Сделай Сам Свою Работу на 5

Общенаучные методы познания. Диалектика и метафизика

Основные точки зрения на возможность познаваемости мира:

1. Гносеологический оптимизм– точка зрения о том, что мир принципиально познаваем. Сторонники – т.н. гносеологические оптимисты.

2. Агностицизм («а» – не, гносис – знание, агностос - непознаваемый) – точка зрения, полагающая, что мир непознаваем (по крайней мере, непознаваема его сущность). Например: И.Кант

Сторонников агностицизма называют агностиками.

Причины агностицизма:

1) Сравнительно ограниченные физические и технические возможности

человека в познании мира даже сегодня.

2) Огромные масштабы и сложность мира.

3) Постоянная изменчивость самого мира, а, следовательно, образование всех новых, непознанных еще вещей (например, новых звезд, болезней, явлений в атмосфере).

3. Скептицизм – точка зрения тех, кто сомневается в познаваемости мира (хотя и не утверждает этого твердо и категорично) (англ. философ Дейвид Юм, 1711-1776).

Общенаучные (универсальные) методы познания

Разрабатываются философией. Очень важны, т.к. они универсальны, и поэтому в отличие от методов конкретных (частных) наук, могут применяться в различных науках.

Среди основных общенаучных (философских) методов выделяют: диалектический метод, метафизический метод, анализ, синтез, индукция, дедукция, эмпиризм, рационализм, сенсуализм и др.

Диалектический метод познания (мышления) рассматривает все предметы, а также соответствующие им понятия:

1. В постоянном, качественном изменении (то есть в развитии);

Например:

- развитие предметов: изменение растения, человека (Иванов)

- развитие понятий: изменение понятий «экономика», «общество».

2. Во взаимосвязи и взаимообусловленности

Например:

- взаимосвязь предметов - мать и дитя, солнце и планеты;

- взаимосвязь понятий - «экономика» и «политика», «учеба» и «знания».

 

Метафизический метод познания (мышления) рассматривает все предметы, а также соответствующие им понятия:

1. Лишь в количественном изменении (уменьшении или увеличении, в простом перемещении, повторении пройденного).



Например: вращение Земли вокруг солнца; смена времен года, поколений людей.

2. Изолированно, обособленно друг от друга.

Например: изучение и решение конкретной проблемы вне учета ее связи с другими; рост цен без соответствующего роста доходов населения;

 

Философия и другие науки. Значение философии

Принципиальное отличие философии от других наук

А. Философия исследует мир в его совокупности (целостности и взаимосвязи) и открывает (формулирует) всеобщие (универсальные) законы, категории, методы познания, действие которых проявляется во всех или в большинстве сфер действительности:

Например:

1. Философские законы: закон «перехода количественных изменений в качественные» (сформулирован Гегелем).

2. Философские категории (т.е. главные понятия наук): качество, количество, причина, следствие и др. также используются в любых науках (в отличие от категорий частных наук: товар, деньги, энергия и др.).

3. Философские методы познания: диалектика, индукция, дедукция и др. также универсальны в отличие, например, от метода спектрального анализа.

Б. Частные (т.н. конкретные) науки в отличие от философии изучают отдельные (конкретные) сферы действительности и соответствующие им частные законы, используя соответствующие частные методы исследования (например, эксперимент).

Например:

- механика – механические воздействия (причины столкновение тел и их последствия)

- экономика – вопросы экономики, например, проблемы инфляции (причины появления инфляции). Но проблем инфляции не существует в астрономии (небесные тела).

- физика – физические законы

- астрономия – законы вращения небесных тел в звездных системах.

Взаимосвязь философии и частных наук

 

1. Философия дает частным наукам:

- универсальную картину мира в его совокупности;

- универсальные законы, категории, методы исследования действительности;

- дает ценностные ориентации поведения (н-р, понимание единства природы и человека, понимания природы как партнера, а не просто как средства для обогащения).

В этом – важное значение философии для науки.

 

2. Частные науки дают философии:

конкретные научные данные (факты), частные законы разных сфер действительности. На их основе философия делает обобщения, формулирует общенаучные законы, категории, методы познания.

На основе интеграции этих знаний, философия строит универсальную картину мира. Частнонаучные знания связывают философию с конкретной действительностью.

 

Значение философии и ее место в духовной культуре

- заключается в ее функциях.

Философия:

- помогает выбирать оптимальные пути развития общества и поведения человека;

- принимать проверенные и обоснованные решения;

- использовать научные (философские) методы познания.

Роль и значение философии возрастает в переходные и нестабильные периоды развития общества.

Наряду с наукой философия занимает важное место в духовной культуре человечества.

Назначение философии — научить человека самостоятельно и творчески мыслить, понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определять направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит во Вселенной.

 

Основные этапы и направления развития философии

(История философии)

Тема 2: Восточная философия:

I часть. Философия древней Индии.

II часть. Философия древнего Китая).

 

I часть. Философия Древней Индии

 

Главное отличиедревнеиндийской философии и мировоззрения от Западной философии в том, что она направлена на самосовершенствование человека (его внутреннего мира), тогда как Западная философия – на изменение внешних условий существования человека (через познание мира).

Главные учения:

- брахманизм

- джайнизм

- буддизм

- индуизм (веданта, йога)

- чарвака (материалисты)

 

Брахманизм

– главное учение индийской философии.

Основано на учении брахманов (жрецов), учивших по Ведам(собрание древних священных книг и гимнов в честь богов – подобие Библии).

Философская часть Вед – Упанишады(сидеть рядом с учителем).Главное внимание в них к человеку, к его нравственному совершенствованию (например, вопросы «Кто мы?», «Откуда мы пришли?», «Куда мы идем?»).

В мире - два духовных начала (Брахман и Атман):

Брахман – универсальная, безличная мировая душа, основа бытия, объективное духовное начало, из которого возникает весь мир с его элементами;

Атманиндивидуальная душа человека («Я»), субъективное духовное начало.

Они противоположны друг другу (как объект и субъект) и одновременно тождественны (слитны, едины) на высшем уровне развития субъективного «Я».

В этом диалектическая взаимосвязь, единство (тождество) мира и отдельного человека («Я»).

Сансар(круговорот жизни) - человеческая жизнь бесконечно перерождается и новое рождение индивида обуславливается (определяется) законом Кармы(закон воздаяния за содеянное).

Будущее человека (его новое состояние и сословие (варна) определяется его поступками в прошлых жизнях. При плохих поступках он не только переходит в более низшую касту, но его душа может переселиться даже в животного. То есть, судьба человека зависит от его поведения. Это обычный для людей путь«путь отцов» (питръяна).

В.Высоцкий: «Кто верит в Магомета…».

Другой путь – истинный, это «путь Богов» (деваяна). Это достигается при помощи постоянного нравственного совершенствования, освобождения от страстей (мокша), аскетизма, осознании своего тождества с миром.

При этом душа человека (Атман) освобождается от бесконечного перерождения (сансары), сливается с Брахманом и остается в нем навсегда, освобождаясь от влияния Кармы (воздаяния).

Выводы: Жизнь человека есть бесконечная цепь перерождений, а истинная цель - выйти из этой цепи (покинуть сансару), т.е. избавиться от земной жизни.

Поэтому человек должен быть нацелен на внутреннее самосовершенствование, а не на изменение внешних условиях – природы и общества.

Поиск истины осуществляется не теоретическим познанием мира (эмпирическим или рациональным), как в европейской философии, а нравственным совершенствованием человека через аскетизм (воздержание, отказ от жизненных благ).

 

Джайнизм

– 6 век до н.э. Основатель - Махавира Вардхамана (599-527 гг. до н. э.)

 

Это учение о бытии личности.

Личность дуалистична и состоит из 2 частей: души и тела, которые связаны между собою кармой (тонкой духовной материей, в отличие от кармы в брахманизме, понимаемой как закон воздаяния). Душа, связанная кармой, постоянно странствует и перерождается.

Два уровня существования:

А) Несовершенный: душа соединена с материей (телом) и страдает;

Б) Совершенный: душа освобождается от кармы и тела и находится в состоянии нирваны блаженства.

Нирвана достигается праведной жизнью человека – аскетизмом (отстранение от богатства, суеты, страстей, уважение ко всем живым существам). Лишь аскетизм освобождает душу и прекращает ее перерождения.

Освобождение от кармы носит индивидуальный характер.

 

 

Индуизм

Состоит из 6 систем (в т.ч. веданта, йога).

Всех их объединяет поиск путей искупления и выхода из круговорота сансары (перерождения) и кармы.

1) Веданта – важнейшая система и философская основа индуизма.

Выход из бесконечного круговорота сансары (перерождения души) возможен только путем познания истины о том, что подлинный, реальный мир – это абсолютный духовный мир (Брахман) с которым соединяется душа (Атман), а не окружающий нас материальный мир.

Главный путь к достижению этого знания (истины) – соблюдение нравственных норм и медитация (интенсивное размышление над проблемами Вед).

2) Йога(напряжение, глубокое размышление, созерцание)– школа практического психологического обучения человека.

Правила психической тренировки (включают последовательные ступени):

- самонаблюдение

- овладение дыханием при определенных позах тела

- изоляция чувств от внешних воздействий

- концентрация мысли

- медитация

- состояние отторжения души от дела.

На последней ступени душа освобождается от тела, от перерождения (сансары) и кармы.

Йога направлена на формирование высоконравственной личности.

 

 

Буддизм

Возник в VI веке до н.э. Основатель - индийский принц Сиддхартха Гаутама (Будда – просветленный, пробужденный).

Главный вопрос – бытие личности.

В основе буддизма «четыре благородные истины»:

1. Существование человека связано со страданием.

2. Причиной страданий - жажда (стремление к жизни), ведущая через радости и страсти к бесконечным перерождениям.

3. Освободиться от страдания (и перерождений) возможно только устранив ее причину - жажду.

4. Для этого необходимо погасить желания путем отрешения от мирской суеты и забот и погружением в медитацию.

Медитация(лат. медитацио – сосредоточенное размышление) – углубленная сосредоточенность и отрешение от внешних объектов и внутренних переживаний.

В результате достигается состояние нирванывысшее блаженство в виде отрешенности от жизненных забот и желаний. При этом человек освобождается от перерождений и сливается с Богом.

Главный принцип буддизма – терпимость (толерантность) – не причинение вреда окружающим

 

Чарвака

материалистическое учение (по имени ее основателя - Чарваки).

Отрицаетидеалистическое учение Брахманизма (учение о Брахмане, Атмане, сансаре и карме).

Основой всего сущего является материя в виде четырех первоэлементов: земля, вода, огонь и воздух. Жизнь и сознание – производные от них.

Познание мира – только на основе чувственного восприятия (сенсуализма). А т.к. чувства у каждого индивидуальны, то и нравственные нормы и истина у каждого свои. Отрицание роли разума, интеллекта в познании.

Никакого Бога и потустороннего мира нет, а есть только мир настоящий. Поэтому надо наслаждаться жизнью (гедонизм – греч. Гедоне - наслаждение) и брать от нее все, не обращая внимания на нравственные нормы.

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.