Сделай Сам Свою Работу на 5

В осетинском лексическом фонде 9 глава





«Хъобан(Кобан). Селение в одноименном Кобанском ущелье. Очевидно, название Кобанвосходит к этнониму племени куманов, – пишет А. Дз. Цагаева. – В своем док­ладе на всесоюзной конференции по топонимии СССР к этому же этнониму возводил и название реки Кубань А. А. Абдурахманов. Из истории же известно, что некогда на Кубани, в районе Зеленчука, жили предки современных осетин, очевидно, в соседстве с тюркоязычными племе­нами и, может, позаимствовали у них это слово. А могло быть и так, что с монгольскими покорителями были и ос­татки племен (или части племен) куманов, которые потом осели здесь. Даже некоторые фамилии из с. Кобан носят явно тюркский характер. Такие, как: Апатæ “Апаевы”, Бечмырзатæ“Бекмурзаевы”, Татратæ“Татраевы”, Хъантемиратæ“Кантемировы” и др. Допустимо и другое объяснение: предки осетин перенесли сюда название р. Ку­бань, так как и здесь они оказались на берегу реки» (Ца­гаева, 58 – 59).

Однако рассмотренные автором топонимы этого же района Северной Осетии сами отвечают на вопрос о том, кто дал ущелью при Тереке наименование Кобан. Вот не­которые из них.

«Хъæрæсейы обау“Карасе курган”; “Карачаевский курган”. ~: Хъæрæсейы –род. п. ед. ч. < : а) личного имени Хъæрæсе“Карасе”, б) собират. Хъæрæсе “карача­евцы. Покосные земли с большим курганом в окрестно­стях с. Карджин» (Цагаева, 544).



«Хъæрæсейы хуымтæ “Карасе пахотные земли”; “Ка­рачаевцев пахотные земли”. (~ : хуымтæ –им. п. мн. ч. < хуым“пахотное поле”, “пашня”). Пахотные поля в окрест­ностях с. Старый Батакоюрт» (там же).

«Карсадон (Карсадон).Пашня в окрстностях с. В. Кани.

Заметим, что в Куртатинском ущелье есть с. Карца (?) Если в топониме Карсадонтотжеэлемент, что и в Карца,то -донследует рассматривать как суффикс вместилища, т. е. “Место Карса (Карца)”» (там же, с. 32).

«Карцагом “(Карца) ущелье”, “Карцинское ущелье”. (Карцагом < Карца (?) + ком“ущелье”). Одно из боковых ответвлений Куртатинского ущелья. Ущелье Карцагомтянется к западу от с. Гусыра до самого Алагирского уще­лья. Оно богато строительным лесом и прекрасными аль­пийскими лугами. Здесь же расположено и с. Карца»(там же, с. 61).



«Карцадон, Карцагомдон “Река Карца”, “Река ущелья Карца”, “Река Карцинского ущелья”. (Карцадон <назва­ние с. Карца + дон“река”; Карцагомдон < Карца + ком“ущелье” + донс закономерным переходом кв г).Река, протекающая в ущелье Карца, –одном из боковых от­ветвлений Куртатинского ущелья» (там же, с.70).

«Карцайы рагъ“Хребет Карца”. (~ : Карцайы –род. п. ед. ч. от названия с. Карца).1. Пастбищная поляна на склоне между сс. Гусыра и Карца.2. Пастбищный склон в окрестностях развалин с. Кора» (там же, с. 87).

«Карцайы фæсрагъ“Позади хребта Карца”. ~ : фæсрагъ < фæс“за”, “позади” + рагъ“хребет”, “возвыше­ние”. Пастбище в окрестностях с. Карца»(там же).

«Хъарцатæ (Карцата).Развалины поселения между сс. Нар и Фараскат. Здесь старинное кладбище и развалины строений, а также сторожевая башня Хъарцати мæсуг.Эту башню считают башней рода Габараевых» (там же, с. 382).

«Хъарцати над“(Карцати)дорога”. Дорога между сс. Махческ и Фараскат, проходящая по крутому склону мимо развалин Хъарцатæ»(там же, с. 392).

«Ботастæ(I – C. Б.) “Род Ботаса”; “Ботасовы”. (Ботастæ – им. п. мн. ч. личного имени Ботас и, возможно, фамильного имени Ботастæ “Ботасовы”). Покосные уча­стки в местности Сурх. Различают Н. и В. участки Бота­ста»(там же, с. 446).

«Ботастæ(II – C. Б.) “Ботасовы”, “Род Ботаса”. (Ботастæ –им. п. мн. ч. личного имени Ботас).Пастбище в окрестностях с. Вакац» (там же, с. 328).

Карачаевский нартовед Байрамуков У. З., рассмотрев эти материалы, пишет: «Откуда появились эти топонимы в Северной Осетии? Когда появились эти топонимы? Нам думается, что они появились там до заселения этих земель осетинами-иронцами. А жили там, судя по топонимам, предки карачаевцев со своим легендарным вождем Къарчаи (его сподвижником – С. Б.) Боташ(Байрамуков, 49).



Но речь не только о предводителях, их селениях, паш­нях, дорогах и т. д. В топонимике отразилось и наименова­ние их народа qaracaj / къарацай «карачай» (см. выше).

«Сапыры ком“Сапира (сабиров) ущелье”. Пашня в окрестностях с. Тменикау, – пишет А. Дз. Цагаева. – Заме­тим, что Дигорское ущелье (самое западное ущелье в Се­верной Осетии) раньше называли Сафири ком“Сафира ущелье”. Здесь же, в Санибанском ущелье (самое восточ­ное ущелье в Северной Осетии), находим топоним Са­пыры ком,что фонетически безупречно соответствует диг. Сафири ком.Это не единичное совпадение топонимов названных ущелий (см. топонимы Га­гыутаи Гагуца, Даппагъ, Къамты зæнги Къари хæрд, Сунти къарæи др.). Очевидно, в топонимах Сапыры ком (Сафири ком)имеем этноним гуннского племенного объ­единения сабиров, походы которых засвидетельствованы историей в этих местах в начале IV в. н. э.» (Цагаева, 37 – 38).

Из изложенного вытекают следующие выводы:

1. Корнями «Родословного Древа» тюрков являются Alan, Jazyr, Döger,которые в результате древней (III – II вв. до н. э.) миграции гуннов в Юго-Восточную Европу заняли Кубанско-Терское междуречье и прилегающие к нему регионы.

2. Шумероязычные племена кобанской культуры (са­вир + булгар + булкар + блкар + болкар) = гаргар (гегар + гугар + лугар + гарша)были отюречены гуннами ( = аланами, дигорцами и др.);

3. Часть этого отюреченного народа, остававшаяся в верховьях бассейна Терека, ассимилировалась в среде ира­ноязычного народа, осетин.

Мы рассмотрели тему «Этнонимы Tarcи Tarcasi».В труде 1404 г. Иоанна де Галонифонтибуса горцы Северо- Западного Кавказа именуются черными таркаси,а их со­седи, живущие “в долинах и на побережье моря” – белыми тарками.Переводчик труда Иоанна де Галонифонтибуса академик З. М. Буниятов читает наименование горцев tar­casi«черкесы», находит факты, подтверждающие, что это карачаевцы. Солидарна с ним, в этом вопросе, и Е. П. Алексеева. Карачеркесами «черными черкесами» назы­вали карачаевцев и авторы XVII в. итальянец Арканджело Ламберти и француз Жан Шарден. Однако первый в одном и том же предложении назвал карачаевцев caracholi (иска– женное кбал. qaračajly “карачаевец”) и Каракиркез (Caraquirquez),что переводчик по созвучию прочитал ка­рачеркес,т. е. “черные черкесы”. Подобный подход заме­тен и в чтении З. М. Буниятова: Tarcasi,по его мнению, – “черкесы” в значении “карачаевцы”, а этноним Tarc,яв­ляющийся и составной частью Tarcasi,остается без пере­вода. Сопоставление этих двух терминов расчленяет по­следний на tarc asi,чтозначит “таркские асы”, т. е. “тарк­ские карачаево-балкарцы»: осетины называют Балкарию и балкарцев Asi / Asy,а Карачай – Ustur– Asi(см. выше).

Дан обзор сообщений исторических источников XIX, XVIII, XVII, XV, XIV, XIII, VI, IV вв. н. э. и III – II вв. до н. э. об аланах ~ асах, и все эти сообщения говорят о тюркоя­зычии (карачаево-балкароязычии) алан ~ асов.

Проведен историко-этимологический анализ четырех основных этнонимов алан ~ асов, проанализирована ог­ромная группа топонимов на -ški / skæ / lki,показано наличие их формантов в тюркских языках, раскрыты эти­мологические значения ряда из них. Форма этнонима alanвосходит к пратюркскому периоду, что подтверждается многочисленными примерами из языков урало-алтайской общности и наличием этих этнонимов в корнях «Родослов­ного Древа» тюрков. Этнонимы эти, а также и Dögerявля­ются наименованиями племен, получивших начала от вну­ков первопредка тюрков Огуз-Хана. Последний отождест­вляется учеными с гуннским царем Мете, или Модэ, поко­рившим, согласно древнекитайским источникам, в 209 – 179 гг. до н. э. народы Юго-Восточной Европы. Гуннские народы с того времени стали упоминаться как обитатели Северного Кавказа в трудах авторов античного периода. Гунны-савиры локализовались в пространстве от Абхазии до верховьев Дарьяльского ущелья и от вершин Главного Кавказского хребта до берегов Каспийского моря. Древне­грузинские источники их называли овсами, судя по грузин­скому автору XI в., по имени хазарского царя Северо-За­падного Кавказа Uobos,а их страну – Owseti(см. Мровели, 22). В VI в., по свидельству Прокопия Кесарийского, власть в Дарьяльском ущелье перешла к персам. С того времени стало иранизироваться племя düger«дигорцы». Однако о его гунно-савирской (аварской) крови и родстве с карачаево-балкарским народом сохранились предания, вошедшие в научный оборот в середине XIX в.

Дигорское ущелье до сих пор параллельно называется Safiri– kom«Савиров ущелье» по народу, в состав кото­рого входило племя düger.Дигория и прилегающие к ней места хранят множество топонимов с общим формантом

-skæ,относимых учеными, в виде гипотезы, к доисториче­скому языку Центрального Кавказа. Однако формант -skæтопонимики Дигории соответствует аффиксу -škiмноже­ства топонимов соседней Балкарии, протобулгарскому эпи­графическому -sxi,чувашскому -skä,и, как показал ана­лиз, в перемежку с топонимами на -ški / -skæ –много гео­графических названий с ламдаизированным формантом

-lki.Таким образом, топонимика Дигории и прилегающих к ней районов – это памятники диалектов гунно-савироя­зычных döger, alan, aš, as / az: в аланском диалекте, харак­теризующемся наличием ламбдаизма и ротацизма, обще­тюркскому šсоответствуют то s',то l.Звук šтюркизмов в осетинском языке перешел в s / z,кроме того, в этом языке имеются заимствования с ротацизмом и ламбдаизмом. Диалект с этими особенностями оставил свои четкие следы и в топонимике Балкарии, и в топонимике бассейна Те­берды в Карачае. Долина Теберды, где сохранились значи­тельные следы этого r-l-диалекта, продолжала назы­ваться Аланией еще в XVIII в., когда племенное название qaračaj,уже принявшее официальный характер, вытеснило это название из остальной части территории. Из этого сле­дует, что термин alanносит ту же диалектную особен­ность: там, где общетюркский šне переходил ни в s',ни в l,и не имел места обратный процесс, произносили aš ~ as / az,но там, где š / sпереходил в l(ламбдаизм), произносили alan,в котором -an –древний аффикс собирательно-коллектив- ной множественности.

Sawir / sabir / suwar / subar –наименование гуннского народа, также носителя r-l-диалекта, этноним этот явля­ется ротацирующим вариантом зетацирующего suwaz,па­раллели древнего Тчуашв стране булгар на Северном Кавказе, упоминаемого автором V в. Мовсесом Хоренаци как материал из труда древнего сирийского историка Маара-Абаса Катины. Носители r-l-диалекта чуваши пришли на современную их территорию с юга (см. Кахов­ский, 224 – 225), а конкретнее, конечно же, – из тех мест, где в обилии топонимика с особенностями r-l-диалекта, а именно из Северо-Западного Кавказа.

Этимологический анализ синонимических этнонимов alan ~ aš ~ as /azпоказал, что они означают одно и то же – “ горы; горные перевалы”, что соответствует сообщению автора IYв. : “Имя их (алан – С. Б.) происходит от назва­ния гор».

Элемент -sxiпротобулгарских эпиграфических xomsxi«серебряный» и tolsxi«полный, полностью» соответствует аффиксу -škiтопонимики Балкарии и его фонетическому варианту -skæтопонимики соседней Северной Осетии.

Изложенное дает основание утверждать, что перечис­ленные в этой главе топонимы на -ški –следы языка той части этноса, которая называла себя aš;топонимы на -skä – следы диалекта as;топонимы на -lki –следы диалекта alan (< al + -an,см. выше).

В специальном разделе данного исследования рас­смотрены свыше трехсот карачаево-балкаризмов, про­никших в осетинский язык не в результате торговли или экономических связей, а в процессе непосредственного общения. А это результат того, что части гунно-савирских племен, т. е. дигорцев, части алан ~ асов (древних кара­чаево-балкарцев), оставивших в Северной Осетии множе­ство рассмотренных выше топонимов, переходя к осетин­скому языку, сохранили и слова своего языка.

Из всего изложенного вытекают следующие выводы:

1) аланы ~ асы – гунно-савироязычные предки кара­чаево-балкарского народа и их наименование alan –лам­бдаизированный вариант племенных наименований aš ~ as / azс общим значением «горы; горные перевалы»;

2) все исторические соседи называют карачаево-бал­карцев аланами, асами, что соответствует обращению ка­рачаево-балкарцев друг к другу этнонимом “Alan!”,своим самоназванием;

3) Исследование раскрыло четкие следы диалектов гунно-савироязычных (древнекарачаево-балкароязыч­ных) alan ~ aš ~ as / az.

4) В осетинском языке значительна гунно-савирская ( = алано-асская = карачаево-балкарская) субстратная лек­сика.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.