Сделай Сам Свою Работу на 5

Этические концепции античной философии





(Протагор, Эпикур, Сократ, Аристотель)

Этика Сократа, Аристотеля – см. соответствующие параграфы данной темы (№5 Сократ, №7 Аристотель).

8.1. Протагор(485-415), софист, субъективный идеалист.

Бежал из Афин, где за свое сочинение «О Богах» был приговорен к сметной казни.

 

«Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют» (т.н. положение «homo mensura»).

Так как даже один и тот же человек постоянно меняется, то и мнение его тоже меняется.

Т.е. истина всегда субъективна, т.к. высказывается кем-то и зависит от субъективной оценки человека («холодно или тепло на улице»).

Поэтому общезначимая (объективная) истина невозможна. Следовательно, все в мире относительно и субъективно: знания, этические нормы, религиозные представления.

 

Сторонник этического релятивизма:

«То, что представляется каждому государству справедливым и прекрасным, то и является таковым для него, пока оно таковым считается».

Т.е. справедливость и этика вообще есть понятие субъективное, относительное, для каждого свое.

 

 

8.2. Эпикур (341-270), афинский философ

сторонник эвдемонизма– направления в этике, рассматривающее блаженство и счастье как мотив и цель всех стремлений.



Автор этики свободы:

Будучи последователем атомистического учения Демокрита, полагал, что свободное перемещение (отклонение) атомов в природе, обеспечивает и соответствующую свободу деятельности человека

Основные идеи:

- Задача философии - помочь человеку стать счастливым и избавиться от душевных страданий.

- Страх перед смертью не имеет смысла, т.к. «когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет».

- Цель счастливой жизни – т.н. атараксия («безмятежность души»), т.е. обретение душевного равновесия (спокойствия) и невозмутимости;

- Норма жизни человека – разумное ограничение желаний и потребностей, именно в этом мудрость человека;

- Стиль поведения и девиз Эпикура: «Живи уединенно!», т.е. призыв к уходу из общественной жизни.

Эпикуризм– учение и образ жизни последователей Эпикура. Эпикурейцы – те, кто не задумываясь, наслаждается материальными радостями жизни.



 

 

Эллинистическая философия

(скептицизм, стоицизм, неоплатонизм)

заключительный этап древнегреческой и древнеримской философии (3 век до н.э. - 5 век нашей эры).

Скептицизм

Основатель - Пиррон (360-270)

Сомнение в достоверности какого-либо знания, т.к. мир изменчив, а человеческие ощущения как и сами люди субъективны и неодинаковы. Поэтому ничему нельзя придавать безусловного значения.

Единственно правильный способ отношения к вещам состоит в воздержании от каких-либо суждений о них.

 

9.2. Стоицизм(III – II век до н.э.)

Основатель – Зенон из Китеона (336-265 до н.э.). Навание школы «Стоя» (место у «Пестрого портика» в Афинах, где Зенон излагал свое учение).

Высшая цель человека – достижение счастливой жизни. Для этого необходимо освободиться от страстей и пороков через апатию - терпение, сдержанность, душевный покой (а – не, патос – страсть).

Человек не свободен, он зависит от судьбы, фатума (рока): (богатство или бедность, здоровье или болезнь). Он не властен изменить судьбу, но властен изменить свое отношение к жизни. Поэтому нужно со спокойствием переносить в жизни и радости и невзгоды (унижение, страдания, бедность и др.).

Вывод: не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней!

Нравственный идеал – быть добродетельным и избегать пороков.

Основные добродетели: благоразумность, умеренность, справедливость и мужество.

Основные пороки: неразумность, распущенность, несправедливость, трусость.

Стоицизм - психологическая защита человека в нестабильном и несправедливом мире.

 

 

9.3. Неоплатонизм (3-6-й вв. н.э.)



последняя форма идеалистической греческой философии

Плотин (204-270), объективный идеалист, последователь Платона.

Представители - Ямвлих, Порфирий, Прокл.

Основные идеи неоплатонизма:

Бытие имеет иерархическую (ступенчатую) структуру;

Высшей ступенью бытия является некое идеальное начало - Единое (Благо), лишенное всяких свойств.

Благо есть творческое первоначало, которое последовательно создает все остальное в мире: Ум (мысль) – Мировую Душу (чувство) – Материю.

Существующее единство мира носит не материальный, а идеальный характер.

Задача человека подняться вверх по идеальной (духовной) лестнице : от чувств через мысль к Единому (Благу), непостижимому рационально (умом).

Идеи неоплатонизма положили начало средневековой христианской философии.

 

 

Тема 4. Средневековая философия

Западная Европа (V- XIII века н.э.)

 

1. Особенности и основные понятия

Средневековой философии

Особенности:

1) Тесная связь философии с религией и богословием (теологией). Теология(т.е. богословие) – учение о Боге.

Культура (в т.ч. философия) в то время существовала в основном в рамках монастырей. И поэтому философия была исторически тесно связана с религией, иначе - репрессии (гонения на еретиков, инквизиция).

2) Главная задача философии в это время – подтверждать, обосновывать и защищать религиозные догматы (основные положения), изложенные в Библии (как источнике знания и истины), представляя ее положения в философских категориях и опровергая ложные аргументы.

Философия была официально объявлена «служанкой богословия» (Пьетро Домиани, богослов).

Основные понятия:

Креацинизм(креатио - создание)– признание и обоснование учения о создании (т.е. сотворении) мира Богом из ничего.

Теоцентризм – признание Бога главной реальностью, определяющей все остальное. Природа сотворена Богом и зависит от него.

Деизм – Бог создает мир, но затем не вмешивается в его существование и развитие.

Теодицея – оправдание Бога в отношении допускаемого им зла.

 

 

Периоды Средневековой философии и ее значение

 

1 период - Патристика (лат. патрес – отцы) - 5-8 века (Августин Блаженный и др.). Это период учений христианских мыслителей («отцов церкви»), начало создания теории христианства. Задача философии – разъяснять истины божественного откровения.

 

2 период - Схоластика (школьный, ученый) - 9-13 века (Фома Аквинский, Росцелин и др.). Расцвет средневековой философии. Соединение религиозных учений с рационализмом, развитие формальной логики.

Значение средневековой философии:

Несмотря на сильную зависимость от религии и, соответственно, ограниченность в своих действиях и исследованиях, схоластика оказалась полезной:

- для развития собственно философских исследований и дисциплин, в частности: гносеологии и логики, которая использовалась богословием для защиты религиозных догматов в ходе дискуссий.

- в результате уточнялись и углублялись философские понятия и категории (вера и разум, сущность и явления, абстрактное и конкретное и др.).

 

3. Период патристики:

Августин Блаженный (Аврелий) (354-430)

крупнейший философ периода патристики.

Онтология Августина:

Религиозная концепция мира и человека:

Бог создал мир из Ничего. При этом Бог не только создал первичную субстанцию (материю), но и упорядочил, организовал разнообразный мир, создал его свойства (например, время), которые не существовали до мира.

Общество постоянно развивается (идея прогресса!) от низшего состояния («града земного») к совершенному состоянию («граду Божиему») путем перехода людей от неверия и тяги к земным благам к христианству.

Бог явил людям Христа (спасителя мира). История человечества завершится вторым пришествием Христа, страшным судом (кому – рай, кому – ад).

 

Этика Августина:

Религиозно-этическая концепция человека:

 

Природа человека двойственна: включает духовное и телесное начало. Высшая человеческая способность человека – вера в Бога.

Человеку даны разум, мышление, с помощью которого человек способен познавать природу и общество. Однако без веры в Бога разум человека не сможет найти и познать истину.

Только сочетание веры и разума даст человеку путь к добру, а не злу.

Люди равны между собой. Человек ответственен перед Богом и другими людьми за свои дела и свой выбор.

 

 

4. Период схоластики:

Фома (Томас) Аквинский (1225-1274)

г. Аква (Италия). (Аква-минерале). Выдающийся итальянский богослов-схоласт, автор официального учения католической церкви - томизма.Систематизировал схоластику.

Отнология Аквинского:

Соотношение Бога, мира и человека:

(иерархическая структура мира)

Причина возникновения мира - Бог, а не космос, как утверждала античная философия. Бог есть совершенная реальность, первая, абсолютная причина, смысл и цель существования всего на свете.

Мир представляет собой иерархическую, ступенчатую систему. Высшая ступень совершенства - Бог, создавший все. Составные ступени мира: мир людей, а также - живая природа: мир растений и животных и неживая природа:

Бог

Мир людей

Растения и животные

Неживая природа

Отличие человека от животных – в наличии бессмертной души. Смысл жизни человека в достижении счастья - познать и созерцать Бога.

 

Гносеология Ф. Аквинского:

Учение о гармонии веры и разума (знания, науки):

Они не противоречат друг другу, а находятся в гармонии, т.к.:

1. У них много общего, в том числе один и тот же предмет познания – Бог и созданный им мир;

2. Они дополняют друг друга, т.к. разум опирается в основном на абстракции, а вера - на чувства, желания и волю. При этом наука объясняет закономерности мира.

Но наука не может охватить и познать все, например, таинства христианской веры (триединство Бога, воскресение и др.). Их может познать только богословие на основе веры.

3. И вера и разум являются созданиями Бога, а Бог сам себе противоречить не может.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.