Тема 9.самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
Диагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Виды диагностики, их цели и задачи. Диспансеризация. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями и спортом, его содержание и периодичность. Педагогический контроль, его содержание. Виды педагогического контроля. Самоконтроль, его цель и задачи. Основные методы самоконтроля. Объективные и субъективные показатели самоконтроля. Критерии оценки самоконтроля. Дневник самоконтроля. Методы стандартов, антропометрических индексов, номограмм ,функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля.
Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов
I-ая часть. Общие положения. Краткая историческая справка. Личная необходимость психофизической подготовки человека к труду. Положения, определяющие социально-экономическую необходимость психофизической подготовки человека к труду. Определение понятия ППФП, ее цели и задачи. Место ППФП в системе физического воспитания. Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП студентов. Дополнительные факторы, влияющие на содержание ППФП .Методика подбора средств ППФП .Организация, формы и средства ППФП в вузе. ППФП студентов на учебных занятиях и во внеучебное время Система контроля профессионально-прикладной физической подготовленности студентов.
2-ая часть. Виды и формы профессионального труда бакалавра и специалиста. Основные и дополнительные факторы, определяющие ППФП будущих специалистов - выпускников факультета. Условия их труда. Характер труда. Психофизические нагрузки. Бюджет рабочего и свободного времени специалиста данного профиля. Особенности утомления и динамики работоспособности в течение рабочего дня, недели, сезона. Влияние георафо-климатических, региональных условий на жизнедеятельность работников.
Содержание ППФП специалистов, относящихся к различным группам ИТР: прикладные знания, психофизические качества и свойства личности, специальные качества и свойства личности, специальные качества, жизненно необходимые и прикладные умения и навыки. Прикладные виды спорта.
Зачетные требования и нормативы по ППФП по годам (семестрам) обучения для студентов данного факультета. ППФП в итоговой аттестации по учебной дисциплине "Физическая культура".
Тема 11. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста
Понятие "производственная физическая культура (ПФК)", ее цели и задачи. Методические основы производственной физической культуры. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК в рабочее и свободное время. Производственная гимнастика - вводная гимнастика; физкультурная пауза; физкультурная минутка; микро пауза активного отдыха. Методика составления комплексов в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня. Физическая культура и спорт в свободное время специалиста: утренняя гигиеническая гимнастика, утренние специально направленные занятия физическими упражнениями; попутная тренировка; физкультурно-спортивные занятия с целью активного отдыха и повышения функциональных возможностей.
Использование дополнительных средств повышения общей и профессиональной работоспособности в процессе занятий физическими упражнениями. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических факторов на содержание производственной физической культуры специалистов. Роль специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе.
Приложение 2 .
Дополнительная примерная тематика методико-практических занятий для самостоятельного освоения
1. Методика обучения передвижению по пересеченной местности (пешее, передвижение на лыжах, на велосипеде и др.).
2. Проведение студентами тематической беседы по физической культуре и спорту по заданной тематике.
3. Проведение студентами тематической беседы о значении физической тренированности для адаптации организма человека к разнообразным условиям внешней среды.
4. Питание и контроль за массой тела при различной двигательной активности.
5. Основные положения методики закаливания.
6. Составление индивидуальной программы самовоспитания с использованием средств физической культуры и спорта.
7. Физическое состояние и сексуальность.
8. Использование методов самоконтроля , стандартов, индексов, номограмм, функциональных проб.
9. Самооценка и анализ выполнения обязательных тестов общефизической подготовки за период обучения.
10. Ведение личного дневника самоконтроля.
11. Обоснование индивидуального выбора вида спорта или оздоровительной системы физических упражнений и формы для регулярных занятий.
12. Методика определения профессионально значимых физических, психических и специальных качеств на основе профессиограммы будущего специалиста.
13. Методика самоконтроля за уровнем развития профессионально значимых качеств и свойств личности для будущего специалиста.
Приложение 3.
Примерные контрольные тесты для оценки физической подготовленности студентов основного и спортивного учебных отделений
Женщины
Тесты
| Оценка в очках
|
|
|
|
|
| Бег 3000 м (мин,сек)
| 19.00
| 20.15
| 21.00
| 22.00
| 22.30
| Бег на лыжах 3 км (мин,сек)
| 18.00
| 18.30
| 19.30
| 20.00
| 21.00
| Бег на лыжах 5 км (мин,сек)
| 31.00
| 32.30
| 34.15
| 36.40
| 38.б/вр
| Плавание 50 м (мин,сек)
| 54.0
| 1.03
| 1.14
| 1.24
| б/вр
| Плавание 100 м (мин,сек)
| 2.15
| 2.40
| 3.05
| 3.35
| 4.10
| Прыжки в длину
|
|
|
|
|
| Прыжки в высоту с разбега (см)
|
|
|
|
|
| Профессионально-прикладная подготовка
| Упражнения и тесты разрабатываются преподавателями факультетов кафедры с учетом направлений и специальностей высшего профессионального образования
|
Мужчины
Тесты
| Оценка в очках
|
|
|
|
|
| Бег 5000 м (мин,сек)
| 21.30
| 22.30
| 23.30
| 24.50
| 25.40
| Бег на лыжах 5 км (мин,сек)
| 23.50
| 25.00
| 26.25
| 27.45
| 28.30
| Бег на лыжах 10 км (мин,сек)
| 50.00
| 52.00
| 55.00
| 58.00
| б/вр
| Плавание 50 м (мин,сек)
| 40.0.
| 44.0
| 48,0
| 57.0
| б/вр
| Плавание 100 м (мин,сек)
| 1.40
| 1.50
| 2.00
| 2.15
| 2.30
| Прыжки в длину
|
|
|
|
|
| Прыжки в высоту с разбега (см)
|
|
|
|
|
| Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (кол-во раз)
|
|
|
|
|
| Силой переворот в упор на перекладине (кол-во раз)
|
|
|
|
|
| Професси-онально-прикладная подготовка
| Упражнения и тесты разрабатываются преподавателями факультетов кафедры с учетом направлений и специальностей высшего профессионального образования
|
Приложение 4.
Тесты определения физической подготовленности
студентов подготовительной группы
(женщины)
№
| Тесты
| «5»
| «4»
| «3»
| «2»
| «1»
| 1.
| Поднимание и опускание туловища из положения лежа, ноги закреплены, руки за головой
(кол-во раз)
|
|
|
|
|
| 2.
| Прыжки в
длину с места
(см.)
|
|
|
|
|
| 3.
| Приседания на одной ноге, опора о стену
(кол-во раз на каждой)
|
|
|
|
|
|
Мужчины
1.
| Подтягивание на перекладине
(кол-во раз)
|
|
|
|
|
| 2.
| Прыжки в длину с места
(см)
|
|
|
|
|
| 3.
| Поднимание ног в висе до касания перекладины
(кол-во раз)
|
|
|
|
|
|
Приложение 5.
Обязательные контрольные тесты для оценки физической подготовленности студентов специального медицинского отделения (оценка в очках).
Девушки
№
| Название
|
|
|
|
|
|
| Подтягивание на низкой перекладине (кол-во. раз)
|
|
|
|
|
|
| Поднимание туловища (сед) из положения лежа на спине руки за головой (кол-во. раз)
|
|
|
|
|
|
| Прыжки в длину с места (см)
|
|
|
|
|
|
ЮНОШИ
№
| Название
|
|
|
|
|
| | Подтягивание на перекладине (кол-во. раз)
|
|
|
|
|
|
| Угол (кол.-во раз)
|
|
|
|
|
|
| Прыжки в длину с места (см)
|
|
|
|
|
|
Приложение 6.
Примерные контрольные упражнения для оценки физической подготовленности студентов специального учебного отделения
(мужчины и женщины)*
1. Бег 100 м.
2. Бег: мужчины - 3 км, женщины - 2 км (без учета времени).
3. Тест Купера (12- минутное передвижение).
4. Плавание 10 минут
5. Бег на лыжах: мужчины - 3 км, женщины - 2 км (без учета времени).
6. Упражнения с мячом.
7. Упражнения на гибкость.
8. Упражнения со скакалкой.
Приложение7.
Темы рефератов для студентов временно освобожденных от практических занятий по физической культуре
Курс / 1семестр
1. Диагноз и краткая характеристика заболевания студента.
2. Влияние заболевания на личную работоспособность и самочувствие.
3. Медицинские противопоказания при занятиях физическими упражнениями и применение других средств физической культуры при данном заболевании(диагнозе).
4.Теория - !,2 тема.
1 курс / 2 семестр/
1. Кинезиотерапия и рекомендуемые средства физической культуры при данном заболевании(диагнозе).
2 Составление и обоснование индивидуального комплекса физических упражнений и доступных средств физической культуры ( с указанием примерной дозировки).
3.Теория 3,4 тема.
2 курс / 3 семестр/
1. Методики эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками ( ходьба, передвижения на лыжах, плавание).
2. Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их коррекции.
3. Методика составления индивидуальных программ физического самовоспитания и занятия с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью (медленный бег, плавание, прогулка на лыжах и т.д.).
4. Основы методики самомассажа.
5.Теория 5,6 тема.
2 курс /4 семестр/
1.. Методика коррегирующей гимнастики для глаз.
2. Методика составления и проведения простейших самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической или тренировочной направленности.
3.. Методы оценки и коррекции осанки и телосложения.
4.. Методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития (стандарты, программы, формулы и др.)
5.. Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма (функциональная проба).
6. Теория 7,8 тема.
Курс / 5 семестр/.
1.., Методика проведения учебно-тренировочного занятия.
2.. Методы самооценки специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта (тесты, контрольные задания).
3.. Методика индивидуального подхода и применение средств для направленного развития отдельных физических качеств.
4.. Основы методики организации судейства по избранному виду спорта.
5. Теория 9,10 тема.
3 курс /6 семестр/
1.. Методы регулирования психоэмоционального состояния, применяемые при занятиях физической культурой и спортом.
2. Средства и методы мышечной релаксации в спорте.
3. Методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки.
4. Методика поведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда.
5.Теория 11 тема.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|