Сделай Сам Свою Работу на 5

Воплощенная в теле душа может воздерживаться от чувственных наслаждений, однако вкус к ним остается. Но, испытав истинное блаженство, она теряет вкус к прежнему и утверждается в духовном сознании.





 

Таким образом, согласно «Гите», истинное решение проблемы греха – в обретении духовного вкуса. Религия человека духовна настолько, насколько в ней присутствует высший вкус личностных отношений с Богом (бхакти). По мере того, как человек обретает этот вкус, он начинает испытывать духовное наслаждение, и так в нём естественным образом и окончательно разрушаются низменные наклонности. Бхакти йога – это единственный духовный метод, позволяющий избавиться от апрарабдха кармы.

В Ведах говорится, что материальный мир населяют 8 400 000 форм жизни. Из них 400 000 – это разумные формы жизни, обитающие в различных областях вселенной. Все они похожи на людей, однако в большинстве своём более развиты. Когда душа обретает такое тело, она получает уникальный шанс. Именно находясь в разумной форме жизни, душа создаёт свою карму (хорошую и плохую), а также она может, практикуя бхакти йогу, полностью избавиться от кармы и вернуться к Богу в духовный мир.

В ведической литературе говорится, что вселенная поделена на три области: высшую (Сваргалока, райские миры), среднюю (Мритью-лока, земной уровень) и низшую (Адалока, по-нашему просто ад). Слово “мритью” означает смерть; имеется в виду, что жизнь людей коротка. Жителей Сваргалоки называют богами, поскольку ихматериальное благополучие, уровень культуры и долголетие недос-тижимы для людей. Проникнуть в область Сваргалоки человеку не помогут изобретённые им неуклюжие космические корабли. Для этого нужна энергия благости, а не страсти. Только те из людей, кто утвердился в гуне благости, отправляются в тот мир, где живут долго, по земным меркам, вечно.



Чтобы понять, за что приходит наказание по закону кармы, нужно понять разницу между любовью и вожделением. В любви для нас главное – сам человек, а не удовольствие, которое он нам доставляет. А в вожделении отношения устанавливаются главным образом ради наслаждения. Используя друг друга, партнёры очень скоро становятся чужими и расстаются. По закону кармы наказание приходит не за само материальное наслаждение, а за то, что мы ставим в зависимость от него наши отношения с близкими людьми и превращаемся, таким образом, в безответственных эгоистов. Закон кармы в первую очередь защищает любовь. Когда отношения основаны на любви, наслаждения автоматически ограничиваются рамками дозволенного. Как говорил в своё время известный ловелас маркиз Де Сад: “Самым большим препятствием для наслаждения является любовь”.



Недозволенные материальные наслаждения “съедают” хорошую карму души, а страдания “съедают” ее плохую карму. Таков принцип изменения кармы. Долгая жизнь на Сваргалоке неизбежно приводит к тому, что джива начинает злоупотреблять наслаждениями. В результате она лишается хорошей кармы, после чего её отправляют вниз, на адские планеты. Так душа скитается по материальному миру. По пути вниз, она ненадолго рождается человеком на Земле. Как правило, такой человек быстро становится наркоманом, так проявляется его глубокая привязанность к мате-риальному наслаждению (дурная апрарабдха карма).

Спасти эту душу от дальнейшего падения сможет только любовь. Причём, земной любви может оказаться недостаточно. Только Божественная любовь (бхакти) способна наделить душу достаточной отрешённостью, чтобы спастись. Если эта душа не использует свой шанс, она окажется в аду, где будет отвыкать от привязанности к наслаждению иным способом, проходя через долгие страдания. Жители духовного мира испытывают наслаждение неизмеримо высшее, чем боги материального мира, но они никогда не падают. Почему? Дело в том, что они обладают отре-шённостью и не испытывают вожделения.

Искупив свои грехи в аду, падшая душа получает возможность снова родиться на Земле. Человека с таким прошлым можно узнать по тому, что он испытывает страх перед любым наслаждением. Это - другая крайность. Большинство людей, живущих на Земле нельзя отнести ни к праведникам, ни к закоренелым грешникам. Они пребывают в “нормальной” гуне страсти и потому топчутся на месте, снова и снова рождаясь людьми на Земле.



Среди религиозных людей утвердилось поверье, что человек, прожив свою короткую жизнь на Земле, отправляется навечно или в рай, или в ад. Это представление не соответствует действительнос-ти, поскольку в материальном мире нет места, где можно нахо-диться вечно. Рай – это часть материального мира, хотя верующие люди по незнанию и принимают его за духовный мир (царство Бога). Точно также, материальная деятельность в гуне благости принимается ими за бхакти – служение Богу.

Часто люди думают, что состоятельный в материальном отно-шении человек обязательно должен быть бессовестным и наглым. Однако богатство, созданное в низких гунах, не является благосос-тоянием; оно не приносит человеку счастья, напротив, навлекает на него беду. Кроме того, человеку в страсти и невежестве, сколько бы он ни имел, всё равно мало. А это и есть бедность. Раджо гуна означает неправильное отношение к деньгам. Всё начинается с расточительности, с желания произвести на кого-то впечатление, затем это переходит в разочарование от чёрной неблагодарности, затем в жадность. Признаком того, что человек стал жадным, является то, что деньги идут к нему неохотно, их получение связано с чрезмерными усилиями и страданиями. Тамо гуна означает плохое отношение к деньгам. Начинается это с уныния по поводу того, что денег мало, а заканчивается презрением к тем, у кого они есть. Таких людей закон кармы держит подальше от денег. Имея деньги, они подвергают свою жизнь опасности.

Настоящее материальное благосостояние создаётся правильным отношением к деньгам, в гуне благости. Нужно чувствовать симпатию к деньгам, но без привязанности к ним. Тем, у кого дурная карма в отношении денег, можно посоветовать общаться с теми, кто имеет правильное отношение к деньгам, в благости.

Важный момент – это то, как мы расстаёмся с деньгами. В страсти люди тратят их только на то, что, по их мнению, принесёт им выгоду или наслаждения. Чтобы развить в себе благость, мы должны научиться жертвовать часть средств на благие дела, причём спокойно, без ожидания какой-то выгоды, престижа или даже благодарности. Проверить, находимся ли мы в благости, можно так: если нам не жалко жертвовать деньги, значит, находимся. Всем приходится много работать, чтобы получить средства к существованию, но не наши усилия являются главной причиной благосос-тояния. Главной причиной является дайва, сверхъестественная сила, которую люди называют удачей. Удача и благость – неразлучные сестры.

Достигнув с помощью благости материального процветания, человек получает возможность удовлетворить свои материальные желания. Но если у него в жизни нет высшей, духовной, цели, то велик риск того, что материальные наслаждения снова развратят его и приведут к падению. Этого ли хочет Господь? Нет, Он хочет навсегда избавить душу от невежества и вернуть ее домой, в духовный мир. Поэтому истинный гуру, служитель Бога, должен учить не только благости, но и давать духовные знания, которые помогут человеку поддерживать в себе здоровую отрешённость и развить бхакти – любовь к Богу.

Иногда встречаются люди, которые выдвигают такой аргумент против закона кармы: “Если бы я видел в жизни, как человек, берущий чужое, сразу же получает по рукам, я поверил бы в то, что в мире действуют законы Бога. Однако чаще всего я вижу обратное: жулики процветают, а люди порядочные находятся в тени. Где же тут справедливость?” Веды дают два ответа на этот аргумент. Первый ответ заключается в том, что последствия совершённого поступка приходят сразу же, но на уровне тонком, психическом. Можно ли назвать процветающим человека, который причинил страдания другим и живёт теперь в страхе и злобе? Этот вопрос адресован читателю и является своего рода тестом на благость. Должно пройти какое-то время (иногда большое), пока тонкая апрарабдха карма перейдёт на грубый, видимый план, как месть обиженного человека или принудительная жизнь за решёткой (прарабдха карма).

Второй ответ заключается в том, что если бы закон кармы работал так примитивно, по схеме поступок – видимая реакция, тогда все люди поступали бы правильно, но не из любви, не по собственному желанию, а из страха перед неминуемым наказанием или ради вознаграждения. Поэтому закон кармы сначала создаёт последствия поступков на уровне психическом, чтобы у человека было время самому подумать, раскаяться и изменить свою жизнь.

Высший смысл закона кармы не в наказании, а в исправлении. Поэтому, если человек принимает знание от Бога и решает начать новую жизнь, его старые кармические долги списываются по мере укрепления на духовном пути. Полностью избавиться от кармы и вернуться в духовный мир может тот, кто обрёл бхакти – способность служить Богу и всем дживам из любви, без кнута и пряника. Поскольку в духовном мире у дживы нет кармы, у неё нет оболочки материального тела, ни грубой, ни тонкой. Она имеет духовное тело, духовный облик, подобный облику Бога. Духовное тело, в отличие от материального тела, не подвержено действию времени, болезням и старости. Оно всегда остаётся юным.

 

Вопросы на понимание прочитанного текста:

1. Какие два типа кармы Вы знаете? Из них какой тип наиболее важен и почему?

2. В чём заключается уникальный шанс для души, когда она получает рождение в разумной форме жизни?

3. В чём разница между бхакти и благостью? К каким результатам приводит то и другое?

4. Объясните, почему в мире столько страданий и несправедливости, ведь Бог, как Сверхдуша, является свидетелем всего. Почему же Он не наведёт порядок в Своём творении?

 

 

5. Что такое время?

 

Время – это власть Всевышнего Господа над материальной природой. Время абсолютно. Тем, кто не признают власть Бога, все равно приходится ей подчиниться, потому что, “когда приходит время”, человек расстаётся со своим богатством, домом, семьей и даже телом.

Относительно времени люди создали множество разных теорий, что дало им возможность окончательно сбить себя с толку в понимании его смысла. Самое главное, что нужно знать о времени, содержится в его названии. На санскрите время – кала, что соответствует древнеславянскому слову коло. Коло, или колесо, – это и есть символ времени. Бытие любой вещи в материальном мире определяется поворотом колеса времени: рождение, рост, расцвет, увядание и смерть. Иначе говоря, именно время задает порядок действия гун материальной природы: раджас – саттва – тамас, затем снова раджас – саттва – тамас и так до бесконеч-ности…

Учёные-материалисты создали теорию линейного времени, которая сейчас входит во все учебники под названием “теория эволюции”. Смысл этой теории в том, что в материальном мире все постоянно прогрессирует. Раньше на Земле жили некие примитивные существа, похожие на обезьян. Затем они эволюциони-ровали и появились мы, люди. Однако, в соответствии с Ведами, эволюции материальных форм (эволюции видов) не существует. Время циклично, и поэтому за любым развитием конкретной формы следует её деградация. Никакие условия жизни не могут превратить обезьяну в человека, точно так же, как “Запорожец” невозможно превратить в “Мерседес” никакими переделками в конструкции. Другое дело, что водитель может заменить одну модель автомобиля на другую, то есть тамо гуну на раджо гуну. Именно это и происходит в реальной жизни: тот, кто сейчас является человеком, в прошлом был животным.

Возникает вопрос: откуда произошли различные виды жизни, если не было эволюции? В Ведах содержится такое объяснение: при очередном цикле творения, боги (жители Сваргалоки), исполняя волю Всевышнего Господа, порождают различные формы жизни и заселяют ими Землю. Поскольку все виды жизни появляются по разумному плану (имеется в виду, что боги разумны и знают своё дело), флора и фауна Земли являет собой гармоничное целое, биосферу.

В ведических писаниях говорится, что понятие «эволюция» относится к сознанию. Природа переносит душу, “водителя” тела, из менее развитых телесных форм в более развитые до тех пор, пока душа не обретёт человеческое тело. Оказавшись в более развитом теле, душа становится способна ярче проявить своё изначальное сознание (чит). Наделив душу человеческим телом, природа приостанавливает эволюционную программу, так как человек обладает разумом, Божественным свойством, благодаря которому душа может обратиться к йоге и достичь нирваны. Разум также делает человека способным нарушать законы природы и создавать карму (животные, в отличие от нас, всегда живут в согласии с природой). Как мы знаем, разница между индивидуальной душой (дживой) и Сверхдушой (Всевышним Господом) заключается в том, что джива попадает под влияние материи, а Господь – нет. Получив тело собаки, джива ведёт себя по-собачьи. Господь же, пребывая во всех телах, не забывает Себя. Именно Он и наделяет человека разумом. Человеческая форма жизни – это свого рода перепутье: никто не знает, как человек использует ту небольшую свободу выбора, которую даёт ему разум. Разум – это способность распоряжаться временем.

Мы располагаем информацией из Вед о том, что за десятки и даже сотни тысяч лет до наших времен на Земле существовали высокоразвитые, в материальном и духовном отношении, цивили-зации. Люди владели силой йоги, жили невероятно долго, обладали высокоразвитым интеллектом и общались с обитателями других планет. Где сейчас эти цивилизации? Они поглощены водоворотом времени, канули в лету. Возможно, для верующих в эволюцию человечества, это прозвучит неприемлемо, но та же участь ожидает и современную цивилизацию.

Славянские народы, так же как и народы Индии, относились в прошлом к ведической цивилизации, имели единый язык и мировоззрение. Память об этом частично сохранилась в текстах, назы-ваемых славянскими Ведами, а также в некоторых языческих обычаях. На Украине, например, ещё совсем недавно были деревни, где люди праздновали “Колядки”. Что это за праздник? Когда приходит весна, начинается новый цикл времени и природа вновь возрождается к жизни, это значит, что пришел мальчик Коляда. Коляда — это Крышень, держащий в руке коло. В честь этого события деревенские мальчишки поджигают колесо и катают его, распевая песни, прославляющие Коляду. В Индии также устраивают похожие праздники, посвящённые Кришне, держащему в руке сверкающую кала чакру (колесо времени). В отличие от индийцев, славяне не смогли сохранить духовную традицию, которая объясняла бы, кто такой Коляда. Поэтому исконная духовная культура славян превратилась в язычество и впоследствии была вытеснена Христианством.

Колесо времени делится на четыре сектора. Рассмотрим поря-док действия гун в суточном цикле. Первый шестичасовой сектор, с четырёх до десяти утра – это время саттва гуны. Говорится, что если человек встаёт в начале этого периода, он вступает в контакт с высшими космическими энергиями. Поэтому в народе говорят: “Тот, кто рано встаёт, тому Бог даёт”. В это время активны те люди, которые стремятся к духовному самосовершенствованию. В следующие шесть часов, с десяти до четырёх, действует раджо гуна. В этот период осуществляется профессиональная деятельность, и зарабатываются средства к существованию. С четырёх до десяти, активность снижается. Это время предназначено для общения с близкими людьми и семейных дел. В этот промежуток времени очень активны женщины. С десяти часов вечера до четырёх утра в природе воцаряется тамо гуна. Эти шесть часов предназначены для отдыха (сна). Люди, на чьё сознание влияет тамо гуна, активизируются в это время, отправляются на поиски “приключений” и наслаждений. Разум человека проявляется в том, что он старается жить в соответствии со временем. Это всё равно, что одеваться по сезону (годичный природный цикл делится на те же четыре периода, что и суточный: весна, лето, осень и зима).

Интересно рассмотреть то, как человечество психологически воспринимает время. Например, недавно, когда мы отмечали начало третьего тысячелетия, многие ждали катаклизмов или мировой войны. Всякий раз, когда наступает круглая дата, мы ждём чего-то. Ошибка заключается в том, что шкала времени, которой пользуется человечество, не соответствует реальным временным циклам. Поэтому наши круглые даты не представляют время. Общество ждёт от времени неприятностей, поскольку знает, что живёт неправильно. Человек, совершивший кражу, видя представителя закона, идущего в его направлении, начинает нервничать, а когда милиционер проходит мимо, он сразу успокаивается и продолжает жить по-прежнему. Однако когда действительно наступает его “круглая дата”, его ловят и сажают в тюрьму.

Люди, обладающие проницательностью и развитой интуицией, замечают, что в обществе усиливается напряжённость и плотность перемен. За одно десятилетие двадцатого века с обществом проис-ходили перемены, на которые раньше уходили столетия.

Возьмём, к примеру, нашу мораль. Если расспросить любую бабушку в деревне старше 80-ти, то окажется, что в “её годы” мужчины не пили почти что совсем: было некогда, работали. Сейчас в это труднее поверить, чем в динозавров, потому что последних можно хотя бы в музее увидеть, в виде скелета. Теперь пьют и курят даже женщины и это – “в порядке вещей”. Если вы мужчина и не пьёте, к вам будет отношение в социуме подозри-тельное, как к потенциальному бандиту. А настоящие бандиты теперь герои телеэкрана. Столь радикальный передел морали в обществе, (а так же многое другое, что мы не будем здесь обсуждать), произошёл буквально на глазах одного поколения…

Обвальный характер перемен указывает на то, что мы находимся в конце временного цикла, и впереди нас ожидает переход в другую эпоху. Нет смысла гадать о том, по какому сценарию, мягкому или жёсткому, будет происходить переход. Он будет таким, каким будет. Единственный способ влиять на ситуа-цию в это сложное время – уделить внимание своему духовному развитию и помочь сделать это другим. В каждой духовной традиции имеется своё толкование грядущих событий. Согласно духовной традиции Гаудия вайшнавов, рождение Шри Чаитанйи пятьсот лет назад стало предвестником окончания старой эпохи и перехода к эпохе духовного возрождения человечества, которая будет длиться десять тысяч лет. В эту историческую эпоху каждый человек получит шанс встать на путь бхакти йоги и вернуться домой в духовный мир.

Вопросы на понимание прочитанного текста:

1. В чём принципиальное отличие двух моделей развития: эволюции видов и эволюции сознания?

2. Кто из людей является воистину разумным?

3. Какой прогноз можно сделать для общества, в котором технология прогрессирует, но люди при этом духовно деградируют?

4. При каких условиях человечество сможет войти в новый виток времени и начать эпоху духовного возрождения, не доводя дело до катаклизмов и глобальных войн?

 

6. Что такое йога?

 

Одно из имен Бога – Йогешвара – означает “Повелитель йогов”. В «Бхагавадгите» Йогешвара, Кришна, описывает различ-ные уровни йоги.

Если человек является грубым материалистом и не интересуется ни душой, ни Богом, ему рекомендуется система хатха йоги. Практикуя определенные асаны (физические упражнения) и пранаяму (дыхательные упражнения), он сможет достичь физичес-кого совершенства, успокоить ум, а затем понять, что развитие тела – это еще не совершенство жизни. Многие думают, что заниматься йогой – значит уметь лежать на гвоздях или стоять на голове. Конечно, достижения такого рода производят впечатление на неискушённую публику, но на самом деле это только ‘разминка’ на пути восхождения к цели.

На более высокой ступени лестницы йоги находятся майавади, которые стараются услышать неслышимое (внутренний звук ом) и слиться с невыразимым (сиянием брахмана). Такая практика, называемая джнана йогой, позволяет душе осознать вечность своего бытия.

На вершине этой лестницы находится духовная йога (бхакти йога), путь преданности личностному Богу. Она предназначена для тех, кто готов идти к цели (домой, к Богу). В «Бхагавадгите» есть такие слова (6.47):

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.