Сделай Сам Свою Работу на 5

Единобожия в обладании атрибутами Господа недостаточно





Краткое разъяснение составляющих единобожия

 

Первая составляющая – единобожие в обладании атрибутами Господа. Это – признание того, что Всевышний Аллах является Господом, Властелином, Творцом и Кормильцем всего сущего. Он дарует жизнь и умерщвляет, приносит пользу и причиняет вред. Только Он внимает молитвам, когда творения оказываются в беде, и только Он вершит всеми судьбами, распоряжается любыми благами и способен на всякую вещь, и никто другой не разделяет с Ним этой власти. Сюда же относится вера в божественное предопределение.

Вторая составляющая – единобожие в обладании божественными именами и качествами. Это – признание того, что Аллах ведает обо всем сущем, способен на всякую вещь, что Он – Живой Вседержитель, Которого не одолевают ни дремота, ни сон. Его воля неукоснительно исполняется, а Его мудрость совершенна и безгранична. Он – Слышащий и Видящий, Сострадательный и Милосердный. Он вознесся (или утвердился) на Троне и обладает божественной властью. Он – Властелин, Святой, Пречистый, Оберегающий, Хранитель, Могущественный, Могучий, Гордый. Он пречист и далек от всего, что приобщают к Нему в сотоварищи. Сюда же относится вера во все остальные прекрасные имена и возвышенные качества Аллаха, верить в которые необходимо, не лишая их смысла и не искажая его, не описывая их и не уподобляя их качествам творений.



Третья составляющая – это единобожие в обладании атрибутами Бога. Оно зиждется на искреннем обожествлении Всевышнего Аллаха и посвящении Ему одному любви, страха, надежды, упования, чаяния, мольбы. Все обряды поклонения, совершаемые душой и телом, должны быть посвящены только единому Аллаху, у Которого нет сотоварищей. Их нельзя посвящать какому-либо творению, ни приближенному ангелу, ни посланному пророку, ни тем более кому-нибудь другому. Такое единобожие лежит в основе слов всевышнего и всеблагого Аллаха: «Тебе одному мы поклоняемся, и Тебя одного молим о помощи» (Сура «аль-Фатиха», аят 5).

Это – первое и последнее предписание религии, ее лицевая и оборотная сторона. Это – первое и последнее, к чему призывали Божьи посланники. Это – смысл свидетельства о том, что нет божества, кроме Аллаха. Ведь Бог – это Тот, Кого обожествляют, Кому поклоняются. Его любят и боятся, почитают и возвеличивают. Ему посвящают всевозможные обряды поклонения. Ради такого единобожия и были сотворены творения, отправлены посланники и ниспосланы писания. Оно разделило людей на правоверных и неверующих, счастливых обитателей Рая и несчастных мучеников Ада.



Что противопоставляется единобожию?

 

У каждой из составляющих единобожия есть своя противоположность.

«Если ты понял, что единобожие в обладании атрибутами Господства – это признание того, что Всевышний Аллах – это Творец, Кормилец, Оживляющий, Умерщвляющий, Управляющий всеми делами, Распоряжающийся всеми творениями, и что никто не разделяет с Аллахом этой власти, то противоположностью этого является вера в то, что, помимо Аллаха, есть и другие существа, которые распоряжаются делами, на которые способен только Великий и Могучий Аллах.

И если ты понял, что единобожие в обладании божественными именами и качествами – это наречение Аллаха именами, которыми Он Сам нарек Себя, и описание Его качествами, которыми Его описали Он Сам и Его посланник Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, и отрицание любого сходства и уподобления этих качеств качествам творений, то противоположностью этому являются два понятия, которые объединяются словом «илхад» (букв. «уклонение», «отступление»).

Первое из них – это отрицание имен, совершенных качеств и славных эпитетов Великого и Могучего Аллаха, упомянутых в Коране и Сунне.

Второе – это уподобление качеств Всевышнего Аллаха качествам Его творений, несмотря на то, что Всевышний сказал: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (Сура «аш-Шура», аят 11);



«Он знает их будущее и прошлое, но они не способны объять Его своим знанием»

(Сура «Та ха», аят 110).

И если ты понял, что единобожие в обладании атрибутами Бога – это посвящение всех форм поклонения только Всевышнему Аллаху и отказ от поклонения кому-либо, кроме Него, то противоположностью этого является посвящение какой-либо из форм поклонения кому-либо, кроме Аллаха. Именно так поступают большинство многобожников, и это было причиной вражды между Божьими посланниками и их народами»[1].

Единобожия в обладании атрибутами Господа недостаточно

Пречистый Аллах поведал в Своем писании о том, что язычники признают Аллаха единственным Господом. Всевышний сказал:

«Скажи: «Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами?». Они скажут: «Аллах». Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?» (Сура Йунус, аят 31);

«Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: «Аллах» (Сура «аз-Зухруф», аят 87);

«Если ты спросишь их: «Кто ниспосылает с неба воду и оживляет ею землю после того, как она умерла?» – они непременно скажут: «Аллах» (Сура «аль-Анкабут», аят 63);

«Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли? Есть ли бог, кроме Аллаха? Мало же вы поминаете назидания!» (Сура «ан-Намль», аят 62).

Они знали об Аллахе и признавали Его единственным Господом, Властелином, Правителем, однако этого признания для них оказалось недостаточно, и оно не спасло их от наказания. А причиной этого было то, что они приобщали к Аллаху сотоварищей в поклонении, и именно единобожие в поклонении является сутью свидетельства о том, что нет божества, кроме Аллаха. Вот почему Всевышний сказал:

«Большая часть их верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей» (Сура «Йусуф», аят 106).

Ибн Аббас сказал: «Их вера заключалась в том, что если их спрашивали, кто сотворил небо, землю и горы, то они отвечали: «Аллах». Но вместе с этим они приобщали к Нему сотоварищей».

Икрима сказал: «Если ты спросишь их, кто сотворил их, кто создал небеса и землю, то они скажут: «Аллах». В этом заключалась их вера, а вот поклонялись они не только Аллаху».

Муджахид сказал: «Их верой в Аллаха были слова: «Аллах творит нас, наделяет нас уделом, умерщвляет нас». Это было их верой, однако в поклонении они приобщали к Нему сотоварищей».

Абд ар-Рахман бин Зейд бин Аслам сказал: «Среди тех, кто приобщает к Аллаху сотоварищей в поклонении, нет такого, который бы не верил в Аллаха, который не знал бы, что Аллах – его Господь, Создатель, Кормилец. Но, несмотря на это, они приобщают к Нему сотоварищей. Разве ты не видишь, что сказал Ибрахим:

«Он сказал: «Видели ли вы, чему поклоняетесь вы со своими отцами? Все они – враги мои, кроме Господа миров» (Сура «аш-Шуара», аяты 75-77)?

Следовательно, они поклонялись Господу миров и другим богам наряду с Ним. Среди язычников нет такого, который бы не верил в Него. Разве ты не знаешь, как арабы произносили талбийу[2]? Они говорили: «Вот я перед Тобой, о Боже, вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой, и нет у Тебя сотоварищей, кроме тех, которые принадлежат Тебе. Ты владеешь ими, а они ничем не владеют». Вот что говорили язычники»[3].

Всевышний и Всеблагой Аллах сказал: «Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно» (Сура «аль-Бакара», аят 22).

Ибн Аббас сказал: «Не равняйте с Аллахом тех, кто не способен принести пользу или причинить вред, в то время как вы знаете, что у вас нет другого Господа, Который бы наделил вас уделом и пропитанием. И вам известно, что единобожие, к которому вас призывает Посланник, мир ему и благословение Аллаха, – это истина, в которой невозможно усомниться»[4].

Катада же сказал: «Вы знаете, что Аллах создал вас и сотворил небеса и землю, и после этого вы все равно равняете с Ним других»[5].

Ибн аль-Каййим передал еще одно высказывание Ибн Аббаса по поводу слов Всевышнего «Хвала Аллаху, Который сотворил небеса и землю и установил мраки и свет. Но даже после этого те, которые не уверовали, приравнивают к своему Господу других» (Сура «аль-Ан’ам», аят 1): «Аллах говорит: они равняют со Мной камни и идолы, которые Я сотворил, признавая Мою милость и Мое господство»[6].

Одним из подтверждений того, что язычники признавали Аллаха своим Господом, являются слова поэта Зухейра бин Абу Салмы, который сказал в своем известном «Муаллакате»[7]:

Тебе не скрыть от Аллаха то, что кроется в сердцах!

Как бы ты ни скрывал это, Аллах ведает об этом.

Он предоставляет отсрочку и хранит это в книге

До дня расчета или же наказывает без промедления!

Ибн Касир после цитирования этих двух бейтов сказал: «Этот поэт времен невежества признал существование Творца и Его знание о мельчайших деталях происходящего. Он также упомянул о будущей жизни, о воздаянии и о том, что деяния записываются в свитках и хранятся до Дня воскресения»[8].

Ибн Джарир сказал: «Во времена невежества один из поэтов сказал:

Разве эта девушка не подгоняла своего верблюда?

Разве мой Милостивый Господь не наказал ее?

Салама бин Джандал ат-Тахави же сказал:

Вы напали на нас, как прежде мы напали на вас,

И случится то, что пожелает Милостивый!»[9]

Подобных примеров много, но эти люди все равно были язычниками, потому что они поклонялись, помимо Аллаха, другим богам.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.