Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема: «Морфологические нормы современного русского литературного языка. Имя существительное»





1. Образуйте множественное число от перечисленных ниже существительных. Укажите причину, если множественное число образовать нельзя.

Адрес, апельсин, барин, бег, берег, бок, борт, боцман, буфер, боярин, брат, вектор, валежник, веер, властелин, век, вексель, вензель, войлок, вечер, волчонок, воробышек, ворох, время, глаз, голос, городище, городишко, горох, граф, грузин, грунт, грязь, гусенок, дерево, диктор, договор, досуг, донышко, достаток, друг, дым, дядя, егоза, емкость, жало, жребий, заря, засуха, звено, знамя, зуб, инженер, кабель, кайма, картофель, катер, колено, колер, ком, корень, корректор, кровь, кран, крыло, крюк, кузов, кум, курица, лектор, лезгин, лист, лоскут, львенок, масло, мать, мебель, медвежонок, меньшинство, месяц, мозг, мольба, монисто, мордвин, молоко, мох, муж, небо, ольха, пламя, полотно, пурга, редактор, рост, рынок, сват, селянин, семьянин, сервант, смерть, смех, солнце, татарин, темя, теннис, тайга, утро, ухо, хвоя, хлеб, хозяин, чертенок, черта, яблоня, яблоко, шницель, ясень.

 

2. Образуйте формы единственного числа от данных существительных

будни, белила, брюки, выжарки, гантели, гетры, гланды, гольфы, гренки, Гималаи, гусли, джунгли, дети, дрожжи, жабры, жалюзи, закрома, клипсы, краги, консервы, кудри, колготки, Колмогоры, Кордельеры, ладоши, лампасы, лацканы, маслята, ножны, ножницы, нарды, опята, пимы, кеды, погоны, подмостки, пожитки, рейтузы, розги, Сочи, сани, сливки, сутки, прерии, плеяды, тапки, такси, тюрки, хлопоты, чернила, чары, Черемушки, шахматы, шашки, поддавки, шпроты.



3. Проведите смысловое различие между существительными, образующими множественное число при помощи окончания –а (-я) и существительными с окончаниями –ы (-и), употребляющимися только во множественном числе:

меха – мехи, провода – проводы, соболя – соболи, счета – счеты, зубья – зубы, коренья – корни, листья – листы, мужья – мужи, сыновья – сыны, коленья – колени, клочья – клоки, лоскутья – лоскуты.

4. Определите род следующих имен существительных.

рать, мать, банкнот, зал, бандероль, вуаль, мочало, манжета, коленка, щупальце, повидло, георгин, жираф, заусеница, калоша, корректив, погон, помидор, путь, рельс, шорты, басище, чудовище, страшилище, воевода, всезнайка, утиль, дядя, учитель, волчище, бука, зайчишка, выскочка, очки, толь, ткачиха, производство, ремень, каникулы, петух, пламя, консервы, моль, носище, грязнуля, незнакомка, плеть, пень, мышь, плутишка, красавица, строительство, сутки, утка, гуляка, купчишка, егоза, вдова, ночь, студень, макароны, фотолюбитель, кустарник, камень, сани, окно, шалунишка, знамя, брюки, князь, злюка, инженер, герой, гортань, повеса, картофель, директор, зверюшка, пельмень, топорище, подмастерье, фамилия, шаль, коллега, запевала, кастелянша, ботинок, прорубь, плацкарта, рояль, тюль, тапка, шампунь, расценка.



5. Охарактеризуйте и поясните примерами особенности согласования прилагательных с существительными, местоимениями-прилагательными, причастиями (полными) и координацию существительных с формами прошедшего времени глагола и краткими страдательными причастиями у следующих слов:

абитуриент, автор, администратор, адвокат, академик, библиотекарь, бухгалтер, врач, директор, доцент, профессор, инженер, контролер, критик, лейтенант, министр, оператор, парикмахер, пилот, премьер-министр, редактор, корреспондент, режиссер, референт, секретарь, суфлер, телекомментатор, такси, филолог, хирург, экзаменатор, юрист, языковед.

6. Составьте предложения со следующими существительными:

бедняга, бездарь, болтушка, бродяга , воротила, выскочка, верзила, всезнайка, выпивала, громила, гадюка, грязнуля, деляга, доходяга, дубина, дылда, забияка, запевала, зайка, зануда, заправила, жадина, коллега, каналья, калека, левша, лакомка, малютка, марионетка, недоучка, непоседа, одиночка, подлиза, пьяница, самоубийца, сирота, слуга, староста, стиляга, судья, тезка, тихоня, тамада, мымра, хапуга, ябеда, змея, лиса, собака, выдра, крыса, брынза, ханжа, красотка, доярка, вышибала, прачка, акушерка, медсестра, раджа, святоша, сатана, свинья, паша, ласточка.



7. Определите род и одушевленность (неодушевленность) следующих существительных. Докажите это, составив словосочетания.

авеню, адажио, алиби, ателье, бренди, бриджи, ватерполо, брифинг, визави, галифе, гну, гофре, депо, домино, драже, жалюзи, жако, желе, интервью, атташе, каре, какао, какаду, колибри, контральто, конфетти, кафе, кофе, краги, клише, кредо, кули, купе, кимоно, кепи, мисс, мадам, либерти, леди, аллегри, лье, нотабене, меццо-сопрано, микадо, миссис, моралите, пальто, палаццо, пари, пенсне, плиссе, пюре, па, папье-маше, пезо, пери, па-де-труа, резюме, рагу, протеже, рандеву, ревю, ранчо, рамоли, реноме, авторалли, аутодафе, ситро, джерси, консоме, кашне, коммюнике, сопрано, суфле, портье, месье, меню, такси, танго, радио, рефери, рондо, табу, фаблио, эфенди, фиаско, филе, шевалье, шасси, хинди, фолио, кино, шимпанзе. мадам, мисс, крупье, протеже, кули, камикадзе, торреро, хиппи, рефери, шимпанзе, пони, какаду, микадо, чичероне, идальго, визави, импрессарио, дуче, жюри, мозоль, тюль, бра, бандероль, инкогнито, рантье, шампунь, кольраби, прорубь, фойе, пони

8. Объясните значения слов и расставьте ударение. Расшифруйте слова, укажите, какие из них являются склоняемыми:

АТС, ВАК, вуз, ВДНХ, АПН, ВТЭК, ГАИ, ГРЭС, ДОСААФ, ЗАГС, ЛДПР, МИД, МЧС, МХАТ, НАТО, НЭП, ООН, ТАСС, ТЮЗ, РО, МВД, КГБ, УВД,УМО, ФСБ, ФБР, ЦРУ, ЦК, ЦСКА , ЧК, ЧП, ЭВМ, ЮНЕСКО.

9. Определите род следующих собственных несклоняемых имен существительных, ориентируясь на род соответствующих гиперонимов:

По, Гаити, Тбилиси, Баку, Улан-Уде, Тахо, Эбро, Конго, Замбези, Токио, Рио-де-Жанейро, Перу, Келиманджаро, Тимбукту, Осло, Миссисипи.

10. Образуйте форму именительного и родительного падежа единственного и множественного числа от следующих существительных, обращая внимание на место ударения.

торт, шофер, средство, благо, кран, дом, клевер, инженер, конура, скамья, фата, графа, пиала, борода, доска, блоха, рука, мелочь, новость, крепость, дверь, емкость, статья, редактор, автор, губа, копна, спина, скатерть, заря, факир, боль, овца, роса, фольга, шницель, отпуск, пропуск, кондуктор, мичман.

11. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных. Запишите слова парами, расставляя ударение:

абрикос, апельсин, барышня, блюдце, бойня, ботфорт, вафля, ветла, вишня, вычески, гектар, грамм, грек, георгин, гланда, гостья, готовальня, джинсы, двойня, дно, донья, дупло, заморозки, западня, заплечье, запястье, кастрюля, киргиз, камень, кишка, клавикорды, клавиша, клест, клешня, клипсы, клубень, колено, консервы, копье, кочевье, кочерга, кухня, кружева, ладья, лимон, лютня, макароны, носки, патрон, партизан, рельс, цыган, чувяк, ущелье, шпоры, турок. армянин, осетин, туркмен, монгол, партизан, чулок, носок, рельс. гектар, плечо, свеча, мандарин, туфля, помидор, килограмм, аршин, микроампер, мириады, мольба, обои, ольха, опенок, лампас, полотенце, прожектор, сажень, свадьба, скульптор, снасть, тройня, угорь, фельдъегерь, шницель, яблоко.

12. Раскройте скобки, имена собственные поставьте в нужной форме, укажите возможные варианты.

1. в деревне (Усманка) Томской области. 2. между городами ( Москва) и (Кемерово). 3. близ реки (Истра). 4. на (Москва-река). 5. в музее («Эрмитаж»). 6. близ города (Крюков). 7. за селом (Уклеево 8., до озера (Краюхипо). 9. в столице Чувашии, городе (Чебоксары) .10. Первая группа туристов остановилась в гостинице («Москва»). 11. Много живописных мест вы найдете на реках (Дои) и (Северный Донец). 12. Всеобщее внимание привлекли события на острове (Кипр). 13. между Россией и (Республика Индия). 14. на станции (Трикотажная). 15 на улице (Арбат). 16. к городу (Афины). 17. из столицы страны (Лиссабон). 18. на остров (Мадейра).

13.Определите, какие из перечисленных фамилий склоняются, какие нет, поставив их в П.п.:

Александр Живаго, Елена Шевчук, Ольга Корбут, Армен Оганесян, Эмиль Золя, Леонид Гайдай, Светлана Шахрай, Алексей Крученых, Николай Жук.

14. Образуйте форму именительного падежа множественного числа от следующих существительных.

ветер, выговор, герб, год, джемпер, доктор, инструктор, крюк, лагерь, месяц, образ, отпуск, очередь, ректор, профессор, директор, инструктор, сектор, слесарь, слог, токарь, трактор, фронт, цех, шофер, орден, договор, тон, соболь.

Контрольная работа №3.

«Морфологические нормы русского языка. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение. Наречие. Предлог»

1. Образуйте краткую форму единственного (всех родов) и множественного числа от данных прилагательных. Расставьте ударения:

 

Близкий, белый, бесчисленный, благословенный, бедный, быстрый, болезненный, богатый, важный, верный, веселый, возможный, высокий, голубой, горький, готовый, глубокий, горячий, глупый, добрый, долгий, дорогой, длинный, далекий, дельный, древний, естественный, живой, желтый, жестокий, зеленый, интересный, короткий, красный, красивый, лиловый, легкий, малый, мертвый, медленный, малодейственный, малосущественный, мелкий, милый, мягкий, малоурожайный, многочисленный, мужественный, нравственный, новый, нужный, огромный, озорной, полный, похожий, простой, поздний, правый, прямой, пустой, редкий, рослый, светлый, старый, свободный современный, спокойный, способный, сухой, серый, синий, слабый, сносный, сложный, твердый, тихий, тонкий, толстый, темный, теплый, тяжелый, удобный, узкий, честный, чистый, черный, широкий.

 

2. Образуйте прилагательные от данных существительных. Выделите суффиксы прилагательных и объясните их правописание:

 

а) Архангельск, Бордо, Брянск, Вормс, Грозный, Дамаск, Елец, Заречье, Иркутск, Казань, Констанца, Курск, Ливны, Мытищи, Ницца, Одесса.

б) Орел, Охта, Пенза, Пресня, Реймс, Рязань, Сан-Франциско, Сибирь, Сочи, Спаск, Тушино, Углич, Уэльс, Черкассы, Ялта.

3. От данных прилагательных образуйте сравнительную и превосходную степень (используйте аналитическую и синтетическую форму). При образовании форм обращайте внимание на ударение и чередование в основе прилагательного:

дружеский привет, гордый человек, красивый дом, древний обычай, лиловый закат, свободный проход, здоровый ребенок, хитрая лиса, хрупкий стакан, родной язык, породистый скот, бойкий мальчик, раннее утро, отлогий берег, глубокая ночь, старший брат, просторная комната, легкая работа, сладкое яблоко, интересная книга, румяная вишня, исхудалый старик, прекрасный вид, значительная тема, наглядное пособие, скоростной самолет, черный карандаш, неприятный человек, тяжелая ноша, мощный удар.

4. Отредактируйте предложения, устранив речевые ошибки, возникшие вследствие неправильного использования местоимений (искажение смысла, подмена понятия из-за неправильного порядка слов, введение в текст местоимений при отсутствии существительных, которые замещаются, неправильный выбор грамматической формы местоимения):

1. В этом музее были выставлены чучела динозавров, которые все погибли от бомбежки. 2. Этот полюбившийся зрителям герой не сходил со сцены на экранах телевизоров четырнадцать вечеров, а затем отснятых по ним восемнадцати фильмов сериала. 3. Тайна строения поверхности Венеры, казалось, надолго скрыта от науки: ее не видно. 4. Вся техника, которая используется в сельском хозяйстве, служит не только для того, чтобы облегчить жизнь земледельцев, но и чтобы помочь растениям улучшить их жизнь. 5. Люди ликовали: везде звучала музыка, раздавалась дробь каблуков. Мы говорили со многими из них прямо на площадях. 6. Будем чаще проводить такие встречи: они вызывают интерес у молодежи к своей профессии, развивают их любовь к театру. 7. Освобождать попавшего под высокое напряжение человека можно только с помощью специальных средств, рассчитанных на него. 8. Если после трехдневного содержания этих собак в специальном месте за ними не явятся владельцы, последние подлежат уничтожению. 9. Никогда не бывает случая, чтобы животные по их вине остались без кормов, всегда вовремя стараются они вывезти навоз из помещения. 10. Мысли Печорина метались между Верой и княжной Мери, и он решил с одной из них покончить (Из ученического сочинения).

 

5. В приведенных ниже предложениях найдите случаи неправильного выбора формы числительного. Исправьте ошибки.

1. На занятиях не было обоих сестер. 2. Парохода ждали только четверо женщин. 3. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать два яслей. 4. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров. 5. Трое работниц не смогли выйти на работу. 6. Двое котят играли на полу. 7. На обеих берегах реки раскинулись поля. 8. В обоих странах скоро будут выборы.

6. Запишите прописью данные числительные, употребив в нужной форме.

1. К 345 прибавить 157. 2. От 964 отнять 89. 3. 10 сложить с 798. 4. Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос). 5. Деревня находится в 163 (километр) от города.

7. Напишите прописью следующие числительные, просклоняйте их. Образуйте от указанных числительных порядковые числительные, просклоняйте их. Выделите и напишите прописью дробные числительные:

 

127; 11; 68; 123000; 45; 15; 90; 31; 5000000; 2; 5; 3,14; 2; 3,5; 1,5.

8. Образуйте словосочетания из следующих числительных и существительных и просклоняйте образованные словосочетания.

Существительные: студентка, девушка, сутки, ясли, щенята, котята, ножницы, сани, сапоги, архитектор, врач, учительница, воспитательница, медвежата, джинсы, рубашка, пальто.

Числительные: 22, 23, двое, трое, пятеро, семеро, 35, 127, 3279, 45, 11, 15, четверо, 127000.

9. Запишите словами, образуя форму творительного падежа следующих количественных числительных:

397, 458, 73, 59, 496, 635, 577, 713, 894, 26, 482, 796, 359, 628, 740, 100. 101, 888, 204, 929, 117, 308, 967, 735, 573, 846, 666, 445, 91, 43

10. Запишите словами, образуя форму творительного падежа следующих порядковых числительных:

719-ый, 1964-й, 5000000000-й, 700-й, 612-й, 29-й, 2336-й, 6000-й, 11-й, 52-й, 103-й, 300-й, 200-й, 65-й, 498-й, 894-й, 120-й, 78-й, 3,5-й.

11. Запишите словами, образуя форму творительного падежа следующих дробных числительных:

 

12. Составьте предложения, характерные для официально-делового стиля, используя следующие предлоги:

В целях, в отношении, на предмет, в силу, в части, в связи, в соответствии, по линии, в течение, во избежание, на основании, в счет, в порядке, в заключение, согласно, благодаря, вопреки.

 

13. От указанных наречий образуйте, где это возможно, сравнительную степень, если невозможно, укажите, почему.

Весело, светло, жаль, пора, здесь, вчера, сегодня, там, грустно, спьяна, налево, сдуру, давно, жарко, трудно, накурено, вниз, справа, по-польски, всмятку, впотьмах, даром, по-американски, очень, еле-еле, весьма, совсем, зябко, чисто, по-товарищески, бездарно.

14. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы:

Хромой старичишка вышел из-за шалаша в углу огорода и закричал на Герасима. (Т.) Темные глаза смотрели (из) под бровей сурово (М.Г.). Я, конечно, отошел в сторону, спрятался (по) за корчму и стою (Купр.). (По) над рекой сквозь едкий дым они проходят на рассвете (Сурк).

(В)следстви…ранения Ибрагим вместо парика носил повязку (П.). Мне было лет двадцать пять, когда я начинал писать что-то (в) роде воспоминаний (Герц.) (В) продолжении… дороги мы два раза переехали реку (Акс.). Признаюсь, сколько я ни старался различать вдалеке что-нибудь наподобие лодки, но безуспешно (Л.). (В) течение двадцать лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям (П.). (В) виду скорого окончания плавания настроение команды сделалось веселым (Стан.). Трудно было понять, какое удобство имел (в) виду столяр, загибая так немилосердно снимки стульев (Ч.). Телеграфные столбы потом опять показывались в лиловой дали (в) виде маленьких палочек (Ч.) (В) виде этом много ярких красок (Ч.). (В) течение дня Хорь не разговаривал со мною (Т.). Иногда на базаре какая-нибудь барыня давала Ванюше свою корзину и платила ему пятак (за) то, что он (в) продолжении… часа таскал за ней по базару эту корзину (м.Г.) У многих русских рек, (на) подоби… Волги, один берег горный, другой луговой (Т.).

Контрольная работа №4.

«Морфологические нормы русского языка. Глагол. Причастие. Деепричастие»

1. Проспрягайте следующие глаголы в настоящем времени и расставьте ударение:

валиться, варить, двигать, дерзить, догнать, горчить, гнездиться, звонить, забыть, заколоть, занять, ковать, косить, кривиться, минуть, мириться, переубедить, переубеждать, сбыться, сглазить, сжалиться, сжариться, собраться, спать, собрать страдать, перегнить пробить, прослыть, пролить, тонуть, мерзнуть, вянуть, явствовать, ржаветь роптать, ощущать, нести, убедить, кашлянуть, нестись, обмануть, ознакомить, отнять, чадить, ощущать, окрыситься, дудеть, сечь, окропить, затмить, убедиться, пригореть, шелестеть, нуждаться, колоситься, устремить.

2. Вставьте пропущенные буквы в следующих глаголах:

Опор...чивать, осп...ривать, узак...нивать, удост...ивать, облагор...живать, обусл...вливать, отср...чивать, притр...гиваться, подыт...живать, перестр...ивать, удост...ивать.

3. Образуйте формы прошедшего времени от следующих глаголов, расставляя ударение:

добыть, забыть, избить, отбыть, побыть, пробыть, убыть, подать, издать, отдать, обдать, наддать, передать, предать, придать, продать, дожить, зажить, изжить, обжить, ожить, отжить, пережить, пожить, прижить, заклясть, проклясть, долить, залить, излить, налить, облить, отлить, перелить, подлить, полить, прилить, разлить, замереть, обмереть, отмереть, умереть, перемереть, отпереть, запить, испить, отпить, попить, пропить, распить, начать, почать, донять, нанять, обнять, отнять, перенять, понять, поднять, принять, пронять.

4. Проспрягайте следующие глаголы в настоящем времени и расставьте ударение. Особо выделите случаи, когда норма допускает варианты (основной, допустимый, разговорный, устаревающий).

Бросить, включить, винтить, драить, дразнить, дружить, разгромить, голосить, разделить, погрузить, зазубрить, косить, (придавать косое положение, смотреть искоса), лениться, уморить, мучить, вручить, выручить, сорить, трусить, (сыпать), хвалить, шевелить.

5. Образуйте краткие формы страдательных причастий (где возможно) и расставьте ударение:

читать, выполнить, гулять, бросать, кольнуть, тонуть, обмануть, вянуть, сохнуть, торговать, нарисовать, гипнотизировать, загипнотизировать, носить, переносить, возить, полюбить, строить, брать, собрать, задавать, мерзнуть, засохнуть, нести, вести, расцвести, перешить, молоть, перебороть, смеяться, разгуляться, терпеть, вертеть, побороть.

6. От перечисленных ниже глаголов образуйте и запишите действительные причастия настоящего времени, расставьте ударение.

бродить, будить, душить, кормить, корить, любить, лениться, молить, носить, возить, пилить, просить, рубить, светить, спилить, служить, хвалить, ценить, цедить.

привинтить, раздолбить, раздробить, разгромить, разделить, зазубрить, включить, искривить, примирить, крестить, уморить, поручить, пересилить, унести, испечь, пройти, привести, отвезти, унести.

7. Перепишите, вставляя пропущенные буквы:

В Берлине, на холодной сцене пел немец, ранен…ый в Испании, по обвинению в измене, казнен…ый за глаза заранее. Пять раз друзьями похоронен…ый, пять раз гестапо проворонен…ый, то гримирован…ый, то в тюрьмах ломан…ый, то вновь иголкой в стог обронен…ый. Воскресший, бледный, как видение, стоял он, шрамом изуродован…ый, как документ Сопротивления, здесь в этом зале обнародован…ый (К.Симонов).

У него в другом кармане тоже много новостей для незван…ых, хоть и ждан…ых, но непрошен…ых гостей (А. Твардовский).

Кругом стояли брошен…ые курени (М. Шолохов).

Сечен…ый, мучен…ый, вверчен…ый, кручен…ый, еле Калина бредет (Н. Некрасов)

8. Образуйте деепричастия с суффиксами –а, -я. Объясните процесс формообразования. Выделите глаголы, у которых не может быть формы деепричастия на –а, -я.

оглядывать, дуть, встретить, любить, жать, писать, гнуть, горевать, рвать, зябнуть, нести, красить, течь, умереть, тереть, шить, давать, крикнуть, жалеть, крыть, низать.

9. Образуйте деепричастия с суффиксами -в, -вши, -ши. Объясните процесс формообразования. Чем определяется выбор суффикса? В каких случаях образование указанной формы невозможно?

Поджать, треснуть, жить, заболеть, сделать, покинуть, связать, забить, подобрать, принести, задуть, заблудиться, выйти, послать, погрузиться, развестись, понравиться, стонать, сделать, посидеть, испечь, нагрузить, надушить, надушиться.

Контрольная работа № 5

Тема: «Точность употребления синтаксических единиц».

 

1. Составьте словосочетания, используя однородные члены, данные слева, и зависимые слова, помещенные справа:

 

подготовка и руководство аспиранты
помощь и сотрудничество родственные предприятия
руководство и контроль местные организации
надеяться и верить свои выпускники
понять и смириться трудности переходного периода
подбор и наблюдение факты
координировать и руководить деятельность смежных организаций

 

2. Прочитайте предложения. Исправьте, где это необходимо, нанизывание падежей, не оправданное контекстом и затрудняющее понимание.

 

1. Выступление оратора было встречено аудиторией шумными аплодисментами. 2. Докладчик остановился на некоторых новейших оценках науки влияния на природу химического производства. 3. Наш представитель вторично выдвинут советом директоров председателем комиссии. 4. В работе дается краткая характеристика методики определения себестоимости сельскохозяйственной продукции. 5. В целях дальнейшего расширения участия студентов и привлечения к активной работе по экономике членов Клуба менеджеров проводятся регулярные встречи за круглым столом. 6. Ведутся изыскания возможности создания самостоятельных независимых издательств. 7. Диссертация содержит анализ теории и практики решения проблемы укрепления экономической базы предприятия нашего времени. Работа представляет собой попытку обобщения опыта производства товаров народного потребления. 9. С выходом книги читатели смогут ознакомиться с пониманием наших проблем известного современного писателя.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.