Сделай Сам Свою Работу на 5

Атомистический материализм





(Демокрит, Левкипп, Эпикур, Лукреций Кар)

Демокрит (460-370)– великий древнегреческий материалист.

Отказался от попытки объяснения первоначала (основы) природы каким-либо конкретным видом вещества. Создал атомистическую теорию, параллельно и независимо с Левкиппом (ок. 460 г. до н.э., сочинения которого не сохранились).

 

Онтология Демокрита:

Атомистическая теория:

Мир состоит из мельчайших неделимых частиц – атомов, которые движутся в пустоте.

Атомы материальны, разнообразны по форме (круглые, угловатые, кубические, крючкастые, шероховатые), весу и порядку расположения. Соединяясь в различные комбинации, атомы образуют все тела.

Доказательство материализма в атомистической теории:

- раз атомы неделимы, то следовательно неразрушимы и вечны, как и сама природа, из них состоящая. Следовательно, природу никто не создавал и она первична и не создана Богами.

Принцип (закон) каузальности:

Каузальность (лат. causa – причина) - причинность, закономерная связь причины и следствия.

Принцип каузальности - каждое явление имеет свою причину и одновременно является причиной другого явления (следствия). То есть – без причины ничего не появляется.



 

В мире атомов господствует абсолютная причинность (необходимость), они не могут произвольно отклоняться в движении. Это привело Демокрита к фатализму - отрицанию свободы действий и воли.

 

Эпикур (341-270):развивал учение Демокрита об атомах.

В природе бесчисленное множество спонтанно развивающихся миров в результате столкновения и разъединения атомов, помимо которых существует лишь пустота. Души и живые существа состоят из легчайших, тончайших и наиболее подвижных атомов. Между мирами живут Боги.

В отличие от Демокрита Эпикур допускает возможность произвольного отклонения атомов и наличия случайности в мире.

Лукреций Кар (96-55 до н.э.),

древнеримский философ, последователь Эпикура в его объяснении устройства мира.

Однако в отличие от Эпикура - сторонник признания строго действующего порядка (рока), равнодушного к людям и предопределяющего их горести и беды.

Значение атомистической теории:

Впоследствии, на основе данного учения об атоме была создана теория атомистического строения материи (до середины 20 века).



 

Диалектика в древнегреческой философии

(Гераклит, Зенон, Платон, Аристотель)

Диалектика - учение о развитии и взаимосвязи.

Диалектика бывает двух видов:

1) Объективная – диалектика вещей (т.е. материального мира)

2) Субъективная – диалектика понятий

Исторические формы диалектики:

1) стихийная (древнегреческая)

2) идеалистическая (Гегель и др.)

3) материалистическая (К.Маркс)

 

Древнегреческая диалектика носила во многом стихийный характер: весь мир рассматривался непрерывно изменяющимся, переходящим из одной формы в другую.

 

Диалектика Платона: - см. в его учении о двойственности мира (параграф №5);

Диалектика Аристотеля: - см. в его учении о материи и форме мира (параграф №6).

 

Гераклит (ок.544- ок.483), материалист,

родоначальник объективной диалектики (т.е. диалектики вещей в природе).

В основе всего огонь.Все возникает из огня и в него же превращается, в т.ч. не только обычные материальные тела, но и души людей (они тоже материальны - сухой огонь).

Основные идеи Гераклита:

изменчивость, развитие, противоречивость, релятивизм

1. Всеобщая изменчивость мира: “Все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного”.

2. Качественный характер изменений (развитие):

“В одну и ту же реку нельзя войти дважды,

т.к. на входящего текут все новые и новые воды”.

3. Противоречивость мира. “Жизнь природы есть непрерывный поток движения. Противоположности переходят одна в другую” (Теплое холоднеет, влажное усыхает и т.д.).

Источник движения и развития - противоречия, борьба между противоположностями. Война это и борьба противоположностей и их единство. «Война всеобща, справедливость в распре, все рождается через распрю».



4. Сформулировал принцип релятивизмавсё существующее носит относительный (временный) характер (из-за всеобщей изменчивости мира). Поэтому все предметы и явления следует рассматривать друг относительно друга (во взаимосвязи).

Относительно все, включая и истину (то есть истина не абстрактна, а конкретна - для определенных явлений и времени).

В отсутствие филос. терминологии, Гераклит выражал свои диал. идеи не в филос. понятиях, а в конкретных художественных образах.

Примеры относительности Гераклита:

1) Что лучше золото или солома? - «Ослы золоту предпочли бы солому”.

2) Морская вода - чистая или грязная? - “Морская вода - чистейшая и грязная - соответственно для рыб и для людей”.

3) Прекраснейшая обезьяна отвратительна по сравнению с человеком”.

 

Абсолютный релятивизм – признание наличия всеобшей, абсолютной относительности, т.е. отсутствие всякой устойчивости в мире, следовательно и наличие какой-либо истины.

Кратил(5 век до н.э.) -“Нельзя войти в одну и туже реку и единожды” . Он сделал крайний вывод – в мире нет ничего устойчивого, следовательно нет и истины. Это – т.н. абсолютный релятивизм.

 

Евбулид(4 век до н.э.), из Милета, ученик Гераклита

Парадоксы: “Куча”; “Лысый”

Указал на механизм развития: переход из одного качества в другое происходит путем накопления необходимых количественных изменений.

 

Зенон Элейский (490-430)

Прославился своими апориями (затруднения, неразрешимое противоречие): Ахиллес и черепаха, Дихотомия (деление пополам), Стрела, Стадион.

В апории «Ахиллес и черепаха» Ахиллес в принципе не может догнать черепаху, т.к. нельзя за конечное время преодолеть бесконечное количество отрезков, на который делится расстояние между ними.

Этим он доказывает невозможность мыслить движение без противоречия (конечная бесконечность). А то, что нельзя мыслить - не существует. Поэтому мир не такой, каким мы его воспринимаем. Его сущность не совпадает с нашим ощущением о нем.

Показал диалектическое противоречие и разница между сущностью и явлением, между чувственным и рациональным познанием.

 

Заслуги древнегреческих диалектиков:

они сформулировали:

1. Принцип противоречивости всего существующего, перехода явлений в свою противоположность.

2. Диалектическую идею развития путем перехода количественных изменений в качественные. (Парадоксы Евбулида)

3. Принцип всеобщей взаимосвязи всех процессов и явления, а также соответствующих им понятиям (релятивизм)

 

Афинская школа

(Сократ, Платон, Аристотель)

Философия Сократа

Сократ (469-399)– объективный идеалист, скульптор.

Сам ничего не писал. Излагал свои идеи устно в форме диалога или спора. Создал в Афинах философскую школу. Осужден за критику богов и афинской демократии (бобы – жребий при выборе должностных лиц государства (рулевой, плотник, флейтист) – глупо!). Присужден к изгнанию. Казнен (цикута, «Гамлет»).

Гноселогия Сократа:

Скептически относился к возможности и необходимости эмпирического познания природы, к способностям органов чувств. Это противно Богу, который руководит природой. Т.е. Сократ был агностиком в познании материального мира.

Природу познать невозможно и не нужно, т.к. ею руководит Бог (агностицизм Сократа). Во власти человека не природа, а его душа. В ней сущность человека. Поэтому главная задача человека – самопознание для нахождения общечеловеческих нравственных норм, чтобы человек стал лучше.

Главные нравственные ценности: бескорыстие, служение добру, следование своему долгу и принципам.

«Познай самого себя!» – (Nosce te ipsum).

Знание есть обнаружение общего для ряда вещей (т.е. создание понятий).

 

Этика Сократа: сторонник рационалистической этики (этического идеализма).

Дурные поступки людей - из-за незнания или заблуждения. Добродетель невозможна без наличия знаний, следовательно, она зависит от познания. Т.е. человек может стать лучше, нравственнее, только если будет углублять знания. Т.о. знание есть источник нравственного развития общества.

Т.о. Сократ – рационалист и об. идеалист, т.к. гл. движущая сила развития общества – знание (т.е. идеальное начало).

Логика Сократа:

Развил искусство спора для исследования и совершенствования понятий с помощью диалектики (путем последовательного и качественного уточнения и углубления понятий).

Это т.н. «субъективная диалектика», т.е. диалектика понятий, мышления, в отличие от объективной диалектики природы (вещей). Противоречия есть движущаяся сила развития. Познание истины может быть только в научном споре путем столкновения мнений и разрешения возникающих противоречий.

Создал т.н. «метод иронии» - последовательное приведение соперника в споре к противоречию с его первоначальным утверждением, после чего начинался совместный поиск истины и уточнение понятия.

Например:

диалог «Сократа – Евтидем» о понятии «несправедливость»:

1 уровень исследование понятий «справедливость» – это хорошие поступки.

Евтидем: «Несправедливость» - есть несправедливые поступки (ложь, обман, грабеж) – то что плохо».

Сократ: «А хитрость (обман) врага в бою? А военные трофеи?». Нахождение противоречия у оппонента.

2 уровень:

Евтидем: Неправедливость – это обман друзей. (Друзьям надо говорить только правду!). А по отношению к врагам обман допустим.

Сократ: Поддержка тяжело заболевшего друга добрым словом «Ты обязательно выздоровеешь!». (или святая ложь врача перед пациентом).

3 уровень:

Совместный, окончательный вывод:

уточненное понятие «несправедливости»: «Несправедливость есть плохие поступки по отношению к друзьям, которые им вредят».

Т.о. уточнение понятия идет через разрешение диалектических противоречий в споре, т.е. через качественное развитие.

Сравни:

Первоначальное понятие «Человек» как биологический вид: Это животное на двух ногах без перьев.

Уточненное понятие: Человек есть животное на двух ногах без перьев и клюва»

 

 

Платон

 

(наст. имя Аристокол - широкие плечи, ок.427-347 до н.э.)

Объективный идеалист, ученик Сократа. Бежал из Афин после гибели учителя. Создатель системы объективного идеализма. Создал философскую школу – Академию (сад на окраине Афин), ученики – академики. (Существовала 900 лет!).

Онтология Платона:

Платон перешел от анализа предметов к анализу понятий как основы вещей.

Учение о двойственности мира:

Мир двойственен. В основе всего лежит мир идей (эйдосов), которые создаются и движутся с помощью Бога (мастера). Идеи в отличие от предметов истинны, вечны, неизменны, например, идея «добро», «человек».

Есть также мир предметов (вещей), он вторичен и производен от мира идей (эйдосов), т.к. вещи временны, возникают и погибают, движутся и изменяются. В них нет ничего прочного и, следовательно, истинного.

Предметы это как мерцающие от костра тени на стене пещеры. Например, отдельные деревья появляются и исчезают, а идея дерева неизменна и вечна.

Диалектика мира - в единстве и взаимосвязи мира идей и мира вещей.

Таким образом, Платон подчеркивает значимость идей (понятий) в мире, например, в науке и их диалектическую связь с вещами!

 

Гносеология Платона:

В познании главная роль отводится душе, т.к. чувства обманывают человека. Для познания мира нужно «закрыть глаза и заткнуть уши». И дать размышлять душе, которая будет «вспоминать» (анализировать) врожденные идеи, которые ей даны свыше до рождения человека.

Предметом познания является мир идей, которые постоянны, устойчивы.

Именно знание идеи вещи позволяет познать и саму вещь.

 

Социальная философия Платона:

Учение об идеальном государстве:

Был фанатиком государства. Главная идея – идея «блага».

Создал проект идеального государства:

1. Государство есть самое высшее и справедливое из всего существующего.Государство необходимо в силу несовершенства человека. Его цель – забота о благе своих граждан. Частное должно быть подчинено общественному. Отсюда принцип: «Человек для государства, а не наоборот». Этот вывод следует из соотношения понятий «общее» и «единичное».

2. Государство основывается на разделении труда. Для этого граждане делятся на разряды (классы) в зависимости от типа души (чувственная и разумная). Государством правят философы (разумная душа). Охраняют воины (разумная душа). Остальные – ремесленники, купцы, земледельцы (крестьяне) – чувственная душа.

Каждый занимается своим делом. В этом гарантия справедливости и гармонии общества. Господствует аристократия.

3. Укреплению государства мешает частная собственность и семья. Поэтому необходимо:

- лишить правителей и воинов личной собственности;

- ввести общность жен и государственное воспитание детей (детсадик им. Платона!)

4. Лучшая форма правления – аристократическая республика или монархия.

Неограниченная свобода при демократии приводит к тирании и рабству. (ср. - Временное Правительство 1917 г. в России).

Вывод:Фактически «идеальное государство» Платона есть прообраз тоталитарного государства, которое полностью (тотально) контролирует все сферы жизни общества, в том числе и частную жизнь своих граждан (ср. СССР – Сталин).

 

7. Аристотель (384-322 до н.э.)

 

непоследовательный объективный идеалист. Ученик Платона. Основал в Афинах философскую школу Ликей. Энциклопедист.

Наставник Александра Великого (Македонского). Маркс:«Аристотель величайший мыслитель древности». Автор геоцентрической системы мира (центр мира – Земля).

Онтология Аристотеля:

Перводвигатель – Бог. В природе существует принцип бессознательной целесообразности развития.

Учение о материи и форме:

Отверг вывод (тезис) Платона о первичности и оторванности идей от чувственно воспринимаемых вещей. Идеи (Платона) это лишь понятия, то есть копии отражающие действительный, материальный мир. «Амикус Плятта, сэд магис амика эст веритас» («Платон мне друг, но истина дороже»).

Материя (природа) есть первичная реальность, она объективна, несотворима и неуничтожима. Однако она пассивна, неоформлена и выступает лишь как потенциальная возможность существования единичных вещей (подобно глыбе мрамора).

Предметы возникают в результате соединения материи с той или иной формой, которая и придает ей определенность. Таким образом, каждая вещь есть единство материи и формы.

Например: медный шар: медь (вещество, материя) + шар (форма). Они составляют единство.

Формы, в конечном счете, приводятся в движение безличным Богом (форма форм). Бог является источником, причиной и конечной целью всякого движения.

Вывод:Таким образом, Аристотель впервые говорит о существующей диалектической взаимосвязи понятий ( в данном случае «материи» и формы»).

 

Учение Аристотеля о категориях:

Категории –есть высшие родовые понятия, к которым сводятся все остальные понятия, и которые отражают наиболее общие связи и отношения вещей в мире.

Категории лежат в основе мира.

Сформулировал ряд основных философских категорий (10): сущность, количество, качество, время, место и др. (отношение, положение, обладание, действие, страдание).

 

Аристотель основатель формальной логики(вывел суждения и умозаключения).

Гносеология Аристотеля:

Здесь Аристотель - материалист, эмпирик.

Объективная действительность существует независимо от субъекта. Ощущения человека есть отражения предметов внешнего мира в его мозгу.

Источник познания – чувственный опыт (см. эмпиризм). В разуме нет ничего, чего раньше не было бы в ощущении, кроме высших аксиом науки и мышления.

 

Социальная философия Аристотеля:

Учение о человеке и государстве:

Изучил и описал опыт устройства 158 греческих городов-полисов.

Некоторые выводы:

1. Человек есть общественное (политическое) животное со стремлением к совместной жизни;

2. Рабство – в природе человека и общества (т.е. свойственно им!);

3. Цель государства – обеспечение счастья свободным гражданам. Счастье – хорошая жизнь;

4. Самый полезный класс – земледельцы (землевладельцы);

5. Управлять обществом должны люди с умеренным достатком, заботящиеся обо всем обществе;

Формы правления:

В отличие от Платона он не разрабатывает идеал государственного устройства, а анализирует существующие формы правления государства, выбирая наиболее способствующие благой жизни.

Аристотель различал хорошие и плохие формы управления государством:

Три хорошие формы:

1) монархия, 2) аристократия и 3) лучшая - "полития" (власть среднего класса), основанная на смешении олигархии и умеренной демократии.

При хороших формах исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит всему обществ.

Три плохиеформы: тирания, крайняя демократия, чистая олигархия.

Этика Аристотеля:

Фактически разработал основные положения этики как философской дисциплины.

1. Нравственность есть стремление к благой цели, проявляется только в обществе, в общении.

2. Добродетельное поведение – добрые намерения, сознательность и направленность на достижение справедливости.

3. Справедливость – подчинение закону и его соблюдение.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.