Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА И НОВЫЕ СМИ





Процессы конвергенции, широкое распространение в СМИ цифро­вых технологий, либерализация телекоммуникационного рынка приве­ли к существенному росту каналов распространения медиасодержания и предложения сопутствующих услуг. Теперь при изучении принципов функционирования медиаиндустрии необходимо знакомство с телефон­ными и компьютерными компаниями, а также представление об услови­ях доступа массового потребителя к стационарной и мобильной связи, к персональным компьютерам и Всемирной паутине. Расходы на инфор­мационные и коммуникационные технологии в США стабильно растут и в 2003 г., по данным Всемирного банка, составили 8,8% ВВП, или 3309 долл. на душу населения.

Уже в 1970-х гг. бывший монопольный оператор АТ&Тпрактически завершил телефонизацию страны, с того времени основные показатели доступности стационарной телефонной связи меняются каждый год лишь на несколько процентов в ту или иную сторону. Справочник Statistical Abstract of the United States 2005 указывает, что в 2002 г. телефон имелся в 95,5% американских домохозяйств, было проложено более 180 млн теле­фонных линий, или 62 на 100 чел. Еще четверть века назад AT&T, а затем образованные после ее раздела локальные операторы начали предлагать своим абонентам простейшие информационные сервисы, превратившись в конкурентов местной прессы. А после того, как в конце XX в. они, перейдя на оптоволоконный кабель, в несколько раз увеличили пропуск­ную способность своей инфрастуктуры, телефонные компании превра­тились в полноценную «последнюю милю», способную не только пере­давать огромные объемы данных для корпоративных клиентов, но и Доставлять телевизионный сигнал, видео, музыку и другие программы Прямо в дома простых потребителей, играя на поле кабельных и спутни­ковых провайдеров.



В развитии дополнительных услуг и медийных сервисов для своих абонентов мобильные операторы США совсем недавно еще несколько отставали от коллег из Европы и Азии, но очень быстро и этот рынок насыщается технологиями и предложениями. Распространение мобиль­ной связи уже практически превзошло распространение стационарной, в конце 2004 г. было зарегистрировано почти 185 млн подключений (бо­лее 60 на 100 жителей). Таким образом, совокупный охват телефонной связью, позволяющий предлагать программный продукт и услуги как дома, так и вне его, составляет уже почти 370 индивидуальных каналов, или 123 на 100 чел.



Практически сразу после появления персональных компьютеров от IBM в 1981 г. и от Apple в 1984 г. начали создаваться различные проекты информационного обслуживания отдельных клиентов на основе компь­ютерных сетей. Вначале это были службы видеотекста и простейшие сетевые компании, наподобие AOL, с 1993—1995 гг. им на смену пришли ресурсы, размещенные в сегменте World Wide Web, наиболее массовом в Интернете. Постоянное удешевление, минимизация и упрощение ком­пьютеров привели к резкому росту их распространения, и теперь их количество в США приближается к 200 млн (66 на 100 жителей), а коли­чество домохозяйств, установивших компьютер, перевалило за 60% еще в 2003 г.

Последнее чрезвычайно важно для развития медиасектора в Интер­нете, ведь его продукт рассчитан в большей степени на потребление в свободное время. Уже в 2002 г. опрос Pew Internet and American Life Project показал, что 36% американцев пользовались Интернетом преимуществен­но дома, 34% — дома и на работе, 10% — дома и в другом месте кроме работы, 8% — дома, на работе и в другом месте и лишь 7% — только на работе. К середине 2005 г. в США насчитывалось около 200 млн пользо­вателей Интернета, аудитория активных (выходивших в Сеть хотя бы раз за календарный месяц) пользователей составляла 150-160 млн в зависи­мости от сезона, к Сети было подключено 77,5 млн (68%) домохозяйств, из них широкополосных подключений 43 млн (55%).



Одним из переломных моментов для массового Интернета стал июль 2004 г., когда широкополосный доступ из дома впервые обошел по рас­пространенности коммутируемый (51% на 49%), ведь широкополосные пользователи проводят в Сети больше времени, скачивают более объем­ные файлы, больше тратят на электронную коммерцию. Сегодня подпи­саться на широкополосный Интернет может потенциально любой жела­ющий, ведь и телефонные, и кабельные линии, проложенные практически в каждый дом, обладают высокой пропускной способностью. Крупней­шим среди почти 7000 американских провайдеров доступа к Интернету остается America Online, чья империя была изначально построена на ог­ромной коммутируемой абонентской базе. Однако в последнее время кабельные и телефонные гиганты смещают AOL и ее прежних конкурен­тов с лидирующих позиций. Специальные модемы кабельных компаний пока более распространены, чем технология aDSL, используемая телефон­ными операторами: сейчас у них, по данным Jupiter Research, 26 и 16 млн клиентов соответственно. В 2004 г. доход от предоставления широкопо­лосного доступа составил около 14 млрд долл., или более половины от 25 млрд долл., заплаченных потребителями за выход во Всемирную сеть.

 

Крупнейшие интернет-провайдеры (весна 2005)

Интернет-провайдер* Количество абонентов, млн
America Online 21,7
Comcast 7,4
SBC 5,6
Earthlink 5,4
Road Runner 4,3

 

Онлайновые СМИ

После финансового кризиса 2000—2001 гг. и краха ожиданий перво­го периода коммерческой деятельности в Интернете американский сег­мент Сети достаточно быстро восстановился и сегодня демонстрирует высокие темпы экономического развития. В 2004 г. оборот продажи до­ступа к Сети, онлайновой рекламы, интерактивного контента составил, по данным Veronis Suhler Stevenson, около 37 млрд долл. Рекламный ин­тернет-рынок за несколько лет пережил существенную структурную пе­рестройку и в 2004 г. вырос на 33% (с 7,3 млрд долл. в 2003 г. до 9,6 млрд в 2004 г.). В отличие от конца 1990-х гг. сегодняшний рост обеспечивается за счет местной рекламы, контекстных программ, кампаний ведущих офлайновых рекламодателей.

Развитие широкополосного доступа увеличило долю мультимедийного контента, теперь через Сеть можно получать практически все те медиапро-Дукты и услуги, которые прежде требовали обращения к иным источникам и носителям. В 2004 г. плата за онлайновый контент выросла до 1,8 млрд Долл., и это не считая продаж огромного количества специализированных видеоресурсов. Ведущими медиасайтами по доходу от продажи содержания остаются yahoo.com, real.com, match.com, classmates.com и wsj.com.

 

Ведущие новостные сайты (май 2005)

Сайт Количество уникальных пользователей, млн
Yahoo! News 23,825
MSNBC 23,693
CNN 19,987
AOL News 16,979
Gannett Newspapers 11,468

Большая часть трафика и доходов от новостной и развлекательной деятельности в американском сегменте Интернета контролируется веду­щими издательскими, технологическими и мультимедийными компани­ями, однако даже среди лидеров есть представители сектора, состоящего из предприятий, чей бизнес строится в большей степени на сетевой тех­нологической платформе.

 

Ведущие компании по интернет-трафику

Компания Доход от интернет-операций в 2004 г., млн долл.
Time Warner 8 692
Yahoo! 2 653
Google 2 083
Google sites 64,444
Dow Jones and Co.

 

ФИНЛЯНДИЯ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

По занимаемой площади (338 145 км2) Финляндия — пятое в Евро­пе государство, граничащее с Россией (протяженность границы 1269 км), Норвегией (716 км) и Швецией (586 км). Столица — Хельсинки. Фин­ляндия (5,2 млн чел.) отличается низкой средней плотностью населе­ния — 16,5 чел. на км3. В южной части страны, на побережье Балтий­ского моря, плотность населения наивысшая — 120 чел. на км2, здесь проживает более 53% всего населения. Наименее заселена Лапландия — 2-3 чел. на км3. В стране 2397 домохозяйств.

Русскоязычные финны составляют третью по величине этническую и лингвистическую общность Финляндии — 33 401 чел., хотя официально не признаны национальным меньшинством. В стране проживает коренное этническое меньшинство — саамы (1720 чел., более 90% на севере, в Лап­ландии). Страна разделена на 12 губерний и 460 самоуправляемых коммун.

Официальные языки Финляндии — финский, его считают родным 94% населения страны, и шведский (родной для 6% населения, 290 2512 чел.). Денежная единица — евро (с 2002 г.).

Финляндия — парламентская республика. Ее глава — президент, выбираемый всеобщим голосованием. В настоящее время впервые в истории страны эту должность занимает женщина Тарья Халонен (до выборов член социал-демократической партии). Крупнейшие партии — социал-демократическая, партия Центра, аграрная, шведская, зеленых. Финляндия — член Европейского союза.

До 1809 г. Финляндия входила в состав Швеции, но в результате наполеоновских войн была присоединена к Российской империи, со­хранив при этом значительную долю независимости (собственная кон­ституция, валюта, армия, с 1865 г. — Парламент). Финский язык был уравнен в правах со шведским только в 1902 г. Финские женщины пер­выми в мире получили равные избирательные права с мужчинами. С 1917 г. Финляндия — самостоятельное государство.

Экономически Финляндия — типичная постиндустриальная стра­на. Сейчас в сфере обслуживания занято 58% работающих, в промыш­ленности — 33%, в сельском и лесном хозяйстве — 9%. 70% земли Фин­ляндии занимают леса, поэтому в экономике лесообработка и бумажная промышленность играют значительную роль (19,5% экспорта). Развитие промышленности и торговли достигло наивысшего уровня в столице страны Хельсинки (более 500 тыс. чел. с пригородами). Крупные инду­стриальные центры — Тампере (175 тыс. чел.) и историческая столица, центр шведскоязычной культуры Турку (160 тыс. чел.).

В начале 2000-х гг. ВНП страны составлял около 152,2 млрд долл. В 2004 г. в результате увеличения инвестиций и повышения уровня потреб­ления его рост достиг 3,7%, что выше средних показателей для ЕС. На долю сельского и лесного хозяйства приходится 4%, промышленности и строи­тельства — 33%, общественного и частного обслуживания и сферу услуг — 63%. ВВП надушу населения (начало 2000-х гг.) составлял 27 901 долл. Темпы роста национальной экономики в последние годы ежегодно превыша­ли 5%. Объем экспорта стабильно растет с начала 2000-х гг. Государствен­ные расходы на исследования составляют 3,1% от ВВП страны: по этому показателю Финляндия является одной из самых передовых стран мира. Уровень безработицы — 7,7% от общего числа работоспособного населе­ния, уровень инфляции весьма низок — 0,2%.

Финляндия известна как одно из наиболее успешных государств всеобщего благоденствия, где сглажены социальные противоречия и развита система социальной защиты населения (бесплатное образова­ние и здравоохранение, государственная поддержка неблагополучных слоев). В течение нескольких последних лет Финляндия стабильно зани­мает первое место в списке самых конкурентоспособных экономик мира, опережая США. В мировом рейтинге наименее коррумпированных эко­номик страна также занимает высшую позицию.

Законодательство СМИ

В основе регулирования СМИ лежит Конституция страны, которая в 1919 г. провозгласила принцип свободы слова в качестве важнейшей конституционной свободы. В апреле 2002 г. Министерство юстиции вне­сло проект, а правительство одобрило закон, корректирующий законо­дательство о свободе слова. Этим документом Финляндия одной из пер­вых в Европе установила ответственность провайдеров за передаваемый ими онлайновый контент.

Важнейшими сферами регулирования масс-медиа являются элект­ронные СМИ, система общественных субсидий прессе, налогообложе­ние предприятий СМИ. В стране не существует ни антимонопольного законодательства, ни ограничений на иностранную собственность в ме-Диаиндустрии. Регулирование в сфере аудиовизуальных аналоговых СМИ базируется на законах о телерадиовещательной деятельности и о телера-диофонде (1999), а также на законе о радио (2002). Основное направле­ние развития законодательства — учет процесса конвергенции СМИ и стремление унифицировать регулирование для разных секторов медиа-системы. Выдача лицензий на вещание находится в сфере ответственно­сти правительства, которое также утверждает размер абонентской платы зрителей за общественное телерадиовещание.

Система общественных субсидий прессе была создана в 1960-е гг. для того, чтобы поддержать газеты политических партий и заведомо неприбыльные, но социально значимые издания в целях сохранения многопартийности, разнообразия содержания и определенного уровня политической культуры. Сегодня печатные СМИ получают субсидии: в форме целевых правительственных грантов, как органы политических партий, избранных в парламент, и как «газеты мнений» или издания культурной направленности.

Важная тенденция последних лет в медиаполитике финского госу­дарства — дерегулирование. Она проявляется в сокращении системы государственных субсидий прессе и постепенном ослаблении экономи­ческих обязательств коммерческих телеканалов перед общественным вещателем YIeisradio, что традиционно было ключевыми чертами фин­ской медиаполитики.

МЕДИАРЫНОК И РЕКЛАМА

В 2003 г. общий оборот финского медиарынка составлял 3,9 млрд долл. Основную часть медиаиндустрии формирует сектор так называ­емых графических коммуникаций, к которым финские экономисты от­носят газеты, журналы, книги, различные виды печатной рекламы. На долю этого сектора приходилось около 72% всего оборота медиаиндуст­рии. Доля электронных СМИ — телевидения, радио, онлайновых ин­формационных служб — составляла 20% оборота, доля медианосителей, выпущенных записывающими индустриями (аудио- и видеокассеты, CD-ROM, DVD), - 9%.

 

Структура индустрии СМИ (2004)

СМИ Доля, % общего оборота
Газеты
Телевидение и радио
Журналы

 

СМИ Доля, % общего оборота
Книги
Отдельные медианосители (кассеты, видео, CD-ROM, DVD)
Бесплатные газеты
Остальное
Всего 100*

 

Рынок рекламы в Финляндии в 2003 г. составлял почти 1,2 млн долл. В 2004 г. объем рекламы в СМИ вырос на 6,5%.

 

Структура рынка рекламы (2004)

СМИ Объем рекламы, млн долл. Доля рынка рекламы, %
Газеты 55,2
Телевидение 19,2
Журналы 16,5
Радио 4,4
Наружная реклама 2,9
Интернет 1,6
Кинотеатры 2,5 0,2
Всего 1357,5

 

Основные рекламодатели финских СМИ существенно отличаются в зависимости от типа масс-медиа. На телевидении доминируют глобаль­ные и общенациональные бренды (2003) — Unilever (3,7% общего време­ни рекламы), Coca-Cola (2,0%), Hartwall (финские прохладительные на­питки, 2,0%), Procter & Gamble (1,9%), McDonald's (1,8%), Valio (продукты питания, 1,8%), L'Oreal (1,7%), Sonera (телефония, 1,5%), Masterfoods (1,4%), Dressmen (финская сеть магазинов мужской одежды, 1,4%). Ос­новные типы рекламируемых товаров — продукты питания, торговые марки, развлечения, косметика, телекоммуникационные услуги, автомо­били. В печатных СМИ на первое место выходят финские компании.

Ежедневно финны смотрят телевидение в течение 207 мин {это не самый высокий показатель для стран Западной Европы), слушают радио 169 мин., читают ежедневные газеты 48 мин, журналы — 33 мин, пользу­ются Интернетом — 33 мин, читают книги — 29 мин, слушают музы­кальные записи 18 мин, смотрят видео или DVD — 11 мин, читают бес­платные газеты — 11 мин, потребляют прямую рекламу — 2 мин.

Несмотря на разницу во времени, которое отводится различным СМИ, приоритеты финской аудитории СМИ находятся на стороне пе­чатных масс-медиа.

 

Отношение аудитории к СМИ

СМИ Считают важным, % общей аудитории
Телевидение
Газеты
Радио
Местные газеты
Журналы
Интернет
Бесплатные газеты
Вечерние газеты

 

Концерны

По европейским масштабам финские медиакорпорации сравнительно невелики, однако уровень концентрации финской медиаиндустрии весьма высок, постоянно повышаясь с начала 1990-х гг.

Газетный рынок Финляндии характеризуется стабильным процес­сом концентрации собственности в руках нескольких крупных компа­ний, особенно на региональном уровне. За период с 1990 г. в стране выросло число газет, находящихся в собственности цепей: их общее число в Финляндии — 22 (2004), они издают 40 ежедневных и 90 неежедневных газет. Сами цепи сравнительно небольшие, только три из них владеют более чем 10 газетами. За этими данными стоит общая тенденция к ук­рупнению газетных компаний. В 2004 г. на долю двух ведущих газетных компаний — SanomaWSOYw Alma Media — приходилось 56% совокупно­го национального тиража (в 1980 г. на долю четырех ведущих компаний - всего лишь 31%). SanomaWSOY издает 6 газет тиражом около 770 тыс. экз. (34% общенационального тиража), Alma Media — 10 газет тиражом 505 тыс. экз. (22%). На рынке ежедневных газет доминируют 5 це­пей: кроме двух упомянутых в их число входят еще компании Keskisuomalainen (г. Ювяскюля, 22 газеты, 8% общенационального тиража), Turun sanomat group (г. Турку, 5 газет, 5% общенационального тиража) и llkka group (г. Сей-найоки, 7 газет; 3% общенационального тиража). Эти пять цепей контро­лируют более половины газетного тиража Финляндии.

Ведущие газетные компании не просто становятся масштабнее по объему производства. Они превращаются в мультимедийные предприя­тия, производящие контент в самых разных медиаформах — газетной, жур­нальной, радио- или телевизионной, онлайновой. Одновременно с этим происходит другой процесс — выход медиакапитала стран Северной Евро­пы на рынки соседних стран. Так, шведский концерн Бонньеров в 2005 г. стал крупнейшим игроком на рынке коммерческого телевидения Финлян­дии, приобретя в собственность все аудиовизуальные активы Alma Media, a финская SanomaWSOY завоевала позицию крупнейшего иностранного вла­дельца российских СМИ: в 2005 г. компания купила ведущего издателя ино­странных лицензионных журналов — Independent Media.

Крупнейшие концерны СМИ Финляндии — это предприятия, об­разованные в результате диагональной концентрации. Они действуют сразу в нескольких секторах медиаиндустрии, причем лидеры — SanomaWSOY и Alma Media — присутствуют практических во всех сегментах медиа-рынка. Однако на фоне ведущих предприятий европейской медиаиндус­трии финские концерны СМИ выглядят скромно. Так, оборот капитала ведущего медиаконцерна SanomaWSOY уступает обороту известной фин­ской компании — телекоммуникационного гиганта Nokia — более чем в двадцать раз. Правда, Nokia уже давно перешла национальные границы, превратившись в транснациональную корпорацию. Сравнение с ней SanomaWSOYnoKaszTeflbHO еще и потому, что подчеркивает преимуществен­но национальный характер владельцев финских медиапредприятий.

 

Основные сферы деятельности ведущих медиакомпаний

 

Компания Сфера деятельности
Газе­ты Жур­налы Книги Радио ТВ Аудио­визуальная продукция Новые СМИ Распро­странение
Sanoma WSOY X X X (X) X X X X
Alma Media X (X)   X X X X  
Yleisradio       X X X    

 

 

Компания Сфера деятельности
Газе­ты Жур-налы Книги Радио ТВ Аудио­визуальная продукция Новые СМИ Распро­странение
Turun Sanomat X     X (X) X    
Otava Kuvalehdet     X X   (X)   X
Edita   X X   (X)   X  
Talentum   X X     (X) X  
A-lehdet   X            
Pohjois-Karjalan Kirjapaino X       (X)      
Ilkka X     (X) (X)   (X)  

 

Концерн SanomaWSOY — самое крупное медиапредприятие Финлян­дии и при этом самый крупный налогоплательщик страны на протяже­нии последнего десятилетия. Оборот капитала — 2476 млн долл. (2002). В сегодняшнем виде концерн существует с 1999 г. после слияния круп­нейшего в Финляндии газетного издателя Sanoma, ведущего книжного издательства WSOYw второй по величине журнальной компании Helsinki Media, владевшей также контрольным пакетом коммерческого вещателя Nelonen. Новая компания получила название SanomaWSOY, Летом 2001 г. дочерняя компания SanomaWSOY приобрела акции СЮ, подразделения потребительских журналов голландского концерна VNU, став первым по обороту капитала медиапредприятием Северной Европы и пятым по величине издателем потребительских журналов Европы. В 2004 г. кон­церн приобрел бесплатную газету Uutislehti 100, второе по уровню рас­пространения издание подобного формата в Хельсинки, проявив свой интерес к быстро развивающемуся сегменту газетного рынка.

Концерн включает в себя несколько подразделений, которые дей­ствуют в различных секторах медиаиндустрии. Газетное подразделение SanomaWSOY издает крупнейшие в стране ежедневные газеты — утрен­нюю Helsingin sanomat, вечерний таблоид llta-sanomat и деловой таблоид Talouselama. На долю Helsingin sanomat u llta sanomat приходится 29% общенационального газетного тиража; практически в каждой финской се­мье читают общенациональные газеты концерна. С начала 2000-х гг. компа­ния — мажоритарный владелец цепи региональных и местных газет в Юго-Восточной Финляндии, что дало ей контроль над 25% общенационального газетного тиража. Концерну принадлежит 25% акций санкт-петербургской газеты «Смена».

Журнальное подразделение концерна SanomaWSOY следует избран­ной в последние годы стратегии интернационализации бизнеса. В на­стоящее время оно выпускает 232 журнала в 9 странах Европы, в том числе и в России. В состав концерна также входит крупнейшее в Фин­ляндии издательство Werner Soderstrom OY, выпускающее значительную долю финской книжной продукции (в 2003 г. — 714 книг). На аудиови­зуальном рынке концерн представлен дочерней компанией Nelonen TV (четвертый коммерческий канал общенационального телевидения). SanomaWSOY также принадлежит ряд подразделений в сфере новых СМИ, компания ведет многочисленные интернет-проекты.

SanomaWSOY можно назвать мультимедийным предприятиям: в его составе подразделения, действующие во всех секторах СМИ.

Alma Media — вторая по величине медиакомпания Финляндии, об­разовавшаяся в 1997 г. в результате слияния газетно-издательской груп­пы Aamulehti, издававшей вторую по тиражу финскую газету для региона Тампере, и коммерческого вещателя Mainos-TV, созданного в 1957 г. Крупнейшим иностранным собственником концерна являлась ведущая шведская медиагруппа Bonniers АВ, оборот капитала составлял 465 млн евро (2004). Однако, приняв решение продать акции аудиовизуального подразделения шведским партнерам, Alma Media вернулась к историчес­ки привычной сфере деятельности — печатным СМИ. В настоящее вре­мя Alma Media издает третью по тиражу в Финляндии региональную Aamulehti, национальную деловую Kauppalehii, таблоид lltalehti. Компа­ния является полным владельцем или мажоритарным акционером в 33 изданиях, в том числе 9 ежедневных. В начале 2000-х гг. на ее долю при­ходилось 17% общего тиража финской прессы (приблизительно 500 тыс. экз.), который читали около 2 млн чел.

В составе Alma Media сегодня; издательское подразделение, осуще­ствляющее выпуск ежедневных и региональных газет — Kauppalehti, lltalehti, Satakunnan kansa, Aamulehti, Lapin Kansa, Pohjolan sanomat, Kainuun sanomat, а также многочисленных местных, городских и потребитель­ских изданий; группа, обеспечивающая деятельность агентства деловой информации Baltic News Service, которое имеет отделения в странах Бал­тии, а также оказывающее консалтинговые услуги; подразделения, отве­чающие за управления миноритарными пакетами акций в типографском бизнесе, компаниях немедийного профиля; службы классифицирован­ной рекламы в Финляндии и Эстонии, информационные системы.

Yleisradioradio (Yle). Эту компанию часто называют «третьим китом», На котором стоит финская медиаиндустрия. Это третья по величине Финская медиакомпания. По числу работающих она — одна из самых крупных в Финляндии — 3600 чел. На 99,9% Yle принадлежит финскому государству и управляется Административным советом, состав которого (21 чел.) утверждается парламентом страны. Он же выбирает генерального директора компании. В настоящее время его обязанности исполняет Мика-ел Юнгнер (с 2005 г.). Административный совет также дает предложения по объему абонентской платы для зрителей, которая утверждаются правитель. ством. С 2005 по 2007 г, она составляет 271 долл.

Через государственный телерадиофонд У/е финансируется из трех источников — за счет абонентской платы зрителей (в настоящее время почти 90% доходов), операционной лицензионной платы (около 5%) ц других источников, таких как реализация программ, продажа авторских прав (5%). В данной структуре наиболее нетипичным для медиаиндуст-рии источником прибыли является «операционная лицензионная пла­та», которая, согласно положению о государственном телерадиофонде, высчитывается пропорционально доходам от рекламы с коммерческих телеканалов. Они платят своего рода «общественный налог» в бюджет общественного вещателя — фиксированный процент отчислений со своих рекламных доходов. Компания не имеет права транслировать рекламу и спонсорские программы.

Оборот капитала компании в 2005 г, составил 487 млн долл., а при­рост за счет увеличения абонентской платы составил 8,8%. По данным теле радиофонда, в 2005 г. ее собрали с 2 005 185 домохозяйств (падение по сравнению с 2004 г. составило 11 568 домов). Однако операционная лицензионная плата сократилась за год на 1,4 млн долл., что связано с постепенным уменьшением ее доли в бюджете YIe. До 2005 г. компании также принадлежало 10% акций трансляционной сети Digita OY, которые в 2005 г. было решено продать владельцу основного пакета акций —< французской компании Telediffusion de France. Последняя с 2001 г. рав­ными долями уже выкупила 90% акций сети.

Bonniers АВ до 2005 г. была одним из крупных акционеров регионар­ной медиагруппы Alma Media, которой наряду с печатными СМИ принял- I лежал самый большой в Финляндии канал коммерческого ТВ — MTV3 (MainosTV), быстро растущий цифровой кабельный канал SubTVn коммер- -ческая радиостанция Radio Nova. В январе 2005 п концерн Бонньеров — по согласованию с финскими акционерами — полностью выкупил у Alma Media активы его электронных СМИ. Одной из причин сделки было нежелание уступить старейший в Скандинавии канал коммерческого ТВ норвежской компании Schibsted, которая стремилась купить аудиовизуальные активы Alma Media. Второй причиной стала стратегия Alma Media к возвращению в традиционную для себя сферу печатных СМИ и ухода от транснациональ­ной собственности. Оборот капитала концерна в 2002 г. — 1704 млн долл.

Hufvudstadsbladet — небольшая по обороту и масштабам деятельно- I сти газетная компания, но она относится к числу ведущих финских медиа- 1 предприятий, поскольку контролирует 44% газетного тиража финских и шведскоязычных газет. При этом существенную часть бюджета компа­нии составляют целевые дотации финского государства. Компания из­дает самую крупную финскую газету на шведском языке Hufvudstadsbladet, перешедшую в 2004 г. на таблоидный формат и изменившую название, а также региональные газеты Borgabladet (г. Порво, в 2005 г. госу­дарственная целевая субсидия составляла 65 131 долл.), Osterbottningen (г. Коккола, целевая субсидия — 65 131 долл.) и Ostra Nyland(r. Ловииса, целевая субсидия — 32 566 долл.).

 

ПЕЧАТНЫЕ СМИ

Финляндия — страна печатных СМИ. Здесь выходит 200 газет, 320 журналов общего интереса, 2100 специализированных и корпоративных журналов. Не в последнюю очередь такое положение объясняется струк­турой экономики: Финляндия — одна из ведущих стран мира, произво­дящих бумагу. В структуре ее экспорта лес и бумага занимают 19,5%. На внутреннем рынке бумага и печатные услуги, а также цены на газеты и журналы сравнительно невысоки.

Газеты

В последние десятилетия Финляндия стабильно занимает лидирую­щие места в числе стран с наибольшим уровнем потребления газет — 522 экз. на 1000 чел. (2004). В Европейском союзе страна — лидер по числу газет на 1000 чел., в мире она занимает третье место после Японии и Норвегии. 80% финнов в возрасте от 12 до 69 лет ежедневно читают газеты, причем уровень доверия печатным СМИ наивысший: им дове­ряют полностью или почти полностью 84% финнов.

Устойчивая популярность печатной прессы объясняет, почему газе­ты все еще главный рекламоноситель — 56% финской рекламы уходит на газетный рынок. Оборот прессы составляет 30% оборота всей фин­ской медиаиндустрии. В бюджете газет доходы от рекламы в среднем составляют 56%. Особенность финского медиарынка — высокая доля подписки в структуре распространения. В доходах от реализации тиража преобладают доходы от подписки (43,6% общих доходов газет). Только 0,4% доходов поступают от розницы. Основная часть аудитории ежед­невной прессы — 90% — выписывают свои издания более одного года.

Несмотря на прочное положение в медиасистеме финских газет, их Количество медленно сокращается, отражая общую тенденцию на газет­ных рынках экономически устойчивых стран. В 2000 г. в стране издава­лось 213 газет. В это число входили 55 ежедневных (выходящих от 4 д 7 раз в неделю) и 27 семидневных газет. В 2004 г. количество газетных изданий сократилось до 199 (закрылось 14 газет, сокращение на 6,6%), Из них 53 ежедневных (закрылось 2 газеты) и 29 семидневных газет. Около 150 газет выходят неежедневно, их общий тираж достигает 940 000 экз.щ средний тираж — 6400 экз.

Средний бюджет финской газеты строится следующим образом: 30% расходов идет на производство {бумага, краска, типографские расходы.^ 27% — на редакционные затраты, 22% — на управление и маркетинго­вые расходы, 21% — на распространение.

Общемировая тенденция снижения тиражей не обошла стороной и Финляндию; за 10 лет (1990-2000) общенациональный тираж сократил­ся на 20%. Однако в начале XXI в. падение тиражей приостановилось: за 4 года с 2000 по 2004 г. газетный тираж уменьшился на 100 000 экз. (—1%) и составил 3,2 млн экз.

Газетный рынок Финляндии в целом близок к насыщению и прак­тически исчерпал возможности роста. Стабильность газетной индустрии связана с достижением оптимальной структуры рынка. Основные его] сегменты — общенациональные, выходящие в столице, региональные (иногда называемые также провинциальными, т.е. выходящими в цент­рах провинций), местные и специализированные газеты. Основу газет-J ной периодики составляют ежедневные региональные газеты на фин­ском языке — 22 издания, доминирующие на своих географических рынках, в целом совпадающих с границами административных и эконо­мических районов. Большинство этих изданий (20) старше 100 лет. На шведском языке выходит 13 газет, 9 — ежедневно. Общий тираж шведско-язычных газет составляет 155 000 экз. (4,8% общего газетного тиража).

 

Общенациональные газеты (2004)

Газета Партийная принадлежность Время выхода, формат Тираж, экз. Динамика тиража с 2003 г., %
Helsingin sanomat «Неприсоединившаяся» Утренняя, А2 434 472 -1.2
Ilta-Sanomat «Неприсоединившаяся» Вечерняя, A3 (таблоид) 201 281 +1,3
lltalehti «Неприсоединившаяся» Вечерняя, A3 (таблоид) 130 371 +7,5
Kauppalehti «Неприсоединившаяся» (деловая) Утренняя, A3 (таблоид) 81 737 + 1,0
HBL (на шведском языке) «Неприсоединившаяся» Утренняя, A3 (таблоид) 50 694 +1.1

 

Газета Партийная принадлежность Время выхода, формат Тираж, экз. Динамика тиража с 2003 г., %
Taloussanomat «Неприсоединившаяся» (деловая) Утренняя, A3 (таблоид) 39 229 +12,8
"Uutispaiva Demari Социал-демокра­тическая Утренняя, A3 (таблоид) 17 422 +0,9
Kansan Uutiset Левые силы Утренняя, A3 (таблоид) 9 075 +11,4
Suomenmaa Партия центра Утренняя, A3 (таблоид) 9 023 +13,4

 

Несмотря на наличие общенациональной прессы, региональные газеты доминируют на своих географических рынках и практически вез­де по уровню проникновения опережают столичную прессу, в том числе и лидера тиража — Helsingin sanomat. Список общенациональных и 10 самых крупных по тиражам ежедневных газет существенно различаются.

 

Ведущие газеты (2004)

Газета Город издания Тираж Динамика тиража, 1993-2003 (%)
Helsingin sanomat Хельсинки 434 472 -1,2
Ilta-Sanomat Хельсинки 201 281 +1,3
Aamulehti Тампере 136 726 +0,3
lltalehti Хельсинки 130 371 +7,5
Turun sanomat Турку 111 299 -0,2
Maaseudun tulevaisuus Хельсинки 82 080 -2,5
Kaleva Оулу 81 938 +0,3
Kauppalehti Хельсинки 81 737 +1,0
Keskisuomalainen Ювяскюлн 75 852 0,0
Savon sanomat Куопио 65 208 -0,2

 

Ежедневным газетам — как общенациональным, так и региональ­ным — приходится бороться за читателей. Действенной мерой стала программа «Газета в школе», которая приучает школьников использо­вать газеты в ходе учебы для получения знаний о современном мире, помогает им лучше понимать сущность, функции и процесс создания печатных СМИ.

Важные особенности газетного рынка Финляндии — это сохране­ние партийных изданий, выходящих сейчас в основном еженедельно, и стабильный рост в последние десятилетия вечерней прессы. Кризис партийных газет Финляндии начался после Второй мировой войны, когда большая часть газет, связанных с политическими партиями, провозгла­сили себя «неприсоединившимися». В настоящее время число последних составляет 95%, и это означает, что у многих партий, например Нацио­нальной коалиционной, уже на осталось печатных органов. Главная причи­на кризиса партийной печати — экономическая. В условиях сокращения популярности политические партии были не в состоянии финансировать в прежнем масштабе свои издания. Рекламодатели же, стремясь к широкому охвату потребителей на региональных рынках, оказались заинтересованы в таких рекламоносителях, которые бы поступали к читателям вне зависимо­сти от политических пристрастий последних.

Дотации прессе в странах Северной Европы достигли пика на рубе­же 1980-1990-х гг., после чего их объемы начали сокращаться. В 1994 г. в Финляндии система дотаций была пересмотрена, отменены общие до­тации, а оставшиеся, получившие статус общественных, были разделены на три основные категории, существующие до настоящего времени. Общий объем средств, выделяемых на поддержку прессы, значительно сократился, причем существенное сокращение — почти на 20% — пришлось на после­дние пять лет. В 2005 г. объем дотаций составлял 7943 тыс. долл.

Вечерних газет в Финляндии две — это Ilta-sanomat и lltakhti. Они обе входят в первую десятку финского газетного рынка, обе выходят в похожем (таблоидном) формате, являясь «вторыми» газетами крупней­ших финских медиаконцернов. Для финских вечерних газет характерен особый, облегченный стиль подачи информации, который не исключает обращения к серьезным темам политики, бизнеса, социальных вопро­сов. Этот симбиоз развлекательности и глубины дал название целому классу изданий в странах Северной Европы — квалоидам, качественным таблоидам. И Ilta-s

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.