Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»





 

Вопросы для обсуждения:

1. Становление психологии как науки.

2. Психика. Сознание.

3. Неосознаваемые психические процессы.

4. Предмет психологии. Предмет юридической психологии.

 

1. Становление психологии как науки. Наука о душе. С древнейших времен людей интересовало, почему день сменяет ночь, почему светит солнце, почему идет дождь, почему происходит извержение вулкана. Пытливый человеческий ум искал объяснение этим и многим другим явлениям природы.

Человека волновали не только тайны мироздания, но и собственный внутренний мир. Почему бывает страшно? Отчего один человек умный, а другой … еще умнее? Почему возникает такое чувство, как любовь. Почему человек ненавидит или проявляет агрессию? Люди всегда искали ответы на эти и другие вопросы, касающиеся внутренней, душевной деятельности человека. Мы употребили выражение «душевная деятельность». Это не случайно и вот почему.

Не одно столетие люди полагали, что в теле человека заключено другое существо - его «тень», душа. Подразумевалось, что именно она и занята расшифровкой того, что видят глаза, слышат уши и ощущает кожа. Душу наделяли способностью выходить на волю, пока человек спит, и жить собственной жизнью в его снах. Во сне охотник убивал желанную добычу, воин становился храбрым, влюбленный овладевал предметом своей страсти и т.п. Вернее, все это делали не они сами, а их душа. Считалось, что в момент смерти душа покидает тело навсегда, вылетая через рот.



Сведения относительно душевного устройства человека накапливались, обобщались, углублялись и совершенствовались. Со временем они превратились в одну из самых интереснейших наук на Земле. Название этой науки – психология. Вам выпало счастье приступить к изучению этой науки.

Своим названием и первым определением психология обязана древнегреческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в земную девушку Психею. Афродита была недовольна тем, что ее сын, небожитель, хотел соединить свою судьбу с простой смертной. Богиня прилагала все усилия к тому, чтобы разлучить влюбленных. Она заставила Психею пройти через целый ряд испытаний.

Любовь Психеи и Эрота была так сильна, что это произвело глубокое впечатление на богов и богинь. Они помогли Психеи выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса - верховное божество греков - превратить Психею в богиню и даровать ей бессмертие. Таким образом влюбленные были соединены навеки, а Психея - смертная, обретшая бессмертие, - стала для греков символом души, ищущей свой идеал. Древние греки верили в то, что в пантеоне их богов Психея как раз и «заведует» душевным миром человека.



Слово «психология» имеет греческое происхождение. Оно происходит от слов: “psyche”(психе) - душа и “logos”(логос) - учение, наука. Их осмысление позволяет сделать первый, самый общий вывод о том, что психология - это наука о душе.

В европейской традиции считается, что психологическое знание зародилось в чреве матери всех наук - философии. Отсюда становится понятным, почему первый из дошедших до нас трудов по психологии - трактат «О душе» - был написан древнегреческим философом Аристотелем (384 - 322 гг. до н.э.).

Согласно теории Аристотеля, душа - это двигатель, позволяющий живому существу реализовать себя. Центр «психе» находится в сердце, куда поступают впечатления, передаваемые от органов чувств. Эти впечатления образуют источник идей, которые, накапливаясь в течение всей жизни и, сочетаясь между собой в результате рассудочного мышления, подчиняют себе поведение.

Что касается самого термина «психология», то в научный лексикон оно было введено в XVIII веке немецким философом Христианом Вольфом (1679-1754) в его работах «Эмпирическая психология» и «Рациональная психология». По другим данным, термин «психология» первыми начали использовать в научном обороте немецкие схоласты Гоклениус и Кассман в 1590 году.



Утрата психологией души. История психологии как экспериментальной науки начинается с 1879 г., когда немецкий философ и психолог Вильгельм Вундт (1832- 1920) основал в Лейпциге первую в мире экспериментальную лабораторию по психологии.

В 1885г. Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) создал аналогичную лабораторию в Казани, а затем в Санкт-Петербурге. Так что вторая в мире экспериментальная психологическая лаборатория была открыта в нашей стране.

На рубеже XIX-XX вв. в передовых странах мира, в том числе и России, происходило быстрое развитие психологии, благодаря чему она превратилась в самостоятельную, разветвленную отрасль научного знания.

Психологический бум стимулировался, с одной стороны, успехами естествознания, в первую очередь достижениями эволюционной биологии, физиологии органов чувств, психофизики и физиологии высшей нервной деятельности. С другой - возросшими требованиями, предъявляемыми к психологии со стороны медицины, юриспруденции, педагогики и производства. Не имея возможности подробно останавливаться на успехах психологии в начале ХХ в., отметим лишь одну психологическую новацию, представляющую интерес для сотрудников ОВД – изобретение А. Р. Лурией детектора лжи в 1929 г.

Со времен В. Вундта психологи начали расчленять душу, выделять в ней не столько душевные силы, сколько отдельные функции, процессы, способности, акты, действия и деятельности в целях их объективного изучения. Психологи продолжают это увлекательное занятие до сих пор. Слово «психика» стало для них собирательным названием, включающим ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, эмоции и т.д. Современная психология практически не имеет отношения к душе, с изучения которой она когда-то началась. Стала хрестоматийной фраза, приписываемая историку В.О. Ключевскому: «Раньше психология была наукой о душе, а теперь стала наукой об ее отсутствии». Действительно, психология не может похвастаться успехами в изучении души. Попытки психологов собрать душу из вырванных из жизненного контекста, очищенных от него, изолированных и детально изученных психических функций редки и малоуспешны.

При таком подходе функции психики лишаются психологического содержания. Вернее, оно оставалось, но только в смысле терминов, в которых описывается психика. Экспериментальная психология рассталась с смыслообразом души, заданным в античности, который включал познание, чувство, волю, указывал на формообразующую роль души и духа не только по отношению к телу, но и к жизни.

Приведенные соображения о несовпадении души и психики есть констатация сложившегося положения вещей. Их не следует воспринимать как критику в адрес науки. Психология действительно выполнила поставленную перед собой задачу. Изучая психику (в ее новом понимании) непсихологическими методами, она стала объективной наукой. Сегодня ее методическая вооруженность и изощренность при изучении психических процессов и функций вполне сопоставимы со многими разделами физиологии, биофизики, биомеханики, генетики, информатики и других наук, с которыми она тесно сотрудничает. Столь же развит и используемый психологией математический аппарат. Психологи давно утратили комплекс неполноценности по поводу субъективности (субъективизма) своей науки. Несмотря на сравнительно молодой возраст психологии, она накопила солидный багаж, ставший фундаментом для многих своих отраслей и практических приложений.

Усилиями многих замечательных ученых построена онтология психики. Психологи «раздушевили» душу, получили в итоге психику и изучили ее. Зато сейчас имеется «материя», «физика», которая подлежит одушевлению. Если бы не была сделана первая часть работы - работа анализа, не было бы, что одушевлять. Сейчас появились основания для прорыва к онтологии души. Для этого на опыт, накопленный экспериментальной психологией, нужно суметь посмотреть другими глазами, что чрезвычайно трудно.

 

2. Психика. Сознание. Психика -форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики.

Во-первых, психика - это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики. Речь идет о развитой центральной нервной системе, прежде всего головном мозге, свойством которого психика и является.

Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Что это означает? Буквально это значит следующее: высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т.е. субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.

В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Возникновение психики и сознания. Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи. Так, амеба, представляющая собой всего лишь одну живую клетку, заполненную протоплазмой, удаляется от одних раздражителей и приближается к другим. По своей сути движения амебы являются начальной формой приспособления простейших организмов к внешней среде. Подобное приспособление возможно благодаря существованию определенного свойства, отличающего живую материю от неживой. Это свойство - раздражимость.

Внешне она выражается в проявлении вынужденной активности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Первичные формы раздражимости обнаруживаются даже у растений, например, так называемый «тропизм» - вынужденное движение.

Как правило, живые организмы данного уровня реагируют лишь на непосредственные воздействия, такие как механические прикосновения, несущие угрозу целостности организма, или на биотические раздражители. Например, растения реагируют на освещенность, содержание микроэлементов в почве и т.д. как видим, живые организмы данного уровня реагируют лишь на биологически значимые факторы, причем их реагирование по своему характеру реактивно, т.е. живой организм проявляет активность только после прямого воздействия на него фактора внешней среды.

Дальнейшее развитие раздражимости у живых существ в значительной степени связано с усложнением условий жизни более развитых организмов, которые соответственно имеют и более сложное анатомическое строение. Живые организмы данного уровня развития вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды. Сочетание этих внутренних и внешних условий предопределяет возникновение у живых организмов более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности. Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям. По мнению А. Н. Леонтьева, появление чувствительности у животных может служить объективным биологическим признаком возникновения психики.

Отличительной чертой чувствительности по сравнению с раздражимостью является то, что с возникновением ощущений живые организмы получают возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные – абиотические. Наличие чувствительности позволяет животному реагировать на имеющий для него смысл объект до непосредственного контакта с ним. Например, животное данного уровня развития психики может реагировать на цвет объекта, его запах или форму и т. д.

В дальнейшем в процессе развития органической материи у живых существ постепенно формируется одно из главных свойств психики - способность опережающего и целостного отражения реального мира. Это означает, что в процессе эволюции животные, обладающие более высоко развитой психикой, способны получать информацию об окружающем мире, анализировать ее и реагировать на возможное воздействие со стороны любых окружающих объектов, как биологически значимых, так и биологически нейтральных.

Само по себе появление у определенного класса животных чувствительности, или способности к ощущениям, может рассматриваться не только как зарождение психики, но и как появление принципиально нового типа приспособления к внешней среде. Основное отличие данного типа приспособления заключается в появлении особых процессов, связывающих животное со средой, - процессов поведения.

Поведение - это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Простейшие поведенческие реакции мы можем увидеть, наблюдая, например, за тем, как червь изменяет направление своего движения, столкнувшись с преградой. При этом, чем выше уровень развития живого существа, тем более сложное у него поведение. Например, у собак мы уже наблюдаем проявления опережающего отражения. Так, собака избегает встречи с объектом, который заключает в себе определенную угрозу. Однако самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Сознание -высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Сознание возникло в процессе трудовой деятельности и общения людей при помощи языка.

С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Мы вправе предположить, что похожая психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у наиболее развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины. Поэтому человека отличает от животных не сама эта деятельность, а механизмы ее протекания, которые зародились в процессе социального развития человека. Данные механизмы и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, как сознание.

В результате действия этих механизмов человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в обществе. «Я-концепцию» по-другому называют самосознанием.

Благодаря сознанию человек обладает способностью самостоятельно, т.е. без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение. В свою очередь «Я-концепция» является ядром его системы саморегуляции. Всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек преломляет через свою систему представлений о себе и формирует свое поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Конечно, поведение человека не всегда соответствует условиям среды. Адекватность поведения человека в значительной степени определяется степенью его критичности.

В упрощенном виде критичность - это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Благодаря критичности у человека формируются идеалы и создается представление о нравственных ценностях. Именно способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами, а также, исходя из этого сопоставления, формировать свое поведение отличает человека от животного. Таким образом, критичность выступает в качестве механизма контроля за своим поведением. С другой стороны, наличие столь сложного механизма формирования и оперирования психическими образами определяет наличие у человека способности к сознательной деятельности, проявлением которой является труд.

Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Но человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида (онтогенеза). Поэтому процесс формирования сознания строго индивидуален, обусловлен как особенностями социального развития, так и генетической предрасположенностью.

Сознание и состояния сознания. Следует различать «сознание» как высший этап развития психики, присущий только человеку и «состояния сознания». Традиционно психология признает два состояния сознания, присущих всем людям: сон, рассматриваемый как период отдыха и бодрствование, или активное состояние сознания, которому соответствует активация всего организма. Бодрствование - это то состояние, в котором мы можем приспосабливаться к внешнему миру. В среднем наш организм функционирует с чередованием: 16 часов бодрствования и 8 часов сна. Этот 24-часовой цикл управляется внутренним контрольным механизмом, называемым биологическими часами, которые ответственны за возбуждение центра сна, расположенного в стволе мозга, и центра бодрствования, которым служит ретикулярная формация мозга.

Функции психики. В чем состоят функции психики? Кажется, что ответ на данный вопрос очень прост. Однако ни в одном учебнике психологии вы не найдете на него прямого ответа, потому что на самом деле это один из самых сложных вопросов современной психологии.

Проявления психики столь многогранны, что дать однозначный ответ весьма сложно. Например, если ограничиться утверждением, что психика обеспечивает приспособление к условиям внешней среды, то как объяснить такое явление, как творчество человека? Следует ли рассматривать творчество как форму приспособления к социальным условиям, поскольку очень часто творчество не столько способствует решению проблем человека, сколько доставляет ему эти проблемы?

Другой пример: почему человек переживает особые чувства при знакомстве с выдающимся произведением искусства, будь то книга, картина, музыка или что-либо другое? Вряд ли это можно объяснить только приспособительными реакциями человека. И таких примеров, когда проявления разнообразных форм психического нельзя объяснить с позиции целесообразности, можно привести очень много.

Видимо, для того чтобы определить все функции психики, необходимо перечислить все формы и характер ее проявления. Сделать это в настоящее время вряд ли удастся. Более точно мы можем определить функции психики, пожалуй, только в одной сфере. Это сфера взаимодействия живых организмов и окружающей среды. С этой точки зрения мы можем выделить три основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и по сути являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

Чем более развито живое существо, тем более сложны механизмы его адаптации. Самые сложные механизмы адаптации мы наблюдаем у человека. Процесс адаптации человека в определенной степени похож на процесс адаптации высших животных. Так же как и у животных, адаптация человека имеет внутреннюю и внешнюю направленность. Внутренняя направленность адаптации состоит в том, что благодаря процессу адаптации обеспечивается постоянство внутренней среды организма и тем самым достигается сохранение целостности организма. Внешнее проявление адаптации заключается в обеспечении адекватного контакта живого существа с внешней средой, т. е. в формировании соответствующего поведения у более развитых существ или поведенческих реакций у менее развитых организмов. Следовательно, и внутренняя, и внешняя стороны адаптации прежде всего обеспечивают возможность биологического существования живого существа. У человека построение контакта с внешней средой имеет более сложную структуру, чем у животных, поскольку человек контактирует не только с природной, но и с социальной средой, функционирующей по законам, отличным от законов природы. Поэтому мы вправе полагать, что адаптация человека направлена не только на обеспечение его биологического существования, но и на обеспечение его существования в обществе.

Кроме этого, мы вправе предположить, что и регуляция внутреннего состояния у человека происходит на более сложном уровне, поскольку приток информации об изменившихся условиях внешней среды порождает определенные изменения в протекании психических процессов, т.е. у человека происходит и психическая адаптация.

Проблема происхождения психикиявляется не только одной из самых сложных в научном познании, но и основополагающей. Объяснить происхождение психики пытаются многие ученые в рамках не только психологической науки, но и философии, религии, физиологии и т. д. Споры о происхождении психики не прекращаются. Сегодня еще нет однозначного ответа на этот вопрос.

В науке существуют различные точки зрения в отношении происхождения психики. Назовем наиболее распространенные из них.

идеалистическая - психическое (душа) в своем происхождении не связано с телом (биологическим носителем души) и имеет божественное происхождение;

дуалистическая - у человека существуют два начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное); эти два начала развиваются параллельно и в определенной мере взаимосвязаны друг с другом;

материалистическая - феномен психики обусловлен эволюцией живой природы; психика - свойство высокоразвитой материи – мозга отражать мир.

В отечественной психологии данную проблему рассматривают с материалистической точки зрения, что предполагает использование рационалистического способа познания, основанного на эксперименте. Благодаря экспериментальным исследованиям сегодня мы знаем, что существует определенная взаимосвязь между биологическим и психическим. Например, хорошо известно, что заболевания или нарушения функционирования тех или иных органов могут отражаться на психике человека. Так, длительный курс лечения с использованием аппарата «искусственная почка» сопровождается явлением временного снижения интеллектуальных способностей, что связано с накоплением в мозге солей алюминия. После прекращения курса лечения происходит восстановление интеллектуальных способностей.

Формы проявления психики: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Психические процессы – это формы и виды психической деятельности человека. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. Психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и мотивационно-волевые.

К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание.

Вы, наверное, обращали внимание на то, что одни события у вас остаются в памяти надолго, а о других вы забываете на следующий день. Иная же информация вообще может остаться для вас незамеченной. Это связано с тем, что любая информация может иметь или не иметь эмоциональную окраску, т. е. может быть значимой или не значимой. Поэтому наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выделяют эмоциональные психические процессы. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как эмоции и чувства.

Мы вправе полагать, что если определенное событие или явление вызывает у человека положительные эмоции, то это благоприятно сказывается на его деятельности или состоянии, и, наоборот, отрицательные эмоции затрудняют деятельность и ухудшают состояние человека. Тем не менее бывают и исключения. Например, событие, вызвавшее отрицательные эмоции, повышает активность человека, стимулирует его к преодолению возникших преград и препятствий. Подобная реакция свидетельствует о том, что для формирования поведения человека существенны не только эмоциональные, но и мотивационно-волевые психические процессы, которые наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.

Иногда выделяют как самостоятельную еще одну группу психических процессов - неосознаваемые процессы. В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания.

Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний человека. Они характеризуют состояние психики в целом. Психические состояния – это характеристика психической деятельности человека в определенный период времени. В то же время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность. К психическим состояниям относят такие явления, как страх, бодрость, уныние и др.

Следующий класс психических явлений - психические свойства - устойчивые психические проявления человека. Под психическими свойствами принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер, а также такие качества, как, например, хорошая память на слова и формулировки. Уровень развития психических свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие (наиболее характерные для человека) психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность.

3. Неосознаваемые психические процессы. Ю.Б. Гиппенрейтер считает, что все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса:

· неосознаваемые механизмы сознательных действий;

· неосознаваемые побудители сознательных действий;

· надсознательные процессы.

В первый класс - неосознаваемых механизмов сознательных действий - входят в свою очередь три различных подкласса:

а) неосознаваемые автоматизмы;

б) явления неосознаваемой установки;

в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Рассмотрим каждый из названных подклассов.

Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются «сами собой», без участия сознания. Иногда говорят о «механической работе», о работе, при которой «голова остается свободной». «Свободная голова» и означает отсутствие сознательного контроля.

Анализ автоматических процессов обнаруживает их двоякое происхождение. Некоторые из этих процессов никогда не осознавались, другие же прошли через сознание и перестали осознаваться.

Первые составляют группу первичных автоматизмов, вторые - группу вторичных автоматизмов. Первые называют иначе автоматическими действиями, вторые - автоматизированными действиями, или навыками.

В группу автоматических действий входят либо врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано, часто в течение первого года жизни ребенка. Их примеры: сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба, конвергенция глаз и многие другие. Первичные автоматизмы не осознаются и не поддаются осознанию. Более того, попытки их осознать обычно расстраивают действие. Это последнее обстоятельство отражено в хорошо известной притче о сороконожке. Сороконожку спросили: «Как ты узнаешь, какой из твоих сорока ног нужно сейчас сделать шаг?». Сороконожка глубоко задумалась - и не смогла двинуться с места.

Группа автоматизированных действий, или навыков, особенно обширна и интересна. Благодаря формированию навыка достигается двоякий эффект: во-первых, действие начинает осуществляться быстро и точно; во-вторых, как уже говорилось, происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложного действия. Этот процесс имеет фундаментальное значение для жизни каждого индивида. Не будет большим преувеличением сказать, что он лежит в основе развития всех наших умений, знаний и способностей.

Говоря об освобождении действий от сознательного контроля, конечно, не надо думать, что это освобождение абсолютно, т. е. что человек совсем не знает, что он делает. Это не так. Контроль, конечно, остается, но он осуществляется следующим интересным образом.

Поле сознания неоднородно: оно имеет фокус, периферию и, наконец, границу, за которой начинается область неосознаваемого. И вот эта неоднородная картина сознания как бы накладывается на иерархическую систему сложного действия. При этом самые высокие этажи системы - наиболее поздние и наиболее сложные компоненты действия - оказываются в фокусе сознания; следующие этажи попадают на периферию сознания; наконец, самые низкие и самые отработанные компоненты выходят за границу сознания. В поле сознания происходит постоянное изменение содержаний: представленным в нем оказывается то один, то другой «слой» иерархической системы актов, составляющих данное действие.

Переходим ко второму подклассу неосознаваемых механизмов - явлениям неосознаваемой установки. По определению, установка - это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении. Речь идет именно о готовности к предстоящему действию. Если навык относится к периоду осуществления действия, то установка - к периоду, который ему предшествует.

Фактов, демонстрирующих готовность, или предварительную настройку организма к действию, чрезвычайно много, и они очень разнообразны. Например, ребенок задолго до годовалого возраста, пытаясь взять предмет, подстраивает кисть руки под его форму: он сближает и вытягивает пальцы, если это круглый предмет, он округляет и разводит пальцы и т. д. Подобные преднастройки позы руки иллюстрируют моторную установку.

Спринтер на старте находится в состоянии готовности к рывку - это тоже моторная установка.

Если вы сидите в темной комнате и со страхом ждете чего-то угрожающего, то иногда и в самом деле начинаете слышать шаги или подозрительные шорохи. Поговорка «у страха глаза велики» отражает явления перцертивной установки.

Когда вам дается какой-нибудь математический пример, выраженный в тригонометрических символах, то у вас создается установка решать его с помощью формул тригонометрии, хотя иногда это решение сводится к простым алгебраическим преобразованиям. Это пример умственной установки.

Состояние готовности, или установка, имеет очень важное функциональное значение. Субъект, подготовленный к определенному действию, имеет возможность осуществить его быстро и точно, т.е. более эффективно.

Надо сказать, что не всякая установка неосознаваема. Можно сознательно ждать страшного - и действительно видеть страшное, можно осознанно подозревать человека в краже - и действительно видеть, что он ходит, «как совершивший кражу».

Перейдем к третьему подклассу неосознаваемых механизмов - неосознаваемым сопровождениям сознательных действий. Этих процессов большое количество, и они чрезвычайно интересны для психологии. Приведем примеры.

Вам, наверное, приходилось наблюдать, как человек, орудующий ножницами, двигает челюстями в ритме этих движений. Что это за движения? Можно ли отнести их к двигательным навыкам? Нет, потому что движения челюстями не реализуют действие; они также никак не подготавливают его, они лишь сопровождают его.

Другой пример. Человек, который смотрит на другого, порезавшего, например, палец, строит горестную гримасу, сопереживая ему, и совершенно этого не замечает.

Итак, в группу процессов третьего подкласса входят непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика, а также большой класс вегетативных реакций, сопровождающих действия и состояния человека.

Многие из этих процессов, особенно вегетативные компоненты, составляют классический объект физиологии. Тем не менее они чрезвычайно важны для психологии. Важность эта определяется двумя обстоятельствами.

Во-первых, обсуждаемые процессы включены в общение между людьми и представляют собой важнейшие дополнительные (наряду с речью) средства коммуникации.

Во-вторых, они могут быть использованы как объективные показатели различных психологических характеристик человека - его намерений, отношений, скрытых желаний, мыслей и т. д. Именно с расчетом на эти процессы в экспериментальной психологии ведется интенсивная разработка так называемых объективных индикаторов (или физиологических коррелятов) психических процессов и состояний.

В ходе исследований подобного рода обнаружилась следующая важная в теоретическом и практическом отношении закономерность. Когда перед человеком возникает задача овладения собственными выразительными реакциями, то он решает ее с разным успехом в отношении реакций различного типа. Легче всего человеку удается контролировать внешние действия (слова, движения и пр.), заметно труднее-мышечную тонику (позу, мимику, интонацию). Наконец, на последнем месте оказываются такие вегетативные компоненты действий, как слезы, дрожь, изменения зрачка и т.п. Из сказанного ясно, что малоосознаваемые реакции могут быть наиболее информативными и, возможно, наиболее действенными в плане передачи эмоциональных состояний в процессе общения.

Второй класс неосознаваемых процессов – неосознаваемые побудители сознательных действий. Чем интересны данные феномены. Они вытеснены из сознания, эмоционально заряжены и время от времени прорываются в сознание в особой символической форме. Например, преступник совершил убийство. Осознавая содержание осуществленного им деликта, он может не осознавать психологических мотивов своего преступного деяния, т.к. они скрыты в бездне его бессознательного и связаны, допустим, с отвержением этого человека в родительской семье, когда он был ребенком.

Обратимся к третьему классу неосознаваемых процессов - надсознательным процессам. Их главная особенность: эти процессы происходят над сознанием в том смысле, что их содержание и временные масштабы крупнее всего того, что может вместить сознание; проходя через сознание отдельными своими участками, они как целое находятся за его пределами.

Чтобы понять, о чем идет речь, представьте себе, что вы заняты решением проблемы, о которой думаете изо дня в день в течение длительного времени, исчисляемого неделями и даже месяцами или годами. Это жизненно важная проблема.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.