Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА И НОВЫЕ СМИ





Основной сегмент рынка телекоммуникаций России по-прежнему

формируется передающими предприятиями телерадиовещания и опера­торами стационарной телефонии, использующими устаревшее аналого­вое оборудование, однако в крупных городах быстро развивается Интер­нет и мобильная телефония. Число стационарных телефонов на 1000 чел., по оценкам Всемирного банка, в России достигало 243 (2002), что явля­ется следствием значительного уровня государственного контроля в от­расли. Напротив, в тех сферах, где вмешательство государства минимально, уровень развития телекоммуникационного сектора достаточно высок. По данным Фонда общественного мнения и Министерства информацион­ных технологий и связи, к 2005 г. количество пользователей Интернетом в России в начале 2006 г. составило 21,8 млн чел., причем это число увеличилось на 0,9 млн чел. с середины 2005 г. и на 7,1 млн чел. с начала 2004 г. По данным британского журнала Economist, число пользователей мобильными телефонами на 1000 чел. в России составляло 253, россий­ские же оценки были более оптимистичными — 53% населения.

В контексте национального медиарынка заметным фактором стал Интернет, поскольку пользователями глобальной Сети в России явля­ются наиболее активные группы населения, многие компании включают Интернет в структуры управления и распространения, предлагают интер­активные услуги и содержание, а органы государственной власти расши­ряют свое информационное присутствие в Сети. В 2005 г. количество пользователей Интернета в России увеличилось до 22 млн чел., обозна­чив 19%-ный рост по сравнению с предыдущим годом. Фактически каж­дый шестой россиянин пользовался глобальной Сетью. Аудитория Руне­та — российского сегмента глобальной Сети, несмотря на определенную ограниченность, состояла из активного ядра — 30% пользователей, а также регулярных и нерегулярных пользователей. Поданным опроса исследо­вательского холдинга ROMIR Monitoring, активная аудитория российско­го Интернета составляет 13% от всего населения страны. По данным статистики SpyLOG, ежегодный относительный рост аудитории в послед­ние годы достигает 40%. Общее количество русскоязычных пользовате­лей в мировом Интернете — 28-32 млн.



Типичными пользователями в настоящее время являются молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет, с высшим образованием или учащиеся, работающие в органах государственного управления, частных компаниях и СМИ. Доля женщин среди российских пользователей уже приблизилась к половине. Несмотря на рост числа домашних подключений, большая часть выхода в Сети пока происходит из офисов. Это, несомненно, связано с низкой насыщенностью домохозяйств компьютерами; по данным Economist, в 2005 г. на 1000 россиян приходилось 89 ПК. Традиционно основная часть интернет-аудитории сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге, однако в 2000-е гг. география глобальной Сети постоянно расширялась, причем наибольший прирост пользователей приходится на Сибирь, Урал, Цент­рально-Черноземный и Поволжский районы.



Ресурсы Интернета в России оцениваются через число интернет-хостов, которое в 2005 г. составило 1 135 833. По данному показателю Россия была 22-й в мире. На 1000 россиян число хостов составляло 7,9. Основная технология подключения к Интернету в России все еще пред­ставлена dial-up — 42%, однако растет доля подключений по выделен­ным линиям связи — 34% и широкополосным линиям (ADSL) — 18%.

По данным Федерального агентства по печати и массовым комму­никациям, в Рунете действует более 180 тыс. сайтов, в том числе 19 тыс. образовательных, что составляет 11% от общего числа (2005).

Развитие Интернета в России стимулируется не только частным бизнесом. В 2001 г. были приняты государственные программы «Элект­ронная Россия» и «Единая информационная образовательная среда». То, что эти программы правительство соединило в общий пакет, явилось отражением нового понимания важности сферы информационных ком­муникаций, ее роли в создании гражданского общества, установления ди­алога власти с гражданами и возрастающего значения образования. «Элек­тронная Россия» направлена на создание условий доступности современных ИКТ широким слоям населения в их общении с властью. Правительство считает, что «Электронная Россия» позволит связать с внешним миром тысячи небольших деревень и поселков, в которых подчас нет и телефонной свя­зи. Программа имеет четкую российскую специфику. Средства для реа­лизации программы выделяются главным образом из государственных бюджетов — 50% из федерального, 30% — регионального. Около 20% финансирования привлекается из внебюджетных источников.



В развитии Интернета в России важную роль призван сыграть но­вый Федеральный закон «О связи», вступивший в силу в 2005 г. Он ввел понятие «телекоммуникационной услуги», которая должна предостав­ляться любому гражданину РФ вне зависимости от его места жительства. На практике это означает, что частные телекоммуникационные операто­ры должны платить 1,5%-ный налог со своих доходов в общий фонд, на средства из которого будет создаваться доступ к телефонии и Интернету в каждом населенном пункте России с населением не менее 500 чел.

Сфера мобильной телефонии в России — один из активно развива­ющихся секторов телекоммуникационного рынка. За менее чем 10 лет мо­бильная связь стала технологически и экономически доступна большей части россиян. Несмотря на разницу в статистике, можно с достаточной степе­нью достоверности утверждать, что мобильной телефонией охвачено 54% россиян. Согласно данным Министерства информационных технологий и связи, в начале 2006 г. в Москве насчитывалась 131 SIM-карта на 100 чел., в Санкт-Петербурге — 11 на 100. Число проданных мобильных телефонов в России в этот период достигло 118,9— 120 млн, однако у многих пользо­вателей было по нескольку телефонов и SIM-карт.

Мобильный сектор пока еще не стал значительным каналом рас­пространения медиаконтента и медиауслуг, однако ожидания относитель­но его весьма велики. В начале 2005 г. объем рынка мобильного контента оценивался в размере 300-310 млн долл. По данным АКАР, инвестицион­ная приапекательность сектора мобильного контента объясняется тем, что Доходность проектов в нем может превышать 100%, а средний срок окупаемости составляет 1-2 года.

Эти данные подтверждаются статистикой 2004 г. Доходы мобильных операторов от SMS-услуг составили 6% (15—16 млн долл.) от всех услуг мобильного контента, причем наивысшими темпами развивались Java-игры и медиауслуги. Основными потребителями последних стали моло­дые люди в возрасте 15—25 лет, расходующие на мобильную связь ежеме­сячно 10 долл. и больше.

В 2005 г. оформилась и новая бизнес-модель в сфере мобильной телефонии. По оценкам экспертов, мобильные операторы заработали около 15-18 млн долл. на SMS, которые абоненты отправляли в интер­активные телепрограммы. Известно, что 10—15% от этих доходов мо­бильные операторы обычно перечисляют телекомпаниям, зрители кото­рой участвуют в SA/5-голосованиях или опросах.

Онлайновые СМИ

Потеря традиционной прессой своих читателей отчасти связана с ростом информационной роли онлайновых СМИ. Помимо средств мас­совой информации, представленных исключительно в Интернете, все федеральные и большинство региональных ежедневных газет в настоя­щее время имеют собственные электронные версии, а раздел Рунета «СМИ-Периодика» в целом насчитывает более 1700 сайтов. В 2000-х гг. состав информационных интернет-лидеров неизменен. Это RBC.Ru, Lenta.Ru, Gazeta.Ru, Dni.Ru, Strana.Ru, Grani.Ru, Utro.Ru, а также сай­ты «Известий», «Комсомольской правды» и «Независимой газеты». В сред­нем популярность крупных медиасайтов Рунета за прошедшие 5 лет возросла десятикратно.

До 2004 г. картина развития онлайновых средств массовой инфор­мации была чрезвычайно проста. Основных игроков медийного рынка Рунета можно было разделить на три группы: пионеры (RBC.Ru, Lenta.Ru, Gazeta.Ru), последователи (Utro.Ru, Dni.Ru, Grani.Ru, Strana.Ru) и сай­ты традиционных СМИ (lzvestia.ru, Kp.ru, Ng.ru). Первым крупным он­лайновым СМИ стало информагентство «РосБизнесКонсалтинг» (РБК). В августе 1998 г., когда для пользователей Рунета (общее число которых тогда не превышало миллиона человек) самой важной информацией стал курс доллара, популярность РБК была сравнима с популярностью круп­нейших российских поисковых систем. Весна 1999 г. стала началом успе­ха первых онлайновых газет Gazeta.Ru и Lenta.Ru. По мере роста числа последователей трафик категории «СМИ-Периодика» Рунета постепен­но дробился между все большим числом игроков, а доля лидеров понем­ногу размывалась.

Звездным часом сайтов традиционных газет стал 2002 г. — год сво­еобразного «второго рождения», хотя многие из них были созданы еще в 1997 г. При этом сайты «Известий» и «Комсомольской правды» входят в десятку крупнейших онлайновых СМИ Рунета уже с осени 2001 г. Правда, занять ведущее место в его новостном сегменте они так и не смогли. Возможно, потому, что изначально были ориентированы на ана­литику или, как минимум, комментирование событий, а не на их прямое освещение. Многолетние наблюдения за поведением российской интернет-аудитории показывают, что в случае событий большой важности читатели в первую очередь обращаются за новостями на сайты самостоятельных онлайновых СМИ. Но, утолив первый информационный голод, пользо­ватели Сети вслед за этим, как правило, посещают «газетные» ресурсы, чтобы найти там объяснение прочитанному.

 

Онлайн-периодика (2004)

 

Издания Количество зарегистрированных онлайн-изданий, наименований
2002 г. 2003 Г. 2004 г.
Ежедневные
Другие
Всего

 

Аудитория онлайн-изданий (2004)

Газеты Адрес в Интернете Количество посещений за месяц
«Комсомольская правда» www.kp.ru 8 304 797
«Известия» www.izvestia.ru 5 597 066
«Московский комсомолец» www.mk.ru 4 681 991
«Аргументы и факты» www.aif.ru 2 196 423
«КоммерсантЪ» www.kommersant.ru 2 015 090

 

По сравнению с 2003 г., средняя суточная аудитория новостных сай­тов Рунета в 2004 г. выросла почти на 65%, и миллион посещений в день сегодня является нормой. В общем трафике Сети это порядка 15%, но в Дни громких событий число посещений новостных сайтов возрастает вДвое. Последний рекорд был зафиксирован во время террористическо­го акта в Беслане и составил 35%.

Онлайновые СМИ в России постепенно выходят в лидера по исполь­зованию их в качестве источников информации. По данным ВЦИОМа, в 2005 г. жители Москвы и Санкт-Петербурга в качестве наиболее часто используемых источников информации называли общенациональное ТВ (82% опрошенных), общенациональное радио (46%), местное ТВ (33%) и Интернет (21 %). Показательно, что Интернет опередил такие традици­онно популярные источники, как общенациональные газеты (18%), ме­стные газеты (15%) и местное радио (12%). Правда, для жителей регио­нов Интернет в качестве наиболее популярного источника по-прежнему уступал газетам.

Информационные предпочтения интернет-пользователей связаны с поиском новостей — их ищут 87% пользователей, загрузкой файлов — 77%, коммуникацией с использованием таких систем, как ICQ, MSN, Yahoo messenger — 57%, участием в форумах и чатах — 36%. Важная тенденция связана с тем, что российские интернет-пользователи все чаще представляют наиболее обеспеченные слои населения. Так, в 2005 г. сре­ди россиян, зарабатывавших более 10 000 долл. в месяц, было большее число блоггеров и клиентов э-банкинга. Это объясняет растущий инте­рес рекламодателей к Интернету как рекламоносителю.

Доходы от предоставления доступа в Интернет постоянно растут: в 2004 г. они увеличились почти вдвое — с 290 млн долл. в 2003 г до 560 млн долл., а в 2005 г. приблизились к 1 млрд долл. Рынок онлайн-периодики становится все более конкурентным, и борьба на нем принимает такой же жесткий характер, как и на рынке «бумажной» прессы. Предвестни­ком этого стало почти одновременное обновление в 2005 г. сайтов двух крупнейших онлайновых СМИ — Lenta.ru и Rambler Mass Media (на­следник Rambler Media), которые установили для сетевых СМИ новые стандарты в области подачи информации.

В число наиболее крупных рекламодателей российского Интернета входят как зарубежные, так и российские компании — Samsung, Sony, М.Видео, Nokia, «Би Лайн», МТС, Citybank, Philips, МТУ-Интел, Hewlett-Packard, Microsoft, «МегаФон», Siemens, Motorola, Ford Motor Company, Sony, Внешторгбанк. Основные агентства, специализирующиеся на размеще­нии рекламы в Интернете, — это AdWatch, Promo Interactive (бывшее Promo.ru), IMHO VI, тDigital, MediaStars, Index20, «Манифест», Медиа-отдел студии Лебедева, A-Net, 2Sun, «Прорыв», «Приор», Traffic,

Вместе с тем о наличии жизненно опасной конкуренции для печат­ных изданий со стороны онлайновых СМИ все же говорить еще рано: объемы читательской аудитории и рынка рекламы в прессе и онлайно­вых СМИ пока несопоставимы.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.