Сделай Сам Свою Работу на 5

Лекция 3. Этика делового общения.





Лекция 2. Коммуникационно-психологические основы делового общения.

1.2.1. Единство трех сторон делового общения

1.─ Коммуникация (отношения);

2.─ Восприятие (отражение);

3.─ Взаимодействия (действия, деньги).

хххххххххххххххххххххххххххххххххх

Рассмотрим стороны более подробно.

1 Коммуникационная сторона( отношения).

1.2.2. Коммуникация в общении это:

⎯ обмен информацией, знаниями;

⎯ совместная выработка управленческих целей;

⎯ умелое использование средств:

a) вербальных (словесных),

b) невербальных.

35-45% 55-65%

ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

1.2.4. Вербальные средства

По словесному каналу передается чистая информация с помощью:

⎯ слова,

⎯ тона голоса,

⎯ интонации голоса.

1.2.3. Невербальные средства

⎯ Передается (можно увидеть!) отношение к партнеру по общению,

⎯ Отражает психологическое состояние и служит средством их выражения.

Четыре группы невербальных средств общения

· Визуальный контакт (Взгляд)

· Интонация

· Рукопожатие

· Ориентация

хххххххххххххххххххххххххххххххххххх

2 Восприятие (отражение).

1.2.5. Сила и степень восприятия в общении зависит от:



⎯ индивидуально-личностных характеристик участников общения;

⎯ специальных факторов;

⎯ того, что общение осуществляют впервые или с людьми, с которыми уже

достаточно хорошо знакомы;

⎯ сложившегося стереотипа, представлениях о каких-либо явлениях или людях,

группах людей;

⎯ психологических черт, возраста, социального слоя, профессии участников

общения;

⎯ факторов привлекательности, отношения друг к другу;

⎯ жизненного опыта и интеллекта и др.

хххххххххххххххххххххххххххххххххх

Психологические механизмы восприятия и понимания:

⎯ идентификация – (опознание, отождествление с собой) – уподобление самому

себе;

⎯ эмпатия – (сопереживание) – постижение эмоциональных состояний другого

человека в форме сопереживания;

⎯ рефлексии – (обращение назад ) – осознание действующим индивидом того, как

он воспринимается партнером по общению (т. е. удвоенный процесс зеркального

отражения друг друга.

Ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх



3 Взаимодействие.

1.2.6. Достижение необходимого взаимодействия в деловом общении

⎯ это главный итог управленческого общения;

⎯ достижение необходимого взаимодействия возможно только тогда, когда на всех

этапах делового общения будут соблюдаться определенные правила.

хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

1.2.7. Этапы делового общения

Человек начинает участвовать в общении задолго до того, как произносится

первое слово. Это - взаимное влияние на состояние и деятельность друг друга. Оно

начинается с установления психологического контакта и заканчивается его разры-

вом. В акте общения, охватывающем не менее двух человек, можно выделить пять

этапов.

􀂾1. Установление контакта. Переключение от общения с самим собой на

общение с партнером. Начинается изучение и оценивание партнера. Прерываются,

заканчиваются или оттесняются на задний план все предыдущие дела. Стоит

выключить телевизор и радио. Обычно переключение на партнера занимает доли

секунды, однако, если этого не происходит приходится расплачиваться потерями на последующих этапах.

􀂾2. Ориентация в ситуации. Контакт установлен тогда, когда оба партнера

уверены в обоюдном участии в общении, Контакт чаще всего устанавливается

невербальными средствами (направление взгляда, поворот головы, выражение лица, уменьшение дистанции и т.п.). Когда это не действует, включается слово («Алексей

Иванович!», «Эй, ты!»).

Одновременно дается сигнал теми же средствами о выбранном типе ситуации,

(игровой, рабочей, интимной). Если оба человека выбирают один и тот же тип



ситуации, то этим автоматически определены роли каждого. Благодаря ролям

последующее общение приобретает четкие рамки, каждый знает, чего ожидать от

партнера, что следует делать самому.

􀂾3. Обсуждение вопроса, проблемы. Выбирается правильный язык и

фундаментальный стиль, складываются конкретные формулировки аргументов. По

времени обмен словесными текстами занимает обычно основную долю акта

общения, но нетрудно представить себе и такой акт, в котором основное время

уходит на установление контакта (ухаживание).

􀂾4. Принятие решения.

􀂾5. Выход из контакта требует ряда подготовительных действий, занимающих секунды и минуты. Подготовка к разрыву идет на двух уровнях

одновременно — на словесном (исчерпывание темы разговора или насильственное

его прерывание фразой типа «Извините, через 10 минут у меня назначена встреча»)

и на невербальном уровне (поворот туловища, понижение интонации, фиксирование взгляда на постороннем объекте и т.п.).

По времени этапы общения могут частично перекрываться. Наиболее

распространенная ошибка при общении - сосредоточить все внимание на словесном, третьем этапе, недооценивая остальные.

Эта схема может быть:

⎯ свернутой,

⎯ краткой,

⎯ полной,

⎯ подробной.

В сознательном вычленении этих пяти этапов и их регуляцией определяется во

многом эффективность делового общения.

ххххххххххххххххххххххххххххххх

1.2.8.. Задачи контактной фазы общения

⎯ побудить собеседника к общению;

⎯ создать максимальное поле возможностей для обсуждения и принятия решения;

⎯ продемонстрировать доброжелательность и открытость в общении (мягкая

улыбка, если она уместна, небольшой наклон головы в сторону собеседника,

выражение глаз);

⎯ после приветственного обращения нужно обязательно выдержать паузу (дать

возможность человеку ответить, включиться в общение);

⎯ не следует вступать в контакт, когда собеседник занят теми или иными делами

(разговаривает, причесывается и т. д.);

⎯ не следует обращаться к собеседнику со слов «Я», «Мне», лучше начать разговор

со слов «Вы», «Ты», «Вам не кажется…» и т. п.;

⎯ постараться определить эмоциональное состояние партнера и при необходимости

помочь ему выйти из нежелательного для вас состояния.

􀂇 2. Этап ориентации

⎯ помогает определить стратегию и тактику делового общения;

⎯ развить интерес к диалогу;

⎯ вовлечь партнера в круг совместных интересов.

Задачи этапа ориентации

1) ─ вызвать интерес собеседника к предстоящей беседе и вовлечь его в

обсуждение;

2) ─ выявить самооценку собеседника и сориентироваться в распределении ролей;

3) ─ начать решение с основной задачи общения;

4) ─ главное: вовлечь собеседника в активное обсуждение вопроса, что

достигается, в том числе используя:

⎯ комплименты;

⎯ похвалу в адрес собеседника;

⎯ присвоение собеседнику желательного качества типа: «Зная Вашу старательность…», «Вы такой настойчивый…»;

⎯ напоминания о приятных событиях;

⎯ передачу интересной информации.

хххххххххххххххххххххххххх

1.2.9. 3,4. Задачи этапов обсуждения вопроса, проблемы и принятия

решения.

⎯ главное – это достичь единства позиций по обсуждаемой проблеме;

⎯ уметь его слушать и убеждать;

⎯ при отличии точек зрения необходимо их выяснить и по крайней мере обсудить

направление дальнейших действий по их сближению;

⎯ помнить, что умение убеждать включает в себя:

- знания,

- эмоции,

- волевые компоненты.

хххххххххххххххххххххххххх

1.2.10 . 5. Задачи этапа выхода из контакта.

⎯ произвести на собеседника или группу людей хорошее впечатление;

⎯ основная заповедь этапа выхода из контакта – приветливость!

Вопросы для самопроверки знаний.

1.2.2. Из названного ниже перечня понятий выберите три, определяющих

содержание единства трех сторон делового общения.

⎯ коммуникация,

⎯ восприятие,

⎯ взаимодействие,

⎯ информационная,

⎯ содержательная,

⎯ служебная,

⎯ дисциплинарная.

1.2.2. С помощью каких средств осуществляется коммуникационный процесс?

⎯ вербальных (словесных),

⎯ невербальных,

⎯ убеждений,

⎯ доказательств,

⎯ внушений.

1. 2.3. Из приведенного перечня характеристик невербального поведения

уберите пять лишних.

Поза

Жест

Мимика

Походка

Грусть

Взгляд

Направление

движения

Длина паузы

Частота

контакта

Движение

Интонация

Громкость

Тембр

Пауза

Вздох

Смех

Плач

Кашель

Слух

Рукопожатие

Поцелуй

Похлопывания

Любовь

Ориентация

Дистанция

Обаяние

1.2.4. По вербальному каналу передается чистая информация с помощью:

⎯ слова,

⎯ тона голоса,

⎯ интонации голоса,

⎯ содержания,

⎯ тембра.

Удалите лишние слова.

1.2.5. В общении от чего зависит сила и степень восприятия информации?

⎯ индивидуально-личностных характеристик участников общения;

⎯ специальных факторов;

⎯ того, что общение осуществляют впервые или с людьми, с которыми уже достаточно

хорошо знакомы;

⎯ сложившегося стереотипа, представлениях о каких-либо явлениях или людях, группах

людей;

⎯ психологических черт, возраста, социального слоя, профессии участников общения;

⎯ факторов привлекательности, отношения друг к другу;

⎯ жизненного опыта и интеллекта и др.

Удалите, если имеется, лишнее утверждение.

1.2.6. Всегда ли можно по итогам делового общения достигнуть взаимодействия?

Да – нет.

1.2.6. В отличие от обыкновенного общения, без какого этапа не может обойтись

деловое общение?

⎯ установления контакта,

⎯ ориентации в ситуации,

⎯ обсуждения вопроса, проблемы,

⎯ принятия решения,

⎯ выхода из контакта.

Выделите этот этап.

1.2.7. Ниже приводятся задачи двух этапов делового общения: «Установления контакта» и «Ориентации в ситуации». Разделите эти задачи по этапам.

⎯ побудить собеседника к общению;

⎯ после приветственного обращения нужно обязательно выдержать паузу (дать

возможность человеку ответить, включиться в общение);

⎯ постараться определить эмоциональное состояние партнера и при необходимости помочь ему выйти из нежелательного для вас состояния.

⎯ вызвать интерес собеседника к предстоящей беседе и вовлечь его в обсуждение;

⎯ выявить самооценку собеседника и сориентироваться в распределении ролей;

⎯ начать решение с основной задачи общения;

⎯ не следует вступать в контакт, когда собеседник занят теми или иными делами

(разговаривает, причесывается и т. д.);

⎯ не следует обращаться к собеседнику со слов «Я», «Мне», лучше начать разговор со слов «Вы», «Ты», «Вам не кажется…» и т. п.;

⎯ главное: вовлечь собеседника в активное обсуждение вопроса, что достигается, в том числе используя:

− комплименты;

− похвалу в адрес собеседника;

− присвоение собеседнику желательного качества типа: «Зная Вашу старательность…»,

«Вы такой настойчивый…»;

− напоминания о приятных событиях;

− передачу интересной информации.

⎯ создать максимальное поле возможностей для обсуждения и принятия решения;

⎯ продемонстрировать доброжелательность и открытость в общении (мягкая улыбка,

если она уместна, небольшой наклон головы в сторону собеседника, выражение глаз); .

Выделенное - это задачи «этапа ориентации»

1.2.9. Что включает в себя умение убеждать собеседника в процессе обсуждения

вопроса?

⎯ знания,

⎯ эмоции,

⎯ волевые компоненты,

⎯ культура,

⎯ слухи,

⎯ традиции.

Оставьте три верных утверждения

1.2.10. Какова основная заповедь этапа выхода из контакта?

⎯ приветливость,

⎯ удовлетворенность,

⎯ подражание,

⎯ убежденность.

Выберите одно положение.

Лекция 3. Этика делового общения.

1.3.1. Что такое этика делового общения

Это совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.

хххххххххххххххххх

1.3.2. Этические механизмы делового общения базируются на:

⎯ ритуалах,

⎯ традициях,

⎯ обычаях.

хххххххххххххххххххххххххххххххххх

1.3.3. Этические нормы делового общения:

⎯ честность,

⎯ правдивость,

⎯ обязательность,

⎯ трудолюбие,

⎯ справедливость,

⎯ соблюдение обещаний и договоров.

ххххххххххххххххххххххххххх

1.3.4. Место этики в деловом общении

⎯ носят конкретно исторический и противоречивый характер;

⎯ с одной стороны, они основываются на точке зрения, в том числе древних мыслителей

(Конфуций (551-479 гг. до н. э.);

⎯ с другой стороны, вступают в противоречие с целями бизнеса.

ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

Нормы и принципы делового общения, сформулированные Конфуцием, не

потерявшие актуальности и сегодня:

• "Правитель должен быть правителем, а подданный — подданным, отец — отцом, а сын — сыном".

• "Когда правитель любит справедливость, никто не осмелится быть непослушным,

когда правитель любит правду, никто в народе не посмеет быть нечестным".

• "Благоговейно относись к делу и честно поступай с другими".

• "Слушаю слова людей и смотрю на их действия".

• "Держать два конца, но использовать середину".

• "Благородный муж, когда руководит людьми, то использует таланты каждого,

малый человек, когда руководит людьми, то требует от них универсалий".

• "Вести сражаться необученных людей, значит бросать их".

• "Благородные мужи при разногласии находятся в гармонии; у малых же людей

гармонии не может быть и при согласии".

• "Когда не говорите с тем, с кем можно говорить, то упускаете таланты; когда же

говорите с тем, с кем говорить нельзя, то тратите слова напрасно. Но умный никого не упускает и не тратит слов напрасно".

• "Рядом с благородным мужем допускают три ошибки: говорить, когда не время

говорить, — это опрометчивость; не говорить, когда настало время говорить, — это

скрытость; и говорить, не замечая его мимики, — это слепота".

• "Благородный муж ... когда глядит, то думает, ясно ли он увидел; а слышит —

думает, верно ли услышал; он думает, ласково ли выражение его лица, почтительны ль его

манеры, искренна ли его речь, благоговейно ли отношение к делу; при сомнении думает о том, чтоб посоветоваться; когда же гневается, думает об отрицательных последствиях; и перед тем, как что-то обрести, думает о справедливости".

• "Тот будет человечен, кто сможет воплотить повсюду в Поднебесной пять

достоинств... Почтительность, великодушие, правдивость, сметливость, доброта.

Почтительность не навлекает унижений, великодушие покоряет всех, правдивость

вызывает у людей доверие, сметливость позволяет достигать успеха, а доброта дает

возможность повелевать людьми".

• "Если для людей, которых заставили трудиться, выбирать посильный труд, то у

кого из них возникает злоба?"

• "Казнить, тех, кого не наставляли, значит быть жестоким; требовать исполнения, не предупредив заранее, значит проявлять насилие; медлить с приказом и при этом добиваться срочности, значит наносить ущерб; и в любом случае скупиться при выдаче, оделяя

чем-либо людей, значит поступать казенно".

• "Не зная ритуала, не сможешь утвердиться".

• "Когда не можешь сам себя исправить, то как же будешь исправлять других?".

ххххххххххххххххххххххххххх

Современные взгляды на место этики в деловом общении:

- современный развитой капитализм на каждом шагу порождает человека с

«рыночным характером», главные цели которого в деловом общении состоят в том, чтобы

подороже себя продать;

- высокие нравственные принципы и ценности, в том числе и христианские, часто

забываются, когда речь заходит о прибыли;

- в духовном общении часто утрачивается не только мораль, но и

самоидентификация личностей (силы и возможности человека выступают как товар),

отчуждающие от него;

- некоторые полагают, что в деловом общении и вообще в бизнесе этика сама по

себе не нужна (нужно любыми доступными средствами максимизировать прибыль,

«делать как можно больше денег»);

- вторая позиция по отношению между этикой и бизнесом состоит в том, что

соблюдение этических норм в деловом общении признается важным не только с точки

зрения ответственности бизнесменов перед обществом и самим собой, но и

необходимостью для эффективного производства.

ххххххххххххххххххххххххххх

__________1.3.5. Этические нормы и нравственные императивы делового общения

(по Грайсу Г.П.)*

Категории общения Постулаты

1. Количество информации.

2. Качество информации или ее

истинность.

3. Отношения (релевантность общения).

4. Способ выражения (как говорить в

данной ситуации общения).

1. «Твое высказывание не должно содержать меньше информации, чем

требуется».

2. «Твое высказывание не должно содержать больше информации, чем

требуется».

1. «Старайся, чтобы твое высказывание было истинным. Не говори того, что

считаешь ложным».

2. «Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований».

«Не отклоняйся от темы».

«Выражайся ясно», «Избегай непонятных выражений», «Избегай неоднозначности», «Будь краток», «Избегай ненужного многословия».

хххххххххххххххххххххххххххххххххххх

1.3.6. Основное положение, следуя которому можно в значительной степени

облегчить деловое общение, повысить его эффективность:

«Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам».

Это положение применимо ко всем видам делового общения:

⎯ «сверху - вниз»

⎯ «снизу – вверх»

⎯ «по горизонтали»

хххххххххххххххххххххххх.

1.3.7. Нравственные эталоны и образцы поведения при общении «сверху –

вниз»

• Стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими

моральными нормами общения. Приобщите сотрудников к целям организации. Человек

только тогда будет чувствовать себя нравственно и психологически комфортно, когда

произойдет его идентификация с коллективом. Вместе с тем каждый стремится остаться

индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали таким, каким он есть.

• При возникновении проблем и трудностей, связанных с недобросовестностью,

руководителю следует выяснить ее причины. Если речь идет о невежестве, то не следует бесконечно попрекать подчиненного его слабостями, недостатками, Подумайте, что вы можете сделать, чтобы помочь ему преодолеть их. Опирайтесь при этом на сильные стороны его личности.

• Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необходимо дать ему понять,

что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас. Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания, то он просто не

выполняет своих обязанностей и поступает неэтично.

• Замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам. Соберите всю

информацию по данному случаю. Выберите правильную форму общения. Вначале

попросите объяснить причину невыполнения задания самого сотрудника, возможно он приведет неизвестные вам факты. Делайте ваши замечания один на один: необходимо уважать достоинство и чувства человека.

• Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.

• Тогда, когда это уместно, используйте прием "бутерброда" — спрячьте критику

между двумя комплиментами. Закончите разговор на дружеской ноте и вскоре найдите время поговорить с человеком, чтобы показать ему, что вы подержите зла.

• Никогда не советуйте подчиненному, как поступать в личных делах. Если совет

поможет, вас, скорее всего, не поблагодарят. Если не поможет — на вас ляжет вся ответственность.

• Не обрастайте любимчиками. Относитесь к сотрудникам как к равноправным

членам и ко всем с одинаковыми мерками.

• Никогда не давайте сотрудникам возможность заметить, что вы не владеете

ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение.

• Соблюдайте принцип распределительной справедливости:

чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.

• Поощряйте свой коллектив даже в том случае, если успех достигнут главным

образом благодаря успехам самого руководителя.

• Укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства. Хорошо

выполненная работа заслуживает не только материального, но и морального поощрения. Не ленитесь лишний раз похвалить сотрудника.

• Привилегии, которые вы делаете себе, должны распространяться и на других

членов коллектива.

• Доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки в работе. Члены

коллектива все равно, так или иначе, узнают о них. Но утаивание ошибок — проявление слабости и непорядочности.

• Защищайте своих подчиненных и будьте им преданными. Они ответят вам тем же.

• Выбирайте правильную форму распоряжения, учитывая, прежде всего два

фактора:

1) ситуацию, наличие времени для нюансов,

2) личность подчиненного — кто перед вами, добросовестный и

квалифицированный работник или человек, которого нужно подталкивать на каждом

шагу.

В зависимости от этого следует выбирать и этически наиболее приемлемые нормы

поведения и формы распоряжения.

хххххххххххххххххххххххххххх

1.3.8. Формы распоряжения

⎯ приказ,

⎯ просьба,

⎯ запрос и так называемый "доброволец".

Приказ. Чаще всего следует использовать в чрезвычайной ситуации, а также в

отношении недобросовестных сотрудников.

Просьба. Используется в том случае, если ситуация рядовая, а отношение между

руководителем и подчиненным основано на доверии и доброжелательности. Такая форма позволяет сотруднику высказать свое мнение на проблему в том случае, если она по каким-то причинам не может быть решена.

Вопрос: «Есть ли смысл заняться этим». Лучше применять тех случаях, когда нужно вызвать обсуждение, подтолкнуть сотрудника взять инициативу на себя

«Доброволец» – вопрос руководителя: «Кто хочет это сделать?»В этом случае

доброволец надеется, что его энтузиазм будет соответствующим образом оценен в

дальнейшей работе

хххххххххххххххххххххх

1.3.9. Этика делового общения «снизу-вверх»

• Старайтесь помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной

нравственной атмосферы, упрочению справедливых отношений. Помните, что ваш

руководитель нуждается в этом в первую очередь.

• Не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им.

Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо. Вы не можете ему прямо что-то приказать, но можете сказать: "Как вы отнесетесь к тому, если бы ...?" и т.д.

• Если в коллективе надвигается или уже случилось какое-либо радостное или,

напротив, неприятное событие, то об этом необходимо сообщить руководителю. В случае неприятностей старайтесь помочь облегчить выход из этой ситуации, предложить свое решение.

• Не разговаривайте с начальником категорическим тоном не говорите всегда только "да" или только "нет". Вечно поддакивающий сотрудник надоедает и производит

впечатление льстеца. Человек, который всегда говорит "нет", служит постоянным

раздражителем.

• Будьте преданы и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свой характер и

принципы. На человека, который не имеет устойчивого характера и твердых принципов, нельзя положиться, его поступки нельзя предвидеть.

• Не стоит обращаться за помощью, советом, предложением и т.д. "через голову",

сразу к руководителю вашего руководителя, за исключением экстренных случаев. В противном случае ваше поведение может быть расценено как неуважение или пренебрежение к мнению начальника или как сомнение в его компетентности. В любом случае ваш непосредственный руководитель в этом случае теряет авторитет и достоинство.

• Если вас наделили ответственностью, деликатно поднимите вопрос и о ваших правах. Помните, что ответственность не может быть реализована без соответствующей степени свободы действий.

ххххххххххххххххххххх

Этика делового общения «по горизонтали»

Общий этический принцип общения "по горизонтали", т.е. между коллегами

(руководителями или рядовыми членами группы), можно сформулировать следующим образом: "В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам". Если вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги.

Применительно к коллегам-управляющим следует иметь в виду, что найти верный

тон и приемлемые нормы делового общения с равными по статусу сотрудниками из

других подразделений — дело весьма непростое. Особенно если речь идет об общении и отношениях внутри одного предприятия. В этом случае они нередко являются

соперниками в борьбе за успех и продвижение по службе. В то же самое время это люди, которые вместе с вами принадлежат к команде общего управляющего. В рассматриваемом случае участники делового общения должны чувствовать себя равными по отношению друг к другу.

Принципы этики делового общения между коллегами

• Не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со

стороны другого.

• Попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении

общей работы.

• Если круг ваших обязанностей пересекается с вашими коллегами, это весьма

опасная ситуация. Если управляющий не разграничивает ваши обязанности и

ответственность от других, попытайтесь сделать это сами,

• В отношениях между коллегами из других отделов вам следует отвечать самому за свой отдел, а не сваливать вину на своих подчиненных.

• Если вас просят временно перевести в другой отдел вашего сотрудника, не

посылайте туда недобросовестных м неквалифицированных — ведь по нему там будут судить о вас и о вашем отделе в целом. Помните, может случиться, что с вами поступят таким же безнравственным образом.

• Не относитесь с предвзятостью к своим коллегам. Насколько возможно

отбрасывайте предрассудки и сплетни в общении с ними.

• Называйте своих собеседников по имени и старайтесь делать это почаще.

• Улыбайтесь, будьте дружелюбны и используйте все многообразие приемов и

средств, чтобы показать доброе отношение к собеседнику. Помните — что посеешь, то и пожнешь.

• Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить. Не преувеличивайте

свою значимость и деловых возможностей. Если они не оправдаются, вам будет неудобно, даже если на это были объективные причины.

• Не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а

тем более проблемах.

• Старайтесь слушать не себя, а другого.

• Не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле.

Рано или поздно все равно выплывет наружу и встанет на свои места.

• Посылайте импульсы ваших симпатий — словом, взглядом, жестом дайте

участнику общения понять, что он вас интересует. Улыбайтесь, смотрите прямо в глаза.

• Рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по

себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей.

ххххххххххххххххххххххх

1.3.10. Почему и как необходимо повышать уровни этики делового общения

⎯ к сожалению, развитие мирового бизнеса идет таким образом, что ценности этического поведения неуклонно снижаются, в России положение с этим еще хуже;

⎯ повысить уровень этики делового общения можно за счет:

- разработки этических нормативов на предприятии,

- создания комитетов и комиссий по этике,

- проведения социально-этических ревизий,

- обучения этичному поведению,

- каждому участнику делового общения обязательно применять приемы

аттракции (возникновения при восприятии человека человеком

эмоционально-положительного отношения, привлекательности).

Вопросы для самопроверки знаний.

1.3.1. На чем базируются этические «механизмы» делового общения?

Выберите три «механизма»:

⎯ ритуалы,

⎯ традиции,

⎯ законы,

⎯ обычаи,

⎯ правила,

⎯ человеколюбие.

1.3.3. Из перечисленных ниже, какие шесть качеств являются нормами делового

общения?

⎯ честность,

⎯ правдивость,

⎯ обязательность,

⎯ трудолюбие,

⎯ справедливость,

⎯ соблюдение обещаний и договоров,

⎯ покладистость,

⎯ демократизм,

⎯ спокойствие,

⎯ обходительность,

⎯ настойчивость.

1.3.4. Вступают ли в противоречие этические нормы делового общения с целями

бизнеса?

Да – нет.

1.3.5. Из приведенных ниже нравственных императивов делового общения исключите

шесть.

⎯ «Твое высказывание не должно содержать меньше информации, чем требуется».

⎯ «Твое высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется».

⎯ «Старайся, чтобы твое высказывание было истинным. Не говори того, что считаешь ложным».

⎯ «Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований».

⎯ «Не отклоняйся от темы».

⎯ «Выражайся ясно», «Избегай непонятных выражений», «Избегай неоднозначности»,

«Будь краток», «Избегай ненужного многословия».

⎯ «Обходи острые углы в высказываниях».

⎯ «Не раскрывай все до конца».

⎯ «Больше используй шутки».

⎯ «Лучше промолчать, чем сказать».

⎯ «Пускай «пыль в глаза».

⎯ «Сплетничай».

ххххххххххххххххххххххххххх

1.3.6. «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам».

Для какого уровня управления делового общения приемлемо данное положение?

⎯ «сверху - вниз»

⎯ «снизу – вверх»

⎯ «по горизонтали»

1.3.7. Из приведенных ниже нравственных эталонов и образцов поведения при общении «сверху - вниз» исключите три неправильных.

⎯ Не извиняйтесь сами за свои действия, и, если в этом возникнет необходимость,

поручите это сделать вашим помощникам или заместителям.

⎯ Стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими

моральными нормами общения. Приобщите сотрудников к целям организации. Человек только тогда будет чувствовать себя нравственно и психологически комфортно, когда произойдет его идентификация с коллективом. Вместе с тем каждый стремится остаться индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали таким, каким он есть.

⎯ При возникновении проблем и трудностей, связанных с недобросовестностью,

руководителю следует выяснить ее причины. Если речь идет о невежестве, то не следует бесконечно попрекать подчиненного его слабостями, недостатками, Подумайте, что вы можете сделать, чтобы помочь ему преодолеть их. Опирайтесь при этом на сильные стороны его личности.

⎯ Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас. Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания, то он просто не

выполняет своих обязанностей и поступает неэтично.

⎯ Замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам. Соберите всю

информацию по данному случаю. Выберите правильную форму общения. Вначале

попросите объяснить причину невыполнения задания самого сотрудника, возможно, он приведет неизвестные вам факты. Делайте ваши замечания один на один: необходимо уважать достоинство и чувства человека.

⎯ Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.

⎯ Тогда, когда это уместно, используйте прием "бутерброда" — спрячьте критику

между двумя комплиментами. Закончите разговор на дружеской ноте и вскоре найдите время поговорить с человеком, чтобы показать ему, что вы не держите зла.

⎯ Никогда не советуйте подчиненному, как поступать в личных делах. Если совет

поможет, вас скорее всего не поблагодарят. Если не поможет — на вас ляжет вся ответственность.

⎯ Чтобы другим было неповадно, используйте трибуну собрания для публичной

критики нерадивых сотрудников.

⎯ Не обрастайте любимчиками. Относитесь к сотрудникам как к равноправным

членам и ко всем с одинаковыми мерками.

⎯ Никогда не давайте сотрудникам возможность заметить, что вы не владеете

ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение.

⎯ Соблюдайте принцип распределительной справедливости:

чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.

⎯ Поощряйте свой коллектив даже в том случае, если успех достигнут главным

образом благодаря успехам самого руководителя.

⎯ Укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства. Хорошо

выполненная работа заслуживает не только материального, но и морального поощрения. Не ленитесь лишний раз похвалить сотрудника.

⎯ Привилегии, которые вы делаете себе, должны распространяться и на других

членов коллектива.

⎯ Доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки в работе. Члены

коллектива все равно так или иначе узнают о них. Но утаивание ошибок — проявление слабости и непорядочности.

⎯ Защищайте своих подчиненных и будьте им преданными. Они ответят вам тем

же.

⎯ Для получения информации по каналам обратной связи используйте сеть

осведомителей из числа ваших сослуживцев.

⎯ Выбирайте правильную форму распоряжения, учитывая прежде всего два

фактора: 1) ситуацию, наличие времени для нюансов, 2) личность подчиненного — кто перед вами, добросовестный и квалифицированный работник или человек, которого

нужно подталкивать на каждом шагу. В зависимости от этого следует выбирать и

этически наиболее приемлемые нормы поведения и формы распоряжения.

1.3.8. Какая из форм распоряжений является наиболее предпочтительной?

⎯ приказ,

⎯ просьба,

⎯ вопрос

⎯ "доброволец".

1.3.9. Из приведенных ниже этических норм поведения с вашим руководителем, какие три являются неприемлемыми?

⎯ Старайтесь помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной

нравственной атмосферы, упрочению справедливых отношений. Помните, что ваш

руководитель нуждается в этом в первую очередь.

⎯ В отношениях с руководством нужно быть принципиальным, настойчивым, не

давать себя в обиду.

⎯ Не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им.

Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо. Вы не можете ему прямо что-то приказать, но можете сказать: "Как вы отнесетесь к тому, если бы ...?" и т.д.

⎯ Если в коллективе надвигается или уже случилось какое-либо радостное или,

напротив, неприятное событие, то об этом необходимо сообщить руководителю. В случае неприятностей старайтесь помочь облегчить выход из этой ситуации, предложить свое решение.

⎯ Не разговаривайте с начальником категорическим тоном не говорите всегда

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.