Учение о человеческой личности как об абсолютной ценности
Человека нельзя рассматривать как средство для достижения какой-либо, пусть и
благородной цели, т.к. он сам есть эта цель. Т.о. интересы одного человека нельзя приносить в жертву другому или даже обществу в целом.
Например: попытки построить светлое будущее за счет интересов (здоровья и жизни) живущих поколений (см. коммунизм - уничтожение «вредных» классов, перенапряжение сил).
Необходимо уважать и видеть в каждом человеке личность.
Кант: «Было время, когда я презирал чернь. Это ослепление исчезло. Я учусь уважать человека».
Учение Канта о нравственном законе (о категорическом императиве)
Категорический императив –внутреннее повеление, нравственный долг.
Человек всегда должен поступать по законам всеобщей человеческой морали, даже наперекор своим личным желаниям в соответствии с нравственным долгом (категорическим императивом).
Морален только тот поступок, который совершается из уважения к нравственному закону, а не из личной выгоды.
При этом надо поступать так, чтобы правила личного поведения (максима) могли стать правилом поведения для других.
Позднее Кант формулирует
Комплекс нравственных обязанностей(моральные правила):
А)Обязанностичеловека по отношению к самому себе:
забота о сохранении своего здоровья (пьянство, обжорство) и жизни (самоубийство);
честность, добросовестность, собств. достоинство (а не холопство, угодничество);Главный помощник – совесть.
Б) Обязанности людей друг к другу:
Человеколюбие: любовь, уважение, участливость (сострадание), обходительность.
Избегать человеконенавистничество: недоброжелательность, издевательство, неблагодарность, злорадство, злословие, высокомерие.
Добродетель не дается от рождения, следовательно, ей надо учить с детства. Юнкера.
Вера в Бога: Существование Бога нельзя доказать логически. Но в него нужно верить, т.к. в мире существует зло, а Бог есть гарантия нравственного порядка.
Гегель
Георг Фридрих Вильгельм
(1770-1831)
выдающийся немецкий философ, объективный идеалист, профессор Берлинского университета.
Разработчик и систематизатор диалектики; автор системы объективного идеализма.
3.1. Идеалистическая система Гегеля:
Все в мире есть результат деятельности идеального начала - объективной абсолютной идеи, которая является основой мира. В своем постоянном развитии абсолютная идея проходит
3 основных этапа своего развития:
1 этап. Сфера чистого мышления:(кн. “Логика”)
Абсолютная идея, существуя до человека, порождает и накапливает свое богатство, развивается и раскрывается в системе взаимосвязанных диалектических категорий (например, необходимость и случайность, причина и следствие, сущность и явление и др.).
Этап. “Инобытие духа”.
Абсолютная идея материализуется и переходит в свою противоположность (т.н. “инобытие духа”) и обнаруживает себя в природе, где опредмечивает себя в виде телесных единиц.
3 этап. Мировой разум.Абсолютная идея, отрицая природу, возвращается к самой себе - в сферу духа, постигает и углубляет свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности на протяжении истории человечества. (Т.е. по существу это - “мировой разум”, обнаруживаемый в виде обобщенного общественного сознания человечества).
Выводы идеалистической системы Гегеля:
1. Главная движущая сила развития - идея.
2. Процесса развития мира бесконечен.
3. Роль идей, духовного начала в жизни общества.
3.2. Вклад Гегеля в философию:
1. Создание диалектики как системы и развитие диалектического метода:
Впервые представил все бытие (материальный, исторический и духовный мир)
в виде бесконечного, постоянного процесса развития (качественного изменения). Дал определение диалектическому методу (как бесконечному развитию и взаимосвязи всего существующего).
2. Выделил особенности развития:
а) оно идет от низшего к высшему, по спирали, а не по кругу;
б) оно происходит путем перехода количественных изменений в качественные;
в) выделил главный источник всякого развития – противоречия, в первую очередь – внутренние (т.е. лежащие в самом предмете, явлении) и их разрешение.
Например: проблемы страны (России), семьи.
3. Сформулировал три закона диалектики:
А) закон единства и борьбы противоположностей:
(показывает источник развития - противоречия);
Противоположности предмета (явления) борются между собой
и одновременно находятся в единстве.
Развитие происходит за счет снятия (разрешения) противоречий.
Например: развитие семьи, карьеры, фирмы.
Б) закон перехода количественных изменений в качественные: (показывает механизм развития)
Переход из одного состояния (качества) в другое возможен только путем накопления необходимыхколичественных изменений.
Например: Кипение воды возможно только при 100 градусах.
В) закон отрицания отрицания:(показывает направленность развития);
При возникновении нового качества старое качество исчезает (отрицается). Процесс отрицания бесконечен, т.к. бесконечно само развитие.
Есть 2 вида отрицания (метафизическое и диалект-ское):
1. Метафизическое (т.е. полное) отрицание.
Например, полное перепрофилирование производства и замена персонала;
2. Диалектическое отрицание (когда из старого качества в новое берется все положительное).
Например, постепенная замена менее способных людей в коллективе.
Развил учение о категориях
(изучал диалектические, парные категории – общее и единичное, причина и следствие, возможность и действительность и др.).
5. Разработал основные принципы диалектической логики (науки о мышлении). Раньше - только формальной логика (Аристотель).
6. Обосновал принцип тождества бытия и мышления, т.е.единство законов внешнего мира и законов мышления.
Заключение:
Философия Гегеля - вершина европейской философии того времени. Ее положения (особенно диал. метод) широко использовались в последующей философии, в т.ч. Марксизмом и русской идеалистической философией.
Философия истории Гегеля
социальная теория Гегеля, основана на решающей роли разума в истории общества.
1. В бесконечном процессе истории господствует мысль. История есть в первую очередь процесс саморазвития разума (абсолютной идеи).
2. Цель всемирной истории – самопознание мировым разумом самого себя (это - идеализм).
Носителем мирового разума в ту или иную эпоху является народ, находящийся в данный момент в расцвете сил (в 19 в. – Германия).
3. В то же время каждый народ мира вносит свой вклад в развитие мирового разума (китайцы – философию, якуты - сказания, папуасы, негры – медицину и т.д.).
4. Всемирная история есть прогресс общества в развитии свободы:
Этапы развития свободы:
1) Восточный мир: свобода – только для деспота с его произволом и слепым повиновением народа;
2) Греческий, римский миры: свобода в ограниченных пределах, лишь для некоторых (свободных граждан). Есть рабство.
3) Германский мир – полная (?) свобода для всех (политическая и гражданская). В этом – идеализация прусского государства и явное противоречие с самой диалектикой Гегеля, так как полной, т.е. абсолютной свободы не может быть в принципе. В ином случае -развитие прекращается!
5. Прогресс общества Гегель связывал также с разумным государственным устройством.
6. Гегель рассматривает историю как единый неразрывный закономерный процесс развития общества. В нем каждая эпоха, будучи неповторимо своеобразной, в то же время есть закономерная ступень в развитии человечества (человеческого духа).
«Все действительное разумно, все разумное действительно» (Т.е. все общественные явления (положительные, отрицательные) имеют свои причины и объективно необходимы).
«Сова Минервы вылетает в сумерки» (Мудрость человека, человечества приходит с годами, на склоне жизни).
Однако для идеалиста Гегеля прогресс есть лишь бесконечное саморазвертывание разума, идеи. В этом - абстрактность философии Гегеля.
7. Человеческое общество развивается путем сложения действий отдельных личностей, преследующих собственные интересы. В этом проявляется активность человеческой личности.
Однако в результате пересечения интересов и воль отдельных людей возникают новые объективные обстоятельства, с которыми люди необходимо вынуждены считаться. Таким образом, случайность (воля отдельных лиц) превращается в необходимость (новую ситуацию). И т.д.
3. Фейербах Людвиг(1804-1872)
непоследовательный метафизический материалист, атеист, автор антропологической философии. Совершил в своем мировоззрении переход от идеалистической философии Гегеля к ее критике и к материализму.
А. Онтология Фейербаха:
Критика религии
В понимании природы- материалист, атеист. Главная работа “Сущность христианства” – критика традиционной религии и гегелевского идеализма.
Природа существует сама по себе, независимо от какой бы то ни было философии или сознания. Люди - продукты природы.
Высшие существа, выдуманные людьми, есть лишь фантастические отражения нашей собственной сущности. “Вне природы и человека нет ничего”.
Полностью (метафизически) отрицал всю философию Гегеля, включая и его знаменитую диалектику! К.Маркс: “Вместе с водой он выплеснул из ванны и ребенка».
Материалистические взгляды Фейербаха оказали большое влияние на становление материалистической философии Маркса и Энгельса, а также Чернышевского.
Б. Антропологическая философия (философия человека) Л.Фейербаха:
Главный предмет всей философии - проблема человека. Человек – есть динамичная целостность, совокупность физического и психического, разложимая лишь в абстракции.
Главные вопросы философии: что такое жизнь, любовь, счастье, смерть, бессмертие.
Бог это идеальная (совершенная) сущность человека, освобожденная от телесной оболочки.
Т.к. потустороннего мира нет, то человечеству надо сообща стремиться к счастью в этой (посюсторонней) жизни.
Отвергая традиционную религию, предложил заменить ее другой религией - любовью человека к человеку. Это единственно истинная религия. На место веры в Бога нужно веру человека в самого себя.
Выводы:У Фейербаха - непоследовательность философских взглядов (сочетание идей материализма и идеализма). Он был:
- материалистом в понимании природы (материя – первична);
- идеалистом в понимании движущих сил существования и развития общества (главный фактор - любовь человека к человеку).
Положительные элементы философии Фейербаха:
1. Обращение к общечеловеческим ценностям, к гуманизму.
2. Привлечение внимания к природе человека и к коренным проблемам его существования.
Тема 9. Марксистская философия (середина XIX века)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|