Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ОПИСАНИЕ МЕТОДА «ВИДЕО»





 

(цитаты)

 

Этот метод подробно описан в сети: www.chat.ru/~traductions/english.html

 

Это рассказ о том, как остроумно, быстро и бесплатно вы­учить иностранный язык. История поучительна тем, что метод автор применил в стране носителей языка, где, казалось бы, огромные возможности и без того. Однако это только так ка­жется. Когда нет языка, нет общения; нет общения, нет собе­седников для тренировки - замкнутый круг. Да и дешевле вы­учить язык самому, особенно до поездки за границу. Поверьте!

 

Автор пишет из Канады

 

«Для дальнейшего знакомства со страной и ее жите­лями нужно было учить язык, причем срочно. Поначалу я полмесяца пробовал смотреть ТВ, «беседовать» с кассира­ми в продуктовом магазинчике, читать книжку вслух и об­клеил все зеркало в ванной бумажками с новыми словами. Слова не запоминались, по телевизору было не понятно ни слова. Стало ясно, что так язык выучить удастся не скоро.

 

Идти на курсы для иммигрантов не хотелось. Во-пер­вых, я не был иммигрантом, и потому кто знает, почем эти курсы мне обошлись бы. Во-вторых, вокруг полно китайцев и немало русских, живущих в стране давно и говорящих весьма посредственно, а на курсы они на­верняка ходили. Мне хотелось выучить язык «почти как русский». И побыстрее. Туг-то я и решил воспользоваться проверенным способом «повторения» (когда-то так уда­лось выучить испанский), но вместо учебника применить видеозаписи с субтитрами.



 

Итон, мой способ

 

Для начала я купил у какого-то корейского студента подержанный видик (телевизор был куплен раньше). По­том понадобился интересный фильм с субтитрами. Подошел «Пятый элемент». Ясно, что много слов - неинтерес­но, просмотр фильма не будет двигаться по ходу учебного процесса. Мало слов, например фильм со Сталлоне - тоже не годился, нет учебного материала. Шварценеггер или про русскую мафию («Самолет президента») не подходит - говорят с акцентом, не по-американски. Субтитры ока­зались записаны в виде «текстовой дорожки», и их можно было выключить кнопочкой Close Caption на пульте теле­визора. На видеокассетах, продающихся в России, изо­бражения субтитров наложены прямо на картинку.



 

Далее работа - смотрите фильм. Сказана первая фра­за. Субтитры ее показывают. Жмите паузу. Теперь надо при помощи словаря, товарища или других подручных средств перевести все слова и понять, что эта фраза зна­чит.

 

Отличное усовершенствование: Вместо субтитров я использую сценарий или транскрипцию (из Интернета). Для экономии времени я беру кусок сценария и, исполь­зуя Word и Lingvo, за часок делаю себе табличку. Справа у меня текст (субтитры), а слева незнакомые слова. По­этому в процессе занятий я трачу время только на по­нимание и повторение, а не на общение со словарем.

Чтобы экономить время: в Интернете уже есть го­товые переводы субтитров к фильмам. Я нашел огром­ную страницу с субтитрами, снятыми с DVD...www.geocities.com/divxplayer/ Там есть ссылка под названием Subtitle files. Снятые с DVD субтитры есть еще и тут: http://movieswarez.nm.ru/subtitles.htm (курсив мой. - А. X.).

 

Когда я так учился, то:

 

а) умел читать технические тексты,

 

б) говорил по-французски, а там многие корни похожи,

 

в) не понимал ни одного слова «на слух» по-американски.

 


Но письменно - в субтитрах - многие слова были по­нятны. Словарь надо современный. Если вы уже читаете по-английски, то подойдет, например, Oxford Dictionary на 130 000 слов. Я при покупке словарей определял так: если есть перевод выражения «piss off - рассердить», то сленгового запаса для понимания современных фильмов достаточно. Если нет - половины других полезных выра­жений не будет.

 

Итак, смысл сказанного понят при помощи разгляды­вания событий на экране и при помощи прочтения субтит­ров. Теперь надо услышать эти слова на слух. Туту меня была самая большая трудность. То, что говорит нью-йорк­ский полицейский, слышно как «грум-брум-грум». Пять, десять, двадцать раз я его прокручивал при помощи кно­пок «назад» и «play». Ни единого слова не мог разобрать из тех, что мне субтитры показывают. Прямо отчаяние ка­кое-то. Однако делать нечего - перематываю в 21-й раз... Такое вообще-то не очень часто бывает. Чаще доста­точно было 2-4 раза прослушать. В конце концов удаёт­ся услышать требуемые слова. Главное на этом шаге - просто услышать слова, которые показаны субтитрами. Лучше использовать наушники. Оно и понятно - звуковой образ ярче и чище.



 

Реакция учеников бывает на этом этапе такая: «Да как же я буду повторять, если я ничего разобрать не могу?». Ответ: разобрать невозможно:

 

а) без наушников,

 

б) с первого раза.

 

Слушайте много раз.

 

Теперь надо сделать самое главное и, на первый взгляд, самое странное и нецелесообразное - надо повторить услышанное. Внимание: процесс чисто механический. Не надо строить фразу, не надо думать о фразе вообще! Не надо говорить себе: «Так, я сказал по-ихнему «я», даль­ше надо сказать глагол «иду», черт, как по-ихнему «иду» будет?» Делайте так: поставили в очередной раз кассету на начало фразы. Видеомагнитофон на паузе. Пустили «play». Услышали фразу (в это время на субтитры уже лучше не смотреть или их отключить их вовсе). Быстро на­жимаете «паузу» и, закатив глаза к потолку, механически, как попугай, как скороговорку, пока фраза еще звучит в ушах, повторяете ее как можно более похоже. Имитируй­те все: интонацию, выражение, тембр голоса киногероя. Бывает, что фраза длинновата, удается повторить только половину. Тогда просто сократите длину своих тренировочных фраз. Не гонитесь за длиной, так как дело не в развитии памяти. Дело в повторении.

 

Важнейшая часть дела: механически говоря свою фразу, воображайте ее смысл. Не перевод (не русские слова и предложения), а именно смысл (картинки, запахи, звуки, ощущения киногероя).

 

В какой-то степени почувствуйте себя тем самым киногероем, окажитесь на его месте и просто думайте то, что он думает. Если кино интересное, это сделать будет нетрудно. Если кино надоело, возьмите другое. Иначе из-за скуки тренировка станет неэффективной и практически бесполезной.

 

При включенном воображении ваш язык, горло и гор­тань должны механически проговаривать еще звучащую в ушах фразу героя. При этом большая часть внимания уделена воображению мысли из кино, меньшая часть вни­мания управляет вашим голосом. Если такой малой части внимания не хватает для механического повторения ино­странного предложения, укоротите его. Потом, со време­нем, вы сможете удлинить тренировочные фразы.

 

Этот этап самый важный и самый утомительный. В нем практически весь «гардероб» и заключается. Не очень на­прягайтесь, однако, просто тренируйтесь. Никто не ждет от начинающего шахматиста игры на 20 досках вслепую. Все само придет.

 

Обычная реакция ученика: «э... стой... ничего не помню и повторить не могу... давай сначала». Когда уча­щийся умудряется повторить фразу покороче, то некото­рые из них от напряжения начинают непроизвольно «за­ламывать руки». А кто говорил, что все просто? Было бы желание.

 

Примечание: Повторять надо не кое-как. Надо ста­раться повторять идеально. Для этого на начальном этапе понадобится магнитофон или диктофон. Он будет играть роль зеркала у актера. Запишите голос из кино и следом свой голос. Прослушайте и сравните. И так несколько раз. Довольно быстро вы научитесь говорить почти без акцента, только не стесняйтесь. Вокруг никого не должно быть!

 

Тренировка произношения займет определенное вре­мя вначале, но потом не будет отнимать много времени. Определенная трудность есть в сочетаниях звуков. На­пример, мне трудно было выговорить «твердое Л и Р» и сразу же следом «С» в слове «долларз». И еще - не лени­тесь и не стесняйтесь тренировать гласные звуки, «а», «э» и проч. - по ним акцент особенно хорошо слышим.

 

Проделайте все вышесказанное фразой за фразой. Повторили разок и переходите к следующей. И так до конца фильма. На этом этапе некоторые товарищи, при­выкшие все делать добросовестно, удивляются: «Как же так, я фразу досконально не изучил, и к следующей пере­ходить?» Именно так. Иначе стремление к излишней тща­тельности может увести от сути тренировки.

 

Конечно, на понимание фраз в начале языковых за­нятий уйдет довольно много усилий. Но повторять каж­дую фразу надо один раз. Часто встречающиеся в языке слова так или иначе будут попадаться в разных фразах и словосочетаниях, нет смысла выучивать какое-либо слово досконально в одном единственном предложении. А уж перевод слов выучивать вообще не надо! Несмотря на это замечание, добросовестные все же зубрят предложения чуть ли не наизусть. Не нужно! Не знаю, как доходчивее призвать не делать этого?

 


Возражения читателей

 

Если учить язык нужно, но срочности нет: «Хоть и надо бы, но дело это утомительное и скучное. По 10 раз одно и то же кино смотреть - не для меня». Это свиде­тельствует о непонимании сути метода:

 

а) Учебный материал (кино) нужно выбрать по своему вкусу, очень интересный и завлекательный.

 

б) Каждый урок надо заканчивать, как только начина­ет надоедать (отдохните и/или выберите другой фильм, более интересный, соответствующий вашему настроению в данный момент).

 

в) Тренироваться можно на кусках фильмов, незачем стремиться «сделать» фильм. Важен процесс языковой тренировки, а не удовлетворение от количества «прой­денного» или «выученного» материала.

 

Возражение возникает, если ученик слишком до­бросовестный. Пример. Стал я объяснять этот способ и устроил несколько уроков французского моему товарищу. Он абсолютный новичок. И после урока он задумался и сказал: «...но ведь я ни одного слова сегодня за целый урок не запомнил! Толк-то какой?» Этот вопрос меня по­ставил в тупик.

 

Толк будет очень большой через 3 или 6 месяцев, в зависимости от того, как часто заниматься. Однако уче­ник должен первый месяц терпеливо трудиться, не видя особого толка. Не то что на школьных уроках - зазубрил 10 слов и они «твои», маленький шаг сделал, но видимый и приятный. А тут - как в тумане идешь - ни цели не вид­но, ни перспективы.

 

Дело в том, что в мозгу образуется связь между об­разом и описывающим его выражением на иностранном языке. Это происходит незаметно для нас, поэтому пер­вые уроки кажутся ученикам пугающе безрезультатными. «Как же так, ничего не выучил!» - думает ученик и воз­вращается к ненужной «зубрежке».

 

3: «А как же грамматика! Как же я буду говорить, штампами из фильмов? Или одними инфинитивами - «моя твоя не понимать»?» - думает педантичный ученик. А как, по-вашему, люди говорили в течение тысячелетней истории до изобретения школ и грамматических учебни­ков? Как говорят дети до школы? Не нужно зубрить фразы из фильмов. Ничего вообще зубрить не нужно, никаких штампов. Самые типичные и полезные выражения явля­ются и самыми употребительными, поэтому они будут час­то встречаться в разных вариантах и без зубрежки усвоятся. Именно поэтому достаточно повторить предложение один раз, с первой попытки (не считая предварительных попыток расслышать). Такие речевые обороты, незаметно для учащегося, подсознательно усвоенные, автоматически и без усилий будут всплывать из памяти в нужный момент, когда потребуется их сказать. Конечно, если вы будете учиться только по американским боевикам, то может и fuck выскочить вместо приличного слова. Именно «вы­скочить», а не сознательным усилием воли вспомниться.

 

Результаты и сроки

 

Заставить себя этим делом заниматься мне было очень трудно, но пришлось. На одну минуту фильма мне требо­валось от 20 до 30 минут упорной возни. Время пролета­ло очень быстро. Больше чем два - три сеанса по часу или полтора в сутки не выходило, голова совершенно отклю­чалась и переставала что-либо соображать.

 

Через три фильма и два месяца, точно не помню, я начал понимать практически все в новостях по ТВ. По­том упорность занятий как-то снизилась, стал все больше просто смотреть фильмы и заглядывать в субтитры. Эго не эффективно, но менее муторно. Лень упираться. Однако еще через пару месяцев удалось уже довольно успешно понимать американцев по телефону и процентов 70 в обычных фильмах (там, где про мафию, например). Всего я «прошел» к тому времени фильмов 5 или 6.

 

Не бойтесь трудного начала. Сначала не видно резуль­тата. Он почему-то появляется не постепенно, а резко. Спо­соб безотказный, хоть и требует нервного напряжения».

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.