Сделай Сам Свою Работу на 5

ВОСПИТАНИЕ И САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ БОГАТЫРЯ В ОЛОНХО





ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по теме

«КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗА БОГАТЫРЯ ЯКУТСКОГО ГЕРОИЧЕСКОГО ЭПОСА»

 

 

Допущена к защите: зав. кафедрой культурологии Доцент, кандидат культурологии ___________________/Кузьмина Любовь Аркадьевна/ Выполнил: студент 5-го курса НК-10 Дмитриев Ньургун Ахметович Научный руководитель: к.и.н., доцент ___________________/Слепцов Платон Алексеевич/
  Работа защищена: «___»_______________2015 г. Протокол № __________________ Оценка: ______________________

 

 

Якутск – 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.........................................................................................................3

 

Глава 1. Богатырь олонхо в культурологическом ракурсе......................6

1.1. Типы богатырей в олонхо………………………….............................6

1.2. Воспитание и самоидентификация богатыря в олонхо...................21

 

Глава 2. Роль олонхо в формировании якутского воина (боотур)…....27

2.1. Самоидентификация якутского воина................................................27

2.2. Вооружение и функция якутского воина...........................................31

 

Глава 3. Якутские воины в военных действиях XX века........................40

3.1. Участие якутских воинов в Великой отечественной войне.............40



3.2. Участие якутских воинов в локальных военных конфликтах..........51

 

Заключение....................................................................................................56

Использованная литература.....................................................................59

 

Приложение…………………………………………………………….63

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность дипломной работы.Олонхо как героический эпос является самым крупным жанром, кульминацией якутского фольклора, средний размер которого достигает 10–20 тысяч стихотворных строк, а наиболее крупное – до 50 тысяч. Считается, что зачатки олонхо возникли в глубокой древности, и по стадиальной типологии исследователи относят его к наиболее ранним типам тюрко-монгольского эпоса. В 2005 г. якутский героический эпос был провозглашен ЮНЕСКО Шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества.

Якутский героический эпос формировался в процессе этнической консолидации якутов и запечатлел в эпической форме зарождение и развитие их самосознания. Если судить по содержанию героических сказаний, этническое самосознание складывалось в период постепенного разложения родового строя и возникновения раннеклассовых общественных отношений, еще сохранивших патриархальный характер. В то время родоплеменная идеология имела особую ценность для широких масс. В этих сказаниях можно усмотреть своего рода призыв к единению в эпоху межродовых и межплеменных распрей, когда «племя оставалось для человека границей как по отношению к иноплеменнику, так и по отношению к самому себе» [Кыыс Дэбилийэ…, 1993, с. 14].



В условиях постоянных военных столкновений, когда само существование народа, племени, рода превращается в борьбу за выживание, происходит преображение всего культурного комплекса – время войны и время мира меняются местами. В условиях кыргыс үйэтэ (эпоха межплеменных распрей) роль воина в жизни рода была большая. От него зависело социально-экономическое благополучие племени. Все это отразилось в фольклоре, в том числе в якутском героическом сказании олонхо и исторических преданиях. Образ эпического богатыря представляет с собой модель идеального воина, эталона. Через него можно узнать нравственные ценности, особенности, самоидентификацию народа. Нам также интересно выявить влияние образа богатыря олонхо в воспитании боевого духа воинам в современных войнах.

Все изложенное обуславливает актуальность темы данного исследования, определенной, как «Культурологический анализ образа богатыря якутского героического эпоса».

Цель дипломной работы -это культурологический анализ образа богатыря в олонхо.

Исходя из этой цели, в работе ставятся следующие конкретные задачи:



1) выявить типы богатырей в якутском героическом эпосе;

2) рассмотреть воспитание и самоидентификацию богатырей в олонхо;

3) определить роль богатыря олонхо в формировании якутского воина (боотура);

4) рассмотреть участие якутских воинов в Великой Отечественной войне и локальных военных действиях XX в.

Объектом дипломной работыявляется героический эпоса олонхо.

Предметом дипломной работы выступаетбогатырь героического эпоса олонхо.

Источниковый корпус диломной работы нохватывает тексты олонхо Н.Ф. Попова «Богатырь Тойон Нюргун», К.Г. Оросина «Нюргун Боотур Стремительный», В.О. Каратаева «Могучий Эр Соготох», Г.В. Дуякова «Богатырка Кыыс Джуурая», И.Д. Оконешникова «Тамаллаайы Бэргэн» и Д.А. Томской «Ючюгэй Юдюгюйэн и Кусаган Ходжугур».

Методологическую основу дипломной работы составляюттруды, прежде всего, фольклористов Р.С. Липец, Е.М. Мелетинского, И.В. Пухова, Г.У. Эргиса, Н.В. Емельянова, Н.И. Филипповой, В.В. Илларионова, Т.В. Илларионовой, А.Н. Даниловой, А.А. Кузьминой, историков, этнографов А.П. Окладникова, А.И. Гоголева, Ф.Ф. Васильева, А.А. Борисова, П.В. Винокурова, Д.Д. Петрова, военных культурологов А.В. Ярового, С.Н. Ермоченко и др.

Методика дипломной работы включает сравнительно-сопоставительный, структурный анализ и метод исторической реконструкции.

Новизна дипломной работызаключается в том, что впервые систематизировали типы богатырей, определили их воспитание и самоидентификацию. Также впервые специально сравнили образ богатырей олонхо с воинами-боотурами, с современными солдатами, выявили роль эпических героев в формировании воина, патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

 

ГЛАВА 1. БОГАТЫРЬ ОЛОНХО В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ РАКУРСЕ

ТИПЫ БОГАТЫРЕЙ В ОЛОНХО

Основная тема олонхо – это судьба эпического союза племен айыы аймага, налаживание мирной, счастливой и богатой жизни в предназначенном племенам айыы Среднем мире. В олонхо повествуется о жизни ураангхай-саха, взаимоотношениях членов семьи, рода и племени, об их борьбе со злом.

Н.В. Емельянов распределяет сюжеты якутского героического эпоса на следующие тематические группы: олонхо о заселении Среднего мира племенами ураангхай-саха; олонхо о родоначальниках ураангхай-саха и олонхо о богатырях, защитниках племени айыы аймага и ураангхай-саха [Емельянов, 1980]. По его мнению, «эволюция сюжетики олонхо и образа главного героя глубоко связана с развитием этнического самосознания, которое в ранних эпических сказаниях («Дыырай Бёгё») почти отсутствует, содержание олонхо соответствует самоощущению героя, почувствовавшего себя человеком, жителем земли. Национальное самосознание ярко выражается в олонхо о защитниках племени. Развитие образа героя идет по схеме: первый человек в Среднем мире (Дыырай Бёгё) – родоначальник (Эр Соготох) – защитник племени (Нюргун Боотур)» [Емельянов, 2000, с. 183].

В олонхо о заселении Среднего мира племенами ураангхай-саха имеются два сюжетных подтипа: верховное божество Юрюнг Айыы Тойон сам расселяет своих потомков; в Средний мир спускают отверженных потомков верховных божеств айыы. К ранним типам якутского эпоса также относятся олонхо о женщинах-богатырках, которые в свою очередь подразделяются на два подтипа: женщины-богатырки – первые жители Среднего мира; женщины-богатырки и защита племени айыы аймага.

Олонхо о родоначальниках ураангхай-саха является дальнейшим развитием олонхо о заселении Среднего мира и оставляет второй этап эпического творчества якутов. Как пишет Н.В. Емельянов, «если в олонхо о заселении Среднего мира конфликтная ситуация происходит внутри рода и борьба ведется за утверждение жизненных позиций отверженных потомков небожителей, что соответствует преданиям о легендарных первопредках якутов – Омогой Баае и Эллэй Боотуре, то в олонхо о родоначальниках главный мотив – героическое сватовство, что является характерным для архаического эпоса тюрко-монгольских народов» [Емельянов, 2000, с. 182].

Многообразны сюжеты олонхо о родоначальниках племени ураангхай-саха. По Н.В. Емельянову, олонхо этой группы состоит из нескольких подтипов: цикл о родоначальнике по имени Эр Соготох, «брат и сестра», братья – родоначальники ураангхай-саха, родоначальники ураангхай-саха из чужого племени, родоначальник и его чудесный сын-бык [Емельянов, 1980].

Третью группу олонхо объединяет общее идейно-тематическое содержание о защите племени айыы аймага и ураангхай-саха от злых чудовищ Нижнего и Верхнего миров. Средний мир уже заселен людьми, но они подвергаются враждебным набегам абаасы. Роль защитников племени играют богатыри, родившиеся и выросшие в Среднем мире. Как отмечает Н.В. Емельянов, олонхо о защитниках племени айыы аймага является эпическим творчеством «людей с развитым этническим сознанием, которое воплощается в образ богатыря с высоким чувством ответственности за безопасность жизни своих соплеменников» [Емельянов, 2000, с. 182–183]. В олонхо о защитниках племени тема героического сватовства отодвигается на задний план, и на первое место выходят темы защиты племени от агрессивных действий абаасы и освобождения соплеменников из плена абаасы.

В олонховедении система образов впервые была охарактеризована фольклористом И.В. Пуховым, который распределил персонажи олонхо на следующие группы: главный герой олонхо; богатыри айыы как второстепенные персонажи олонхо; образ женщины-героини олонхо; противники героя; рабы в олонхо [Пухов, 1962]. Такая классификация вытекает вследствие рассмотрения роли, которую герои играют в сюжете.

Г.У. Эргис подразделил образы олонхо по отношению к главному герою следующим образом: главный герой; образ врагов племени айыы; образ таежного богатыря; женские образы; другие образы (образы родоначальников – Саха Саарын Тойон и Сабыйа Баай Хотун, рабов – Сорук Боллур, Симэхсин эмээхсин) [Эргис, 1974]. Как видно, ученый отдельно выделил образ таежного богатыря, не рассмотрел богатырей айыы как второстепенных персонажей олонхо и образ женщины абаасы.

Система образов олонхо устойчива и неизменна почти во всех сказаниях. Главным героем является богатырь или богатырка из племени айыы аймага. Его основная функция заключается в борьбе за создание семьи и защите интересов племени. Противником традиционно является богатырь абаасы. Конфликт всегда разрешается победой героя, уничтожением или изгнанием богатыря абаасы. Иногда противником выступает богатырь айыы, что, по мнению исследователей, отражает внутриродовые противоречия. Сюжетные коллизии в таких случаях обычно имеют мирный исход. Остальные образы олонхо группируются вокруг главного героя и его противника, представляя собой членов семьи и племени.

Основываясь на тексты олонхо Н.Ф. Попова «Богатырь Тойон Нюргун» [Образцы…, 1908], К.Г. Оросина «Нюргун Боотур Стремительный» [Нюргун Боотур…, 1947], В.О. Каратаева «Могучий Эр Соготох» [Якутский героический…, 1996], книгу Н.В. Емельянова «Сюжеты якутских олонхо» [Емельянов, 1980], мы подразделили образ богатыря якутского героического сказания на следующие типы:

1) богатыри-герои: первопредки, родоначальники, защитники;

2) богатыри айыы: брат, богатырь, нуждающийся помощи героя;

3) богатырь абаасы;

4) тунгусский богатырь;

5) богатыри Верхнего мира;

6) женщины-богатырки: женщина-родоначальница, женщина-воительница, женщина-жена.

БОГАТЫРИ-ГЕРОИ

Богатыри – главные герои ведут борьбу за продолжение рода ураангхай-саха, за интересы всего племени айыы аймага и за установление мирной жизни и счастья на земле. Сюжет олонхо разворачивается в форме рассказа о героической биографии богатыря.

Традиционно в олонхо главный герой беспощаден к своим врагам. Например, в олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» главный герой беспощадно убивает своих противников [Нюргун Боотур…, 1947]. Иногда в олонхо встречается мотив милосердия богатыря айыы. Так, в олонхо «Могучий Эр Соготох» В.О. Каратаева богатырь абаасы Таас Дьаантаар добровольно уступает Туналыкаан Куо и предлагает мир и дружбу, и Могучий Эр Соготох решает не убивать его. Или в этом же олонхо мать не дает Кемюс Кыырыктаю добить раненого врага [Якутский героический..., 1996].

Герой олонхо имеет божественное происхождение. Обычно герой приходится внуком или сыном верховного божества Юрюнг Айыы (Аар) Тойона. Само название племени айыы аймага означает «божьи родственники». Божественное происхождение героя и его племени связано с их особой ролью зачинателей рода человеческого. Например, в олонхо Н.Ф. Попова «Богатырь Тойон Нюргун» главный герой Тойон Нюргун является внуком Юрюнг Аар Тойона [Образцы..., 1908].

Герой часто рождается у престарелых родителей. Так, в олонхо «Могучий Эр Соготох» В.О. Каратаева герой рождается у старика Сир Сабыйа Баай Тойона и старухи Сабыйа Баай Хотун. Родившись, этот ребенок исчезает. Затем возвращается уже повзрослевшим и рассказывает, что он воспитывался у верхних айыы и предназначен стать защитником племени айыы аймага.

В олонхо большое внимание уделяется повествованию о детстве героя. Даже в тех случаях, когда олонхо начинается с описания приключений взрослого героя, впоследствии часто дается большой вставной рассказ об обстоятельствах его рождения и детства.

Обычно главный герой живет вместе с сестрой. Так, в олонхо «Н.Ф. Попова «Богатырь Тойон Нюргун» говорится, что в Среднем мире живет богатырь Тойон Нюргун вместе с сестрой Кёмюс Чёмчююкэйдээн Куо.

Сюжеты о начале действия олонхо многообразны. Обычно действие начинается с нападения абаасы на семью героя или на других людей айыы. В олонхо «Богатырь Тойон Нюргун» богатырь-абаасы Тимир Дыбырдаан крадет сестру главного героя Кёмюс Чёмчююкэйдээн Куо, и Тойон Нюргун идет за ними в след.

Или герой отправляется на поиски невесты. Например, в олонхо «Могучий Эр Соготох» богатырь едет свататься к Туналыкаан Куо.

Иногда мотивировкой выезда богатыря является поиск родных. В частности, в олонхо «Богатырка Кыыс Джурая» богатырь Кётёр Менгюл решает найти своих родных. Также в этом олонхо Кётёр Менгюл отправляется в поход, чтобы найти страну, где он рождается во второй раз [Емельянов, 1980, с. 286]. Нередко причиной конфликта служит оскорбление богатыря-абаасы. Так, в олонхо «Дьирибинэ Боотур» В.О. Каратаева приезжает богатырь абаасы Муос Кулаадай и говорит главному герою, что он идет свататься к Кыыс Дьиргистэй Куо и хочет сделать его своим рабом. Иногда основанием для битвы служит желание состязаться. Так, в олонхо «Тёбё Терюёх бухатыыр» И.М. Жендринского из Верхнего мира приезжает Кюён Тэгиэлимэн, который хочет состязаться с богатырем айыы Тёбё Тёрюёхом [Кузьмина, 2014, с. 72].

Непременным атрибутом богатыря являются его богатырское вооружение и богатырский конь. Герой получает вооружение чаще всего вместе с конем по указанию небесного вестника, посланного верховным божеством Юрюнг Айыы Тойоном, или по указанию богини земли. Иногда и конь, и вооружение спускаются божествами вместе с героем. Часто герой получает вооружение у кузнецов при прохождении закалки, а коня добывает отдельно. Обычно это чудесный жеребенок, которого герой находит и объезживает. Приобретение богатырского коня является самостоятельным богатырским подвигом. Случается, что герой вооружен уже в начале действия олонхо. Иногда он берет из своего стада, – порой это конь, на котором он ездил еще до совершения подвигов, а временами – чудесный жеребенок из его стада.

Закалка героя выражается в ковке его в горячем кузнечном горне, купании в мертвой воде и в насиживании его в богатырском гнезде шаманкой-пестуньей. В некоторых случаях герой проходит все эти ступени, но часто его только куют в горне или только купают в мертвой воде, иногда и куют, и купают, но в богатырском гнезде не насиживают. В некоторых олонхо насиживание героя в богатырском гнезде мотивировано тем, что герой родился недоношенным. Как считает И.В. Пухов, нет олонхо, в которых герой не проходил бы закалку [Пухов, 1962, с. 55].

Описание богатырской битвы представлено подробно. Богатыри обычно дерутся врукопашную. Если никто не может победить, то они превращаются в рыб, птиц, преследуют друг друга на суше, в море, в каменных горах, во всех трех мирах. Считается, что борьба богатырей на скользком ледяном острове посреди огненного моря решает исход битвы. Мотив богатырского боя в виде состязания богатырских коней встречается только один раз.

Во время похода герой пользуется советами и указаниями различных лиц и чудесных существ, животных и духов. Наиболее важную роль играет главный советчик героя мудрец Сээркээн Сэсэн.

Традиционно богатырь после женитьбы перестает быть богатырем, он становится родоначальником, отцом. В олонхо Н.Ф. Попова «Тойон Нюргун» богатырь Тойон Нюргун женится на богатырке Кыыс Мюлгюн, и на этом заканчиваются его богатырские подвиги [Образцы..., 1908]. Однако в некоторых часто встречаются олонхо, где богатырь после женитьбы продолжает биться с абаасы. В олонхо «Могучий Эр Соготох» В.О. Каратаева Могучий Эр Соготох после женитьбы, рождения сына продолжает свои богатырские походы. На наш взгляд, продолжение богатырской жизни связано с тем, что олонхосуты в какой-то момент перестали следовать общему канону и создали свою традицию, что является естественным процессом в устном народном творчестве.

Если проанализировать имена богатырей, то можно прийти к интересным выводам. Известно, что собственные имена персонажей олонхо состоят трех компонентов: эпитет + основное имя + показатель [Филиппова, 2000, с. 12]. Показатели Бухатыыр значительно больше остальных (Боотур, Бёгё, Бэргэн). Анализ названий олонхо показывает, что в эпических традициях имеются лишь несколько общих имен главных героев.

Развитие образа героя идет по схеме: первый человек в Среднем мире (Дыырай Бёгё) – родоначальник (Эр Соготох) – защитник племени (Нюргун Боотур)» [Емельянов, 2000, с. 183]. Исходя из классификации сюжетов олонхо Н.В. Емельянова, мы выделили следующие подтипы героев.

Богатырь-первопредок. Потомки божеств Айыы, посланные (а не изгнанные, в отличие от некоторых других подобных эпических сказаний) из Верхнего мира, оказываются в Среднем мире, с предназначением заселить его, в тот момент, когда земля только появляется, и становятся ее первыми жителями, людьми из племени «айыы аймага». В этих сюжетах описывается строение Вселенной, всех трёх её миров, их жители, предыстория появления первых людей в Среднем Мире, а также изначальная их жизнь с момента появления на земле, организация ими своего жизненного уклада, и преодоление препятствий на этом пути. В таких сюжетах подробно описывается установившийся миропорядок и мифологическая география.

Образы героев олонхо являются обобщенными, собирательными образами людей поздней стадии родового общества. Однако при общем сходстве образов, хотя и очень слабо, появились индивидуальные черты характера основных героев. Так, наметился образ Эр Соготоха, первозданного богатыря и родоначальника племени ураангхай-саха. Исследователи эпоса И.В. Пухов [1962] и Е.М. Мелетинский [1963] сопоставляют образ Эр Соготоха с образом Эллэя – героя якутских исторических преданий, легендарного прародителя якутов. В некоторых олонхо ему придают черты культурного героя, зачинателя жизни и трудовой деятельности людей.

Богатырь-родоначальник.Олонхо о родоначальниках ураангхай-саха является дальнейшим развитием олонхо о заселении Среднего мира и оставляет второй этап эпического творчества якутов. Как пишет Н.В. Емельянов, «если в олонхо о заселении Среднего мира конфликтная ситуация происходит внутри рода и борьба ведется за утверждение жизненных позиций отверженных потомков небожителей, что соответствует преданиям о легендарных первопредках якутов – Омогой Баае и Эллэй Боотуре, то в олонхо о родоначальниках главный мотив – героическое сватовство, что является характерным для архаического эпоса тюрко-монгольских народов» [Емельянов, 2000, с. 182].

Многообразны сюжеты олонхо о родоначальниках племени ураангхай-саха. По Н.В. Емельянову, олонхо этой группы состоит из нескольких подтипов: цикл о родоначальнике по имени Эр Соготох, «брат и сестра», братья – родоначальники ураангхай-саха, родоначальники ураангхай-саха из чужого племени, родоначальник и его чудесный сын-бык [Емельянов, 1980].

- Цикл о родоначальнике по имени Эр Соготох.Большинство героев носят имя Эр Соготох – Муж-Одиночка. Как определяет Т.В. Илларионова, понятие «одинокий, единственный первый житель земли» постепенно модифицировалось в понятие «исключительности», «единственности» богатыря-первопредка [Илларионова, 2006, с. 7].

Герой опубликованного О.Н. Бётлингком олонхо Эр Соготох не знает своего происхождения. Он обращается к духу-хозяйке Среднего мира, обитающей в священном дереве, и узнает о своем божественном происхождении и высоком предназначении стать родоначальником племени ураангхай саха. Герой отправляется за суженой, проходит множество испытаний в упорной борьбе с абаасы (якут. абааhы) – враждебными племенами, обитающими в Нижнем мире, и в этом героическом сватовстве добывает себе жену. И таким образом он становится родоначальником племени ураангхай саха.

- Олонхо о родоначальниках ураангхай-саха.Н.В. Емельянов также выделяет сюжеты олонхо о родоначальниках племени ураангхай-саха, совершающих героические подвиги во имя продолжения своего рода, процветания жизни в Среднем мире. Они имеют различные названия и разнообразное сюжетное развитие [Емельянов, 1980, с. 9].

- Олонхо о внутрисемейных отношениях.В олонхо иногда изображаются взаимоотношения между родоначальниками племени ураангхай-саха и другими членами семьи и племени: между братом и сестрой («Сююлэлдьин Боотур»), между женихом и братом невесты («Одун Чуураа бухатыыр») [Кузьмина, 2014, с. 33].

- «Брат и сестра».В олонхо о родоначальниках племени ураангхай-саха богатырь часто спускается из Верхнего мира вместе с сестрой. В олонхо сестра главного героя обладает богатырскими качествами.

Богатырь-защитник.В данной группе олонхо богатырь выступает как защитник племени айыы аймага и ураангхай-саха от злых чудовищ Нижнего и Верхнего миров. Средний мир уже заселен людьми, но они подвергаются враждебным набегам абаасы. Роль защитников племени играют богатыри, родившиеся и выросшие в Среднем мире. Как отмечает Н.В. Емельянов, олонхо о защитниках племени айыы аймага является эпическим творчеством «людей с развитым этническим сознанием, которое воплощается в образ богатыря с высоким чувством ответственности за безопасность жизни своих соплеменников» [Емельянов, 2000, с. 182–183]. В олонхо о защитниках племени тема героического сватовства отодвигается на задний план, и на первое место выходят темы защиты племени от агрессивных действий абаасы и освобождения соплеменников из плена абаасы.

В олонхо К.Г. Оросина «Нюргун Боотур Стремительный» главный герой первую боевую поездку совершает, когда Ыйыста Хара похищает его сестру Айталы Куо. Второй раз – освобождает Туйаарыма Куо от богатыря абаасы Тимир Джэсинтэя. Третий раз – освобождает богатырей айыы, в том числе Кюн Джирибинэ, от Уот Усутаакы. Четвертый раз – освобождение Айыы Джурагастая, связанного волшебной веревкой ап-чарай. Только затем женится на Кыыс Нюргун и возвращается на родину [Нюргун Боотур..., 1947].

БОГАТЫРИ АЙЫЫ

В якутском героическом эпосе, кроме главного героя, встречаются также богатыри айыы, которые играют второстепенную роль. Обычно это братья, дяди, богатыри айыы, попавшие в трудную ситуацию и нуждающиеся в помощи героя.

Так, в олонхо Н.Ф. Попова «Богатырь Тойон Нюргун», «Элик Боотур Ньыгыл Боотур икки» («Образцы народной литературы якутов» Э.К. Пекарского), Ф.Н. Тимофеева «Түмэн Түүрэй бухатыыр» у главных героей имеются братья. Брат главного героя то помогает герою, то, наоборот, ему помогает герой.

В якутских героических сказаниях описываются бои между неузнавшими друг друга братьями. Так, в олонхо Н.Ф. Попова «Богатырь Тойон Нюргун» происходит бой неузнавших друг друга братьев (Тойон Нюргуна и Оюнях Бэргэна), затем они мирятся. А в олонхо К.Г. Оросина «Нюргун Боотур Стремительный» герой Нюргун Боотур также сталкивается с неузнанным братом Юрюнг Уоланом.

Как выше сказано, имеются образы богатырей айыы, которые не приходятся герою родственниками. Например, Нюргун Боотур спасает Кюн Джирибинэ, Айыы Джурагастая и других богатырей, которые проиграли богатырю абаасы.

В олонхо В.О. Каратаева «Могучий Эр Соготох» у главного героя имеется два сына: от жены Туналыкаан Куо – Кёмюс Кыырыктай, от женщины абаасы Уот Чолбоодой – Харыаджылаан Бэргэн. Сына от женщины абаасы признают человеком, и он начинает помогать людям, племени айыы аймага.

БОГАТЫРЬ АБААСЫ

Главными противниками богатырей айыы, нарушителями спокойной жизни выступают эпические чудовища абаасы. Их обычно изображают однорукими или одноногими чудовищами, с одним глазом посередине лба. Богатыри абаасы очень сильны, впрочем, наивны и доверчивы. Абаасы живут в Нижнем мире и являются исконными врагами человеческого рода. Они похищают девушек и женщин, пожирают скот, разоряют страну. В борьбе с богатырями абаасы у героя раскрывается характер воина.

Прибытие абаасы всегда изображается на фоне разбушевавшейся стихии, как бы подготавливая слушателя. Если женщина абаасы может вступить с богатырем айыы в половую связь («Могучий Эр Соготох»), то богатырю абаасы никогда не удается заниматься любовью с женщиной айыы.

Считается, что в олонхо дружба богатырей абаасы с людьми айыы невозможна. Встречается также образ полуайыы-полуабаасы Харыаджылаан Бэргэна, которого впоследствии признают человеком племени айыы аймага [Якутский героический…, 1996].

В олонхо К.Г. Оросина «Нюргун Боотур Стремительный» встречаются богатыри абаасы, которые похищают девушек и богатырей из племени айыы аймага: Ыйыста Хара, Тимир Джэсинтэй, Уот Усутаакы; в олонхо Н.Ф. Попова «Богатырь Тойон Нюргун» – Тимир Дыбырдаан, Бохтооботох Модун Моой, Тонг Дуурай, Тимир Лыбырдан; в олонхо В.О. Каратаева «Могучий Эр Соготох» – Таас Дьаантаар Дары Буурай, Буор Кудустай, Таас Кудустай, Тимир Джигистэй.

ТУНГУССКИЙ БОГАТЫРЬ

В олонхо отражены древние межплеменные отношения, и союзником героя могли быть, прежде всего, представители другого племени. Поэтому в якутском героическом эпосе, наряду с богатырями айыы и абаасы, имеется образ тунгусского богатыря: Ардьамаан-Дьардьамаан, Ачырыман-Чачырыман, Уот Сексерюкээн, Айыы Халыан, Хаан Олбохтой, Эллигэн Кулантай и др. [Пухов, 1962, с. 151].

Как пишет Г.У. Эргис, этот образ имеет свои исторические корни. Прибывшие с юга предки саха вытесняли аборигенные племена, что не могло не вызвать военных столкновений между ними [Эргис, 1974, с. 200–201]. Со временем между якутами и эвенками установились тесные экономические, экзогамные связи. Эти связи постоянно расширялись и укреплялись и нашли отражение в преданиях и олонхо. В некоторых олонхо таежный богатырь изображается как положительный персонаж, друг и советчик главного героя (олонхо «Эр Соготох» М. Неустроева, «Кюн Нюргун П.Н. Соловьева») [Там же, с. 201]. Бывают олонхо с главным героем – таежным тунгусским богатырем: олонхо «Тэгил Бёгё» Сивцева–Тойон Мурун (Намский район, центральная эпическая традиция).

Следует сказать, что в олонхо мы видим только образ тунгусского богатыря. Отношения между главным героем и тунгусским богатырем в соответствии с характером олонхо представлены в плане героики – как борьба героя с тунгусским богатырем, или, напротив, как союз героя с ним для совместной борьбы с общим противником. Иногда тунгусский богатырь сам выступает как герой олонхо, защищающий людей.

В отличие от абаасы, его образ наделяется реалистическими особенностями. Он изображается стариком или мужчиной в дохе, ходит на лыжах или ездит на олене. Он похищает женщину айыы и скрывается. По олонхо, это единственная причина борьбы героя с тунгусским богатырем. Следовательно, эта борьба изображается как конфликт на бытовой почве. Поэтому отрицательная характеристика тунгусского богатыря намного смягчается в сравнении с другими врагами героя. Этот богатырь по силе и мощи уступает герою и богатырям абаасы. Но это возмещается его необыкновенной ловкостью в ведении боя, что уравновешивает его боевые качества с противником. Он изображается как очень упорный и энергичный противник. Тунгусский богатырь часто совершает неожиданное нападение из укрытия. Он знает много боевых хитростей и волшебных уловок, которыми пользуется в борьбе против героя.

Образ тунгусского богатыря встречается не в каждом олонхо. В книге Н.В.Емельянова «Сюжеты якутских олонхо», в котором изложено краткое содержание хранящихся в архиве текстов олонхо, имеется только шесть эпосов, где изображен образ таежного богатыря: «Сын лошади Дыырай Бэргэн» (Амгинский район), «Сын лошади Дыырай богатырь», «Нэриэн Мюлгю» (Чурапчинский район), «Эрэйдээх-буруйдаах Эр Соготох» (Хангаласский район), «Алаатыыр Ала Туйгун» (Мегино-Кангаласский район), «Мюлдью Бёгё» (Усть-Алданский район) [Емельянов, 1980].

БОГАТЫРИ ВЕРХНЕГО МИРА

По мифологии якутов, верхние божества не могут спускаться в Средний мир, поэтому их заменяют различные персонажи. Божественные вестники – это прямые посредники между племенами айыы Среднего мира и верхними божествами. Как пишет А.Е. Захарова, «посредники часто персонифицированы (Кэкэ Чолбон, Кырынаастай Бэргэн Тёлёркёй Сююрюк, Кюн Эрбийэ, Кёкёйё Боотур, Кюлюк Дьэргэлгэн, Юрюнг Уолан и др.), все они маркируются белым цветом («белые всадники», «серебряный всадник на бело-молочном коне», «три белых всадника», «три небесных вестника верхом на бело-молочных конях» и т.д.)» [Захарова, 2004, с. 114]. В эпической традиции богатыри Верхнего мира, помимо вышеперечисленных качеств, выполняют функцию стражей и тех, которые приносят илгэ – душу ребенка престарелым супругам.

Богатыри Верхнего мира часто играют роль вестников. Так, в олонхо «Могучий Эр Соготох» В.О. Каратаева из Верхнего мира приезжают три богатыря. Один из них, богатырь Уот Дугуй, сообщает, что Кёмюс Кыырыктай по определению божеств должен жениться на Тэмэликээн Куо.

В олонхо Н.Ф. Попова богатырь Верхнего мира Кюн Джёллюрют выступает как советчик: он пытается отговорить Тойон Нюргуна от поединка с Тонг Дуураем.

Этот тип богатыря встречается довольно редко.

ЖЕНЩИНЫ-БОГАТЫРКИ

В олонхо встречаются женщины-богатырки, обладающие невероятной силой, не уступающие любому сильнейшему богатырю. В сюжетах и образах олонхо о девушках-богатырках нашло отражение высокое положение женщины в древности. Как полагают исследователи, образы воинственных девушек в эпосе восходят к матриархату, когда в обществе и быту женщины занимали высокое положение. В дальнейшем, во время установления патриархально-родовых отношений, положение женщины в обществе и семье не было столь приниженным, как впоследствии. Но с разложением родового общества положение женщины изменяется к худшему, она теряет свои права и всецело подчиняется мужчине. В якутских олонхо как бы слышится отголосок борьбы женщины в условиях патриархального уклада жизни за свои права, в частности за право самой выбрать себе мужа и устроить свою семейную жизнь [Пухов, 1962, с. 134].

Часто подобные сильные богатырки встречаются в финальной части олонхо. Герой-победитель в конце всех своих подвигов, встретив, наконец, достойную и равную себе богатырку, женится на ней. Так, в олонхо Н.Ф. Попова «Богатырь Тойон Нюргун» герой в конце олонхо встречает свою суженую – богатырку Кыыс Мюлгюн.

Образ женщины-богатырки динамичный, т.е. её богатырский крутой нрав изменяется, выйдя замуж и родив детей, она становится мягкой, обыкновенной женщиной.

Сказания о богатырских девах занимают особое место среди других сюжетов якутского олонхо. Богатый и своеобразный мир эпических персонажей олонхо с героиней-женщиной до настоящего времени еще полностью не раскрыт. Известный якутский фольклорист Н.В. Емельянов, изучая сюжеты олонхо, выделял в своей классификации эти сюжеты олонхо о женщинах – богатырках. И он пришел к выводу, что «образы женщин-богатырок – прародительниц якутов в какой-то мере перекликаются с образами героинь исторических преданий. Эти фигуры воительниц, надо полагать, имеют более архаические черты, чем образы мужчин-богатырей, и восходят к бытовым отношениям эпохи матриархата» [Емельянов, 1983, с. 223].

А.Н. Данилова выделяет три вида женщин-богатырок:

1) женщина-родоначальница (Кыыс Дэбилийэ, Кыыс Туйгун, Кыйдааннаах Кыыс Бухатыыр, Кылааннаах Кыыс Ньургустай Куо);

2) женщина-воительница (Кылааннаах Кыыс Бухатыыр, Кылааннаах Усуктаах Кыыс Ньургун, Кыыдааннаах Кыыс Бухатыыр, Кыыс Бухатыыр, дочь Ньуру Ньургустая);

3) женщина-жена (Дьырыбына Дьырылыатта, Кыыс Ньургун, Кыыс Дьуурайа Бухатыыр, Шаманки Уолумар и Айгыр) [Данилова, 2014, с. 34].

Таким образом, в якутском героическом эпосе представлены широко и ярко типы разных богатырей. Всех их объединяет активная жизненная позиция, вступление в конфликты, представление интересов своего клана, племени.

ВОСПИТАНИЕ И САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ БОГАТЫРЯ В ОЛОНХО

 

В отличие от эпосов других тюркских народов, в олонхо воспитанию богатыря в якутском героическом эпосе не уделяют большого внимания. В большинстве случаев этот момент вообще упускается. В олонхо «Эрчимэн Бэргэн» С. Васильева описано, как ребенок очень быстро растет: за день исполняется один год, через два дня – два года, через три дня – три года. Мальчик с ранних лет обладает большой силой: купается в море «Сюлбэ далай», состязается в борьбе с огромными деревьями. Затем внезапно исчезает. Через некоторое время приезжает уже взрослым человеком.

В олонхо Г.В. Дуякова «Богатырка Кыыс Джурая» герой олонхо рождается во время драки своих родителей-богатырей в виде птицы Кётёр Мюлгюн. Ребенка-птицу бросают, и дядя везет его к бабушке и дедушке. Ребенок-птица осознает свою неполноценность и решает полететь в страну, где его заново зародили и воспитали бы. По пути он встречает свою мать-богатырку, которая утопила мужа и его брата в море. Мальчик обладает большой силой, и ему удается усмирить свою мать, спасти отца и дядю, помирить родителей. Далее он спасает девушку от рабства женщины-абаасы. Наконец попадает в чудесную страну, где он заново рождается в облике человека и обретает новое имя Ого Дуксуур.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.