Единичное, особенное и всеобщее
Диалектика
«Диалектика – это наука о том, как могут быть и как бывают (становятся) тождественными противоположности, при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга, почему ум человека не должен брать эти противоположности как мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую» (В.И. Ленин). Диалектика – это и наука, и метод познания (диалектическая логика).
В античности обсуждалась проблема единичного и многого. Затем эта проблема существовала в виде: связи единичного и общего, целого и части, инвариантного и варьируемого и т.д. Категории диалектики отражают универсальные связи бытия (закономерности). Устойчивые, повторяющиеся связи называются законами. Философские законы носят универсальный характер.
Диалектика – это гибкость мышления, учет изменчивости явлений, но не конформизм, не прагматизм (что тождественно псевдодиалектике, субъективизму).
Альтернативные методы познания: метафизика, эклектика, синергетика, схоластика, софистика и другие.
Принципы диалектики и метафизики
Диалектика
|
Метафизика
| Принцип всеобщей взаимосвязи
| Рассмотрение предметов изолированно друг от друга
| Принцип всеобщего развития
| Рассмотрение предметов в статике
| Ядром диалектики является закон единства противоположностей.
Логика рассуждений:
«и то, и другое»
| Признается одна из противоположностей, которая возводится в абсолют, доводится до крайности.
Логика рассуждений:
«или, или»
|
Эклектика – это метод, который позволяет учитывать множество факторов, но не рассматривает их в развитии, взаимодействии, не выделяет главного. Область применения этого метода: психология, социология и другие. Все методы имеют право на существование. Метафизика используется на начальном этапе развития науки, когда невозможно изучать динамику процесса, не изучены его составляющие, отсутствует математический аппарат для его описания. В философии необходимо использование диалектической логики, так как только она способна дать истинные результаты. Хотя и там метафизика присутствует, благодаря чему и существует множество точек зрения при решении той или иной проблемы.
Синергетика – наука о статистической самоорганизации материальных систем, утверждает, что любая система способна к самоорганизации.
Схоластика – отрыв логики от действительности. Логика является приоритетной.
Софистика – связана с хитроумным ведением спора, сознательным нарушением логики. Целью спора является победа любой ценой, а не нахождение истины. Например, Софизм Эватла:
Софист Протагор (481-411 гг. до н.э.) приводит этот софизм в своем сочинении «Тяжба о плате». Протагор обучал Эватла софистике с условием, что гонорар тот заплатит после первого выигранного судебного процесса. Но после обучения Эватл не выступал в судах и не заплатил Протагору обещанное. Когда тот потребовал плату, Эватл возразил: «Но я ведь еще не выиграл дела в суде!» Протагор ответил: «Если мы подадим в суд, то ты в любом случае будешь вынужден заплатить: или по приговору суда (если проиграешь), или по нашему уговору (если выиграешь)». На что Эватл ответил: «Я не буду платить: или по приговору суда (если выиграю), или по нашему уговору (если проиграю)»
А.И. Герцен (1812-1870) в свое время счел необходимым вступиться за «оклеветанных и непонятых софистов». Он писал о софистах так: «Что за роскошь в их диалектике! Что за беспощадность!... Что за мастерское владение мыслью и формальной логикой! Их бесконечные споры – эти бескровные турниры, где столько же грации, сколько силы – были молодеческим гарцеванием на строгой арене философии; это удалая юность науки…».
Г.Х. Лихтенберг высказался совершенно иначе о софистике: «Человек становится софистом и прибегает к ухищрениям там, где ему не достает знания».
С ним согласен В. Гюго: «Софист – фальсификатор: в случае нужды он насилует здравый смысл. Определенная логика, чрезвычайно гибкая, беспощадная и искусная, всегда готова к услугам зла: она изощренейшим образом побивает скрытую в тени истину».
Закон единства и борьбы противоположностей
Противоречия различны по характеру и это находит своё отражение в следующих стихотворениях:
Рано утром, вечерком, поздно – на рассвете,
Тётка ехала верхом, развалясь в карете.
А за нею во весь дух, тихими шагами
Кот старался переплыть миску с пирогами.
Я скуп и расточителен во всём.
Я жду и ничего не ожидаю.
Я нищ и не кичусь своим добром.
Трещит мороз – я вижу розы мая.
Долина слёз мне радостнее рая.
Зажгут костер, и дрожь меня берёт,
Мне сердце отогреет только лёд.
Запомню шутку я и вдруг забуду,
Кому презренье, а кому почёт.
Я всеми принят, изгнан отовсюду…
Ф. Вийон. 1432
В первом стихотворении противоречия носят субъективный (формально-логический), во втором – объективный (диалектический) характер. Существование первого типа противоречий, когда человек неправильно мыслит, противоречит сам себе, признается метафизиками. А противоречия, которые, по утверждению диалектиков, пронизывают все природные, общественные и мыслительные процессы, ими отрицаются. Диалектики же считают, что источником любого развития является внутреннее противоречие. Это и есть формулировка закона единства и борьбы противоположностей. Отрицая противоречия, противоположности, метафизики невольно приходят к признанию внешнего источника развития, т.е. толчка извне. Диалектика же рассматривает движение как самодвижение.
«При первой концепции движения в тени остается самодвижение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне – бог, субъект, и т.п.) При второй концепции главное внимание устремляется именно на познание источника «само» движения» (В.И. Ленин).
Противоположности – это противоположные стороны, тенденции единого целого. Противоречия – это пара противоположностей. Например:
Общественное бытие и общественное сознание
Базис и надстройка
Производительные силы и производственные отношения
Производство и потребление
Демократия и централизм
Общественные и личные интересы
Анализ и синтез
Индукция и дедукция
Умножение и деление
Сложение и вычитание
Извлечение корня и возведение в степень
Материя и сознание
Абсолютное движение и относительный покой
Материальное и идеальное
Прерывное и непрерывное
Конечное и бесконечное
Субъективное и объективное
Единичное и общее
Целое и часть
Причина и следствие
Возможность и действительность
Необходимость и случайность
Теория и практика
Теория и метод
Истина и заблуждение
Чувственное и рациональное
Научные понятия и художественный образ
Поэзия и проза
и так далее.
«Когда мы рассматриваем вещи в движении, в их изменении, в их жизни, в их взаимосвязи, мы сразу наталкиваемся на противоречия (находится в данном месте и не находится). Возникновение и разрешение противоречия и есть движение». «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д. без конца. В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов: не только явления преходящи, подвижны, текучи, отделены лишь преходящими гранями, но и сущности вещей тоже»
(В.И. Ленин).
Единичное, особенное и всеобщее
Единичное – индивидуальное, неповторимое.
Общее – то, что присуще многим предметам, явлениям, процессам.
Любое отдельное есть единство единичного и общего. Ни единичное, ни общее не существуют в чистом виде, утверждает диалектика. Например: Стасик Рамазанов – студент. Стасик Рамазанов – единичное, студент – общее. Стасик Рамазанов – студент – житель города Казани. В данном случае: Стасик Рамазанов – единичное, студент – особенное, житель города Казани – общее. В то же время понятие «студент» – общее по отношению к понятию «Стасик Рамазанов», но единичное по отношению к понятию «житель города Казани». Одно и то же понятие выступает в качестве единичного и общего. Это и есть диалектика в действии.
Реалисты утверждают, что общее существует самостоятельно, независимо от единичного, которое в своем существовании зависит от общего, порождается им и является чем-то второстепенным, временным, преходящим. Имеется в виду идея или Бог, порождающие природу.
Номиналисты считают, что общее не существует реально, в объективной действительности. Реальным существованием обладает лишь единичное. Общее же существует лишь в умах людей, в их сознании. Оно не что иное, как имя, название ряда единичных объектов. Направление, близкое к материализму, отрицающее, по сути дела, идеалы, абсолютные ценности.
Сущность и явление
Сущность представляет собой совокупность всех необходимых сторон и связей вещи, взятых в их естественной взаимозависимости.
Явление есть проявление этих сторон и связей на поверхности через всю массу случайных отклонений.
Сущность и явление принципиально отличаются. Сущность скрыта и непознаваема, нам доступно для восприятия только явление, считают агностики
Диалектики рассматривают противоположности как взаимодействующие, переходящие друг в друга. Поэтому в их понимании: Сущность является. Явление существенно (Гегель). Подробнее в теме «Познание».
Причина и следствие
Причина – это внутреннее противоречие предмета или явления, с необходимостью вызывающее изменения предмета. Изменения, которые возникают при этом, называются следствием.
Развитие любой науки начинается с поиска причин, в том числе и философии (поиски первоначала). Некоторые философы ищут причину вне вещи и неизбежно приходят к идеализму. Если причина данной вещи содержится в другой вещи, а причина другой вещи также не имеет собственной причины, то поиск причины делает процесс бесконечным. Таким образом, философ приходит к выводу, что причина – это Бог или причину вообще невозможно найти, значит ее нет, значит мир непознаваем. Гегель предлагает свое понимание причинно-следственной связи. По Гегелю причина и следствие связано между собой по принципу обратной связи, они воздействуют друг на друга, меняются местами (причина становится следствием, а следствие – причиной).
Детерминисты признают причинно-следственную связь. Лапласовский детерминизм – (это его крайняя степень) утверждает однозначную причинно-следственную связь, что работает только в классической механике. Индетерминисты отрицают наличие в мире причинно-следственных связей: «Все в мире случайно», – считают они.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|