Сделай Сам Свою Работу на 5

Мужчины представляют собой активную сторону как во взаимодействии с женщинами, так и в освоении природы. Женщины являются пассивной стороной.





Искрин В.И.

Диалектика полов. — СПб., 2001. — 207 с.

ISBN-5-93414-067-1

В.И.Искрин — преподаватель Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, историк и психолог — известен как автор книг по теории истории, экономике, психологии. Его последняя работа посвящена полам, их объективному назначению, прошлому, настоящему и будущему. В увлекательной форме, постоянно вступая в диалог с читателем, автор выясняет "намерения" природы, разделившей живое на мужское и женское начала, решает накопившиеся за многие десятилетия загадки, связанные с нарушением нормальной пропорции между родившимися мальчиками и девочками (так называемые половые феномены), анализирует факторы, влияющие на пол будущего ребёнка, рассматривает нынешние изменения во взаимоотношениях полов...

Книга не имеет аналогов в мировой научной и научно-популярной литературе. Продолжая традицию, заложенную в 60-е годы прошлого века выдающимся исследователем полов В.А.Геодакяном, автор стягивает более или менее разрозненные знания о полах обручем непротиворечивой историко-философской концепции.

 



 

Предлагаемая вашему вниманию книга представляет собой первую и пока единственную попытку создания историко-философской концепции полов. В популярной форме автор анализирует причины появления полов, их функции в процессе воспроизводства, мотивы схождения полов с исторической сцены. В работе рассматриваются факторы, способствующие рождению ребенка того или другого пола, обозначаются перспективы развития семейно-брачных отношений, впервые предлагаются аргументированные решения так называемых половых феноменов (избыточного рождения мальчиков в военное время, уменьшения доли девочек в потомстве нездоровых мужчин, повышения вероятности рождения дочерей у женщин, перенесших стресс до и во время беременности, и др.).

Книга будет полезна биологам, врачам, психологам, учителям, всем интересующимся проблемами пола.

 

 

НЕКОТОРЫЕ вопросы, на которые даёт ответ автор в книге

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Предыстория этой книги уходит в шестидесятые.

В те годы я заканчивал школу. Одну из блестящей физико-математической четвёрки. Ещё продолжалась хрущёвская оттепель. Школьная жизнь копировала общественную. Наш возраст и открывающиеся перспективы добавляли нам бодрости и уверенности.



Мы с оптимизмом смотрели в будущее, восхищались Фиделем и не видели ничего привлекательного в профессии бухгалтера.

Всем классом мы ходили на олимпиады. Перед контрольной, когда наш математик дописывал на доске условия своих “крепких орешков”, мы ломились в двери и, предвкушая наслаждение, орали “Давай варианты!”. Каждую неделю на один день занятия перемещались в университет. Случалось, в Большой физической аудитории нам читал лекции “сам академик Теренин”. Правда, больше, чем профильные предметы, меня интересовали обществоведение, история, биология. На уроках Льва Андреевича Киршнера я сделал своё первое “открытие”. Оно определило всю мою дальнейшую жизнь. Оказалось, что история — это не череда с трудом поддающихся запоминанию событий, а закономерный и познаваемый процесс. С этого момента философия вообще и философия истории в частности стали для меня более чем увлечением.

Дома мы получали десятка полтора журналов. Я игнорировал “Работницу”, просматривал “Крокодил” и “Огонёк”, более или менее добросовестно читал “Новый мир”, “Неву” и “Иностранную литературу”, по схемам из журнала “Радио” собирал транзисторы (их ещё не было в продаже) и получал истинное удовольствие, когда в моих руках оказывались “Техника — молодёжи”, “Знания — сила” и, особенно, “Наука и жизнь”. До сих пор это мой любимый журнал, кстати, едва ли не единственный, не поддавшийся натиску мракобесия во времена “новой России”. В десятом классе (мы учились одиннадцать лет) я начал приобщаться к научной литературе.



На многие вопросы я не находил ответов. Среди них были и те, которые мы будем рассматривать в этой книге. Учителя опускали глаза. Тогда не принято было говорить “про это”. А меня ведь интересовала философская сторона проблемы пола, а вовсе не техническая. Литературу я прочёсывал с тем же результатом, что и астроном, ищущий братьев по разуму в бескрайних просторах Вселенной. Оставалось рассчитывать на собственные силы.

В 1965—66 гг., сейчас уже не помню, по каким причинам, мы не выписывали “Науку и жизнь”. Я учился в выпускном классе и свои научные упражнения отложил до лучших времён.

На втором курсе университета я внёс небольшие коррективы в справку, выданную деканатом, и устроился учителем истории и обществоведения в очень неплохую школу. В то время не было дефицита учителей, но мужчине, пусть и студенту-четверокурснику, инспектор роно предложила на выбор сразу три места. Мне дали десятые классы. Это были прекрасные, умные ребята. Между нами быстро установились тёплые, доверительные отношения. И тотчас же среди прочего была поднята полузапретная тема. С кем, как не с молодым учителем, поговорить о том, что интересует человека, вступающего во взрослую жизнь? К этому времени я уже был неплохо вооружён. Сейчас, имея немалый опыт научной работы, могу сказать, что уже в те годы я располагал концептуальным видением проблемы. Тогда же к своим сексолого-философским опытам я подходил достаточно легкомысленно. Тем не менее я решился поделиться своими наработками и, оставшись со своими ребятами после уроков, говорил более двух часов. Мои слушатели сидели, затаив дыхание. Следующие два часа я отвечал на вопросы, мы спорили, нащупывали новые повороты. Признаюсь, я был весьма удовлетворён.

А спустя две-три недели после столь удачной премьеры я был поражён, обрадован и обескуражен.

Астрономам такое только снится. Я нашёл “брата по разуму”. В руки мне попал мартовский номер “Науки и жизни” за 1966 год. Я вновь и вновь перечитывал статью Вигена Геодакяна [Геодакян В. Два пола. Зачем и почему? // Наука и жизнь. 1966. № 3]. Наши подходы и выводы практически ничем не отличались. Мы даже использовали одинаковые слова. Я понял, что сделал научное открытие и... опоздал.

Между прочим, по прошествии трёх с лишним десятилетий подавляющее большинство биологов, в том числе учителей биологии, об открытии Геодакяна не имеет никакого понятия. О философах я и не говорю.

Итак, я опоздал. С тех пор я заочно соревнуюсь с Геодакяном. Я ничего не публиковал по проблеме полов, не записывал что-то более или менее цельное для себя. Работая в вузе, я читал отдельные лекции и небольшие циклы, собирал материалы, осмысливал и связывал их воедино, обсуждал сделанное в узком кругу единомышленников. Должен сказать, что теория полов не является моим основным интересом. Больше меня занимают теория истории, философия, экология, психология.

Мой соперник (я вкладываю в это слово самый добрый смысл) тем временем продолжал публиковаться. Ему удалось продвинуться вперёд. Я тоже не стоял на месте... Но долго нельзя идти вровень. Отвечающая за теорию полов муза оказалась ко мне более благосклонной. В научной работе часто бывает, что, решив какую-то ключевую задачу, пробив брешь в стене непознанного, дальше уже практически не встречаешь сопротивления. Этой задачей был так называемый феномен военных лет, камень преткновения для нескольких поколений исследователей. Оставалось только собрать всё наработанное под одной обложкой.

Что я и делаю, выдержав паузу в два с лишним десятилетия. Вы хотите знать о причинах такой задержки? Наверное, я вас разочарую: до работы, за которую я наконец-то взялся, у меня раньше просто не доходили руки.

Таковы истоки предлагаемого вам очерка о полах. Теперь — небольшой анонс.

Из этой книги, уважаемый читатель, вы узнаете, почему появились полы, почему их два (а не, скажем, три, четыре или десять), почему некоторые позвоночные при производстве потомства обходятся без самцов, почему меняют пол тополь и саговник, почему в военные годы рождается больше, чем обычно, мальчиков, почему в блокадном Ленинграде в самом суровом 1942 году, напротив, родилось больше, чем в мирное время, девочек, почему у мужчин, отправляющихся в длительные экспедиции, преимущественно рождаются дочери, почему американцам и европейцам, у которых доля мальчиков в населении уменьшается, не следует опасаться за своё будущее, почему мужчине-мусульманину дозволено иметь не более четырёх жён, почему...

Впрочем, этих “почему?” десятки. Читайте, будьте внимательны и придирчивы. За любопытными деталями не упустите главного: что такое женщина? что такое мужчина? что такое полы? каково их объективное назначение?

Думаю, что книга поможет вам и в практике общения. Надеюсь, что, прочитав её, вы лучше узнаете и поймёте того, кто принадлежит к противоположному полу. Если вы мужчина, возможно, вы не будете больше пытаться перекраивать женщину по своему образу и подобию, а если вы женщина — не станете впредь требовать от мужчины того, что для вас так естественно и привычно.

Рассчитываю на ваше сотрудничество, читатель. Буду признателен за советы и критические замечания.

 

Мой адрес (e-mail): Iskrin@narod.ru

 

В. ИСКРИН

 

 

На следующую страницу

 

 

***********************************

 

НЕКОТОРЫЕ Вопросы,
на которые даёт ответ автор в книге

1. Почему на определённом этапе развития жизни появились полы?

2. Почему мужчины более, чем женщины, склонны к экстремальной деятельности?

3. Почему органы, продуцирующие половые клетки (спермии), расположены у мужчин (самцов) снаружи?

4. Почему мужчин больше интересуют внешние (биологические) достоинства женщин (фигура, волосы и т.д.), а женщин, напротив, – внутренние (социальные) качества мужчин (надёжность, порядочность и пр.)?

5. Почему у большинства женщин указательный палец больше безымянного, а у большинства мужчин, наоборот, безымянный палец больше указательного?

6. Почему мужчины менее разборчивы в выборе сексуального партнёра, чем женщины?

7. Почему среди мужчин больше выдающихся личностей, чем среди женщин?

8. Почему женщины живут в среднем больше, чем мужчины?

9. Почему мальчиков зачинается и рождается больше, чем девочек?

10. Почему с увеличением возраста родителей повышается вероятность рождения девочки?

11. Почему с увеличением порядкового номера родов на свет появляется всё больше и больше девочек?

12. Почему в военные годы мальчиков рождается больше, чем в мирные?

13. Почему от нездоровых мужчин (рак, инфаркт, лучевая болезнь, диабет и т.д.) рождается намного больше мальчиков, чем девочек?

14. Почему в США и др. развитых странах в последние десятилетия рождается всё меньше и меньше мальчиков? Почему в США среди небелого населения имеет место противоположная тенденция?

15. Почему у мужчин, работающих в длительных экспедициях, больше дочерей, чем сыновей?

16. Почему среди внебрачных детей больше девочек, чем среди брачных?

17. Почему среди недоношенных детей меньше мальчиков, чем среди доношенных?

18. Почему у женщины, испытавшей сильный стресс (как до, так и во время беременности), рождается намного больше девочек, чем мальчиков?

19. Почему в итальянском городе Севесо после взрыва на химкомбинате (1976 г.) стало рождаться намного больше девочек, чем мальчиков?

20. Почему ислам допускает наличие не более, чем четырёх жён?

21. Почему на Западе родители, выдавая дочь замуж, несут материальные потери (приданое), а на Востоке, напротив, – увеличивают своё достояние за счёт калыма?

22. Почему меняют пол растения? В каких условиях происходит изменение мужского пола на женский и в каких – женского на мужской?

23. Почему некоторые виды животных (рыбы, птицы, ящерицы, ракообразные) при производстве потомства обходятся без самцов?

24. Почему при температуре выше 34°С из яиц миссисипского аллигатора вылупляются только самцы, а при температуре ниже 30°С – только самки?

25. Почему и в связи с чем полы в более или менее отдалённой перспективе, выполнив свою историческую миссию, сойдут с исторической сцены?

 

© Искрин В. И., 2001.

E-mail: Iskrin@narod.ru

© “ИП Комплекс”, 2001.

ISBN-5-93414-067-1

 

Приобрести "ДИАЛЕКТИКУ ПОЛОВ"
можно в московском и санкт-петербургском Доме книги,
а также в сети магазинов "Академкнига" (Санкт-Петербург)

 

 

Заказать "Диалектику полов"
можно в Интернет-магазине издательства Б&К по адресу:

http://www.domknig.narod.ru/ind_fr_ps.html

или по телефонам: (812) 323-33-93 и (812) 328-72-80

 

***********************************

 

Глава I

 

КТО КОГО ВЫБИРАЕТ

 

 

Как вы думаете, уважаемый читатель, какие примеры приводит не слишком искушённый в диалектике человек, если его попросить, что называется, навскидку, назвать три-четыре пары противоположных явлений? Мы не раз проводили такой опыт. Ответы не отличаются разнообразием. Как правило, в набор противоположностей люди включают чёрное и белое, положительное и отрицательное, лето и зиму, мужчину и женщину. Нас, конечно же, интересует последняя пара. В чём, собственно, состоит противоположность полов? С летом и зимой всё ясно. Лето — тёплое, а зима — холодная; летом — длинные дни, зимой — короткие; летом — природа бодрствует, зимой — спит... А вот полы... Твой собеседник вроде бы знает, вернее, ощущает, что полы противоположны. Иначе бы он не включил их в список своих примеров. Но разложить на составляющие затрудняется. И после минутного раздумья провозглашает: “Ну, мужчина — это мужчина, а женщина — женщина”. Как ни печально, так характеризует своё место в жизни примерно половина наших соотечественников. Другая половина вселяет определённые надежды. По мнению представителей этой части сообщества, мужчины более упрямы, а женщины — покладисты, первые склонны пренебрегать собственным здоровьем, вторые заботятся о нём, мужчинам в большинстве своём присущи так называемые вредные привычки, а женщины вполне могут обходиться без них, мужчину завораживает тело женщины, а та пытается заглянуть ему в душу... Это уже неплохо.

А сколько их ещё, мужских и женских черт и чёрточек?! Как они связаны между собой?

Нам предстоит разобраться в массиве женских и мужских характеристик (черт, качеств, способностей), выделить основные, преобразовать конгломерат в систему. Наша ближайшая цель — понять, что такое мужчина и что такое женщина, каково объективное предназначение полов, почему возник полярный — половой — способ воспроизводства? К поставленной цели мы подойдём к концу пятой главы. Затем мы решим задачи, связанные с нарушением нормальной пропорции между родившимися мальчиками и девочками. Некоторые из них обозначены в предисловии. Решение этих задач позволит нам говорить о бóльшей или меньшей вероятности, в зависимости от обстоятельств, рождения ребёнка того или другого пола. Заключительные главы мы посвятим историческим формам взаимодействия полов и их (полов) перспективам, вплоть до схождения полярного способа воспроизводства, как и собственно воспроизводства, с исторической сцены. Таковы наши цели.

Теперь за дело. И начнём мы с тех характеристик, которые, ввиду своей очевидности, вряд ли вызовут с вашей стороны, уважаемый читатель, возражения.

Мы утверждаем: мужчины во взаимодействии с женщинами активны, женский пол представляет собой пассивную сторону. Мы имеем в виду не только кульминацию полового взаимодействия, но и, если можно так сказать, ведущую к ней дорогу. На этом пути мужчина берёт в свои руки инициативу, ухаживает за женщиной, в известном смысле преследует её, проявляет настойчивость, переходящую иногда в назойливость, а случается — и домогается.

Все эти слова мы взяли из живого русского языка. Этого помощника, непосредственно и добросовестно отражающего бытие, мы постоянно будем привлекать к нашему исследованию. Апеллирование к языку, к выраженным через его посредство нормам общественного сознания является одним из важнейших приёмов объективного обществоведческого анализа.

Попытайтесь данные лексические формы примерить к женщине. Действия, обозначаемые такими словами, если бы их совершала женщина, выглядели бы по меньшей мере странно. В самом деле, что такое “ухажёрка”? А ухажёр — привычно и нормально.

Здесь кто-то, может быть, и возразит. А разве не бывает так, что домогающейся и преследующей стороной является женщина? Вот, например, моя знакомая Ниагара Леопардовна чуть ли не бросается на мужчин из засады, а сосед сверху Евтихий Тихонович никогда не был женат, он патологически скромен, безынициативен, а когда разговаривает с женщиной, тушуется и розовеет. Да, ответим мы, всякое бывает. Но речь-то у нас идёт о полах, а не об отдельных их представителях. Для полов, взятых в целом, Н. Л. и Е. Т. не являются характерными фигурами.

Давайте договоримся не убивать закономерность частностями, не ставить во главу угла его величество пример и не злоупотреблять словом “бывает”. Иначе вместо того, чтобы обобщать, строить концепцию и продвигаться к намеченным целям, мы тотчас же завязнем в болоте конкретики.

Раз уж мы отвлеклись на методологию, сделаем ещё одно замечание.

Конечно, утверждать, что мужчины всецело и постоянно активны, а женщины беспредельно и всегда пассивны, значит абсолютизировать присущие полам черты. Однако только такое заострение позволяет высветить противоположности. В дальнейшем, анализируя другие характеристики полов, мы будем использовать и этот приём, понимая при этом, что в реальной действительности дело обстоит несколько сложнее. Что касается разбираемой нами пары качеств, мы, по всей видимости, не ошибёмся, если, отступая от абсолютизации, скажем: мужчина более активен, чем пассивен, а женщина, напротив, более пассивна, нежели активна. Иначе говоря, мужчинам присуща некоторая специфическая — мужская — пассивность, а женщинам свойственна своеобразная — женская — активность. Вскоре мы увидим, в чём они состоят и как проявляются.

Если бы не было взаимопроникновения противоположностей, не было бы ни взаимодействия полов, ни полов как таковых. Применительно к занимающей нас паре качеств это означает, что женщина, будь она абсолютно пассивна, уподобилась бы статуе, а вращающийся около неё мужчина в избытке активности набрал бы третью космическую скорость и покинул пределы Солнечной системы.

Перейдём теперь к следующей паре характеристик. Активности и пассивности мы ещё уделим внимание.

Привязка к полам полярных черт второй нашей пары не столь очевидна, как первой. Впрочем, попробуйте-ка ответить на такой вопрос: кто выбирает так называемого брачного партнёра (мы имеем в виду не только и не столько зарегистрированный брак, сколько фактическую реализацию симпатий), мужчина выбирает женщину или, наоборот, женщина — мужчину? Уточним: за кем остаётся последнее слово? Не станем возражать, если вы скажете, что столь важный вопрос они решают сообща, что выбирают и он, и она. Но давайте, как и с активностью-пассивностью, будем абсолютизировать. Другими словами, попытаемся привязать эту черту (способность осуществлять выбор) только к одному полу, а противоположную (кстати, что это за черта?) — к другому.

Пока вы думаете, сообщим, какие мнения существуют на этот счёт в студенческой среде. Почти все девушки считают, что выбирают они. Среди молодых людей нет такого единодушия. Чуть более половины из них присоединяются к девушкам. Остальные считают, что выбирать — их право.

Между прочим, девушки, как правило, высказывают своё мнение первыми. Для большинства из них этот вопрос, пусть на подсознательном уровне, уже решён. Молодые люди начинают прикидывать “здесь и сейчас”. Может быть, женщин перспектива волнует больше, нежели мужчин? Может быть, они более ответственны? Возьмём эти предположения на заметку.

Ну а сейчас, как говорится, правильный ответ. Студентки правы. Выбирать — женская черта, а... предлагать — мужская. Считая так, мы ни в коем случае не вступаем в противоречие и с языковыми формулами. Как известно, мужчины “предлагают руку и сердце” (читай: опору и душу), женщины “останавливают свой выбор на...”. Мужчина делает предложение, женщина принимает его или отвергает претендента.

Отказывая мужчине, женщина (только в иной форме, лучше сказать, в ином направлении) реализует свою способность выбирать.

В наше время главный инициатор развода — женщина. Так, в Ленинграде в начале 70-х годов 65—69% всех дел о разводе возбуждалось по заявлениям женщин. В Риге в 1977 г. женщины в 70% случаев были инициаторами развода, а в возрасте до 25 лет — даже в 85% случаев [Звидриньш П.П. Стабильность браков и рождаемость // Рождаемость: известное и неизвестное. — М., 1983. С. 63-64.]. Такая же картина наблюдается и в других европейских странах, США, Канаде, Австралии.

Чем более развита общественная система, тем более свободна в своём выборе женщина. Если в 20-е годы на Украине бóльшая часть разводов инициировалась мужчинами, то сейчас — женщинами. О дореволюционной поре не приходится и говорить [См.: Чуйко Л. В. Браки и разводы. — М., 1975. С. 140-142.].

Мы выяснили мнение студенток. Оно основано на фактическом положении дел. В этой социальной группе выбирают женщины. Со студентками солидарны имеющие высшее образование женщины средних лет: инженеры, врачи, преподаватели, юристы. Иной настрой среди пожилых и малообразованных женщин. В этой группе вы рискуете столкнуться с откровенным непониманием: как это можно, выбирать “хозяина”? Значит, чем более эмансипирована женщина, чем выше её образовательный уровень и шире круг интересов, чем более она экономически и духовно самостоятельна, тем полнее она распоряжается тем, что составляет её природу.

Да, способность выбирать — атрибут женского пола. Но атрибут подавляемый и практически сводимый на нет в определённых исторических условиях. В эксплуататорском обществе, когда женщина приравнивается к вещи, продаётся и покупается, превращается в “детородную машину”, это исконное качество практически полностью отторгается от своей обладательницы. И только на закате эксплуататорской эпохи, встречая сопротивление мужчины, быта, старой морали, вновь начинает соединяться с женщиной. Мы живём как раз в это время.

Занимаясь полами, а полы — явление биологическое, мы столкнулись с влиянием, и, надо сказать, исключительно мощным, социально-исторического фактора. Что ж, у нас нет выбора, будем учитывать деформации, которые вносит социум в функционирование системы полов (заметим в скобках, что мужчина на эксплуататорском отрезке истории утрачивает свою способность предлагать в той же степени, что женщина — способность выбирать). В то же время, когда это будет допустимо, мы позволим себе абстрагироваться от социально-исторического фактора. Внеисторичность не всегда противопоказана. Только при отвлечении от социально-исторического фактора можно надеяться на создание неискажённой картины функционирования системы полов. Мы заметили, что полы представляют собой биологическое явление. Отвлечение от социального давления на полы даст нам возможность расширить поле исследования, выйти за пределы вида Homo sapiens. Мы сможем наряду с понятиями “женщина” и “мужчина” оперировать категориями “самка” и “самец”. Разумеется, мы обеими ногами встанем на исторические позиции, когда дело дойдёт до рассмотрения причин появления полов, конкретных форм брака, видов моногамии и перспектив полярного способа воспроизводства.

Итак, мужчины активны, женщины пассивны. Такова первая выявленная нами пара черт-антагонистов. Представители мужского пола призваны предлагать себя, женского — выбирать партнёра. Это — вторая пара. Согласуется ли она с первой? Несомненно. Предлагать можно, только проявляя активность. Представьте себе продавца, который снял бы вывеску, закрыл шторой витрину, а сам вместе с товаром залез бы под прилавок. Пассивность никак не стыкуется с предложением.

Расширим нашу формулу. Предлагать можно, только активно демонстрируя предлагаемое. Да, вы правы, “активная демонстрация” — тавтология. Да, мы подмаслили масло, но сделали это только для того, чтобы зафиксировать грань мужской активности. Мужчина по природе своей демонстратор. Что он демонстрирует? То, что имеет. Как? Как может. Вспомните, например, как в ваши школьные годы мальчишки или подростки демонстрировали свои доблести перед девочками. У взрослого человека другие, не столь экзотические, средства и другие достоинства: образование, интересы, ум, воля, надёжность, порядочность, работа, карьера, положение в обществе... Мужчина, между прочим, более неравнодушен к похвале, нежели женщина. Похвала выдвигает на первый план его достоинства, помогает их демонстрировать.

Ну а если у мужчины нет ничего из перечисленного нами? Не беда. Он всё равно — демонстратор. Мужчина, будь то неординарная личность, посредственность или алкаш, больше, чем женщина, живёт напоказ. Нам неоднократно приходилось слышать слово “показушник”, а вот “показушница” — ни разу.

В этом месте, уважаемый читатель, вы просто обязаны не соглашаться с нами. Модницы в макияже, при маникюре, увешанные бижутерией и с ресницами, покрытыми умопомрачительной тушью от Max Factor, дают десять очков вперёд любому демонстратору-мужчине! А как тают женщины от комплиментов! Вы правы. Однако правы и мы. То, что говорилось в двух предыдущих абзацах, не распространяется на внешность. Но о женской активности, которая, как вы догадываетесь, касается внешнего облика, речь пойдёт в следующей главе.

Продолжим наши изыскания. Мужчина предлагает себя, активно демонстрируя свои качества. А представительница противоположного пола? Какой формулой на данном этапе исследования мы можем охарактеризовать её? Это просто. Сконструируем, если можно так выразиться, фразу-антоним и... мы увидим женщину.

Женщина выбирает партнёра, пассивно наблюдая предлагающее себя множество (мужчин).

Было бы из чего выбирать.

Если вы придёте в магазин и увидите на полках или одинаковые куски хозяйственного мыла, или одну докторскую колбасу, или только кильки в томате и ничего более, каким бы прекрасным выборщиком вы ни были, вам по чисто техническим причинам не удастся реализовать ваши способности. Для того, чтобы выбирать, нужен ассортимент.

Посмотрим с этой точки зрения на мужчин.

Используем заготовку Геодакяна. Как вы считаете, если всех мужчин объединить в одну команду, а всех женщин — в другую и устроить личные и командные соревнования, кто победит в личном первенстве, а кто — в командном зачёте? Мужчины или женщины? Добавим от себя, что мужчины и женщины будут у нас соревноваться не в спортивных дисциплинах, где решающую роль играют физические различия, а в самых разных, в том числе обыденных, видах человеческой деятельности: шитье, чистке картошки, собирании грибов, вождении автомобиля... Если, по вашему мнению, командным чемпионом станут женщины, а в личном зачёте победят мужчины, вы солидарны с нашим коллегой и достаточно наблюдательны. Геодакян, подходя к проблеме шире, чем это делаем в данном случае мы, и распространяя выявленную им закономерность на животных, отвечает: “...чемпионами в личном первенстве по всем программам будут самцы, а в командном зачёте победят самки” [Геодакян В. Два пола. Зачем и почему? // Наука и жизнь. 1966. № 3. С. 103.].

Ответ чёток и категоричен. С его первой частью мы не можем не согласиться. А вот вторая требует одного очень важного уточнения. Дело в том, что в командном зачёте победят только самки-юниорки. Взрослые самки отстанут от взрослых самцов. Почему? Ответ на этот вопрос мы дадим в седьмой главе. Придётся, уважаемый читатель, подождать. Пока же нас вполне устраивает формула Геодакяна. Отвечая так, наш коллега исходит, и это совершенно верно, из бóльшей дифференциации мужского пола по сравнению с женским. Думаем, этот эмпирический факт достаточно очевиден. В дальнейшем он будет обоснован и теоретически.

Да, среди мужчин всегда найдутся претенденты на высшие награды. Именно в мужской части человечества мы без труда обнаружим выдающихся учёных, композиторов, инженеров, хирургов, шахматистов, учителей, закройщиков, вышивальщиков, поваров... Не будем перечислять все профессии. Но “выдаваться” можно и в другую сторону. На противоположном фланге мужской части сообщества, также не прилагая особых усилий, мы найдём тех, кто не в состоянии пришить пуговицу, кто вместе с картофельной кожурой отхватит себе палец, кто не отличит шахматы от шашек. Криминальные личности, бомжи, алкоголики, маньяки, бездельники, тупицы, неумехи, грязнули составляют неотъемлемый компонент мужской половины человечества. Деятельному разнообразию мужчин сопутствуют соматическое и психическое.

Мужской пол разбросан, спектрирован; женский, вряд ли это необходимо доказывать, — собран, омоноличен (от слова “монолит”). Мужчины больше отличаются друг от друга, женщины — меньше. Другой стороной разнообразия мужского пола является индивидуальная специфичность мужчин. Отдельно взятый мужчина более специализирован и своеобразен, чем отдельно взятая женщина. Представительница женского пола — существо более универсальное, усреднённое. Образно выражаясь, мужчины идут по жизни рассыпным строем (и весьма отличаются друг от друга), женщины — коробкой (и более похожи одна на другую). Сравните солдат на полевых учениях и в парадном строю.

Мы обнаружили, таким образом, фундаментальное отличие полов, материализующееся как в людях (мужчинах и женщинах), так и в животных (самцах и самках). Бóльшее разнообразие мужского пола по сравнению с женским Геодакян считает центральным положением теории [Геодакян В. А. Эволюционная логика дифференциации полов и долголетие // Природа. 1983. № 1. С. 71-72.]. В дальнейшем наши рассуждения будут базироваться на этой противоположности мужского и женского пола.

Схематически выявленную нами противоположность полов можно представить в виде диаграммы (схема 1).

 

 

Схема 1.

 

Знаком “+” обозначены выдающиеся, обеспечивающие прогресс общественной системы мужчины и женщины, знаком “О” — обычные, средние, знаком “-” — помечены представители негативного фланга.

Из бóльшего разнообразия мужского пола вытекают два следствия.

Во-первых, природа (здесь мы имеем в виду прежде всего общественную среду) не щадит мужчин и в известном смысле милует женщин. Она выбраковывает тех, кто не удовлетворяет её требованиям. Таковые, как мы видим, имеются. И это не только “негатив” пола. Выдающейся личностью быть не менее опасно, чем находиться на дне общества. Юлий Цезарь, Иисус Христос, Ян Гус, Пьер Кюри, Моисей Урицкий, Владимир Маяковский, Лев Троцкий, Николай Гастелло, Мартин Лютер Кинг, Джон Леннон, Юрий Гагарин, Андрей Миронов и многие-многие другие мужчины жили бы долгие годы, не будь все они выдающимися личностями. Природа (в данном случае — естественная среда) безжалостно расправляется и с мужчинами, имеющими ту или иную телесную аномалию, обрушиваясь в первую очередь на младенцев, как находящихся ещё в утробе матери, так и уже увидевших свет. Эта её “деятельность” называется естественным отбором. Агентом этой “деятельности” выступает женщина в саване и с косой в руке.

Во-вторых, женщинам есть из чего (из кого) выбирать. Способность женщины выбирать, таким образом, реализуема. Кто-то из мужчин при этом остаётся невостребованным. Такой отбор называется половым. В этом — втором — акте отбора жертвами служат только мужчины. Агентом полового отбора является женщина. Во что она одета и чем вооружена? На первую часть вопроса мы ответим, как и обещали, в следующей главе, а на вторую — сию секунду. Женщина вооружена своей способностью выбирать и, следовательно, оценивать и сравнивать.

Мужчины не просто и не только вынесены на края поля разброса. Они сами туда стремятся, пробуя свои силы в крайней, экстремальной деятельности. В той или иной степени это касается каждого мужчины. Шведские исследователи, изучая данный аспект поведения мужчин, подметили, что если им дать возможность выбирать занятие, они выберут то, которое потребует выделения бóльшего количества гормонов стресса (адреналина). Причём такая тяга наблюдается с самого юного возраста [Франкенхаузер М., Едман М. Мужчина, женщина и стресс // Наука и жизнь. 1991. № 5. С. 59.]. Посмотрите на мальчишек и убедитесь.

Какая необходимость толкает мужчин в сторону острых ощущений? Позже мы ответим на этот вопрос.

А пока примем к сведению, что мужчинам присуща склонность к острым ощущениям, приключениям, опасности, риску, тяга к неизведанному, новому, загадочному. Это могут быть полярная экспедиция, эксперимент, научный поиск, открытие, триумф, охота на крокодила, военный конфликт, дебош или драка, просмотр триллера или боевика. Правда, у стрессовой, экстремальной деятельности есть и другая сторона. Дело в том, что человеческая психика подобна маятнику. Залетев в одну сторону, он с неизбежностью должен переместиться в противоположную. Вслед за психическим перенапряжением мужчины с той или иной периодичностью впадают в пустое времяпрепровождение, “оттягиваются”, деинтеллектуализируются с помощью алкоголя и табака. Такие зигзаги представляют собой не причуду мужской половины человечества. Нет, это сущностная черта пола. Женщины в отличие от экстремистов-мужчин тяготеют к “центристской” деятельности. Их психические и деятельные колебания имеют меньшую амплитуду [О колебаниях психики, о специфике мужского и женского мировосприятия читайте в нашей книге: Искрин В. И. Новая психология. СПб, 1998.].

Активность мужчин, таким образом, направлена не только на женщин, но и на природу вообще, на её “края” в частности и в первую очередь. Мужчина присоединяет к “территории” социума новые “земли”, осуществляет новаторскую деятельность. Активность в сочетании с экстремизмом делают мужчину более инициативным, чем женщина.

Женщина, напротив, по отношению к природе, как и в отношениях с мужчиной, проявляет известную пассивность. Она обрабатывает присоединённое, привнесённое мужчиной, осуществляет рутинную (или ставшую уже рутинной) деятельность. Пассивность, сочетаясь с “центризмом”, делает женщину более инертной, спокойной, взвешенной психически и поведенчески.

Анализируя противоположность полов, мы начали с пары “активность — пассивность”. Сейчас мы расширили поле приложения этих черт, вывели активность мужчин и пассивность женщин за пределы их полового взаимодействия, перенесли на природу. Описание данной пары приобрело более или менее законченный вид.

Здесь мы пока и приостановимся, чтобы в нашем анализе диалектики полов подвести некоторые итоги.

Что же нам удалось выяснить?

Мужчины представляют собой активную сторону как во взаимодействии с женщинами, так и в освоении природы. Женщины являются пассивной стороной.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.