Сделай Сам Свою Работу на 5

Рассмотрим общие функции.





Функции менеджмента

В кабинетах многих менеджеров висят плакаты со словами Анри Файоля: «Управлять - значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать».

В этих словах одного из основоположников научного менеджмента сформулированы основные функции управления, которым посвящена настоящая глава.

Функции управления – это совокупность действий, часто повторяющихся в процессе управления, имеющих определенную направленность и характер.

Реализация совокупности функций управления представляет собой суть процесса управления.

А. Файоль разработал следующую классификацию функций управления:

1. Прогнозирование и Планирование

Прогнозирование - это взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений.

Планирование же - это разработка последовательности действий, позволяющей достигнуть желаемого.

По мнению Файоля — это:

· определение номенклатуры и ассортимента,

· сроков производства,

· объемов выпуска продукции,

· количества необ­ходимого оборудования,



· технологической оснастки,

· численности работников по категориям,

· экономических показателей (себестоимо­сти, прибыли, рентабельности), а также то, каким образом предприя­тие собирается достигать этих целей.

Файоль рассматривал планирование как программу действий, основанную на анализе ресурсов всех видов.

2. Организация — создание некой структуры, упорядочение последовательности выполнения действий и закрепление ответственности за лицами, выполняющими определенные задания.

3. Распорядительство — функция, означающая: давать указания, распоряжаться, регулировать, т. е. заставлять персонал работать над­лежащим образом.

4. Согласование — обеспечение взаимодействия всех лиц и осу­ществление действий, направленных на достижение единых целей предприятия.

5. Контроль — учет и анализ выполнения заданий, предпринимае­мые с тем, чтобы все на предприятии выполнялось в соответствии с правилами и установленными требованиями.

6. Мотивация - стимулирование работников к выполнению постав­ленных задач наилучшим образом за счет материального и других видов вознаграждения.



Менеджер всегда выполняет каждую из этих функций независимо от того, на какой ступени управления он находится.

Различные концепции менеджмента предусматривают большое разнообразие состава и содержания функций менеджмента.

При системном рассмотрении можно выделить три группы функций менеджмента, являющихся наиболее общими для всех видов организаций и любых условий функционирования (рис. 1):

· общие функции менеджмента;

· социально-психологические функции менеджмента;

· технологические функции менеджмента.

Рисунок 1 - Система функций менеджмента

Общие функции менеджмента отражают содержание основных стадий процесса управления деятельностью организации на всех иерархических уровнях.

Социально-психологические функции менеджмента связаны в основном с характером производственных отношений в коллективе. Они содержат две разновидности функций: делегирование и мотивацию.

Технологические функции менеджмента определяют два основных вида деятельности, составляющие содержание технологии труда менеджера любого уровня иерархии: решения и коммуникации.

Общие, социально-психологические и технологические функции взаимно дополняют друг друга, создают целостную систему менеджмента, позволяющую дифференцировать методы и приемы управленческого воздействия на деятельность организации, специализировать органы управления и труд отдельных менеджеров.

Рассмотрим общие функции.

Можно рассмотреть взаимосвязь функций менеджмента, представленную на рисунке 2.



 

Рисунок 2 - Взаимосвязь общих функций менеджмента

В первом контуре «цель — планирование» процесс планирования завершается при условии, что предусмотренные мероприятия и запланированные ресурсы, безусловно, обеспечивают достижение установленных целей развития. В противном случае требуется корректировать сформулированные первоначально цели развития.

Цели - конкретные желаемые результаты, которых стремится достичь коллектив в процессе совместной деятельности.

Выделяются экономические, социальные, маркетинговые, инновационные, инвестиционные и другие цели.

На втором этапе в контуре «планирование — организация» осуществляется поиск таких организационных решений, которые бы обеспечили безусловное и наиболее эффективное выполнение установленных плановых заданий.

В третьем контуре «организация — контроль» в принятых организационных условиях осуществляется непрерывный контроль за ходом выполнения плановых заданий и выработка решений, направленных на устранение возникающих разногласий.

Социально-психологические функции менеджмента обеспечивают регулирование отношений между людьми, возникающие в процессе функционирования организации.

В таблице 1 представлен состав основных решений по функциям менеджмента.

Таблица 1 - Состав основных решений по функциям менеджмента.

Функция менеджмента Типичные управленческие решения
Формирование целей · Принятие миссии предприятия Формирование целевых параметров · Принятие стратегической концепции предприятия · Утверждение целевых параметров проекта
Планирование · Формирование тематического плана НИОКР · Утверждение календарного графика работ по проекту · Утверждение сметы затрат по проекту · Формирование производственной программы предприятия · Утверждение штатного расписания по подразделениям · Запрос кредитных средств на инновации · Принятие финансового плана предприятия · Утверждение плана реализации продукции
Организация · Создание предприятия · Выбор организационно-правовой формы предприятия · Принятие организационной структуры предприятия · Утверждение положений о службах предприятия и должностных инструкциях · Создание новых или упразднение существующих подразделений предприятия · Открытие филиала или дочерней фирмы предприятия
Контроль · Оценка состояния работ по проекту · Оценка финансового состояния предприятия · Анализ работы служб и подразделений предприятия · Распоряжение об изменении сроков проведения работ по проекту · Установление порядка оценки деятельности исполнителей · Оценка исполнения стратегической концепции предприятия

 

Сегодня выделяют следующие основные функции управления:

· планирование;

· организацию;

· контроль;

· мотивацию.

Планирование представляет собой начальный этап процесса управления. Его реализация пред­полагает принятие решения о том, какими должны быть цели организации, что, как, когда и кому нужно сделать, а именно:

· Где мы находимся в настоящее время?

Оценить сильные и слабые стороны организации в таких областях как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы.

· Куда мы хотим двигаться?

Анализ окружающей среды, постановка целей, что может мешать достичь этих целей.

· Как мы собираемся это сделать?

Что должны делать члены организации, чтобы достичь поставленных целей

С помощью функции планирование менеджер достигает единства и координации усилий подчиненного ему персонала. Остальные функции обеспечивают реализацию установленного плана.

Все мы планируем постоянно. Как мне попасть из дома в институт? Собрав информацию и подумав (т.е. проведя прогнозирование), я понимаю, что имеется целый ряд возможностей:

- можно пойти пешком (на прогулку уйдет полтора часа, но не понадобится тратить деньги);

- можно поехать на метро, а оставшуюся часть пути пройти;

- можно поехать на метро, а потом две остановки на троллейбусе;

- можно поехать на такси, и т.д.

Какую возможность выбрать? В зависимости от обстоятельств. Если надо срочно быть в институте - придется ехать на такси, хотя этот вариант гораздо дороже остальных. Если погода хорошая, а дел у меня немного, можно пойти пешком. Но в типовой ситуации я решаю ехать на метро и покупаю месячный проездной билет. Если автобуса нет на остановке, иду пешком, а если есть - новая возможность выбора: что сэкономить - время или деньги?

Мы все время планируем - на час, день, месяц, год или на всю жизнь.

Функция "Организация" заключается в подготовке всего необходимого для реа­лизации плана.

Эту функцию менеджмента превосходно выразил великий полководец А.В.Суворов: "Каждый солдат должен знать свой маневр". Не надо удивляться, что мы цитируем генерала. Эффективность управления в армии выявляется самым жестким образом - в борьбе с врагом. Если офицер не сумел организовать своих подчиненных в согласованно действующую боевую единицу - он погибает вместе со своей командой. Для обычного менеджера ситуация лучше - в крайнем случае разорится его фирма.

Содержание функции организации управления предполагает формирование и обоснование набора видов работ, необходимых для выполнения организуемой деятельности, определение по каждому виду деятельности:

· компетенции, т.е. возможностей или границ действий и принятия решений; полномочий, т.е. прав на принятие решений;

· ответственности, т.е. меры и формы ответственности и санкций за последствия принятых решений.

На базе этих данных устанавливаются перечень и профессиональный состав персонала и создается система информационного обеспечения. При этом формируются уровни управления, подразделения или звенья по уровням управления и система связей между ними. Звено системы управления рассматривается как обособленный элемент по критерию специализации и комбинации функций по объему и масштабу полномочий управления.

Организация работы предполагает соединение в единое целое материально-технической и технологической базы с трудовыми ресурсами. Под­готовка материально-технической базы включает покупку или аренду помеще­ния, оборудования, приобретение товара. Разработка технологических процессов и процедуры их реализации заключается в определении необходимого набора действий, заданий и последовательности их выполнения.

Выполнение задач, свя­занных с реализацией целей предприятия, должно быть структурировано, т. е. встроено в определенную структуру. Разработка такой структуры, за каждым эле­ментом которой закрепляется специфический набор целей и задач, представляет собой один из аспектов функции «организация».

Выполнение поставленных задач осуществляется людьми. Поэтому менеджер должен обеспечить торгово-технологический процесс необходимыми кадрами нужной квалификации.

В рамках функции «организация» осуществляется наем, расстановка работников и их адаптация, производится обучение и повышение квалификации, осуществляется движение персонала с целью поддержания соот­ветствия изменяющимся параметрам.

Важнейшее понятие функции «организация» является «делегирование».

Делегирование - это средство, с помощью которого руководитель осуществляет выполнение работ с помощью других лиц.

Это значит, что руководитель подбирает себе людей для конкретной работы, делегируя им полномочия, задания или права использовать ресурсы организации. Эти люди принимают на себя ответственность за успешное выполнение заданий.

Функция "Мотивация".

Мотивация как функция менеджмента означает процесс стимулирования всех участников деятельности организации, направленный на достижение установленных целей развития организации.

Распределение работников по рабочим местам и обеспечение условий для их работы еще не означает, что они достигнут именно тех результатов, которые от них ожидают. Руководителю следует направить действия подчиненного на до­стижение целей организации. Это достигается за счет функции руководства.

Зада­чей менеджера является воздействие на подчиненных с целью достижения опре­деленного результата. Воздействие осуществляется на основе личного влияния и с помощью специфических форм, приемов и методов, важнейшим из которых является стимулирование деятельности персонала.

Задача менеджера — сформи­ровать у работника желание выполнить установленные требования в полном объеме с нужным качеством. Менеджер должен работать над оптимизацией про­цесса воздействия: поддерживать наилучшее соотношение между результатом и затратами на его достижение.

Основой "Мотивации" является выявление потребностей работников и их удовлетворение в процессе работы.

Мотивация связана с использованием ряда специфических категорий и понятий, относящихся как к отдельному человеку, так и к коллективу людей, т. е. организации.

Потребности — это основополагающая категория классических и современных концепций мотивации, означающая осознанное ощущение недостатка чего-либо или его отсутствия.

Побуждение в мотивационном механизме — это проявленное стремление к удовлетворению осознанных потребностей, т. е. мотивы целенаправленной деятельности.

Побуждения человека и коллектива проявляются в мотивационном поведении, т. е. поведении, направленном на реализацию осознанных и принятых мотивов.

Стремление к достижению цели становится стимулом всей деятельности сотрудника или коллектива.

Стимул в мотивационном механизме — это результат, к которому направлены побудительные мотивы деятельности сотрудника. Оценка достижения этого результата человеком ощущается через получаемое вознаграждение.

Вознаграждение — это материальная или моральная (психологическая) оценка результата удовлетворения потребности, т. е. всего процесса мотивации. Вознаграждение как оценка может носить внешний (со стороны руководителя, организации) и внутренний (как самооценка удовлетворения от работы) характер.

Функция "Контроля" является важнейшей составляющей деятельности руково­дителя, хотя на практике ей нередко не уделяется должного внимания. Достаточ­но часто реализация эффективных планов страдает только в результате того, что руководитель вовремя не предусмотрел внедрение соответствующих систем кон­троля.

Это процесс непрерывный, включающий наблюдение и регулирование разных видов деятельности организации с целью облегчения выполнения управленческих задач.

 

Существует три аспекта управленческого контроля:

1. Установление стандартов - это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах.

2. Измерение и сравнение - в ходе контроля производится сопоставление запланированного и реально получаемого результатов Наличие отклонения является сигналом того, что что-то идет не так.

3. Предпринимаются действия для коррекции отклонений, или пересматириваются цели.

Т.О. Задача менеджера — своевременно выявить причины отклонение и принять соответствующие меры по исправлению ситуации. Соответствующие системы контроля разрабатываются на стадии планирования. В процессе контроля определяются качество планирования, недостатки в организации и руководстве.

Перечень функций управления обусловлен кругом решаемых проблем. К их числу можно отнести:

- обоснование системы целей организации (конкретный набор, система приоритетов, последовательность достижения задач и т.д.);

- выделение задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей, а также обоснование методов и способов решения задач;

- определение потребности в ресурсах и сроков решения задач;

- обоснование структуры организации, видов деятельности и обязанностей отдельных работников и подразделений;

- мотивация групп и конкретных работников выполнить порученные работы в запланированные сроки;

- осуществление регулирования и контроля за решением поставленных задач.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.