Сделай Сам Свою Работу на 5

Выход из кризиса - от «контроля» наркотиков к «управлению» психоактивными веществами.





Как уже было указано выше, самый легкий вариант – введение режима контроля для всех ПАВ без исключения. Однако история развития человеческого общества показала, что такой путь скорее неприемлем.

Так, значительная часть ПАВ – это различного рода лекарственные препараты, в частности:

- анестетики (например, эфир для наркоза);

- барбитураты (снотворные средства);

- анальгетики (для снятия боли);

- антимигренозные препараты (от головной боли);

- противоэпилептические препараты;

- антипаркинсонические препараты (для лечения болезни Паркинсона);

- антидепрессанты;

- средства для лечения деменции;

- средства против табакокурения и зависимостей;

- средства для лечения алкогольной зависимости;

- средства для лечения опиатной зависимости;

- средства для устранения головокружения.

Таким образом, усложнить их оборот, неизбежно возникающий в результате контроля, - означает поставить под угрозу жизнь и здоровье страдающих различного рода недугами населения.

Поставить под жесткий контроль все ПАВ без исключения также не выход в связи с их широкой распространенностью.

Это хорошо видно на примере ветеринарных препаратов, содержащих ПАВ, и широко используемых для лечения животных, находящихся во владении людей.



Введение неоправданных барьеров в обороте ПАВ, используемых в ветеринарии, приведет к падежу скотопоголовья и домашних питомцев, как это произошло в ряде стран в связи с мерами по ограничению кетамина.

На памяти живущего сейчас поколения хорошо известна антиалкогольная кампания 1980 годов, результаты которой вызвали негативную оценку общества, а последующая за этим резкая отмена мер по сдерживанию алкоголизации населения, только усугубила этот процесс.

Проводимые на более ранних этапах антиалкогольные кампании, как правило, провоцировали всплеск кустарного изготовления спиртных напитков, качество которых оставляло желать лучшего, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Человеческое общество вводило также ограничения на производство, оборот и потребление ряда других видов ПАВ.

Так, по сей день оборот наркотических средств и психотропных веществ ограничен исключительно медицинскими и научными целями. Следовательно, возник такой институт деятельности, как контроль над законным оборотом.



Однако в современном обществе с его традициями и обычаями невозможно все ставить под контроль государства.

Жесткий контроль над чаем и кофе (содержащие ПАВ - кофеин) в современных условиях грозит крупными экономическими потерями, не адекватными уровню опасности вызываемых ими химических зависимостей. В современном обществе чай и кофе – это не только предметы потребления, но и предмет культуры, когда существуют определенные этические нормы, предписывающие подавать чай и кофе в определенных случаях, даже как атрибут хорошего отношения к человеку.

Необходимо осознавать, что в состав ПАВ входят совершенно разнородные вещества. Часть из них не подпадает ни под один институт контроля (некоторые растения, содержащие ПАВ, сбор и использование которых ничем не ограничен, например, гриб «мухомор»). Другие контролируются как обычные товары (чай, кофе), третьи подпадают под особую категорию товаров (алкоголь, табак), четвертые находятся в режиме ограниченного оборота (лекарственные наркотические средства и психотропные вещества, а также прекурсоры), а пятые - запрещены к производству (изготовлению) и обороту полностью (это - неиспользуемые в медицинских целях наркотические средства и психотропные вещества).

Казалось бы, нет единого для всех ПАВ средства воздействия, с целью обеспечения здоровья населения.

Однако, современная наука и практика все же выработали систему подходов ко всем ПАВ – это управление психоактивными веществами.



Чем же отличается «контроль» от «управления»?

А,прежде всего тем, что«контроль» -это только одна из функций«управления»,в состав которой входят:

- планирование;

- организация;

- мотивация;

- и контроль.

Эти функции были выделены французским практиком и ученым Анри Файолем в его работе «Общее и промышленное управление» в 1916 г., которая была результатом процесса исследования факторов, оказывающих мотивирующее и демотивирующее воздействие на поведение человека[152].

Управление - это основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на объект (управляемую подсистему) с тем, чтобы обеспечить их нормальное функционирование, совершенствование и развитие, успешное движение к заданной цели[153].

Исходя из этого,управление психоактивными веществами(УПВ) можно определить как процесс систематического, сознательного, целенаправленного воздействия на систему производства (изготовления), оборота и потребления ПАВ, осуществляемый на основе познания и использования объективных закономерностей и прогрессивных тенденций, путем профилактики и снижения вреда химических зависимостей, контроля законного оборота контролируемых веществ и противодействия их незаконному обороту, в интересах обеспечения здоровья населения и эффективного функционирования общества.

К основным принципам управления ПАВ, следует отнести обеспечение:

а) прав человека:

- на обеспечение возможности потребления ПАВ, содержащихся в незапрещенных законодательством продуктах питания и напитках;

- обеспечение прав страдающих заболеваниями лиц на использование ПАВ в медицинских целях;

- обеспечение прав владельцев животных на оказание тем помощи с применением ПАВ;

- обеспечение информированности о полезном и вредном воздействии ПАВ.

б) прав юридических лиц:

- научного сообщества на использование ПАВ в научных целях;

- производственных и сельскохозяйственных предприятий на использование ПАВ в экономической деятельности.

в) прав общества:

- на защиту здоровья населения от вредных последствий химических зависимостей;

- на защиту экологии от производства, использования и утилизации ПАВ.

Основными институтами УПВ являются:

- профилактика химических зависимостей;

- снижение вреда химических зависимостей;

- снижение смертности в результате употребления ПАВ;

- контроль законного оборота психоактивных веществ;

- противодействие незаконному обороту ПАВ.

Глава 11. Наркономия: – комплексная специали-зированная отрасль законодательства и права.

Понятие наркономии.

Основой настоящего исследования, его центральным стержнем является тезис о необходимости введения в научную теорию и практику деятельности государственных органов понятия «наркономия», как единой комплексной специализированной отрасли права об управлении ПАВ, позволяющей в практическом смысле решить накопившиеся проблемы в сфере наркобезопасности общества.

Этот тезис исходит из того, что ПАВ и связанные с ними явления настолько широко и прочно вошли в жизнь и быт современного общества, что сегодня сложно представить сегмент, в котором они не присутствуют.

ПАВ в нашей жизни выступают в качестве:

- химических веществ, используемых в промышленности, строительстве и быту;

- пищевых продуктов;

- лекарственных средств;

- а также иных химических веществ, используемых в целях немедицинского удовлетворения потребностей при решении личностных проблем.

При этом, управлениепсихоактивными веществами по существу сводится к единой цели: используя полезные качества ПАВ, сделать их доступными для населения в медицинских и других полезных целях, предотвращать злоупотребление ими, а в случае наступления вредных последствий – минимализировать их.

Под термином «управление» (управляющее воздействие, англ. «control», «management») здесь следует понимать выработку и осуществление целенаправленных управляющих воздействий на объект (систему), включая сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие и реализацию соответствующих решений[154].

Следует особо отметить, что ПАВ являются единым предметом регулирования для норм различных отраслей права.

Многочисленные нормативно-правовые акты о ПАВ и связанных с ними явлениях можно разделить на две основные группы:

- международно-правовые нормативные акты;

- национальное законодательство и нормативные правовые акты Кыргызской Республики, предметом регулирования которого являются психоактивные вещества и связанные с ними явления.

Последняя категория ПАВ находящаяся в незаконном обороте, превратилась в мирового масштаба угрозу, противодействие которой ведется средствами административного, гражданского, оперативно-розыскного, таможенного, семейного, уголовного и уголовно - процессуального законодательства.

Исходя из этого, логично поставить вопрос о новой отрасли права, которую возможно определить следующим образом.

Наркономия[155] -это комплексная специализированная отрасль права, представляющая собой внутренне взаимосвязанную систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, предметом которых являются управление психоактивными веществами.

При этом следует отметить, что с обретением Кыргызской Республикой суверенитета, перехода с плановой на рыночную систему экономики, вхождения в мировое сообщество на правах самостоятельного государства, ее правовая система в соответствии с насущными требованиями международного законодательства и потребностей развития общества, претерпела существенные изменения. Они затронули, в том числе, и структуру права, в которой прекратили свое существование одни и появились другие новые отрасли, носящие комплексный характер.

Их появление обусловлено различными причинами. Но главное заключается в том, что на современном этапе развития общества ряд отношений, имеющих особую социальную значимость, должны быть урегулированы правовыми средствами. Необходимость правового регулирования социально-значимых вопросов, обусловливает появление нормативных актов, регулирующих такие отношения.

Этот процесс не является новым для правовой системы Кыргызской Республики. Возникающие отрасли права носят специализированный комплексный характер, поскольку определяющую роль в них играет не метод такого регулирования, а его предмет.

Развитие системы законодательства Кыргызской Республики с обретения суверенитета привел к тому, что наряду со старыми комплексными отраслями права формируются новые, такие как аграрное право, медицинское право, таможенное право, предпринимательское и коммерческое право, экологическое право и другие.

Среди отраслей права выделяют и комплексные отрасли, которые для регулирования общественных отношений используют комбинирование различных методов и имеют сложный, многоаспектный предмет регулирования.

Например, к комплексным отраслям относят в настоящее время аграрное право. В его предмет включаются земельные, имущественные, трудовые, а также организационно-управленческие отношения в сфере сельскохозяйственной деятельности. А поскольку предмет включает разнородные общественные отношения, то в этой отрасли применяется как императивный, так и диспозитивный методы, а также дополнительный метод - координации в организационно-управленческих отношениях[156].

В соответствии с теорией государства и права, «Отрасль права представляет собой обособленную совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Она отражает более высокий уровень системообразующих связей, характеризуется определенной целостностью, автономностью...

Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – это фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Круг их весьма широк и разнообразен – трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и др. Им присущи следующие черты:

1) это жизненно важные для человека и его объединений отношения;

2) это волевые, целенаправленные (разумные) отношения;

3) это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения;

4) это поведенческие отношения, за которыми можно осуществлять внешний контроль (например, юрисдикционными органами).

Общественные отношения выступают в качестве главного объективного (материального) критерия деления права на отрасли и институты. Структура этих отношений, их тип, род, вид обусловливают в определенной мере структурные и содержательные параметры нормы, института, отрасли и права в целом.

Метод правового регулирования есть совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод – на вопрос, как регулирует. Метод объединяет объективные и субъективные моменты и носит по отношению к предмету дополнительный (процессуальный) характер[157]».

В этой связи все нормы наркономии распределены по двум институтам:

- самостоятельные институты наркономии;

- отраслевые институты наркономии.

Если наркономия представляет собой совокупность норм, то законодательство составляют акты, содержащие эти нормы.

Для наркономии, как комплексной специализированной отрасли права характерно, с одной стороны, усложнение структуры права, когда нормы основных отраслей права входят в ее состав; с другой - признание в качестве источников собственных норм права, не входящих ни в одну из основных отраслей права. В этом состоит специфика источников наркономии, большинство норм которого устанавливается комплексными нормативно-правовыми актами, предназначенными специально для регулирования общественных отношений.

Юридической основой для формирования наркономии служит законодательство, под которым понимается совокупность нормативных актов, регулирующие отношения, составляющие ее предмет.

Говоря о наркономии, как отрасли права, следует иметь в виду, что отрасль права - это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки, комплексы однородных общественных отношений.

Однако наркономия как отрасль права не представляет собой механическое объединение норм из нескольких институтов. Это целостное образование, характеризующееся рядом свойств, признаков, не присущих правовым институтам. В частности, она регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением широкой сферы предметной деятельности общества, государства, граждан и иных субъектов права.

Способность осуществлять правовое регулирование обширной сферы общественных отношений отличает наркономию как отрасль права от любого правового института, регулятивные функции которого ограничиваются какой-либо сравнительно узкой совокупностью отношений. Кроме того в отличие от института, наркономия, как отрасль права содержит исчерпывающий набор юридических средств, методов правового воздействия, устанавливаемых государством в процессе регулирования отношений в сфере оборота ПАВ.

Наркономия является комплексной специализированной отраслью права, потому что содержит полный набор юридических средств, призванных обеспечить эффективное действие как отрасли в целом, так и каждого ее компонента на уровне правовых институтов и конкретных норм права.

Ей характерен специфический набор юридических средств правового регулирования, что позволяет не только объединять нормы права в единое целое, придавать им упорядоченный, системный характер, но и отличать одну отрасль права от другой.

Она объединяет такие правовые нормы, которые регулируют особый вид общественных отношений, объективно требующий специфической правовой регламентации. Объединение правовых норм в такую специализированную комплексную отрасль права, как наркономия происходит в силу объективных причин, не зависящих от усмотрения законодателя. Главным фактором, обусловливающим отличие наркономии от других отраслей права, является своеобразие общественных отношений, которые ею регулируются.

Отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, отличаются друг от друга своим содержанием, конкретными целями и задачами. Так, нормы административного права регулируют отношения, связанные с исполнительными функциями государственной власти, нормы гражданского права определяют порядок имущественных связей в государстве, а нормы наркономии наряду со специализированными нормативными источниками, регулирующими оборот ПАВ, используют комплекс норм, содержащихся в отраслевых актах административного, гражданского, семейного, оперативно-розыскного, уголовного и уголовно-процессуального законодательства, регулирующих определенные стороны общественных отношений в сфере оборота ПАВ с применением присущих им методов.

Формирование новой отрасли права представляет собой стадийный процесс, имеющий в каждом конкретном случае определенное своеобразие. Как правило, формируемая отрасль права выступает как:

- отрасль права (как таковая);

- отрасль законодательства;

- наука;

- учебная дисциплина.

Рассматривая формирующиеся отрасли права, следует обратить внимание на их относительную самостоятельность, сочетающуюся с зависимостью и обусловленностью друг от друга. В историческом контексте каждая из отраслей права из несистемного объединения норм права, регулирующих сходные общественные отношения, на определенном этапе ее развития преображается в качественно новую форму – отрасль права.Все отрасли права представляют собой совокупность юридических норм, содержащихся в актах, обязательных к исполнению, или актах так называемого «позитивного права»[158].

Из этого исходит правило того, что отрасль права возникает, прежде всего, как отрасль законодательства. Это связано с проявлением некоторого количества законов и иных нормативных актов, посвященных определенному кругу вопросов. Для того чтобы сделать вывод о возникновении новой отрасли законодательства, необходимо учитывать и то, что указанные нормативные акты должны обладать определенной спецификой, не позволяющей включить их в состав уже существующих отраслей права. В противном случае можно говорить скорее о формировании нового правового института или подотрасли в рамках одной из уже существующих отраслей права, нежели о формировании новой отрасли права.

Учитывая наличие трех международных конвенций о наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах к которым Кыргызская Республика присоединилась в 1994 году:

- Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года;

- Конвенция о психотропных веществах 1971 года;

- Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года,

а также Закон Кыргызской Республики «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах», необходимо отметить, что они не входят ни в одну из перечисленных отраслей законодательства Кыргызской Республики. Следовательно, требуют особого выделения путем внесения в общеправовой классификатор законодательства Кыргызской Республики под шифром «460.000.000 Законодательство об управлении психоактивными веществами».

Помимо особого объекта регулирования и определения специфики правового регулирования, совокупность нормативных актов должна обладать системными характеристиками, такими как иерархическая подчиненность, единство, комплексное регулирование затрагиваемых вопросов и т.д.

В этой связи можно отметить, что в пользу определения наркономии в качестве самостоятельной отрасли права, говорит возникновение в правовой системе Кыргызской Республики относительно обособленной системы нормативных актов, посвященных управлению ПАВ.

Это и упоминавшийся Закон Кыргызской Республики «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах», а также Постановление Правительства Кыргызской Республики от 9 ноября 2007 года №543 «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах, подлежащих контролю в Кыргызской Республике».

В процессе образования исходной совокупности правовых актов необходимо различать правовые акты общего и специального характера. Различия между ними заключаются в том, что акты общего характера посвящены вопросам регламентации широкого круга правоотношений, в состав которых входят и отношения, являющиеся объектом регулирования формирующейся отрасли права; специальные же акты предназначены регламентировать узкую группу отношений.

Так, в Кыргызской Республике вопросы контроля сильнодействующих средств, являющихся частью ПАВ, регулируются нормами Законов «О здравоохранении» и «О лекарственных средствах», а также другими нормативными правовыми актами, которые одновременно регулируют широкий круг правоотношений, связанных с охраной здоровья граждан Кыргызской Республики.

Любая правовая система обладает свойством так называемой «нормативной инерции». Это свойство правовой системы заключается в том, что по мере ее развития новые нормы права первоначально включаются в состав одной из уже существующих отраслей права, в том числе в состав ее подотраслей или институтов, если такое включение не создает особых затруднений вследствие правовой специфики данных норм.

Необходимость адекватного изменения правового регулирования какой-либо группы отношений может вызвать изменение общественных отношений, что в некоторых случаях влечет за собой обособление отдельных подотраслей или группы правовых институтов в рамках уже существующей отрасли права (или в рамках нескольких отраслей) и последующее перерастание указанной совокупности правовых норм в самостоятельную отрасль законодательства.

Таким образом, бытие отрасли права в качестве отрасли законодательства начинается, как правило, с обособления совокупности норм, принадлежащих одной или нескольким отраслям права, причем указанные нормы имеют более конкретный предмет регулирования, нежели отрасли, в рамках которых они обособляются, и обладают определенными системными и иными особенностями.

Следующим шагом на пути развития отрасли права в качестве отрасли законодательства служит появление специальных нормативных актов, характеризующихся узкой предметной направленностью правового регулирования и четко очерченной сферой отношений, к которым они применяются. Данные правовые акты призваны регулировать конкретные, строго определенные отношения.

В форме специализированных актов (или одного такого акта) может существовать первоначальная группировка относительно обособившихся норм и институтов, имеющих определенную специфику в рамках уже существующей отрасли права. Вместе с тем специальный правовой акт может, выделив эти нормы из состава существующих отраслей права, положить начало новой отрасли права. В некоторых случаях специализированные правовые акты могут вводить принципиально новые нормы и правовые институты, которые также могут быть тем «зерном», из которого впоследствии «вырастет» новая отрасль права. Исходя из этого, появление специальных правовых актов начинает следующий этап становления новой отрасли законодательства.

Система правовых актов имеет свою иерархию в зависимости от юридической силы составляющих ее правовых актов. Важнейшим, основополагающим правовым актом как для всей национальной системы Кыргызской Республики в целом, так и для любой из ее отраслей права является Конституция. Вместе с тем развитие отраслей законодательства требует выделения в массиве правовых актов так называемого «основополагающего» правового акта, который, объединяя всю систему правовых актов в рамках конкретной отрасли законодательства, служит основой для новых правовых актов. Если Конституция является основным законом для всей правовой системы Кыргызской Республики, то «основополагающий правовой акт» является основой соответствующей отрасли законодательства. Таким «основополагающим правовым актом» является, как правило, закон. Примерами таких «основополагающих законов» являются кодексы: гражданский, уголовный, уголовно-процессуальный, административный и другие, а также законы Кыргызской Республики.

В системе антинаркотического законодательства такими законами являются Законы Кыргызской Республики «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» и о «Лекарственных средствах».

Появление таких «основополагающих» законов и последующая систематизация правовых актов завершают процесс формирования отрасли права как отрасли законодательства.

В процессе формирования отрасли законодательства отрасль права может одновременно выступать в качестве учебной дисциплины. При этом, когда формирование новой отрасли права как отрасли законодательства только начинается, самостоятельная учебная дисциплина, посвященная правовому регулированию соответствующих отношений, отсутствует.

В лучшем случае возможно изучение указанных вопросов в рамках других, уже существующих учебных дисциплин. По мере накопления соответствующего нормативного материала, указанным вопросам уделяется все большее внимание, что делает возможным появление соответствующей учебной дисциплины, ориентированной на правоприменительную деятельность и в силу этого имеющей прикладной характер.

Появление специальных правовых актов требует ознакомления соответствующих лиц с адресованными им правовыми нормами. Это обусловливает появление различных специальных учебных курсов, ориентированных на лиц, которым на практике приходится иметь дело с соответствующими правовыми актами.

Оформление отрасли права как самостоятельной отрасли законодательства приводит к тому, что появляется возможность перейти от учебных курсов ознакомительной или преимущественно правоприменительной направленности к учебным курсам, рассчитанным на более детальное изучение проблем правового регулирования отношений актами новой отрасли законодательства. Указанный процесс завершается тем, что наряду с учебными курсами узкой направленности появляется учебная дисциплина, ориентированная на комплексное и более подробное изучение проблем правового регулирования конкретной группы общественных отношений.

Окончательное формирование отрасли права в качестве самостоятельной отрасли законодательства и самостоятельной учебной дисциплины дает толчок к формированию двух других ипостасей отраслей права - отрасли права в собственном смысле этого слова и отрасли права как юридической науки.

Отрасли права в собственном смысле слова начинают существовать с момента окончательного оформления отрасли законодательства и представляют собой иерархическую систему норм права (в отличие от отрасли законодательства – иерархической системы нормативных актов). В своем развитии отрасль права также проходит несколько этапов:

- увеличение нормативного массива, детализация сферы правового регулирования и объектов такого регулирования, более подробная разработка отдельных направлений правового регулирования;

- внутриотраслевая дифференциация норм права, выделение норм-принципов, придание данным нормам особого юридического значения и особой юридической силы;

- постепенное выделение общей части (посвященной регулированию общих вопросов) и особенной части (посвященной особенностям регулирования отдельных правоотношений);

- кодификация нормативного материала, заканчивающаяся принятием Кодекса (или нескольких законов, имеющих кодифицирующий характер).

Отрасль права в качестве науки проходит в своем развитии также несколько этапов:

- критический анализ действующих правовых актов и практики их применения, обобщения правоприменительной практики, углубленное изучение проблем, связанных с правовым регулированием данной группы общественных отношений;

- формирование научных школ;

- формирование научной правовой доктрины.

Существование каждой из ипостасей отрасли права отражается в соответствующих источниках. Источниками отрасли законодательства служат издания, осуществляющие официальное опубликование правовых актов. Источниками учебной дисциплины служат учебные пособия, программы, учебники. Источниками отрасли права в собственном смысле слова являются правовые акты: Конституция Кыргызской Республики, конституционные законы и законы Кыргызской Республики, Указы Президента Кыргызской Республики, постановления Правительства Кыргызской Республики и т.д.

Источниками отраслей права как науки является работа ученых. Их можно разделить на монографию и периодику. Но при этом все ипостаси отрасли права, несмотря на их относительную самостоятельность, взаимосвязаны.

Само законодательство о психоактивных веществах развивалось в нашей правовой системе, прежде всего, как законодательство о наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах, сильнодействующих и одурманивающих средствах.

Целесообразность закрепления законодательства об управлении ПАВ качестве самостоятельной отрасли законодательства подтверждается закреплением существования такового в Законах Кыргызской Республики «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» и «О лекарственных средствах».

Так, в статье 3 (Законодательство о наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах) Закона о наркотических средствах, указывается, что «Законодательство о наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими состоит из настоящего Закона и не противоречащих ему нормативных правовых актов Кыргызской Республики».

В статье 3 (Законодательства Кыргызской Республики о лекарственных средствах), указывается, что «Законодательство Кыргызской Республики о лекарственных средствах состоит из настоящего Закона, других законов и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики.

Особенности обращения наркотических лекарственных средств и психотропных веществ регулируются законами Кыргызской Республики.

Если международным договором, подписанным Кыргызской Республикой установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международного договора».

Нельзя отрицать того, что в настоящее время в правовой системе Кыргызской Республики де-факто существует совокупность нормативных актов, регламентирующих управление ПАВ. К сожалению, это не нашло соответствующего отражения в Общеправовом классификаторе отраслей законодательства.

Вместе с тем формирование права об управлении ПАВ, как отрасли права в собственном смысле слова и как самостоятельной юридической науки в настоящее время только начинается. Законодательство об управлении принципов и понятий, соответствующих международным обязательствам Кыргызской Республики в этой сфере и Конституции Кыргызской Республики.

Речь в данном случае идет о таких принципах, как контроль за определенными видами ПАВ, использование определенных видов ПАВ исключительно в медицинских и научных целях и так далее.

Очевидно, что процесс эволюции законодательства Кыргызской Республики об управлении ПАВ, будет развиваться в направлении совершенствования законодательной техники и внутриотраслевой дифференциации правовых ном.

Положительной является тенденция дифференциации правового регулирования, т.е. индивидуализация подхода к регулируемым правом отношениям в зависимости от специфики конкретных отношений и особенностей участвующих в них субъектов права.

В настоящее время законодательство об управлении ПАВ развивается в следующих направлениях:

-снижение предложения (включая контроль за определенными видами ПАВ);

- снижение спроса на ПАВ;

- снижение вреда от употребления ПАВ;

- снижение смертности от употребления ПАВ.

Следует учитывать также и то, что законодательство об управлении ПАВ, как формирующаяся отрасль права Кыргызской Республики, несмотря на свою определенную самостоятельность, находится в тесной связи с иными отраслями права.

Поэтому правовое урегулирование управления ПАВ носит комплексный характер и осуществляется нормами нескольких отраслей права.

Но указанные выше направления эволюции характерны не только для законодательства о ПАВ (совокупности специальных актов, регулирующих управление ПАВ), но и для других отраслей законодательства (не посвященных непосредственно управлению ПАВ.

Поэтому при анализе законодательства об управлении ПАВ нельзя отбрасывать нормы иных отраслей законодательства, регулирующих отношения, связанные с управлением ПАВ.

Таким образом, следует заключить, что законодательство об управлении ПАВ, сформировавшееся как отрасль законодательства, в настоящий момент перерастает в отрасль права в собственном смысле слова.

В то же время наркономия, сформировавшееся как комплексная учебная дисциплина, постепенно обретает право на существование в качестве самостоятельной юридической науки.

Основные задачи, стоящие перед данной отраслью права в современном Кыргызстане - это упорядочение нормативного материала, регламентирующего управление ПАВ, детализация и конкретизация правового регулирования отдельных направлений данной деятельности, проведение внутриотраслевой дифференциации правовых норм с сохранением их внутриотраслевого единства, определение частных подходов к регулированию отдельных видов отношений и выделения общих вопросов регулирования.

Указанные задачи должны решаться не только наркономией, как самостоятельной отраслью права, но и силами других отраслей права, поскольку регулирование указанных отношений носит комплексный характер.

Формирование новой отрасли права - трудный и длительный процесс. Процесс формирования наркономии как самостоятельной отрасли права находится на начальной стадии. В настоящее время трудно судить о конечных результатах данного процесса, но нельзя отрицать, что первые шаги на пути ее формирования уже сделаны.

Таким образом, наркономия, как наука, имеет право на существование.

Однако исключительно собранными доказательствами ограничиваться не следует, потому что каждая наука имеет свой особый предмет, метод и систему.

Эти вопросы и будут рассмотрены в следующих разделах настоящего исследования.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.