Марксизм, его составные части
Марксизм -целостное учение Маркса и Энгельса. Сформировался в Германии в середине XIX века.
Основатели – немецкие философы: Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).
Главный последователь марксизма, осуществлявший их идеи на практике – В.И.Ленин (1870-1924).
Марксизм как учение включает в себя три составные части:
1) политэкономию, 2) научный социализм и 3) философию марксизма.
Не путать марксизм (!) как целостное учение Маркса и философию марксизма - как его составную часть!
Философия марксизма (диалектический материализм). Ее предмет
Под влиянием материалистической философии Л.Фейербаха Маркс и Энгельс перешли от поддержки гегелевского идеализма к материализму.
Теоретические источники философии марксизма: труды представителей немецкой классической философии и в первую очередь – материализм Фейербаха и диалектика Гегеля.
Однако при этом К.Маркс резко критиковал:
1) Материализм Фейербаха – за его метафизичность (отсутствие идеи развития природы) и односторонность (нераспространение материализма на общество);
2) Диалектику Гегеля – за ее идеалистичность (развитие мира происходит за счет идеального, благодаря мировому разуму).
Маркс и Энгельс путем органического соединения материализма с диалектикой создали свою, принципиально новую философию – диалектический материализм.
Предмет диалектического материализма (марксистской философии) – изучение универсальных законов развития мира, исходя из первичности и решающей роли материальных факторов.
Принципиальное отличие диалектического материализма Маркса от прежнего материализма: диалектический материализм признает развитие и качественное разнообразие мира, а прежний материализм был метафизическим (т.е. отрицавшим такое развитие).
Основные положения диалектического материализма
(марксистской философии):
1. Основой мира является вечная, никем несотворимая материя. Она первична.
2. В ходе своего бесконечного развития материя создает идеальные (духовные) сущности (в т.ч. сознание человека), которые являясь производными от материального мира. Идеальные сущности развиваются и находятся во взаимосвязи с материальным миром предметов, в конечном счете, зависят от него и являются его отражением.
3. Диалектика понятий вторична и является отражением диалектики вещей.
4. Решающая роль – у практики (материальной деятельности человека) как основы, цели и критерия научного познания.
5. Материальный фактор играет решающую роль в развитии общества.
6. Развитие общества носит прогрессивный, ступенчатый характер (путем смены общественно-экономических формаций). Оно обусловлено заменой устаревших способов производства материальных благ, а также борьбой главных классов общества.
7. «Право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества».
8. Главная задача философии – не объяснять мир, как это делала прежняя философия, а предлагать пути его революционного изменения.
К.Маркс: «Философы прошлого лишь различным образом объясняли мир, а дело заключается в том, чтобы изменить его» («Тезисы о Фейербахе»)
Тема 10. Западная философия конца XIX-XX века
Особенности современной западной философии
Сциентизм (лат. scientia – наука) – утверждение о том, что все имеющие смысл проблемы научно разрешимы. В том числе - проблемы жизни общества. При этом признаются достаточными естественно-научные методы познания и решения. Роль науки при этом явно переоценивается.
Иррационализм и «философия жизни» как направление в философии
(А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон, З.Фрейд)
Иррационализм – философское течение, появившееся в 19 веке в противовес рационализму, пытавшему все объяснить на основе разума.
Иррационализм(т.е.не разумный, находящийся за пределами разума) - учение, которое считает, что главными источниками познания мира является не разум, а инстинкт, интуиция, чувства, любовь. А разум лишь затем обрабатывает полученные в результате этого познания данные.
«Философия жизни» - группа учений сформировавшаяся позднее на базе иррационализма.
Среди ее видных представителей - А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон, З.Фрейд, О.Шпенглер и др.
Основы теорий «философии жизни»:
Онтология:
В основе развития мира и человека лежит не рациональное основание, а иррациональная реальность – жизнь как творческая эволюция, поток, порыв, длительность, в котором неразделимы материя и сознание, сознательное и бессознательное, логика и интуиция.
Этот поток жизни необъясним в рамках рационализма и позитивизма.
Жизнь это процесс, свободное, стихийное и интенсивное творчество, не поддающееся научному анализу.
Гносеология:
Главное в жизни не материя, а дух. Поэтому вместо логики и рационального познания следует опираться на интуицию, чувства, переживания.
2.1. Артур Шопенгауэр(1788-1860)
немецкий философ. Гл. работа «Мир как воля и представление»
Главный принцип жизни и познания – воля, непознаваемая «вещь в себе», которая находится вне времени и пространства и не зависит от разума и от познания.
Воля действует слепо, инстинктивно и не направляется сознанием (как птица, строящее гнездо, паук, плетущий сеть).
Воля составляет сущность всякой вещи.
Воля – явление мировое. Мировая воля лежит в основе всего существующего, в т.ч. и воли отдельного человека.
Познание мира – непосредственное, на основе интуиции, т.к. воля бессознательна и слепа. Поэтому высший вид познания не наука, а искусство, как основанное на интуиции.
2.2. Фридрих Ницше (1844-1900)
немецкий философ
Главная категория - «воля».
Сущность жизни – воля к власти. Все что мешает укреплению воли к власти должно быть отброшено как вредное (старые истины, мораль, религия, отношение к женщинам, сострадание к неудачникам и слабым и т.п.).
Интеллект и демократия гражданского общества приводят к равенству и к серости. Любовь к ближнему формирует мораль «рабов». Ее следует заменить моралью «господ», немногих, обладающих силой и презрением.
Это грядущие сверхчеловеки («белокурые бестии»), они абсолютно свободны. Масса должна безропотно им подчиняться.
Главным способом познания жизни является искусство. Главная цель познания – приносить пользу людям.
2.3. Анри Бергсон (1859-1941)
французский философ
Подлинная реальность – жизнь, которая характеризуется как «жизненный порыв». Это бесконечная творческая эволюция, становление и развитие.
Жизнь непрерывна, длительна, целостна.
Жизнь не познаваема с помощью науки и разума. Она постижима только интуицией.
Зигмунд Фрейд (1856-1939)
австрийский врач-психиатр
Изучал проблемы поведения человека, культуры.
Поведение человека
Каждый индивид сам по себе, движущие силы его поведения – в его биологических инстинктах и потребностях.
Определяющую роль в жизни человека играет не сознание, а бессознательное. При этом сексуальное влечение человека (либидо) является основой поведения человека, оказывает влияние на все виды деятельности людей.
Наряду с половым инстинктом Фрейд выделяет также инстинкты: жизни и смерти, разрушения, агрессии.
В конечном счете, борьба инстинктов жизни и смерти (Эроса и Танатоса) определяет ход развития человека, общества и культуры.
Проблемы культуры
Культура (классическое определение) –совокупность социальных свойств человека, их знания, умения, нормы поведения, совокупность материальных и духовных ценностей, политических и государственно-правовых институтов и т.д.
В основе культуры – иррациональная, биологическая деятельность человека.
Вся человеческая культура, по Фрейду, есть результат сублимации – переключения энергии либидо на процесс творчества и другие, более высокие виды деятельности (политика, общественная деятельность).
Культура (особенно европейская) невротична в своей основе, т.к. у нее репрессивная функция по отношению к человеку. Существующие социальные нормы и ценности, установки культуры подавляют естественные инстинкты и влечения людей и тем самым лишают их свободы, наслаждения и счастья.
Люди были счастливее, если бы отказались от современной культуры и цивилизации.
Работа З.Фрейда: «Неудовлетворенность культурой»: «Большую долю вины за наши несчастья несет так называемая культура».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|