому проникновению крупных зарубежных монополий в национальную экономику путем создания высокоэффективной импортозамещающей продукции. Барьером против “внутреннего” монополизма может быть организация действенной конкуренции между несколькими ФПГ как на внутреннем, так и мировом рынках.

В рамках ФПГ появляется возможность осуществлять взаимовыгодное и добровольное ценовое регулирование, сдерживание роста цен, способствовать макроэкономической стабилизации. Создание ФПГ способствует также активизации инвестиционного процесса.



Главное в том, что ФПГ создают условия для объединения промышленного и финансового капиталов: материальной базы промышленных предприятий, которая не может развиваться из-за отсутствия денежных средств, и наличных денежных средств коммерческих структур, использование которых в сфере примитивных спекуляций становится все менее эффективным.

Объединение технологически и экономически взаимосвязанных производственных, торговых и финансовых предприятий позволяют упростить инвестирование в развитие производства, наладить выпуск продукции, способной конкурировать с зарубежной, что, в свою очередь, позволит ФПГ включиться в процесс интеграции мировой экономики. При этом обеспечивается снижение издержек на производственные, финансовые и торговые операции, содержание информационных, юридических, сбытовых, снабженческих подразделений и предприятий.

Важным условием долговременного эффективного функционирования ФПГ является соответствие их организационной и инвестиционной стратегий.

В целях активизации инвестиционной деятельности, в том числе в инновационной сфере, ФПГ должны создаваться прежде всего на базе технологически и кооперационно связанных предприятий, выпускающих продукцию, обеспечиваемую платежеспособным спросом и конкурентоспособную на внешнем рынке. Речь идет о реализации накопленного научно-технического потенциала и высокотехнологичных производств, наращивании производства продукции глубокой переработки топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, увеличении экспортной направленности наукоемкой продукции и создании необходимых организационно-экономических предпосылок закрепления на мировом рынке.

Для этого особое внимание финансово-промышленные группы должны уделять формированию инвестиционных программ, привлекательность которых на мировом рынке позволит им активно включиться в мирохозяйственные связи и, возможно, с течением времени превратиться в транснациональные корпорации. Механизм реализации этих программ должен быть с преимущественным использованием собственных и заемных средств частных инвесторов. Собственные средства должны аккумулироваться за счет основных источников:

инвестиций финансово-кредитных учреждений участников группы;

прибыли, полученной от реализации продукции, работ и услуг, производимых участниками группы;

средств уставного капитала ФПГ.

В настоящее время эффективность функционирования ФПГ как формы корпоративного управления, уже доказана практикой. Однако их дальнейшее развитие сдерживается наличием определенных проблем:

поспешное стремление отдельных предприятий получить статус финансово-промышленной группы без достаточной проработки стратегии совместной деятельности и при отсутствии гарантий ее эффективности;

управляемость ФПГ, прежде всего в тех случаях, когда контрольные пакеты акций сосредоточены вне руководства группой в целом;

организация взаимодействия между предприятиями, остающимися в государственной собственности, и приватизированными.

Развитие ФПГ с целью включения в международный интеграционный процесс, по нашему мнению, должно осуществляться в соответствии со следующими принципами /3/:

наличие и ясность стратегической цели;

ориентация на производство конкурентоспособных товаров и предложение конкурентоспособных услуг;

наличие стратегических перспектив эффективного роста;

реальность целей, при учете исторических закономерностей, соответствия целей возможностям, обеспечение стабильности развития, сведение к минимуму риска;

оптимальное сочетание корпоративных, общенациональных и региональных интересов;

использование современных методов самооценки и прогнозирования (стратегическое планирование, маркетинг);

проведение целенаправленной кадровой политики и последовательное накопление интеллектуального потенциала;

интеграция банковского и промышленного капиталов;

своевременный учет мирового опыта;

участие в совместном с иностранными корпорациями производстве товаров и услуг.

Для реализации указанных принципов необходимо осуществить такие мероприятия, как:

маневрирование имеющимися ресурсами и объединение инвестиционных возможностей предприятий и банков;

эмиссия ценных бумаг (акций) и продажа их тем, для кого участие в капитале дает импульс к кредитованию производства;

увеличение отдачи от имеющихся производственных фондов путем укрепления кооперационных связей между технологически связанными предприятиями и повышения загрузки мощностей за счет ослабления дефицита оборотных средств при использовании трансфертных цен;

экономия на издержках за счет кооперации в снабженческо-сбытовой деятельности, маркетинговом анализе, подготовке инвестиционных проектов;

активное участие центральной компании в кредитно-залоговых и торговых операциях, в том числе и на международном уровне, с целью наращивания ее собственных ресурсов;

обеспечение ведущей роли банка группы в объединении инвестиционных потенциалов участников ФПГ;

создание в рамках ФПГ целевых акционерных обществ, с включением в них при необходимости иностранных предприятий, под конкретные инвестиционные проекты;

образование в рамках ФПГ внебюджетных фондов и создание управляющей компании по эффективному вложению свободных средств этих фондов.

 

Справочно.

На 1.087.1998г. в России было зарегистрировано 72 ФПГ, объединивших около 1500 предприятий и организаций и почти около 100 финансово-кредитных учреждений /25/.

 

Холдинговые корпорации

Холдинг и ФПГ различны по целям и правилам образования, по хозяйственным функциям, а также по характеру государственного стимулирования и контроля, по регламентам, определяющим их деятельность.

ФПГ - группа предприятий, объединивших капиталы. Холдинги могут быть в виде производственной и финансовой корпорации.

Производственная холдинговая корпорация создается предприятиями-смежниками для содействия их кооперации и осуществления согласованной инвестиционной политики (во главе такой корпорации, как правило, стоит крупное производственное предприятие).

Финансовая холдинговая корпорация - корпорация, более 50% капитала которой составляют ценные бумаги других эмитентов. Такая корпорация обычно ведет исключительно инвестиционную деятельность, при этом реализацию акций осуществляет только на фондовой бирже (в этом случае холдингом управляет банк).

Финансовые холдинговые корпорации не вправе вмешиваться в производственную и коммерческую деятельность дочерних предприятий.

Представители финансовой холдинговой корпорации могут принимать участие только в собраниях акционеров дочерних предприятий. Включение представителей финансовой холдинговой корпорации в состав советов директоров и иных органов управления дочерними предприятиями не допускается. Сделки с акциями, не зарегистрированные в установленном порядке на фондовой бирже, признаются недействительными.

Холдинговые корпорации могут быть созданы в любой форме, допускаемой законодательством. В правовом отношении холдинговые корпорации не имеют юридического признака как такового и руководствуются инструкциями устава как общества с ограниченной ответственностью. Наиболее распространенные формы холдинга: акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, единоличные корпорации, государственные организации и др.

Целями создания холдингов являются /3/:

консолидация деятельности различных предприятий в отношении с государственным бюджетом;

создание дополнительных производственных мощностей в результате слияния предприятий под эгидой холдинговой компании;

проникновение через посредничество холдинговых компаний в производство и сбыт различных товаров;

проведение единой политики и осуществление единого контроля за соблюдением общих интересов больших корпораций;

ускорение процесса диверсификации.

Преимуществами холдингов в интеграционном процессе являются:

эффективное управление входящими в него предприятиями, благодаря применению новейших технологий и более широкой области для сравнения результатов;

управление и контроль за ценами во всех сферах деятельности;

объединение технического и технологического опытов экономии и снижения издержек в производстве и сбыте продукции;

экономичное распределение продукции по технологическим цепочкам;

возможность управления и контроля за производством и сбытом продукции на всех этапах технологической цепочки, от добычи сырья и до получения финансовых средств от реализации готовой высокоэффективной продукции;

концентрация продукции, позволяющая получать максимальную отдачу при оптимальных затратах;

уменьшение накладных расходов;

исключение копирования в управлении, капиталах, торговых затратах и т.д.

Кроме того, важным преимуществом холдинга являются, так называемый, эффект масштаба, большая эффективность в международном движении капитала, возможность сравнительно легкой ликвидации нерентабельных предприятий, деятельность которых отрицательно сказывается на объединенной системе в целом, возможность противостоять воздействиям извне и т.д.

В качестве недостатков холдинговых корпораций можно отметить:

стремление к монополистическому либо олигополистическому поведению;

тенденция к бюрократизации и злоупотреблению контрольно-управленческими функциями;

невозможность достаточно четкого прослеживания перераспределения фондов и финансовых средств между своими предприятиями;

отсутствие в настоящее время достаточного резерва квалифицированных управленческих кадров.

При создании холдинга, необходимо учитывать, что в России , в настоящее время не допускается создание холдинговых корпораций в следующих сферах действия /3/:

торговля товарами производственно-технического назначения (материально-техническое снабжение) и потребительскими товарами;

сельскохозяйственное производство, переработка сельскохозяйственной продукции и производственно-техническое обеспечение сельского хозяйства;

общественное питание и бытовое обслуживание населения;

транспорт, кроме железнодорожного, трубопроводного и предприятий, осуществляющих международные перевозки.

Для ограничения монополистской деятельности и развития конкуренции также не допускается создание холдинговых корпораций, если это приводит к монополизации производства тех или иных видов продукции (работ, услуг).

Кроме того, функционирование холдинговых корпораций регламентируется рядом положений и условий, вытекающих из законодательных актов. Отметим некоторые из них.

Если холдинговая корпорация признана монополией по определенной группе однородных или взаимозаменяемых продуктов (товаров, работ, услуг), включена в реестр предприятий монополистов по этой группе и реализует свое доминирующее положение на рынке посредством диктата цен, на нее и на ее дочерние предприятия, производящие продукты указанной группы, распространяется действие санкций, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Создаваемые холдинговые корпорации не могут быть правопреемниками ранее существовавших концернов, предприятий, союзов, ассоциаций (в том числе государственных) или иных объединений предприятий, а также органов государственного управления.

Если холдинговая корпорация создается на базе государственных предприятий, на приватизацию которых наложены ограничения, то необходимо иметь в виду, что ее создание не допускается до отмены этих ограничений соответствующими органами государственного управления.

Не допускается передача холдинговой корпорации или какому-либо из ее дочерних предприятий прав на сбыт третьим лицам продукции (работ, услуг) дочерних предприятий (за исключением экспортных операций), а также регулирование холдинговой корпорацией в какой-либо форме цен на указанную продукцию (работы, услуги).

При рассмотрении вопроса о создании холдинговой корпорации в порядке консолидации пакетов акций юридически самостоятельных предприятий в соответствии с установленным регламентом определяется перечень предприятий, включаемых в создаваемую холдинговую корпорацию (либо приобретающих хозяйственную самостоятельность и подлежащих приватизации на общих основаниях), а также рассматриваются возможные способы привлечения дополнительных инвестиций.

Среди потенциальных сторонних инвесторов (российских и иностранных), при необходимости, могут быть проведены конкурсы для их включения в число участников холдинговой корпорации.

Высшим органом управления холдинга является общее собрание акционеров или их полномочных представителей, принимающее решения по вопросам, отнесенным к его компетенции в соответствии с законодательством и Уставом корпорации.

Экономическая база для возникновения холдингов в нашей стране появилась в процессе акционирования государственных предприятий, развития фондового рынка, реорганизации финансовой системы, структурных преобразований в наиболее конкурентоспособных отраслях промышленности перспективных с точки зрения интеграции в мировую экономику.

Для дальнейшего развития холдинговых корпораций в целях их внедрения в мировую экономику необходимо на государственном уровне /3,17/:

определить списки предприятий, включаемых в холдинговые корпорации, и бессрочно закрепить пакеты акций в федеральной собственности;

создавать холдинговые корпорации в форме ЗАО или государственных предприятий (организаций) без выпуска акций;

формировать холдинговые корпорации в первую очередь на основе существующих концернов, союзов, ассоциаций и иных объединений предприятий, чтобы не разрушать технологических, производственных и хозяйственных связей, научно-исследовательских и проектных организаций;

снять жесткие ограничения на долю государства в уставном капитале акционерных обществ, образующих холдинговую корпорацию;

разрешить создание, а также внесение имущественных вкладов в уставный капитал предприятий различных организационно-правовых форм любыми органами государственной власти и управления, местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями (в настоящее время это могут делать только комитеты по управлению имуществом и фонды имущества).

 

Российские корпорации и интеграционный процесс

Мировой опыт в области интеграции, особенно опыт ЕС, заслуживает пристального внимания. При этом большой интерес представляют не только принципиальные решения и их осуществление, конечные результаты, но и все процедуры подготовки, согласования и принятия этих решений, пути преодоления разногласий между членами ЕС, а этих разногласий, естественно, было немало.

Достаточно упомянуть о том, что 3 страны - Великобритания, Дания, Швеция, не отвергая в принципе своего участия в Европейском валютном союзе, отказались войти в него в намеченный срок, т.е. с 1 января 1999г., а четвертая страна - Греция - пока не прошла в ЕВС по установленным “контрольным показателям”. Кроме этого необходимы были организационные и правовые формы разработки соответствующих документов, взаимодействие с государственными органами, деловыми кругами, общественными организациями, научными учреждениями и населением, информационное и пропагандистское обеспечение намеченных мероприятий.

Как показала практика, соответствующие подходы и методы во многом применимы не только к валютной сфере, но и к другим интеграционным программам.

Известно, что движение по проторенному пути может сделать этот путь короче, хотя и при этом не стоит забывать, что европейским странам потребовалось свыше 40 лет, чтобы подойти к полномасштабному валютному союзу и единой валюте.

Выше было отмечено, что одним из направлений успешного решения проблем интеграции России в мировую экономику является участие российских корпораций в международных проектах, производство продукции по заказам иностранных потребителей, создание межгосударственных и транснациональных корпораций.

Рассмотрим, какие осуществляются мероприятия и вообще что делается в России по реализации этого направления интеграции России в мировую экономику. Как показала практика, в первую очередь надо восстановить экономические связи со странами СНГ. Первые (и, скажем откровенно не слишком удачные) шаги по пути интеграции в рамках СНГ не идут ни в какое сравнение с масштабами и глубиной этих процессов в ЕС.

Тем не менее объективная необходимость интеграции бывших советских республик в составе всех или части стран, входящих ныне в СНГ (как, например, союз четырех - России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, а в дальнейшем и Таджикистана, или союз Россия - Белоруссия), не вызывает сомнений. Очевидно также, что этой интеграции суждено пройти, по существу, тот же путь, те же этапы, что прошел и ЕС, в том числе, возможно, когда-нибудь прийти и к валютной интеграции.

 

Создание транснациональных ФПГ

Правительствами стран СНГ 15.04.1994 г. подписано “Соглашение о создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений”, определяющее общие принципы создания транснациональных ФПГ (ТФПГ) разных форм - совместных групп, международных хозяйственных объединений, корпораций, холдингов, ассоциаций, торговых домов, агентств, бирж, совместных банков, финансовых и страховых компаний. Данным соглашением определено:

ТФПГ являются юридическими лицами, по законодательству государства места их регистрации;

статус филиалов и представительств ТФПГ определяется в учредительных документах в соответствии с законами стран местонахождения;

порядок оценки финансовых, материальных ресурсов и имущества, вносимых в уставный фонд ТФПГ, устанавливаются по согласованию между учредителями;

уставный фонд формируется на согласованных между учредителями условиях объединения активов;

распределение прибыли и возмещение убытков регламентируется учредительными документами;

взаимоотношения предприятий ТФПГ с бюджетом страны пребывания определяются законами этой страны;

капитальные вложения, в том числе и третьих стран, осуществляются в соответствии с законодательством государства, где производятся соответствующие вложения, а также с договорами между сторонами о сотрудничестве в инвестиционной сфере и взаимной защите инвестиций.

К первым ТФПГ можно отнести “Интеррос” (Россия, Казахстан), “Нижегородские автомобили” (Россия, Белоруссия, Украина, Киргизия, Таджикистан, Молдавия), “Точность” (Россия, Белоруссия, Украина).

Сохранение и развитие взаимовыгодных межгосударственных кооперационных связей обусловлено расширением платежеспособного спроса на продукцию российских предприятий, а становление ТФПГ является условием закрепления отечественных товаропроизводителей на зарубежных рынках.

По состоянию на конец 1997г. статус транснациональных получило 9 групп: “Интеррос”, “Нижегородские автомобили”, “Точность”, “Славянская бумага”, “Аэрофин”, “Оптотроника”, “Авангард”, “Сибагромаш”, “ТАНАКо”. Образование ТФПГ пока идет только по принципу включения заинтересованных инопартнеров.

В экономико-политическом и нормативном обеспечении формирования ТФПГ следует выделить несколько основополагающих моментов:

1. Принятие Правительствами стран СНГ 15.04.1994г. “Соглашения...”.

2. Подписание ряда межправительственных соглашений о создании отдельных ФПГ (“Аэрофин”, “Авангард” и др.), а также о принципах создания ТФПГ (между Россией и Украиной, Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном).

3. Подписание Соглашения о создании Платежного союза государств-участников СНГ от 21.10.1994г.

4. Принятие 29.03.1996г. Договора Между Россией и Белорусью, Казахстаном и Киргизией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.

5. Подписание Договора о создании содружества двух государств - России и Беларуси, который существенно конкретизирует экономические условия межгосударственного взаимодействия.

6. Подписание двухсторонних соглашений между национальными банками России и Беларуси, России и Казахстана по поддержанию стабильности валютных курсов национальных валют, учреждение в Москве всеми национальными банками СНГ Межгосударственного банка.

7. Принятие Таможенного Союза Россией, Белорусью, Казахстаном, Киргизией.

Из внутренних российских нормативных актов следует выделить Положение о порядке поставок товаров (работ, услуг) в рамках производственной кооперации и специализации производства между предприятиями и отраслями Российской Федерации и других государств-участников СНГ (утверждено Минсотрудничеством РФ 17.11.1994г. № ВМ-3138).

Однако работа по выявлению потенциально эффективных кооперационных связей российских предприятий до сих пор не проведена. Поэтому в рамках создания ТФПГ до сих пор превалируют отдельные, зачастую случайные инициативы.

Важное значение для становления транснациональных ФПГ (с участием стран СНГ) имеет получившая определенное распространение практика заключения межправительственных соглашений о создании ФПГ, имеющих значение, прежде всего, для определения общих приоритетов (взаимовыгодных сфер) для формирования групп.

Проведенный анализ данной проблемы позволяет сделать рекомендации по интенсификации процессов создания и деятельности ТФПГ, с учетом следующего /9/:

1. Россия может стать естественным лидером в деле создания ТФПГ. Основу такого лидерства должно составить выдвижение российской стороной предложений по приоритетным перспективным направлениям взаимовыгодной кооперации со странами СНГ.

2. Опыт показывает, что отдельные предприятия стран СНГ достаточно охотно идут в ТФПГ, регистрируемые по российскому законодательству (получая согласие своего министерства и практически ничего не вкладывая в консолидированный капитал), понимая, что риск больше лежит на России.

Следовательно, при создании крупных ТФПГ со значительными финансово-товарными потоками необходимо обязательное заключение межправительственных соглашений с их последующей ратификацией парламентами соответствующих государств.

Если речь идет о лидерстве и серьезных финансовых интересах российской стороны, следует требовать от инопартнера принятия сходной (или непротиворечивой) с Россией нормативно-правовой базы создания и деятельности ФПГ.

3. В случаях, если взаимная кооперация весьма интересна для российской стороны, но сходной нормативно-правовой базы для создания ТФПГ нет и не предвидится, целесообразно отказаться от статуса ТФПГ и подобрать более подходящую организационно-правовую форму корпорирования.

4. С участием заинтересованных научных организаций и федеральных органов следует отработать несколько пилотных (экспериментальных) организационных проектов ТФПГ, моделирующих основные проблемы во внешнеэкономическом сотрудничестве России и стран СНГ.

5. С учетом накопленного опыта, российской стороне целесообразно выработать и принять Федеральный закон “О транснациональных финансово-промышленных группах и корпорациях”, в котором восполнить ряд пробелов и устранить неточности действующего законодательства.

6. Практика регистрации ТФПГ по российскому законодательству пока не является достаточно отработанной, не учитывает особенности данной организационно-правовой формы. Конкретные решения по данному вопросу предложены в разработанном Минэкономики РФ Порядке рассмотрения документов по созданию ФПГ.

В соответствии с Соглашением правительств Армении, Беларуси, Киргизии, России и Таджикистана от 18.10.1996г. в целях концентрации научно-технического и производственного потенциалов предприятий оборонных отраслей промышленности для выполнения работ по восстановлению, созданию и совершенствованию объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников СНГ создана Межгосударственная финансово-промышленная группа “Гранит” на базе ряда специализированных предприятий и организаций различных форм собственности.

ФПГ “Гранит” является субъектом производственно-хозяйственной деятельности с правами юридического лица и проходит государственную регистрацию в уполномоченных органах Российской Федерации без предоставления организационного проекта и заключения федерального антимонопольного органа.

Предприятия и организации - участники ФПГ “Гранит” сохраняют статус юридического лица, организационно-правовую форму, государственную и ведомственную принадлежность, не ограничиваются в производстве непрофильной для ФПГ “Гранит” продукции и осуществляют деятельность на основании законодательства своих государств.

Участники группы “Гранит” могут входить в состав национальных финансово-промышленных групп, деятельность которых не связана с работами по восстановлению, созданию и совершенствованию объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников СНГ.

Группа “Гранит” открыта для вхождения в ее состав других предприятий и организаций стран СНГ, непосредственно включенных в единый технологический процесс разработки и производства профильной для группы продукции в порядке, предусмотренном ее уставом.

С целью восстановления сотрудничества между авиастроителями, авиаремонтными заводами и авиакомпаниями государств - участников СНГ, повышения их конкурентоспособности на мировом рынке авиационных услуг и перевозок, а также обеспечения высокого уровня безопасности полетов планируется создать транснациональную финансово-промышленную группу по обеспечению эксплуатации и ремонта авиационной техники гражданской авиации - “Аэрофин”, в состав которой могут входить хозяйствующие субъекты различных форм собственности.

После учреждения и регистрации группа “Аэрофин” остается открытой для присоединения к ней других хозяйствующих субъектов государств как СНГ, так и других государств, разделяющих цели ее деятельности, в соответствии с их национальным законодательством.

Соглашение о создании ТФПГ “Аэрофин” подписано Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Молдовой, Россией, Таджикистаном, Узбекистаном и Украиной 18.10.1997г. В целях координации деятельности в области проектирования, производства, эксплуатации и утилизации летательных аппаратов невоенного назначения, а также использования технологий, научно-технических, консультационных, финансово-экономических и других услуг создан Союз “Международный авиационный консорциум “Гражданские самолеты”, объединивший 12 заводов, объединений, банков, НИИ и КБ.

Рассматривая процесс макроинтеграции стран СНГ в 1997г., следует отметить, что его политико-экономическая модель так и не заработала. Приток в содружество ссудного и производительного капитала из дальнего зарубежья многократно перекрыл взаимные инвестиции. На бумаге остались утвержденные главами государств и правительств интеграционные концепции. Так и не заработало в полную силу соглашение об избежании двойного налогообложения при взимании налога на добавленную стоимость. Страны СНГ игнорируют возможности стимулирования долгосрочных кооперационных поставок, что могло бы восстановить разрушенные технологические цепочки и оживить комплекс обрабатывающих отраслей. Фактически блокируется создание и развитие многопрофильных транснациональных финансово-промышленных групп.

Это свидетельствует о том, что интеграция “сверху” не пошла. Бездействуют многочисленные многосторонние институты сотрудничества, их реальный вес в принятии политико-экономических решений национальными органами близок к нулю. Оказалось, что лишенное интеграционных эмоций сотрудничество России с балтийскими странами эффективнее выяснения отношений внутри СНГ.

Национальные политические элиты Содружества в открытую сделали ставку на дальнее зарубежье. По крайней мере - в вопросах экономики. Бизнес с западными партнерами выглядит в их глазах более привлекательным.

При этом упрекать в этом Россия должна только себя. Многосторонняя интеграционная модель могла заработать лишь на основе поддерживаемого российскими ресурсами и единой политической волей руководства платежного и таможенного союзов. Пойди Россия на это - состоялась бы не только макроэкономическая интеграция, но и российская сфера геополитической ответственности.

Россия на это не пошла, поскольку издержки при реализации такой меры показались чрезмерными, а внешние угрозы - не столь значительными. Однако Россия с болезненными перебоями воплощает и гораздо более либеральную модель двухсторонних связей. Подспудно, но в СНГ идет весьма нежелательный процесс формирования субрегиональных политико-экономических группировок. Утратив роль верховного арбитра в улаживании в регионе постсоветских политико-экономических проблем, Россия автоматически поставит под вопрос собственную государственно-территориальную целостность, если не в законодательном порядке, то по существу.

Едва ли не единственным успокаивающим моментом в этом неконтролируемом нарастании центробежных симпатий национальных элит является здравый смысл обычных предпринимателей и промышленников - как новых финансистов, так и старых директоров предприятий. Лишь благодаря их изворотливости и пониманию общности коммерческих интересов понятие СНГ остается не пустым звуком. А это, в свою очередь, создает политическое поле для новой политико-экономической модели Содружества.

Основными элементами этой модели являются /8/:

сохранение в ограниченных масштабах трансфера российских ресурсов;

налаживание ориентированных на Россию двухсторонних политических и экономических связей;

тщательный информационный и статистический мониторинг постсоветского пространства;

сохранение единой системы сертификации и стандартизации.

Смысл этого заключается в том, что Россия отказываясь от открытого доминирования, бесплодного выколачивания долгов и неработоспособных многосторонних схем, получает возможность сохранить роль регионального верховного арбитра.

Серьезным препятствием в макроинтеграции стран СНГ, в частности, создании новых ТФПГ являются:

расхождения в национальных законодательствах;

отсутствие совместных проектов приватизации взаимосвязанных производств, перекрестного акционирования совместных предприятий;

различия в экономических условиях и темпах рыночных реформ;

отсутствие единого толкования основных юридических и экономических понятий, регулирующих процессы создания и функционирования ТФПГ;

невозможность участия нерезидентов в центральных компаниях ТФПГ;

отсутствие порядка ведения консолидированного учета, отчетности и бухгалтерского баланса;

отсутствие в ряде стран СНГ мощных кредитно-финансовых организаций;

наличие политической, социальной и экономической нестабильности.

Более или менее успешно реализуется взаимодействие между российскими и белорусскими предприятия электроники, которые заключили договор о создании на их базе российско-белорусской межгосударственной финансово-промышленной группы “Электронные технологии” (“Элетех”). Постановлением Правительства РФ от 17 августа 1998 г. было одобрено создание такой группы для разработки и производства высокотехнологичной и конкурентоспособной на мировом рынке продукции промышленной электроники.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.