Сделай Сам Свою Работу на 5

Единичное, особенное и всеобщее





Диалектика

«Диалектика – это наука о том, как могут быть и как бывают (становятся) тождественными противоположности, при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга, почему ум человека не должен брать эти противоположности как мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую» (В.И. Ленин). Диалектика – это и наука, и метод познания (диалектическая логика).

В античности обсуждалась проблема единичного и многого. Затем эта проблема существовала в виде: связи единичного и общего, целого и части, инвариантного и варьируемого и т.д. Категории диалектики отражают универсальные связи бытия (закономерности). Устойчивые, повторяющиеся связи называются законами. Философские законы носят универсальный характер.

Диалектика – это гибкость мышления, учет изменчивости явлений, но не конформизм, не прагматизм (что тождественно псевдодиалектике, субъективизму).

Альтернативные методы познания: метафизика, эклектика, синергетика, схоластика, софистика и другие.

 

Принципы диалектики и метафизики

 

Диалектика   Метафизика
Принцип всеобщей взаимосвязи Рассмотрение предметов изолированно друг от друга
Принцип всеобщего развития Рассмотрение предметов в статике
Ядром диалектики является закон единства противоположностей.   Логика рассуждений: «и то, и другое»   Признается одна из противоположностей, которая возводится в абсолют, доводится до крайности.   Логика рассуждений: «или, или»

 



Эклектика – это метод, который позволяет учитывать множество факторов, но не рассматривает их в развитии, взаимодействии, не выделяет главного. Область применения этого метода: психология, социология и другие. Все методы имеют право на существование. Метафизика используется на начальном этапе развития науки, когда невозможно изучать динамику процесса, не изучены его составляющие, отсутствует математический аппарат для его описания. В философии необходимо использование диалектической логики, так как только она способна дать истинные результаты. Хотя и там метафизика присутствует, благодаря чему и существует множество точек зрения при решении той или иной проблемы.



Синергетика – наука о статистической самоорганизации материальных систем, утверждает, что любая система способна к самоорганизации.

Схоластика – отрыв логики от действительности. Логика является приоритетной.

Софистика – связана с хитроумным ведением спора, сознательным нарушением логики. Целью спора является победа любой ценой, а не нахождение истины. Например, Софизм Эватла:

Софист Протагор (481-411 гг. до н.э.) приводит этот софизм в своем сочинении «Тяжба о плате». Протагор обучал Эватла софистике с условием, что гонорар тот заплатит после первого выигранного судебного процесса. Но после обучения Эватл не выступал в судах и не заплатил Протагору обещанное. Когда тот потребовал плату, Эватл возразил: «Но я ведь еще не выиграл дела в суде!» Протагор ответил: «Если мы подадим в суд, то ты в любом случае будешь вынужден заплатить: или по приговору суда (если проиграешь), или по нашему уговору (если выиграешь)». На что Эватл ответил: «Я не буду платить: или по приговору суда (если выиграю), или по нашему уговору (если проиграю)»

А.И. Герцен (1812-1870) в свое время счел необходимым вступиться за «оклеветанных и непонятых софистов». Он писал о софистах так: «Что за роскошь в их диалектике! Что за беспощадность!... Что за мастерское владение мыслью и формальной логикой! Их бесконечные споры – эти бескровные турниры, где столько же грации, сколько силы – были молодеческим гарцеванием на строгой арене философии; это удалая юность науки…».

Г.Х. Лихтенберг высказался совершенно иначе о софистике: «Человек становится софистом и прибегает к ухищрениям там, где ему не достает знания».



С ним согласен В. Гюго: «Софист – фальсификатор: в случае нужды он насилует здравый смысл. Определенная логика, чрезвычайно гибкая, беспощадная и искусная, всегда готова к услугам зла: она изощренейшим образом побивает скрытую в тени истину».

 

Закон единства и борьбы противоположностей

Противоречия различны по характеру и это находит своё отражение в следующих стихотворениях:

 

Рано утром, вечерком, поздно – на рассвете,

Тётка ехала верхом, развалясь в карете.

А за нею во весь дух, тихими шагами

Кот старался переплыть миску с пирогами.

Я скуп и расточителен во всём.

Я жду и ничего не ожидаю.

Я нищ и не кичусь своим добром.

Трещит мороз – я вижу розы мая.

Долина слёз мне радостнее рая.

Зажгут костер, и дрожь меня берёт,

Мне сердце отогреет только лёд.

Запомню шутку я и вдруг забуду,

Кому презренье, а кому почёт.

Я всеми принят, изгнан отовсюду…

Ф. Вийон. 1432

В первом стихотворении противоречия носят субъективный (формально-логический), во втором – объективный (диалектический) характер. Существование первого типа противоречий, когда человек неправильно мыслит, противоречит сам себе, признается метафизиками. А противоречия, которые, по утверждению диалектиков, пронизывают все природные, общественные и мыслительные процессы, ими отрицаются. Диалектики же считают, что источником любого развития является внутреннее противоречие. Это и есть формулировка закона единства и борьбы противоположностей. Отрицая противоречия, противоположности, метафизики невольно приходят к признанию внешнего источника развития, т.е. толчка извне. Диалектика же рассматривает движение как самодвижение.

«При первой концепции движения в тени остается самодвижение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне – бог, субъект, и т.п.) При второй концепции главное внимание устремляется именно на познание источника «само» движения» (В.И. Ленин).

Противоположности – это противоположные стороны, тенденции единого целого. Противоречия – это пара противоположностей. Например:

 

Общественное бытие и общественное сознание

Базис и надстройка

Производительные силы и производственные отношения

Производство и потребление

Демократия и централизм

Общественные и личные интересы

Анализ и синтез

Индукция и дедукция

Умножение и деление

Сложение и вычитание

Извлечение корня и возведение в степень

Материя и сознание

Абсолютное движение и относительный покой

Материальное и идеальное

Прерывное и непрерывное

Конечное и бесконечное

Субъективное и объективное

Единичное и общее

Целое и часть

Причина и следствие

Возможность и действительность

Необходимость и случайность

Теория и практика

Теория и метод

Истина и заблуждение

Чувственное и рациональное

Научные понятия и художественный образ

Поэзия и проза

и так далее.

 

«Когда мы рассматриваем вещи в движении, в их изменении, в их жизни, в их взаимосвязи, мы сразу наталкиваемся на противоречия (находится в данном месте и не находится). Возникновение и разрешение противоречия и есть движение». «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д. без конца. В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов: не только явления преходящи, подвижны, текучи, отделены лишь преходящими гранями, но и сущности вещей тоже»

(В.И. Ленин).

Единичное, особенное и всеобщее

Единичное – индивидуальное, неповторимое.

Общее – то, что присуще многим предметам, явлениям, процессам.

Любое отдельное есть единство единичного и общего. Ни единичное, ни общее не существуют в чистом виде, утверждает диалектика. Например: Стасик Рамазанов – студент. Стасик Рамазанов – единичное, студент – общее. Стасик Рамазанов – студент – житель города Казани. В данном случае: Стасик Рамазанов – единичное, студент – особенное, житель города Казани – общее. В то же время понятие «студент» – общее по отношению к понятию «Стасик Рамазанов», но единичное по отношению к понятию «житель города Казани». Одно и то же понятие выступает в качестве единичного и общего. Это и есть диалектика в действии.

Реалисты утверждают, что общее существует самостоятельно, независимо от единичного, которое в своем существовании зависит от общего, порождается им и является чем-то второстепенным, временным, преходящим. Имеется в виду идея или Бог, порождающие природу.

Номиналисты считают, что общее не существует реально, в объективной действительности. Реальным существованием обладает лишь единичное. Общее же существует лишь в умах людей, в их сознании. Оно не что иное, как имя, название ряда единичных объектов. Направление, близкое к материализму, отрицающее, по сути дела, идеалы, абсолютные ценности.

 

Сущность и явление

Сущность представляет собой совокупность всех необходимых сторон и связей вещи, взятых в их естественной взаимозависимости.

Явление есть проявление этих сторон и связей на поверхности через всю массу случайных отклонений.

Сущность и явление принципиально отличаются. Сущность скрыта и непознаваема, нам доступно для восприятия только явление, считают агностики

Диалектики рассматривают противоположности как взаимодействующие, переходящие друг в друга. Поэтому в их понимании: Сущность является. Явление существенно (Гегель). Подробнее в теме «Познание».

Причина и следствие

Причина – это внутреннее противоречие предмета или явления, с необходимостью вызывающее изменения предмета. Изменения, которые возникают при этом, называются следствием.

Развитие любой науки начинается с поиска причин, в том числе и философии (поиски первоначала). Некоторые философы ищут причину вне вещи и неизбежно приходят к идеализму. Если причина данной вещи содержится в другой вещи, а причина другой вещи также не имеет собственной причины, то поиск причины делает процесс бесконечным. Таким образом, философ приходит к выводу, что причина – это Бог или причину вообще невозможно найти, значит ее нет, значит мир непознаваем. Гегель предлагает свое понимание причинно-следственной связи. По Гегелю причина и следствие связано между собой по принципу обратной связи, они воздействуют друг на друга, меняются местами (причина становится следствием, а следствие – причиной).

Детерминисты признают причинно-следственную связь. Лапласовский детерминизм – (это его крайняя степень) утверждает однозначную причинно-следственную связь, что работает только в классической механике. Индетерминисты отрицают наличие в мире причинно-следственных связей: «Все в мире случайно», – считают они.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.