Сделай Сам Свою Работу на 5

Валютно-финансовая система





Фондовый рынок.

Главной тенденцией современного развития фондовых рынков является глобализация, характеризующаяся следующими основными моментами.

Во-первых, это внедрение современных электронных технологий, средств коммуникации и информатизации, которые оказывают, с одной стороны, существенное воздействие на развитие национальных фондовых рынков, в первую очередь на их инфраструктуру и систему информационой поддержки операций на рынках, а с другой, расширяют возможности взаимодействия между ними.

Фондовые рынки все больше становятся полем деятельности не только национальных участников, но и зарубежных. Этому способствует либерализация национальных рынков, связанная с упразднением ограничений для отдельных участников на проведение тех или иных операций и т.д.

Во-вторых, рост объемов предлагаемых ценных бумаг - облигаций и акций - и расширение числа видов этих ценных бумаг. Так, если в структуре экспорта частного капитала из стран ОЭСР облигационные займы в середине 70-х годов составляли 10%, то в середине 90-х годов уже 40%, а акции - соответственно 5 и 35%.

В основе роста предложения ценных бумаг лежат дефициты государственных бюджетов и потребности частного сектора в финансировании своей деятельности. Фондовые рынки сегодня стали основным механизмом перераспределения финансовых ресурсов как в национальном, так и в глобальном масштабе, выступают основным источником средств для государств и частного сектора, вытесняя банки в качестве финансовых посредников и превращая их в участников фондового рынка.



Мощным стимулом развития предложения ценных бумаг и усиления процесса глобализации является приватизация, сопровождаемая выпуском в обращение акций, принадлежащих государству. За 1991-1996гг. во всем мире было приватизировано госсобственности на сумму 370 млрд. долл. Причем только в 1996г. объем приватизации составил 86 млрд. долл.

Рост объемов акций, вовлекаемых в рыночный оборот, способствует увеличению капитализации их рынка. Если в начале 90-х годов капитализация мирового рынка составляла порядка 10 трлн. долл., то в 1996г. - 20,4 трлн. долл. Основная доля этой капитализации (85%) приходится на рынки развитых государств.



По объему капитализации лидирует американский рынок, хотя его доля имеет тенденцию к сокращению в силу более быстрого развития рынка акций за пределами США. В середине 90-х годов объем капитализации американского рынка составлял 8,5 трлн. долл., или 42% мирового (для сравнения: в 1983г. эта доля равнялась 53%). Доля российского фондового рынка ничтожно мала - 0,03-0,05% /43/.

В-третьих, формирование крупных институциональных инвесторов (пенсионные и страховые фонды, инвестиционные компании и взаимные фонды), которые аккумулируют денежные ресурсы корпораций и населения и инвестируют их в ценные бумаги. Число институциональных инвесторов постоянно растет. Растут и объемы привлекаемых ими капиталов. Так, число глобальных и международных фондов в мире выросло со 123 в 1989г. до 670 на начало 1997г. В их портфелях растет доля иностранных ценных бумаг, хотя значительная часть сделанных ими вложений продолжает приходиться на ценные бумаги национальных эмитентов.

Суммарный объем аккумулированных институциональными инвесторами средств исчисляется величиной, приближающейся к 10 трлн. долл. Больше половины средств (порядка 60%) принадлежит институциональным инвесторам США, остальные - западноевропейским и японским.

Подавляющая часть зарубежного портфеля институциональных инвесторов приходится на ценные бумаги развитых государств. Этим объясняется относительно высокой долей зарубежного портфеля у институциональных инвесторов в Западной Европе.

Структура зарубежного портфеля по видам ценным бумаг у институциональных инвесторов также отличается. Интерес институциональных инвесторов США и Канады в области зарубежных вложений смещен в сторону акций. На них приходится до 80% их зарубежных вложений. Институциональные инвесторы Англии делят свои предпочтения поровну между зарубежными акциями и облигациями, а Японии - отдают предпочтение зарубежным облигациям (до 80% их зарубежных инвестиций). Среди облигаций растущим спросом пользуются еврооблигации.



Сдерживающими факторами на пути диверсификации портфеля являются различия в требованиях американского и других рынков в отношении бухгалтерского учета, не позволяющие адекватно оценивать финансовую надежность эмитентов, различия национальных норм регулирования операций на фондовом рынке и др. Наиболее серьезные препятствия для глобальной деятельности институциональных инвесторов существуют на развивающихся рынках, к которым относятся и рынки страны с переходной экономикой. Для этих рынков характерным остается неразвитость инфраструктуры, низкая ликвидность, несовершенство нормативной базы, слабость системы государственного регулирования, неразработанность системы финансовой отчетности в отношении эмитентов и связанная с этим информационная непрозрачность эмитентов, высокая степень рисков развивающихся рынков.

Все эти недостатки в полной мере проявились в период финансового кризиса 1997г. в Юго-Восточной Азии и обусловили значительное падение курсов акций развивающихся стран. Несмотря на то, что кризис на фондовых рынках стран Юго-Восточной Азии вызвал падение курсов акций на фондовом рынке США и других западных стран и свидетельствовал о возросшей степени взаимозависимости фондовых рынков, тем не менее, в основе падения курсов акций на развивающихся и развитых рынках лежали разные причины.

Как показывает анализ, на развитых рынках основной причиной падения курсов акций была “перегретость” фондового рынка, относительная завышенность курсов акций. Этому способствовал ряд обстоятельств.

Прежде всего это относительно благоприятная хозяйственная конъюнктура США: сочетание сравнительно низкой инфляции со стабильными темпами роста экономики и достаточно высокой занятостью. Ожидание роста прибыли корпоративного сектора американской экономики подогревало спекулятивный интерес к акциям американских компаний, обусловливала рост их курсов.

Замедление ростов дефицитов государственных бюджетов в США и Западной Европе, снижение доходности по государственным облигациям способствовало перетоку средств на рынок корпоративных ценных бумаг и поддержанию высокого спроса на акции. Подобная ситуация, которая, по-видимому, носит долговременный характер (в США, например, дефицит государственного бюджета в 1998г. составил 0,5% ВВП, а к 2002г. прогнозируется профицит государственного бюджета; в Западной Европе в соответствии с Маастрихтским соглашением дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% ВВП, а в 1997г. он в среднем для всех стран реально составил 2% ВВП), создает условия для поддержания высокой конъюнктуры рынка корпоративных ценных бумаг в долговременном плане.

Кризис на фондовых рынках стран Юго-Восточной Азии вызвал корректировку курсов акций на западных рынках. В отличие от фондовых рынков развитых государств, которые смогли оправиться от нестабильности к началу 1998г., рынки других государств и в 1998г. продолжали оставаться в депрессивном состоянии.

Что касается фондовых рынков государств Юго-Восточной Азии, то причины резкого падения курсов их акций были обусловлены серьезным валютно-финансовым кризисом, проблемами экспортного производства, финансовой нестабильностью и банкротствами финансовых институтов рынка, которые были вовлечены в активные спекулятивные операции. Несовершенство системы государственного регулирования и “непрозрачность” их фондовых рынков лишь усугубили ситуацию.

Валютно-финансовый кризис Юго-Восточной Азии потряс фондовые рынки практически всех развивающихся государств, заставив институциональных инвесторов развитых государств пересмотреть свои оценки надежности инвестиций в эти страны. Вывод средств иностранными инвесторами в целях минимизации рисков своих вложений обострил валютно-финансовые проблемы этих государств.

В целом, положение на фондовых и валютных рынках в 1997-1998гг. Определялось следующими моментами:

укреплением валютно-финансового положения развитых стран и формированием относительно стабильной динамики ведущих валют на рынке;

сокращением дефицита государственного бюджета многих стран, что способствовало поддержанию низких темпов внутренней инфляции и формированию стабильной конъюнктуры на рынке государственных обязательств;

достижением относительной макроэкономической стабильности развитых государств в условиях сравнительно высокой занятости и низкой инфляции, что определяло высокую конъюнктуру на рынке акций и облигаций промышленных компаний.

В отличие от развитых государств ситуация на валютных и фондовых рынках развивающихся стран остается напряженной. Несмотря на то, что эти страны стремятся проводить политику курсовой стабильности, это дается им нелегко, поскольку требует постоянных, а порой и значительных валютных интервенций со стороны центральных банков. Напряженное валютно-финансовое положение развивающихся государств обусловлено наличием значительных дефицитов платежных балансов по текущим операциям, высоким уровнем внешней задолженности и зависимостью их валютного и финансового положения от притока иностранного капитала.

Валютный рынок.

Валютный рынок - центральное звено международной финансовой системы. По объему операций он превосходит фондовый рынок (рынок облигаций и акций). Ежедневно объем сделок на валютном рынке исчисляется в среднем в 1,2-1,4 трлн. долл. Для сравнения: ежедневные объемы операций на рынке облигаций (государственных и частных) составляют порядка 500-700 млрд. долл. и 100-150 млрд. долл. - на рынке акций.

Благодаря применению электронных технологий сформировались два направления развития валютной торговли. Первое - это электронные дилинговые системы (примером которых является система “Рейтер-2000”). Второе - это электронные брокерские системы.

По оценке экспертов МВФ, наиболее активно электронные брокерские системы в международных финансовых центрах используются в торговле “парами валют” (доллар-марка, доллар-йена, доллар-фунт стерлингов и т.д.). Международными центрами валютных операций остаются Лондон (30% объема операций), Нью-Йорк (16%) и Токио (10%).

В структуре операций на мировом финансовом рынке форвардные операции и операции своп (продажа или покупка валюты с обязательствами ее купить или продать спустя какое-то время) преобладают над операциями спот. Активное использование чистых форвардных операций и сочетание с операциями спот объясняется возросшей ролью валютного рынка в обслуживании операций с иностранными ценными бумагами.

Наиболее активно используемой валютой в операциях на валютном рынке остается доллар США. На операции, связанные с покупкой или продажей долларов, приходится до 50% объема операций на валютном рынке. На немецкую марку и японскую йену - соответственно 15 и 10%.

О достижении относительного курсового равновесия основных валют свидетельствует не только умеренные колебания курсов валют США, Германии и Японии, но также и практическое отсутствие валютных интервенций со стороны их центральных банков на валютных рынках на протяжении последних лет. Исключение составляет лишь интервенция с целью сглаживания краткосрочных курсовых колебаний и интервенций Банка Японии в ноябре-декабре 1997г. с целью поддержания курса йены в период финансового кризиса в Юго-Восточной Азии.

Относительное фундаментальное равновесие курсов основных валют не только проявилось на валютном рынке, но и подтверждалось основными макроэкономическими показателями - сохранением инфляции в этих странах в среднем на уровне 2,5-3%, незначительными относительными диспропорциями сальдо их платежных балансов (табл. 1.7) /43/.

 

Таблица 1.7

Сальдо платежного баланса по текущим операциям (в % ВВП)

№ п/п Страна 1994г. 1995г. 1996г. 1997г.
1. США -2,1 -2,0 -2,2 -2,0
2. Япония 2,8 2,2 1,4 1,5
3. Германия -1,0 -0,9 -0,7 -0,4
4. Франция 0,5 1,1 1,3 1,2
5. Италия 1,5 2,5 3,5 3,0
6. Англия -0,4 -0,5 0,0 -0,1

 

 

Поддержание относительного курсового равновесия доллара-марки-йены остается приоритетным направлением валютной политики США, Германии и Японии.

В 1997г. основные усилия органов финансового и денежно-кредитного регулирования западноевропейских стран были направлены на реализацию условий перехода к единой европейской валюте. Основными требованиями при этом были: снижение дефицитов государственных бюджетов до уровня, не превышающего 3% ВВП, и достижение уровней общего долга правительств (федеральных и местных органов власти) не свыше 60% ВВП. В декабре 1996г. в Дублине западноевропейские страны подписали многосторонние соглашения по контролю за соблюдением требований Маастрихтского соглашения на стадии введения единой валюты, которая получила название Пакта Стабильности и роста.

Соглашение предусматривало санкции к странам, не выполняющим нормативов в области бюджетного дефицита.

По данным ОЭСР, западноевропейские страны успешно справились с задачей финансовой консолидации в 1997г. Дефициты государственных бюджетов стран-участников Европейского Союза (с поправкой на сезонные колебания) снизились со среднего уровня в 5% ВВП в 1991г., когда обсуждался Маастрихтский договор, до 2% в 1997г. Особенно впечатляющими были успехи Бельгии (сокращение с 6,0% до 1,4% ВВП), Греции (с 11,8 до 4,2%), Италии (с 10,6 до 2,3%), Испании (с 7 до 1,6%).

Что касается отношений общей задолженности правительств к ВВП, то прогресс был менее впечатляющим. Не смогли выполнить 60% норматива правительства Австрии, Дании, Германии, Греции, Италии, Испании и Швеции. Тем не менее правительства стран Европейского Союза не отказались от решения ввести единую европейскую валюту с 1.01.1999г., что и было реализовано.

Хотя долговременный положительный эффект перехода к единой европейской валюте мало кем оспаривается, тем не менее в среднесрочном плане многие специалисты не исключают возникновения проблем в связи с интеграцией финансовых рынков, оживлением спекулятивных тенденций на валютных рынках с целью подорвать введение фиксированных приоритетов. Многих специалистов тревожат также макроэкономические последствия введения фиксированных паритетов.

 

Кредитно-банковская система

Современная мировая экономика характеризуется наличием хорошо развитой банковской системы и учреждений специализированного кредита, которые пронизывают все ее сферы.

Основу банковской системы составляют коммерческие банки, на которые приходится большая часть всех мировых валютных операций. Банки не только облегчают движение потоков существующих корпоративных ресурсов, но и обеспечивают кредитное финансирование на местных и международных рынках.

Крупнейшие банки мира переросли национальные границы и превратились в транснациональные банки (ТНБ), которые наряду с транснациональными корпорациями вносят основной вклад в мировой интеграционный процесс.

В середине 90-х годов появилась ярко выраженная тенденция к укрупнению банковских учреждений и концентрации банковского капитала как на национальном, так и на глобальном уровне. Серия слияний и поглощений крупных банков свидетельствует об их стремлении к повышению доходности банковских операций. Концентрация капитала позволяет банкам диверсифицировать источники доходов благодаря улучшению набора услуг и расширению географии операций.

Кроме того, в последние годы заметно усилилась конкуренция в валютно-финансовой сфере со стороны небанковских финансовых учреждений. Часть традиционного банковского рынка захватили компании, предлагающие клиентам операции по иммитированию кредитных карточек и услуги на рынке кредитования сделок с недвижимостью.

Существенные изменения в мировой банковской элите связаны в основном с появлением на мировой арене мощных японскихбанков. В 70-х годах в список крупнейших банков мира входили в основном европейские и американские банки.

При использовании прежней методики ранжирования международных банков по объему их активов в списке десяти ведущих банков мира в 1980г. был только один японский банк, который занимал 10-е место. В 1993г. по размеру активов в список десяти крупнейших банков мира входило уже 9 японских банков и лишь 1 европейский, после 1996г. все 10 крупнейших банков мира были японские: “Банк оф Токио Митсубиси Бэнк”, “Санва Бэнк”, “Дай-Ити Канге”, “Фудзи”, “Сумимото Бэнк”, “Сакура Бэнк”, “Норинчукин”, “Индастриал Бэнк”, “Митсубиси траст энд банкинг корп”, “Лонг-терм кредит Бэнк оф Джапэн”.

В списке 50 крупнейших банков мирав середине 90-х годов было 20 японских, 7 германских, 5 американских, 5 французских, 4 швейцарских, 3 английских, 3 китайских, 2 голландских, 1 итальянский банк. Распределение 500 крупнейших банков мира по странам мира в середине 90-х годов приведено в табл. 1.8.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что в списке тысячи крупнейших банков мира лидируютамериканскиебанки (250). Кроме того, хотя японские банки являются крупнейшими в мире, европейские и американские банки остаются наиболее прибыльными и по такому показателю, как реальный индекс прибыльности, занимают первые десять мест в мире. Тенденция к концентрации банковского капитала наиболее ярко проявляется в США.В последние годы здесь было объявлено о слиянии и поглощении среди банков, входящих в число наиболее влиятельных банковских учреждений страны.

 

Таблица 1.8

Распределение 500 крупнейших банков мира по странам мира

 

№ п/п Страны Количество крупнейших банков в стране
1. Япония
2. США
3. Германия
4. Италия
5. Испания
6. Франция
7. Великобритания
8. Бельгия/Люксембург
9. Швейцария, Южная Корея
10. Тайвань
11. Канада
12. Австрия, Португалия, Швеция
13. Австралия, Дания
14. Греция, Индия, Индонезия, Мексика, Нидерланды, Финляндия
15. Бразилия, Норвегия, ЮАР, Сингапур, Таиланд
16. Чехия
17. Сянган (Гонконг), Ирландия, Малайзия, Турция
18. Аргентина, Венгрия, Польша

 

В 1996г. завершился процесс слияния двух ведущих банков США – “Сhеmiсаl Согр.” и “Chase Manhattan Bank”. В результате образовался крупнейший американский коммерческий банк с активами около 305 млрд. долл., опередивший по этому показателю “Сiticorp” (257 млрд. долл.). Новый банк – “Chase Manhattan Corporation” приобретает не только название, но и символику Сhase.

В том же году банк “First Union Согр” (Северная Каролина), занимавший 9-е место в США по стоимости активов, поглотил банк “First Fidelity”, занимавший 25-е место. В результате образован банк, сохранивший название “First Union”, который занял 6-е место в списке крупнейших американских банков. Процесс слияния банков продолжается.

Развитие тенденции к укрупнению американских банков может привести к тому, что к 2000г. рынок банковских услуг в США будут контролировать несколько гигантских банков.

Особое место в мировой банковской элите занимают швейцарскиебанковские дома, сформировавшиеся два столетия назад и до сих пор остающиеся мировыми чем- пионами по обслуживанию частных капиталов.

В середине 90-х годов на Швейцарию приходилось 80% трансевропейских операций с частными капиталами и около 80% соответствующего мирового рынка. Кроме частных депозитов, которые оцениваются примерно в 1500 млрд. швейцарских франков, в стране размещены средства различных организаций на сумму свыше 750 млрд швейцарских франков.

В последние годы банковское дело бурно развивается в Южной Корееи других новых индустриальных странах – Сингапуре, Сянгане (Гонконге), Тайване, которые превращаются в финансовые центры мирового значения.

В середине 90-х годов рейтинг стран по степени интегрированности и влияния банковского сектора на развитие экономики имел следующий вид:

1. Сянган (Гонконг) 8,34

2. Сингапур 8,00

3. ЮАР 7,63

4. Швейцария 7,49

5. США 7,46

6. Малайзия 7,05

7. Чили 7,02

8. Таиланд 7,00

9. Индонезия 6,95

10.Германия 6,86

11.Нидерланды 6,85

12.Австрия 6,78

13.Бельгия/Люксембург 6,72

14.Канада 6,28

15.Новая Зеландия 6,19

16.Тайвань 6,17

17.Япония 6,06

18.Австралия 5,81

19.Дания 5,81

20.Ирландия 5,80

21.Великобритания 5,80

22.Швеция 5,66

23.Колумбия 5,66

24.Филиппины 5,59

25.Турция 5,54 26.

26.Франция 5,39

………

42. Россия 2,08

 

Примечание: Более высокий балл означает более высокую степень интегрированности и влияния банковского сектора на развитие экономики.

 

Интеграция банков на национальном уровне создала необходимые условия для интеграционных процессов на мировой уровне. В настоящее время процессы глобализации далеко зашли и на финансовых (фондовых и валютных) рынках, которые по своей природе, мобильности и современным средствам связи создают благоприятную почву для этих процессов. Вместе с тем растущая глобализация производства и торговли представляет естественную основу для подобных тенденций в финансовой сфере.

Глобализация финансовых рынков осуществляется в нескольких формах, прежде всего в виде:

международного движения ссудного капитала, международных кредитов (межправительственных, межбанковских и др.);

зарубежных портфельных инвестиций, значительно превосходящих по своим масштабам прямые иностранные инвестиции и обычные международные кредиты.

Под портфельными инвестициями понимаются вложения в ценные бумаги (долговые обязательства - облигации, бонды, ноты, векселя, а также акции и производные финансовые инструменты). Они не связанны с контролем над той или иной коммерческой структурой и преследуют лишь цель получения дохода в виде дивидендов и процентов, главным образом, за счет изменения рыночной, курсовой стоимости этих бумаг.

Бурный рост в последние годы портфельных инвестиций отражает процесс секьюритизации кредитных отношений, которые все чаще осуществляются не в форме кредитного договора, а посредством свободной купли-продажи ценных бумаг. Причина этого заключается в широких возможностях вторичного рынка этих бумаг, на котором они могут многократно переходить от одних инвесторов к другим в зависимости от их интересов и потребностей.

Огромный рост международных финансовых рынков привел к тому, что сейчас, как это нередко отмечается в мировой печати, они обладают большей властью, чем правительства, а ежедневное “голосование” на валютных и фондовых рынках стало важнее, чем избирательные кампании, законодательные органы и государственные бюджеты. Вместе с тем, хотя эти рынки являются по существу социальным институтом, они приобрели громадную власть над общественным сознанием и поведением.

Растущая власть глобализованных финансовых рынков, опирающаяся во многом на мощь тесно связанных с ними ТНК, давно порождает в демократических кругах различные проекты по ее ограничению. Один из таких проектов изложен в появившейся в 1997 г. книге под кратким, но вполне выразительным названием “Уолл-стрит”: “В долгосрочной перспективе следует стремиться к тому, чтобы сократить финансовую и руководящую роль рынка корпоративных бумаг, имея в виду его возможное устранение. Постепенно нужно усиливать контроль над корпорациями со стороны персонала, потребителей, поставщиков и общества в целом”.

Эти заинтересованные группы могли бы организовать и финансировать (используя свои сбережения) специальные общественные банки, которые, в свою очередь, находились бы под контролем Центрального банка, функционировали на основе макроэкономического плана и предоставляли кредиты корпорациям. Таким образом, отпала бы потребность во внешних акционерах, средства которых потеряют свое значение, а вместе с тем и в фондовой бирже, на которой реализуются и обращаются их акции.

Назвав этот проект “чем-то вроде рыночного социализма”, автор затем признает, что осуществлять его с политической и технической точек зрения было бы “чертовски трудно”.

Разделяя эту оценку, можно добавить, что этот проект весьма уязвим еще и с экономической стороны. Многолетний опыт организации экономической жизни в Советском Союзе и особенно в Югославии, во многом основанный на тех же принципах, убедительно подтверждает это. Во-первых, как показала практика, никакой “макроэкономический план, составленный с участием всего общества”, не в состоянии учесть и отобразить всю широчайшую и непрерывно изменяющуюся гамму общественных потребностей. Поэтому (и по другим причинам) неизбежным спутником такого плана становится дефицит товаров и услуг, возникающий то в одной, то в другой сфере, а то и почти везде (как это было в СССР).

Во-вторых, постоянные и трудно предсказуемые (особенно в условиях стремительного научно-технического прогресса и роста глобализации) изменения в структурах потребительского и инвестиционного спросов требуют соответствующих и быстрых изменений в распределении экономических ресурсов (прежде всего денежного капитала, а также труда, материальных средств и т.д.). Даже при существующей рыночной системе эти требования наталкиваются на сопротивление того, что называется емким английским выражением “vested interests” (“укоренившиеся интересы”), - это когда, например, персонал и поставщики всячески сопротивляются сокращению или ликвидации ставших ненужными или явно убыточных, неконкурентоспособных предприятий.

Предлагаемая система создает предпосылки для значительного усиления этой тенденции, лишает экономику страны динамизма, программирует отставание в мировой конкуренции.

Идея общественного контроля над финансовыми рынками, биржей, банками, да и самими корпорациями, словом, над всеми институтами рыночной экономики, конечно, заслуживает одобрения и поддержки. Кстати говоря, такой контроль (в виде всех ветвей государственной власти) в тех или иных формах и с различной эффективностью осуществляется в цивилизованных странах (на макроуровне), также как с большим или меньшим успехом действуют разные формы социального партнерства (на микроэкономическом уровне).

Однако ни то, ни другое не должно подрывать или ослаблять основы рыночной экономики, на которых зиждятся ее преимущества. Найти эту грань дело нелегкое, но необходимое. Это, по существу, центральный вопрос всей экономической политики (и внутренней и внешней), вокруг которого сталкиваются программы разных партий, идеологий, общественных движений.

До последнего времени мировая финансовая система практически игнорировала потенциальную нестабильность финансовых рынков, а международные организации не были приспособлены к контролю и регулированию потоков капитала. Разрыв между опасностями, которые таили в себе финансовые рынки, и возможностями их предотвращения и локализации катастрофически быстро увеличивался.

Первый звонок прозвучал в 1995г., когда разразился мексиканский кризис. Наиболее прозорливые финансисты назвали его первым кризисом новой эпохи глобальных финансов. МВФ под давлением США был вынужден выступить в роли пожарного, предоставив Мексике беспрецедентный по тем временам кредит – 40 млрд. долларов. Тот кризис удалось погасить без больших потрясений, но именно поэтому никаких выводов сделано не было. Международная финансовая система сохранилась без изменений.

Пока кризис касался только развивающихся стран, западные правительства ограничивались ранее опробованными способами оказания пострадавшим финансовой помощи. Кредиты предоставлялись странам, как правило, уже пережившим обвал валютного и фондового рынков. При этом обязательным условием для получателя помощи было повышение процентной ставки для удержания капитала в стране и сохранение ее на высоком уровне до тех пор, пока доверие инвесторов не восстановится и зарубежные инвестиции не начнут возвращаться в страну.

Требования МВФ по ужесточению бюджетной и денежной политики только усугубляли тяжесть кризиса, приводя к дефляции и рецессии. Кроме того, стандартные процедуры МВФ никак не препятствовали распространению “азиатского” кризиса по странам и континентам.

Но когда обвал российского рубля ударил по Латинской Америке и рикошетом по США, вызвав резкое ослабление доллара и падение на фондовых биржах, правительства развитых стран начали осознавать необходимость институциональных реформ мировой системы движения капитала. Запад стал готовиться к серьезному изменению правил игры на международных рынках.

В последнее время МВФ и Всемирный банк обсуждают новый механизм помощи странам, стоящим на пороге финансового кризиса, который позволит им убедить международных инвесторов в том, что они в состоянии отвечать по своим долговым обязательствам до того, как инвесторы потеряют доверие к ним.По замыслу авторов новой схемы, кредиты фонда не будут столь дешевыми, как раньше.

В настоящее время правила работы на внутренних финансовых рынках развитых стран и порядки на международных рынках сильно различаются. За спекулятивную атаку против акций какой-нибудь американской корпорации в США можно угодить в тюрьму по обвинению в манипулировании рынком. Однако аналогичные действия американского хеджевого фонда в Юго-Восточной Азии не рассматриваются как преступление.

Для пресечения спекуляций на международных рынках необходима мощная интернациональная организация, уполномоченная вести специальные расследования по всему миру. В том числе и на территории развитых стран, что пока весьма маловероятно.

Конечно, было бы большим преувеличением обвинять во всем спекулянтов. Их жертвы в большинстве случаев сами дают повод для нападения. Спекулянты появляются там, где власти допускают ошибки в управлении экономикой. Неважно, вызваны они искренним заблуждением или корыстным злоупотреблением. И практика государственного принуждения банков для льготного кредитования чеболей в Южной Корее, и использование государственных финансов в семейных целях в Индонезии привели к схожим последствиям.

Однако надо отдать должное и международным финансовым организациям, которые совсем недавно требовали от своих подопечных либерализации условий движения капитала. Как оказалось, толку от этого было мало. Исследование экономиста Гарвардского университета Дани Родрик показало, что для развивающихся стран не существует положительной корреляции между либерализацией операций, связанных с движением иностранного капитала, и экономическим ростом, ростом инвестиций и снижением инфляции.

Реформы под диктовку МВФ в первую очередь приводили к притоку “горячих” денег, что дестабилизировало и без того не отличающиеся силой развивающиеся экономики. При этом нужно учитывать, что если на внутренних рынках развитых стран нестабильность в той или иной мере сглаживалась органами управления, то механизмов регулирования международных рынков капитала просто нет.

Многие экономисты считают, что пришло время рассмотреть налоговые и иного рода ограничения на международные потоки капитала.

Контроль за движением капитала не новая идея. Он был нормой по всему миру вплоть до конца 70-х годов. Во Франции и Италии он существовал до конца 80-х. Китай и Индия используют этот контроль до сих пор. Малайзия ввела ряд мер по реанимации контроля за движением капитала.

Контроль развязывает правительству руки в проведении экономической политики, соответствующей текущим внутренним интересам страны, без оглядки на реакцию иностранных инвесторов. Так, жесткие капитальные ограничения и ограниченная конвертируемость китайского юаня позволяют властям весь последний год проводить политику снижения процентных ставок для стимулирования экономического роста без негативных эффектов в виде оттока спекулятивного капитала из страны. Китайский юань – одна из немногих в развивающемся мире валют, избежавших панической девальвации в период азиатского кризиса. Кроме того, любую реструктуризацию финансового сектора удобнее проводить в стабильной обстановке, когда потоки капитала внутрь и извне страны находятся под контролем.

Впрочем, контроль за движением капитала является хотя и относительно простым и реализуемым, но все жевременным средством, не решающим принципиальные проблемы мировой финансовой системы.

Эксперты считают, что есть еще одна мера, идея которой заключается в том, чтобы подключить самих частных инвесторов к процессу спасения своих денег в охваченных “азиатской” лихорадкой странах. Аналогом может служить процедура банкротства, когда кредиторы предоставляют кредиты для реабилитации должника с тем, чтобы он оставался на плаву.

Такой подход очень важен еще и потому, что заставит инвесторов более тщательно оценивать риски своих вложений, тогда как стандартная практика МВФ означала оплату государственными или фондовскими деньгами сколь угодно рискованную политику финансовых спекулянтов на развивающихся рынках. Предлагаемая мера означает уменьшение долгового бремени переживающих финансовый кризис стран, так как часть издержек ложится на плечи самих инвесторов, и они становятся кровно заинтересованными в скорейшем выздоровлении стран-должников.

Многие специалисты рассматривают последний рецепт как чисто академическое упражнение. Дело в том, что в международном масштабе не существует никакой правовой системы, принуждающей частных инвесторов действовать так, как это предписывает американское законодательство о банкротстве, и не понятно, каким образом его можно создать в обозримой перспективе. С другой стороны, глобальный финансовый кризис принял такие масштабы, что без какой бы то ни было формализации процедуры реструктуризации долгов не обойтись. Если оставить за самими странами право на долговой мораторий, наступит полный хаос. Право определять степень страновых проблем, достаточных для запуска процедуры реструктуризации, должно оставаться за наднациональными институтами типа МВФ.

 

Международные инвестиции

 

В последние десятилетия наряду с доминирующей в системе мирохозяйственных связей торговлей товарами и услугами все большее значение приобретает движение капитала в различных формах, наиболее распространенной формой которого являются международные инвестиции. По своим характеру и формам иностранные инвестиции могут быть различными.

Так по источникам происхождения их подразделяют на государственные и частные.

Государственные инвестиции в международной практике называют часто официальными. Они представляют собой средства из госбюджета, которые направляются за рубеж или принимаются оттуда по решению либо непосредственно правительств, либо межправительственных организаций.

По формам - это государственные займы, ссуды, гранты (дары), помощь, международное перемещение которых определяется межправительственными соглашениями. Сюда же относятся кредиты и иные средства международных организаций (например, кредиты МВФ). В любом случае, это деньги налогоплательщиков, хотя и идущие до получателя разными путями.

Частные инвестиции - это средства из негосударственных источников, помещаемые за рубеж или принимаемые из-за рубежа частными лицами (юридическими или физическими). Сюда относятся торговые кредиты, межбанковское кредитование. Они не связаны напрямую с госбюджетом, но правительст

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.