|
Особенности воспитания на разныхстадияхпервобытного общества
Воспитание как общественно-историческое явление.Концепции происхождения воспитания.
Человек появился около 40 тыс. лет назад. Именно тогда произошел качественный сдвиг, которым завершился процесс выделения человека из животного мира.Зарождение воспитания происходит на самой ранней ступени общественного развития. Вопрос о его возникновении по-разному рассматривается ученымиНаиболее распространенными и широко известными являются следующие концепции происхождения воспитания.
Биологическая - в основе воспитания представители данной концепции (Ш. Летурно, А. Эспинас) усматривают стремление человека к продолжению рода и закон естественного отбора. Они отрицают сознательный характер воспитания, представляют его как стихийно-естественное явление.Психологическая - основывается на бессознательном подражании детей старшим, на утверждении, что первобытное воспитание возникло как процесс постепенного приспособления детей к существовавшему тогда порядку вещей.Социалъно-джомическая - в качествеусловия возникновения воспитания выдвигает трудовую деятельность людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения. Биологические предпосылки рассматриваются как основа перехода от животного состояния к человеческому благодаря труду. Большую роль в становлении и распространении этой концепции сыграла работа Ф. Энгельса«Диалектика природы. Роль труда в прессе превращения обезьяны в человека».Основная задача воспитания во всех формациях - целенаправленная передача подрастающим поколениям социально-исторического опыта: знаний, умений и навыков.
Особенности воспитания на разныхстадияхпервобытного общества
Многие зарубежные ученые делят первобытное общество на преторию (эпоха палеолита) и протоисторию (от эпохи мезолита до начальной стадии металлического века), собственно историю они начинают с появления государства и письменности.
Согласно исторической периодизации, первобытное общество делится на две стадии: стадную общину - дородовое общество и родовую общину, подразделяемую на матриархальную и патриархальную.Воспитание в дородовом обществе носило крайне ограниченный и примитивный характер. В этот период все было общим, даже дети принадлежали всем, поэтому их воспитывали коллективно. Выделялись три возрастные группы: старики, взрослые, дети. Каждая группа имела свои права и обязанности (трудовая повинность, про на получение пищи, участие в собрании, вступление в брачные отношения и др.). Детям прививали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомили с обычаями своего племени, учили выполнять обряды На определенной стадии развития общества известные различия установились для мальчиков и девочек. Так, мальчики участвовали вместе с взрослыми мужчинами в изготовлении оружия, в охоте, рыбной ловле, а девочки вместе с женщинами готовили пищу, делали посуду, шили одежду. В связи с тем что процесс добывания средств в целом был несложным, дети прямо включались в доступную для них трудовую деятельность.
Воспитание в родовой общим приобретаетболее многосторонний ипланомерный характер. Родовая община поручает воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям. Детей знакомят с правилами зародившегося культа, сказаниями, преданиями о героях, которые являются источником воспитания нравов, поведения, определенных черт характера
С мезолита стаж известны ампутации конечностей, трепанация черепа, лечение переломов с использованием шин, лечение ран, нарывов, змеиных укусов путем прижигания, высасывания крови. Применялись также разнообразные способы лечения простудных и кожных заболеваний.К концу родового строя появилась пиктография -самая ранняя форма письменности,Включение юношей и девушек в число полноправных членов рода, т.е. переход в группу взрослых, сопровождалось особыми торжественными испытаниями, посвящениями, так называемыми инициациями, во время которых проверялась способность переносить боль, лишения, проявлять ловкость, храбрость.Следовательно, на данной ступени развития первобытногообщества воспитаниеначинает выделяться как осбая форма общественной деятельности по ряду причин. Во-первых, оно уже осуществляется не только в процессе трудовой деятельности, от случая к случаю, но и в свободное от труда время. Во-вторых, воспитанием занимаются специальные люди (наиболее опытные из группы стариков). В-третьих, воспитание принимает специальные формы (подготовка к посвящениям, своего рода экзаменам, для демонстрации достижения цели воспитания) и осуществляется в специальных учреждениях - «домах молодежи».
4Историческое и современное значение этнопедагогикиНародная педагогика (этнопедагогика) - это совокупность мыслей, представлении, навыков и приемов в области воспитания, отраженных в народном творчестве. Она появилась в связи с необходимостью передавать от поколения к поколению общественно-исторический опыт. До возникновения письменности единственным путем передачи опыта был устный
Современное значение этнопедагогики связано с проблемой формирования национального самосознания и с созданием национальной системы образования. Педагогу важно понимать и чувствовать школу как единое, развивающееся историческое целое со своими традициями, закономерностями обновлений и новаций,Главная цель воспитания в различных этнопедагогических системах - достижение народного идеала
5Основныесредства воспитания в народной педагогикеНародная педагогика следует таким принципам, как воспитание в труде, связь с жизнью, окружающим миром, гуманизм, целостный и всесторонний подход к воспитанию, преемственность, поощрение инициативы и творчества детей, неразрывность воспитательного воздействия.
Родной язык выступает как способ выделения отличительных особенностей народа и средство развития национального самосознания. На это же направлены традиции, обычаи, обряды.
Пословицы и поговорки - «Грамоте учиться - всегда пригодится», «Труд кормит, а лень портит»,
В пословицах и поговорках отражается результат размышлений о:
проблеме наследственности «Яблоко от яблони недалеко падает»,
приоритете ума, образования над другими богатствами («Без наук, как без рук»,
зависимости знаний, опыта от возраста и обучения («Яйцо курицу не учит»,трудностях в процессеобученияответственности родителей в воспитании детей «Учи ребенка пока поперек лавки лежит», «Сказа - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».Игры использовались как средство повышения физической и психической активности. Они помогали прививать уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, развивали ловкость, сметливость. Играя, дети готовились к трудовой деятельности. Праздники, народные танцы и песни, которые сопровождали человека от рождения до самой смертиСреди методов воспитания наиболее широкое распространение получили предупреждение, осуждение, уговор, пример.
6 Педагогические идеи в БиблииФормырелигии зародились в первобытном обществе еще в ранней родовой общине.Верующие люди уверены в том, что главным источником, из которого можно узнать непреложные вечные истины, является Библия.Из Библии в нашу жизнь вошло много крылатых слов и выражений: «Не хлебом единым жив человек», «Кто не работает, тот не ест»,
Библия представляет собой собрание многих и весьма различных книг (66), с неодинаковым мировоззрением, неодинаковым педагогическим началом. Наиболее редко отличаются книги Ветхого и Нового заветов. Ветхий завет - это основа ряда авторитарной педагогики, Новый завет - ряда личностно-ориентиранной, гуманистической педагогики. В Ветхом завете царит патриархат со всеми его характерными свойствами: в нем отец - бесспорный глава семьи, его права громадны, а члены семьи, все домочадцы находятся в полном его распоряжении.
7Спартанскаясистема воспитанияХарактерные черты спартанской системы обусловливались особенностями социально-экономической и политической жизни страны. Частное рабовладение в Спарте отсутствовало, все рабы являлись государственной собственностью. Это еще больше усложняло и без того тяжелую жизнь рабов. Они часто поднимали восстания. Главное требование к спартиатам, молодежи господствующей аристократии было следующим: всегда находиться в состоянии боевой готовности, проявлять жестокость и насилие по отношению к рабам. В условиях сурового военного строя воспитание в Спарте носило ярко выраженный военно-физический характер и было прерогативой государства.После специального отбора в младенческом возрасте больные дети уничтожались: новорожденных, у которых знатоки из старейшин находили недостатки телосложения или здоровья, сбрасывали в море с крутого скалистого кряжа Тайгет. Здоровые дети до 7 лет находились дома, где получалипервоначальное воспитание. С 7 лет они помещались в государственные учреждения - агеллы, объединяясь в отряды,, воспитывались в них до 18 лет под руководством - специальных лиц, назначаемых государством. Здесь учили бегать, прыгать, метать копье, диск, бороться. С возрастом начинались специальные военные упражнения, обучение рукопашному бою.
Девушки в Спарте также получали военно-физическое воспитание для того, чтобы могли заменить мужчин, когда те покидали гора для участия в войне с другими государствами.
Брачный возраст ряда женщин составлял 18-20 лет, мужчин - 30-35 лет. За уклонение от своевременного вступления в брак «переседевшего» в женихах молодого человека строго карали. Отец девушки приглашал сразу нескольких претендентов на ее руку в свой дом сроком на один год, чтобы выбрать достойного. Не обрученные пер вступлением в брак считались незаконными супругами.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|