|
Международная торговля. Теория сравнительных преимуществ
Международная торговля – это особая форма связи экономических субъектов разных стран, возникающая на основе международного разделения труда, и выражающая их взаимозависимость в условиях сложившейся модели мирового хозяйства. Международное разделение труда является результатом развития международной торговли и стимулом к ее дальнейшему расширению.
Выгоды свободной внешней торговли между странами объясняют теории абсолютных и сравнительных преимуществ национальных экономик. Теория абсолютных преимуществ, сформулированная А. Смитом в XVIII в. говорит о том, что если в стране A (например, в тропической стране) издержки на производство какого-то товара (например, цитрусовых фруктов) меньше, чем в стране B (например, в Англии – с учетом транспортных и иных издержек внешней торговли), то страна A обладает абсолютным преимуществом по производству товара по сравнению со страной B. По этой причине стране A следует специализироваться в производстве этого товара в связи с чем стране, а стране B – вовсе отказаться от его производства.
Д. Рикардо в нач. XIX в. пошел дальше А.Смита и доказал целесообразность производства товаров для продажи за рубеж даже в том случае, если страна не обладает абсолютными преимуществами. У страны могут быть сравнительные преимущества, которые выражаются в том, что соотношение внутренних издержек производства различных товаров (прежде всего, трудовых издержек) может быть более выгодным, чем аналогичное соотношение в экономике других стран (при одинаковой структуре производства). Т.е. альтернативные издержки производства товара могут быть ниже – даже в том случае, если абсолютные издержки выше, чем у других стран, что обуславливает выгодность торговли и для продавцов и для покупателей.
Приведем пример, аналогичный рассуждениям Д. Риккардо. При имеющихся одинаковых запасах ресурсов труда в н. XIX века Англия (страна A) может произвести за год не более 30 единиц вина (товар X) или 60 единиц сукна (товар Y), тогда как Португалия (страна B) может произвести не более 100 единиц вина или 80 единиц сукна, причем возможны и иные комбинации товаров в соответствии с кривыми производственных возможностей двух стран. При этом ясно, что Португалия обладает абсолютным преимуществом в производстве обоих товаров.
Будем полагать альтернативные издержки производства X и Y постоянными, что позволит представить кривые производственных возможностей прямыми линиями (см. рис. 2.11.1, а, б).
Различный наклон этих кривых говорит о различных соотношениях альтернативных издержек и функциях производственных возможностей:
(2.11.1.)
(2.11.2.)
Относительные внутренние цены вина и сукна в условиях совершенной конкуренции будут стремится к этим величинам. Пускай в Англии производится (и полностью потребляется) XA=20 и YA=20, а в Португалии XB=65 и YB=28. В таком случае появляется возможность, при незначительных транспортных издержках, купить 1 единицу сукна (Y) в Англии за 0,5 единиц вина (X) и продать его в Португалии за 1,25 единиц вина (X). В то же время 1 единицу вина (X) можно купить в Португалии за 0,8 единиц сукна (Y) и продать его в Англии за 2 единицы сукна (Y). Поэтому Англия обладает относительным преимуществом в производстве и экспорте сукна, а Португалия – в производстве и экспорте вина. Развитие международной торговли будет идти до момента выравнивания относительных цен в обеих странах, и мировые цены будут находится в указанных нами пределах:
(2.11.3.)
Предположим, что мировая цена установилась на уровне 1 единица вина (X) за 1 единицу сукна (Y). Тогда для получения максимальной выгоды и Англии и Португалии следует полностью специализироваться на производстве товаров, по которым у них есть относительные преимущества, что означает изменение вида функций производственных возможностей в обеих странах (пунктирные линии на рис. 2.11.1, а и 2.11.1, б):
(2.11.4.)
Таким образом, при таком уровне мировой цены обмен оказывается выгодным для обеих стран, поскольку растет потребления обоих товаров (X*A>20 и Y*A>20, X*B>65 и Y*B>28). Ее конкретный уровень будет зависеть от соотношения спроса и предложения на мировом рынке. Например, при повышенном (пониженном) спросе на вино относительно сукна мировая цена 1 единицы вина будет стремится к 2 (0,8) единицам сукна. Если же вдруг мировые цены по какой-либо причине установятся вне указанных пределов, то стимулов к международной торговле не будет.
Заметим, что аналогичные результаты можно получить, если использовать, вслед за Риккардо, объем рабочего времени, необходимого для производства одинаковых количеств вина и сукна в Англии и Португалии.
Поскольку, в отличие от модели Рикардо, в реальности альтернативные издержки растут по мере замещения одного товара другим, постольку на практике возможна не полная специализация страны на производстве товара, а лишь частичная специализация (см. рис. 2.11.2). Замещение товара X товаром Y (движение вдоль кривой производственных возможностей вверх и влево), который экспортируется по цене 1X, будет идти только до тех пор, пока возрастающие внутренние альтернативные издержки, первоначально равные 0,5X в т. E1, не сравняются с мировой ценой 1X в т. E2. При этом, поскольку производятся и X и Y, нередко возникает конкуренция между импортом X и импортозамещающей продукцией, производимой в стране.
Основные положения теории Рикардо развили Э. Хекшер и Б. Олин, которые в своей теории внешней торговли исходили из того, что сравнительные альтернативные издержки в разных стран объясняются различными сочетаниями одних и тех же факторов производства и различной обеспеченностью стран этими факторами. В таком случае экспортироваться будут товары, производство которых основывается на большем использовании избыточных факторов (относительно всех остальных факторов), а импортироваться будут товары, которые требуют большего использования дефицитных факторов (относительно всех остальных факторов). Например, в страну с дефицитом трудовых ресурсов будут импортироваться товары более трудоемкого производства.
Практика частично подтверждала теорию Хекшера-Олина, пока в начале 1950-х годов не обнаружилась ситуация, названная «парадоксом Леонтьева». В. Леонтьев показал, что США, считавшиеся страной с избытком капитала, в 1947 году, в основном, экспортировали трудоемкую продукцию. В итоге оказалось, что интенсивно используемые при производстве этих товаров обрабатываемая земля и научно-технические кадры, были более избыточными, чем капитал. В результате произошло разукрупнение факторов производства (различные виды труда, капитала и т.п.), которое позволяет опираться на теорию Хекшера-Олина.
Другие теории утверждают, что выгода международной торговли может быть объяснена возрастающей отдачей от масштаба в экспортно-ориентированных отраслях. Особняком стоит теория конкурентных преимуществ М. Портера, объясняющая структуру международной торговли системой тесно взаимосвязанных условий:
1. Факторы производства – их запасы и качество.
2. Количественные и качественные характеристики внутреннего спроса на продукцию.
3. Наличие технологически связанных отраслей, которые имеют уже имеют конкурентные преимущества на мировом уровне.
4. Стратегии и конкуренция фирм и отраслей на внутреннем рынке.
5. Государственная политика.
6. Случайные события.
По Портеру государство играет существенную роль (особенно в переходных экономиках) в международной торговле: поощряет научные исследования и капиталовложения в приоритетные отрасли (ориентированные на экспорт или замещающие импорт), регулирует движение факторов производства, развивает инфраструктуры рынков, определяет при помощи налогообложения цены на продукцию.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|