Раздел 1. Эстетика в системе гуманитарных наук.
Факультет Культурологии и социологии
Кафедра Теории и истории культуры
Учебно-методический комплекс по дисциплине
Эстетика
ФГОС ВПО:
| 033000 Культурология
| Дата утверждения, № приказа
| 25.01.2010, №71
| Направление
(шифр и название)
| 033000 Культурология
| Квалификация (степень)
(бакалавр, магистр)
| Бакалавр
| ООП ВПО (учебный план):
| Культурология
| № приказа, дата утверждения
|
| Профиль
| Культура Востока, История мировой культуры, Художественная культура
| Индекс дисциплины по учебному плану ООП
| ОПД. Ф.13
| Трудоемкость дисциплины
| Семестр и количество недель в семестре
| Всего:
| 1 сем.
| 2 сем.
| 3 сем.
| 4 сем.
| 5 сем.
| 6 сем.
| 7 сем.
| 8 сем.
| Зачетных единиц
| 5,5
|
|
|
|
| 5,5
|
|
|
| Академических часов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Аудиторная работа:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Формы итогового контроля:
| Экз.
|
|
|
|
| Экз.
|
|
|
| | | | | | | | | | | |
Санкт-Петербург
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «_»__________201_г.,
протокол №_.
Одобрено на заседании учебно-методического совета СПбГУКИ «_»_______201_г., протокол №_.
Учебно-методический комплекс подготовила:
Канд.филос.наук, доцент Москвина И.К..
Рецензенты:
Доктор философских наук, профессор Лелеко В.Д.
Доктор философских наук, профессор Большаков В.П..
Рабочая программа дисциплины «Эстетика », ее учебно-методическое, материально-техническое обеспечение (содержание дисциплины по темам, список рекомендуемой литературы, и др.), а также темы курсовых работ и рефератов, методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по циклу «Профессиональных дисциплин» Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 033000 Культурология, профилям «Культура Востока», «История мировой культуры», «Художественная культура».
Аннотация содержания дисциплины: традиционная для гуманитарного образования дисциплина «эстетика» преподается в соответствии с государственным стандартом в рамках цикла общепрофессиональных дисциплин ОПД. Ф. 03. Дисциплина направлена на развитие у студентов теоретической рефлексии о сложных явлениях духовной культуры. Изучение данного курса дает знания и способствует углублению чувственного постижения эстетического богатства природы и культуры, ориентирует в поле сложных явлений художественной жизни прошлого и современности. «Эстетика» способствует приобретению студентами базовых знаний в области эстетических теорий, отражающих развитие эстетической мысли, особенности художественно-творческой и эстетической деятельности. Задачей курса является развитие гуманистического мышления как элемента профессиональной деятельности специалиста-культуролога, сформированного на основе универсальных ценностей и критериев творческого, образно чувственного и художественного отношения к социально-культурным процессам и миру в целом. Основой курса является изучение важнейших аспектов проблематики истории и теории эстетики в контексте культуры. Выделяется наиболее репрезентативный материал, глубокое освоение которого позволяет студентам научиться самостоятельно понимать и оценивать эстетические свойства действительности, помогает овладеть методами изучения художественной и эстетической деятельности, современных художественных процессов, навыками интерпретации наиболее значимых эстетических явлений современности. Курс «Эстетика» позволяет сформировать у студентов способность к профессиональному эстетическому анализу природных, социальных явлений, культуры и искусства, развивать навыки активно-критического освоения и оценки социально-культурной реальности на основе универсальных эстетических критериев.
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет
Культуры и искусств»
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по учебной работе
«____»_______________201__год
Факультет Культурологии и Социологии
Кафедра Теории и истории культуры
Рабочая программа дисциплины
«Эстетика»
для направления подготовки
033000 Культурология
Квалификация выпускника
бакалавр
Санкт-Петербург
ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Сущность эстетического; основные эстетические категории, их роль в интеллектуально-практической деятельности людей; история эстетической мысли; эстетическое сознание и его структура; основные сферы эстетической деятельности (бытовая, производственная, профессионально-художественная); эстетические основы искусства и его отдельных видов; художественный образ как интегральная структура искусства; проблема художественного восприятия; эстетическая культура общества и личности.
1. Цели и задачи учебной дисциплины
Целью освоения дисциплины «Эстетика» являются формирование эстетического сознания личности, научных основ эстетической деятельности в культуре и социуме. Учебная дисциплина «Эстетика» знакомит студентов с основами этой науки, вводит в проблематику человеческой субъективности в ее чувственно-оценочном отношении к миру, а также личностного и всечеловеческого опыта культурного творчества. Основная цель курса - освоение способов осмысления явлений культуры как продукта эстетической деятельности в ее истории и современности.
Задачи курса:
1. Развивать гуманистическое мышление как элемент профессиональной культуры специалиста-культуролога на основе универсальных антропософских критериев творческого, чувственно-образного и художественного отношения к социальной действительности, миру в целом.
2. Универсализировать эстетическую рефлексию как способ восприятия красоты в человеческой деятельности в быту, межличностных и социальных взаимодействиях, общественной культуре.
3. Сформировать представление о повышении аксиологического (ценностного) статуса эстетического сознания и эстетической деятельности в становлении гражданского общества, развитии прав и свобод человека.
4. Обеспечить знание и понимание студентами сущности, происхождения и основных законов художественно-эстетической деятельности и ее высшей формы – искусства.
5. Дать представление об основных принципах философско-эстетического дискурса.
6. Сформировать способность к профессиональному эстетическому анализу природных, социальных явлений, культуры и искусства, развивать навыки активно-критического освоения и оценки социально-управленческого опыта на основе универсальных эстетических критериев.
Курс «Эстетика»
– возведение индивидуального опыта эстетических переживаний и рефлексии на уровень теоретических размышлений о нем;
– освоение основных принципов и понятий философско-эстетического дискурса;
– достижение понимания роли эстетики в культуре эпохи (исторический экскурс) и ее органичной взаимосвязи с актуальной философской проблематикой;
– акцентировать внимание студентов на особенностях отечественной эстетической мысли;
– развитие способности к эстетическому анализу явлений природы, культуры, общественной жизни и искусства, к их критическому освоению на основании философско-эстетических критериев.
7.
Предмет дисциплины:
– эстетическое сознание и эстетическая деятельность: происхождение, сущность, структура и функции;
– система эстетических категорий
– искусство как высшая профессиональная эстетическая деятельность: законы, историческая морфология, объективная дифференциация;
- специфики эстетической и художественной культуры ХХ – ХХ1 веков
2. Место дисциплины в структуре ООП.Дисциплина «Эстетика» принадлежит к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла, модулю современных культурных форм и практик. При изучении данной дисциплины студенты опираются на теоретические и конкретно-исторические, искусствоведческие знания, полученные в результате освоения ряда дисциплин Основной образовательной программы («История мировой культуры», «Философия», «Социология культуры», «История искусств», «Семиотика культуры» и др.). Важным является также владение полученными в процессе освоения вышеперечисленных дисциплин навыками анализа художественных процессов и явлений, а также приобретение эмпирических знаний по истории художественной культуры, философии и языке искусства. Дисциплина «Эстетика» необходима для последующего успешного освоения таких дисциплин, как «Массовая культура», «Культура постмодерна», «Культурная политика», «Международная защита культурных ценностей» и др..
2.1. Учебная дисциплина относится к Профессиональному учебному циклу Базовая (общепрофессиональная) часть учебного цикла.
2.2. Приступая к изучению учебной дисциплины, студент должен:
Знать: основные философии и теории культуры; основные этапы развития истории мировой и отечественной художественной культуры, основные направления развития художественной культуры;; основы истории литературы и искусства;
Уметь: логично представлять освоенное знание, демонстрировать понимание системных взаимосвязей внутри дисциплины и междисциплинарных отношений в современной науке; критически использовать методы современной науки;
Владеть:понятийным аппаратом; навыками аргументированного изложения собственной точки зрения, ведения дискуссии.
Владеть следующими компетенциями: владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);
стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6); использованием основных положений и методов социальных гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);
способностью понимать, изучать и практически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владением теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способен применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике (ПК-1);
владеет методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2);
способностью строить межличностные и межкультурные коммуникации; владеет навыками и приемами профессионального общения (ПК-7).
2.3. Данная учебная дисциплина обеспечивает изучение студентами следующих дисциплин: Художественная критика; Международная защита культурных ценностей; Культура постмодерна; Массовая культура; Культурная политика; Культура повседневности; Прикладная культурология.
Данная учебная дисциплина является предшествующей для следующих дисциплин: Теория культуры, Художественная критика, Международная защита культурных ценностей,
2.4. Данная учебная дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплинами:
1. Теория культуры в части: Теории ценностей культуры; эстетическая и художественная культура; семиотика культуры; языки культуры; искусство как язык культуры; посмодернизм и современная культура; культура повседневности; глобализация культуры
2. История философии в части: эстетика как философская наука; история философско-эстетической мысли
3. Историческая культурология: культурогенез и первобытная культура; происхождение искусства;
4. История культуры в части: Культуры древних цивилизаций; Культура античного мира; Культура Средних веков; Культура Западной Европы и Новое время; Культура ХХ-ХХ1 веков; История русской культуры; Российская культура ХХ- начала ХХ1 вв.
5. История литературы в части: Жанровое разнообразие литературы; Значение литературы на формирование мировоззрения личности
6. История кино в части: история зарубежного и отечественного кинематографа
7. Социология искусства в части: искусство и общество; искусство и зритель
8. История искусства в части: История Западноевропейского искусства; Искусство стран и народов Востока; Русское искусство Х-ХХ1 в. Искусство Византии.
9. История повседневности в части: Телесность в культуре; эстетические аспекты повседневности
10. Массовая культура в части: Искусство в системе массовой культуры; Массовые виды и жанры искусства
11. Культурная политика в части: государственные программы эстетического воспитания населения
12. Межкультурные коммуникации в части: Искусство и СМИ в межкультурной коммуникации;
13. Лингвистика и семиотика в части: Искусство как языки культуры.
14. Методы изучения культуры в части: нестандартные методологические процедуры изучения культуры
15. Прикладная культурология в части: Социальные институты культуры, обеспечивающие хранение, накопление и трансляцию эстетических ценностей
16. 3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины
Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
использованием основных положений и методов социальных гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);
способностью понимать, изучать и практически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владением теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способен применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике (ПК-1);
владеет методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2);
способностью строить межличностные и межкультурные коммуникации (ПК-5);
владеет навыками и приемами профессионального общения (ПК-7);
способностью представлять освоенное знание, системные взаимосвязи внутри и между дисциплинами в контексте профессиональной культуры; готов к участию в экспертно-консультационной работе (ПК-11);
способностью к реализации социально-культурных программ в системе массовых коммуникаций (ПК-16).
В результате освоения учебной дисциплины студент должен:
Знать: – основные категории эстетики (эстетика, эстетическое, эстетические потребности, чувства, суждения, вкус; красота, гармония, прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое; художественный образ, творчество; эстетическая картина мира; искусство);
– сущность, происхождение, структуру и функции эстетического сознания и эстетической деятельности;
– морфологию эстетического суждения;
- специфику эстетического и художественного освоения мира, эстетической и художественной культуры, искусства
– видовую и жанровую классификацию искусств;
– закономерности и тенденции исторического развития и специфику современного состояния искусства периода постмодерна;
- роль эстетики в культуре эпохи (исторический экскурс) и ее органичной взаимосвязи с актуальной философской проблематикой
;
Уметь: – разграничивать онтологический, гносеологический и аксиологический аспекты эстетики;
– определять, классифицировать и характеризовать формы эстетического сознания и деятельности, эстетические потребности, виды и жанры искусства;
– выявлять эстетические чувства в процессе материально-предметного, социально обусловленного преобразования и освоения человеком пространственно-временного континуума в объективно-природной реальности и мире «второй природы»;
– формулировать абстрактно-логические эстетические суждения и конкретизировать их – использовать в профессиональной практике культуролога
Владеть: понятийным аппаратом эстетики; познавательными подходами и методами изучения эстетических теорий и явлений; навыками эстетического суждения в профессиональной сфере; навыками формирования эстетического вкуса и эстетического развития личности; развить способности к эстетическому анализу явлений природы, культуры, общественной жизни и искусства, к их критическому освоению на основании философско-эстетических критериев.
4. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 5,5 зачетных единиц 120 академических часов. Учебно-тематический план дисциплины
для очной формы обучения
№
п/п
| Наименование раздела
| Всего ак. час./
зач.ед.
| № семестра
| В том числе, ак. час./ зач. ед.
|
Формы контроля
| Аудиторные занятия
| Самост. работа
| Лекции
| Семинары
| Практ. зан.
| Малогруп. зан.
| Инд. зан.
| 1.
| Эстетика в системе гуманитарных наук.
Предмет эстетики.
Эстетическое отношение и деятельность.
| 6 ч.
|
| 2 ч.
|
| -
| -
| -
| .
| Конспекты;
| 2.
| Сущность и структура эстетического сознания. Эстетическое чувство, отношение, суждение, вкус
|
|
| 2 ч.
|
| -
| -
| -
|
| Конспекты;
Контрольная работа
| 3.
| Основные эстетические категории
|
|
| 2 ч.
| 2ч.
| -
| -
| -
|
| Конспекты;
Дискуссия на семинаре
| 4.
| Основные этапы истории эстетической мысли
|
|
| 2 ч.
| 4 ч.
| -
| -
| -
|
| Конспекты;
Семинар - закрепление знаний
| 5.
| Эстетическая и художественная деятельность. Эстетика как философия искусства.
| .
|
| 2 ч.
|
| -
| -
| -
|
|
| 6.
| Философско-эстетические концепции творчества; личность творца
|
|
| 2 ч.
|
| -
| -
| -
|
| Конспекты;
Представление исследовательского проекта
| 7.
| Жизнь произведения искусства в культуре. Восприятие искусства.
|
|
| 2 ч.
| 2 ч.
| -
| -
| -
|
| Конспекты;
Участие в case-study
|
| Эстетика повседневности
|
|
| 2 ч.
|
|
|
|
|
| Конспекты;
Участие в case-study
|
| Итого:
|
|
|
|
|
|
|
| .
|
|
| Итоговый контроль:
|
|
|
|
|
|
|
|
| Экзамен
|
5. Содержание учебной дисциплины
5.1.Наименование и содержание разделов учебной дисциплины
Раздел 1. Эстетика в системе гуманитарных наук.
Предмет эстетики.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|