Сделай Сам Свою Работу на 5

Экзистенциализм (философия существования)





одно из основных философских социальных течений XX века.

 

Основатель – Серен Кьеркегор (1813-1855) Дания. Рассматривал человека как «экзистенцию» (подлинное бытие). В основном разрабатывался учеными Германии, Франции, а также России (Бердяев, Шестов).

Германия Германия Франция Франция

Мартин Хайдеггер Карл Ясперс Жан-Поль Сартр Альбер Камю

(1889-1976) (1883-1969) (1905-1980) (1913-1960)

Как теория возник в 20-е годы 20 века как реакция на:

- кризис общества, его культуры после 1-й мировой войны (разорение Европы);

- кризис науки, которая способствовала увеличению эксплуатации человека.

Задача философии – изучение проблем человека, его бытия, существования. В центре внимания экзистенциализма – человеческое существование.

Экзистенция(существование) это подлинное бытие («Я») – переживание человеком своей единичности и неповторимости человеческой личности.

Экзистенцию окружает мир, другие люди, общество («неподлинное бытие»). Оно чуждо и враждебно личности, старается поглотить ее. В жизни человека преобладают страдания. Его жизнь иррациональна. Страх – непременный атрибут жизни.

Экзистенции для сохранения своего «Я» необходимо обособиться от мира (неподлинного бытия), не слиться с окружающим миром.



Так как экзистенция и неподлинное бытие враждуют, то подлинное действие, свобода личности всегда вступает в неравный конфликт с неподлинным бытием. Тем не менее, человек должен вступать в этот конфликт (А.Камю «Миф о Сизифе»).

Задача человека – не в изменении мира (это невозможно), а в изменении своего отношения к нему. Он должен нести бремя жизни, понимая его, но не смиряясь с ним(с ясностью и пониманием выпавших на его долю испытаний).

Свобода.У человека есть свобода выбора поступков: или примириться с данной ситуацией, или не принимать ее (вплоть до самоубийства. Но это – уже отрицательный выбор!).

Человек не отвечает за прошлое и за будущее (его нельзя предвидеть в иррациональном мире). Он отвечает только за настоящее, за то, чтобы его выбор был свободным, независимым от внешних обстоятельств.

Ж-П. Сартр: «Человек осужден быть свободным» (т.е. свобода становится мучительной необходимостью!).



Пограничные ситуации.Понять себя можно только в пограничнойситуации: состояние борьбы, вины, на грани смерти.

Пути выхода из кризиса:

1. Гражданский путь – уход человека из мира абсурда в индивидуальную жизнь, в узкий круг общения с единомышленниками, так как общественных отношений в мире не изменить.

2. Религиозный – мистическое общение с Богом.

Тема № 11. Русская философия

План лекции:

1. История, периоды, особенности и значение русской философии

2. Западники и славянофилы

3. Материализм в русской философии XIX-XX веков. А.Герцен, В. Белинский,

Н.Чернышевский, Г.Плеханов, В.Ленин.

4. Русское почвенничество. А.Григорьев, Н.Страхов, Н.Данилевский, Ф.Достоевский.

5. Концепция культурно-исторических типов Н. Данилевского

6. Ф.Достоевский о свободе и ответственности человека.

7. Русский консерватизм. К. Леонтьев. К. Победоносцев

8. Соловьев Владимир Сергеевич

9. Бердяев Николай Александрович

10. «Русская идея» В. Соловьева и Н. Бердяева

11. Проблема смысла жизни в русской философии (Е.Трубецкой, С.Франк, Л.Толстой).

12. Русский космизм (Н.Федоров, К.Циолковский, В.Вернадский, Л.Чижевский).

13. Русская религиозно-идеалистическая философия первой пол. XX века

(В.Розанов, Н.Бердяев, Л.Шестов, П.Флоренский, С.Булгаков, С.Франк, Е.Трубецкой

и др.).

 

 

История, периоды, особенности и значение русской философии

История возникновения

Различные точки зрения на историю возникновения и периодизацию.

По В.В. Зеньковскому:

До 18 века в России не обнаруживается самостоятельных философских трудов или значительных набросков философского характера. Языковая и географическая изолированность обрекли Россию на «запоздалость» в гражданском развитии, в том числе – в философском.



Причины возникновения:

Русская философия возникла в XVIII веке после преобразований Петра I. В результате начался:

- быстрый процесс формирования гражданского общества;

- развитие светской культуры и наук;

- преодоление языковой и географической изолированности;

- начало изучения и преподавания наук и философии в университетах.

 

1.2. Периоды развития русской философии:

1 этап:

Начало русской философии (конец XVII - начало XIX века). Зависимость от философии французского Просвещения. Г.С. Сковорода – первый профессиональный русский философ.

2 этап:

До возникновения самостоятельных философских систем (1-я половина XIX века). Сильная зависимость от немецкой классической философии. П.Я. Чаадаев.

3 этап:

Появление самостоятельных философских систем (2-я половина XIX - начало XX века). Наряду с немецкой классической философией, также влияние западного материализма, позитивизма.

- Славянофилы (Хомяков, Киреевский, Самарин) и западники (Герцен,

Огарев, Кавелин, Грановский);

- Почвенничество (Григорьев. Страхов, Данилевский, Достоевский);

- Консерватизм (Леонтьев, Победоносцев, Данилевский);

- Материалисты (Герцен, Чернышевский, Плеханов);

- «Русская идея» (Соловьев, Бердяев)

- «Всеединство и вселенская теократия» (Соловьев)

- Русский космизм (Федоров, Циолковский, Чижевский, Вернадский)

- Народники (Лавров, Михайловский) и др.

4 этап:

Религиозно-мистическая философия начала XX века и периода первой русской эмиграции (1917-1950 гг.). Бердяев, Франк, Флоренский, Трубецкие, Шестов, Булгаков, Франк, Ильин и др. После 1917 г. – в эмиграции, куда выехало (или были высланы) большинство русских религиозных философов. Конец самостоятельности и независимости русской философии в России.

5 этап:

Советская марксистская философия (1920-1990 гг.). Полная идеологическая зависимость от марксизма в ленинской интерпретации и государства. Искоренение идеалистической религиозной направленности философии.

 

1.3. Особенности и значение русской философии:

1. Тесная связь с православием;

2. Противоречивое влияние западно-европейской философии:

- сильная первоначальная зависимость от западной философии;

- ускорение философского образования, готовая база ранее из созданных понятий и категорий.

3. Повышенное внимание к проблемам нравственности, религиозности, судьбе человека и общества, глубокий гуманизм и внимание к личности человека;

4. Не борьба против христианства (как на Западе), а, наоборот, необходимость согласования веры и знания.

Западники и славянофилы

Два основных течения в русской философии и общественной жизни России середины XIX века.

Западники:

а) революционное направление (республиканство, революционные методы преобразований): Александр Герцен (1812-1870), Николай Огарев (1813-1877), Виссарион Белинский(1811-1848)

б) умеренные либералы (за конституционную монархию и реформы):

Тимофей Грановский (1813-1855), Константин Кавелин (1818-1885)

Славянофилы:

Алексей Хомяков Петр Киреевский Юрий Самарин Иван Аксаков

(1804-1860) (1806-1856) (1819-1876) (1823-1886)

 

Основные споры (разногласия) между западниками и славянофилами:

1) Отношение к религии;

2) Пути развития России.

1. Отношение к религии:

Западники:отождествляли религию с суеверием.

Славянофилы:религия - источник знаний.

 

2. Пути развития России:

Западники:

Тесный союз с Западной Европой, за использование лучших европейских достижений в культуре и в политическом устройстве общества (республиканство, парламентаризм, свободы и т.п.). Это позволит быстро догнать Европу. А затем Россия со своим мощным потенциалом возглавит прогресс и сама поведет Европу за собой.

Славянофилы:

Россия должна идти своим,особым путем на основе триады: «православие, самодержавие, народность» (формула министра народного просвещения России графа Уварова).

Настороженно относились к опыту Европы, разлагающему нравы и устои народов. Можно использовать только лучшие материально-технические достижения Европы. Парламентаризм и республиканская форма правления непригодны и опасны для России, где сильны общинные (коллективистские), т.н. соборные настроения. Заимствование опыта Европы лишит Россию самобытности и приведет ее к прозябанию и гибели.

Н.А. Бердяев: «И те, и другие любили Россию. Славянофилы как мать, а западники как дитя». Отсюда и принципиально разное отношение к путям ее развития.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.