Сделай Сам Свою Работу на 5

Занятие 2.3. Роль государства в модели «доходы-расходы».





В предыдущей лекции мы отметили, что экономика не имеет внутренних стимулов для приближения к потенциальному объему производства, и что безработица и инфляция, вызванные недостатком или избытком совокупного спроса, устранимы путем изменения уровня совокупных расходов. Решающую роль в воздействии на уровень совокупных расходов Кейнс отводил государству.

В данной лекции мы впервые включаем в наш анализ государство. Деятельность государства заключается в предоставлении общественных благ частному сектору. К общественным благам, предоставляемым государством, можно отнести национальную оборону, государственное образование и здравоохранение, создание инфраструктуры для частного бизнеса, социальные функции государства и даже проведение стабилизационной макрополитики.

Для производства и предоставления общественных благ государству необходимы значительные ресурсы. Основным источником дохода государства являются собираемые с частного сектора налоги. Кроме того, государство может получать доход в виде ренты за предоставляемые капитальные услуги и в виде прибыли государственных предприятий.



Остановимся более подробно на налоговых поступлениях государства. Все налоги можно разделить на две большие категории: прямые налоги и косвенные налоги. Прямыми налогами облагаются непосредственно домашние хозяйства и фирмы, а также их доходы и прибыли. Косвенными же налогами облагаются виды деятельности, ресурсы, товары и услуги. Основными прямыми налогами являются налоги на доходы домашних хозяйств, на прибыли фирм и на собственность всех экономических агентов. К косвенным налогам относятся, в первую очередь, налоги на добавленную стоимость, налоги с продаж, торговые тарифы, акцизы и сборы. Осуществлять сбор косвенных налогов, как правило, легче, потому что уклониться от уплаты косвенных налогов гораздо труднее. Однако косвенные налоги обычно имеют регрессивную ставку: основная налоговая нагрузка ложится на плечи наименее обеспеченных слоев населения. Прямые налоги, в особенности, привязанные к доходам экономических агентов, являются более социально справедливыми. В развитых странах основная часть доходов государства приходится на прямые налоги, в то время как развивающиеся страны в основном получают доходы от косвенных налогов (в частности, с торговых тарифов).



Все расходы государства можно подразделить на четыре основные категории:

1. Государственные закупки ресурсов, товаров и услуг (текущее потребление государства);

2. Обслуживание государственного долга;

3. Трансферты частному сектору;

4. Государственные инвестиции.

 

Государство оказывает двоякое воздействие на экономику:

1. Непосредственно влияет на совокупный спрос, осуществляя государственные закупки (в тождестве национальных счетов компонент G);

2. Влияет на доходы домашних хозяйств, взимая налоги и выплачивая трансферты. Введем понятие чистых налогов: .

Рассмотрим влияние государственных закупок на равновесный объем национального производства, предполагая .

Расширим понятие совокупных плановых расходов, добавив государственные закупки товаров и услуг в функцию АЕпл и введя предпосылку о том, что государственные закупки являются автономными расходами, то есть не зависящими от национального дохода. Конечно, официальные лица при принятии решений по формированию бюджета руководствуются не только политическими мотивами, но и учитывают такие экономические факторы как темп инфляции, ставка процента и др. Однако связь и влияние экономических параметров в механизме государственных закупок столь неопределенно, что обычно они рассматриваются в качестве автономных расходов.

 

 

 

 
 

 

 


На рис. 2.3.1 представлена модель «доходы-расходы» с учетом государственных закупок. Посмотрим, что произойдет, если государство увеличит государственные закупки на величину ΔG.



Функция АEпл сдвинется параллельно вверх на величину изменения государственных закупок, что повлечет за собой мультипликативное увеличение национального дохода. Механизм мультипликации государственных закупок аналогичен действию мультипликатора инвестиций, с той лишь разницей, что в данном случае первоначальный импульс идет не со стороны фирм, а со стороны государства. Соответственно и формула мультипликатора государственных закупок совпадает с формулой мультипликатора инвестиций:

 

 

Таким образом, если государство увеличивает, например, государственные закупки на 1 руб, то при предельной склонности к потреблению, равной 0,8, национальный доход возрастет на 5 рублей. Другими словами, мы наблюдаем прямой и непосредственный эффект воздействия государства на экономику.

Вторым инструментом государственного воздействия на экономику являются чистые налоги (Т).

Как влияют налоги на совокупный спрос? Очевидно, что они действуют не прямо, а косвенно, через доходы домохозяйств, то есть через функцию потребления. До сих пор не делали разницы между национальным доходом и располагаемым доходом, так как предполагали нулевое воздействие со стороны государства на доходы домохозяйств. С введением в наш анализ чистых налогов мы должны скорректировать национальный доход, чтобы привести его к располагаемому, так как домашние хозяйства принимают решения на основе располагаемого дохода.

В этом случае функция плановых расходов примет следующий вид:

 

На первом этапе рассмотрения влияния налогов на равновесие товарного макрорынка предположим, что T – автономные (паушальные) налоги, не связанные с доходом.

Тогда:

 

 

Рассмотрим случай, когда государство увеличивает автономные чистые налоги на величину ΔТа.

На рис. 2.3.2 функция плановых расходов сдвигается параллельно вниз на величину изменения потребительских расходов (ΔС).

 

 


Функция сдвигается вниз, так как с увеличением налогов уменьшаются доходы домохозяйств и, соответственно, уменьшаются потребительские расходы.

Обратите внимание, что изменение потребительских расходов не равно изменению автономных налогов, так как налоги действуют не прямо, а косвенно, через располагаемый доход.

Рассчитаем изменение потребительских расходов:

 

Отсюда следует, что увеличение автономных налогов сдвигает функцию плановых расходов вниз, а уменьшение налогов сдвигает ее вверх на величину .

Можно вывести формулу мультипликатора автономных налогов:

 

Отсюда:

 

 

Соответственно, мультипликатор автономных налогов, показывающий размеры изменения национального дохода в ответ на изменение автономных налогов, может быть представлен следующим образом:

 

 

Сравнивая мультипликатор расходов и мультипликатор налогов, можно сказать, что, во-первых, мультипликатор налогов действует в противоположном направлении, о чем свидетельствует минус перед дробью, а, во- вторых, налоговый мультипликатор меньше мультипликатора расходов, так как налоги действуют не прямо, а косвенно, через располагаемый доход. Это приводит к тому, что изменение в потреблении меньше, чем изменение налогов, так как изменение в располагаемом доходе распределяется на изменение в потреблении и изменение в сбережении.

Особым случаем использования мультипликатора расходов является мультипликатор сбалансированного бюджета. Здесь ставится и решается следующая проблема: каким будет воздействие на национальный доход при одновременном увеличении государственных закупок и налогов, причем на одну и ту же величину?

Норвежским экономистом Т. Хаавельмо выведена теорема сбалансированного бюджета, согласно которой, независимо от того, каково исходное состояние государственного бюджета, при одновременном и одинаковом росте государственных закупок и налоговых поступлений и неизменных инвестициях, национальный доход возрастает на величину роста государственных закупок.

Доказательство:

 

 

Если , то

 

 

 

Отсюда следует, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1 (в более сложных случаях, когда в анализ вводится налоговая ставка, мультипликатор сбалансированного бюджета меньше 1).

 

 

Общеэкономическая трактовка:

Рост государственных закупок порождает двойной эффект:

1. Увеличивается национальный доход на величину изменения государственных закупок;

2. Как следствие, увеличиваются доходы экономических агентов, что вызывает дальнейшее возрастание плановых расходов в соответствие с мультипликативным эффектом.

Повышение же налогов вызывает лишь снижение доходов частных лиц и последующее, основанное на мультипликативном эффекте, снижение их расходов. В итоге вторичный эффект роста государственных закупок поглощается возрастанием налогов, а первичный остается.

На втором этапе рассмотрения влияния налогов на экономику введем в анализ подоходный налог.

Рассмотрим случай пропорционального налогообложения, когда с ростом дохода предельная налоговая ставка не меняется (предельная налоговая ставка показывает, какую долю дополнительного дохода экономические агенты должны выплачивать в виде налоговых отчислений в бюджет).

Тогда налоги можно выразить в виде налоговой функции:

 

где t – предельная налоговая ставка, а Та – автономные чистые налоги.

Упростим функцию, предположив, что Та равны нулю. При этом предположении функция потребления примет следующий вид:

 

 

Видим, что при сохранении прежней склонности к потреблению уже по отношению не ко всему, а только к располагаемому доходу, склонность к потреблению по отношению ко всему доходу превращается в MPC×(1 – t). Например, если МРС равна 0,8, а ставка налога равна 0,25, то МРС по отношению ко всему доходу равна 0,8×(1 – 0,25) = 0,6.

Графически это означает, что меняется наклон функции плановых расходов (см. рис. 2.3.3).

 

 
 

 

 


Наклон стал меньше, потому что населению теперь приходится отдавать какую-то часть каждого полученного рубля в виде налогов, так что в его распоряжении остается только (1 – t) от каждого рубля.

Отсюда можно сделать важный вывод: подоходные налоги уменьшают мультипликатор. Так, если бы подоходного налога не было, мультипликатор расходов при MPC, равной 0,8, был бы равен 5, при той же склонности к потреблению и налоговой ставке в 0,25 мультипликатор уменьшается наполовину, до 1/(1 – 0,8×0,75) = 2,5. Подоходные налоги уменьшают величину мультипликатора, потому что они снижают индуцированный рост потребления при изменении дохода. Это видно и из рис. 2.3.3 – кривая плановых расходов становится более пологой и, следовательно, меньшей становится реакция дохода на изменение любой компоненты автономных расходов.

Вывод: в экономике с системой подоходного налогообложения мультипликатор расходов рассчитывается по следующей формуле:

 

 

а мультипликатор автономных налогов – по формуле:

 

 

Вопросы для самопроверки:

1. Проиллюстрируйте механизм действия мультипликатора государственных закупок с помощью схемы экономической активности.

2. Объясните, почему увеличение чистых налогов сдвигает функцию плановых расходов на величину меньшую, чем само это увеличение?

3. Каковы различия между мультипликатором государственных закупок и мультипликатором автономных налогов?

4. Сформулируйте и докажите теорему сбалансированного бюджета.

5. Как меняется мультипликатор расходов с введением в экономике системы пропорционального налогообложения?

Тесты для самопроверки:

1. Допустим, что MPC равна 0,8. Повышение автономных налогов с нуля до 10 млн. долл. для всех уровней дохода приведет к …

а) падению совокупного спроса на 10 млн. долл.

б) убыванию MPC

в) падению национального дохода на 40 млн. долл.

г) отсутствию изменений в национальном доходе благодаря действию мультипликатора сбалансированного бюджета.

 

2. Закрытая экономика находится в состоянии равновесия. Как изменяется равновесный ВВП, если государство увеличивает свои закупки на 2 млрд. долларов, не изменяя налоговые поступления? Известно, что МРС = 0,75.

а) уменьшится на 4 млрд.

б) увеличится на 4 млрд.

в) увеличится на 6 млрд.

г) увеличится на 8 млрд.

 

3. Рост предельной налоговой ставки …

а) увеличивает совокупные расходы и абсолютное значение налогового мультипликатора

б) увеличивает совокупные расходы и снижает абсолютное значение налогового мультипликатора

в) снижает совокупные расходы и абсолютное значение налогового мультипликатора

г) снижает совокупные расходы и увеличивает абсолютное значение налогового мультипликатора.

 

4. Если правительство увеличивает налоги на 20 млрд. долл., не увеличивая уровень совокупного спроса, то госзакупки должны …

а) возрасти на 20 млрд. долл.

б) сократиться на 20 млрд. долл.

в) возрасти более чем на 20 млрд. долл.

г) возрасти менее чем на 20 млрд. долл.

 

5. Если правительство предполагает увеличить закупки товаров услуг на сумму 10 млрд. долл. и одновременно хочет увеличить налоги, но сохранить прежний уровень ВВП, то налоги следует увеличить:

а) более чем на 10 млрд.

б) на 10 млрд.

в) менее чем на 10 млрд.

г) нет верного ответа

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.