Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности воспитания на разныхстадияхпервобытного общества





Воспитание как общественно-историческое явление.Концепции происхождения воспитания.

Человек появился около 40 тыс. лет на­зад. Именно тогда произошел качественный сдвиг, которым завершился процесс выделения человека из животного мира.Зарождение воспитания происходит на самой ран­ней ступени общественного развития. Вопрос о его возникновении по-разному рассматривается ученымиНаиболее распростра­ненными и широко известными являются следую­щие концепции происхождения воспитания.

Биологическая - в основе воспитания представи­тели данной концепции (Ш. Летурно, А. Эспинас) ус­матривают стремление человека к продолжению рода и закон естественного отбора. Они отрицают созна­тельный характер воспитания, представляют его как стихийно-естественное явление.Психологическая - основывается на бессознатель­ном подражании детей старшим, на утверждении, что первобытное воспитание возникло как процесс постепенного приспособления детей к существовав­шему тогда порядку вещей.Социалъно-джомическая - в качествеусловия возникновения воспитания выдвигает тру­довую деятельность людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения. Биологические пред­посылки рассматриваются как основа перехода от животного состояния к человеческому благодаря труду. Большую роль в становлении и распростране­нии этой концепции сыграла работа Ф. Энгельса«Ди­алектика природы. Роль труда в прессе превраще­ния обезьяны в человека».Основная задача воспитания во всех формаци­ях - целенаправленная передача подрастающим по­колениям социально-исторического опыта: знаний, умений и навыков.



Особенности воспитания на разныхстадияхпервобытного общества

Многие зарубежные ученые де­лят первобытное общество на преторию (эпоха па­леолита) и протоисторию (от эпохи мезолита до на­чальной стадии металлического века), собственно историю они начинают с появления государства и письменности.

Согласно исторической периодизации, первобыт­ное общество делится на две стадии: стадную общи­ну - дородовое общество и родовую общину, подраз­деляемую на матриархальную и патриархальную.Воспитание в дородовом обществе носило крайне ограниченный и примитивный характер. В этот пе­риод все было общим, даже дети принадлежали всем, поэтому их воспитывали коллективно. Выделялись три возрастные группы: старики, взрослые, дети. Каждая группа имела свои права и обязанности (тру­довая повинность, про на получение пищи, учас­тие в собрании, вступление в брачные отношения и др.). Детям прививали необходимые жизненные на­выки и трудовые умения, знакомили с обычаями сво­его племени, учили выполнять обряды На определенной стадии развития общества известные различия уста­новились для мальчиков и девочек. Так, мальчики участвовали вместе с взрослыми мужчинами в изго­товлении оружия, в охоте, рыбной ловле, а девочки вместе с женщинами готовили пищу, делали посуду, шили одежду. В связи с тем что процесс добывания средств в целом был несложным, дети прямо вклю­чались в доступную для них трудовую деятельность.



Воспитание в родовой общим приобретаетболее многосторонний ипланомерный характер. Родовая община поручает воспитание подрастающего поколе­ния наиболее опытным людям. Детей знакомят с правилами зародившегося культа, сказаниями, пре­даниями о героях, которые являются источником воспитания нравов, поведения, определенных черт характера

С мезолита стаж из­вестны ампутации конечностей, трепанация черепа, лечение переломов с использованием шин, лечение ран, нарывов, змеиных укусов путем прижигания, высасывания крови. Применялись также разнооб­разные способы лечения простудных и кожных забо­леваний.К концу родового строя появилась пиктография -самая ранняя форма письменности,Включение юношей и девушек в число полноправ­ных членов рода, т.е. переход в группу взрослых, со­провождалось особыми торжественными испытани­ями, посвящениями, так называемыми инициациями, во время которых проверялась способность пере­носить боль, лишения, проявлять ловкость, храб­рость.Следовательно, на данной ступени развития пер­вобытногообщества воспитаниеначинает выделять­ся как осбая форма общественной деятельности по ряду причин. Во-первых, оно уже осуществляется не только в процессе трудовой деятельности, от случая к случаю, но и в свободное от труда время. Во-вторых, воспитанием занимаются специальные люди (наибо­лее опытные из группы стариков). В-третьих, воспи­тание принимает специальные формы (подготовка к посвящениям, своего рода экзаменам, для демонст­рации достижения цели воспитания) и осуществля­ется в специальных учреждениях - «домах молоде­жи».



4Историческое и современное значение этнопедагогикиНародная педагогика (этнопедагогика) - это сово­купность мыслей, представлении, навыков и при­емов в области воспитания, отраженных в народном творчестве. Она появилась в связи с необходимостью передавать от поколения к поколению общественно-исторический опыт. До возникновения письменнос­ти единственным путем передачи опыта был устный

Современное значение этнопедагогики связано с проблемой формирования национального самосозна­ния и с созданием национальной системы образова­ния. Педагогу важно понимать и чувствовать школу как единое, развивающееся историческое целое со своими традициями, закономерностями обновлений и новаций,Главная цель воспитания в различных этнопедагогических системах - достижение народного идеала

5Основныесредства воспитания в народной педагогикеНародная педагогика следует таким принципам, как воспитание в труде, связь с жизнью, окружаю­щим миром, гуманизм, целостный и всесторонний подход к воспитанию, преемственность, поощрение инициативы и творчества детей, неразрывность вос­питательного воздействия.

Родной язык выступает как способ выделения от­личительных особенностей народа и средство разви­тия национального самосознания. На это же направ­лены традиции, обычаи, обряды.

Пословицы и поговорки - «Грамоте учиться - все­гда пригодится», «Труд кормит, а лень портит»,

В пословицах и поговорках отражается результат размышлений о:

проблеме наследственности «Яблоко от яблони неда­леко падает»,

приоритете ума, образования над другими бо­гатствами («Без наук, как без рук»,

зависимости знаний, опыта от возраста и обуче­ния («Яйцо курицу не учит»,трудностях в процессеобученияответственности родителей в воспитании детей «Учи ребен­ка пока поперек лавки лежит», «Сказа - ложь, да в ней намек, добрым молод­цам урок».Игры использовались как средство повышения физической и психической активности. Они помога­ли прививать уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, развивали ловкость, сметливость. Играя, дети готовились к трудовой де­ятельности. Праздники, народные танцы и песни, которые со­провождали человека от рождения до самой смертиСреди методов воспитания наиболее широкое рас­пространение получили предупреждение, осужде­ние, уговор, пример.

6 Педагогические идеи в БиблииФормырелигии заро­дились в первобытном обществе еще в ранней родо­вой общине.Верующие люди уверены в том, что главным источником, из которого можно узнать непреложные вечные истины, является Библия.Из Библии в нашу жизнь вошло много крылатых слов и выражений: «Не хлебом единым жив чело­век», «Кто не работает, тот не ест»,

Библия представляет собой собрание многих и весьма различных книг (66), с неодинаковым миро­воззрением, неодинаковым педагогическим началом. Наиболее редко отличаются книги Ветхого и Нового заветов. Ветхий завет - это основа ряда авторитарной педагогики, Новый завет - ряда личностно-ориентиранной, гуманистической педагогики. В Ветхом за­вете царит патриархат со всеми его харак­терными свойствами: в нем отец - бесспорный глава семьи, его права громадны, а члены семьи, все домо­чадцы находятся в полном его распоряжении.

7Спартанскаясистема воспитанияХарактерные черты спартанской системы обуслов­ливались особенностями социально-экономической и политической жизни страны. Частное рабовладение в Спарте отсутствовало, все рабы являлись государ­ственной собственностью. Это еще больше усложня­ло и без того тяжелую жизнь рабов. Они часто под­нимали восстания. Главное требование к спартиатам, молодежи господствующей аристократии было сле­дующим: всегда находиться в состоянии боевой го­товности, проявлять жестокость и насилие по отно­шению к рабам. В условиях сурового военного строя воспитание в Спарте носило ярко выраженный военно-физический характер и было прерогативой госу­дарства.После специального отбора в младенческом возра­сте больные дети уничтожались: новорожденных, у которых знатоки из старейшин находили недостат­ки телосложения или здоровья, сбрасывали в море с крутого скалистого кряжа Тайгет. Здоровые дети до 7 лет находились дома, где получалипервоначальное воспитание. С 7 лет они помещались в государствен­ные учреждения - агеллы, объединяясь в отряды,, воспитывались в них до 18 лет под руководством - специальных лиц, назначаемых государ­ством. Здесь учили бегать, прыгать, метать копье, диск, бороться. С возрастом начинались специальные военные упражнения, обучение рукопашному бою.

Девушки в Спарте также получали военно-физи­ческое воспитание для того, чтобы могли заменить мужчин, когда те покидали гора для участия в вой­не с другими государствами.

Брачный возраст ряда женщин составлял 18-20 лет, мужчин - 30-35 лет. За уклонение от своевре­менного вступления в брак «переседевшего» в жени­хах молодого человека строго карали. Отец девушки приглашал сразу нескольких претендентов на ее руку в свой дом сроком на один год, чтобы выбрать достой­ного. Не обрученные пер вступлением в брак счи­тались незаконными супругами.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.