Сделай Сам Свою Работу на 5

УЧАСТИЕ ЯКУТСКИХ ВОИНОВ В ЛОКАЛЬНЫХ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ





 

После окончания Второй мировой войны Советский Союз принял участие во многих военных конфликтах XX века в виде прямого военного участия, посылки военных специалистов и помощи вооружением. Среди таких конфликтов наиболее крупными являются война между Северной Кореей и США (1950-1953 гг.), Северным Вьетнамом и США (1967-1975 гг.), вторжение в Афганистан (1979-1980 гг.). Необходимо отметить вооруженный пограничный конфликт между СССР и КНР в 1969 г., контртеррористическую операцию в Северном Кавказе в 1994 г. и по настоящее время.

Во всех этих военных операциях принимали и якутские солдаты, военные – наши отцы и дяди. В исторической науке до сих пор нет достаточной информации об участии советский, затем российских военных в локальных войнах второй половины XX века. Если рассмотреть некоторые сведения о якутах, участвовавших в этих войнах, следует отметить Васильева Ивана, который родился в с. Бярия Усть-Алданского района. Он был участником корейской войны. Во время прохождения службы получил тяжелое ранение. За добросовестный труд был награжден различными правительственными и ведомственными наградами. Гуляев Илья награжден двумя боевыми медалями Китайской Народной Республики и грамотой Китайской коммунистической партии. Уроженец с. Бердигестях Горного улуса Дмитрий Петров служил на Тихоокеанском флоте. В составе экспедиции особого назначения участвовал в дальних походах – в Индии, Пакистане, Бангладеше, Суэцком канале.



Много якутян участвовало в афганской войне. Так, можно рассказать о кавалере ордена Боевого Красного знамени Алексееве Усементае Николаевиче. Он родом из с. Кутана Сунтарского района. В 1973 г. окончил Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище им. Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского. Винокуров Юрий родился в с. Ючюгей Оймяконского района. Награжден правительственными наградами. Петров Николай из Якутска награжден правительственными медалями и знаками отличия РФ. Он был председателем Совета ветеранов Афганистана г. Якутска (1994-2006 гг.).

В чеченской войне служили много наших земляков. Молодые люди, служившие в рядах российской армии, попадали в «горячую точку». Также сотрудники внутренних дел периодически отправляются в боевые командировки на Северной Кавказе. Среди них можно отметить Алексеева Алексея, который родился в с. Тяня Олекминского района. Службу проходил механиком-водителем БМП в Чеченской Республике. Погиб 4 февраля 1995 г. в Грозном, выполняя боевое задание.



В 1979-1988 г. на афганской войне якуты показали себя отважными, сильными, искусными и выносливыми, преданными к Родине воинами. Многие из них были награждены правительственными и ведомственными наградами, что еще раз доказывает, что якуты были хорошими воинами. Трудно было воевать с воинственными народами Афганистана, живущими высоко в горах, и знающих местность как свои пять пальцев. О мужественном поступке оператора-наводчика боевой машины пехоты Г.А. Скрябине, П.П. Гуляев пишет так: «Духов» он заметил первым. Слева и справа от дороги. Они перебегали цепью, ломаной, неровной, сгибаясь, таясь в редком кустарнике. Считать людей в голубоватых и желтоватых накидках, в пузырящихся просторных штанах, он не стал. Он видел готовых к нападению людей и поблескивающий на солнце металл в их руках. Считать бежавшим к дороге людей не стал, единственное, что успело пронестись в голове: «Гранатометчик!» - и ударил длинной очередью, ведя ее брызгами придорожных камней, фонтанами пыли к тому, изготовившемуся, припавшему на колено, держащему на плече черную трубу гранатомета... Банда напала с обеих сторон, охватывая голову колонны, ведя непрерывный огонь: ошеломить, остановить, разломить строй, внести панику и добивать. Их было много, и гранатометчик был не один, и уже была из кустов базука, и уже вздрогнула от тяжкого удара «Тройка», и медленный стал ее ход... Он не слышал скрежета раздираемой снарядом брони, ударов по израненному телу машину пуль и осколков – оператор-наводчик работал... Башня крутилась налево и направо, огонь «Владимирова» косил, выбивая бреши в разноцветной цепи что-то кричащих и стреляющих людей, гасил вспышки десятков раскаленных стволов оператор-наводчик боевой машины три работал...» [Черкашин, 2009, с. 34–35]. В этом бою Геннадий Архипович Скрябин своим метким огнем спас колонну машин советских солдат.



Участие наших войск в вооруженных конфликтах, по ряду причин, долгое время скрывалось. Мы знали, что нашим солдатам приходилось защищать интересы страны далеко за ее пределами, однако это были не официальные сведения, а скорее детали, фразы, вскользь брошенные людьми, выполнявшими поставленные государством задачи в разных странах.

Вернувшись домой, они не носили боевых наград, хранили в себе боль и переживания. Они навечно уходили от нас, так и не поведав даже близким того, что скрывала от мира «подпись о неразглашении». В основном, на войну уходили вчерашние школьники, порой, не зная точно, где находится страна, в котором они воюют. Но, глубоко понимая смысл слова «долг», они выполняли его с честью.

Что касается олонхо, то во второй половине и в конце XX в. сказительство начало угасать. И это поколение выросло не в эпической среде, разве что на уроке литературы читали отрывки олонхо. Это поколение также не выросло, слушая старинные предания о боотурах. Военная подготовка в основном проходила в армии. Возможно, у них не хватало морально-психологической поддержки, духовного воспитания воина. Может быть, поэтому послевоенная реабилитация шла тяжело, не секрет, что многие солдаты, вернувшись на родину, страдали алкоголизмом, вследствие чего попадали в тюрьмы, погибали.

В мирное время воинская культура трансформируется на спортивные состязания. Так, каждый год во время Ысыаха Туймаады проводится Игры Дыгына, где сильные мужчины соревнуются в семи национальных видах спорта: борьба хапсагай, национальные прыжки (кылыы, ыстанга и куобах), переноска 130-килограммового камня на расстояние, мас-рестлинг, стрельба из лука, якутская вертушка и бег на 400 метров.

Начиная с 1968 года, по инициативе дальновидного руководителя, тогдашнего председателя Якутского облсовета ДСО «Урожай» Афанасия Алексеева, в республике стала проводиться Спартакиада по национальным видам спорта, которая носит имя легендарного Василия Манчаары. С тех пор прошло несколько десятков лет, менялась власть, руководители и поколения, но Спартакиада «Игры Манчаары» до сих пор остается излюбленным народным праздником, демонстрацией апогея силы и ловкости, человеческих способностей. Особенностью Спартакиады является то, что только на ней вместе участвуют в состязаниях представители трех поколений – юноши от 16 лет, взрослые и ветераны старше 40 лет, верхнего же предела возраста нет – нередко соревнуются атлеты 60-70 лет.

В советское время в школе учили начальную военную подготовку. В начале 1990-х годов произошли большие изменения в системе образования. Так была принята Концепция обновления и развития национальных школ республики Саха (Якутия), Программа развития личности ребенка «Эркээйи». Тогда были введены такие курсы, как «Ураанхай саха оҕото», «Кыыс Куо», «Урун Уолан», «Национальная культура коренных народов Якутии» и другие. Для укрепления здоровья и физического развития применялись различные упражнения, национальные виды спорта (кылыы, ыстанга, мас тардыhыы, хапсагай, куобах, кылыы и другие).

Во многих районах проводятся улусные соревнования «Урунг Уолан оонньуулара», целью которых являются возрождение и пропаганда народных игр и национальных видов спорта народов Якутии, пропаганда национального героического эпоса олонхо, привлечение учащихся к регулярным занятиям физкультурой и спортом.

Таким образом, якутский героический эпос и народные предания по-разному оказали влияние якутским воинам, принимавшим участие в войнах XX в. Военно-патриотическая, морально-психологическая подготовка воина зависит не только от физического воспитания, тактики введения боев, но и культурного, духовного начала. Для якутских воинов такой моделью может служить образ богатыря олонхо, якутских боотуров из исторических преданий.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культурологический анализ образа богатыря якутского героического эпоса приводит к выводу, что эпический богатырь служит моделью поведения якутского боотура и играет большую роль в его формировании.

В якутском героическом эпосе следующие типы богатыря: 1) богатыри-герои: первопредки, родоначальники, защитники; 2) богатыри айыы: брат, богатырь, нуждающийся помощи героя; 3) богатырь абаасы; 4) тунгусский богатырь; 5) богатыри Верхнего мира; 6) женщины-богатырки: женщина-родоначальница, женщина-воительница, женщина-жена.

О воспитании богатыря в олонхо сказано мало. Богатырь быстро растет, самостоятельно учится всему. Самоидентификация богатыря в олонхо основана на представлении согласно которому он является родоначальником ураангхай-саха, мифологическим защитником племени айыы аймага, күн улууһа. А богатырь абаасы идентифицирует себя как обитатель Нижнего мира, представителем рода аджарай, противником племени айыы аймага. Богатыри Верхнего мира считают себя небесными посланцами. С уложнением сюжетных линий и эволюцией олонхо появляются герои, имеющие этническую принадлежность: тунгусский богатырь, русский богатырь.

Воспитание якутского воина (боотур) начиналась с самого раннего детства и завершалась в совершеннолетии инициацией – посвящением в воины. Кроме физической подготовки (игровые виды, облавная охота, испытания), большое значение придавалась морально-психологической подготовке боотура, основыванной на понятиях представлениях традиционной культуры и фольклора, в том числе олонхо. В олонхо описание воспитания богатыря не занимает много места: будущий герой рождается чудесным образом, затем быстро растет, превращается в юношу, мужчину и находит своего коня; иногда описывают, как происходит наездка коня; богатырю дают имя и сообщают его миссию. Похожим моментом можно отметить наречение второго имени: оно есть и в олонхо, и в ритуале посвящения в боотур.

Якутские воины имели свой комплекс вооружения:

1) оружие дистанционного боя: лук ох саа, чаачар саа, саа;

2) оружие ближнего боя: батас, батыйа, хотокоон (котокоон), кылыс, болот, копье үҥүү, кустук;

3) защитное вооружение: хатырык куйах (чешуйчатый доспех), таҥалай куйах, иэччэх куйах (шарнирный доспех), күҥэһэ, сарын куйаҕа или мүлгүн, хары куйаҕа, дуулаҕа бэргэһэ.

В олонхо также указаны, описаны некоторые виды вооружения и снаряжение богатыря.

В якутском обществе воины-боотуры , кроме своей основной функии – защиты своего рода, выполняли и другие фукнции: социально-экономическую, воспитательную и культурную. Если богатырь олонхо имеет только защитную функцию, то в реальной жизни боотур вполне мог напасть.

Мы отметили, что в это время олонхо имело широкие этнопедагогические возможности, так как оно еще бытовало и оказывало влияние на воспитание будущих боотуров, затем охотников-добытчиков, мужчин-защитников своего рода.

Якуты с честью и доблестью воевали в Великой отечественной войне. Среди них отличились Герои Советского Союза Попов Ф.К., Чусовской Н.Н., Кондаков Н.А., Миронов А.А., Охлопков Ф.М., Степанов Н.С., Герой Российской Федерации Стрекаловский М.М., кавалер ордена Боевой Славы трех степеней Петров Д.А. и представленные к званию Героя Советского Союза Гуляев Д.А., Протодьяконов Г.Д. Олонхо вместе с литературой имело большое влияние на поднятие боевого духа воинов, которые отождествляли себя с богатырями олонхо, а вражеские войска – племенем абаасы. Создавались произведения по мотивам олонхо на тему войны.

Якуты также хорошо участвовали в локальных войнах: в Корее, Афганистане, Анголе, Чечне и т.д. Можно назвать имена Васильева Ивана, Гуляева Ильи, Петрова Дмитрия, Алексеева Усементая, Винокурова Юрия, Петрова Николая, Алексеева Алексея, Скрябина Геннадия и многих других. Однако мы выявили, что в связи с угасанием эпосотворчества и утратой традиционной военной культуры якутов, реабилитация солдат после войны проходила крайне тяжело.

С 1990-х гг. намечается возрождение традиционной культуры и фолькора народа саха. В образовательной системе в национально-региональном компоненте программы появились новые предметы («Үрүҥ Уолан», «Урааҥхай саха оҕотобун» и другие .), где обучали национальным видам спорта, приемам охоты и рыболовства. В Республике Саха (Якутия) ежегодно проводятся улусные и республиканские соревнования.

Таким образом, богатырь олонхо представляет собой образец подражания, в его поступках можно обнаружить нравственные ценности, идеалы народа, которые играют большую роль в формировании воинской культуры якутов.

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Антонов Н.К. Наследие предков. «Бичик» - Якутск, 1993

2. Алексеев Н.А., Емельянов Н.В., Петров В.Т., Предания, легенды и мифы Саха (Якутов) – Новосибирск: «Наука» - 1995.

3. Баранов Н.А. Курс «Этнополитология» для студентов-политологов Балтийского государственного технического университета «Военмех» [Электронный ресурс] / Персональный сайт Николая Баранова. URL: http://nicbar.narod.ru/etnopolitologia_02.htm (дата обращения: 15.08.2014).

4. Бичеев Б.А. Мифолого-религиозные основы формирования этнического сознания калмыков: Дисс. … доктора философских наук. – Ставрополь, 2005. – 381 с.

5. Борисов А.А. Якутские улусы в эпоху Тыгына. – Якутск: Бичик, 1997. – 160 с.

6. Брагина Д.Г. К проблеме этнической и этнокультурной идентичности у якутов на рубеже веков (конец XX в. – начало XXI в.) // Коренные народы Северо-Западной Якутии и Таймыра: фольклорное наследие и проблемы этнокультурной идентичности (Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 80-летию со дня рождения известного якутского фольклориста, переводчика, общественного деятеля П.Е.Ефремова. Якутск, 9-10 декабря 2013 г.) /Сост.А.Н. Данилова, А.А. Кузьмина ; редкол.: А.С. Ларионова (отв. ред.) и др. – Якутск: Изд-во ИГИиПМНС СО РАН, 2013.

7. Валиуллина Ф.М. Национально-мифологические и религиозные мотивы в дастане «Идегей»: Автореферат … кандидата филологических наук. – Казань, 2005. – 24 с.

8. Васильев Ф.Ф. Военное дело якутов. – Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1995. – 224 с.

9. Васильев Н.И. История Якутии: ( с др. времен до 1917 г.), 2-е изд. – Якутск: Бичик, 2007.

10. Винокуров П.В. История кэрэһиттэрэ. Якутск: Бичик, 1994.

11. Вклад народов Якутии в дело Победы (1941–1945). Т.1. Якутяне на фронтах Великой Отечественной войны Советского Союза. – Якутск, 1995. – 564 с.

12. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. – М., 1993

13. Гоголев А.И. Якуты. Проблемы этногенеза и формирования культуры. – Якутск: Издательство ЯГУ, 1993. – 229 с.

14. Гоголев А.И. Археологические памятники Якутии позднего средневековья (XIV – XVIII вв.) Иркутск, 1990.

15. Гоголев А.И. История Якутии. – Якутск, 1999.

16. Гуляев П.П. Я – рядом! – Якутск, 1988.

17. Давлеткулов А.Х. Отражение истории этноса и его социально-духовной жизни в эпической поэзии башкир: Социально-философский анализ: Дисс. на соиск. … доктора философских наук. – Уфа, 1999. – 303 с.

18. Данилова А.Н. Образ женщин-богатырок в якутском олонхо. – Новосибирск: Наука, 2014. – 158 с.

19. Дмитриев А.Г. Улуу Москва кёмускэлигэр. – Якутск: Бичик, 2010. – 60 с.

20. Долин А.А., Попов Г.В., Кэмпо – традиция воинских искусств. 3 изд. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1992.

21. Дуяков Г.В. Кыыс Дьуурайа бухатыыр / Сост. А.А. Кузьмина. – Якутск: Бичик, 2011. – 250 с. (Серия «Саха боотурдара»)

22. Дьячковский Д.И. Прошлое Якутов до прихода русских на Лену – Якутск «Бичик» 1994.

23. Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. – М.: Наука, 1980. – 375 с.

24. Емельянов Н.В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо. . – М.: Наука, 1983. – 246 с.

25. Емельянов Н.В. Сюжеты олонхо о защитниках племени. – Новосибриск: Наука, 2000. – 192 с.

26. Ермоченко С.Н. Российская воинская культура: опыт интерпретации: Диссертация на соиск. … канд. культурологии. – Саратов, 2009. – 150 с.

27. Захарова А.Е. Архаическая ритуально-обрядовая символика народа саха (по материалам олонхо). – Новосибирск: Наука, 2004. – 312 с.

28. Зыков Ф.М. Традиционные орудия труда якутов (XIX – начало XX века.) Новосибирск, Наука 1989.

29. Зубачевский М.В. Этническая самоидентификация и её объективизация в культуре: Дисс. … кандидата философских наук. – Омск, 2010. – 156 с.

30. Иванов И.Ф. Офицеры-якутяне – участники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – Якутск: НИПК «Сахаполиграфиздат», 1995. – 456 с.

31. Иванов В.Н. Якутия в составе Русского государства ( XVII век ) –Якутск, 2002.

32. Иванов В.Н. Вхождение Северо-Востока Азии в состав Русского государства – Новосибирск, 1999.

33. Иванов И.Ф. Офицеры – якутяне – участники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

34. Игнатьева В.Б. Эпос в современном обществе: сохранность и потенциал развития олонхо в общественном мнении // Коренные народы Северо-Западной Якутии и Таймыра: фольклорное наследие и проблемы этнокультурной идентичности (Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 80-летию со дня рождения известного якутского фольклориста, переводчика, общественного деятеля П.Е.Ефремова. Якутск, 9-10 декабря 2013 г.) /Сост.А.Н. Данилова, А.А. Кузьмина ; редкол.: А.С. Ларионова (отв. ред.) и др. – Якутск: Изд-во ИГИиПМНС СО РАН, 2013.

35. Илларионова Т.В. Текстология олонхо «Могучий Эр Соготох» (сравнительный анализ разновременных записей): Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Улан-Удэ, 2006. – 17 с.

36. История Якутской АССР. – М.: Изд-во АН СССР, 1957. – Т. II. – 420 с.

37. Кузьмина А.А. Олонхо Вилюйского региона: бытование, сюжетно-композиционная структура, образы. – Новосибирск: Наука, 2014. – 160 с.

38. Кыыс Дэбилийэ: Якутский героический эпос. – Новосибирск: ВО «Наука». Сиб. издат. фирма, 1993. – 330 с.

39. Липец Р.С. Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. - М.: Наука, 1984. – 385 с.

40. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М.: Наука, 2006. – 408 с.

41. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса; Ранние формы и архаические памятники. – М.: Наука, 1963. – 460 с.

42. Нюргун Боотур Стремительный / Текст К.Г. Оросина; Ред., предисл. и коммент. Г.У. Эргиса. – Якутск, 1947. – 410 с.

43. Образцы народной литературы якутов: Т.1. Сказки: 1) Тойон Ньургун Бухатыыр; 3) Өлбүт Бэргэн; 4) Удаҕаттар Уолумар Айгыр икки / Собр. Э.К. Пекарским. – Выспуск 2. – Санкт-Петербург, 1908. – 194 c.

44. Оконешников И.Д. Тамаллаайы Бэргэн / Сост. А.А. Дмитриева, Н.А. Дьяконова. – Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2012. – 320 с.

45. Осипова О.В. Героический эпос как элемент этнической идентификации саха: оценка в общественном мнении // Арктика и Север. – 2011. - № 4. – С. 1–10.

46. Петров Д.Д. Якутия в годы Великой Отечественной войны. Ч.1. Якутяне в боях с немецко-фашистскими захватчиками. – Якутск, 1979. – 398 с.

47. Петров Д.Д. Якутяне в боях на озере Ильмень. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 2003. – 260 с.

48. Пухов И.В. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. – 256 с.

49. Томская Д.А. Үчүгэй Үөдьүгүйээн, Куһаҕан Ходьугур = Ючюгэй Юдюгюйэн, Кусаган Ходжугур / [пер. Е.С. Сидоров, сост.: В.В. Илларионов, В.С. Никифорова, отв. ред.: д.ист.н. Н. А. Алексеев, д.иск. Ю.И. Шейкин]. - Якутск: Изд-во ИГИиПМНС СО РАН, 2011. – 374 с.

50. Филиппова Н.И. Собственные имена персонажей в якутском эпосе олонхо: Структура и семантика: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Якутск, 2000. – 23 с.

51. Черкашин И.П. «Время выбрало их...». – Якутск: Компания «Дани Алмас», 2009. – 188 с.

52. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. – М.: Наука, 1974. – 402 с.

53. Якутский героический эпос. Могучий Эр Соготох. – Новосибирск: Наука. Сиб. издат. фирма РАН, 1996. – 440 с.

54. Яровой А.В. Воинская культура казачества: символическое пространство и ритуал. – Ростов н/Д.: Издательство НМЦ «Логос», 2011. - 214 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Фото 1. Дмитриев Фото 2. Охлопков Петр Васильевич

Андрей Гаврильевич

Фото 3. Григорьев Семен Петрович

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.