Сделай Сам Свою Работу на 5

Единобожие в обладании атрибутами Господа недостаточно





Доказательства единобожия

Абд ар-Раззак бин Абд аль-Мухсин аль-Бадр

 

Содержание

 

1. Краткое разъяснение составляющих единобожия___________________________________________2

2. Что противопоставляется единобожию?___________________________________________________3

3. Единобожие в обладании атрибутами Господа недостаточно_________________________________4

4. Несколько доводов в пользу составляющих единобожия ____________________________________6

5. Некоторые из аятов, в которых упоминаются все три составляющие единобожия________________7

6. Коран целиком подтверждает единобожие________________________________________________7

7. Разделение единобожия на составляющие – это религиозная истина, которая познается

в процессе внимательного изучения текстов_______________________________________________8

8. Подтверждение такого разделения в свидетельстве единобожия_____________________________12

9. Некоторые высказывания ранних богословов о трех составляющих единобожия________________12

10. Комментарии_________________________________________________________________________18

 

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

 

Хвала надлежит Аллаху, Господу миров, и благой конец приготовлен для Его богобоязненных рабов! Мир и благословение имаму всех посланников, избраннику Господа миров, пророку нашему Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам!



 

Эта краткая брошюра посвящена разъяснению некоторых из доводов и доказательств каждой из составляющих единобожия. Она подтверждает справедливость разделения единобожия на три составляющие: единобожие в обладании атрибутами Господа (таухид ар-рубубийа), единобожие в обладании атрибутами Бога (таухид аль-улухийа), единобожие в обладании божественными именами и качествами (таухид аль-асма ва ас-сыфат). При ее подготовке я, по просьбе некоторых достойных мусульман, сократил свой труд, в котором я опроверг возражения людей, отрицающих такое разделение. Я прошу Аллаха посредством Его милости и великодушия сделать эту краткую брошюру и оригинал, по материалам которого она была составлена, полезной для читателей!

Краткое разъяснение составляющих единобожия

 

Первая составляющая – единобожие в обладании атрибутами Господа. Это – признание того, что Всевышний Аллах является Господом, Властелином, Творцом и Кормильцем всего сущего. Он дарует жизнь и умерщвляет, приносит пользу и причиняет вред. Только Он внимает молитвам, когда творения оказываются в беде, и только Он вершит всеми судьбами, распоряжается любыми благами и способен на всякую вещь, и никто другой не разделяет с Ним этой власти. Сюда же относится вера в божественное предопределение.



 

Вторая составляющая – единобожие в обладании божественными именами и качествами. Это – признание того, что Аллах ведает обо всем сущем, способен на всякую вещь, что Он – Живой Вседержитель, Которого не одолевают ни дремота, ни сон. Его воля неукоснительно исполняется, а Его мудрость совершенна и безгранична. Он – Слышащий и Видящий, Сострадательный и Милосердный. Он вознесся (или утвердился) на Троне и обладает божественной властью. Он – Властелин, Святой, Пречистый, Оберегающий, Хранитель, Могущественный, Могучий, Гордый. Он пречист и далек от всего, что приобщают к Нему в сотоварищи. Сюда же относится вера во все остальные прекрасные имена и возвышенные качества Аллаха, верить в которые необходимо, не лишая их смысла и не искажая его, не описывая их и не уподобляя их качествам творений.

 

Третья составляющая – это единобожие в обладании атрибутами Бога. Оно зиждется на искреннем обожествлении Всевышнего Аллаха и посвящении Ему одному любви, страха, надежды, упования, чаяния, мольбы. Все обряды поклонения, совершаемые душой и телом, должны быть посвящены только единому Аллаху, у Которого нет сотоварищей. Их нельзя посвящать какому-либо творению, ни приближенному ангелу, ни посланному пророку, ни тем более кому-нибудь другому. Такое единобожие лежит в основе слов всевышнего и всеблагого Аллаха: «Тебе одному мы поклоняемся, и Тебя одного молим о помощи» (аль-Фатиха, 5). Это – первое и последнее предписание религии, ее лицевая и оборотная сторона. Это – первое и последнее, к чему призывали Божьи посланники. Это – смысл свидетельства о том, что нет божества, кроме Аллаха. Ведь Бог – это Тот, Кого обожествляют, Кому поклоняются. Его любят и боятся, почитают и возвеличивают. Ему посвящают всевозможные обряды поклонения. Ради такого единобожия и были сотворены творения, отправлены посланники и ниспосланы писания. Оно разделило людей на правоверных и неверующих, счастливых обитателей Рая и несчастных мучеников Ада.



Что противопоставляется единобожию?

 

У каждой из составляющих единобожия есть своя противоположность.

 

«Если ты понял, что единобожие в обладании атрибутами Господства – это признание того, что Всевышний Аллах – это Творец, Кормилец, Оживляющий, Умерщвляющий, Управляющий всеми делами, Распоряжающийся всеми творениями, и что никто не разделяет с Аллахом этой власти, то противоположностью этого является вера в то, что, помимо Аллаха, есть и другие существа, которые распоряжаются делами, на которые способен только Великий и Могучий Аллах.

 

И если ты понял, что единобожие в обладании божественными именами и качествами – это наречение Аллаха именами, которыми Он Сам нарек Себя, и описание Его качествами, которыми Его описали Он Сам и Его посланник Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, и отрицание любого сходства и уподобления этих качеств качествам творений, то противоположностью этому являются два понятия, которые объединяются словом «илхад» (букв. «уклонение», «отступление»).

 

Первое из них – это отрицание имен, совершенных качеств и славных эпитетов Великого и Могучего Аллаха, упомянутых в Коране и Сунне.

 

Второе – это уподобление качеств Всевышнего Аллаха качествам Его творений, несмотря на то, что Всевышний сказал: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (аш-Шура, 11); «Он знает их будущее и прошлое, но они не способны объять Его своим знанием» (Та ха, 110).

 

И если ты понял, что единобожие в обладании атрибутами Бога – это посвящение всех форм поклонения только Всевышнему Аллаху и отказ от поклонения кому-либо, кроме Него, то противоположностью этого является посвящение какой-либо из форм поклонения кому-либо, кроме Аллаха. Именно так поступают большинство многобожников, и это было причиной вражды между Божьими посланниками и их народами».[1]

 

Единобожие в обладании атрибутами Господа недостаточно

 

Пречистый Аллах поведал в Своем писании о том, что язычники признают Аллаха единственным Господом. Всевышний сказал: «Скажи: «Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами?». Они скажут: «Аллах». Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?». (Йунус, 31); «Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: «Аллах» (аз-Зухруф, 87); «Если ты спросишь их: «Кто ниспосылает с неба воду и оживляет ею землю после того, как она умерла?» – они непременно скажут: «Аллах» (аль-Анкабут, 63); «Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли? Есть ли бог, кроме Аллаха? Мало же вы поминаете назидания!» (ан-Намль, 62). Они знали об Аллахе и признавали Его единственным Господом, Властелином, Правителем, однако этого признания для них оказалось недостаточно, и оно не спасло их от наказания. А причиной этого было то, что они приобщали к Аллаху сотоварищей в поклонении, и именно единобожие в поклонении является сутью свидетельства о том, что нет божества, кроме Аллаха. Вот почему Всевышний сказал: «Большая часть их верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей» (Йусуф, 106).

 

Ибн Аббас сказал: «Их вера заключалась в том, что если их спрашивали, кто сотворил небо, землю и горы, то они отвечали: «Аллах». Но вместе с этим они приобщали к Нему сотоварищей».

 

Икрима сказал: «Если ты спросишь их, кто сотворил их, кто создал небеса и землю, то они скажут: «Аллах». В этом заключалась их вера, а вот поклонялись они не только Аллаху».

 

Муджахид сказал: «Их верой в Аллаха были слова: «Аллах творит нас, наделяет нас уделом, умерщвляет нас».Это было их верой, однако в поклонении они приобщали к Нему сотоварищей».

 

Абд ар-Рахман б. Зейд б. Аслам сказал: «Среди тех, кто приобщает к Аллаху сотоварищей в поклонении, нет такого, который бы не верил в Аллаха, который не знал бы, что Аллах – его Господь, Создатель, Кормилец. Но, несмотря на это, они приобщают к Нему сотоварищей. Разве ты не видишь, что сказал Ибрахим: «Он сказал: «Видели ли вы, чему поклоняетесь вы со своими отцами? Все они – враги мои, кроме Господа миров» (аш-Шуара, 75-77)? Следовательно, они поклонялись Господу миров и другим богам наряду с Ним. Среди язычников нет такого, который бы не верил в Него. Разве ты не знаешь, как арабы произносили талбийу [2]? Они говорили: «Вот я перед Тобой, о Боже, вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой, и нет у Тебя сотоварищей, кроме тех, которые принадлежат Тебе. Ты владеешь ими, а они ничем не владеют». Вот что говорили язычники»[3].

 

Всевышний и Всеблагой Аллах сказал: «Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно» (аль-Бакара, 22). Ибн Аббас сказал: «Не равняйте с Аллахом тех, кто не способен принести пользу или причинить вред, в то время как вы знаете, что у вас нет другого Господа, Который бы наделил вас уделом и пропитанием. И вам известно, что единобожие, к которому вас призывает Посланник, мир ему и благословение Аллаха, – это истина, в которой невозможно усомниться».[4] Катада же сказал: «Вы знаете, что Аллах создал вас и сотворил небеса и землю, и после этого вы все равно равняете с Ним других».[5]

 

Ибн аль-Каййим передал еще одно высказывание Ибн Аббаса по поводу слов Всевышнего «Хвала Аллаху, Который сотворил небеса и землю и установил мраки и свет. Но даже после этого те, которые не уверовали, приравнивают к своему Господу других» (аль-Анам, 1): «Аллах говорит: они равняют со Мной камни и идолы, которые Я сотворил, признавая Мою милость и Мое господство».[6]

 

Одним из подтверждений того, что язычники признавали Аллаха своим Господом, являются слова поэта Зухейра б. Абу Салмы, который сказал в своем известном «муаллакате» [7]:

Тебе не скрыть от Аллаха то, что кроется в сердцах!

Как бы ты ни скрывал это, Аллах ведает об этом.

Он предоставляет отсрочку и хранит это в книге

До дня расчета или же наказывает без промедления!

Ибн Касир после цитирования этих двух бейтов сказал: «Этот поэт времен невежества признал существование Творца и Его знание о мельчайших деталях происходящего. Он также упомянул о будущей жизни, о воздаянии и о том, что деяния записываются в свитках и хранятся до Дня воскресения». [8]

 

Ибн Джарир сказал: «Во времена невежества один из поэтов сказал:

Разве эта девушка не подгоняла своего верблюда?

Разве мой Милостивый Господь не наказал ее?

Салама б. Джандал ат-Тахави же сказал:

Вы напали на нас, как прежде мы напали на вас,

И случится то, что пожелает Милостивый!» [9]

Подобных примеров много, но эти люди все равно были язычниками, потому что они поклонялись, помимо Аллаха, другим богам.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.