Сделай Сам Свою Работу на 5

Традиция об Иисусе Христе.





Ессеи и кумраниты.

Традиция о Христе.

 

Ессеи и кумраниты. Маленькая Иудея не смогла отстоять свою незави­симость от Рима, и в этих условиях мессианская идея начинает претер­певать эволюцию, а мессия становится не лидером народного восстания, а спасителем человечества от глобальных бедствий. Христианство не бы­ло единственным течением такого рода, аналогичные черты заметны и в других религиозных направлениях.

Ессеи существовали уже в середине II века до н.э. Филон и Иосиф Фла­вий определяют их численность примерно в 4 000 человек. Ессейские по­селения были локализованы в районе западного побережья Мертвого моря. Оба автора подробно описывают жизнь и быт ессеев. Они отвергали част­ную собственность, рабство и торговлю, объединялись в общины, где гос­подствовали принципы общей собственности, коллективного быта и совме­стного труда. Община была монашеской, ессеи отвергали брак. Должност­ные лица выбирались из числа "наиболее достойных людей из священничес­кого сословия", которым остальные беспрекословно повиновались. Согла­сно Иосифу Флавию, они признавали бессмертие души, доставляли пожерт­вования s храм, но отвергали жертвоприношения. Филон подчеркивает, что ессеи были принципиальными пацифистами. Иосиф сообщает об их му­жестве в войне с римлянами.



В 1947 г. произошло открытие, оказавшее огромное влияние на изучен­ие христианства. Два юноши-бедуина нашли в одной из пещер близ Кумрана множество рукописей на коже на еврейском и арамейском языках, По месту находки рукописи были названы кумранскими, а научное направление - кумрановедением. Всего в районе Кумрана нашли около 40 000 докумен­тов. Находки появились и в других местах- в районе Вади-Мураббаата и Хирбет-Кумрана. В Хирбет-Кумране (а затем и в других местах) были обнаружены поселения кумранитов, В 60-е гг. 20 века кумранские руко­писи были обнаружены в крепости Масада. Раскопки Хирбет-Кумрана да­ют сведения о поселении кумранитов. Основное строение, вероятно, представляло собой место собраний с общей трапезной. Были и другие комнаты: писцовая, кладовые, хлебопекарни, кухня и др. У кумранитов существовала общая касса. Члены общины жили в пещерах вокруг основных строений.



Вероятно, кумраниты были ессеями. Сохранился ряд документов общи­ны и, прежде всего, Устав. Вступавшие в общину должны были принести в нее "все свое знание, всю свою силу и все свое имущество» и прохо­дили 2-х летний испытательный срок. Устав предусматривал жесткую суб­ординацию, а община была, вероятно, центром учения. Высшим ее орга­ном было народное собрание, выбиравшее должностных лиц совет. Ра­бов в общине не было, женщин тоже. У кумранитов был свой календарь, свои похороны, обряды и ритуалы, а члены общины не признавали иеру­салимское жречество.

Основой идеологии кумранитов является извечная борьба добра и зла. Сами кумраниты именуют себя "сынами света", а остальных- "сынами ть­мы". В текстах есть упоминания о Новом Завете, пришедшем на смену Ветхому. Очень интересны сообщения о духовном наставнике общины, не­коем Учителе Праведности, избранным Богом для передачи истинного уче­ния. Его образ похож на Иисуса Христа, и их часто идентифицировали. Тем не менее, очевидно, что учитель жил раньше, в конце П-начале I века до н.э. Кумранское поселение было разрушено римлянами во время Иудейской войны. Пацифизм ессеев не мешал им яростно бороться с Ри­мом» они сражались и под Масадой, последней крепостью повстанцев. Многое роднит кумранитов и христиан, их часто считают чем-то единым, есть утверждения, что именно кумраниты и есть истинных христиане.

Тем не менее, между ними множество различий, а открытость христиан отличает их от замкнутой кумранской секты.

Традиция о Христе. Исходной точкой для изучения собственно истории христианства является традиция об Иисусе Христе, для рассмотрения кото­рой необходимо особым образом остановиться на проблеме источников. Ситуация е последними достаточно сложна. Основным источником является 4 евангелия /от Марка, Матфея, Луки и Иоанна/, содержащие жизнеописания основателя христианства и рассказ о его проповедях, притчах и чудесах.



Очень коротко евангельская традиция выглядит примерно так. Жена плотника Иосифа, Мария, родила от Святого Духа сына Иисуса, которому было предназначено спасти людей от их грехов. Царь Ирод, получив предсказание о рождении царя Иудейского и поняв это как появление претендента на престол, приказывает убить всех новорожденных младенцев. Спасая сво­его первенца, Иосиф бежит в Египет. Иисус вырос и направился в Галилею, где и начал свою проповедническую деятельность. Обходя галилейские го­рода, он исцеляет людей от самых тяжелых болезней /лихорадка, проказа, паралич, психические заболевания/, совершает всевозможные чудеса и про­поведует свое учение. Основной идеей становится обвинение Иисусом сво­их противников в профанации истинной веры и замене ее чисто формальным соблюдением обрядов и ритуалов. Проповеди становятся все более и более острыми, и Иисус уже говорит о конце света и втором пришествии. Число сторонников Иисуса постоянно растет, и из их среды выделяются 12 бли­жайших учеников, апостолов / Петр, Иаков, Иоанн, Андрей и др./. Конф­ликт с иудейской верхушкой, священниками, "книжниками" и фарисеями пос­тепенно усиливается. На совещании высших иудейских сановников принима­ется решение о расправе над Иисусом; Один из учеников, Иуда Искариот, предает своего учителя. Иисус был схвачен во время праздника Пасхи и приведен к римскому наместнику Понтию Пилату, который не без колебаний осудил его на казнь. Иисус был распят на кресте и похоронен, а затем воскрес на третий день после похорон и явился своим ученикам, дав им завет крестить его именем все народы мира.

Анализ евангельского предания содержит немало неясностей и противо­речий. Достаточно перечислить лишь некоторые из них.

Три евангелия / от Марка, Матфея и Луки/ совпадают друг с другом значительно больше, чем четвертое евангелие от Иоанна. Они называются "синоптическими". Родословную Иисуса, идущую от Давида приводит только Матфей и только он пишет о приказе Ирода, бег­стве семьи в Египет и избиении младенцев. Немало разногласий относитель­но маршрута Иисуса по Галилее- их немного в синоптических евангелиях, но гораздо больше, если взять евангелие от Иоанна. Даже рассказ об арес­те и казни, один из наиболее согласованных у евангелистов, содержит оп­ределенные разночтения. Если в синоптических евангелиях Иисус приходит в Иерусалим только один раз, то в евангелии от Иоанна он делает это три­жды. Наконец, в рассказе о воскресении также имеются определенные раз­ногласия. В Евангелии от Марка гробница оказывается пуста, и красивый юноша говорит о вознесении Иисуса на небо. В Евангелии от Матфея воз­несение является уже не чьим-то рассказом, а реальным свершившимся фак­том, известие о котором принес божий ангел.

Разногласия вокруг традиции о Христе вызвали появление двух школ, мифологической и исторической. Историческая традиция в большей или в меньшей степени признает наличие в этой истории реальной исторической основы. Вероятно, эту школу можно разделить на два направления: цер­ковная историография, склонная относиться к материалу источника без какой-либо критики или с минимальной ее степенью, и научно-историчес­кая светская историография, зачастую допускающая весьма значительную степень критического отношения, но при этом склонная видеть в нем от­ражение реальных исторических событий. Мифологическое направление также имеет несколько разновидностей. Одни его сторонники, в принципе, пользуются теми же историко-филологическими методами, что и их оппонен­ты, однако считают информацию о Христе религиозным, философским или литературным вымыслом. Другие вообще отрицают возможность историчес­ких подходов. Так, французский астроном Ш. Дюпуи и немецкий ученый А. Древе видят в мифе о Христе аллегорическое отражение звездного неба или олицетворение языческих богов, которые проникли в христианскую ми­фологию. Традиция о Христе стала ключевым пунктом спора: мифологическая школа считает его вымышленным литературным персонажем или "отражением астрального неба", тогда как историческая школа склонна видеть в дан­ных о нем историческую основу, а его самого- реальной исторической личностью.

Перед тем, как перейти к непосредственному анализу предания, отме­тим еще один аспект проблемы. Признание (или непризнание) исторично­сти Иисуса Христа не имеет прямой связи с принадлежностью к вере. О преобладании человеческой или божественной природы Христа спорили еще представители Церкви, причем, крайние направления отрицали либо одно, либо другое, пока, наконец, не утвердилась формула единой богочеловеческой сущности. Именно ее и признает верующий человек, для которого Иисус является не исторической личностью или литературным вымыслом, но существом, имеющим Божественную природу и Сыном Божьим.

Сведения о Христе есть не только в Евангелиях. Одним из аргументов мифологической школы является преобладание сказочно-мифологических аллегорий в "Апокалипсисе Иоанна" и достаточно редко упоминания о его человеческой сущности в письмах апостола Павла. В гностических еван­гелиях от Фомы и Филиппа также почти нет данных биографического харак­тера. Заметим, однако, что как Павел, так и гностики, настаивали на мистической, божественной сущности Христа, а "Апокалипсис" посвящен описанию второго пришествия и страшного суда. Отметим также, что в неканоническом Евангелии Петра, написанном около 70 г., подробно опи­сывается казнь Иисуса, причем, приговор выносит не Пилат, а Ирод Агриппа, а также неканоническом Евангелии Эбионитов Иисус назван просто хорошим добродетельным человеком, которого стали почитать за его личные качества.

Важными являются сведения из "независимых" источников. 0 Христе пи­шет иудейский историк I века н.э. Иосиф Флавий и два римских историка, Корнелий Тацит и Светоний Транквилл. Самым большим и интересным явля­ется упоминание Иосифа Флавия (Иуд. древн., ХУП1,3,3). Симпатизирующ­ий тон долго вызывал споры, когда сторонники мифологического подхода считали отрывок христианской интерполяцией, однако в 1971 г. французский исследователь Ш. Пинес обнаружил сирийский и арабский переводы этого отрывка, также помещенного у византийского историка 10 века Агапия. Два текста (Иосифа и цитата Агапия) отличается некоторыми формулировками, однако речь может идти только о редакции текста, но не о его интерполяции.

Аргументы мифологов достаточно серьезны, но против них есть и воз­ражения. Разногласия между источниками, хотя и существенны, но не превышают обычных отличий между источниками. Вместе с тем, при всей противоречиях, история Иисуса имеет общий стержень и несомненное ху­дожественное единство. Деятельность Иисуса начинается в Галилее, все Евангелия сообщают о его крещении Иоанном Крестителем. Согласованной является традиция о финальном рассказе о суде и казни. Помимо сюжет­ного видно и художественное и идейное единство. Не столь ре­шающим является и аргумент о чудесах. Феномен целительства изучен достаточно мало, а особенности восприятия его массовым сознанием. Интересной параллелью является история Аполлония Тианского, чудотворца и предсказателя I в. н.э. В жизнеописании Аполлония рассказываются еще более невероятные истории, однако Аполлоний - это реальное лицо.

Итак, у нас нет оснований отвергать евангельскую традицию и, веро­ятнее всего, в I половине I века н.э. в Палестине ( особенно - в Гали­лее) действовал странствующий проповедник по имени Иешуа, по убеждениям близкий к ессеям. Он был крещен Иоанном Крестителем ( возможно, при­надлежащим к кумранитам). Первоначальное учение восстановить сложно. Его основой было обновление мира, взятие на себя человеческих грехов и эсхатологическая идея конца света. Учение было проникнуто глубокой гуманистической идеей и призывом к милосердию, непротивлению злу ж братству людей. В отличие от кумранского, это учение было открытым, а деление на "своих" и "чужих" не было ему свойственно. Историческую основу имеет и процесс Христа. Его инициатором была иудейская верхуш­ка, Поскольку иудейский закон запрещал объявление человека мессией. Любопытно, что иудейские власти передали Иисуса римлянам (аргумент, что они не имели полномочий, похоже, маловероятен), и быть может этим и объясняется странная позиция Пилата. Иисуса явно судили по обвинению в оскорблении величия, поскольку в то время закон карал не только реальные действия /заговор, переворот, государственная измена/, но и слова, магические действия, неосторожные поступки. Пилат понимал, что даже расширительное толкование закона было бы неприменимо в данном случае, однако иудеи могли пожаловаться в Рим. 30-е гг. I века, время правления Тиберия /14-37 гг./ были периодом активизации репрессий, и страх Пилата становится вполне понятен. Интересно, что после казни Иисуса и Пилат, и первосвященники были смещены с должностей- в Риме яв­но проявили свое недовольство.

Реальны и другие персонажи. Несомненно историчен прокуратор Понтий Пилат и правивший независимой частью Иудеи царь Ирод Антипа /4-39 гг. н.э./, в рассказе фигурирует и Ирод Великий. Иосиф Флавий упоминает первосвященников Анана и Кайафу, а Евангелия и Иосиф Флавий с небольшими разночтениями рассказывают об убийстве Иродом Агрипной Иоанна Крестителе Остальные персонажи известны только из христианской литературы, что, в общем, тоже не является основанием для отрицания их реальности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.