Сделай Сам Свою Работу на 5

Физиологический, биохимический и психологический подходы к раскрытию механизмов памяти.





Сущность представлений. Память

  1. Понятие опредставлениях.
  2. Физиологический, биохимический и психологический подходы к раскрытию механизмов памяти.
  3. Виды памяти.
  4. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Условия, способствующие успешному хранению информации.
  5. Основные характеристики памяти.Индивидуальные особенности и типы памяти.

Представление – процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.

ФУНКЦИИ

СигнальнаяРегулирующаяНастроечная

       
   


ОСОБЕННОСТИ

 
 


Виды представлений

Представления разделяют по видам анализаторов, которые в них задействованы.

Различают зрительные представления (образ человека, предмета, пейзаж), слуховые (представления музыкальной мелодии), обонятельные (представления запаха эфира), осязательные (представление предмета, к которому прикасался ранее), двигательные (представление движений своего тела при прыжке) и др.

Деление представлений на виды по анализаторам довольно условно: при этом делении руководствуются каким-то одним признаком предмета, хотя ему свойственны и другие характеристики. Часто представления возникают на основе деятельности двух или нескольких анализаторов.



Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один их вид: у художника – зрительный, у композитора – слуховой, у спортсмена и балерины – двигательный, у химика – обонятельный и т.д.

Представления различаются по степени обобщенности.

Представления бывают единичными общими в отличие от восприятий, которые всегда единичны. Единичные – это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета. Общие – представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов.

Представления различаются по степени проявления волевых усилий.

Непроизвольные – представление возникающие спонтанно, без активации воли и памяти человека.

Произвольные представления – это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели.



Представления различают по продолжительности.

Оперативные – представления, извлекаемые человеком из своего сознания для обслуживания оперативных интересов его деятельности. Например, оператору РЛС для выполнения элементов своей сложной деятельности необходимо постоянно активизировать наборы различного рода представлений для определения типа самолета, отметка о наличии которого появилась на его дисплее локатора.

Кратковременные – представления, очень непродолжительные по времени. Например, школьнику на занятиях требуется ответить на какой-то вопрос, и, пока он это делает, в его сознании функционирует нужный для этого представления, который он потом может и забыть.

Долговременные – представления, которые сохраняются в памяти человека и используются им длительное время, достаточно часто. К ним относятся в основном профессиональные представления.

 

Физиологический, биохимический и психологический подходы к раскрытию механизмов памяти.

Память - запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Благодаря памяти человек в состоянии накапливать ин­формацию, не теряя прежних знаний и навыков. Благодаря памяти расширяются познавательные возможности человека. Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. Память изменяется с возрастом и поддается тренировке.

Вопрос о механизмах памяти сложен и является предметом ряда наук — физиологии, биохимии, психологии.



Физиологи связывают процесс хранения информации с образованием нервных связей (ассоциаций).

В ассоциативной психологии принцип ассоциации распространялся на все психические явления (Д. Юм, У. Джемс, Г. Спенсер), а запоминание рассматривалось как образование ас­социаций, воспроизведение как использование уже имеющихся ассоциаций. Условие для образования ассоциаций — многократное повторение одних и тех же процессов во времени.

Подлинно научное обоснование принципа ассоциаций и раскрытие их закономер­ностей было дано И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. По Павлову, ассоциации — это временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей. В настоящее время большинство исследователей рассматривает ассоциа­ции лишь как один из феноменов памяти, а не как основной, а тем более един­ственный ее механизм.

Представители бихевиоризма по своим взглядам оказались очень близки к ассоционистам. Единственное различие заключалось в том, что бихевиористы под­черкивали роль подкрепления в запоминании материала: для успешного запоминания необходимо подкрепить процесс запо­минания каким-либо стимулом.

В начале XX в., возникает смысловая теория па­мяти. Представители этой теории утверждали, что работа соответствующих про­цессов находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры. А. Бине и К. Бюлер доказали, что на первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала.

По мнению сторонни­ков гештальттеории, процессы памяти определяются формированием гештальта (В. Вундт, Э. Б. Титченер). Динамика запоминания и воспроизведения с позиции гештальтпсихологии мыслилась следующим образом. Некоторое, актуальное в данный момент времени, состояние создает у человека определенную установку на запоминание или воспроизведение. Соответствующая установка оживляет в сознании некоторые целостные структуры, на базе которых, в свою очередь, запоминается или воспроизводится материал. Эта установка конт­ролирует ход запоминания и воспроизведения, определяет отбор нужных сведений. Так, исследования Б. В. Зейгарник показали, что если испытуе­мым предложить серию заданий, причем одни позволить им выполнить до конца, а другие прервать незавершенными, то впоследствии испытуемые вспоминали незавершенные задания в два раза чаще, чем завершенные к моменту прерывания. Данное явление можно объяснить так. При получении задания у испытуемого по­является потребность выполнить его. Эта потребность, которую К. Левин назвал квазипотребностью, усиливается в процессе выполнения задания. Она оказыва­ется реализованной, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, если задание не доведено до конца. Следовательно, мотивация влияет на избира­тельность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий. Однако следует отметить, что, несмотря на определенные успехи и достиже­ния, гештальтпсихология не смогла дать обоснованный ответ на самые важные вопросы исследования памяти, а именно на вопрос о ее происхождении.

Впервые систематическое изучение высших форм памяти у детей провел вы­дающийся отечественный психолог Л. С. Выготский, который в конце 1920-х гг. приступил к исследованию вопроса о развитии высших форм памяти и вместе со своими учениками показал, что высшие формы памяти являются сложной фор­мой психической деятельности, социальной по своему происхождению. В рамках предложенной Выготским теории происхождения высших психических функций были выделены этапы фило- и онтогенетического развития памяти, включая про­извольную и непроизвольную, а также непосредственную и опосредованную па­мять.

Отечественные психологи продолжили изучение сложнейших форм произ­вольной мнемической деятельности, в которых процессы памяти связывались с процессами мышления (А. А. Смирнова и П. И. Зинченко).

К 40-м гг. XX в. в отечественной психологии уже сложилось мнение о том, что память — это функция мозга, а физиологической основой памяти является пластичность нерв­ной системы. Пластичность нервной системы выражается в том, что каждый не­рвно-мозговой процесс оставляет после себя след, изменяющий характер дальней­ших процессов и обусловливающий возможность их повторного возникновения, когда раздражитель, действовавший на органы чувств, отсутствует. Пластичность нервной системы проявляется и в отношении психических процессов, что выра­жается в возникновении связей между процессами. В результате один психичес­кий процесс может вызвать другой.

В последние 30 лет были проведены исследования, которые показали, что запечатление, сохранение и воспроизведение следов связаны с глубокими биохими­ческими процессами, в частности с модификацией РНК, и что следы памяти мож­но переносить гуморальным, биохимическим путем. Начались интенсивные ис­следования так называемых процессов «реверберации возбуждения», которые стали рассматриваться как физиологический субстрат памяти. Появилась целая система исследований, в которой внимательно изучался процесс постепенного закрепления (консолидации) следов. Кроме того, появились исследования, в ко­торых была предпринята попытка выделить области мозга, необходимые для со­хранения следов, и неврологические механизмы, лежащие в основе запоминания и забывания.

Психологи подчеркивают зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности.

Однако необходимо отметить, что, несмотря на многолетние исследования, полной картины о физиологических механизмах памяти пока нет.

 

 

 

Виды памяти

При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями: 1) по харак­теру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по характе­ру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную; 3) по продолжи­тельности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в де­ятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную.

Классификация основных видов памяти

Классификация видов памяти:

1. по характеру психической активности (П. П. Блонский

Двигательная (или моторная) память — это запоминание, сохранение и вос­произведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навы­ков ходьбы, письма и т. д.

Эмоциональная память — это память на эмоции, чувства, переживания. Данный вид памяти заключа­ется в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в про­шлом отрицательные переживания.

Образная память — это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Субъект деятельности получает информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию ивкусу. Выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Эйдетизм — зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в про­цессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях: а) за­поминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохра­нение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное за­учивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

2. По характе­ру целей деятельности —память делится на непроизвольную и произвольную

Непроизвольня -запоминание и воспроизведение осуществляется автома­тически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ста­вится специальная мнемическая задача. Произвольня - есть специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. ста­вится специальная мнемическая задача, а сам процесс требует волевого усилия.

3. по продолжи­тельности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в де­ятельности) различают:

- кратковременную память(запоминание на короткий срок, иногда после однократного и очень краткого восприятия);

- долговременную память(длительное сохранение материала, чаще всего после многократного повторения);

- оперативную память(запоминание, проявляющееся в процессе конкретной деятельности и включающее элементы кратковременной и долговременной памяти).

Основное различие между ними — это время хранения информации. Перевод из кратковременной памяти в долговременную осуществляется благодаря воле­вому усилию. Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслужи­вающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, опе­рации.

Кратковременная память связана, прежде всего, с первичной ориентировкой в окружающей среде и поэтому направлена главным образом на фиксацию общего числа вновь появляющихся сигналов вне зависимости от их информационного содержания. Оперативная память направлена на сохранение текущей информации в рамках конкретной деятельности или конкретного действия. Долговременная память ориентирована на будущее, на сохранение индивидуального опыта личности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.