Этические концепции античной философии
(Протагор, Эпикур, Сократ, Аристотель)
Этика Сократа, Аристотеля – см. соответствующие параграфы данной темы (№5 Сократ, №7 Аристотель).
8.1. Протагор(485-415), софист, субъективный идеалист.
Бежал из Афин, где за свое сочинение «О Богах» был приговорен к сметной казни.
«Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют» (т.н. положение «homo mensura»).
Так как даже один и тот же человек постоянно меняется, то и мнение его тоже меняется.
Т.е. истина всегда субъективна, т.к. высказывается кем-то и зависит от субъективной оценки человека («холодно или тепло на улице»).
Поэтому общезначимая (объективная) истина невозможна. Следовательно, все в мире относительно и субъективно: знания, этические нормы, религиозные представления.
Сторонник этического релятивизма:
«То, что представляется каждому государству справедливым и прекрасным, то и является таковым для него, пока оно таковым считается».
Т.е. справедливость и этика вообще есть понятие субъективное, относительное, для каждого свое.
8.2. Эпикур (341-270), афинский философ
сторонник эвдемонизма– направления в этике, рассматривающее блаженство и счастье как мотив и цель всех стремлений.
Автор этики свободы:
Будучи последователем атомистического учения Демокрита, полагал, что свободное перемещение (отклонение) атомов в природе, обеспечивает и соответствующую свободу деятельности человека
Основные идеи:
- Задача философии - помочь человеку стать счастливым и избавиться от душевных страданий.
- Страх перед смертью не имеет смысла, т.к. «когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет».
- Цель счастливой жизни – т.н. атараксия («безмятежность души»), т.е. обретение душевного равновесия (спокойствия) и невозмутимости;
- Норма жизни человека – разумное ограничение желаний и потребностей, именно в этом мудрость человека;
- Стиль поведения и девиз Эпикура: «Живи уединенно!», т.е. призыв к уходу из общественной жизни.
Эпикуризм– учение и образ жизни последователей Эпикура. Эпикурейцы – те, кто не задумываясь, наслаждается материальными радостями жизни.
Эллинистическая философия
(скептицизм, стоицизм, неоплатонизм)
заключительный этап древнегреческой и древнеримской философии (3 век до н.э. - 5 век нашей эры).
Скептицизм
Основатель - Пиррон (360-270)
Сомнение в достоверности какого-либо знания, т.к. мир изменчив, а человеческие ощущения как и сами люди субъективны и неодинаковы. Поэтому ничему нельзя придавать безусловного значения.
Единственно правильный способ отношения к вещам состоит в воздержании от каких-либо суждений о них.
9.2. Стоицизм(III – II век до н.э.)
Основатель – Зенон из Китеона (336-265 до н.э.). Навание школы «Стоя» (место у «Пестрого портика» в Афинах, где Зенон излагал свое учение).
Высшая цель человека – достижение счастливой жизни. Для этого необходимо освободиться от страстей и пороков через апатию - терпение, сдержанность, душевный покой (а – не, патос – страсть).
Человек не свободен, он зависит от судьбы, фатума (рока): (богатство или бедность, здоровье или болезнь). Он не властен изменить судьбу, но властен изменить свое отношение к жизни. Поэтому нужно со спокойствием переносить в жизни и радости и невзгоды (унижение, страдания, бедность и др.).
Вывод: не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней!
Нравственный идеал – быть добродетельным и избегать пороков.
Основные добродетели: благоразумность, умеренность, справедливость и мужество.
Основные пороки: неразумность, распущенность, несправедливость, трусость.
Стоицизм - психологическая защита человека в нестабильном и несправедливом мире.
9.3. Неоплатонизм (3-6-й вв. н.э.)
последняя форма идеалистической греческой философии
Плотин (204-270), объективный идеалист, последователь Платона.
Представители - Ямвлих, Порфирий, Прокл.
Основные идеи неоплатонизма:
Бытие имеет иерархическую (ступенчатую) структуру;
Высшей ступенью бытия является некое идеальное начало - Единое (Благо), лишенное всяких свойств.
Благо есть творческое первоначало, которое последовательно создает все остальное в мире: Ум (мысль) – Мировую Душу (чувство) – Материю.
Существующее единство мира носит не материальный, а идеальный характер.
Задача человека подняться вверх по идеальной (духовной) лестнице : от чувств через мысль к Единому (Благу), непостижимому рационально (умом).
Идеи неоплатонизма положили начало средневековой христианской философии.
Тема 4. Средневековая философия
Западная Европа (V- XIII века н.э.)
1. Особенности и основные понятия
Средневековой философии
Особенности:
1) Тесная связь философии с религией и богословием (теологией). Теология(т.е. богословие) – учение о Боге.
Культура (в т.ч. философия) в то время существовала в основном в рамках монастырей. И поэтому философия была исторически тесно связана с религией, иначе - репрессии (гонения на еретиков, инквизиция).
2) Главная задача философии в это время – подтверждать, обосновывать и защищать религиозные догматы (основные положения), изложенные в Библии (как источнике знания и истины), представляя ее положения в философских категориях и опровергая ложные аргументы.
Философия была официально объявлена «служанкой богословия» (Пьетро Домиани, богослов).
Основные понятия:
Креацинизм(креатио - создание)– признание и обоснование учения о создании (т.е. сотворении) мира Богом из ничего.
Теоцентризм – признание Бога главной реальностью, определяющей все остальное. Природа сотворена Богом и зависит от него.
Деизм – Бог создает мир, но затем не вмешивается в его существование и развитие.
Теодицея – оправдание Бога в отношении допускаемого им зла.
Периоды Средневековой философии и ее значение
1 период - Патристика (лат. патрес – отцы) - 5-8 века (Августин Блаженный и др.). Это период учений христианских мыслителей («отцов церкви»), начало создания теории христианства. Задача философии – разъяснять истины божественного откровения.
2 период - Схоластика (школьный, ученый) - 9-13 века (Фома Аквинский, Росцелин и др.). Расцвет средневековой философии. Соединение религиозных учений с рационализмом, развитие формальной логики.
Значение средневековой философии:
Несмотря на сильную зависимость от религии и, соответственно, ограниченность в своих действиях и исследованиях, схоластика оказалась полезной:
- для развития собственно философских исследований и дисциплин, в частности: гносеологии и логики, которая использовалась богословием для защиты религиозных догматов в ходе дискуссий.
- в результате уточнялись и углублялись философские понятия и категории (вера и разум, сущность и явления, абстрактное и конкретное и др.).
3. Период патристики:
Августин Блаженный (Аврелий) (354-430)
крупнейший философ периода патристики.
Онтология Августина:
Религиозная концепция мира и человека:
Бог создал мир из Ничего. При этом Бог не только создал первичную субстанцию (материю), но и упорядочил, организовал разнообразный мир, создал его свойства (например, время), которые не существовали до мира.
Общество постоянно развивается (идея прогресса!) от низшего состояния («града земного») к совершенному состоянию («граду Божиему») путем перехода людей от неверия и тяги к земным благам к христианству.
Бог явил людям Христа (спасителя мира). История человечества завершится вторым пришествием Христа, страшным судом (кому – рай, кому – ад).
Этика Августина:
Религиозно-этическая концепция человека:
Природа человека двойственна: включает духовное и телесное начало. Высшая человеческая способность человека – вера в Бога.
Человеку даны разум, мышление, с помощью которого человек способен познавать природу и общество. Однако без веры в Бога разум человека не сможет найти и познать истину.
Только сочетание веры и разума даст человеку путь к добру, а не злу.
Люди равны между собой. Человек ответственен перед Богом и другими людьми за свои дела и свой выбор.
4. Период схоластики:
Фома (Томас) Аквинский (1225-1274)
г. Аква (Италия). (Аква-минерале). Выдающийся итальянский богослов-схоласт, автор официального учения католической церкви - томизма.Систематизировал схоластику.
Отнология Аквинского:
Соотношение Бога, мира и человека:
(иерархическая структура мира)
Причина возникновения мира - Бог, а не космос, как утверждала античная философия. Бог есть совершенная реальность, первая, абсолютная причина, смысл и цель существования всего на свете.
Мир представляет собой иерархическую, ступенчатую систему. Высшая ступень совершенства - Бог, создавший все. Составные ступени мира: мир людей, а также - живая природа: мир растений и животных и неживая природа:
Бог
Мир людей
Растения и животные
Неживая природа
Отличие человека от животных – в наличии бессмертной души. Смысл жизни человека в достижении счастья - познать и созерцать Бога.
Гносеология Ф. Аквинского:
Учение о гармонии веры и разума (знания, науки):
Они не противоречат друг другу, а находятся в гармонии, т.к.:
1. У них много общего, в том числе один и тот же предмет познания – Бог и созданный им мир;
2. Они дополняют друг друга, т.к. разум опирается в основном на абстракции, а вера - на чувства, желания и волю. При этом наука объясняет закономерности мира.
Но наука не может охватить и познать все, например, таинства христианской веры (триединство Бога, воскресение и др.). Их может познать только богословие на основе веры.
3. И вера и разум являются созданиями Бога, а Бог сам себе противоречить не может.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|