Сделай Сам Свою Работу на 5

Замена наивного материализма древних греков и идеализма Средневековья метафизическим и механистическим материализмом.





Метафизический материализм - материализм, отрицающий качественное разнообразие и изменчивость мира (н-р, между живой и неживой материей).

Механистический материализм (механицизм, механистичность) - разновидность метафизического материализма. Признается только одна форма движения материи – механическая (механическое перемещение тел).

При этом вся Вселенная (от атомов до планет) рассматривается как замкнутая механическая система, состоящая из неизменных элементов, движение которых подчиняется законам механики. Таким образом, также отрицается существующее разнообразие мира (биологическое, химическое, физическое).

Появление механистического материализма было исторически обусловлено недостаточным уровнем развития науки (16-17 века) – тогда были неизвестны другие формы движения материи.

Лишь достижения, естествознания 19-20 веков практически исключили механистический материализм из науки.

 

3. Представители эмпиризма Нового времени:

(Бэкон Ф., Локк Д.)

3.1. Френсис Бэкон(1561-1628),

английский философ, эмпирик, родоначальник материализма Нового времени. Лорд-канцлер, хранитель королевской печати.



Гносеология Бэкона:

А. О соотношении науки и религии

У науки и религии разные предметы и методы исследования.

У науки: предмет исследования – природа, метод – опыт, наблюдение, эксперимент.

У религии: предмет исследования – Бог, метод исследования – вера, откровение.

Поэтому религия и наука занимаются каждая своим делом, не мешая другому и не должны вмешиваться в чужие дела.

Б. О роли науки

Главная задача науки – познать природу, усовершенствовать жизнь человека. Девиз «Знание – сила!». Но знание может стать силой только тогда, когда оно истинно. Наука способна властвовать над природой лишь при условии познания ее законов.

В науке следует руководствоваться в первую очередь практикой, опытом. Источник знания – чувственный опыт.

При этом достижение истины возможно лишь тогда, когда очистишь свой разум от предрассудков и заблуждений (т.н. «идолов»), которые подстерегают ученого в науке и коренятся в его уме.

 

В. Виды заблуждений в науке (идолы):

1. Идол рода(т.е. знания природно приобретенные, вскормленные человеческой природой) – ошибки в познании из-за несовершенства органов чувств.



2. Идол пещерысубъективность взгляда на мир, исходя из своих собственных представлений о нем. Т.е. когда предпочтение отдается привычному знанию, то, что знаешь сам или твое окружение.

Но хорошее и полезное может быть и у других объединений ученых (научных школ). Например: споры между научными школами (Питер и Москва).

3. Идол рынка (площади) – пользование устоявшимися, обыденными, но уже устаревшими мнениями без их критического осмысления. Самый вредный!

4. Идол театра – слепая вера в авторитеты, в ложные теории и учения.

Ссылка на авторитет еще не есть доказательство (Аристотель – муха с 4-мя лапами). Надо исходить только из результатов опыта. Бэкон: «Истина, дочь времени, а не авторитета». Истина рождается как ересь и умирает как предрассудок!

 

Очистив разум от идолов (призраков, заблуждений) следует выбрать наилучший метод познания. Они разные. Их можно сравнить с типами ученых.

Три типа ученых:

1) муравей (ученый-эмпирик, несет все факты, какие попадаются на пути);

2) паук (ученый-рационалист, ткет паутину размышлений из самого себя);

3) пчела – лучший тип ученого (синтез эмпиризма и рационализма - не только собирание фактов, но и их умственная переработка).

 

Г. Метод индукции

- универсальный метод познания, когда на основе анализа единичныхфактов (предметов)

делается обобщающий вывод о свойствах всего класса данных предметов. То есть происходит рассуждение от единичного к общему.

Виды индукции:



- полная, когда исследуются все предметы данного класса;

- неполная (исследуется только часть предметов одного класса).

Для избежания ошибок в дедуктивных выводах необходимо изучить достаточное количество предметов и в первую очередь анализировать факты, противоречащие обобщению (белая ворона).

Примеры индуктивного вывода:

- Все кошки мяукают (если каждая из изученных мяукает);

- Телевизоры «Сони», как правило, хорошего качества (доказано на практике);

- Коммунистические режимы экономически неэффективны (опыт истории);

- Наличие первоначального капитала есть важное условие успешного начала предпринимательства (анализ реального опыта) .

 

Джон Локк (1632-1704)

английский философ, эмпирик, сенсуалист, политический мыслитель

Гносеология Локка:

Источник всех знаний – ощущения и опыт. Душа человека как чистая доска, на которой при рождении человека еще ничего не написано («tabula rasa»). «Нет ничего в душе, чего бы раньше не было в ощущениях». Поэтому критиковал теорию о наличии у человека «врождённых идей» и знаний.

Процесс познания:

1 этап: Воздействие материальных предметов на органы чувств человека (зрение, слух, осязание и др.) вызывает у человека ощущения (это - сенсуализм). Ощущения - начало познания. На их основе, а также на основе опыта рождаются простые идеи.

2 этап: Затем приобретенные идеи анализируются с помощью ума (рефлексия). В результате рефлексии формируются сложные идеи.

 

4. Представители рационализма:

(Декарт, Спиноза, Лейбниц)

Рене Декарт (Картезий, Картезианец)

(1596-1650)

французский философ, рационалист, дуалист. Дворянин, служил в армии, 20 лет в Нидерландах, в Стокгольме (с 1649). Выдвинул гипотезу естественного возникновения Вселенной в результате вихревого движения частиц.

Онтология Декарта:

Дуалист.Мир есть творение Бога, но состоит из двух независимых, самостоятельных субстанций (материальной и духовной). Материю сотворил Бог. Человек есть также совокупность 2-х начал: тела и души. Движения человека зависят от тела, а мысли - от души.

Метафизический материалист,т.к.отрицал качественные различия в природе, в т.ч. между живой и неживой природой. «Человек и животные есть сложные машины».

Механистический материалист во взглядах на природу. Материя состоит из мельчайших частиц, бесконечна. Есть только одна форма движения материи – механистическая – путем перемещения тел их столкновения.

 

Гносеология Декарта:

Рационалист.

1. Учение о «врожденных идеях»:

В человеке от рождения заложены т.н. «врожденные идеи». Затем из этих идей выводится все остальное знание. Достоверное познание возможно только с помощью разума. Основное знание о мире - на основе интуиции. Опыт же (на основе чувственного познания) ничего не дает.

Идеальный метод познания – дедукция (дедуктивный метод).

2. Дедукция– универсальный метод познания, когда на основе знания об общих свойствах класса предметов делаются выводы о свойствах единичного предмета данного класса. Таким образом, рассуждение идет от общего к единичному!

Примеры дедуктивного рассуждения:

1. Исходное знание: любая монополия ведет к застою. Дедуктивный вывод: в экономике - не следует монополизировать производство какой-либо группы товаров, в политике - вводить однопартийную систему.

2. Исходное знание: мировой опыт показал, что при переходе к рыночной экономике как правило, наступает определенный кризис производства, инфляция, безработица. Дедуктивныйвывод: страна, собирающаяся перейти к рынку, должна быть готова, к определенному спаду производства, инфляции, безработице. Зная это необходимо постараться смягчить переход.

 

Спиноза Бенедикт (Барух)

(1632-1677)

голландский философ, пантеист, рационалист. Отлучен от церкви за критику Ветхого завета. Шлифовщик линз. Туберкулез, 45 лет.

Онтология Спинозы:

Природа есть единственная первичная субстанция, она сама является причиной своего возникновения. Бог растворен в природе (пантеизм).

Гносеология Спинозы:

А. Учение о 3-х ступенях знания:

Выделил:

1. Эмпирическое (на основе опыта, чувственного восприятия) – часто недостоверно, случайно, недостаточно;

2. Рациональное (на основе разума) – истина достигается посредством доказательств. Оно достоверно, но неполно;

3. Интуиция– есть непосредственное созерцание истины умом. Это главный вид знания, позволяющий познать сущность предметов мира. А.Вознесенский «Стихи не пишутся, случаются…».

Противопоставлял чувства разуму, принижая роль чувств и опыта в познании. Не видел в практике критерия истины, в том, что именно опыт дает информацию для интуитивных выводов.

 

Б. Учение Спинозы о свободе

«Свобода есть познанная необходимость». Где необходимость – это объективные законы

мира. Лишь понимая, признавая и учитывая существование необходимости (законов), человек обретает свободу.

Следовательно, степень свободы человека зависит от уровня познания им объективных законов мира и действий в соответствии с ними. Вывод: чем больше знаешь, тем более свободен.

Например:

- успех в бизнесе - от уровня знания законодательства и использования его на практике (предприниматель, бухгалтер);

- разные возможности выбора института и места работы от уровня знаний (отличник, хорошист, троешник).

Сторонник абсолютного детерминизма (причинности). Отрицал случайность. Это привело Спинозу к фатализму.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.