Сделай Сам Свою Работу на 5

Воспитательно-образовательного процесса школы





Человека всегда отличает сформированность его жизненной позиции, т.е. отношение ко всему, что его окружает – природе, обществу, другим людям, искусству, самому себе, - тому, что для него значимо, что его волнует, что определяет его поступки и настроение, жизненные планы и характер общения с другими людьми, уровень самооценки и жизненных притязаний. Каждый вырабатывает к миру свое собственное, неповторимое отношение. Эти отношения имеют различный характер и принимают разнообразные формы. По мнению известного психолога С.Л.РУБИНШТЕЙНА,«человек есть в той мере личность, когда он умеет занять собственную позицию, когда в нем минимум нейтральности…» Среди тех показателей, которые обусловливают проявление жизненной позиции, значимым является ЭСТЕТИЧЕСКОЕ отношение человека к действительности.

Эстетические отношения, которые проявляет человек к окружающему миру, многогранны. Если нравственные отношения, изучаемые этикой, как правило, определяют лишь сферу взаимоотношений людей друг с другом, то эстетические отношения проявляют себя во всех сферах жизни человека, включая и общение. В эстетических отношениях выражается чувственно-эмоциональный опыт человека. Он находит отражение в таких психических функциях, как «эстетическое восприятие», «эстетическое чувство», «эстетические потребности», «эстетический вкус», «эстетический идеал» и т.д. Эстетическое отношение к действительности проявляется в стремлении человека к прекрасному, гармоничному, возвышенному.



Как отмечается в научных исследованиях по ЭСТЕТИКЕ (науке о прекрасном), в эстетических отношениях проявляются прежде всего духовные, чисто человеческие эмоции и чувства, которые по природе своей представляют единство испытываемых человеком ЧУВСТВ и его ИНТЕЛЛЕКТА.

Эстетическое отношение человека определяется как «процесс возрастающего совершенного чувственного взаимодействия человека с миром, в котором он не только переживает, но и познает, а также преобразует в соответствии с идеалом себя и окружающую его действительность» (111, с. 7).

Воспитание личности направлено на развитие в ребенке стремления к прекрасному, гармоничному, возвышенному. Очень важно научить человека чувственному переживанию и познанию прекрасного в окружающем его мире, умению привносить прекрасное в свою и окружающую жизнь. Очень важно сформировать у него потребность в общении с прекрасным.



В решении проблем эстетического развития личности педагогика тесным образом связана с эстетикой и психологией. Данные науки отвечают на вопросы, которые волнуют педагогов: Что представляет собой эстетическое отношение человека к действительности? В каких категориях проявляется это отношение? Что подлежит развитию? Как происходит развитие эстетического отношения? Что обусловливает этот процесс? Какими могут (должны) быть результаты эстетического воспитания?

Наша задача – включить знания, полученные философами и психологами, в контекст педагогического знания и педагогической деятельности.

Рассмотрим основные категории эстетического отношения, в понимании которых раскрывается характеристика эстетически развитой личности. Это те категории, которые отражаются в постановке целей и задач эстетического воспитания и образования, которые обусловливают проектирование его содержания, определяют средства, позволяют выбирать педагогически целесообразные формы и методы.

В основе эстетического отношения человека к действительности лежит его представление о прекрасном и безобразном, о возвышенном и низменном, о трагическом и комическом, которые возникли в процессе освоения человеком окружающего его мира «по законам красоты». Эти представления проявляются в его эстетических взглядах, их толкование обусловлено сформированностью эстетического идеала, эстетических оценок и эстетических вкусов, которые характерны как для общества в целом, так и для каждого конкретного человека. Всё это обусловливает содержание эстетического СОЗНАНИЯ, эстетических ЧУВСТВ и ЭМОЦИЙ (настроений), форм ПОВЕДЕНИЯ, в которых проявляется эстетическое ОТНОШЕНИЕ к миру. На развитие этих характеристик направлен процесс эстетического воспитания и образования.



В эстетике для характеристики эстетического отношения к миру разрабатываются такие категории, как «прекрасное» и «безобразное», «возвышенное» и «низменное», «комическое» и «трагическое» и т.д.

ПРЕКРАСНОЕ - это категория эстетики, характеризующая явления окружающего мира с точки зрения совершенства, как овладение высшей ценностью. Явление, предмет или деятельность можно считать прекрасным тогда, когда они несут общественно-человеческую ценность, воплощают утверждение человека в мире, свидетельствующие о свободе общества и человека. Они способствуют гармоничному развитию личности, возникновению и наиболее полному проявлению человеческих сил и способностей.

Восприятие прекрасного вызывает состояние радости, бескорыстной любви, свободы. Переживание прекрасного – это всегда наслаждение, человеческое счастье, творческое состояние духа.

Прекрасное проявляет себя в различных сферах жизни и деятельности человека, например: в произведениях искусства, науке, явлениях природы, человеческих отношениях, общественной жизни, поведении в целом и отдельных поступках, в духовных порывах и стремлениях.

Представление о прекрасном служит критерием эстетических вкусов и оценочных суждений, становится для человека идеалом, определяющим путь самосовершенствования, это рождает стремление к его достижению.

Эстетически развитый человек всегда сравнивает реальные предметы, явления, события, результаты работы (творческой деятельности) с теми идеальными представлениями, которые формируются в обществе, отражаются в определенных стандартах и высоконравственных нормах.

Представление о прекрасном выражается в таких категориях, как «гармония», «грация», «пропорциональность», «соразмерность», «изящество», «утонченность» и т.д.

Что обусловливает представление о прекрасном? Почему эти представления меняются? Что лежит в основе? Насколько возможно формировать в человеке чувство прекрасного?

Философы и психологи утверждают, что определяющим началом для выработки нового представления о прекрасном являются ценностные ориентации.Так, можно проследить изменение ценностных ориентиров в восприятии, например, физической красоты женщины. В разные эпохи существовали разные представления, известны даже стремления художников математически просчитать пропорции совершенной красоты. Однако существуют представления об истинной, вечной красоте, которая не зависит от времени, считается ее классическим воплощением…

Почему для человека так важно размышлять о прекрасном? Иметь свои идеалы? Насколько это совместимо с прагматической стороной жизни? Почему человек должен изучать искусство?

БЕЗОБРАЗНОЕ - это то, что противоречит понятию прекрасного, противостоит идеалу, это всё то, что вызывает в человеке отрицательные эстетические эмоции. Эта категория воплощает ценностные характеристики таких природных и общественных явлений, которые имеют отрицательное общественное значение, но не представляют угрозы человечеству. Безобразное чаще связывается с патологическим, мертвенно-застывшим, лишенным целостности и гармоничности явления или предмета (можно сказать «без-образа»).

Парадокс взаимоотношений прекрасного и безобразного в том, что человек, воспринимающий в произведении искусства безобразное, может им любоваться, восторгаясь мастерством воплощения и содрогаясь от чувства отвращения и ужаса изображенного. Представление о безобразном социально-исторично, например, некоторые проявления молодежной субкультуры – наркомания, алкоголизм, некоторые течения авангарда и модерна в искусстве возводят безобразное в идеал, пытаясь вызвать чувство восхищения и подражания недостойному. Вспомните, как оказались «перевернутыми» представления о прекрасном и безобразном в романе В.Гюго «Человек, который смеется», в некоторых скульптурных и живописных работах М.Шемякина, С.Дали, искусства Германии периода фашизма.

Что может служить критериями в понимании прекрасного и безобразного? Как научиться их различать? Что для Вас служит критерием в восприятии окружающего Вас мира?

 

ВОЗВЫШЕННОЕ - это эстетическая категория, отражающая особенности значительных, грандиозных природных и социальных явлений или самоотверженных героических действий и подвигов, вызывающих у людей чувство восторга и восхищения.

Это одно из высших проявлений прекрасного в жизни, еще не освоенного человеком. Возвышенное предстает как некий идеал, совершенство. Это термин, в котором отражается приближение человека к прекрасному, совершенному, идеальному (эталонному). Но возвышенное не есть прекрасное, так как в нем нет присущей прекрасному гармонии между реальным и идеальным. В категории прекрасного «реальное выходит на первый план и в жизни, и искусстве, подчиняет себе идеальное» (111, с. 13), а здесь, наоборот, на первый план выходит идеальное, что позволяет увидеть несовершенство и противоречивость в реальной (обыденной) жизни. Это стимулирует деятельность человека на решение проблем в соответствии с его представлениями о прекрасном.

Категория возвышенного выявляет нераскрытые пока еще возможности человека, когда проявляется стремление выйти за пределы этих возможностей и реальности, совершить, казалось бы, невозможное, непривычное, отличное от повседневного, привычного, обыденного. Синонимом возвышенного могут быть такие определения, как «грандиозное», «сверхпрекрасное», а людей, достигших выдающихся результатов, называют: «герой», «гений», «талант», «титан», «бог».

Возвышенное в искусстве – иконопись, опера, балет, оратории Генделя и Баха, гимны («Великому городу» Глиэра), «Свобода на баррикадах» Давида (в живописи) и др.

Насколько, на Ваш взгляд, в организации системы эстетического воспитания необходима категория возвышенного? Как Вы думаете, она мешает или помогает человеку в жизни? А воспитателю в условиях школы?

НИЗМЕННОЕ – это такая категория эстетики, которая отображает биологически-бездуховное начало в человеческой жизни. В этом смысле низменное – полная противоположность возвышенному. Идеал здесь полностью отсутствует, а не возвеличивается. Происходит пренебрежение идеалом, он воспринимается лишь в отрицательном смысле.

Низменное – крайняя степень безобразного и ужасного, оно в большей степени, чем другие категории заключает в себе социально-этическое содержательно-смысловое наполнение. Низменное представляет собой грозную опасность для других людей и всего человечества.

Низменное характеризуется в людях отсутствием меры. Так говорят о нравственном, духовном уродстве: «Моральный урод», - подчеркивая низость, недостойность такого рода поведения. Примерами низменного в жизни можно назвать – мародерство, грабеж, унижение другого, сквернословие, пьянство, нечистоплотность, человеческие страсти (коллекционирование, доведенное до абсурда, ревность) и т.д. Причины проявления низменного в человеке - необразованность, несформированность положительных привычек, низкая самооценка и др. Возможна крайняя форма проявления низменного - его утверждение как проявление нормы жизни.

В произведениях искусства нашли отражение разнообразные формы низменного – Иудушка Головлев, Плюшкин (в литературе), «Апофеоз войны» П.Верещагина (в живописи), Горгона-Медуза (в мифологии), 7-я симфония Дм.Шостаковича (тема нашествия – в музыке), некоторые течения в поп-культуре, моде и т.д.

Как Вы думаете, нужно ли в школе размышлять о низменном в искусстве и окружающей жизни? Насколько это необходимый компонент эстетического воспитания? Возможно, следует размышлять только о категории прекрасного?

 

КОМИЧЕСКОЕ – категория эстетики, показывающая несоответствующие здравому смыслу явления человеческой жизни, а также поступки и характеры людей, которые вместе с тем претендуют на совершенство и гармонию. Комическое становится предметом смеха, юмора, иронии, сатиры.

Комическое заключено в самой реальности, сопоставляемой с истинным незнанием жизни. Смыслом комического является внутренняя ничтожность, пустота, выражающаяся или имеющая притязания на внешнюю значимость.

Возвышенное и прекрасное часто может быть комичным, если не соотносится с реалиями действительности. Отсутствие опыта, взгляда со стороны, перехода на другую позицию порождает комическое. Например, предметы высокой моды в несоответствующей ситуации, смех в трагических ситуациях и т.п.

Человек, который не чувствует своего комического положения, останавливается в своем развитии, становится предметом смеха со стороны других людей.

Выявление комического начала в жизни и поведении людей – это всегда борьба с недостатками и противоречиями, которые мешают людям жить. Достаточно много комического можно наблюдать в процессе зарождения нового в общественной жизни (вспомните анекдоты о «новых русских»), формировании новых форм поведения (например, становление подростковой взрослости).

Можно привести достаточно много примеров отражения комического в произведениях искусства - Ноздрев, Тартюф, герои рассказов А.П.Чехова и басен И.Крылова (в литературе), «Пляски смерти» Гольбейна (в живописи), «Озорные частушки» и опера «Нос» Р.Щедрина (в музыке) и т.д.

Как Вы считаете, насколько осмысление комического в окружающей жизни, произведениях искусства и собственном поведении может способствовать эстетическому развитию личности?

ТРАГИЧЕСКОЕ - это одна из основных категорий эстетики, выражающая диалектику свободы и необходимости, в которой отражается острейшее противоречие всего нового, стремящегося к совершенству, с низменным, безобразным в жизни. В явлениях трагического присутствует диалектика конечности (например, человеческой жизни) и бесконечности (например, мира) и утверждается бессмертие общественно-ценного начала, т.е. раскрывается общественный смысл жизни человека, выявляется активность трагического характера по отношению к обстоятельствам, философски осмысливается состояние мира и сущности человеческой жизни. Будучи воплощенным в искусстве, трагическое оказывает очищающе-освобождающее воздействие на человека.

Трагическому присуще явление катарсиса (очищения), что снимает напряжение, очищает души, делая их благородными, человечными, возвышенными. Человек испытывает горечь утраты, скорбит, но в то же время очищается от незначительного, мелочного, наносного, несущественного, происходит переоценка его жизненных ценностей.

Трагическое всегда философично, исторично, всегда связано с гуманистическим поиском выхода из фундаментальных несовершенств бытия - Шекспир, Хемингуэй, Фолкнер (в литературе), М.Антониони, Ф.Феллини (в кино), опера «Аида» Дж.Верди (в музыке), «Снятие с креста» Э.Греко (в живописи) и др.

Как Вы думаете, насколько гуманно использование трагического в эстетическом воспитании детей школьного возраста?

 

Прекрасное и красота и отрицание всего того, что препятствует их воплощению, являются высшим выражением эстетического отношения человека к действительности.

Каждая категория отражает знание человека о различных проявлениях эстетического во взаимодействии с действительностью. Все названные категории эстетики дают возможность выразить всю полноту и богатство эстетического отношения человека к миру, обрести гармонию в собственном жизнетворчестве.

Эстетическое отношение к действительности проявляется в эстетической культуре общества и человека. Эстетическая культура ОБЩЕСТВА - это совокупность всех материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в соответствии с эстетическими представлениями своего времени и продолжающих служить ему в другие времена (111, с.38).

Эстетическая культура ЛИЧНОСТИ – это совокупность ее способностей чувствовать, переживать и преобразовывать природу, общественную жизнь и самого себя «по законам красоты» (там же, с. 18).

В понятии «эстетическая культура» особо выделяется «художественная культура», которая также характеризует определенный уровень развития и общества, и личности. Художественная культура ОБЩЕСТВА - это совокупность художественных ценностей, опыта их создания, хранения, распространения и потребления, т.е. совокупность всех устойчивых способов художественной деятельности. Художественная культура ЛИЧНОСТИ определяется как потребность и способность осваивать и создавать мир ценностей искусства (там же, с. 18).

Эстетическая культура включает в себя множество проявлений. Так, можно отдельно говорить о воспитании культуры поведения и общения.

 

1.2. Социально-психологический портрет

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.