Сделай Сам Свою Работу на 5

Возможные изменения графика критического объема производства ввиду изменения цены продажи и переменных затрат.





Основы теории

 

Одним из мощных инструментов решения большого класса управленческих задач является анализ безубыточности производства, который основывается на анализе зависимости «затраты – объем – прибыль», или анализе величин в критической точке. Если определен объем производства, то благодаря этому анализу можно рассчитать величину затрат и продажную цену, чтобы организация могла получить определенную величину прибыли, как балансовую, так и чистую. При помощи данных анализа можно просчитать различные варианты производственной программы, когда изменяются, например, затраты на рекламу, цены на продукцию или поставляемые материалы, структура производства. Иначе говоря, анализ «затраты — объем — прибыль» позволяет определить влияние изменения какого-либо параметра (параметров) производственного процесса на конечный результат.

Анализ зависимости «затраты – объем производства – прибыль» представляет собой анализ поведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь затрат, объема производства, выручки и прибыли. Это инструмент управленческого планирования и контроля. Данные взаимосвязи формируют основную модель финансовой деятельности, что позволяет менеджеру использовать результаты анализа по этой модели для краткосрочного планирования и оценки альтернативных решений.



Анализ «затраты – объем – прибыль» позволяет отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными затратами, постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Главная роль в выборе стратегии поведения предприятия принадлежит маржинальному доходу. Очевидно, что добиться увеличения прибыли можно, увеличив величину маржинального дохода. Достигается это разными способами: снизить цену продаж и, соответственно, увеличить объем реализации; увеличить постоянные затраты и увеличить объем; пропорционально изменять переменные, постоянные затраты и объем выпуска продукции.

Наиболее эффективно организованную информацию для проведения анализа зависимости «затраты – объем – прибыль» может предоставить только метод директ-костинг, предусматривающий четкое разделение затрат на постоянные и переменные, что дает, в свою очередь, возможность рассчитать показатель маржинального дохода.



Маржинальным доходомсчитается разница между выручкой организации и суммой ее производственной себестоимости. Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли. Существует два способа установления величины маржинального дохода. В первом способе используется формула:

MD = Вр – Зпер, (6.1)

где MD – маржинальный доход,

Вр – выручка от реализации,

Зпер – совокупные переменные затраты.

При втором способе используется формула:

MD = Зпост + Пр, (6.2)

где, MD – маржинальный доход,

Пр – прибыль организации,

Зпост – совокупные постоянные затраты.

Маржинальный доход играет весьма активную роль, сигнализируя об общем уровне рентабельности как всего производства, так и отдельных изделий. Следовательно, чем выше разница между продажной ценой изделий и суммой переменных затрат, тем выше величина маржинального дохода и уровень рентабельности. Кроме того, деление затрат на постоянные и переменные имеет важное значение для управления и анализа деятельности предприятия, в частности для принятия решений об ассортиментной политике, а также о закрытии или объявлении банкротства в случае убыточной деятельности.

Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не прино­сит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необхо­димо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая допол­нительная единица проданной продукции будет приносить при­быль предприятию.



Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж – это зона безо­пасности(зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее фи­нансовое состояние предприятия.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности предпри­ятия являются основополагающими показателями при разработ­ке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оцен­ке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должны уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.

Прежде всего, анализ взаимозависимости «затраты – объем – прибыль» может быть использован для расчета точки безубыточности.

Точка безубыточности (точка рентабельности, точка критического объема производства) – это точка, где доход от продаж равен совокупным затратам, т. е. нет ни прибыли ни убытков. Если представить прибыль (убыток) как разницу между маржинальным доходом (убытком) и постоянными расходами, то точка безубыточности находится там, где маржинальный доход равен постоянным затратам.

Для установления и анализа взаимосвязи «затраты – объем – прибыль» используются алгебраический метод (метод уравнений), метод маржинального дохода и графический.

Графический метод. Как известно, существует две модели анализа безубыточности: экономическая и бухгалтерская. При помощи теоретической зависимости выручки от реализации, затрат и прибыли от объема производства строится экономическая модель, позволяющая создать основы бухгалтерской модели и выяснить механизм ее действия.

Экономическая модель поведения затрат, объема производства и прибыли представлена на рисунке 6.1. В соответствии с данной моделью, предприятие может наращивать объемы продаж только путем уменьшения цены реализации единицы продукции, в результате чего линия выручки от реализации, возрастающая вначале, постепенно замедляет подъем, а затем опускается вниз. Это связано с тем, что в определенный момент положительный эффект от увеличения объема продаж оказывается ниже отрицательного влияния снижения цен.

 

Как видно из рисунка 6.1, линия выручки от реализации пересекает линию общих затрат в двух точках. Это означает, что в экономической модели безубыточности существует два уровня выпуска и реализации продукции, при которых общие затраты равны выручке от реализации, т. е. две точки безубыточности. На поведение совокупных затрат в этой модели наиболее сильное влияние оказывают переменные издержки, изменяющиеся в соответствии с известным эффектом масштаба.

При построении бухгалтерской модели делается допущение о неизменности переменных затрат и цены реализации единицы продукции, в результате чего зависимость выручки от реализации и общих затрат от изменения объема производства и реализации имеет линейный характер. Диаграмма безубыточности по бухгалтерской модели отражена на рисунке 6.2.

Из графика видно, что в бухгалтерской модели, в отличие от экономической, присутствует одна, а не две точки безубыточности. Поэтому с увеличением объема производства зона прибыли расширяется, и наиболее прибыльным становится производство при максимальной загрузке производственных мощностей.

Для определения точки безубыточности графическим методом в прямоугольной системе координат строится график зависимости затрат и выручки от количества единиц выпущенной продукции (рис. 6.3). По вертикали откладываются данные о себестоимости и выручке. По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для не­скольких видов продукции).

Точка критического объема производства показывает тот объем производства, при котором величина выручки от реализации продукции равна ее полной себестоимости. При увеличении производства зона прибыли расширяется и наиболее прибыльным становится производство при максимальной загрузке производственных мощностей. Эта зависимость и возможность ее изучения позволяют выявить изделие с большей рентабельностью, обеспечивают получение информации, помогающей быстро переориентировать производство в ответ на изменение условий рынка.

На графике линия выручки и линия переменных расходов выходят из нулевой точки, и область между этими линиями представляет маржинальный доход однако лишь в части графика, лежащей правее точки К, маржинальный доход превышает размер постоянных затрат.

Рассмотрим условный пример. Предположим, что переменные затраты организации составляют 1,20 руб. на единицу продукции, а постоянные – 20 000,00 руб. в год. На рисунке 6.4 показано, как изменяются общие затраты при изменении объема выпуска. При объеме выпуска 35 000 ед. в год общие годовые затраты составляют 62 000,00 руб.: в том числе 20 000,00 руб. – постоянные затраты плюс 42 000,00 руб. – переменные (35 000 ед. х 1,20 руб.).

Чтобы построить график безубыточности, необходимо включить в расчеты выручку от продажи (доход), как и затраты. Предполагая цену продажи равной 2,00 руб. за единицу продукции, дополним рисунок линией, которая показывает выручку от продажи при разных уровнях выпуска (рис. 6.5). Как видно из графика, точка безубыточности (К) составляет 25 000 ед. в год.

 

При этом уровне выпуска выручка от продаж – 50.000,00 руб. (25.000 ед. х 2,00 руб.) равна затратам, где 20.000,00 руб. – постоянные затраты и 30.000,00 руб. – переменные затраты (25.000 ед. х 1,20 руб.). Если объем производства выше 25.000 ед. в год, то доход от продаж превышает общие затраты и организация получает прибыль; если объем производства ниже 25.000 ед. в год, то организация терпит убытки.

Использовать графики безубыточности можно для оценки прибыли и убытков. Используя условия предыдущего примера, предположим, что организация запланировала выпустить и продать 40.000 ед. продукции в следующем году. Тогда на графике можно определить прибыль в размере 12.000 руб. (рис.6.6).

Данные результаты (рис.6.6) можно проверить двумя способами.

1. Выручка от продаж будет равна 80.000 руб. (40.000 ед. х 2,00 руб.), а общие затраты составят 68.000 руб., в т. ч. постоянные затраты – 20.000 руб., переменные затраты – 48.000 руб. (40.000 ед. х 1,20 руб.). Следовательно, прибыль составит 12.000 руб. (80.000 руб. – 68.000 руб.).

2. «Кромка безопасности» (разность между ожидаемым объемом продаж и точкой безубыточности) составляет 15.000 ед. продукции, т. е. она превышает безубыточный объем выпуска продукции – 25.000 ед. и составляет 40.000 ед. Так как каждая единица продукции продается выше уровня безубыточности, прибыль составляет 0,80 руб. на единицу изделия (2,00 руб. – 1,20 руб.). Таким образом, общая прибыль составит 12.000 руб. (15.000 ед. х 0,80 руб.).

Существует альтернативный способ построения графика для расчета точки безубыточности. На рисунке 6.7 показана линия переменных затрат от начала координат и линия постоянных затрат, которая параллельна линии переменных затрат и остается неизменной. Точка безубыточности может быть определена как точка, в которой разница между маржинальной прибылью и постоянными затратами равна нулю, или точка, в которой маржинальная прибыль равна постоянным затратам.

Таким образом, в зоне убытков прямая затрат находится над прямой, иллюстрирующей поведение выручки. Если же прямая затрат оказывается под прямой доходов, то это означает, что организация работает прибыльно.

Преимущество такого построения в том, что нагляднее дается взаимосвязь между величиной маржинального дохода, постоян­ными затратами и прибылью.

Возможные изменения графика критического объема производства ввиду изменения цены продажи и переменных затрат.

Любая организация, стремясь повысить прибыль, обладает определенными степенями свободы, которые можно использовать в процессе принятия управленческих решений и их последующей реализации. Так, организация имеет право свободно устанавливать цены, свободно формировать затраты.

Кажущаяся простота зависимости указанных факторов на самом деле обманчива, так как они не являются независимыми друг от друга. В рыночных условиях цена продукции играет исключительно важную роль. С помощью ориентированной ценовой политики организация может изменить соотношение спроса и предложения конкретной продукции на рынке.

Реализуя, например, свою продукцию дешевле, организация тем самым может продать больше и, следовательно, больше произвести этой продукции. Увеличение объема производства продукции снизит ее себестоимость (за счет распределения постоянных расходов на больший объем). Таким образом, с помощью цены продукции можно регулировать не только результаты производства, но и его затраты.

Этот анализ позволяет сформулировать важный принцип работы организации в рыночных условиях. Он заключается в том, что цена является существенным регулятором производства, оказывает влияние на величину формируемой прибыли, характер и результаты конкурентной борьбы, скорость оборота производственных ресурсов и продаж.

Отсюда может быть выработан стратегический курс организации. Например, больше производить продукции и продавать ее дешевле. Или прямо противоположная стратегия: меньше производить продукции, но продавать ее дороже. Могут быть приняты и компромиссные стратегии.

Использование графиков критического объема производства позволяет рассчитать ожидаемую прибыль. Более того, графики позволяют оценить влияние на прибыль соотношений между уровнем затрат и доходов при различных объемах выпуска.

Используя условия предыдущего примера, предположим, что организация, для того чтобы увеличить объем продаж, снизила отпускные цены с 2,00 руб. до 1,80 руб. за единицу. На рисунке 6.8 пунктирной линией отмечена первоначальная продажная цена – 2,00 руб. за единицу, сплошной линией – объем продаж при снижении цены до 1,80 руб. за единицу.

Точка безубыточности перемещается с точки А к точке Б, от 25.000 ед. к 33.333 ед., прибыль на единицу продукции будет составлять 0,60 руб. (1,80 руб. – 1,20 руб.), а постоянные издержки остались на прежнем уровне – 20.000 руб.

Для того чтобы сохранить прибыль на прежнем уровне – 12.000 руб., организации необходимо продавать 53.333 ед. продукции вместо 40.000 ед. Таким образом, в рассматриваемом примере снижение цены продажи на 10% вызывает необходимость, для сохранения исходной прибыли, увеличения объема продаж на 33%.

Возможна и другая ситуация, когда организация сохраняет цену продажи продукции на уровне 2,00 руб. за единицу, но при этом сокращает переменные затраты с 1,20 руб. до 1,00 руб. Это увеличивает прибыль на единицу продукции с 0,80 руб. (2,00 руб. – 1,20 руб.) до 1,00 руб. (2,00 руб. – 1,00 руб.).

Точка безубыточности перемещается с точки А к точке С, от 25.000 ед. к 20.000 ед., переменные издержки составят 20.000 руб., постоянные издержки – 20.000 руб. (рис. 6.9).

Для того чтобы сохранить прибыль на прежнем уровне – 12.000 руб., организации достаточно продать всего лишь 32.000 ед. продукции.

Используя различные подстановки в условных примерах, можно проследить связь объема выпуска (продаж) с прибылью и убытками.

Метод уравнений. Для решения проблемы алгебраическим способом используется главное равенство анализа «затраты – объем – прибыль»:

Вр = Зпер + Зпост + Пр, (6.3)

где ВР – выручка от реализации,

Зпер – совокупные переменные затраты,

Зпост – совокупные постоянные затраты,

Пр – прибыль организации.

Учитывая, что точка критического объема производства соответствует такому объему производства, при котором организация имеет нулевой финансовый результат, уравнение 6.3 примет вид:

Вр = Зпер + Зпост, (6.4)

При этом, выручка от реализации равна произведению цены за единицу продукции на объем производства в натуральном выражении, а совокупные переменные затраты – произведению переменных затрат на единицу продукции на объем производства в натуральном выражении. Следовательно, формула 6.4 преобразуется в равенство 6.5:

Ц х Q = Зперед х Q + Зпост, (6.5)

где Ц – цена за единицу продукции,

Q – объем производства в натуральных единицах,

Зперед – переменные затраты на единицу продукции,

Зпост – совокупные постоянные затраты.

Проведя необходимые преобразования уравнения 6.5, получим формулу для определения безубыточного объема производства:

(6.6)

Метод уравнений может также использоваться при анализе влияния структурных сдвигов в ассортименте выпускаемой продукции, при условии, что реализация рассматривается как совокупность относительных долей продукции в общей сумме выручки от продаж. Когда структура производства меняется, объем выручки может достигать заданной величины, а прибыль может быть меньше. Тогда влияние на прибыль будет зависеть от произошедших структурных сдвигов: в сторону продукции с относительно более низкой рентабельностью либо наоборот.

Кроме того, для определения точки безубыточности в суммовом выражении дополнительно можно использовать коэффициент реагирования продукта (КРП), равный отношению безубыточного объема реализации в натуральном выражении к объему фактической реализации в натуральных единицах. В таком случае объем безубыточного выпуска в денежных единицах будет соответствовать произведению фактического объема выпуска на коэффициент реагирования продукта.

С помощью этого коэффициента можно определить также цену безубыточной реализации:

ЦБ = ЦФ х КРП (6.7)

где ЦБ – цена безубыточной реализации,

ЦФ – цена фактической реализации,

КРП – коэффициент реагирования продукта.

Метод маржинального дохода.Суть данного метода заключается в том, что в состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные издержки. Организация должна реализовать свою продукцию таким образом, чтобы полученным маржинальным доходом покрыть постоянные издержки и получить прибыль. Когда получен маржинальный доход, достаточный для покрытия постоянных издержек, достигается точка равновесия. Альтернативная формула расчета 6.8 имеет вид:

(6.8)

где К – критический объем выручки (точка безубыточности),

ЗПост – постоянные затраты,

Q – объем реализации,

MD – маржинальный доход.

Для принятия перспективных решений полезным является расчет соотношения маржинального дохода и выручки от продаж, то есть определение маржинального дохода в процентах от выручки. При этом, при постоянных значениях маржинального дохода и цены реализации их соотношение также будет постоянным. Таким образом, запланировав выручку от продаж продукции, можно определить размер ожидаемого маржинального дохода.

Для определения оптимальной цены реализации используется средний маржинальный доход – отношение маржинального дохода к объему реализации или разница между ценой продукции и средними переменными затратами на единицу продукции. Данный показатель отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Важным моментом является также анализ точки критического объема производства (реализации) с поправкой на фактор прибыли, который может быть проведен для оценки прибыльности организации. Если предприятие ставит перед собой задачу получить прибыль определенного размера, то выручку исчисляют с учетом желаемой суммы прибыли. Это позволит получить данные о величине возможной прибыли для альтернативных вариантов организации производства. Для получения необходимого соотношения воспользуемся формулой 6.3 и проведем аналогичные преобразования, но с поправкой на фактор прибыли, тогда целевой объем продаж будет определяться формулой:

(6.9)

где, QЦ – целевой объем продаж,

ПР – величина прибыли,

Ц – цена за единицу продукции,

Зперед – переменные затраты на единицу продукции,

Зпост – совокупные постоянные затраты.

При использовании метода маржинального дохода, равенство 6.9 преобразуется в формулу:

(6.10)

где QЦ – целевой объем продаж,

ПР – величина прибыли,

MDЕд – маржинальный доход на единицу продукции,

Зпост – совокупные постоянные затраты.

Получение информации о безубыточном объеме производства позволяет рассчитать запас финансовой устойчивости, обеспечивающий безубыточность реализации, который в абсолютном выражении определяется как разница между суммой выручки от реализации и безубыточным объемом продаж. То есть данный показатель отражает величину, на которую организация может сократить объем реализации, прежде чем начнет нести убытки. Запас финансовой прочности в относительном выражении определяется следующим соотношением:

(6.11)

где ЗФПР – запас финансовой прочности,

Вр – фактическая выручка от реализации,

К – безубыточной объем реализации.

Цену продукции при безубыточной реализации можно определить как отношение порогового значения выручки к объему произведенной продукции в натуральном выражении.

В заключение следует отметить, что деление затрат на постоянные и переменные позволяет рассматривать различные варианты их сочетания и определить, как они влияют на результат от реализации. Изменяя величину выручки от реализации, а следовательно, величину переменных затрат, организации сталкиваются с явлением, которое называется эффектом производственного (операционного) рычага (левериджа). Суть его в том, что любое изменение выручки от реализации порождает еще более сильное изменение прибыли. Причем, решая задачу максимизации прибыли, можно манипулировать увеличением или уменьшением не только переменных, но и постоянных затрат, и в зависимости от этого вычислять, на сколько процентов изменится результат от реализации. Для определения силы воздействия производственного рычага применяют отношение результата от реализации после возмещения переменных затрат к прибыли.

Показатель производственного левериджа можно рассчитать как отношение маржинального дохода к прибыли организации. Рассчитанное таким образом значение эффекта производственного левериджа используется для прогнозирования изменения прибыли в зависимости от изменения выручки организации. Для этого целесообразно использовать следующую формулу:

6.12

где Δ П – изменение прибыли в процентах,

Δ В – изменение выручки в процентах.

Сила воздействия производственного рычага всегда рассчитывается для определенного размера выручки от реализации. Как только изменяется выручка от реализации, сразу изменяется и сила воздействия производственного рычага.

Эффект производственного рычага поддается контролю на основе учета зависимости силы воздействия рычага от удельного веса постоянных затрат в суммарных затратах: чем больше удельный вес постоянных затрат в общей сумме издержек (при постоянной выручке от реализации), тем сильнее действует производственный рычаг, и наоборот. Когда снижается выручка от реализации, сила воздействия производственного рычага возрастает как при повышении, так и при понижении удельного веса постоянных затрат в общей их сумме. Каждый процент снижения выручки дает все больший и больший процент снижения прибыли, причем сила производственного рычага возрастает быстрее, чем увеличиваются постоянные затраты. При возрастании выручки от реализации, если порог рентабельности уже пройден, сила воздействия производственного рычага убывает: каждый процент прироста выручки дает все меньший и меньший процент прироста прибыли (при этом доля постоянных затрат в общей их сумме снижается).

Следует отметить, что в конкретных ситуациях проявление механизма производственного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования. Эти особенности состоят в следующем:

1. Положительное воздействие производственного левериджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточности своей деятельности.

2. Для того чтобы положительный эффект производственного левериджа начал проявляться, предприятие вначале должно получить достаточный размер маржинального дохода, чтобы покрыть свои постоянные затраты. Это связано с тем, что предприятие обязано возмещать свои постоянные затраты независимо от конкретного объема продаж, поэтому чем выше сумма постоянных затрат, тем позже при прочих равных условиях оно достигнет точки безубыточности своей деятельности. Таким образом, пока предприятие не обеспечило безубыточность, высокий уровень постоянных затрат будет являться дополнительным «грузом» на пути к достижению точки безубыточности.

3. По мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект производственного левериджа начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить к нарастающему темпу прироста суммы прибыли.

4. Механизм производственного левериджа имеет и обратную направленность – при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли предприятия.

5. Между производственным левереджем и прибылью предприятия существует обратная зависимость. Чем выше прибыль предприятия, тем ниже эффект производственного левериджа, и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что производственный леверидж является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности.

6. Эффект производственного левериджа проявляется только в коротком периоде. Это определяется тем, что постоянные затраты предприятия остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе увеличения объема продаж происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производственную деятельность. Иными словами, после такого скачка эффект производственного левериджа проявляется в новых условиях хозяйствования по-новому.

Понимание механизма проявления производственного левериджа позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадии жизненного цикла предприятия.

Все это полезно для выработки деталей коммерческой политики организации. При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, определяющей возможное снижение объема продаж, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, когда им еще не преодолена точка безубыточности, необходимо принимать меры к снижению постоянных затрат предприятия. И наоборот при благоприятной конъюнктуре товарного рынка и наличии определенного запаса прочности, требования к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены. В такие периоды организация может значительно расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных производственных фондов.

При пессимистических прогнозах динамики выручки от реализации нельзя раздувать постоянные затраты, так как потеря прибыли от каждого процента потери выручки может оказаться многократно большей из-за сильного эффекта производственного рычага. При снижении доходов предприятия постоянные затраты уменьшить трудно. Это означает, что высокий удельный вес постоянных затрат в общей их сумме свидетельствует об ослаблении гибкости предприятия. В случае необходимости круто диверсифицироваться, предприятию будет сложно и в организационном, и особенно в финансовом плане.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.