Сделай Сам Свою Работу на 5

Факторы конкурентоспособности и конкурентные преимущества региона





 

Конкурентные преимущества могут реализовываться через выстраивание кооперационных связей, сотрудничество между регионами. Для изучения диалектики межрегионального сотрудничества и конкуренции рекомендовалась работа – Жихаревич Б.С. Стратегическое планирование как фактор стимулирования региональной сотруенции // Регион: экономика и социология. – 2011. - №1. - http://www.sibran.ru/upload/iblock/3dd/3ddef42f0d2624115b647c5913732cca.pdf

Мы знакомились также с опытом четвертьвекового сотрудничества европейских регионов-лидеров в производственной и инновационной сфере «Четыре мотора Европы» (Баден-Вюртемберг (Германия), Каталония (Испания), Ломбардия (Италия), Рона-Альпы (Франция), ассоциация создана в сентябре 1988 года). Другим характерным примером межрегионального сотрудничества является треугольник ЕЛАт (Эйндовен-Левен-Ахен, это территория регионов Голландии, Бельгии и Германии), характеризующийся активностью в сфере высоких технологий за счет установившихся прочнейших связей между наукой, бизнесом и образованием. Регионы постсоветских стран также участвуют в установлении взаимовыгодных межрегиональных связей. Известны так называемые «еврорегионы». Более подробную информацию можно получить: Информационный портал межрегионального приграничного сотрудничества - http://www.euroregion.ru/



Для самостоятельной работы предлагалось провести критический анализ конкурентных преимуществ Саратовской области, представленных на правительственном портале - http://saratov.gov.ru/government/structure/mininv/konkur.php.

При изучении вопроса повышения конкурентоспособности стоит рассмотреть вопросы развития конкуренции в регионе. В России разработана дорожная карта «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики»[6] - http://asi.ru/initiatives/npi/competition/. Согласно ее положениям, в 2015 года к реализации положений Стандарта должны приступить все субъекты Российской Федерации.

5 сентября 2015 г. распоряжением Правительства Российской Федерации № 1738-р был утвержден Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. Ранее, в апреле 2014 года, 6 российских регионов – Республика Татарстан, Хабаровский край, Волгоградская, Нижегородская и Ульяновская области, а также Санкт-Петербург – уже приступили к реализации Стандарта в пилотном режиме.



4 ноября 2014 г. был подписан Указ Президента Российской Федерации № 705 «О внесении изменения в перечень направлений для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 1276», в соответствии с положениями которого результаты деятельности исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции на основе Стандарта развития конкуренции являются одним из показателей для оценки эффективности деятельности их руководителей.

10 февраля 2015 г. было принято Распоряжение Правительства Российской Федерации № 190-р, которое устанавливает показатели для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции на основе Стандарта развития конкуренции.

Основными целями разработки «Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации» является:

§ Создание на региональном уровне минимальных условий для развития конкуренции

§ Учет региональных особенностей при развитии конкуренции на большей части рынков и в отраслях

§ Создание системы распространения лучших практик развития конкуренции



Основные элементы Стандарта:

§ Нормализация регуляторной среды и снижение административных барьеров выхода на региональные и межрегиональные рынки

§ Формирование «Стратегии развития конкуренции региона»

§ Установление перечня необходимых компетенций и сферы ответственности региональных органов власти в части развития конкуренции (в соответствии с федеральной дорожной картой «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики»), выбранными регионами приоритетами

§ Описание практик повышения эффективности внедрения региональных мер поддержки малого и среднего бизнеса и эффективности использования аналогичных федеральных мер в приоритетных отраслях (с учетом особенностей каждого региона). Особое внимание нужно обратить на поддержку стартапов и вовлечение широких слоев населения в предпринимательство

§ Практики содействия выходу частных игроков на традиционно монопольные рынки в инфраструктурных отраслях

§ Снижение доли государственного сектора в экономике региона до эффективного уровня, демонополизация и разгосударствление

§ Повышение открытости деятельности органов исполнительной власти и максимально полное размещение информации о доступах на рынки и к ресурсам

Стандартом предусмотрены целевые показатели развития конкуренции в регионах: отраслевые (на социально значимых рынках) и системные.

Стандарт внедряется и в Саратовской области». Ход отражается на страничке «Содействие развитию конкуренции в Саратовской области» - http://saratov.gov.ru/gov/auth/mineconom/SRK/ (или http://ex.saratov.gov.ru/government/structure/mineconom/sodeystvie-razvitiyu-konkurentsii/). На конец 2014 года выполнено 4 требования этого документа из семи. Перечень приоритетных и социально значимых рынков, на которых необходимо развитие конкуренции включает рынки: услуг дошкольного образования, медицинских услуг, услуг жилищно-коммунального хозяйства, услуг перевозок пассажиров наземным транспортом, услуг связи и розничной торговли (обязательны для включения для выполнения Стандарта).

Необходимо утвердить перечень. Обязательны для включения рынки услуг дошкольного образования, медицинских услуг, услуг жилищно-коммунального хозяйства, услуг перевозок пассажиров наземным транспортом, услуг связи и розничной торговли. Этот перечень не исчерпывающий, но именно на этих рынках и предлагается «обкатать» методики содействия конкуренции. К ним добавлен один приоритетный рынок – услуги по сбору, сортировке и переработке твердых бытовых отходов, поскольку конкуренция на нем находится в зачаточном состоянии.

В декабре 2015 года одобрен перечень мероприятий по содействию развитию конкуренции и по развитию конкурентной среды области. Комплекс предложенных мероприятий предусматривает развитие конкуренции на отраслевых рынках:

услуг дошкольного и дополнительного образования детей;

услуг социального обслуживания населения;

услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детского отдыха и оздоровления;

медицинских услуг;

услуг в сфере культуры;

услуг жилищно-коммунального хозяйства;

услуг розничной торговли;

услуг перевозок пассажиров наземным транспортом и грузовых перевозок;

услуг связи.

 

Методика Индекса конкурентоспособности регионов AV RCI

Разъяснения по вопросам внедрения Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации / Аналитический центр при Правительстве РФ. 28.08.14. - http://ac.gov.ru/files/attachment/3466.pdf

Внедрение Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации: опыт регионов и лучше практики / Аналитический центр при Правительстве РФ. 03.09.14. - http://ac.gov.ru/files/attachment/3493.pdf

Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации: мероприятия по развитию конкуренции на региональных рынках / Аналитический центр при Правительстве РФ. 22.01.15. - http://ac.gov.ru/files/attachment/4506.pdf

 

 


[1] Р.А. Фатхутдинов: Стратегическая конкурентоспособность: учебник для вузов по спец. «Маркетинг»/Р.А. Фатхутдинов.- М.: Экономика, 2005. - 505 с. С.192.

[2] Р.А. Фатхутдинов: Стратегическая конкурентоспособность: учебник для вузов по спец. «Маркетинг»/Р.А. Фатхутдинов.- М.: Экономика, 2005. - 505 с. С.184.

[3] см. Porter M.E., Competitive Advantage of Nations, New York: Free Press, 1990

[4] The Global Competitiveness Report 2014–2015: Full Data Edition is published by the World Economic Forum within the framework of The Global Benchmarking Network.

[5] Иванов В.В. Инновационная парадигма CCI. – М.: Наука, 2011.

[6] Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. №2579-р.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.