Раздел 2.1. Темы сочинений для подготовки к ГВЭ-9 по русскому языку обучающихся с ОВЗ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тренировочные материалы предназначены для подготовки к государственному выпускному экзамену по русскому языку для обучающихся по образовательным программам основного общего образования (ГВЭ-9) в устной и письменной форме.
Элементы содержания, на котором строятся экзаменационные материалы ГВЭ-9, не расходятся с основным государственным экзаменом (ОГЭ) и представлено в Кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по русскому языку.
При проведении ГИА-9 в письменной форме обучающемуся предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение или изложение с творческим заданием. Особая ситуация с такой формой, как «диктант», его пишут обучающиеся с расстройствами аутистического спектра.
В сборнике представлены тренировочные материалы для подготовки к ГИА-9 с учетом разных категорий обучающихся с ОВЗ. Поскольку трудно предусмотреть все особые случаи, обращаем внимание на то, что разделение форм экзамена по категориям участников с ОВЗ может быть иным, чем это предусмотрено в тренировочном сборнике. Выбор формы экзамена осуществляется по медицинским показаниям с учетом решения обучающегося с ОВЗ.
Часть 2. Задания для подготовки к ГВЭ-9 по русскому языку обучающихся с ОВЗ (письменная форма)
Тренировочные материалы сгруппированы по экзаменационным формам в три раздела. В каждом разделе представлены задания для разных категорий участников с ОВЗ.
Раздел 2.1. Темы сочинений для подготовки к ГВЭ-9 по русскому языку обучающихся с ОВЗ
Данный раздел включает два подраздела:
Темы сочинений (маркировка буквой «А») для подготовки к ГВЭ-9 по русскому языку
Данные темы предназначаются преимущественно для подготовки обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших обучающихся.
Темы сочинений (маркировка буквой «К») для подготовки к ГВЭ-9 по русскому языку
Данные темы предназначаются преимущественно для подготовки обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, глухих обучающихся
Каждый подраздел имеет следующую структуру:
1. Инструкция для обучающихся
2. Перечень тем сочинений на свободную тему
3. Перечень тем сочинений на литературную тему
Раздел 2.2. Изложения с творческим заданием для подготовки к ГВЭ-9 по русскому языку обучающихся с ОВЗ
Данный раздел включает два подраздела:
2.2.1. Изложения с творческим заданием (маркировка буквой «А») для подготовки к ГВЭ-9 по русскому языку обучающихся с ОВЗ
Данные тренировочные материалы предназначаются преимущественно для подготовки обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших обучающихся.
2.2.2. Изложения с творческим заданием (маркировка буквой «К») для подготовки к ГВЭ-9 по русскому языку обучающихся с ОВЗ
Данные тренировочные материалы предназначаются преимущественно для подготовки обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, глухих обучающихся.
Каждый подраздел имеет следующую структуру:
1. Инструкция для обучающихся.
2. Тексты изложений с творческим заданием
Раздел 2.3. Диктанты для подготовки к ГВЭ-9 по русскому языку обучающихся с ОВЗ
Данные тренировочные материалы предназначаются для обучающиеся с расстройствами аутистического спектра.
В конце каждой части приведены критерии оценивания тренировочных заданий.
ЧАСТЬ I
Задания для подготовки к ГВЭ-9 по русскому языку (устная форма)
Билеты по русскому языку разработаны преимущественно для следующих категорий участников экзамена с ОВЗ: слепые, слабовидящие и поздноослепшие обучающиеся, не владеющие рельефно-точечным шрифтом Брайля, обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Билет № 1
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
В старинном приволжском городе, на одной из узких улочек центра, сгорел двухэтажный дом. Он был старый, из тёмного кирпича, с деревянным мезонинчиком. Дом считался аварийным, года три назад из него выселили в новостройки последних жителей. Его давно бы сломали, но дом, в числе многих прочих, объявили памятником истории и культуры. Его, действительно, построил какой-то забытый купец еще до Наполеона по своему провинциальному вкусу. Но что делать: Россия не Италия, не Греция, даже не Англия, и для нас даже два века – уже почтенная старина, которую под давлением краеведов приходится беречь.
Этот дом, бесхозно стоявший и разрушавшийся сам собой, однако, не сберегли. Дом стоял в центре, между супермаркетом и ночным клубом, и на его месте некая фирма уже давно собиралась построить современный офисный билдинг этажей на восемнадцать. К дому уже подступали строители, тогда поднялись краеведы и отстояли старинный дом. От дома пришлось отступиться, и он три года помаленьку разрушался. А теперь вот сгорел...
Было бы лицемерием утверждать, что памятники истории и культуры стали исчезать недавно. Сейчас часто вспоминают, сколько было порушено храмов, которые нынче постепенно восстанавливаются. Но ведь наши предки, кстати сказать, не только молились: они где-то жили, где-то работали. И этот столь дорогой нам российский быт остался нынче только в Третьяковской галерее на полотнах Перова и Маковского, Саврасова и Поленова, Архипова и Федотова. А ведь в одной только Москве, кроме легендарных «сорока сороков», были и Красные ворота, и знаменитые Арбатские переулки, и загадочное Зарядье – увы, всё это снесли, когда вместо старой «большой деревни» создавали новый город. С новым городом получилось, но и старого не воротишь.
Между тем несколько лет назад, оттеснив на вторую позицию автостроение, самым прибыльным бизнесом в мире стал туризм. Целые страны – Италия, Греция, Франция, Англия, Испания, Чехия, Голландия, да, практически, вся Европа – живут нынче в первую голову за счет желающих мир повидать. И чем старше этот мир, тем больше желающих его повидать.
Россией, разумеется, интересуются многие. К нам тоже ездят туристы. И мы их возим, в основном, в два города: в Питер да в Москву, которые были слишком велики, чтобы их успели развалить полностью. Ну, еще Суздаль…А вся прочая огромная Россия современными странниками практически не освоена. И не случайно: что мы им можем там показать? Стекла и бетона у них и дома хватает. А то, что осталось от былых времен, исчезает, к сожалению, у нас на глазах.
Старинные дома нынче горят по всей нашей неохватной родине…
С сожалением и лёгкой грустью смотрим мы, как горит наше прошлое… (35)А это горит наше будущее!
(По Л.А. Жуховицкому)
Задания
1) Сформулируйте основную мысль прочитанного текста.
2) Расскажите о частице как части речи. Каковы морфологические признаки частицы? Найдите в тексте частицы (не менее 2-х примеров). Обоснуйте свой выбор.
3) Расскажите, что нужно знать, чтобы не ошибиться в выделении на письме вводных слов. Найдите в тексте вводные слова (не менее 2-х примеров), объясните особенности пунктуации при вводных словах.
Билет № 2
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
О, какая странная была эта ночь! Туман тесно стоял вокруг, и было жутко глядеть на него. Среди тумана, озаряя круглую прогалину для парохода, вставало нечто подобное светлому мистическому видению: жёлтый месяц поздней ночи, опускаясь на юг, замер на бледной завесе мглы и, как живой, глядел из огромного, широко раскинутого кольца. И что-то апокалиптическое было в этом круге... что-то неземное, полное молчаливой тайны, стояло в гробовой тишине, – во всей этой ночи, в пароходе, и в месяце, который удивительно близок был на этот раз к земле и прямо смотрел мне в лицо с грустным и бесстрастным выражением.
Медленно поднялся я на последние ступеньки трапа и прислонился к его перилам. Подо мной был весь пароход. По выпуклым деревянным мосткам и палубам тускло блестели кое-где продольные полоски воды, – следы тумана. От перил, канатов и скамеек, как паутина, падали лёгкие дымчатые тени. В средине парохода, в трубе и машине, чувствовалась колоссальная и надёжная тяжесть, но весь пароход всё-таки представлялся легко и стройно выросшим кораблём-привидением, оцепеневшим на этой бледно освещённой прогалине среди тумана. Вода низко и плоско лежала перед правым бортом. Таинственно и совершенно беззвучно колеблясь, она уходила в лёгкую дымку под месяц и поблёскивала в ней, словно там появлялись и исчезали золотые змейки. А когда я смотрел кверху, мне опять чудилось, что этот месяц – бледный образ какого-то мистического видения, что эта тишина – тайна, часть того, что за пределами познаваемого...
Околдованный тишиной ночи, тишиной, подобной которой никогда не бывает на земле, я отдавался в её полную власть. Если бы в этот час выплыла на месяц наяда, – я не удивился бы...
И невыразимое спокойствие великой и безнадёжной печали овладело мною. Думал я о том, что всегда влекло меня к себе, – о всех живших на этой земле, о людях древности, которых всех видел этот месяц и которые, верно, казались ему всегда настолько маленькими и похожими друг на друга, что он даже не замечал их исчезновения с земли. Но теперь и они были чужды мне: я не испытывал моего постоянного и страстного стремления пережить все их жизни, – слиться со всеми, которые когда-то жили, любили, страдали, радовались и прошли и бесследно скрылись во тьме времен и веков. Одно я знал без всяких колебаний и сомнений, – это то, что есть что-то высшее даже по сравнению с глубочайшею земною древностью... может быть, та тайна, которая молчаливо хранилась в этой ночи... И впервые мне пришло в голову, что, может быть, именно то великое, что обыкновенно называют смертью, заглянуло мне в эту ночь в лицо и что я впервые встретил её спокойно и понял так, как должно человеку...
Утром, когда я открыл глаза и почувствовал, что пароход идёт полным ходом и что в открытый люк тянет тёплый, лёгкий ветерок с прибрежий, я вскочил с койки, снова полный бессознательной радости жизни. Я быстро умылся и оделся и, так как по коридорам парохода громко звонили, сзывая к завтраку, распахнул дверь каюты и, весело стуча ярко вычищенными сапогами по трапу, побежал наверх. Улыбаясь, я сидел потом на верхней палубе и чувствовал к кому-то детскую благодарность за всё, что должны переживать мы. И ночь, и туман, казалось мне, были только затем, чтобы я ещё более любил и ценил утро. А утро было ласковое и солнечное, ясное бирюзовое небо весны сияло над пароходом, и вода легко бежала и плескалась вдоль его бортов. (По И.А. Бунину)
Задания
1) Сформулируйте основную мысль прочитанного текста.
2) Расскажите о средствах выразительности в русском языке. Найдите в тексте примеры средств выразительности (не менее 2-х примеров). Обоснуйте свой выбор.
3) Расскажите, что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании мягкого знака. Найдите в тексте примеры употребления мягкого знака на письме (не менее 2-х примеров), объясните особенности правописания.
Билет №3
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Весь день он ходил по родному городу. Вдруг он увидел справа небольшой домик. И сразу всё вспомнил: здесь жила Мария Петровна, его учительница по математике – как он сразу о ней не подумал! Когда-то он был её любимцем, она предсказывала ему блестящее математическое будущее. Сколько лет они не виделись! Здесь ли она теперь? Жива ли? Мария Петровна! Как много было связано с этим именем!..
Сафонов с замиранием сердца вошёл на крыльцо. Постучал.
– Кто там? Она несколько секунд смотрела на него снизу вверх.
– Паша Сафонов?.. Паша? – проговорила она почти испуганно. – Ну, вот, Паша, ты и приехал… Прости, что называю тебя так. Тебя не узнать.
Хотя он и отказывался, Мария Петровна подала чай и стала расспрашивать о семье, о работе, но ему хотелось говорить только о прошлом, о школе, об одноклассниках.
– Мария Петровна, а кто заходил к вам, кого вы встречали ещё из нашего класса? – спросил Павел Георгиевич, – Гришу Самойлова видели? Артист. Помните, это вы ему сказали, что у него способности?
Но ни Гриша, никто другой, о ком он спрашивал, у неё не были.
– Ко мне часто заходит Коля Сибирцев, – медленно сказала она. – У него неудачно сложилась жизнь. Он часто заходит.
Они замолчали. Сафонову стало стыдно. Он придвинул к себе чашку, неловко потянулся за сахаром и увидел, что Мария Петровна смотрит на книжный шкаф. Он тоже посмотрел и заметил в первом ряду знакомый корешок своей последней книги. Тогда он встал, достал свою книгу и, чувствуя, что лицо начинает неприятно гореть, проговорил смущённо:
– Мария Петровна, я вам надпишу. Разрешите?
Неожиданно из книги выпал маленький листок, и он, торопливо подняв его, ясно увидел свой портрет, вырезанный из газеты. Он также поспешно, будто открыл что-то неприятное, спрятал листок в книгу и, охваченный стыдом и ненавистью к себе, теперь отчётливо вспомнил, что он действительно получил телеграмму два года назад среди других поздравительных телеграмм и не ответил на неё, хотя ответил на другие.
Когда он уходил, она вдруг спросила его:
– Скажи, Паша, хоть капелька моей доли есть в твоей работе?
– Мария Петровна, что вы говорите, – забормотал он, – если бы не вы…
На большой станции Сафонов, хмурый, взволнованный, вышел из вагона. Он зашёл на почту и, поколебавшись, дал телеграмму на адрес школы, на имя Марии Петровны. В телеграмме было два слова: «Простите нас». ( По Ю. Бондареву)
Задания
1) Сформулируйте основную мысль прочитанного текста.
2) Расскажите о местоимении как части речи. Найдите в тексте примеры местоимений и определите их разряд (не менее 2-х примеров).
3) Расскажите, что нужно знать, чтобы не ошибиться в выделении на письме обращений. Найдите в тексте обращения (не менее 2-х примеров), объясните особенности пунктуации при обращениях.
Билет № 4
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
В густом тонкоствольном осиннике я увидел в два обхвата пень. Пень этот сторожили выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками. На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники. И здесь же ютились хиленькие всходы ёлочек. У них было всего по две-три лапки и мелкая, но очень колючая хвоя. А на кончиках лапок всё-таки поблескивали росинки смолы и виднелись пупырышки завязей будущих лапок. Однако завязи были так малы и сами ёлочки так слабосильны, что им уже и не справиться было с трудной борьбой за жизнь.
Этим ёлочкам предстояло умереть, едва-едва народившись. Здесь можно было прорасти. Но нельзя выжить.
Я сел возле пенька и заметил, что одна из ёлочек заметно отличается от остальных, она стояла бодро и осанисто посреди пня. В заметно потемневшей хвое, в тоненьком смолистом стволике, в бойко взъерошенной вершинке чувствовались какая-то уверенность и вроде бы даже вызов.
Я запустил пальцы под шапку мха, приподнял её и улыбнулся: «Вот оно в чём дело!»
Эта ёлочка ловко устроилась на пеньке. Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня. Мелкие корешки сосали влагу изо мха, и потому он был такой линялый, а корешок центровой ввинчивался в пень, добывая пропитание.
Ёлочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока доберётся до земли. Ещё несколько лет она будет в деревянной рубашке пня.
И когда от пня останется лишь одна труха, там, в почве, ещё долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу тёплым дыханием прошедшей жизни. Я часто думаю о той ёлочке, которая растёт в лесу на пне,
Я не раз бывал в лесу во время гроз и ураганных ветров, когда каждое деревце клонится долу. Кажется, вот-вот рухнет ничем не защищенная лесная рать. Но какая-то малая доля времени, неуловимая глазом и слухом, наступает в этой страшной стихии, и деревья выпрямляются, не сдаются, держатся корнями за землю.
Так и людям в трудные моменты жизни надо выпрямиться, как тот лес, та могучая тайга под ураганами и бурями, как та елочка! Выпрямиться и выстоять во имя сохранения того прекрасного, что накопило на земле человечество! (По В. П. Астафьеву)
Задания
1) Сформулируйте основную мысль прочитанного текста.
2) Расскажите об имени прилагательном как части речи. Каковы морфологические признаки имени прилагательного, какими членами предложения могут быть слова этой части речи? Найдите в тексте имена прилагательные (не менее 2-х примеров). Обоснуйте свой выбор.
3) Расскажите, что нужно знать, чтобы не ошибиться в правописании безударных гласных в корне слова. Найдите в тексте примеры слов с безударными гласными в корне слова (не менее 2-х примеров), объясните особенности правописания.
Билет № 5
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Прошло уже сто лет, как в северной части Атлантики затонул очень большой пассажирский корабль под названием «Титаник». Теперь название это знает каждый. Историки установили: за две тысячи лет по разным причинам потерян миллион кораблей. Старое правило жизни на Земле гласит: «Плавать по морю необходимо…» Но при этом не даёт права забывать о потерях. Такой памятной стала и эта трагедия большого судна, шедшего из Европы в Америку. За эти годы, даже после большой кровавой войны, о гибели «Титаника» не позабыли. За эти годы создано несколько больших фильмов, написаны романы об этой трагедии, много было исследований, почему это случилось. Гибель «Титаника» сделалась символом…
Спуск «Титаника» на воду сопровождался шумной рекламой: «мост через океан создан», «самый большой непотопляемый корабль отправляется в плавание», «вызов земной стихии» и так далее. Самые богатые люди решили «отметиться» в этом престижном плавании. Золочёная мебель кают и многочисленных ресторанов, мрамор турецких бань, пальмовый сад и гимнастические залы...
Ночь после четырнадцатого апреля была холодной, но тихой. Чистое небо было звёздным, безлунным. Корабль резал воду с предельной для него скоростью. В большом зале играл оркестр. Публика веселилась, обсуждала великолепное путешествие. На высокой мачте сидел «вперёд смотрящий», готовый подать сигнал о препятствии по курсу. Но всё было спокойно. И вдруг наблюдатель увидел, как звёзды на небе накрыла какая-то тень. Айсберг? Наблюдатель сразу подал сигнал: три раза ударил в колокол! Но возможность дать задний ход и повернуть в сторону тяжёлый корабль была упущена. Ледяная гора ударила в бок судну и распорола борт ниже ватерлинии. В большую щель хлынула вода…
На борту «Титаника» было более двух тысяч человек – пассажиры и команда судна. Капитан не дал сигнал SOS в нужное время. Команда не знала, что делать. Нельзя было найти дорогу по лестницам, лифтам и тупикам корабля наверх, к шлюпкам. За места в них шла отчаянная схватка. Уже после гибели «Титаника» стало известно: шлюпок изначально было меньше, чем пассажиров. Одна тысяча двадцать восемь человек с самого начала были принесены в жертву…
В чем же причина трагедии большого судна? В беспечности, высокомерии, бахвальстве, мол, деньги обойдут все препятствия. Капитану «Титаника» со встречных судов поступали предупреждения о появлении айсбергов, температура воды упала до одного градуса ниже нуля, и только морская соль препятствовала её замерзанию.) Но самый высокооплачиваемый капитан в мире, шестидесятидвухлетний Эдвард Смит, в эту безлунную ночь держался прежнего курса.
Известный морской писатель Конрад в те дни написал: катастрофу вполне можно было предвидеть. Она случилась потому, что некоторые люди искали расположения богачей, – и вот результат!
Катастрофы были и после «Титаника».
Из морских крушений в памяти гибель во льдах парохода «Челюскин». Но тогда благодаря хорошей организации участники научной экспедиции спаслись, высадившись на льдине с палатками, снаряжением и провиантом. А герои-летчики доставили их на большую землю.
Катастрофа «Титаника» в одна тысяча девятьсот двенадцатом году на все времена оставила предупреждение: силы природных стихий не сдаются легкомысленным, без высоких целей людям. (По В. Пескову)
Задания
1) Сформулируйте основную мысль прочитанного текста.
2) Расскажите об имени числительном. Какие признаки имени числительного? Какими членами предложения могут быть числительные? Найдите в тексте числительные (не менее 2-х примеров). Обоснуйте свой выбор.
3) Расскажите, что нужно знать, чтобы не ошибиться в расстановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении. Найдите в тексте 2 примера бессоюзного сложного предложения. Обоснуйте свой выбор.
Билет № 6
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Сама по себе природа вечна и почти неизменна. Пройдет сто лет, люди придумают новые машины, побывают на Марсе, а леса будут такими же, и так же будет пригоршнями разбрасывать ветер золотой берёзовый лист. И так же, как сейчас, природа будет будить в человеке порывы творчества. И так же будет страдать, ненавидеть и любить человек...
Плыли мы как-то вниз по Ветлуге на старой деревянной барже. Рабочие леспромхоза, их было человек десять, играли в карты, лениво переговаривались и курили. А две поварихи и женщина из района сидели на корме и ели яблоки. Река сначала была узкой, берега унылы, с лозняком и ольхой, с корягами на белом песке. Но вот баржа обогнула отмель и вышла на широкий простор. Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие березки, тронутые желтизной. Рабочие отложили карты, а женщины перестали есть. Несколько минут стояла тишина. Только катер постреливал глушителем да за кормой вскипала пена.
Вскоре мы вышли на самую середину реки, и, когда за изгибом показался хуторок с убегающей в поле дорогой, женщина склонила голову набок и запела тихо:
Куда бежишь, тропинка милая,
Куда зовёшь, куда ведёшь...
Поварихи тоже стали глядеть на дорогу и, пока женщина делала паузу, как бы забыв что-то, повторили первые слова песни, а потом уж все вместе ладно и согласно закончили:
Кого ждала, кого любила я,
Уж не воротишь, не вернёшь...
Они некоторое время молчали, не отрывая серьёзных лиц от берега, и, вздохнув, поправив платочки, продолжали петь, смотря друг на друга и как бы чувствуя родство душ.
А мужчины, сдвинув брови и поджав губы, тоже уставились на хуторок, и кое-кто из них невольно подтягивал, не зная слов или стесняясь петь в голос. И целый час все вместе пели они эту песню, по нескольку раз повторяя одни и те же строчки, а баржа катила себе вниз по Ветлуге, по лесной дикой реке. Я смотрел на них, вдохновлённых, и думал о том, что вот все они разные, а сейчас вдруг как бы одинаковыми стали, что-то заставило их сблизиться, забыться, почувствовать вечную красоту. Ещё подумал я и о том, что красота, видно, живёт в сердце каждого человека и очень важно суметь разбудить её, не дать ей умереть, не проснувшись. (По Ю. Грибову)
Задания
4) Сформулируйте основную мысль прочитанного текста.
5) Расскажите о причастии. Какие признаки глагола и имени прилагательного есть у причастия? Какими членами предложения могут быть причастия? Найдите в тексте причастия (не менее 2-х примеров). Обоснуйте свой выбор.
6) Расскажите, что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании безударных личных окончаний глаголов. Найдите в тексте 2 примера глаголов с безударными личными окончаниями, объясните особенности правописания.
Билет № 7
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
К сожалению, в реальности самонадеянность наша не имеет границ. Мы считаем себя выше не только муравья, но кого бы то ни было во Вселенной, в то время как муравьи умеют поддерживать в своих жилищах точные климатические условия, которые существовали на Земле в доисторические времена, а мы едва-едва умеем пользоваться батареей парового отопления. В то время как нет ничего легче, оказывается, чем взять и полететь над землёй, мы вынуждены сочинять себе неуклюжие и тяжёлые летательные аппараты. В то время как презренная летучая мышь уже миллионы лет обладает удивительной ультразвуковой локацией, наши громоздкие локаторы только что появились, и они гораздо грубее и хуже. В то время как у множества обитателей Земли существует тончайшее предвидение погоды, чуть ли не за две недели, мы ошибаемся на каждом шагу, мы, вооруженные умопомрачительными вычислительными машинами.
Однако в человеке, кроме потребностей есть, пить, спать, с самого начала жило две великих потребности. Первая из них – общение с душой другого человека. А вторая – общение с небом, с природой, с окружающим пространством. Отчего возникла потребность духовного общения с другими людьми? Оттого, вероятно, что на Земле одинаковая, в общем-то, одна и та же душа раздроблена на множество как бы изолированных повторений с множеством наслоившихся индивидуальных особенностей, но с тождественно глубинной первоосновой. Отчего происходит человеческая потребность духовного общения с природой? Оттого, вероятно, что человек есть частица, пусть миллионная, пусть мгновенная, пусть ничтожная, но всё же частица той самой беспредельности и безграничности окружающего мира. Что же могло на земле служить самым ярким символом безграничности? Например, небо. (По В. А. Солоухину)
Задания
1) Сформулируйте основную мысль прочитанного текста.
2) Расскажите об имени существительном как части речи. Каковы морфологические признаки имени существительного? Какими членами предложения могут быть слова этой части речи? Найдите в тексте примеры имени существительного в роли разных членов предложения (не менее 2-х примеров). Обоснуйте свой выбор.
3) Расскажите, что нужно знать, чтобы не ошибиться в расстановке знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями. Найдите в тексте 2 примера вводных конструкций. Обоснуйте свой выбор.
Билет №8
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» – на склоне лет сердечно выразился Тургенев о русском языке.
Истинно, великому народу дан и великий язык. Звучен язык Вергилия и Овидия, но ведь не свободен он, ибо принадлежит прошлому. Певуч язык Гомера, но и он в пределах древности. Есть соревнователь у русского языка – санскрит-праотец. Но этот язык мёртв. А ведь русский язык жив. Он может обогащаться всеми новыми достижениями и сохранять свою певучую прелесть. Он не останется в пределах эпохи А. С. Пушкина, ведь слишком много вошло в жизнь и требует своего выражения. Тем более нужно подтвердить, сохранить основную красоту русской речи. Для всех славянских наречий русский язык останется основой.
Нужно знать иностранные языки. Чем больше, тем лучше. Познавая их, русский человек ещё более утвердился в сознании, какой чудесный дар ему доверен. В ответственности за красоту и чистоту своей речи человек найдёт лучшие средства, помогающие выразить сложные и простые понятия, которые стучатся в новую жизнь.
Язык видоизменяется с каждым поколением, появляются новые слова. Только в суете быта люди не замечают этих пришельцев. Но пусть будут они достойны великого языка, данного великому народу. Многие слова оказываются временно загнанными, ложными, ибо их твердят, не понимая истинного смысла. Во время душевных смятений человек уже не может осознать всю красоту им произносимого. Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но и сердечно, какое очарование живёт в красоте речи. Как прекрасен русский язык! И на этом языке скажут лучшие мысли о будущем! (По Н.Рериху)
Задания
1) Сформулируйте основную мысль прочитанного текста.
2) Расскажите об антонимах и синонимах. Найдите в тексте синонимы и антонимы (не менее 2-х примеров). Объясните, какую роль выполняют они в тексте, какие мысли автора текста помогают передать.
3) Расскажите, что нужно знать, чтобы не ошибиться в правописании безударных окончаний имён существительных. Найдите в тексте примеры употребления имени существительного с безударными окончаниями, объясните правописание безударных окончаний в этих словах (не менее 2-х примеров).
ЧАСТЬ II
Задания для подготовки к ГВЭ-9 по русскому языку обучающихся с ОВЗ (письменная форма)
Раздел 2.1. Темы сочинений для подготовки к ГВЭ-9 по русскому языку обучающихся с ОВЗ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|