Сделай Сам Свою Работу на 5

В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ





Как показывает практика, нередко происходит отождествление эстетического воспитания с художественным, следствием чего является недооценка важнейших аспектов в развитии личности, а потому в воспитательно-образовательном процессе школы не уделяется должного внимания решению многих задач.

Художественная культура, как мы это выяснили ранее, является всего лишь частью более широкой эстетической культуры, а потому в педагогической науке принято понимать ХУДОЖЕСТВЕННОЕ воспитание как процесс целенаправленного воздействия на личность средствами искусства, благодаря которому у воспитанников формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность (по возможности) творить в искусстве.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ воспитание развивает человека ВСЕМИ эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством. Это более широкий аспект в целостном процессе развития личности. Под эстетическим воспитанием понимают деятельность, связанную с формированием у подрастающих поколений чувства прекрасного как наиболее полного воплощения эстетического отношения человека к действительности, когда происходит развитие человека, способного с позиций эстетического идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное в жизни и искусстве, способного жить и творить «по законам красоты» (111).



Средствами целенаправленного влияния на человека в системе эстетического воспитания могут быть самые разнообразные объекты, процессы и явления, художественные ценности, - всё, что может способствовать формированию эстетического отношения к действительности.

3.1. Из истории становления системы эстетического

воспитания и образования в России

Проблема эстетического воспитания личности на протяжении многих столетий как в нашей стране, так и за рубежом вызывала интерес, однако в разные периоды истории по-разному понималась его роль в развитии личности, по-разному планировалось его содержание, формы и методы. Давайте познакомимся с некоторыми этапами исторического прошлого нашей страны и посмотрим, какие традиции существуют, как происходило появление новых принципов, отрабатывались новые взгляды. Давайте оценим, насколько прошлый опыт может помочь нам сегодня выстраивать современную систему эстетического воспитания и образования. Рассмотрим на примере двух предметов художественно-эстетического цикла - «музыка» и «изобразительное искусство».



 

В Древней Руси, когда еще не существовало школ, эстетическое развитие осуществлялось в контексте существовавшей тогда народной культуры – традиции, обряды, праздники, промыслы, сказки, пословицы, - всё это духовно обогащало личность, определяло развитие эстетических вкусов и идеалов, оказывало влияние на формирование определенной культуры поведения, быта, деятельности.

Мы не знаем, как было поставлено эстетическое образование в первых на Руси школах, но уже в 1551 году «Стоглавый собор» обязывал в приходских школах учить «грамоте чести и пети и писати». Даже в горнозаводских школах, созданных в начале XVIII века по велению Петра I, пение было обязательным предметом. Документы свидетельствуют, что и на Урале в Екатеринбургской горнозаводской школе, прославившейся тем, что из неё вышли многие одаренные техники (и среди них создатель паровой машины Иван Ползунов), числились два учителя пения.

В этот же период времени один из первых русских инженеров-кораблестроителей Федор Салтыков пишет Петру I, что России не выйти быстро из технического и научного отставания, если все инженеры не научатся рисовать. Он писал, что нужны математика, военное дело, знание языков, но если ввести рисунок и живопись, то тогда «мы по сему образу сравняемся в краткое времяво всех свободных науках со всеми лучшими европейскими государствами, а без свободных наук и добрых рукоделий не может государство стяжать себе умного имения».



Программа открывшейся в 1715 году Морской академии гласила: «Учить детей: 1) арифметике, 2) геометрии, 3) фехт, или приемы владения оружием, 4) артиллерии, 5) навигации, 6) фортификации, 7) географии, 8) знанию членов корабельного гола (кузова) и такелажа, 9) рисованию, 10) бою на рапирах».

В 1716 году была открыта Хирургическая школа при Санкт-Петербургском военном госпитале. Среди шести учебных предметов – рисование. Учащиеся рисовали части тела, которые хранились заспиртованными в банках. Историки нашли интересные факты о постановке преподавания данного предмета в школе, где готовили будущих медиков. В то время было особое увлечение – пейзажи и целые картины, составленные из внутренних органов человека – кровеносные сосуды в виде развесистых деревьев, под ними – почки и печень вместо камней… В школе постоянно проводились выставки.

Примечателен один факт. Когда в 1740 году заканчивалось строительство Зимнего дворца в Петербурге, то для его росписей не хватало исполнителей, мастеров-профессионалов. И тогда были приглашены выпускники русских учебных заведений – лекари, кораблестроители, военные инженеры, чиновники. Конечно, они выполняли замыслы профессиональных художников, но их имена записаны в строительных ведомостях рядом с именами живописцев, в том числе специально приглашенных из-за границы. Позже все они вновь возвращаются к своей прежней профессии. Как отмечает историк, «понадобилось – справились, потому что умели рисовать». Всё это говорит о том, на каком высоком уровне было поставлено преподавание данного предмета. Для того времени этот опыт был характерен только для российских профессиональных учебных заведений.

Учили рисовать не для того, чтобы люди других профессий могли по мере необходимости выполнить и иные работы. Вот что писал уже намного позднее, в 1880-е годы теоретик искусства и педагог П.П.ЧИСТЯКОВ: «Обучение рисованию… составляет столь важный предмет для развития в детях способности наблюдать и размышлять, что ему должно быть отведено в школе одинаковое место с другими предметами… Требования такого руководства должны быть настолько доступны, чтобы вопрос о способностях к рисованию, ложно поднимаемый и приводящий к стольким недоразумениям, не мог иметь больше места… Нужно развивать потерянную вследствие предвзятых заранее правил способность смотреть правильно, просто и откровенно на натуру, да и на всё…»

На конец Х1Х века наблюдается некоторый консерватизм органов образования России во взглядах на художественное воспитание и образование, неоднозначно оценивается его необходимость для массовой школы. На рисование в гимназиях и реальных училищах отводилось 2 часа в неделю, однако высказывалось недовольство педагогов-демократов относительно содержания и методов действующих программ по искусству, они пытались вернуть рисованию как школьному предмету статус искусства. Вот что по этому поводу писали в журналах.

Л.ОЛЬШАНСКИЙ: «С годами, особенно в современной системе обучения и воспитания, слова берут верх над всем остальным: постепенно стирается образность, блекнут яркие краски, замирают шумные звуки радости… чувства угнетаются развитием интеллекта» (ж. «Русская школа». - 1911. - № 10. – С. 134).

М.М.РУБИНШТЕЙН: «Жизнь детей во многом заедает бумажный век и недостаток в живом, красочном мире… Нельзя раскрывать лишь одну плоскость мира. В этом отношении искусство, художественное творчество является той самой новой плоскостью, которая необходима для полноты человеческой жизни» (ж. «Вестник воспитания». – 1914. - № 1. – С.31).

В педагогической литературе того времени поднимался вопрос относительно того, что неправомерно всех детей обучать искусству на одном уровне, звучала критика в адрес тех педагогов, которые методы обучения искусству рисования одаренных детей распространяли и на детей массовой школы. Так, выходивший в 1902 году журнал «Вестник учителей рисования» (№ 7) опубликовал статью художника И.Е.РЕПИНА, в которой он утверждал, что в общеобразовательной школе учить рисованию, т.е. изобразительному искусству, не нужно, для этого есть специальные школы. По его мнению, в массовой школе возможно изучать эту область искусства «рационально», рисование не должно быть «артистичным», а «логическим, схематическим, стильным». Он рекомендовал срисовывание исторических орнаментов с таблиц, копирование картин великих мастеров особым, разработанным им способом. Результатом обучения должны быть знания в области истории искусства и относительно развитый художественный вкус. «Таким образом, - писал он, - удастся освободить художественную среду от наплыва бездарности» (Цит. по 21).

Дискуссионным был вопрос о видах и уровне, формах и методах обучения искусству в массовой школе. Чему учить - изобразительному искусству или рисованию? Вопрос так и остался не решенным.

Важное значение отводилось и музыкальному образованию. Так, хоровое пение рассматривалось обязательным не только для учащихся школ и гимназий, но и для студентов профессиональных учебных заведений. В школах происходила постановка оперных спектаклей, создавались ученические оркестры.

 

Уже в первый год Советской власти в Постановлении Наркомпроса говорилось: «Эстетическое образование учащихся новая школа считает существеннейшей частью общего образования, а надлежаще поставленное преподавание пения и музыки – одним из наиболее доступных школе средств для достижения этой цели». В то труднейшее время, в 1918 году, школам предписывалось проводить два часа в неделю уроки музыки, помимо этого отводить еженедельно еще два часа на хоровые репетиции.

В первые годы после Октябрьской революции в 1919 году первый нарком просвещения А.В.ЛУНАЧАРСКИЙ в «Основных принципах единой трудовой школы» утверждал, что эстетические предметы – не роскошь, не нечто второстепенное, а самая насущная необходимость, служащая делу развития самых различных, а не только специально-эстетических способностей школьников. По его мнению, эстетическое образование не должно превращаться в преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а должно способствовать систематическому развитию всех органов чувств и творческих способностей ребенка, расширять его возможности наслаждаться красотой и учить самому создавать ее. Подчеркивая значимость эстетического развития личности, он писал, что воспитание, лишенное красоты, было бы обездушенным, ибо «радость жизни, заключающаяся в любовании и в творчестве, есть конечная цель и труда, и науки» (47, с.383).

. В 20-е годы ХХ века крупнейшие педагоги и энтузиасты эстетического воспитания А.В.Бакушинский, П.П.Блонский, А.У.Зеленко, С.Т.Шатский и др. продолжают дальнейшую разработку принципов системы эстетического и художественного воспитания. Не только на уроках, но через весь уклад школьной жизни дети должны приобщаться к прекрасному.

Однако, заявив о высоком понимании задач эстетического развития народа (художественного и музыкального), педагоги-практики не смогли воплотить свои намерения в массовую школу. Так, в 20-е годы, годы разрухи, была ощутимо свернута сеть музыкальных учебных заведений. Трудное предвоенное время и тем более военное время помешали полностью осуществить задуманное. Не хватало учителей, недостаточным было и центров их подготовки. В учебных программах общеобразовательных школ занятия музыкой и пением сократились до одного часа в неделю. Серьезные музыканты на таких условиях чаще всего не хотели работать в школе, их места занимали не очень квалифицированные люди. Дети стали относиться к предмету как к чему-то второстепенному.

Противоречивым было и само название предмета. В 1918 году была введена программа «Пение (музыка)», но уже в 20-е годы предмет стал звучать однозначно – «Музыка». На практике всё же выявилась некоторая двойственность в его понимании: название утвердилось новое, а содержание всё более сводилось только лишь к хоровому пению. С 1945 год предмет стал называться «Музыка и пение», основой которого было хоровое пение. В 1960 году программу называли «Пение», а с 1965 года – вновь «Музыка», но хоровое пение по-прежнему считалось главным, чему следовало учить детей. Вопросы музыкального образования в профессиональной школе не рассматривались.

Педагоги тех лет считали, что музыка противостоит пению, что, занимаясь пением и изучая музыкальную грамоту, учащиеся в это время музыку не слушают, что знакомство с музыкой (слушание) исключает собственное исполнение и познание тех или иных закономерностей музыкального искусства.

Аналогично развивались взгляды и на изобразительное искусство. Под предметом «Изобразительное искусство» в первые годы советской власти подразумевались занятия живописью, рисунком, гравюрой, лепкой, которые способствовали развитию не только эстетического чувства, но и художественных представлений. В программах тех лет отмечалось, что работа учащихся должна вестись в направлении выражения своих мыслей через художественный образ. В 30-е годы эти программы осудили за «эклектику и стихийность», предмет стал называться «Рисование», а его содержание утрачивает творческие тенденции и вновь обретает черты техницизма (см. 21, 23, 74, 78).

С этого времени вплоть до 70-х гг. изобразительное искусство и музыку перестали рассматривать как искусство. Вопрос – как должно быть представлено искусство в общеобразовательной школе - по-прежнему остался дискуссионным.

На рубеже 70-х годов ХХ века стало возможным рассматривать предметы художественно-эстетического плана как преподавание искусства в школе.

С 1972 года началась подготовка к внедрению этих идей в практику школы. Новая программа по «Изобразительному искусству» была подготовлена сотрудниками сектора изобразительного искусства НИИ художественного воспитания АПН СССР и Комиссией по эстетическому воспитанию Союза художников СССР. В это же время под руководством заслуженного художника СССР Б.М.НЕМЕНСКОГО разрабатывалась программа «Изобразительное искусство и художественный труд», которая сегодня является государственным стандартом общеобразовательной средней школы (с 1 по 6 классы).

В эти же годы проводится большая работа по отработке музыкальной части художественно-эстетического воспитания и образования под руководством известного композитора Д.Б.КАБАЛЕВСКОГО, который был руководителем лаборатории музыкального образования в НИИ школ Министерства просвещения РФ. Эта программа до настоящего времени является основной, хотя это не исключает разработки учителями и методистами инновационных программ.

 

Таким образом, мы можем согласиться с выводами историков - сам факт существования в школьном курсе предметов искусства еще не указывает на его прогрессивность. Важно на каких основаниях эти программы разработаны, какие задачи они решают. Мы не случайно в предыдущих разделах нашего пособия предложили Вам материалы и дискуссии по проблемам эстетического развития личности. Теперь Вы сможете САМОСТОЯТЕЛЬНО оценить как историческое прошлое, когда закладывались традиции эстетического воспитания и образования, так и те изменения, которые происходят в современной школе.

Можно ли говорить о преемственности в системах эстетического воспитания и образования, которые складывались в разное время - до революции? В советский период? Как это отразилось на дне сегодняшнем?

Какие особенности времени отражаются в содержании и формах эстетического воспитания и образования?

Каким должен быть, по Вашему мнению, воспитательно-образовательный процесс школы, ориентированный на эстетическое развитие личности?

………………………..

 

В двух предыдущих главах Вам было предложено осмыслить те вопросы, которые можно назвать «философией» и «психологией» эстетического воспитания и образования. Это позволило Вам сформулировать свою педагогическую позицию, т.е. определить свое понимание понятий и процессов в конкретном аспекте педагогической деятельности. Теперь мы предлагаем Вам познакомиться с опытом, который накоплен в теории и практике эстетического воспитания и образования, чтобы помочь Вам сформировать собственную педагогическую систему и определить принципы Вашей педагогической деятельности. Как показывает практика, всё новое только тогда имеет значение, когда оно «вписывается» в традиции школы (и страны в целом), когда оно отвечает времени и основным тенденциям развития общества. Созидая свою систему работы, учитель изучает и процесс развития личности, и накапливает знания в области общественных наук, и знакомится с опытом работы своих предшественников и своих современников. И только на этой основе создаёт свою систему работы:

v формулирует цель, задачи и основные направления в работе, которые вытекают из характеристики эстетического развития личности;

v формулирует принципы своей педагогической деятельности, которые позволяют ему решать поставленные задачи и реализовывать основные направления в работе;

v определяет содержание воспитательно-образовательного процесса, в котором отражаются цель, задачи и основные направления эстетического воспитания и образования;

v продумывает формы и методы воспитания и обучения, с помощью которых достигаются цель и задачи эстетического воспитания и образования, реализуется содержание воспитательно-образовательного процесса;

v определяет формы и виды контроля, на основании которых он может судить об эффективности своей системы. Разрабатывает критерии и показатели, на основании которых учитель может судить об эффективности своей системы.

 

Каждый последующий раздел данной главы поможет Вам познакомиться с опытом работы известных педагогов-практиков. Обращаем Ваше внимание на то, что по каждому вопросу Вы имеете возможность вносить дополнения, изменять формулировки, т.е. адаптировать «чужой» опыт в собственную практику, соотнося его с особенностями своей личности и той ситуации, где будет реализовываться система Вашей работы.

3.2. Цель, задачи, основные направления и принципы

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.